Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
к решению
Думы Города Томска
от 06.02.2018 N 761
3.8. Развитие инфраструктуры утилизации и переработки отходов на 2016-2030 годы
Администрацией Города Томска разработана муниципальная программа "Обеспечение экологической безопасности на 2015-2020 годы". В рамках подпрограммы "Развитие инфраструктуры мест погребения, утилизации и переработки отходов на 2015-2020 годы" вышеуказанной муниципальной программы осуществляются необходимые мероприятия по развитию инфраструктуры утилизации и переработки отходов на территории муниципального образования "Город Томск". Ответственный исполнитель подпрограммы - департамент капитального строительства администрации Города Томска. Реализацию мероприятий подпрограммы осуществляет департамент капитального строительства администрации Города Томска. В целях достижения поставленных целей и реализации отдельных мероприятий подпрограммы возможно:
- привлечение администрацией Города Томска и ее органами юридических и физических лиц в соответствии с действующим законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
- реализация иных мероприятий, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации.
Финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования "Город Томск".
3.8.1. Анализ текущей ситуации
Проблемы обращения с твердыми коммунальными отходами занимают одно из центральных мест в области окружающей среды и здоровья людей. Ежегодно каждый житель в среднем производит 1,51 м3 (300 кг) твердых коммунальных и 0,19 м3 (38 кг) крупногабаритных отходов.
Твердые коммунальные отходы включают разнообразные вещества органического и неорганического происхождения. Содержание отдельных компонентов, выраженное в процентах к общей массе отходов, определяет морфологический состав твердых коммунальных отходов.
Наибольшее количество из твердых коммунальных отходов, образующихся в поселениях, составляют пищевые отходы - 47%, далее бумага и картон - 19%, стекло - 8%, металл - 9%, пластик - 6%, резина, текстиль, кожа в общей сложности - до 5%, 1% приходится на дерево, до 5% составляют прочие отходы.
За последние годы появилось достаточно большое количество предприятий торговли. Супермаркеты, оптовые базы, рынки - все они служат источниками образования отходов.
Мелкие предприятия торговли, расположенные внутри жилых кварталов, зачастую размещают свои отходы в контейнеры жилого сектора, увеличивая таким образом объемы собираемых от населения отходов, что, в свою очередь, дополнительным бременем ложится на расходы населения. Проблема в данном случае заключается в том, что вместе с коммунальным мусором попадают промышленные и токсичные отходы, которые затем вывозят на полигон, что категорически запрещено.
В мировой практике известно много методов обезвреживания и утилизации отходов. По конечной цели эти методы делятся на ликвидационные (решаются в основном санитарно-гигиенические задачи) и утилизационные (позволяющие использовать отходы в качестве вторичных отходов); по технологическому принципу - на биологические, термические, химические, механические, смешанные. Большинство этих методов не нашло значительного распространения в нашей стране в связи с их технологической сложностью и высокой себестоимостью переработки отходов.
Самым доступным и дешевым способом утилизации твердых коммунальных отходов на сегодняшний день является захоронение твердых коммунальных отходов.
В настоящий момент наиболее распространенный способ уничтожения твердых коммунальных отходов - это полигоны. Однако этот простой способ сопровождают следующие проблемы:
- чрезмерно быстрое переполнение существующих полигонов из-за большого объема размещаемых отходов;
- отрицательные факторы для окружающей среды: заражение подземных вод выщелачиваемыми продуктами, выделение неприятного запаха, разброс отходов ветром, самопроизвольное возгорание полигонов, бесконтрольное образование метана и неэстетичный вид;
- отсутствие площадей, пригодных для размещения полигонов на удобном расстоянии от крупных городов. Расширение городов вытесняет полигоны на все более дальнее расстояние. Данный фактор в сочетании с ростом цен на землю увеличивает стоимость транспортировки твердых коммунальных отходов.
В г. Томске не применяются методы уничтожения и переработки отходов, а проводится их захоронение на полигоне, расположенном в районе с. Ново-Михайловка, общей площадью 54,3 га.
Данный полигон функционирует с 1964 года. На полигоне твердых коммунальных отходов производится прием, складирование и изоляция нетоксичных отходов от населения, предприятий города и уличный смет. Рабочие площадки полигона разделены на карты, в пределах которых осуществляется захоронение. Размещение отходов выполняется по высотной схеме методом надвига с уплотнением каждого слоя. При этом общее количество накопленных отходов составляет порядка 28 млн м3.
В 1998 году расчетный срок эксплуатации полигона истек. Однако в связи с тем, что строительство нового полигона в районе с. Сурово-Сухоречье не было начато, срок эксплуатации действующего решено было продлить. Ежегодное увеличение объема твердых коммунальных отходов, поступающего на полигон, и отсутствие свободных рабочих карт для захоронения твердых коммунальных отходов делают невозможным размещение отходов. Кроме того, в настоящее время городская застройка приблизилась к действующему полигону твердых коммунальных отходов, что противоречит требованиям санитарно-экологических норм и создает неблагоприятную экологическую обстановку.
Департаменту капитального строительства администрации Города Томска предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок в районе с. Сурово-Сухоречье площадью 89,27 га для строительства полигона твердых коммунальных отходов.
За период 2008-2011 годы были выполнены работы на общую сумму 95146,8 тыс. руб., в том числе по годам:
2008 год - 49711,4 тыс. руб.;
2009 год - 6881,2 тыс. руб.;
2010 год - 38554,2 тыс. руб.
За счет указанных средств были выполнены работы:
2008 год:
- строительство рабочей карты - 31792 м2;
- строительство пожарного резервуара объемом 50 м3 - 2 шт.;
- строительство пожарной мачты - 28 м;
- строительство комплектной трансформаторной подстанции 2КТПНБУ-ТВ/К-250-10/04-У1 - 1 шт.;
- строительство воздушной линии 10 кВ - 2185 п. м;
- строительство линии наружного освещения - 715 п. м;
- строительство автомобильных весов - 1 шт.
2009 год:
- начало строительства рабочей карты - 44100 м2;
- снос деревьев и корчевка пней - 1544 шт.;
- срезка растительного грунта - 14888 м3;
- устройство площадки из грунта для строительства здания мойки спецтехники - 2479 м3.
2010 год:
- продолжение строительства рабочей карты - 44100 м2;
- устройство дорожного покрытия из сборных ж/б плит - 3156 м2;
- строительство здания мойки спецтехники - 1 шт.;
- строительство кабельной линии 0,4 кВт - 283 м;
- строительство наружного освещения - 235,5 м;
- строительство водонапорной башни объемом 50 м3 - 1 шт.;
- бурение и оборудование скважины - 1 шт.;
- строительство наружного водопровода - 0,274 км;
- строительство выгреба емкостью 25 м3 - 1 шт.;
- строительство насосной станции - 1 шт.
В целях обеспечения бесперебойной работы полигона по захоронению твердых коммунальных отходов г. Томска необходимо готовить новые рабочие карты 2 пускового комплекса I очереди строительства, предусмотренные проектом со следующими техническими показателями:
I. Основные рабочие карты:
1. Рабочая карта (поз. по ГП 36а) 4,576 га.
2. Рабочая карта (поз. по ГП 36б) 4,730 га.
3. Рабочая карта (поз. по ГП 36в) 3,534 га.
II. Резервные рабочие карты:
1. Рабочая карта (поз. по ГП 36г) 0,819 га.
2. Рабочая карта (поз. по ГП 36д) 0,680 га.
3. Рабочая карта (поз. по ГП 36е) 0,680 га.
4. Рабочая карта (поз. по ГП 36ж) 0,680 га.
5. Рабочая карта (поз. по ГП 36н) 0,680 га.
6. Рабочая карта (поз. по ГП 36к) 0,680 га.
7. Рабочая карта (поз. по ГП 36л) 0,680 га.
8. Рабочая карта (поз. по ГП 36 м) 0,680 га.
После завершения строительства и ввода объект будет передан в эксплуатацию специализированной организации, имеющей допуск на выполнение соответствующих работ. Таким образом, расходы по эксплуатации полигона по захоронению твердых коммунальных отходов будут осуществляться эксплуатирующей организацией с последующим их возмещением от населения муниципального образования "Город Томск" в рамках тарифа на вывоз и захоронение твердых коммунальных отходов.
В результате эксплуатации двух карт размещения коммунальных отходов в соответствии с проектом городского полигона в районе с. Сурово-Сухоречье (удаленность от черты города 25 км) операторы, занимающиеся транспортировкой твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов, столкнулись с проблемой большой удаленности места разгрузки от мест сбора твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов.
Вследствие организации полигона в районе с. Сурово-Сухоречье увеличилось количество техники, задействованной в уборке города. Использование одноэтапного (прямого) метода по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов продолжительное время может негативно сказаться на экологической обстановке в городе.
В последние годы в мировой практике наблюдается тенденция замены прямого вывоза твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов двухэтапным методом с использованием мусороперегрузочных станций. Как показывает мировая практика, технологию с использованием мусороперегрузочных станций в основном используют города, где удаленность полигона составляет более 10 - 15 км от города.
В г. Томске единственный действующий полигон, построенный в соответствии с требованиями охраны окружающей среды, находится на расстоянии 25 км от города.
Поэтому для г. Томска более чем актуальна двухэтапная схема вывоза твердых коммунальных отходов.
1 этап:
1) сбор твердых коммунальных отходов в местах накопления;
2) вывоз твердых коммунальных отходов собирающими мусоровозами на мусороперегрузочную станцию.
2 этап:
1) перегрузка в большегрузные транспортные средства;
2) перевозка твердых коммунальных отходов к местам их захоронения или утилизации;
3) выгрузка твердых коммунальных отходов на полигоне.
В настоящее время мусоровозы разгружаются на полигоне в районе с. Сурово-Сухоречье, расстояние до которого составляет 25 км.
3.8.2. Расчет показателя "Обеспеченность г. Томска площадями для захоронения твердых коммунальных отходов"
Sn = ((Sp + Sk) / Sb) / K,
где:
Sp - площадь рабочих карт полигона по захоронению твердых коммунальных отходов, введенных в текущем году;
Sk - площадь незаполненных рабочих карт полигона по захоронению твердых коммунальных отходов за предыдущий год;
Sb - площадь рабочих карт, необходимая для ежегодной утилизации и обезвреживания образующихся твердых коммунальных отходов (3,2 га/год);
K - коэффициент заполняемости в год (площадь рабочих карт 1 очереди строительства всего на общий срок эксплуатации полигона 50 лет).
2015 год - 0,9 = ((0,0 + 1,21) / 3,2) / 0,4;
2016 год - 0,0 = ((0,0 + (-1,99) / 3,2) / 0,4;
2017 год - 0,0 = ((0,0 + (-5,19) / 3,2) / 0,4;
2018 год - 0,0 = ((6,46 + (-8,39) / 3,2) / 0,4;
2019 год - 0,9= ((6,32 + (-5,13) / 3,2) / 0,4;
2020 год - 2,8 = ((5,64 + (-2,1) / 3,2) / 0,4.
Расчет показателя "Введенная мощность полигона, тыс. м3/год":
Sn = (Sp x Vтыс. м3/год) / Sb,
где:
Sp - площадь рабочих карт полигона по захоронению твердых коммунальных отходов, введенных в текущем году;
V тыс. м3/год - объем поступающих отходов в год (1850 тыс. м3/год);
Sb - площадь рабочих карт, необходимая для ежегодной утилизации и обезвреживания образующихся твердых коммунальных отходов (3,2 га/год).
2015 год - 0,0 = (0,0 x 1850) / 3,2;
2016 год - 0,0 = (0,0 x 1850) / 3,2;
2017 год - 0,0 = (0,0 x 1850) / 3,2;
2018 год - 3734,7 = (6,46 x 1850) / 3,2;
2019 год - 3653,8 = (6,32 x 1850) / 3,2;
2020 год - 3260,6 = (5,64 x 1850) / 3,2.
3.8.3. Перечень мероприятий и экономическое обоснование
В связи с крайней актуальностью проблемы обеспеченности г. Томска площадями для захоронения твердых коммунальных отходов полигон твердых коммунальных отходов является приоритетным объектом. В связи с этим их строительство будет осуществляться одновременно. Реализацию предусмотренных мероприятий планируется осуществлять на условиях софинансирования за счет средств бюджета Томской области.
Стоимость строительства полигона по захоронению твердых коммунальных отходов г. Томска в районе с. Сурово-Сухоречье Томского района. 1 очередь в ценах 3 квартала 2007 года составляет 375589,1 тыс. руб. (положительное заключение государственной экспертизы N 70-1-5-0336-08 от 17.09.2008). Стоимость строительства 1 очереди полигона в ценах соответствующих лет составляет 667718,4 тыс. руб. (в ценах 2007-2019 годов, стоимость рассчитана с применением индексов изменения сметной стоимости на территории Томской области, а также прогнозных индексов-дефляторов Министерства экономического развития до 2015 года (вариант 2 от 24.08.2012) от 24.08.2012 (2013 к 2012 - 1,072; 2014 к 2013 - 1,07; 2015 к 2014 - 1,065; 2016 к 2015 - 1,065; 2017 к 2016 - 1,065; 2018 к 2017 - 1,065; 2019 к 2017 - 1,065).
За период с 2008 по 2011 год были выполнены работы на общую сумму 95146,8 тыс. руб.
Потребность в средствах на завершение строительства объекта в ценах соответствующих лет и с учетом оптимизации затрат в сумме 2145,1 тыс. руб. составляет 570426,5 тыс. руб.
Стоимость строительства мусороперегрузочной станции будет уточнена после получения положительного заключения Государственной экспертизы.
В сфере развития инфраструктуры мест утилизации и переработки отходов.
Динамичный рост городского населения в 2006-2012 годы усилил остроту проблем, связанных с комфортностью проживания горожан, а именно: доступностью жилья и качеством коммунальных услуг, состоянием улично-дорожной сети и транспортного обслуживания. Проблемы в указанных сферах более всего волнуют горожан, а реализация задач по улучшению условий проживания в городском пространстве требует наибольших финансовых вложений. В связи с этим создание "Комфортной городской среды" - это второе стратегическое направление актуализированной Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года, приоритетами которого являются: сбалансированное пространственное развитие, городская инфраструктура жизнеобеспечения, доступное и комфортное жилье, улучшение экологической обстановки и повышение безопасности жизнедеятельности.
Проблемы обращения с коммунальными отходами занимают одно из центральных мест в области окружающей среды и здоровья людей. Ежегодно каждый житель в среднем производит 1,51 м3 (300 кг) твердых коммунальных и 0,19 м3 (38 кг) крупногабаритных отходов.
В сфере содержания инфраструктуры мест утилизации и переработки отходов.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. Обеспечение сбора, вывоза мусора и его утилизация и захоронение являются одним из важнейших элементов, характеризующих уровень благоустройства города.
Большинство контейнеров, установленных на территории муниципального образования "Город Томск", имеет стандартный размер 0,75 м3, в связи с чем имеет быструю наполняемость (для обеспечения сбора растущего объема отходов требуется установка большего количества данных контейнеров); не оборудовано крышкой для предотвращения доступа внутрь контейнера животных; при положительных значениях температуры воздуха отходы, находящиеся в данных контейнерах, источают неприятные запахи. Все указанные факторы негативно сказываются на уровне благоустройства и санитарно-эпидемиологической обстановке в городе.
В г. Томске с 2015 года начат раздельный сбор отходов, но тем не менее не применяются методы уничтожения и переработки отходов, а проводится их захоронение на полигоне, расположенном в районе с. Сурово-Сухоречье. На полигоне в районе с. Ново-Михайловка захоронение твердых коммунальных отходов не производится в связи с отсутствием свободных карт для захоронения твердых коммунальных отходов. Согласно Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства Российской Федерации от 02.11.1996, закрытые карты полигонов твердых коммунальных отходов подлежат рекультивации. Рекультивация полигонов твердых коммунальных отходов является обязательным комплексом работ и выполняется в два этапа: техническая рекультивация и биологическая.
3.8.4. Перечень объектов недвижимого имущества, приобретаемых в муниципальную собственность муниципального образования "Город Томск" путем реализации бюджетных инвестиций
N пп |
Наименование объекта недвижимого имущества (согласно паспорту инвестиционного проекта) |
Направление инвестирования |
Мощность объекта, м2 |
Срок ввода в эксплуатацию (приобретения) объекта (год) |
Стоимость приобретения объекта недвижимого имущества, тыс. руб. |
Распределение стоимости приобретения объекта недвижимого имущества по годам реализации инвестиционного проекта, тыс. руб. |
||
2015 год |
2016 год |
2017 год |
||||||
2 |
Строительство мусороперегрузочной станции |
Строительство |
- |
- |
Стоимость строительства мусороперегрузочной станции будет уточнена после получения положительного заключения Государственной экспертизы |
0,00 |
2280,00 |
0,00 |
|
Итого |
|
|
|
|
0,00 |
2280,00 |
0,00 |
3.8.5. Целевые показатели инфраструктуры утилизации и переработки отходов муниципального образования "Город Томск"
N пп |
Индикаторы мониторинга |
2015 год |
Обеспечение объемов производства товаров (оказания услуг) | ||
1 |
Объем реализации товаров и услуг, м3 |
2048254 |
2 |
Удельное потребление, м3/чел. |
3,28 |
Качество производимых товаров (оказываемых услуг) | ||
4 |
Наличие контроля качества товаров и услуг, % |
100 |
6 |
Обеспечение инструментального контроля, % |
100 |
7 |
Продолжительность (бесперебойность) поставки товаров и услуг, час./день |
14 |
Надежность снабжения потребителей | ||
8 |
Коэффициент защищенности объектов от пожаров, час./день |
24 |
10 |
Коэффициент заполняемости полигона, % |
100 |
Эффективность деятельности | ||
15 |
Рентабельность деятельности, % |
34,9 |
16 |
Период сбора платежей, дней |
9 |
17 |
Эффективность использования энергии (энергоемкость производства), кВт x ч/м3 |
0,08 |
18 |
Коэффициент уплотнения, ед. |
0,107 |
19 |
Эффективность использования персонала (трудоемкость производства), чел./га |
0,22 |
20 |
Производительность труда, м3/чел. |
87863 |
<< Приложение 3 Приложение 3 |
||
Содержание Решение Думы города Томска от 6 февраля 2018 г. N 761 "О внесении изменений в решение Думы города Томска от 30.10.2007... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.