Постановление Администрации ЗАТО Северск от 28 июня 2018 г. N 1082
"Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в городском округе ЗАТО Северск Томской области"
В соответствии с частью 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации
постановляю:
1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в городском округе ЗАТО Северск Томской области.
2. Признать утратившим силу постановление Администрации ЗАТО Северск от 23.04.2015 N 807 "Об утверждении Порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в городском округе ЗАТО Северск Томской области".
3. Опубликовать постановление в средстве массовой информации "Официальный бюллетень Администрации ЗАТО Северск"и разместить на официальном сайте Администрации ЗАТО Северск в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.seversknet.ru).
4. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Главы Администрации ЗАТО Северск Бабенышева В.В., заместителя Главы Администрации ЗАТО Северск по экономике и финансам Смольникову Л.В., заместителя Главы Администрации ЗАТО Северск по социальной политике Лоскутову Л.А., заместителя Главы Администрации ЗАТО Северск по капитальному строительству Мазура Р.Л., заместителя Главы Администрации ЗАТО Северск по общественной безопасности Рудича А.А. и заместителя Главы Администрации ЗАТО Северск - Управляющего делами Администрации ЗАТО Северск Коваленко В.В.
Глава Администрации |
Н.В. Диденко |
Утверждены
постановлением
Администрации ЗАТО Северск
от 28 июня 2018 г. N 1082
Правила
осуществления главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в городском округе ЗАТО Северск Томской области
I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета ЗАТО Северск (далее - главный администратор бюджетных средств, администратор бюджетных средств) внутреннего финансового контроля и на основе функциональной независимости внутреннего финансового аудита.
2. Главные администраторы бюджетных средств, администраторы бюджетных средств в целях обеспечения осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита принимают правовые акты по вопросам, определенным настоящими Правилами.
II. Осуществление внутреннего финансового контроля
3. Внутренний финансовый контроль является непрерывным процессом, реализуемым руководителем (заместителями руководителя), иными должностными лицами главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, организующими и выполняющими, а также обеспечивающими соблюдение внутренних процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учёта и составления бюджетной отчётности (далее - внутренние бюджетные процедуры), направленным:
1) на соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета этими главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств и подведомственными ему администраторами бюджетных средств и (или) получателями бюджетных средств;
2) на соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления бюджетной отчётности и ведения бюджетного учёта (обеспечение достоверности бюджетной отчётности) этими главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств и подведомственными ему администраторами бюджетных средств и (или) получателями бюджетных средств;
3) на подготовку и реализацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
4. Внутренний финансовый контроль осуществляется в структурных подразделениях главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств и получателя средств бюджета, исполняющих бюджетные полномочия.
5. Должностные лица подразделений главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств осуществляют внутренний финансовый контроль в отношении следующих внутренних бюджетных процедур :
1) составление и представление в Финансовое управление Администрации ЗАТО Северск документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета ЗАТО Северск, в том числе реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований;
2) составление и представление документов главному администратору бюджетных средств, администратору бюджетных средств, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета ЗАТО Северск;
3) составление и представление в Финансовое управление Администрации ЗАТО Северск документов, необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам бюджета, расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета;
4) составление, утверждение и ведение бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств;
5) составление и направление в Финансовое управление Администрации ЗАТО Северск документов, необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи, а также для доведения (распределения) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств;
6) составление, утверждение и ведение бюджетных смет и (или) составление (утверждение) свода бюджетных смет;
7) формирование и утверждение муниципальных заданий в отношении подведомственных муниципальных учреждений;
8) составление и исполнение бюджетной сметы;
9) принятие в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств;
10) осуществление начисления, учёта и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в бюджет ЗАТО Северск, пеней и штрафов по ним (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах);
11) принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет ЗАТО Северск, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах);
12) принятие решений о зачёте (об уточнении) платежей в бюджет ЗАТО Северск (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах);
13) ведение бюджетного учёта, в том числе принятие к учёту первичных учётных документов (составления сводных учётных документов), отражение информации, указанной в первичных учётных документах и регистрах бюджетного учёта, проведение оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций;
14) составление и представление бюджетной отчётности и сводной бюджетной отчётности;
15) исполнение судебных актов по искам к городскому округу ЗАТО Северск Томской области, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам подведомственных казенных учреждений городского округа ЗАТО Северск Томской области;
16) распределение лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств;
17) осуществление предусмотренных правовыми актами о предоставлении межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления;
18) осуществление предусмотренных правовыми актами о предоставлении (осуществлении) бюджетных инвестиций действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления;
19) осуществление предусмотренных правовыми актами о выделении в распоряжение главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета, действий, направленных на обеспечение адресности и целевого характера использования указанных ассигнований.
6. Внутренний финансовый контроль осуществляется путём осуществления контрольных действий, а также принятия мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур.
7. К контрольным действиям относятся:
1) проверка соответствия документов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Томской области, муниципальных правовых актов ЗАТО Северск, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих расходные (бюджетные) обязательства, а также требованиям внутренних стандартов и процедур;
2) подтверждение (согласование) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
3) сверка данных;
4) сбор (запрос), анализ и оценка (мониторинг) информации о выполнении внутренних бюджетных процедур.
8. Контрольные действия, указанные в пункте 7 настоящих Правил (далее - контрольные действия), применяются в ходе самоконтроля и (или) контроля по уровню подчиненности (подведомственности), смежного контроля (далее - методы контроля).
9. Контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические и смешанные. Визуальные контрольные действия осуществляются без использования прикладных программных средств автоматизации. Автоматические контрольные действия осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц. Смешанные контрольные действия выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц.
10. К способам осуществления контрольных действий относятся:
1) сплошной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);
2) выборочный способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры).
11. Внутренний финансовый контроль осуществляется в соответствии с утвержденной картой внутреннего финансового контроля.
Утверждение карт внутреннего финансового контроля осуществляется руководителем (заместителем руководителя) главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств.
12. В карте внутреннего финансового контроля по каждому отражаемому в нём предмету внутреннего финансового контроля указываются данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), периодичности выполнения операции, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия, методах контроля и периодичности, а также способах проведения контрольных действий.
13. Процесс формирования (актуализация) карты внутреннего финансового контроля включает следующие этапы:
1) оценка операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) с точки зрения вероятности возникновения событий, негативно влияющих на выполнение внутренних бюджетных процедур (далее - бюджетные риски), в целях определения применяемых к ним методов контроля, контрольных действий и способов их осуществления;
2) формирование перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) с указанием необходимости или отсутствия необходимости осуществления контрольных действий, определяемых по результатам оценки бюджетных рисков.
14. Оценка бюджетного риска осуществляется по следующим критериям:
1) вероятность - степень возможности наступления события, негативно влияющего на выполнение внутренней бюджетной процедуры;
2) степень влияния - уровень негативного воздействия события на результат выполнения внутренней бюджетной процедуры, определяемый по величине отклонения от целевых значений показателей качества исполнения бюджетных полномочий (далее - качество финансового менеджмента), осуществляемых главным администратором бюджетных средств, величине ущерба, причиненного бюджету ЗАТО Северск, или величине искажения бюджетной отчётности и (или) величине отклонения от целевых значений показателей муниципальной программы.
Значение каждого из указанных критериев оценивается как низкое, среднее или высокое.
Оценка значения критерия "вероятность"осуществляется с учётом результатов анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) реализации бюджетного риска.
15. Оценка значений критериев бюджетного риска осуществляется должностными лицами, ответственными за формирование карт внутреннего финансового контроля, на основании:
1) информации соответствующих структурных подразделений главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств о результатах внутреннего финансового контроля и отчётов о результатах аудиторских проверок;
2) информации о выявленных органами контроля, осуществляющими функции по предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами бюджета ЗАТО Северск главными распорядителями, распорядителями и получателями средств бюджета и функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, нарушениях нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Томской области, муниципальных правовых актов ЗАТО Северск, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих расходные (бюджетные) обязательства, а также требований внутренних стандартов и процедур (далее - нарушения), представляемой в установленном им порядке;
3) информации о возникновении коррупционно опасных операций.
16. К коррупционно опасным операциям для целей настоящих Правил относятся операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур):
1) при выполнении которых может возникнуть конфликт интересов и в отношении которых внутренний финансовый контроль осуществляют должностные лица, замещающие должности, включенные в перечень должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками;
2) необходимые для выполнения внутренней бюджетной процедуры, направленной на организацию исполнения функции муниципального органа, определенной в качестве коррупционно опасной;
3) в отношении которых имеется информация о признаках, свидетельствующих о коррупционном поведении должностных лиц при их выполнении.
Бюджетный риск признается значимым, если значение хотя бы одного из критериев бюджетного риска оценивается как высокое либо при одновременной оценке значений обоих критериев бюджетного риска как среднее.
В карты внутреннего финансового контроля включаются операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) со значимыми бюджетными рисками.
17. Формирование (актуализация) карты внутреннего финансового контроля осуществляется руководителем каждого подразделения, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур.
18. Актуализация карт внутреннего финансового контроля проводится:
1) при принятии решения руководителем (заместителем руководителя) главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля в соответствии с пунктом 31 настоящих Правил;
2) в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, определяющие необходимость изменения внутренних бюджетных процедур.
19. При формировании (актуализации) карты внутреннего финансового контроля составляется (уточняется) перечень мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур, к которым в том числе относятся:
1) меры, направленные на совершенствование способов и уточнение сроков совершения операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
2) меры, направленные на устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
3) меры, направленные на повышение квалификации должностных лиц, выполняющих внутренние бюджетные процедуры;
4) проведение мониторинга изменений бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также положений законов и иных нормативных правовых актов, обусловливающих расходные (бюджетные) обязательства.
Указанный перечень мер составляется (уточняется) с учётом результатов оценки бюджетных рисков и утверждается руководителем (заместителями руководителя) главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств.
20. Формирование, утверждение и актуализация карты внутреннего финансового контроля, а также перечня мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур осуществляются в порядке, установленном главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств, в том числе с применением автоматизированных информационных систем. Актуализация (формирование) карты внутреннего финансового контроля, а также перечня мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур проводится не реже одного раза в год.
21. Ответственность за организацию и осуществление внутреннего финансового контроля несут руководитель или заместитель руководителя главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, курирующие структурные подразделения главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, в соответствии с распределением обязанностей, а также руководители структурных подразделений, выполняющих внутренние бюджетные процедуры.
22. При поступлении информации о выявленных нарушениях главный администратор бюджетных средств обязан представлять в Контрольно-ревизионный комитет Администрации ЗАТО Северск сведения о мерах по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур, сведения об актуализации карт внутреннего финансового контроля и копии документов, подтверждающих принятие соответствующих мер.
23. Внутренний финансовый контроль в подразделениях главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств осуществляется с соблюдением периодичности, методов контроля и способов контроля, указанных в картах внутреннего финансового контроля.
24. Самоконтроль осуществляется сплошным и (или) выборочным способом должностным лицом каждого структурного подразделения главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств путём проведения проверки выполняемой им операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) на соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации, Томской области и муниципальным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения и (или) обусловливающим расходные (бюджетные) обязательства, требованиям внутренних стандартов и процедур, должностным регламентам и (или) сверки данных.
25. Контроль по уровню подчиненности осуществляется сплошным способом руководителем (заместителем руководителя) и (или) руководителем подразделения главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств (иным уполномоченным лицом) путём подтверждения (согласования) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), осуществляемых подчиненными должностными лицами.
26. Контроль по уровню подведомственности осуществляется в целях реализации бюджетных полномочий сплошным и (или) выборочным способом главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств в отношении процедур и операций, совершенных подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, администраторами доходов бюджета и администраторами источников финансирования дефицита бюджета, путём проведения проверок, направленных на установление соответствия представленных документов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, Томской области и муниципальным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, и внутренним стандартам и процедурам, и путем сбора (запроса), анализа и оценки (мониторинга) главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств информации об организации и результатах выполнения внутренних бюджетных процедур подведомственными администраторами бюджетных средств и получателями бюджетных средств.
Результаты таких проверок оформляются заключением с указанием необходимости внесения исправлений и (или) устранения недостатков (нарушений) при их наличии в установленный в заключении срок либо разрешительной надписью на представленном документе.
27. Смежный контроль осуществляется сплошным и (или) выборочным способом руководителем подразделения главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств (иным уполномоченным лицом) путем согласования (подтверждения) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), осуществляемых должностными лицами других структурных подразделений главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, и (или) проведения анализа и оценки информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур.
28. Выявленные недостатки и (или) нарушения при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения о причинах рисков возникновения нарушений и (или) недостатков и о предлагаемых мерах по их устранению (далее - результаты внутреннего финансового контроля) отражаются в регистрах (журналах) внутреннего финансового контроля.
Ведение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля осуществляется в каждом подразделении, ответственном за выполнение внутренних бюджетных процедур, в том числе с применением автоматизированных информационных систем.
29. Регистры (журналы) внутреннего финансового контроля подлежат учёту и хранению в установленном главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств порядке, в том числе с применением автоматизированных информационных систем.
Порядок ведения регистров (журналов) внутреннего финансового контроля, перечни должностных лиц, ответственных за их ведение, устанавливаются главными администраторами бюджетных средств, администраторами бюджетных средств.
30. Информация о результатах внутреннего финансового контроля направляется подразделением, ответственным за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, или уполномоченным подразделением руководителю (заместителю руководителя) главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств с установленной руководителем главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств периодичностью.
Порядок формирования и направления информации о результатах внутреннего финансового контроля на основе данных регистров (журналов) внутреннего финансового контроля устанавливается главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств.
31. Руководитель (заместитель руководителя) главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля принимает решения с указанием сроков их выполнения, направленные:
1) на обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) и (или) устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;
2) на изменение карт внутреннего финансового контроля в целях увеличения способности процедур внутреннего финансового контроля снижать бюджетные риски;
3) на актуализацию системы формуляров, реестров и классификаторов как совокупности структурированных документов, позволяющих отразить унифицированные операции в процессе осуществления бюджетных полномочий главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств;
4) на уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
5) на изменение внутренних стандартов и процедур;
6) на уточнение прав по формированию финансовых и первичных учётных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учёта;
7) на устранение конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;
8) на проведение служебных проверок и применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;
9) на ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств.
32. При принятии решений по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля учитываются поступившая главному администратору бюджетных средств, администратору бюджетных средств информация, указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов муниципального финансового контроля, информация о нарушениях, выявленных контрольным органом, осуществляющим функции по предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами бюджета ЗАТО Северск главными распорядителями, распорядителями и получателями средств бюджета, а также размещенные в текущем календарном году и в течение предыдущего календарного года на официальном сайте Финансового управления Администрации ЗАТО Северск в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.seversknet.ru) квартальные (годовые) отчёты указанного структурного подразделения о результатах мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств бюджета ЗАТО Северск (в части главного администратора бюджетных средств).
III. Осуществление внутреннего финансового аудита
33. Внутренний финансовый аудит осуществляется структурными подразделениями и (или) уполномоченными должностными лицами, работниками главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств (далее - субъект внутреннего финансового аудита), наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, на основе функциональной независимости.
Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.
Внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и предоставлению независимой и объективной информации о результатах исполнения бюджетных полномочий главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств, направленной на повышение качества выполнения внутренних бюджетных процедур.
Субъект внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно и исключительно руководителю главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств.
34. Целями внутреннего финансового аудита являются:
1) оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
2) подтверждение достоверности бюджетной отчётности и соответствия порядка ведения бюджетного учёта методологии и стандартам бюджетного учёта, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
3) подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств.
35. Структурные подразделения главного администратора бюджетных средств являются объектами внутреннего финансового аудита главного администратора бюджетных средств, структурные подразделения администратора бюджетных средств являются объектами внутреннего финансового аудита администратора бюджетных средств (далее - объекты аудита).
По согласованию с руководителем главного администратора бюджетных средств, в ведении которого находится администратор бюджетных средств, или руководителем другого администратора бюджетных средств, находящимся в ведении того же главного администратора бюджетных средств, структурные подразделения администратора бюджетных средств могут являться объектами внутреннего финансового аудита главного администратора бюджетных средств или другого администратора бюджетных средств, находящегося в ведении того же главного администратора бюджетных средств, путём осуществления внутреннего финансового аудита субъектом внутреннего финансового аудита соответствующего главного администратора бюджетных средств (администратора бюджетных средств).
36. В рамках осуществления внутреннего финансового аудита:
1) оценивается надежность внутреннего финансового контроля;
2) подтверждаются законность выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективность использования бюджетных средств;
3) подтверждается соответствие учётной политики и ведения бюджетного учёта методологии и стандартам бюджетного учёта;
4) оценивается эффективность применения объектом аудита автоматизированных информационных систем при выполнении внутренних бюджетных процедур;
5) подтверждается наличие прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
6) подтверждаются законность и полнота формирования финансовых и первичных учётных документов, а также наделения должностных лиц правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
7) подтверждается достоверность данных, содержащихся в регистрах бюджетного учёта и включаемых в бюджетную отчётность.
37. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств (далее - план).
38. Субъект внутреннего финансового аудита вправе осуществлять подготовку заключений по вопросам обоснованности и полноты документов главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, направляемых в Финансовое управление Администрации ЗАТО Северск в целях составления и рассмотрения проекта бюджета, в порядке, установленном главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств.
39. Аудиторские проверки подразделяются:
1) на камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;
2) на выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;
3) на комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.
40. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:
1) запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля, письменные заявления и объяснения от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
2) посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
3) привлекать независимых экспертов.
41. Субъект внутреннего финансового аудита обязан:
1) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
2) проводить аудиторские проверки в соответствии с программами аудиторских проверок, в том числе аудиторскую проверку достоверности бюджетной отчётности получателя бюджетных средств, сформированной главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств, с применением в соответствии с пунктом 52 настоящих Правил основанного на оценке бюджетных рисков подхода по определению проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита, а также проверку соблюдения главным администратором бюджетных средств порядка формирования сводной бюджетной отчётности;
3) знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок;
4) не допускать к проведению аудиторских проверок должностных лиц субъекта внутреннего финансового аудита, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры.
42. Ответственность за организацию и осуществление внутреннего финансового аудита несет руководитель главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств.
Руководитель главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств при организации внутреннего финансового аудита обязан исключить участие субъекта внутреннего финансового аудита в организации и выполнении внутренних бюджетных процедур.
43. Составление, утверждение и ведение плана осуществляются в порядке, установленном главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств.
44. План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
По каждой аудиторской проверке в плане указывается тема аудиторской проверки, объекты аудита, срок проведения аудиторской проверки и ответственные исполнители.
45. При планировании аудиторских проверок (составлении плана и (или) программы аудиторской проверки) учитываются:
1) значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчётность главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств в случае неправомерного исполнения этих операций;
2) факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;
3) результаты оценки бюджетных рисков;
4) степень обеспеченности подразделения внутреннего финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
5) возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;
6) наличие резерва времени для проведения внеплановых аудиторских проверок.
46. В ходе планирования аудиторских проверок субъект внутреннего финансового аудита обязан провести предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
1) осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
2) проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий Счетной палатой ЗАТО Северск и Контрольно-ревизионным комитетом Администрации ЗАТО Северск в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.
47. План составляется и утверждается до начала очередного финансового года.
48. Аудиторская проверка назначается решением руководителя главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств.
49. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной руководителем субъекта внутреннего финансового аудита.
50. При составлении программы аудиторской проверки формируется аудиторская группа. Программа аудиторской проверки должна содержать:
1) тему аудиторской проверки;
2) наименование объектов аудита;
3) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, а также сроки ее проведения.
51. Аудиторская проверка проводится с применением:
1) метода инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) и (или) материальных активов;
2) метода наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);
3) запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
4) подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учёта;
5) пересчёта, представляющего собой проверку точности арифметических расчётов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельный расчёт работником подразделения внутреннего финансового аудита;
6) аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от неё и (или) неправильно отражённых в бюджетном учёте операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.
52. В ходе аудиторской проверки достоверности бюджетной отчётности получателя бюджетных средств, сформированной главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств, субъект внутреннего финансового аудита применяет основанный на оценке бюджетных рисков подход по определению проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита в целях подтверждения наличия (отсутствия) выраженных в денежном выражении искажений показателей бюджетной отчётности, которые приводят к искажению информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также влияют на принятие пользователями бюджетной отчётности управленческих решений.
Процесс определения проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита включает следующие этапы:
1) осуществление оценки рисков искажения бюджетной отчётности;
2) определение подлежащих проверке показателей бюджетной отчётности, применяемых к ним соответствующих методов аудита, а также объёма выборки данных, используемых для подтверждения достоверности информации, содержащейся в бюджетной отчётности.
53. Оценка риска искажения бюджетной отчётности осуществляется в отношении каждого показателя бюджетной отчётности по следующим критериям:
1) существенность ошибки - величина искажения информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также степень влияния на принятие пользователями бюджетной отчётности управленческих решений в случае допущения ошибки (упущения, искажения информации по рассматриваемому показателю бюджетной отчётности или её отражения с нарушением методологии и стандартов бюджетного учёта и бюджетной отчётности);
2) вероятность допущения ошибки - степень возможности неотражения информации по рассматриваемому показателю бюджетной отчётности или её отражения с нарушением методологии и стандартов бюджетного учёта и бюджетной отчётности.
Оценка значения критерия "вероятность допущения ошибки"осуществляется с учётом результатов анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) реализации риска искажения бюджетной отчётности, в том числе анализа состояния контроля за ведением бюджетного учёта и составлением бюджетной отчётности.
Значение каждого из указанных критериев оценивается как низкое, среднее или высокое.
Риск искажения бюджетной отчётности является высоким (риск существенного искажения бюджетной отчётности), если значение одного из критериев риска искажения бюджетной отчётности оценивается как высокое.
Риск искажения бюджетной отчётности является низким (риск несущественного искажения бюджетной отчетности), если значение каждого из критериев риска искажения бюджетной отчетности оценивается как низкое.
Риск искажения бюджетной отчетности является средним в случаях остальных сочетаний значений критериев риска искажения бюджетной отчетности.
К показателям бюджетной отчетности с рисками существенного искажения бюджетной отчетности применяется комбинация из двух и более методов аудита (инспектирование, пересчёт, подтверждение и запрос).
К показателям бюджетной отчётности со средними рисками искажения бюджетной отчётности применяются методы аудита по решению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита.
К показателям бюджетной отчётности с рисками несущественного искажения бюджетной отчётности в качестве методов аудита применяются аналитические процедуры и (или) наблюдение либо аудит таких показателей отчётности не проводится.
По проверяемому показателю бюджетной отчётности объём выборки данных, используемых для подтверждения достоверности информации, содержащейся в бюджетной отчётности, определяется в зависимости от значения риска искажения бюджетной отчётности с учетом методических рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации.
54. При проведении аудиторской проверки формируется рабочая документация, которая содержит следующие документы и иные материалы, подготавливаемые в связи с проведением аудиторской проверки:
1) документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая её программу;
2) сведения о характере, сроках, объёме аудиторской проверки и о результатах её выполнения;
3) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
4) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учётной документации, документов бюджетного учёта и бюджетной отчётности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;
5) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
6) копии обращений, направленных органам муниципального финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
7) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения.
55. Предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления устанавливаются главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств.
56. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки, который подписывается руководителем аудиторской группы и вручается им представителю объекта аудита, уполномоченному на получение акта. Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки.
57. Формирование, направление и сроки рассмотрения акта аудиторской проверки объектом аудита осуществляются в порядке, устанавливаемом главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств.
58. На основании акта аудиторской проверки составляется отчёт о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
1) информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках в целях принятия мер, предупреждающих их возникновение;
2) информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита;
3) выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектами аудита бюджетной отчётности;
4) выводы о достоверности бюджетной отчётности (о соответствии порядка ведения бюджетного учёта и составления бюджетной отчётности получателя бюджетных средств, сформированной главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств, методологии и стандартам бюджетного учёта и бюджетной отчётности, включая выводы о соблюдении порядка формирования (актуализации) учётной политики, оформления и принятия к учёту первичных учетных документов, проведения инвентаризации активов и обязательств, хранения документов бюджетного учёта, а также о соответствии состава бюджетной отчётности требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих составление и представление бюджетной отчётности, её составлении на основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного учёта), а также о соблюдении главным администратором бюджетных средств порядка формирования сводной бюджетной отчётности;
5) выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
59. Отчёт о результатах аудиторской проверки с приложением акта аудиторской проверки направляется руководителю главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств. По результатам рассмотрения указанного отчёта руководитель главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств принимает следующие решения:
1) о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
2) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
3) о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
4) о направлении материалов в Контрольно-ревизионный комитет Администрации ЗАТО Северск и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений, в отношении которых отсутствует возможность их устранения;
5) о проведении мероприятий, предусмотренных пунктом 31 настоящих Правил.
60. При принятии руководителем главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств решения, предусмотренного подпунктом 1 пункта 59 настоящих Правил, руководитель объекта аудита обеспечивает разработку плана мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений в соответствии с предложениями и рекомендациями субъекта внутреннего финансового аудита и осуществляет контроль за его выполнением.
61. Годовая отчётность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита за отчётный финансовый год формируется субъектом внутреннего финансового аудита и представляется в Контрольно-ревизионный комитет Администрации ЗАТО Северск до 1-го февраля текущего финансового года.
62. Годовая отчётность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита содержит информацию, подтверждающую выводы о надежности (эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчётности главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств.
Проведение внутреннего финансового контроля считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений, а также к повышению эффективности использования бюджетных средств.
63. Порядок составления и представления отчёта о результатах аудиторской проверки и годовой отчётности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита устанавливается главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации ЗАТО Северск от 28 июня 2018 г. N 1082 "Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в городском округе ЗАТО Северск Томской области"
Текст постановления опубликован на сайте Администрации ЗАТО Северск (http://www.seversknet.ru)
Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 19 февраля 2020 г. N 281 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации ЗАТО Северск от 22 августа 2019 г. N 1832
Постановление Администрации ЗАТО Северск от 23 июля 2018 г. N 1370