Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 6
к постановлению
Администрации Томского района
от 09.08.2018 N 217
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 1, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Основными характеристиками текущего состояния сферы дошкольного, общего и дополнительного образования Томского района являются доступность образовательных услуг для детей Томского района, качество услуг, предоставляемых образовательными организациями, и состав педагогических работников.
Программу развития дошкольного, общего и дополнительного образования в Томском районе реализуют 23 дошкольные образовательные организации, 34 общеобразовательные организации и 9 организаций дополнительного образования. Проблемы обеспечения предоставления образовательных услуг детям в возрасте от 1,5 до 18 лет зависят как от демографической ситуации в районе, так и от условий, созданных в образовательных организациях.
Важнейшим показателем состояния системы образования Томского района является гарантированное право на получение общедоступного и бесплатного качественного общего образования. Сеть образовательных учреждений Томского района позволяет обеспечить конституционное право граждан на получение общедоступного бесплатного общего образования с учетом потребностей различных категорий граждан.
Одним из ключевых направлений развития общего образования в рамках инициативы Президента Российской Федерации "Наша новая школа" является введение во всех общеобразовательных учреждениях новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
В районе осуществляются мероприятия, направленные на обеспечение доступности качественного образования всем категориям обучающихся: развиваются новые модели образовательных учреждений. В штатном режиме введен федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в пилотном - основного общего образования; реализуются различные модели профильного обучения. Развитие предпрофильной подготовки и профильного образования как составного элемента стандартов общего образования обусловил внедрение механизмов организации сетевых профильных классов в сетевой профильной школе на базе МБОУ "Воронинская СОШ". С 2013 года профильное обучение в Воронинской школе реализуется с использованием дистанционных технологий (договор о сотрудничестве с ТГПУ "Центр дополнительного физико-математического и естественно-научного образования").
В 2013 году добавилась сетевая профильная школа для одаренных детей на базе Зональненского образовательного округа, в состав которого входят МБОУ "Богашевская СОШ им. А.И. Федорова" Томского района, МБОУ "Петуховская СОШ" Томского района, МБОУ "Лучановская СОШ" Томского района; широко внедрено профильное обучение по индивидуальным (групповым) образовательным планам и траекториям в общеобразовательных классах. Совершенствуется материально-техническая база учреждений.
В Томском районе проводится работа по социальной поддержке и созданию условий для полноценной жизнедеятельности инвалидов в обществе:
- предоставляются образовательные услуги детям с ограниченными возможностями здоровья, детям, имеющим статус "ребенок-инвалид", в соответствии с рекомендациями территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуального плана работы. В общеобразовательных организациях района обучаются 1055 детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. 87 детей-инвалидов;
- осуществляется выбор образовательной программы в соответствии с рекомендациями территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуального плана работы, оказывается логопедическая, психологическая помощь. Осуществляется бесплатное двухразовое питание этой категории детей;
- обеспечивается обучение 3 детей-инвалидов, переведенных на индивидуальное обучение на дому, с использованием дистанционных технологий.
"Слабым звеном" является неукомплектованность образовательных учреждений узкими специалистами: психологами, логопедами и дефектологами.
Для изменения сложившейся ситуации необходимо выработать подход к решению этих задач, который позволит улучшить доступность посещения людьми с ограниченными возможностями здоровья объектов общего образования, даст возможность более активно участвовать в общественной жизни, улучшит их психологическое самочувствие и во многом поможет решить проблемы обучения детей-инвалидов. Формирование условий устойчивого развития беспрепятственного доступа к общеобразовательным учреждениям для лиц с ограниченными возможностями здоровья должно стать частью социальной политики, проводимой в Томском районе.
Показателями результативности деятельности системы общего образования являются качественные результаты. В районе выстраивается система оценки качества образования, которая строится на принципах охвата всех ступеней общего образования процедурами оценки качества образования. Ключевой процедурой оценки учебных достижений обучающихся стал единый государственный экзамен. Процедура проведения единого государственного экзамена продолжает совершенствоваться, усиливается контроль за соблюдением установленного порядка проведения экзаменов, повышается качество информированности населения об организации и результатах проведения экзаменов. Проводится государственная (итоговая) аттестация выпускников, освоивших основные образовательные программы основного общего образования, в новой форме; независимая внешняя экспертиза учебных достижений обучающихся 1, 4, 5 классов. В районе продолжается апробация различных форм и механизмов учета внеучебных достижений обучающихся, таких как портфолио, участие обучающихся в олимпиадах, творческих конкурсах, исследовательских проектах, увеличивается количество победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников.
Тем не менее имеют место расхождения в условиях осуществления образовательной деятельности и качестве образовательных результатов между образовательными организациями, низкие темпы обновления учебно-материальной базы и номенклатуры услуг образовательных организаций.
Программами дополнительного образования охвачено 3713 детей по образовательным направлениям: художественно-эстетическое, эколого-биологическое, социально-педагогическое, научно-техническое, культурологическое, спортивное, краеведение.
Положительные результаты многолетней работы системы дополнительного образования подтверждаются результатами участия воспитанников учреждений дополнительного образования детей во всероссийских и областных конкурсах и фестивалях.
Решение задачи развития доступности и повышения качества дополнительного образования в настоящее время затруднено рядом обстоятельств:
- недостаточная материально-техническая база муниципальных организаций дополнительного образования детей;
- невозможность удовлетворения образовательных потребностей детей в рамках существующей инфраструктуры территорий.
С целью развития дополнительного образования необходимо:
- создать условия для вовлечения детей и увеличения доли детей в организациях дополнительного образования;
- обеспечить организации, осуществляющие дополнительное образование, программами нового поколения, отвечающими запросам различных категорий детей и их родителей;
- совершенствовать развитие ресурсного потенциала системы дополнительного образования детей;
- повышать уровень профессиональной подготовки педагогов.
Также для увеличения доступности дополнительного образования в Томском районе с 2018 года реализуется система персонифицированного финансирования дополнительного образования, подразумевающая предоставление детям именных сертификатов дополнительного образования. Реализуемый финансово-экономический механизм позволяет всем организациям, в том числе не являющимися муниципальными учреждениями, имеющим лицензию на ведение образовательной деятельности, получить равный доступ к бюджетному финансированию. С целью обеспечения использования именных сертификатов дополнительного образования Управление образования Администрации Томского района руководствуется региональными правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования детей и ежегодно принимает программу персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Томском район.
Помимо реализуемого механизма персонифицированного финансирования в Томском районе реализуется механизм персонифицированного учета детей, получающих дополнительное образования за счет средств бюджетов различных уровней, которые в совокупности создают систему персонифицированного дополнительного образования.
В результате реализации системы персонифицированного финансирования дополнительного образования охват детей персонифицированным финансированием дополнительного образования (в % от общего числа детей в возрасте от 5 до 18 лет) составит 30,9%.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" субъектам Российской Федерации необходимо обеспечить достижение к 2016 году ста процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.
В период реализации муниципальной программы продолжится рост численности детей, что потребует создания дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях.
Развитие системы дошкольного, общего и дополнительного образования требует качественного кадрового обеспечения системы образования Томского района, наращивания его кадрового потенциала.
Анализ ресурсного обеспечения развития системы дошкольного, общего и дополнительного образования детей показывает, что приоритетным направлением в развитии кадрового потенциала системы образования на сегодняшний день являются задачи привлечения в образовательные организации молодых педагогов, повышения квалификации педагогических кадров, создания условий для развития их творческого потенциала.
Таким образом, к наиболее острым проблемам развития дошкольного, общего и дополнительного образования Томского района можно отнести:
- недоступность качественного образования для детей, обучающихся в отдельных сельских поселениях муниципальных образований Томского района, прежде всего в малокомплектных школах;
- недостаток услуг дополнительного образования в области технического творчества;
- низкая в сравнении со средними показателями по Российской Федерации оснащенность школ компьютерами, что затрудняет переход к дистанционному обучению, использованию электронных образовательных ресурсов и учебников.
Совершенствование системы школьного питания является одним из приоритетов государственной политики как на государственном, так и на муниципальном уровне. Здоровое питание в детском и подростковом возрасте способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, увеличивает адаптационные возможности организма, оказывает существенное влияние на формирование и состояние здоровья человека на протяжении всей последующей жизни.
В школах района функционируют 34 столовых, в которых насчитывается 2924 посадочных места. Всего в районе получают горячее питание 98% учащихся. Все нуждающиеся дети - 3507 человек охвачены дотационным питанием. С 1 января 2015 г. обеспечение дотационным питанием из расчета 25 рублей в день на одного обучающегося, в том числе за счет средств местного бюджета - 19,50 руб., за счет средств иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету Томского района, - 5,50 руб.
Сбалансированность питания учитывается при составлении десятидневного и ежедневного меню. Все руководители согласовывают с Роспотребнадзором десятидневное меню.
В целях совершенствования организации питания обучающихся изданы приказы:
- "О мерах по обеспечению санитарно-гигиенических мероприятий в образовательных организациях Томского района";
- "Об организации дотационного питания обучающихся и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях Томского района в 2014 - 2015 учебному году";
- "О проведении мониторинга по питанию в общеобразовательных организациях Томского района в 2015 году".
В оздоровительной работе летний период занимает особое место и рассматривается как один из важнейших этапов оздоровления детей в течение года. Летние школьные каникулы позволяют охватить системой оздоровительных мероприятий наибольшее количество детей. В условиях сложной экономической обстановки в районе оздоровление детей в свободное от учебы время приобретает особое значение. Эти вопросы тем более актуальны в условиях низкого уровня доходов значительной части населения района, которому стали недоступны дорогостоящие формы семейного отдыха.
Опыт проведения оздоровительных кампаний последних лет позволил выявить наиболее эффективные формы организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в каникулярное время. Среди них на первом месте малые формы, такие как лагеря дневного пребывания в осенний и зимний периоды, которые позволяют увеличить охват мероприятиями оздоровления и организованного досуга детей и подростков от дошкольного до старшего школьного возраста при невысоких затратах.
Анализ состояния системы образования относительно требований инновационного развития социально-экономического развития позволяет выделить следующие проблемы:
- несоответствие ресурсного обеспечения образовательных учреждений требованиям, обязательным при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, установленным федеральными государственными образовательными стандартами;
- несбалансированность рынка образовательных услуг и рынка труда района;
- недостаточный уровень механизмов продвижения инновационного опыта образовательных.
Использование программно-целевого метода при решении указанных проблем образования обеспечивает единство содержательной части подпрограммы с созданием и использованием финансовых и организационных механизмов ее реализации, а также контролем за промежуточными и конечными результатами выполнения подпрограммы.
При реализации подпрограммы 1 "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования в Томском районе" планируется следующее:
В дошкольных образовательных организациях:
- организация доступного дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 7 лет;
- во всех дошкольных образовательных организациях будут внедрены ФГОС дошкольного образования;
- вырастет доля первоклассников, у которых сформирована готовность к освоению программ начального общего образования.
В общеобразовательных организациях:
- результаты ЕГЭ выпускников Томского района будут не ниже областных;
- сельские школы станут не просто образовательными, но и социокультурными центрами;
- во всех школах будут созданы условия для осуществления инклюзивного образования;
- 100% обучающихся старших классов получат возможность выбора профиля обучения и освоения образовательной программы с использованием форм сетевого и дистанционного образования;
- 50% обучающихся по программам общего образования будут участвовать в олимпиадах и конкурсах различного уровня;
- увеличится доля молодых педагогов.
В организациях дополнительного образования:
- не менее 75% детей 5 - 18 лет будут охвачены программами дополнительного образования;
- все дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети из семей с низким социально-экономическим статусом, будут иметь возможность бесплатного обучения по программам дополнительного образования.
В качестве финансирования подпрограммы 1 "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования в Томском районе" муниципальной программы "Развитие образования в Томском районе на 2016-2020 годы" предусмотрены средства из областного бюджета в размере 4 163 458 400 рублей и бюджета Томского района - 1 184 997 900 рублей. Итоговый объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы 1 составляет 5 348 456 300 рублей.
<< Приложение 5 Приложение 5 |
Приложение 7 >> Приложение 7 |
|
Содержание Постановление Администрации Томского района от 9 августа 2018 г. N 217 "О внесении изменений в постановление Администрации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.