Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению
Администрации Томского района
от 09.08.2018 N 217
1. Характеристика текущего состояния сферы реализации муниципальной программы
Повышение эффективности и качества образования - одно из базовых направлений реализации государственной и муниципальной политики на территории Томского района. Муниципальная программа "Развитие образования в Томском районе на 2016-2020 годы" разработана для реализации Стратегии социально-экономического развития Муниципального образования "Томский район" до 2025 г. в части достижения среднесрочной цели социально-экономического развития Томского района "Обеспечение стабильного повышения качества жизни населения посредством устойчивого развития экономики и повышения эффективности муниципального управления".
Система образования Томского района представлена 66 организациями и включает следующие виды организаций:
- дошкольные образовательные организации - 23 ед.;
- общеобразовательные организации - 34 ед.;
- организации дополнительного образования детей - 9 ед.
Количество образовательных организаций системы общего образования по отношению к 2014 учебному году уменьшилось на 2 единицы, что связано с проводимыми мероприятиями по повышению эффективности бюджетных расходов, предусматривающими в том числе структурные изменения сети образовательных организаций.
Общая численность обучающихся в дневных муниципальных общеобразовательных организациях составляет 7870 человек, в дошкольных организациях (от 1 до 7 лет) - 4149 человек. Потребность в совершенствовании условий и организации обучения в школах основана на меняющихся запросах населения, перспективных задачах развития российского образования, санитарно-эпидемиологических требованиях, строительных и противопожарных нормах, требованиях федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Для повышения доступности и качества общего образования должны быть обеспечены возможность организации всех видов учебной деятельности в одну смену, безопасность и комфортность условий их осуществления.
Общий охват детей в возрасте от 3-х лет до 7 лет услугами дошкольного образования на 01.01.2016 составит 100% от общего количества детей данного возраста в районе.
Численность педагогических работников дневных муниципальных организаций системы дошкольного образования - 276 человек, общего образования - 743 человека.
Сохраняется очередь от 1,5 до 3-х лет на получение места в дошкольных образовательных организациях - 360 человек. В целях ликвидации дефицита мест в дошкольных образовательных организациях необходимо дальнейшее проведение мероприятий капитального характера - строительство новых, реконструкция и капитальный ремонт существующих зданий детских садов. Также необходимо вернуть в систему здания, используемые не по целевому назначению, и создавать дополнительные места в действующих образовательных организациях.
Общий прирост численности детей в 2020 году по отношению к 2015 году составит более 1,5 тыс. человек, что влечет за собой необходимость создания новых мест. В 2014 году введено дополнительно 301 место, в 2015 году - 170 мест, в том числе в рамках реализации проекта государственно-частного партнерства "Детские сады Томской области" (Соглашение от 01.07.2013 N ГЧП-2013) - 145 мест. В 2016 году запланировано ввести 47 мест для детей от 1,5 до 7 лет.
Увеличивается число образовательных организаций, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья в форме образовательной интеграции и инклюзивного образования. Осуществляется дистанционное обучение 6 детей-инвалидов на базе МБОУ "Зональненская СОШ" Томского района, не имеющих противопоказаний для работы с компьютером.
"Слабым звеном" является неукомплектованность образовательных учреждений узкими специалистами: психологами, логопедами и дефектологами.
Для изменения сложившейся ситуации необходимо выработать подход к решению данных задач, который позволит улучшить доступность посещения людьми с ограниченными возможностями здоровья объектов общего образования, даст возможность более активно участвовать в общественной жизни, улучшит их психологическое самочувствие и во многом поможет решить проблемы обучения детей-инвалидов. Формирование условий устойчивого развития беспрепятственного доступа к общеобразовательным учреждениям для лиц с ограниченными возможностями здоровья должно стать частью социальной политики, проводимой в Томском районе.
Обеспечивается поэтапный переход на федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) основного общего образования. Соблюдая преемственность ФГОС дошкольного и общего образования, необходимо стремиться к организации единого развивающего мира. Анализ ситуации показывает, что данная тенденция должна оставаться характерной чертой системы образования в будущем.
В сентябре 2015 года на новые ФГОС в Томском районе перешли не только 5-е классы, но и в опережающем режиме 6-е и 7-е классы в 14 образовательных учреждениях.
Во всех общеобразовательных учреждениях района разработаны образовательные программы в соответствии с ФГОС с учетом специфики учреждений. Для реализации стандартов осуществлен подбор учебно-методических комплексов, приобретается необходимое учебно-лабораторное и учебно-производственное оборудование.
Поэтапный переход на ФГОС выявил ряд проблем:
- недостаточное обеспечение материально-технической базы общеобразовательных организаций в соответствии с требованиями ФГОС;
- нехватка площадей зданий для организации внеурочной деятельности обучающихся;
- дефицит ученических мест для реализации общеобразовательных программ (далее - ООП) в школах на фоне роста рождаемости.
Развитие предпрофильной подготовки и профильного образования как составного элемента стандартов общего образования, обусловило внедрение механизмов организации сетевых профильных классов - в сетевой профильной школе на базе МБОУ "Воронинская СОШ" Томского района. С 2013 года профильное обучение в Воронинской школе реализуется с использованием дистанционных технологий (договор о сотрудничестве с ТГПУ "Центр дополнительного физико-математического и естественно-научного образования").
В 2013 году добавилась сетевая профильная школа для одаренных детей на базе Зональненского образовательного округа, в который вошли МБОУ "Богашевская СОШ им. А.И. Федорова" Томского района, МБОУ "Петуховская СОШ" Томского района, МБОУ "Лучановская СОШ". Широко внедрено профильное обучение по индивидуальным (групповым) образовательным планам и траекториям в общеобразовательных классах. Совершенствуется материально-техническая база учреждений.
Обеспечивается высокое качество общеобразовательной подготовки выпускников. По сравнению с 2014 годом участники ЕГЭ Томского района в 2015 году продемонстрировали более высокие результаты по русскому языку, химии, географии, обществознанию, физике. Лучше всего выпускники Томского района знают русский язык, один из обязательных предметов. Хотя показатель ниже РФ и Томской области. Выше областного средний тестовый балл по базовому уровню математики и географии.
По всем остальным предметам средний тестовый балл ниже областного.
Вместе с тем существует разрыв в качестве образовательных результатов между образовательными организациями, работающими в разных социокультурных условиях. Необходимо формирование компетенций, востребованных в современной социальной жизни и экономике, что требует эффективного использования деятельностных (проектных, исследовательских) образовательных технологий и развития профильного образования.
Система образования Томского района накопила достаточный опыт по работе с одаренными детьми в разных областях: интеллектуальной, художественно-эстетической и технической, лидерской (социальной) и духовно-ценностной, спортивной. В этих направлениях работают образовательные учреждения системы дополнительного образования детей и общеобразовательные организации.
Совершенствуются условия для творческого и интеллектуального развития детей во внеурочное время, развивается инфраструктура по работе с талантливыми и одаренными детьми. Создан Муниципальный ресурсный Центр по работе с одаренными и высокомотивированными детьми "Сибирский совенок".
Выстроена система дополнительного образования по развитию детской одаренности. Ежегодно увеличивается количество детей, включенных в муниципальную систему выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, принимающих участие в конференциях, смотрах, конкурсах, олимпиадах, фестивалях регионального и всероссийского уровней.
В 2014 - 2015 учебном году в 9 учреждениях дополнительного образования Томского района занимались 3728 детей, по краткосрочным программам Дома детского творчества - 204 человека. В общеобразовательных организациях, лицензированных на дополнительное образование, - 420 человек. В 9 спортивных клубах - 868 человек. Итого 5220 детей (48% от общего количества детей и молодежи в возрасте от 5 до 18 лет).
Также в соответствии с общими приоритетными направлениями совершенствования системы дополнительного образования в Российской федерации, закрепленными в частности, Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р, приоритетным проектом "Доступное дополнительное образование для детей", утвержденной протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30.11.2016 N 11, Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761, в целях обеспечения равной доступности качественного дополнительного образования для детей в Томском районе Томской области с 2018 года реализуется система персонифицированного финансирования дополнительного образования, подразумевающая предоставление детям именных сертификатов дополнительного образования. Реализуемый финансово-экономический механизм позволяет всем организациям, в том числе не являющимися муниципальными учреждениями, имеющим лицензию на ведение образовательной деятельности, получить равный доступ к бюджетному финансированию. С целью обеспечения использования именных сертификатов дополнительного образования Управление образования Администрации Томского района руководствуется региональными правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования детей и ежегодно принимает программу персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Томском район.
Помимо реализуемого механизма персонифицированного финансирования в Томском районе реализуется механизм персонифицированного учета детей, получающих дополнительное образования за счет средств бюджетов различных уровней, которые в совокупности создают систему персонифицированного дополнительного образования.
В результате реализации системы персонифицированного финансирования дополнительного образования в 2018 году охват детей персонифицированным финансированием дополнительного образования (в % от общего числа детей в возрасте от 5 до 18 лет) составит 25%.
В ходе реализации проекта модернизации общего образования существенно улучшена материально-техническая база общеобразовательных организаций. Приобретено компьютерное, учебно-лабораторное, учебно-производственное, спортивное оборудование, оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся, для школьных столовых и проведения государственной (итоговой) аттестации.
Вместе с тем остается нерешенным ряд проблем: высокая степень изношенности основных фондов, жесткие нормативные требования к образовательным организациям в области комплексной безопасности, проблема аварийности, связанная с автомобильным транспортом, в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.
Парк автобусов образовательных учреждений Томского района составляет 43 единицы, в том числе на подвозе - 35. Из 7870 обучающихся Томского района 1549 детей (19,8%) на подвозе. Школьные автобусы оборудованы тахографами, автоматизированными системами управления движением (ГЛОНАСС).
Обеспечено достаточно высокое насыщение образовательных организаций современными средствами информатизации, появились новые практики реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, типовые подходы к обеспечению функционирования электронной информационно-образовательной среды образовательной организации, повысилось качество интернет-услуг.
Однако в ряде образовательных организаций для широкого внедрения электронных образовательных ресурсов, автоматизированных информационных систем, а также реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий имеющейся пропускной способности интернет-трафика недостаточно.
Модернизация единых локальных вычислительных сетей в школах позволяет создавать единое информационное пространство образовательных организаций, обеспечивать ведение каждым учителем электронных журналов и дневников, эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе, автоматизировать управленческую деятельность в организациях
Процесс информатизации Томского района предполагает:
- развитие дистанционного образования;
- создание и реализацию долговременного механизма оснащения школы компьютерной техникой и программно-методическим обеспечением;
- создание условий для подготовки и повышения квалификации педагогических работников в сфере информатизации учебно-воспитательных планов;
- создание условий для внедрения в учебно-воспитательный процесс телекоммуникационных систем;
- работа муниципального методического объединения учителей информатики.
Вместе с тем приходится констатировать недостаточную информационную открытость результатов деятельности системы образования. Слабость обратной связи является барьером для развития конкуренции, повышения эффективности и доступности образовательных услуг.
Неблагоприятным фактором, влияющим на качество образования, является состояние кадрового потенциала на всех его уровнях. Доля педагогических работников в возрасте старше 55 лет - 23%, средний возраст педагогических и руководящих работников составил 45,5 лет.
За последние три года наблюдается рост количества молодых специалистов, прибывших в образовательные учреждения Томского района. За период 2012 - 2015 учебный год в районе закрепились и работают 57 молодых педагогов: в сентябре 2012 года в школах Томского района начал работать 21 молодой специалист, в сентябре 2013 года - 17 молодых специалистов, в 2014 году - 19 молодых педагогов.
Доля молодых педагогов (стаж работы менее 5 лет) от общего количества педагогических работников муниципального образования - 13% (из них в дошкольных образовательных организациях - 7%, общеобразовательных организациях - 4%, организациях дополнительного образования - 2%).
Положительно решаются вопросы повышения квалификации педагогических кадров через различные формы обучения, в том числе с применением дистанционных форм обучения, а также с выездом преподавателей Томского областного института повышения квалификации работников образования и Томского государственного педагогического университета в образовательные организации Томского района.
Средняя заработная плата учителей в 2015 году составляет в системе дошкольного образования 26470 руб., в системе общего образования - 31284 руб. Рост заработной платы актуализирует введение эффективного контракта с педагогическими работниками, учитывающего современные стандарты профессиональной деятельности и соответствующую оценку качества работы педагогов. Системы аттестации и оплаты труда педагогов ориентируются на повышение качества образования, непрерывное профессиональное развитие.
Формирование эффективной системы непрерывного профессионального развития педагогов должно обеспечить переход на более эффективную систему повышения квалификации, интеграцию систем повышения квалификации и аттестации педагогов.
При реализации Муниципальной программы "Развитие образования в Томском районе на 2016-2020 годы" в системе образования планируется следующее:
- будут проведены капитальные ремонты в 30 зданиях общеобразовательных организаций;
- будут созданы современные, безопасные и комфортные условия для осуществления учебного и воспитательного процессов с учетом требований санитарных и противопожарных норм.
В дошкольных образовательных организациях:
- будет организовано доступное дошкольное образование для детей в возрасте от 1,5 до 7 лет;
- будет создана инфраструктура сопровождения раннего развития детей (от 0 до 3 лет);
- во всех дошкольных образовательных организациях будут внедрены ФГОС дошкольного образования;
- вырастет доля первоклассников, у которых будет сформирована готовность к освоению программ начального общего образования.
В общеобразовательных организациях:
- результаты ЕГЭ выпускников Томского района будут не ниже областных;
- сельские школы станут не просто образовательными, но и социокультурными центрами;
- во всех школах будут отремонтированы спортивные залы и созданы условия для занятий спортом всех обучающихся;
- во всех школах будут созданы условия для осуществления инклюзивного образования;
- 100% обучающихся старших классов получат возможность выбора профиля обучения и освоения образовательной программы с использованием форм сетевого и дистанционного образования;
- 50% обучающихся по программам общего образования будут участвовать в олимпиадах и конкурсах различного уровня;
- в общеобразовательных учреждениях увеличится доля молодых педагогов.
В организациях дополнительного образования:
- не менее 75% детей 5 - 18 лет будут охвачены программами дополнительного образования;
- все дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети из семей с низким социально-экономическим статусом, будут иметь возможность бесплатного обучения по программам дополнительного образования.
В качестве финансирования муниципальной программы предусмотрены средства из федерального бюджета в размере 6 634 200 рублей, областного бюджета в размере 4 664 060 300 рублей и бюджета Томского района - 1 482 490 400 рублей. Итоговый объем бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы "Развитие образования в Томском районе на 2016-2020 годы" составляет 6 153 184 900 рублей.
<< Приложение 1 Приложение 1 |
Приложение 3 >> Приложение 3 |
|
Содержание Постановление Администрации Томского района от 9 августа 2018 г. N 217 "О внесении изменений в постановление Администрации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.