Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Прогнозу
социально-экономического развития
муниципального образования
"Город Томск" до 2030 года
Пояснительная записка
к прогнозу социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года (далее - долгосрочный прогноз) разработан в соответствии с требованиями статьи 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", постановления администрации Города Томска от 03.09.2015 N 830 "О разработке и корректировке прогноза социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск"".
Долгосрочный прогноз одобрен постановлением администрации Города Томска от 14.09.2016 N 979 "О прогнозе социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов и прогнозе социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года" и скорректирован с учетом результатов социально-экономического развития Города Томска за 2016-2017 годы, характеристики состояния экономики муниципального образования "Город Томск" в январе - июне 2018 года, а также параметров прогноза развития российской экономики на 2019-2024 годы.
Долгосрочный прогноз сформирован в 3 вариантах: консервативном, базовом и целевом и в полной мере учитывает перспективные производственно-финансовые планы томских организаций реального сектора экономики.
Все три варианта долгосрочного прогноза предусматривают ежегодное увеличение численности населения Города Томска, которая к 2030 году достигнет 604,7 - 633,6 тысяч человек, в зависимости от реализации сценарных вариантов долгосрочного прогноза.
Консервативный вариант долгосрочного прогноза (вариант 1) построен исходя из наименее благоприятного сценария внешних и внутренних условий функционирования экономики и социальной сферы Города Томска. Данный вариант долгосрочного прогноза предполагает в 2019-2030 годы:
- естественную убыль населения Города Томска в период с 2021 по 2030 годы (от 42 до 2 862 человек в год);
- уменьшение численности занятых в экономике Города Томска в период с 2020 по 2027 годы (от 254 до 1 147 человек ежегодно) с восстановлением тенденции к росту показателя с 2028 года;
- замедление темпов роста промышленного производства до 100,7% - 101,5%;
- незначительную динамику роста реальной заработной платы населения Города Томска (со 100,8% в 2019 году до 103,5% в 2030 году), как следствие, невысокие темпы роста оборота розничной торговли и объема платных услуг.
Базовый вариант долгосрочного прогноза (вариант 2) исходит из эволюционного сценария развития Города Томска в более благоприятных внешних и внутренних условиях. Базовый вариант долгосрочного прогноза предполагает в 2019-2030 годы:
- естественную убыль населения Города Томска в период с 2025 по 2030 годы (от 133 до 1 436 человек в год);
- устойчивый, рост численности работающего населения Города Томска (от 1 260 до 3 139 человек ежегодно)
- умеренные темпы роста промышленного производства на томских предприятиях в диапазоне 101,8% - 102,1%;
- ежегодный прирост объемов инвестиций в размере 1,5% - 2,6%;
- увеличение спроса и предложения на рынке жилья с учетом роста численности городского населения и стабильных ставок по ипотечному жилищному кредитованию;
- ежегодное увеличение потребительского спроса на фоне сохраняющихся низких показателей инфляции.
Данный вариант долгосрочного прогноза является базовым для составления бюджетного прогноза муниципального образования "Город Томск" на долгосрочный период.
Целевой вариант долгосрочного прогноза (вариант 3) ориентирован на предусмотренный Стратегией социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года инновационный сценарий развития Города Томска.
Данный вариант предполагает к 2030 году успешную реализацию целей и задач и национальных проектов, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", составляющих экономическую и социальную стратегию Российской Федерации на долгосрочный период.
Целевой вариант долгосрочного прогноза предусматривает ежегодный прирост:
- численности населения Города Томска на 2 310 - 4 195 человек при сохранении естественного прироста жителей во всем прогнозном периоде;
- объемов промышленного производства на 2,7% - 3,4%;
- объемов инвестиций в основной капитал на 3% - 4%;
- реальной заработной платы работающего населения Города Томска в размере 2% -5%.
В ходе работы по корректировке Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года необходимо учесть уточненные настоящим постановлением показатели целевого варианта долгосрочного прогноза.
I. Демография
В долгосрочном прогнозном периоде с высокой долей вероятности прогнозируется естественная убыль населения России и Томской области. В Городе Томске естественная убыль населения прогнозируется по консервативному варианту долгосрочного прогноза с 42 человек в 2021 году до 2 862 человек в 2030 году.
Базовый вариант долгосрочного прогноза предполагает естественную убыль населения Города Томска в период с 2025 по 2030 годы (в динамике от 133 до 1 436 человек в год).
Целевой вариант долгосрочного прогноза предусматривает ежегодный естественный прирост жителей Города Томска в количестве от 1 397 человек в 2019 году до 67 человек в 2030 году. Динамика снижения показателя в 2019-2030 годы сменится его постепенным ростом в 2031-2035 годы.
Фактором, обеспечивающим рост численности населения Города Томска по всем вариантам долгосрочного прогноза, является миграционный прирост, который в состоянии сохранить положительную динамику численности населения при условии его превышения над естественной убылью.
Численность населения.
С учетом половозрастного состава населения Города Томска на начало 2017 года и итогов миграции за период 2015-2017 годов, в консервативном варианте долгосрочного прогноза предусмотрен ежегодный прирост населения в 2019-2030 годы в количестве от 223 до 902 человек за счет миграционного прироста населения в количестве 463 - 3085 человек.
С 2021 года рост показателя численности населения Города Томска будет обеспечен исключительно миграционным приростом в связи с прогнозируемой естественной убылью населения.
По состоянию на конец 2030 года численность населения Города Томска по консервативному варианту долгосрочного прогноза составит 604 746 человек. Среднегодовая численность населения оценивается в количестве 604 634 человека.
Базовый вариант долгосрочного прогноза предусматривает превышение числа родившихся над количеством умерших жителей Города Томска в период 2019-2024 годов при постепенном замедлении темпов естественного прироста населения. За счет ежегодного роста реальной заработной платы, восстановления объемов строительных работ и наращивания объемов промышленного производства, способствующих развитию рынка труда, по базовому варианту прогноза планируется снижение числа выбывших на другое место жительства и увеличение количества прибывших в Город Томск граждан.
Согласно данному варианту ожидается ежегодный миграционный прирост населения в диапазоне от 757 человек в 2019 году до 3 918 человек в 2030 году.
По базовому варианту долгосрочного прогноза численность населения муниципального образования "Город Томск" по состоянию на конец 2030 года, по оценке, достигнет 624 670 человек (на 19 924 человека больше, чем по консервативному варианту долгосрочного прогноза). Среднегодовая численность населения Города Томска в 2030 году, по оценке, составит 623 428 человек.
По целевому варианту долгосрочного прогноза, предусматривающему существенное ускорение темпов развития экономики, улучшение качества городской среды и услуг социальной сферы, в период с 2019 по 2030 годы ожидается увеличение численности населения Города Томска на 35 797 человек к уровню 2018 года. Согласно целевому варианту долгосрочного прогноза численность населения Города Томска, по оценке, по состоянию на 01.01.2021 составит 602 504 человека, на конец 2025 года - 615 510 человек и по состоянию на 01.01.2031 - 633 641 человек. Среднегодовая численность населения Города Томска в 2030 году, по оценке, составит 631 544 человека.
Средняя продолжительность жизни. По итогам 2017 года средняя продолжительность жизни населения Города Томска составила 73 года, за 2018 год ожидается увеличение данного показателя до 73,4 лет.
К 2030 году прогнозируется увеличение продолжительности жизни по консервативному варианту долгосрочного прогноза до 77,4 лет, по базовому варианту - до 78,8 лет, по целевому варианту - до 80 лет.
Для достижения определенных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" целевых показателей продолжительности жизни в долгосрочном периоде необходимы значительные улучшения системы здравоохранения, прежде всего, в сфере профилактики заболеваний. В связи с этим, необходимо обеспечить ежегодные профилактические осмотры населения всех групп и возрастов.
Использование цифровых технологий в сфере взаимодействия медицинских организаций Города Томска, их включение в формирующуюся единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения ускорят внедрение:
- инновационных медицинских технологий, включая систему ранней диагностики и дистанционный мониторинг состояния здоровья пациентов;
- новейших клинических рекомендаций и протоколов лечения;
- системы непрерывного образования медицинских работников, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
Приоритетными задачами томской медицины должны оставаться борьба с онкологическими заболеваниями, сердечно-сосудистыми заболеваниями, развитие детского здравоохранения.
Необходима также эффективная система популяризации бережного отношения к своему здоровью, а также оказания помощи в создании здоровьесберегающих привычек в семье.
Численность занятых в экономике.
С учетом динамики трудоспособного населения Города Томска и при сохранении установленного пенсионного возраста в консервативном варианте долгосрочного прогноза в период 2019-2030 годов предусмотрено снижение числа занятых в экономике Города Томска в 2020-2023 годы в количестве от 1553 человек до 64 человек ежегодно. С 2024 года вновь установится положительная тенденция числа занятых в экономике Города Томска с ежегодным приростом в количестве 259 - 1 199 человек.
Базовый и целевой варианты долгосрочного прогноза предусматривают действие предлагаемых Правительством Российской Федерации изменений по возрастам выхода мужчин и женщин на пенсию (65 и 60 лет соответственно).
С учетом этого рост числа занятых в экономике Города Томска прогнозируется ежегодно в базовом варианте долгосрочного прогноза - от 936 человек до 3 139 человек, в целевом варианте - от 1 098 до 3 195 человек.
Таким образом, три варианта долгосрочного прогноза предполагают увеличение показателя численности занятых в экономике Города Томска к началу 2031 года относительно ожидаемых итогов текущего года в диапазоне от 2 196 до 26 665 человек.
Доля работающего населения в общей численности горожан, находящихся в трудоспособном возрасте, по оценке, в период 2019-2030 годов будет составлять от 71,7% до 75,3% по всем вариантам долгосрочного прогноза.
Численность занятых на крупных и средних предприятиях. Исходя из сложившейся в 2015-2017 годы структуры занятости, с учетом прогнозных данных базовых крупных и средних организаций Города Томска, среднесписочная численность работников крупных и средних предприятий Города Томска на конец 2030 года составит:
- по консервативному варианту долгосрочного прогноза - 143 тысячи человек;
- по базовому варианту долгосрочного прогноза - 150,6 тысяч человек;
- по целевому варианту долгосрочного прогноза - 152,9 тысячи человек.
В сравнении с планируемой численностью работников крупных и средних предприятий Города Томска на 2018 год (141,9 тысяча человек) данный показатель к концу 2030 года увеличится на 1,1 тысячу человек (или на 0,8%) по консервативному варианту долгосрочного прогноза, на 8,7 тысяч человек (или на 6,1%) согласно базовому, и на 11,0 тысяч (или на 7,8%) согласно целевому вариантам долгосрочного прогноза.
Численность занятых в малом предпринимательстве. При расчете значений показателя в долгосрочном прогнозируемом периоде учтены тенденции относительно невысоких темпов роста количества занятых на крупных и средних организациях Города Томска, в том числе, вследствие продолжающегося разукрупнения отдельных крупных и средних предприятий с их последующим отнесением к сфере малого бизнеса.
Учитывая имеющиеся тенденции, численность занятых на малых предприятиях Города Томска, по состоянию на конец 2030 года оценивается в количестве:
- 134 153 человека по консервативному варианту долгосрочного прогноза;
- 147 591 человек по базовому варианту долгосрочного прогноза;
- 148 711 человек по целевому варианту долгосрочного прогноза.
Уровень регистрируемой безработицы.
Прогнозируемый по консервативному варианту долгосрочного прогноза уровень регистрируемой безработицы на конец 2030 года составит 0,54% от числа экономически активного населения, по базовому варианту долгосрочного прогноза - 0,47% от числа экономически активного населения. Целевой вариант долгосрочного прогноза предусматривает снижение уровня регистрируемой безработицы по итогам 2030 года до 0,4% от числа экономически активного населения.
II. Уровень жизни населения
Долгосрочный прогноз показателей уровня жизни населения Города Томска сформирован с учетом следующих факторов.
Консервативный вариант долгосрочного прогноза предусматривает рост номинальных денежных доходов населения Города Томска в размере, позволяющем в 2019-2030 годы компенсировать уровень инфляции с незначительным ростом реальных доходов всех групп населения.
Базовый вариант долгосрочного прогноза предполагает устойчивый рост средней заработной платы в реальном секторе экономики Города Томска, прежде всего, на крупных и средних предприятиях обрабатывающей промышленности. Продолжение реализации мероприятий государственной социальной политики обеспечат положительную динамику заработной платы работников бюджетных учреждений образования, здравоохранения, культуры и социальных услуг. Рост средней заработной платы в указанных сферах увеличит потребительский спрос и будет способствовать увеличению объема реализации товаров и услуг, следовательно, росту номинальной и реальной заработной платы в сфере малого предпринимательства.
Целевой вариант долгосрочного прогноза ориентирован на ускорение темпов роста реальных доходов населения Города Томска вследствие опережающего роста производительности труда, увеличения доли занятых в высокопроизводительных секторах экономики, обеспечивающих высокую долю добавленной стоимости в объеме выпускаемой продукции.
Среднемесячная заработная плата одного работника в целом по городу.
В долгосрочном прогнозируемом периоде темпы роста номинальной начисленной заработной платы одного работника в целом по Городу Томску в действующих ценах, по вариантам долгосрочного прогноза, по оценке, составят:
- от 103,2% до 107,6% (консервативный вариант);
- от 103,4% до 108,2% (базовый вариант);
- от 104,3% до 109,1% (целевой вариант).
С учетом замедления темпов инфляции, в реальном выражении ежегодные темпы роста заработной платы, по вариантам долгосрочного прогноза, по оценке, составят:
- от 100,8% до 103,5% (консервативный вариант);
- от 101,5% до 104,0% (базовый вариант);
- от 102,0% до 105,0% (целевой вариант).
Номинальная начисленная средняя заработная плата всего работающего городского населения в 2030 году, по оценке, в 2,1 - 2,4 раза превысит уровень 2018 года и составит 74 959,4 руб. по консервативному варианту долгосрочного прогноза; 79 920,6 руб. - по базовому варианту и 83 842,9 руб. - по целевому варианту долгосрочного прогноза.
Среднемесячная заработная плата работников крупных и средних предприятий.
Темпы роста средней номинальной начисленной заработной платы работников крупных и средних предприятий в 2019-2030 годах, по вариантам долгосрочного прогноза, по оценке, составят:
- от 104,4% до 107,5% (консервативный вариант);
- от 105,3% до 108,2% (базовый вариант);
- от 105,8% до 109,3% (целевой вариант).
В денежном выражении средняя номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий в 2030 году, согласно консервативному варианту долгосрочного прогноза, превысит уровень 2018 года в 2,1 раза и составит 100 427 руб. В соответствии с базовым вариантом прогноза средняя номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий в 2030 году возрастет в 2,3 раза к уровню 2018 года и достигнет 107 304 руб.
Целевой вариант долгосрочного прогноза предусматривает, что средняя номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий в 2020 году составит 52,8 тыс. руб., в 2025 году - 74,9 тыс. руб., в 2030 году - 113 тыс. руб.
Среднемесячная заработная плата работников, занятых в малом предпринимательстве. Средняя заработная плата работников, занятых в малом предпринимательстве, в Городе Томске, как и в других городах и регионах Российской Федерации, составляет значительно меньшую сумму, чем у работников крупных и средних предприятий.
Темпы роста средней номинальной начисленной заработной платы работников в сфере малого предпринимательства в 2019-2030 годах, по вариантам долгосрочного прогноза, по оценке, составят:
- от 104,5% до 108,0% (консервативный вариант);
- от 105,6% до 109,0% (базовый вариант);
- от 106,5% до 110,3% (целевой вариант).
В долгосрочном периоде разрыв в уровне оплаты труда несколько сгладится, однако останется существенным. Ожидаемая величина среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников, занятых в сфере малого предпринимательств, в 2030 году по вариантам долгосрочного прогноза, по оценке, составляет:
- 50 250 руб. (консервативный вариант);
- 57 481,6 руб. (базовый вариант);
- 60 880,7 руб. (целевой вариант).
III. Экономический потенциал
Согласно консервативному варианту долгосрочного прогноза, развитие экономического потенциала Города Томска будет характеризоваться положительной динамикой темпов роста основных экономических показателей, которые будут сдерживаться неблагоприятной конъюнктурой в целом по Российской Федерации, в связи с чем не превысят уровень 2016-2018 годов.
Базовый вариант долгосрочного прогноза предполагает сохранение темпов экономического роста и основных тенденций, сложившихся в экономике Города Томска в 2016-2018 годы, при ускоренном развитии отдельных сфер экономики (пищевая, химическая, деревообрабатывающая промышленность, производство электрооборудования), традиционно являющихся основой экономического потенциала Города Томска. Данный вариант отличается периодически возрастающей положительной динамикой темпов роста объемов производства и инвестиций в основной капитал за счет улучшения общей экономической ситуации в Томской области и в Российской Федерации.
Целевой вариант долгосрочного прогноза ориентирован на интенсивное развитие ключевых отраслей экономики Города Томска и ускоренное формирование ее новых "точек роста". Предусматриваемое данным вариантом долгосрочного прогноза повышение инвестиционной активности томских и иногородних предприятий будет являться стимулом для возобновления положительных темпов роста строительной индустрии, ускоренного развития деревообработки, модернизации жилищно-коммунального хозяйства, увеличения объема и повышения качества производственных и социальных услуг.
Экономический оборот. В 2019-2030 годы ожидаемые темпы роста экономического оборота в сопоставимых ценах по вариантам долгосрочного прогноза, составят:
- 102,4% - 103,0% (консервативный вариант);
- 103,1% - 104,0% (базовый вариант);
- 103,5% - 105,0% (целевой вариант).
По целевому варианту долгосрочного прогноза в 2030 году экономический оборот по полному кругу предприятий Города Томска увеличится к уровню 2018 года в 2,6 раза и по оценке составит 2 039,7 млрд. руб.
Объем отгруженной промышленной продукции.
В период до 2030 года главными направлениями повышения темпов прироста промышленного производства будут являться:
- создание новых предприятий, выпускающих востребованную, прогрессивную продукцию, имеющую стабильный рынок сбыта и гарантированный платежеспособный спрос;
- развитие на ряде томских промышленных предприятий производств в рамках политики замещения импорта, а также выполнение оборонных заказов.
Согласно консервативному варианту долгосрочного прогноза в 2030 году объем отгруженной промышленной продукции, по оценке, составит 215,3 млрд. руб. По базовому варианту долгосрочного прогноза его величина ожидается в размере 225,2 млрд. руб., а по целевому варианту - 243,7 млрд. руб.
Ежегодные темпы роста произведенных промышленных товаров в сопоставимых ценах составят
- 100,7% - 101,5% (консервативный вариант);
- 101,7% - 102,1% (базовый вариант);
- 102,7% - 103,3% (целевой вариант).
Объем инвестиций в основной капитал.
Консервативный вариант долгосрочного прогноза предполагает продолжение сдерживающего инвестиционную активность томских и иногородних предприятий действия негативных факторов, вызванных антироссийскими санкциями. К ним относятся ограничения в доступе к кредитным ресурсам, сокращение объемов собственных средств у организаций, свертывание инвестиционных программ рядом предприятий.
Базовый вариант долгосрочного прогноза предполагает, что экономика Города Томска к 2020 году адаптируется к сформировавшимся внешним неблагоприятным условиям ведения хозяйственной деятельности, при этом будут созданы качественные (положительные) внутренние условия для расширения инвестирования в период до 2030 года.
Целевой вариант долгосрочного прогноза сформирован с учетом того, что в период с 2020 до 2030 года рост инвестиционной активности будет обеспечен созданием принципиально новых производственных мощностей и сервисов, капитальные вложения будут активно осуществляться как действующими, так и новыми организациями, создаваемыми внешними инвесторами. Значимую долю будут занимать инвестиции, направляемые в создание объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры Города Томска.
Ожидаемый в 2030 году объем инвестиций составит по консервативному варианту долгосрочного прогноза 84,0 млрд. руб., по базовому варианту - 92,9 млрд. руб., по целевому варианту - 105,6 млрд. руб.
Реализация целевого варианта долгосрочного прогноза обеспечит в 2030 году объем инвестиций в основной капитал в расчете на одного жителя в размере 166,7 тыс. руб.
Объем строительных работ.
С учетом планируемых крупными и средними строительными организациями Города Томска показателей на среднесрочный период, объем строительных работ указанных организаций только в 2023 году максимально приблизится к уровню 2013-2015 годов.
Темпы роста объемов строительных работ крупных и средних предприятий в период с 2019 года по 2030 год в сопоставимых ценах будут составлять:
- 100,0% - 101,0% (консервативный вариант);
- 100,5% - 102,0% (базовый вариант);
- 101,5% - 103,5% (целевой вариант).
В результате, в 2030 году объем строительных работ, выполненный крупными и средними предприятиями Города Томска, в действующих ценах, по оценке, возрастет по консервативному варианту долгосрочного прогноза в 1,8 раза в сравнении с показателем 2018 года, по базовому варианту - в 1,9 раза, по целевому - в 2,2 раза, и в стоимостном выражении составит от 14,5 до 18,5 млрд. руб.
IV. Потребительский рынок
В долгосрочной перспективе до 2030 года основным фактором, определяющим развитие потребительского рынка, являются платежеспособный спрос населения, создание комфортной потребительской среды и многоформатной инфраструктуры торговли.
Консервативный вариант долгосрочного прогноза предполагает сохранение существующей системы размещения предприятий торговли, общественного питания и сферы услуг и постепенный переход от стабилизации в период 2019-2020 годов к положительной динамике в 2020-2030 годы основных экономических показателей потребительского рынка на фоне незначительного роста доходов населения Города Томска.
Базовый вариант долгосрочного прогноза предусматривает устойчивое развитие существующего сетевого ритейла, появления ряда новых супермаркетов современных форматов, ежегодное открытие новых ресторанов и расширение перечня предлагаемых потребителям бытовых и иных услуг.
Целевой вариант долгосрочного прогноза основан на качественном изменении инфраструктуры потребительского рынка, обеспечивающем территориальную доступность предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания современных форматов для жителей различных районов Города Томска. Данный вариант предусматривает совершенствование инфраструктуры гостеприимства, способствующее развитию всех форм туризма. Тенденция увеличения средней продолжительности жизни населения будет сопровождаться качественным изменением спроса и предложения на потребительском рынке товаров и услуг, что приведет к росту их предложения, увеличению конкуренции в отрасли.
До 2030 года предполагается дальнейшее создание условий для развития многоформатной инфраструктуры торговли, в том числе расширение торговых сетей разного формата: от магазинов шаговой доступности до крупных сетевых компаний с торгово-развлекательными комплексами, усовершенствование дистанционной торговли (прежде всего интернет-торговли), развитие узкоспециализированных магазинов, нестационарных и мобильных торговых объектов.
Темпы роста оборота розничной торговли в долгосрочной перспективе до 2030 года в сопоставимых ценах, по оценке, составят по консервативному варианту долгосрочного прогноза 101,4% - 102,4%, по базовому варианту - 102,1% - 103,0%, по целевому варианту - 102,7% - 103,5%.
В структуре формирования рынка платных услуг наибольшую долю в долгосрочном периоде будут составлять транспортные, коммунальные, бытовые, медицинские и образовательные услуги, которые в совокупности с услугами связи составляют основную долю от общего объема оказываемых населению Города Томска платных услуг.
На развитие рынка платных услуг населению в долгосрочном периоде будет оказывать влияние рост денежных доходов населения, внедрение новых форм обслуживания населения, расширение перечня оказываемых услуг, повышение качества оказываемых услуг, ограничение роста регулируемых цен и тарифов.
В 2019-2030 годах прирост объема платных услуг населению в сопоставимых ценах, по оценке, составит 2,1% - 2,4% в год по консервативному варианту, 2,4% - 2,7% по базовому варианту, 3,0% - 3,9% по целевому варианту долгосрочного прогноза.
В долгосрочном периоде снижению инфляции будет способствовать ограничение предельного размера индексации регулируемых тарифов, стабилизация курса национальной валюты, умеренный рост внутренних цен на продовольственные товары, расширение импортозамещения, широкий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей на рынок продовольствия и ярмарки сельхозпродукции.
V. Городское хозяйство
Протяженность улично-дорожной сети.
По консервативному и базовому вариантам долгосрочного прогноза в период с 2019 по 2030 годы строительство дорог в Городе Томске осуществляться не будет.
Данные варианты долгосрочного прогноза предусматривают сохранение в 2030 году протяженности автомобильных дорог на уровне показателя 2018 года - 906,4 км, ликвидацию очагов аварийности и решение основных задач по созданию разветвленной улично-дорожной сети, обеспечивающей эффективную работу грузового и общественного транспорта в условиях роста автомобилизации. Данные варианты предусматривают также системную работу по оснащению улично-дорожной сети Города Томска качественными и надежными системами наружного освещения, обеспечивающими необходимый уровень освещенности и гарантирующими долгий срок службы дорожного полотна.
В 2019-2024 годах, в случае реализации запланированных мероприятий подпрограммы "Развитие улично-дорожной сети на 2015-2020 годы" муниципальной программы "Развитие дорожного хозяйства на 2015-2020 годы", протяженность улично-дорожной сети Города Томска увеличится к уровню 2018 года на 13,9 км и составит 920,3 км по целевому варианту Прогноза.
В соответствии с данной подпрограммой, в 2018 году предусмотрены работы по строительству проезда по ул. Ковалева в микрорайоне N 13 жилого района "Восточный" (0,657 км), а также завершение работ на объекте "Строительство транспортной развязки с ж.д. Тайга - Томск 76 км" (1,393 км). По целевому варианту Прогноза в 2020 году в рамках подпрограммы предусмотрено завершение работ по строительству левобережной объездной автодороги г. Томска (11,3 км) и ряда других проектов в сфере развития дорожного хозяйства.
Согласно целевому варианту долгосрочного прогноза мероприятия по развитию улично-дорожной сети будут ориентированы на разгрузку центральной части Города Томска, внедрение инновационных технологий и использование максимально адаптированных к климатическим условиям Города Томска материалов при строительстве и ремонте автомобильных дорог общего пользования. Продолжится работа по созданию пешеходных улиц и велосипедных дорожек, модернизации технических средств регулирования дорожного движения.
Пассажиропоток общественного транспорта. Рост автомобилизации населения Города Томска является фактором, определяющим ежегодное снижение пассажиропотока общественного транспорта.
Консервативный вариант долгосрочного прогноза предполагает ежегодное увеличение пассажиропотока на 0,9 - 1,1 млн. человек. В 2030 году число перевезенных пассажиров по данному варианту прогноза составит 72,5 млн. человек, что на 11,6 млн. человек больше в сравнении с 2018 годом.
При расчете базового варианта прогноза, значение указанного показателя в период 2019-2030 годов увеличивается пропорционально росту численности населения Города Томска и в 2030 году составит 77 млн. человек. Увеличению пассажиропотока согласно данному варианту долгосрочного прогноза будет способствовать процесс обновления подвижного состава привлеченных маршрутных автобусов.
По целевому варианту долгосрочного прогноза пассажиропоток общественного транспорта увеличится в 2030 году до 80,8 млн. человек за счет роста численности населения Города Томска и модернизации всей системы пассажирского общественного транспорта, включая подвижной состав, транспортную схему и систему управления пассажиропотоками.
Средняя обеспеченность населения общей площадью жилых домов.
Консервативный вариант долгосрочного прогноза предусматривает ежегодный ввод в эксплуатацию не менее 250 тыс. кв. м. общей площади жилья. В 2030 году показатель средней обеспеченности населения общей площадью жилых домов в расчете на одного человека согласно данному варианту прогноза составит 28,1 кв. м., что на 4,7 кв. м. больше, чем в 2018 году.
Базовый вариант долгосрочного прогноза характеризуется более высокими темпами жилищного строительства и предусматривает ежегодный ввод в эксплуатацию 265 - 370 тыс. кв. м. общей площади жилья за счет реализации государственных программ строительства жилья эконом - класса, а также муниципальных жилищных программ, направленных на улучшение жилищных условий молодых семей и отдельных категорий граждан. Реализация проектов массового жилищного строительства, будет способствовать повышению средней обеспеченности горожан жильем эконом-класса. Согласно данному варианту долгосрочного прогноза площадь жилищного фонда Города Томска в 2030 году составит 17,8 млн. кв.м.
Целевой вариант долгосрочного прогноза ориентирован на активизацию индивидуального жилищного строительства, развитие конкуренции на рынке жилищного строительства многоквартирных домов, способствующей более полному удовлетворению потребности различных групп населения Города Томска в жилье. Согласно данному варианту прогноза, при ежегодном вводе в эксплуатацию жилья в объеме от 280 тыс. кв. м. в 2019 году до 500 тыс. кв. м. в 2030 году обеспеченность населения Города Томска жильем в 2030 году достигнет 29,5 кв. м. в расчете на одного жителя.
Общая площадь жилых помещений в аварийных жилых домах.
Консервативный вариант долгосрочного прогноза предусматривает сохранение в прогнозном периоде сложившихся в 2015-2017 годы темпов роста ветхого и аварийного жилья. Мероприятия по капитальному ремонту ветхого и расселению аварийного жилья, осуществляемые за счет бюджетных средств, в некоторой степени будут способствовать сдерживанию темпов роста ветхого и аварийного жилья, однако ограниченность данных финансовых ресурсов существенно на них не повлияет.
По данному варианту прогноза в 2030 году площадь аварийного жилищного фонда увеличится до 497,9 тыс. кв. м. и составит 2,9% от прогнозируемой величины общей площади жилья.
Базовый вариант долгосрочного прогноза предусматривает менее высокие темпы роста аварийного жилья за счет целенаправленной работы по капитальному ремонту многоквартирных домов с высокой степенью износа во избежание их перехода в число аварийных жилых домов. В результате к 2030 году площадь аварийного жилья достигнет 385,3 тыс. кв. м., что составляет 2,2% от ожидаемой величины общей площади жилья.
Целевой вариант долгосрочного прогноза ориентирован на стабилизацию доли аварийного жилья в общем объеме жилищного фонда Города Томска на существующем уровне за счет активного использования предусмотренных законодательством механизмов развития застроенных территорий и комплексного освоения территорий в решении задач расселения деградирующих территорий в центральной части Города Томска, на которой расположены многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу, либо многоквартирные дома, планируемые к сносу или реконструкции. Согласно данному варианту прогноза доля площади жилых помещений в аварийных жилых домах в общей площади всего жилищного фонда города снизится в 2030 году до 1%. В количественном выражении данный показатель в 2030 году снизится в сравнении с оценкой 2018 года на 8,3 тыс. кв. м. и составит 184,3 тыс. кв. м.
VI. Социальная сфера
Доля детей в возрасте от 1 до 6 лет, получающих услуги дошкольного образования.
Согласно всем вариантам долгосрочного прогноза предусмотрено сохранение 100% доступности дошкольного образования в прогнозном периоде для детей в возрасте 3 - 7 лет за счет создания дополнительных мест в негосударственных дошкольных образовательных организациях.
Количество детей в возрасте от 1 до 6 лет за период 2019-2030 годов уменьшится с 44,1 тысяч человек до 33,8 - 39,1 тысяч человек.
С учетом этого к 2030 году прогнозируется увеличение доли детей в возрасте от 1 до 6 лет, получающих услуги дошкольного образования, с 70,0% в 2018 году до 94,2% - по консервативному варианту долгосрочного прогноза, и до 100% - по базовому и целевому вариантам долгосрочного прогноза.
Кроме того, в целях снижения социальной напряженности, связанной с ограниченностью количества мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, по трем вариантам долгосрочного прогноза предусматривается продолжение работы по предоставлению компенсации родителям (законным представителям) части затрат на содержание детей в группах по присмотру и уходу за детьми, денежной выплаты родителям (законным представителям) детей, посещающих частные образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в целях возмещения затрат за присмотр и уход, а также мер социальной поддержки многодетным семьям при присвоении им статуса "Семейная группа присмотра и ухода за детьми".
Уровень обеспеченности населения Города Томска спортивными объектами от нормативной потребности. Обеспеченность населения Города Томска спортивными объектами (спортивными залами, плоскостными сооружениями, бассейнами) в прогнозируемом периоде будет несколько сокращаться по сравнению с уровнем, достигнутым в 2016-2018 годы, в связи с ожидаемым в период с 2019 по 2030 годы увеличением численности населения Города Томска.
Целевой вариант прогноза предусматривает в 2019-2030 годы:
- создание центра спорта и семейного отдыха "Академпарк" с комплексом малых трамплинов;
- строительство регионального спортивного центра гимнастики;
- строительство центра спортивных единоборств;
- строительство многофункционального ледового дворца;
- строительство спортивных универсальных многофункциональных площадок круглогодичного использования вблизи школ и на придомовых территориях;
- строительство спортивных залов - пристроек к общеобразовательным школам;
- реконструкцию стадиона "Локомотив";
- реконструкцию школьных стадионов;
- строительство для детских юношеских спортивных школ трасс для сноуборда и фристайла, мотоспорта и велоспорта;
- строительство физкультурно-оздоровительных комплексов во всех районах Города Томска;
- строительство лыжных баз и лыжероллерных трасс;
- реконструкцию легкоатлетического ядра спортивного комплекса "Кедр".
Обеспеченность населения города объектами культуры. Обеспеченность населения Города Томска объектами культуры (общедоступными библиотеками, учреждениями культурно-досугового типа, парками) по трем вариантам долгосрочного прогноза в период до 2030 года существенно не изменится.
Консервативный вариант долгосрочного прогноза предусматривает стабилизацию показателей деятельности муниципальных учреждений культуры и искусства на уровне предшествующих лет при сохранении качества предоставляемых услуг.
Базовый вариант долгосрочного прогноза ориентирован на сохранение традиционных форм культурно-досугового обслуживания населения (просвещение, объекты культурного наследия и т.д.) и увеличение числа пользователей библиотек, музеев и культурно-досуговых учреждений в сравнении с показателями 2016-2017 годов.
Целевой вариант долгосрочного прогноза дополнительно ориентирован на поступательное развитие и модернизацию сферы культуры и искусства по всем основным направлениям деятельности. По данному варианту прогнозируется активизация деятельности существующих и появление новых независимых культурных институтов (клубы, арт-центры, фестивали, частные галереи и т.д.). Планируется освоение и внедрение в практику деятельности муниципальных учреждений культуры новых экономических и управленческих инструментов, способствующих повышению эффективности деятельности учреждений культуры, в том числе за счет расширения источников их финансирования (спонсорство, меценатство) и использования механизма муниципально - частного партнерства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.