Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению
администрации Города Томска
от 13.09.2018 N 820
Прогноз
социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов (далее - Прогноз) составлен в целях:
- создания основы для формирования проекта бюджета муниципального образования "Город Томск" на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов;
- определения основных проблем развития Города Томска и возможных путей их решения органами местного самоуправления за счет средств бюджета муниципального образования "Город Томск" и других финансовых источников.
Прогноз разработан с учетом тенденций, сформировавшихся в экономике Города Томска в 2015-2017 годы и январе-июне 2018 года. Основные параметры Прогноза определены на основе данных, полученных методами:
- опроса более 500 базовых крупных и средних организаций, осуществляющих различные виды деятельности на территории Города Томска, о планируемых ими производственных и финансовых показателях работы в 2019-2021 годы;
- экспертных оценок развития городского хозяйства и социальной сферы, сформированных отраслевыми органами администрации Города Томска.
Прогноз разработан с учетом приоритетов развития Города Томска, которые определены в Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года, утвержденной решением Думы города Томска от 27.06.2006 г. N 224.
При формировании Прогноза использованы целевые параметры макроэкономического развития, определенные Министерством экономического развития Российской Федерации в базовом сценарии прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года. Также использован прогноз темпов роста промышленного производства и уровня инфляции в Томской области на 2019-2024 годы, подготовленный Администрацией Томской области.
Прогноз сформирован в 2 вариантах развития: основном и оптимистическом. Основной вариант прогноза соответствует базовому варианту прогноза социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года, оптимистический вариант - целевому варианту указанного прогноза.
Основной вариант (далее - первый вариант) Прогноза исходит из эволюционного сценария развития Города Томска в более благоприятных внешних и внутренних условиях и предполагает в 2019-2021 годы продолжение тенденции к приросту объемов промышленного производства, возобновление прироста объема инвестиций и строительных работ на томских предприятиях, существенную положительную динамику потребительского спроса на фоне дальнейшего роста реальных доходов населения.
Данный вариант Прогноза является базовым для составления проекта бюджета муниципального образования "Город Томск" на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
Оптимистический вариант (далее - второй вариант) прогноза ориентирован на инновационный сценарий развития Города Томска и предполагает к 2021 году успешную реализацию среднесрочных производственно-финансовых планов томскими организациями реального сектора экономики, как следствие, формирование тенденции устойчивого роста экономики Города Томска, способствующей развитию ключевых отраслей социальной сферы и городского хозяйства.
Данный вариант разработан с учетом реализации на территории Города Томска политики Правительства Российской Федерации, Администрации Томской области и органов местного самоуправления муниципального образования "Город Томск", направленной на повышение уровня жизни населения, улучшение инвестиционного климата, стимулирование экономического роста и модернизацию, эффективное расходование бюджетных средств.
I. Демография
С учетом половозрастного состава населения в Городе Томске на начало 2017 года, в среднесрочном и долгосрочном периодах прогнозируется сокращение количества женщин, находящихся в репродуктивном возрасте, что создаст условия для снижения показателя рождаемости. Вследствие продолжающегося увеличения численности группы старших возрастов, число умерших, по оценке, возрастет с 5,4 тысяч человек в 2018 году до 5,8 тысяч человек в 2021 году по двум вариантам прогноза.
Ожидается, что естественный прирост населения Города Томска в 2019 году составит 1 346 - 1 397 человек и снизится до 1 066 - 1182 человек в 2021 году.
Наряду с естественным приростом, рост численности населения Города Томска в среднесрочной перспективе будет обеспечивать положительное сальдо миграционного движения населения. Предполагается, что ежегодный миграционный прирост населения за счет жителей районов Томской области и других регионов Российской Федерации, а также стран СНГ будет составлять от 757 - 913 человек до 1 054 - 1 221 человек по двум вариантам прогноза.
С учетом планируемого увеличения пенсионного возраста населения Российской Федерации численность населения трудоспособного возраста Города Томска составит в 2021 году 376 989 человек по первому варианту прогноза и 377 523 человека по второму варианту прогноза, увеличившись на 9,1 - 9,7 тысяч человек в сравнении со значением показателя по состоянию на конец 2018 года.
Численность пенсионеров, напротив, к концу 2021 года сократится на 7,1 - 7,2 тысяч по сравнению со значением показателя на конец 2018 года.
Таким образом, в прогнозируемом периоде численность населения Города Томска, по оценке, будет увеличиваться ежегодно на 2,1 - 2,4 тысячи человек и к концу 2021 года достигнет 604,2 - 604,9 тысяч человек. Среднегодовая численность населения в 2021 году составит 603,1 - 603,7 тысяч человек по двум вариантам прогноза.
Ожидаемая продолжительность жизни населения Города Томска к 2021 году увеличится на 1,2 - 1,5 года в сравнении с 2018 годом и достигнет 74,6 - 74,9 лет по двум вариантам прогноза соответственно.
II. Рынок труда и уровень жизни населения
В 2019-2021 годы ежегодный прирост числа занятых в экономике Города Томска ожидается в размере 1,7 - 2,3 тысяч человек. Численность занятых в экономике в 2021 году, по оценке, составит 280,1 - 281,3 тысячу человек.
При этом по состоянию на конец 2021 года доля работающего населения в общей численности горожан, находящихся в трудоспособном возрасте, уменьшиться до 74,3% - 74,5% или на 0,3 - 0,5 п.п. в сравнении со значением показателя на конец 2018 года (74,8%).
Темпы роста числа занятых на крупных и средних предприятиях Города Томска в 2019-2021 годы составят 100,3% - 100,5% по первому варианту Прогноза и 100,4% - 100,6% по второму варианту Прогноза. Таким образом, среднесписочная численность работников крупных и средних организаций Города Томска в 2021 году достигнет 143,4 - 144,0 тысячи человек.
Уровень официально регистрируемой безработицы в Городе Томске, по оценке, составит в 2019 году 0,63% - 0,64% (от экономически активного населения), в 2020 году - ожидается на уровне 0,62%-0,63% и в 2021 году -0,60%-0,62%.
В прогнозируемом периоде темпы роста номинальной заработной платы работников крупных и средних предприятий Города Томска, по оценке, составят: в 2019 году - 105,3% - 105,8%, в 2020 году - 105,3% - 105,9%, в 2021 году - 106,6% - 107,1% по двум вариантам прогноза.
Средняя заработная плата работников занятых на малых предприятиях в 2021 году, по оценке, достигнет значения 28,0 - 28,6 тысяч рублей, ежегодно увеличиваясь в среднесрочном прогнозном периоде на 5,6% - 7,9%.
Ожидаемые темпы роста номинальной заработной платы в расчете на одного работника в целом по Городу Томску будут составлять: в 2019 году - 103,4% - 104,3%; в 2020 году - 106,2% - 106,3%, в 2021 году - 106,1% - 106,7%. В 2021 году размер среднемесячной заработной платы одного работника составит 41,5 тысяч руб. по первому варианту Прогноза, 42,2 тысяч руб. - по второму варианту Прогноза.
С учетом темпов роста инфляции прирост реальной заработной платы одного работника в целом по Городу Томску прогнозируется на уровне от 1,5% - 2,0% в 2019 году, от 1,7% - 2,3% в 2020 году и в 2021 году прирост составит 2,5% - 3,0%.
III. Экономический потенциал территории
3.1. Экономический оборот организаций
В 2019-2021 годы прогнозируется ежегодный прирост объемов экономического оборота организаций Города Томска в диапазоне от 3,1% до 4,1% в сопоставимых ценах по двум вариантам прогноза.
Прогнозируемый рост оборота организаций города обусловлен ожидаемым приростом объемов производства промышленных предприятий, увеличением оптового товарооборота, объема транспортных, коммунальных, образовательных и иных услуг.
3.2. Производство промышленной продукции
В 2019-2021 годы прогнозируется ежегодный рост промышленного производства по первому варианту прогноза - в диапазоне 101,8% - 101,9%, по второму варианту прогноза - в размере от 103,2% до 103,4%.
В "Обрабатывающих производствах" прогнозируемые ежегодные темпы роста в сопоставимых ценах по первому варианту прогноза составляют 101,8% - 102,1%, по второму - 103,6% - 103,7%. С учетом этого стоимостной объем произведенной в "Обрабатывающих производствах" промышленной продукции к 2021 году ожидается в размере 118,0 млрд. руб. - 122,2 млрд. руб., что на 16,3 - 20,5 млрд. руб. больше, чем в 2018 году.
Объем отгруженной промышленной продукции в сфере обеспечения электрической энергией, газом и паром; кондиционирования воздуха к 2021 году, по оценке, достигнет 27,9 млрд. руб. - 28,0 млрд. руб. (ежегодные темпы роста в сопоставимых ценах - 100,2% и 100,3% соответственно по двум вариантам Прогноза), что на 3,5 - 3,6 млрд. руб. больше, чем в 2018 году.
По отрасли "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" объем отгруженной промышленной продукции за 2019-2021 году увеличится на 0,5 млрд. руб. к показателю 2018 года и составит 4 млрд. руб. Прогнозируемые темпы роста произведенной продукции в сопоставимых ценах составляют по первому варианту прогноза 100,2%, по второму варианту прогноза - 100,3%.
3.3. Потребительский рынок
Индекс потребительских цен, по оценке, составит в 2019 году 103,7%, в 2020 году - 103,6%, в 2021 году прогнозируется на уровне - 103,9%.
Увеличение денежных доходов населения вследствие индексации пенсий и повышения уровня заработной платы, а также рост объемов потребительского кредитования будет способствовать росту потребительских расходов.
Темпы роста оборота розничной торговли в 2019-2021 годы составят по первому варианту 102,1%-102,2%, по второму варианту 102,7%-102,8% в сопоставимых ценах к предыдущему году. Оборот розничной торговли к 2021 году достигнет 141,8 - 144,4 млрд. руб. по двум вариантам Прогноза соответственно, при этом тенденция к незначительному увеличению удельного веса продовольственных товаров по отношению к непродовольственным будет сохраняться в период 2019-2021 годов.
Достижению прогнозных показателей будет способствовать появление новых торговых сетей ( "Пятерочка") и расширение действующих ( "Лента", "Магнит", "Мария-РА", "Ярче", ГК "Лама", "Радуга вкуса").
Темпы роста объема платных услуг в 2019-2021 годы составят по первому варианту прогноза 102,4%, по второму варианту - 103,0%-103,6% в сопоставимых ценах к предыдущему периоду.
В структуре формирования рынка платных услуг наибольшую долю в прогнозном периоде будут составлять транспортные, коммунальные, бытовые, медицинские и образовательные услуги, которые в совокупности с услугами связи составляют основную долю от общего объема оказываемых населению Города Томска платных услуг.
На развитие рынка платных услуг населению в прогнозном периоде будет оказывать влияние рост денежных доходов населения, внедрение новых форм обслуживания населения, расширение перечня оказываемых услуг, повышение качества оказываемых услуг, ограничение роста регулируемых цен и тарифов.
3.4. Развитие малого предпринимательства
Активная государственная политика в области поддержки малого и среднего бизнеса позволяет ожидать к 2021 году устойчивую положительную динамику показателей, характеризующих деятельность малого и среднего бизнеса:
- количество малых и микро-предприятий увеличится по первому варианту прогноза до 18 385 предприятий, по второму варианту прогноза - до 18 396 предприятий, численность работников малых и микро-предприятий возрастет к 2021 году до 100,4 - 100,7 тысяч человек;
- количество индивидуальных предпринимателей в 2021 году возрастет до 14 696 по первому варианту Прогноза и по второму варианту - до 14 740, численность наемных работников индивидуальных предпринимателей возрастет до 21 635 человек по первому варианту прогноза и до 21 815 человек по второму варианту прогноза;
- оборот малых и микро-предприятий по оценке в 2021 году составит 381,4 - 388,5 млрд. руб., темпы роста составят на 5,8% - 6,2% по первому и на 6,5% - 6,8% по второму варианту ежегодно.
В текущем году и прогнозном периоде на поддержку предприятий малого и среднего бизнеса направлены мероприятия и финансовые ресурсы муниципальной программы муниципального образования "Город Томск" "Экономическое развитие инновационная экономика" на 2015-2020 годы, предусматривающие:
- информационную и консультационную поддержку субъектов предпринимательства и лиц, желающих открыть собственное дело;
- повышение профессионального уровня предпринимателей;
- финансовую поддержку;
- развитие эффективной инфраструктуры поддержки предпринимательства.
3.5. Инвестиционная и строительная деятельность
В 2019-2021 годы темпы роста объемов инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах прогнозируются по первому варианту прогноза - на уровне 101,5% - 102,3%, по второму варианту - в размере 103%-103,5%.
Второй вариант Прогноза предусматривает успешную реализацию инвестиционных планов ООО "Томскнефтехим", ЗАО "НПФ "МИКРАН", ООО "Газпромнефть-Восток", ООО "Горсети", ООО "Томскводоканал", АО "Особая экономическая зона Технико-внедренческого типа "Томск", АО "Томская генерация", АО "ТомскРТС" и других крупных организаций.
Объем работ, выполненных крупными и средними предприятиями Города Томска, по виду экономической деятельности "Строительство" к 2021 году составит 9,7-10,0 млрд. руб., по двум вариантам прогноза. По первому варианту прогноза темпы роста физического объема строительных работ составят 100,5% -100,7%, по второму - 101,5% - 101,7%.
IV. Жилищно-коммунальное хозяйство
В прогнозном периоде ежегодный объем вводимого в эксплуатацию жилья ожидается в размере 265 - 320 тыс. кв. м. жилой площади, при этом не менее 20% объема нового жилья ежегодно будет строиться населением. В соответствии с планируемыми данными, в 2021 году общая площадь жилого фонда муниципального образования "Город Томск", по оценке, увеличится на 842 - 900 тыс. кв. м. по двум вариантам Прогноза или на 6,0% - 6,4% к уровню 2018 года. Средняя обеспеченность населения Города Томска общей площадью жилья, по оценке, составит 24,6 кв. м. в расчете на одного жителя на конец 2021 года по двум вариантам прогноза.
V. Развитие улично-дорожной сети и транспорта
В 2019-2021 годы, в случае реализации запланированных мероприятий подпрограммы "Развитие улично-дорожной сети на 2015-2020 годы" муниципальной программы "Развитие дорожного хозяйства на 2015-2020 годы", протяженность улично-дорожной сети Города Томска увеличится к уровню 2017 года на 28,9 км и составит 920,3 км по второму варианту прогноза.
В соответствии с данной подпрограммой, в 2018 году предусмотрены работы по строительству проезда по ул. Ковалева в микрорайоне N 13 жилого района "Восточный" (0,657 км), а также завершение работ на объекте "Строительство транспортной развязки с ж.д. Тайга - Томск 76 км" (1,393 км). По второму варианту прогноза в 2020 году в рамках подпрограммы предусмотрено завершение работ по строительству левобережной объездной автодороги г. Томска (11,3 км) и ряда других проектов в сфере развития дорожного хозяйства, в том числе:
- реконструкция ул. Гоголя от ул. Никитина до ул. Алтайская (0,436 км);
- реконструкция железнодорожного переезда в пос. Степановка в районе ул. Шевченко;
- реконструкция ул. JI. Шевцовой (0,39 км);
- реконструкция ул. Ижевской (1,34 км);
- строительство дороги к зданию Центра ядерной медицины (ПЭТ-центр), расположенному по ул. Мичурина, 105 (0,4 км).
В случае отсутствия бюджетного финансирования мероприятий данной подпрограммы показатель протяженности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в 2019-2021 гг. сохранится на уровне оценки 2018 года и составит 906,4 км (первый вариант прогноза).
VI. Социальная сфера
6.1. Дошкольное образование
Дошкольное образование в 2019-2021 годы, по оценке, будет характеризоваться следующей динамикой отдельных показателей в сравнении с 2018 годом:
- ростом доли детей в возрасте 1 - 6 лет, получающих услуги дошкольного образования с 70,0% до 85,2% от общего количества детей дошкольного возраста по первому варианту прогноза, до 86,6% по второму варианту прогноза;
- снижением доли детей в возрасте 1 - 6 лет, состоящих на учете для определения в дошкольные образовательные учреждения с 31,8% до 19,7% - 18,3 % от общего количества детей дошкольного возраста по двум вариантам прогноза.
Основным направлением развития системы дошкольного образования в 2019-2021 годы будет являться повышение доступности, качества и уровня безопасности дошкольных образовательных учреждений за счет:
- сохранения 100% доступности дошкольного образования для детей 3 - 7 лет, в том числе, в альтернативных формах дошкольного образования (группы кратковременного пребывания, частные дошкольные образовательные организации);
- повышения доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет, реализация плана мероприятий по обеспечению детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет дополнительными местами до 2021 года;
- укрепления материально-технической базы учреждений и обеспечения безопасного пребывания в них детей;
- обеспечения нормативно-правового, организационного, кадрового, информационного сопровождения реализации федеральных государственных требований.
6.2. Общее образование
Согласно прогнозной оценке, к 2021 году численность детей, получающих услуги общего образования, увеличится на 8,5% по сравнению с 2018 годом (с 59,9 до 65,0 тысяч человек).
В 2018 году доля учеников, занимающихся в первую смену, оценивается на уровне 60%. Соответственно, 40% учащихся занимаются во вторую смену. При этом, с учётом действующего норматива, доля занимающихся во вторую смену должна составлять не более 10% всех учащихся. Прогнозируемый в 2021 году рост до 62% - 68% доли обучающихся в первую смену в общеобразовательных учреждениях с 2018 года связан с планами по строительству новых общеобразовательных учреждений.
С 01.09.2018 начнется образовательный процесс в новом общеобразовательном учреждении - МАОУ Школа "Перспектива" г. Томска по адресу: ул. Никитина, 6 на 1100 мест и в новом корпусе МАОУ СОШ N 16 на 1100 мест по адресу: ул. Береговая,6.
В целях освоения обучающимися новых государственных образовательных стандартов и повышения качества муниципальных услуг в 2019-2021 годах необходимо решить следующие основные задачи системы общего образования:
- обеспечение условий для введения новых стандартов образования;
- уменьшение доли обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся в первую смену, в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях;
- обеспечение общеобразовательных учреждений педагогическими кадрами;
- создание доступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями.
6.3. Дополнительное образование
К 2021 году планируется охватить общеразвивающими программами дополнительного образования различной направленности в системе общего и дополнительного образования 79,4 - 85,1 тысяч детей или не менее 84,1% - 90,0% от общей численности детей в возрасте 5-18 лет.
При планируемом увеличении на 2,1 - 7,8 тысяч количества детей, охваченных услугами дополнительного образования, их доля по двум вариантам Прогноза уменьшится относительно показателя 2017 года (91,6%) на 1,6-7,5 п.п. в связи с прогнозируемым к 2021 году ростом общей численности детей в возрасте 5-18 лет на 9,5 - 9,6 тысяч человек по двум вариантам Прогноза.
Проблема недостаточности площадей для обеспечения государственных гарантий сохранения и развития системы дополнительного образования детей, её доступности и расширения сети дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг в прогнозном периоде будет решаться путем предоставления помещений вновь открывающихся общеобразовательных учреждений для организации занятий учреждениями дополнительного образования.
Основными задачами дополнительного образования на среднесрочный период остаются:
- дальнейшее развитие инфраструктуры дополнительного образования;
- развитие научно-технического направления;
- повышение качества услуг по дополнительному образованию;
- актуализация дополнительного образования в соответствии с Приоритетным проектом "Доступное дополнительное образование для детей".
6.4. Физическая культура и спорт
В прогнозном периоде планируется реализация комплекса мер регулирующего, экономического и информационного характера, обеспечивающих повышение двигательной активности граждан, формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек, порождающих высокие риски заболеваний.
Ведению здорового образа жизни работы и увеличению к 2021 году до 27,4% - 39,7% доли жителей Города Томска, систематически занимающихся физической культурой и спортом, будет способствовать имеющаяся спортивная инфраструктура - спортивные и рекреационные комплексы (стадионы, бассейны, парки, набережные, центры отдыха и развлечений и т.д.).
Город Томск в настоящее время недостаточно обеспечен указанными объектами, в связи с чем одной из приоритетных задач на среднесрочный период являются:
1) максимально эффективное, по возможности круглогодичное использование имеющихся спортивных объектов;
2) строительство новых спортивных объектов за счет бюджетных и внебюджетных средств:
- Центра единоборств;
- 4 универсальных спортивных залов в качестве пристроек к СОШ N 28, N 54;
- комплексов общей физической подготовки (ОФП) на территории избирательных округов;
- универсальной площадки в ДОЛ "Огонек";
- картодрома для ДЮСШ технических видов спорта и др.
3) реконструкция существующих муниципальных объектов спорта (спортивного комплекса ДЮСШ "Кедр" и др.).
4) своевременный капитальный ремонт спортивных объектов.
6.5. Культура
В прогнозном периоде 2019-2021 годов количество муниципальных общедоступных библиотек, учреждений культурно-досугового типа и учреждений дополнительного образования художественно-эстетической направленности сохранится на уровне 2018 года.
В 2019-2021 годы продолжится работа по переводу библиотечного фонда на нематериальные носители информации путём приобретения доступа к новым базам данных и электронно-библиотечным системам. Планируется продолжить обслуживание пользователей электронными документами с помощью электронно-библиотечной системы "ЛитРес: мобильная библиотека" с учетом соблюдения законодательства РФ, а также обеспечить доступ к электронным подпискам периодических изданий для муниципальных библиотек.
Существующая проблема нехватки библиотек во вновь построенных микрорайонах может быть решена как путём развития мобильных, нестационарных форм библиотечного обслуживания, так и путём строительства в новых микрорайонах многофункциональных культурных центров. В рамках мероприятий муниципальной программы "Развитие культуры и туризма" муниципального образования "Город Томск" такие мероприятия рассматриваются, но не обеспечены финансированием.
Как и в предыдущие годы, острой проблемой остается устаревшая материально-техническая база 5 муниципальных культурно-досуговых учреждений, что в прогнозном периоде может привести к снижению численности постоянных участников клубных формирований. В связи с отсутствием площадей самые масштабные и яркие мероприятия будут проводиться на открытых площадках.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.