Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 6
к постановлению
администрации Города Томска
от 20.09.2018 N 846
IV.II. Анализ текущей ситуации
Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетов, определенных на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и обеспечивающих создание эффективной конкурентной экономики и рост благосостояния населения.
Подпрограмма развития малого и среднего предпринимательства является механизмом достижения целей и задач, изложенных в стратегических документах различных уровней, в частности, целевого вектора "Благоприятные условия для деловой и социальной инициативы", определенной в Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года, в рамках направления "Рост благосостояния населения на основе инновационного развития экономики".
Значимость предпринимательства для социально-экономического развития Города Томска определяется такими факторами, как способность активно генерировать новые рабочие места, новые точки роста, оказывать влияние на диверсификацию экономики, формирование конкурентной среды, увеличение доходной базы муниципального бюджета. Развитие сферы предпринимательства оказывает влияние на формирование общих экономических показателей в различных отраслях экономики Томской области и Города Томска.
По состоянию на 01.01.2018 на территории Города Томска было зарегистрировано 24 308 организаций и 14 614 индивидуальных предпринимателей.
Из общего количества организаций к реальному сектору экономики относятся 13356 (54,9%), в том числе: 2482 (10,2%) производят промышленную и сельскохозяйственную продукцию, строительную деятельность осуществляют 2550 (10,5%) организаций, 2850 (11,7%) организации оказывают услуги по транспортировке, хранению и осуществляют деятельность в области информации и связи, 5474 (22,5%) осуществляют деятельность профессиональную, научную и техническую, административную и сопутствующие услуги, а также по операциям с недвижимым имуществом. Торговой деятельностью, а также ремонтом автотранспортных средств и мотоциклов занимаются 7474 (30,7%) организации Города Томска. Большая их часть относится к малым и микропредприятиям, количество которых в 2017 году составило 18 813 ед. (77,4% от общего количества организаций).
Согласно оперативным статистическим данным, совокупный экономический оборот всех предприятий Города Томска в 2017 году составил 722,8 млрд рублей, что на 83,3 млрд руб., или на 13% выше показателя 2016 года. Крупные и средние предприятия обеспечивают более 57% совокупного оборота, а малые и микропредприятия - почти 43%.
Около 32% от оборота крупных и средних томских предприятий (131,3 млрд. руб.) обеспечены промышленным сектором. В 2017 году, согласно оперативным статистическим данным, крупными и средними предприятиями Города Томска произведено промышленной продукции на 117 044,6 млн. руб. В натуральных показателях прирост промышленного производства составил 3,7%, в действующих ценах - 13,2%. Более 77% объема промышленного производства крупных и средних предприятий обеспечено предприятиями обрабатывающих производств.
В 2017 году численность экономически активного населения Города Томска увеличилась на 2,1 тысячи человек по сравнению с 2016 годом и составила 274,9 тысячи человек. По предварительным статистическим данным, численность работников крупных и средних организаций в 2017 году составила 141,2 тысячи человек, что на 590 человек (0,4%) больше, чем в 2016 году.
В сфере малого предпринимательства в 2017 году работало 131,7 тысяча томичей, или 48,3% от числа горожан, занятых трудовой деятельностью, из них на малых и микропредприятиях - по оценке, 96,2 тысячи человек (в 2016 году - 94,8 тысяч человек).
14,6 тысяч человек в 2017 году являлись индивидуальными предпринимателями и обеспечивали занятость около 21 тысячи человек (в 2016 году - 20,6 тысяч человек). При этом численность индивидуальных предпринимателей в 2017 году составила 14,6 тысячи человек, в 2016 году - 14,4 тысячи человек.
Наблюдается рост числа субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10000 жителей города: в 2017 году значение данного показателя составило 563,2 единицы (в 2016 году - 559,3 единицы). При этом, по данным Томской ТПП, в 2016 году наш регион занимает на территории Сибирского федерального округа ведущие позиции по уровню развития сектора малого и среднего бизнеса в целом, уступая только Новосибирской области и Республике Алтай. Так, в 2016 году на 1000 человек населения Томской области количество субъектов малого и среднего предпринимательства составляет 40,3 (Новосибирская область - 49,7, Республика Алтай - 41,3, в то время как в среднем по стране этот показатель составляет 39,1, в Сибирском федеральном округе - 35). За Томским регионом следует Красноярский край - 36,7, Иркутская область - 35,5, Республика Хакасия - 34,3.
Средняя заработная плата всего работающего городского населения в 2017 году возросла на 5,5% и составила 32 590 руб., превысив в 3 раза величину прожиточного минимума, сложившуюся в отчетном году. С учетом роста потребительских цен на 3,7%, реальная заработная плата всего работающего населения Города Томска увеличилась на 1,7%. Средняя заработная плата работников крупных и средних предприятий города за 2017 год, по предварительным данным, увеличилась на 5,4% и достигла 43 402,3 руб. Реальная заработная плата на крупных и средних предприятиях города за 2017 год выросла на 1,6%.
У работников сферы малого предпринимательства в 2017 году средняя заработная плата увеличилась на 14,5% и составила 22 353 руб.
Однако, несмотря на позитивную динамику развития малого и среднего предпринимательства, томский бизнес находится под влиянием таких общих для России негативных факторов, как непостоянство нормативно-правовой базы, высокий уровень налогообложения и высокая частота осуществления внеплановых проверок проверяющими органами (в России в 2013 году было осуществлено 2,7 миллиона проверок, из них: внеплановых проверок - 48%, плановых - 52%). По данным Генпрокуратуры России, в 2016 году в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей контролирующими органами было проведено 1,706 миллиона проверок, из которых 1,276 миллиона или 74,7 % - внеплановые.
Опыт реализации муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства, а также имеющиеся статистические и ведомственные данные позволяют выделить и другие актуальные проблемы:
- усиливающаяся конкуренция на внутреннем и внешних рынках (в том числе из стран - участниц Таможенного союза и стран ВТО);
- высокий уровень издержек, связанных с продвижением продукции предпринимательства на внутренний, межрегиональный и международный рынки;
- отсутствие (недостаточность) капитала для начала ведения предпринимательской деятельности, недостаточный объем ресурсов для развития созданного предприятия;
- низкий уровень предпринимательских компетенций и нехватка знаний для начала предпринимательской деятельности;
- недостаточная информированность субъектов малого и среднего предпринимательства о мерах государственной поддержки предпринимательской деятельности;
- проблема размещения производственной недвижимости как основной сдерживающий фактор для развития промышленности, некомпактная промышленная застройка (промышленные площадки разрозненны и зачастую непосредственно соседствуют с жилой застройкой).
Необходимость достижения наиболее оптимальных качественных и количественных результатов при сохранении эффективности в выборе способа решения обозначенных проблем обусловила целесообразность использования программно-целевого метода, направленного на эффективное управление требуемыми подпрограммой ресурсами.
Подпрограмма направлена на поэтапную, системную поддержку бизнеса на разных стадиях реализации предпринимательской инициативы: начиная с консультационных и образовательных мероприятий для лиц, желающих начать собственное дело, продолжая поддержкой стартующего бизнеса, действующих субъектов предпринимательской деятельности и созданием инфраструктуры промышленных парков. При этом при определении перечня мероприятий подпрограммы учтен опыт реализации муниципальной программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в городе Томске на 2011-2015 годы".
Так, при реализации данной подпрограммы одним из самых востребованных направлений поддержки малого и среднего предпринимательства явилось предоставление из городского бюджета субсидий начинающим предпринимателям в рамках конкурса "Томск. Первый шаг". Впервые в муниципальном образовании "Город Томск" данный конкурс был проведен в 2011 году. Всего за период 2011-2013 годы победителями конкурса стали 142 субъекта малого предпринимательства, которым была предоставлена финансовая поддержка в виде субсидий на общую сумму более 41 млн рублей.
В целях развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в 2009 году был создан и успешно функционирует городской центр поддержки малого и среднего бизнеса администрации Города Томска (далее - Городской центр). На базе Городского центра оказывается бесплатная консультационная помощь по вопросам организации и ведения предпринимательской деятельности, бизнес-планирования, участия в программах поддержки малого и среднего предпринимательства, а также проводятся бесплатные образовательные мероприятия. За период 2011-2013 годов Городским центром было оказано около 6000 консультаций.
Для информирования субъектов малого и среднего предпринимательства о мерах поддержки предпринимательской деятельности создан и действует городской сайт "Малый и средний бизнес г. Томска" (http://mb.admin.tomsk.ru/).
В целях создания в Городе Томске комфортных условий для эффективной реализации инвестиционных проектов по созданию новых производств, товаров и услуг с 2013 года в рамках подпрограммы "Развитие промышленных и логистических парков в городе Томске на 2013-2015 годы" муниципальной программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в городе Томске на 2011-2015 годы" было начато строительство инфраструктуры промышленных парков. В 2015-2017 годах обеспечение промышленных парков в Городе Томске инфраструктурой является одной из задач подпрограммы.
Реализация вышеуказанных мероприятий будет продолжена в рамках данной подпрограммы, что позволит выстроить многоуровневую систему механизмов содействия созданию и развитию предпринимательства в Городе Томске.
В целом реализация подпрограммы будет способствовать увеличению вклада предпринимательства в экономику Города Томска: созданию субъектов малого и среднего предпринимательства, рабочих мест, увеличению налогооблагаемой базы.
Строительство промышленных парков позволит при эффективном использовании земельных ресурсов и привлечении инвестиций обеспечить положительные результаты за счет высокой плотности промышленного производства, взаимодействия между предприятиями, эффекта масштаба и "кластерных" эффектов. Перемещение промышленных объектов и производств из центра города на территории промышленных парков способствует формированию благоприятного инвестиционного климата и реорганизации, высвобождению производственных территорий для осуществления в дальнейшем жилищного строительства.
По окончании реализации подпрограммы в 2025 году увеличение экономического оборота к уровню 2012 года в сопоставимых ценах составит "+59,5%", инвестиции в основной капитал в расчете на 1 жителя, тыс. руб./чел./рост к уровню 2012 года в сопоставимых ценах составят "118/+21,1 %", объем поступлений налогов на совокупный доход в консолидированный бюджет Томской области с территории Города Томска составит 2633 млн руб., число субъектов малого и среднего предпринимательства составит 569,1 единиц на 10000 жителей; доля занятых в малом и среднем предпринимательстве (в том числе индивидуальных предпринимателей) от общей численности занятых в экономике достигнет 53,6%.Важным моментом в рамках реализации данной подпрограммы является минимизация возможных рисков, которые могут возникнуть в ходе ее выполнения.
Возможные риски реализации подпрограммы связаны со значительным сокращением объемов финансирования, что может повлечь за собой необходимость корректировки целевых значений показателей и внесения изменений в перечень реализуемых мероприятий. Изменение федерального и регионального законодательства может привести к утере актуальности поставленных задач и запланированных основных мероприятий, а также к необходимости включения новых направлений деятельности, что окажет влияние на конечные результаты подпрограммы.
Основными способами минимизации рисков является обеспечение сбалансированного распределения финансовых средств по задачам и мероприятиям подпрограммы с учетом ограниченности ресурсов, регулярный мониторинг изменений в законодательстве, а также создание эффективной системы управления на основе четкого распределения функций, полномочий и ответственности соисполнителей.
<< Приложение 5 Приложение 5 |
Приложение 7 >> Приложение 7 |
|
Содержание Постановление Администрации г. Томска от 20 сентября 2018 г. N 846 "О внесении изменений в постановление администрации Города... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.