Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 11
к постановлению
администрации Города Томска
от 20.09.2018 N 846
V.II. Анализ текущей ситуации
Для Томской области развитие инновационного сектора экономики является одним из главных векторов социально-экономического развития региона, что соответствует целевым ориентирам, заложенным в региональных документах стратегического планирования.
Стратегией социально-экономического развития Томской области до 2030 года определены среднесрочные цели, приоритетные направления развития Томской области, в числе которых - инновационная и конкурентоспособная экономика. Среди основных направлений Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года определен рост благосостояния населения на основе инновационного развития экономики. Одним из целевых векторов данного направления Стратегии является экономическое развитие Города Томска как центра инновационной экономики.
В Томской области имеется уникальный комплекс факторов и конкурентных преимуществ, инновационный потенциал которого сформировал предпосылки для успешной реализации инновационной модели экономического развития. Интеллектуальный потенциал Томска рассматривается как основное конкурентное преимущество и базовый стратегический ресурс для развития в регионе экономики инновационного типа. Определяющая доля инновационного потенциала Томской области сосредоточена на территории муниципального образования "Город Томск".
На сегодняшний день инновационная система Томска и Томской области включает следующие элементы.
1. Уникальный научно-образовательный комплекс, потенциал которого начал формироваться более ста лет назад. Томск является старейшим университетским и научным центром со сложившимся имиджем подготовки высококвалифицированных кадров. Научно-образовательный комплекс Томска включает 6 государственных университетов, 2 из которых имеют статус национальных исследовательских. Научными исследованиями и разработками в Томске занимаются около 60 организаций: исследовательские подразделения томских университетов, академические институты, отраслевые НИИ и другие научные организации.
Томск входит в группу лидеров в Российской Федерации по числу студентов, аспирантов, докторантов и кандидатов наук на 1 тыс. населения. В 2016 году в вузах Томска обучаются студенты из 70 субъектов Российской Федерации и 60 зарубежных государств. В 2016 году защищено 48 докторских диссертаций штатными сотрудниками (и докторантами) и 248 кандидатских диссертаций штатными сотрудниками (и аспирантами) учебных заведений Томского научно-образовательного комплекса. Обучение ведется по 145 направлениям подготовки бакалавров, специалистов и магистров. В 2013 году Национальный исследовательский Томский государственный университет и Национальный исследовательский Томский политехнический университет по результатам конкурсного отбора Минобрнауки России вошли в ТОП-15 ведущих российских вузов на получение субсидии на реализацию программы повышения международной конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров. В Томске успешно реализуется Федеральный закон от 02.08.2009 N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности". В результате действия закона в Томске и области было создано более 500 инновационных предприятий. Созданные малые инновационные предприятия являются ключевым элементом завершающей стадии инновационного процесса - позволяют выводить на рынок высокотехнологичные продукты, являющиеся результатом интеллектуальной деятельности университета, и приносят дополнительный доход за счет заключения договоров на научно-исследовательские работы и выплаты дивидендов.
2. Развитая инфраструктура для ведения инновационной деятельности, представленная сетью из 7 бизнес-инкубаторов, 3 центров трансфера технологий, 7 офисов коммерциализации разработок, Томского международного делового центра "Технопарк", Центра кластерного развития Томской области, Кластера "SMART Technologies Tomsk", Нанотехнологического центра "Сигма.Томск", Томского регионального инжинирингового центра и особой экономической зоной технико-внедренческого типа "Томск", число резидентов которой по состоянию конец 2017 года достигло 72. В Томске при непосредственном участии муниципалитета создано и действует 4 центра молодежного инновационного творчества, на оборудовании которого субъекты инновационной деятельности получили возможность изготавливать прототипы изделий и узлов инновационных разработок, а студенты, школьники и молодые ученые Томска получили доступ к работе на высокотехнологичном оборудовании.
Важным элементом инновационной инфраструктуры является Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций, повышающий качество образования, эффективность научной деятельности и обеспечивающий кооперацию высшей школы с промышленностью.
3. Предпринимательская среда инновационной системы включает в себя, в том числе свыше 700 малых научно-внедренческих предприятий. В 2017 году группу "сильных инноваторов" (по данным ассоциации инновационных регионов России, далее - АИРР) образовывали 9 субъектов РФ, из которых 7 являются регионами АИРР. Значение индекса инновационного развития этих регионов превышает 140% от среднего по стране уровня. Устойчивое положение в данной группе помимо тройки лидеров (г. Санкт-Петербург, г. Москва и Республика Татарстан) занимают Томская область (4 место), Новосибирская область (5 место), Калужская область (6 место) и Московская область (7 место). В число лидеров по уровню развития научных исследований и разработок входят следующие регионы (свыше 140% от среднего уровня по регионам России): г. Москва (181,3%, 1 место), г. Санкт-Петербург (175,3%, 2 место), Томская область (154,6%, 3 место), Новосибирская область (142,5%, 4 место).
По итогам 2017 года томские предприятия занимают высокие позиции в рейтинге "ТехУспех". Так, АО "НПЦ "Полюс" в категории "крупные (выручка свыше 2 млрд. руб.)" заняло 10 место, ГК "ЭлеСи" в категории "средние (выручка от 800 млн. до 2 млрд. руб.)" заняло 11 место. В 2017 году новосибирское предприятие АО "СКТБ "Катализатор" в категории "крупные (выручка свыше 2 млрд. руб.)" заняло 2 место, иркутское предприятие ГК "Фармасинтез" заняло 17 место. Согласно ТОП рейтингу "ТехУспех" - 2016 томские предприятия: АО "НПФ Микран" заняло 5 место в категории "крупные (выручка свыше 2 млрд. руб.", ГК "ЭлеСи" заняла 11 место в категории "средние (выручка от 800 млн. до 2 млрд. руб.)", ООО "Элком+" заняло 27 место в категории "малые (выручка до 800 млн. руб.)". В 2016 году новосибирское предприятие АО СКТБ "Катализатор" в категории "крупные (выручка свыше 2 млрд. руб.)" заняло 8 место, иркутское предприятие АО "Фармасинтез" в категории "крупные (выручка свыше 2 млрд. руб.)" заняло 15 место.
В городе Томске в 2015 году количество инновационных предприятий составило 635, в 2016 году - 667, в 2017 году - 712. По оценке, число малых и средних инновационных предприятий составило в 2017 году: в г. Новосибирск - 1223, в г. Красноярск - 462.
4. Особую роль в развитии инновационной политики Томска занимает взаимодействие с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (далее - Фонд содействия инновациям). В Томске успешно реализуются такие программы Фонда содействия инновациям, как "СТАРТ", "УМНИК", "Развитие" и др. Ежегодно с 2015 года управлением экономического развития администрации Города Томска выделяется 100 тыс. руб. на оказание информационной и консультационной поддержки по участию в программах Фонда содействия инновациям, что способствует росту числа томских победителей программы "УМНИК". По итогам конкурса за 2017 год г. Томск стал третьим в России по количеству победителей программы "УМНИК", уступив г. Москва и г. Санкт-Петербург. Среди победителей конкурса 40 томичей, из них: 31 - по программе "УМНИК" и 9 - по программе "УМНИК-НТИ".
С 12 по 13 мая 2016 года в Томске организован III Всероссийский форум молодых ученых U-NOVUS, в котором приняли участие более 12 000 человек. Участниками деловой программы форума стали 2 000 человек, из которых 1 300 - молодые ученые из разных городов России. В рамках форума прошло более 40 мероприятий - дискуссии, круглые столы, креативные лаборатории, мастер-классы, лекции и выставка инновационных разработок в сфере робототехники. На выставке форума было представлено 28 экспозиций высокотехнологичных компаний в сфере робототехники из Томской, Новосибирской, Самарской, Челябинской областей и Красноярского края. В соревнованиях Национального этапа чемпионата RoboCupRussiaOpen 2016 приняли участие 89 команд из Томской области, Санкт- Петербурга, Красноярска, Новосибирска, Алтайского края, Магадана, а также Казахстана и КНР. Более 6 000 лучших студентов из различных городов России сыграли во Всероссийскую научную игру молодежи ScienceGame. Лаборатории и университеты в рамках "Ночи науки" посетили более 5 000 томичей.
В мероприятиях IV Всероссийского форума молодых ученых U-NOVUS, который прошел в Томске 17-19 мая 2017 года, приняли участие более 12 000 человек. Участниками деловой программы форума стали 1 200 человек из 64 городов России. В 2017 году форум был посвящен развитию молодежных талантов и перспективным технологиям. В рамках форума прошла всероссийская выставка инновационных разработок, национальный этап международных соревнований RoboCup Russia Open-2017 и другие мероприятия.
Опыт реализации инновационных программ муниципального образования "Город Томск", а также имеющиеся статистические и ведомственные данные позволяют сформулировать следующие основные проблемы на пути инновационного развития экономики муниципального образования "Город Томск":
1. Неразвитость инновационной структуры.
2. Неготовность предприятий (а для некоторых и невозможность в силу неблагоприятного финансового положения) к внедрению инноваций.
3. Недостаток квалифицированных кадров на всех уровнях от рабочих до высшего руководства.
4. Недостаточное финансирование науки.
5. Нехватка механизмов финансирования инновационных проектов и малых инновационных фирм.
Последовательное решение перечисленных проблем будет способствовать развитию инновационной деятельности в городе Томске.
Реализация мероприятий подпрограммы будет способствовать:
- формированию спроса на инновационную продукцию, повышению конкурентоспособности товаров и услуг, производимых субъектами малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере;
- увеличению числа инновационных предприятий; созданию благоприятных условий для стартующего бизнеса в научно-технической и инновационной сфере;
- увеличению числа малых инновационных предприятий, продукция которых может быть использована для решения актуальных проблем городского хозяйства;
- увеличению числа молодых специалистов, занятых в инновационной и производственной сфере, вовлечению детей и молодежи в инновационно-техническую деятельность;
- повышению инвестиционной и инновационной открытости муниципального образования "Город Томск", формированию позитивного имиджа города как центра инноваций.
В результате реализации мероприятий подпрограммы к 2025 году прогнозируется увеличение доли инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ и услуг до 36,1%, рост количества инновационных предприятий до 805 ед., увеличение числа занятых в инновационном секторе до 1400 чел.
Важным моментом в рамках реализации данной подпрограммы является минимизация возможных рисков, которые могут возникнуть в ходе ее выполнения.
Возможные риски реализации подпрограммы связаны с изменением федерального и регионального законодательства в части вопросов государственной и муниципальной поддержки инновационной деятельности, а также с недостатком финансирования мероприятий подпрограммы. Основными способами минимизации указанных рисков являются регулярный мониторинг изменений в законодательстве и определение приоритетных направлений для финансирования. Многолетний опыт ответственного исполнителя подпрограммы по реализации целевых инновационных программ муниципального образования "Город Томск" (с 2001 года) позволяет рассчитывать на сведение возникающих рисков к минимуму.
<< Приложение 10 Приложение 10 |
Приложение 12 >> Приложение 12 |
|
Содержание Постановление Администрации г. Томска от 20 сентября 2018 г. N 846 "О внесении изменений в постановление администрации Города... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.