Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению
администрации Города Томска
от 12.10.2018 N 933
II. Общая характеристика муниципальной программы
Приоритеты и цели государственной политики в жилищной сфере определены Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", а также подразделом 7 "Повышение доступности жилья" раздела III "Развитие человеческого потенциала" Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.
Стратегической целью государственной жилищной политики является обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, а также соответствия объема комфортного жилищного фонда потребностям населения.
Стратегической целью развития Города Томска, определенной в Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Город Томска" до 2030 года, утвержденной решением Думы Города Томска от 27.06.2006 N 224, является устойчивое повышение качества жизни томичей, в том числе через создание комфортных условий жизни в городе Томске. Ключевыми задачами для достижения цели является развитие жилищного строительства, повышение качества жилья и эффективное управление жилым фондом. Для решения указанной цели также направлена муниципальная программа "Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан" на 2017-2025 годы, утвержденная постановлением администрации Города Томска от 07.11.2016 N 1156 "Об утверждении муниципальной программы "Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан" на 2017-2025 годы".
В настоящее время приобретение, строительство и найм жилья с использованием рыночных механизмов доступны лишь семьям с высоким уровнем доходов. Однако даже ограниченная платежеспособность населения не приводит к снижению спроса на жилье. Препятствием развития массового жилищного строительства является ограниченность возможностей обеспечения земельными участками и необходимой инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой.
В сложившейся ситуации превышения спроса над предложением на рынке жилья приводит к постоянному росту цен на него и делает жилье еще менее доступным для граждан.
Для граждан с умеренными доходами (ниже средних, но не позволяющими гражданам быть отнесенными к категории малоимущих) необходимо создать систему мер, предусматривающую развитие кооперации, позволяющую таким гражданам обеспечивать себя жильем в соответствии с социальными стандартами, в основном рыночными методами.
Для решения ключевых задач необходимо обеспечить соответствие объема комфортного жилищного фонда потребностям населения и формирование комфортной городской среды, в том числе путем создания условий, обеспечивающих снижение износа жилищного фонда, в том числе ликвидацию аварийного жилья.
Состояние жилищного фонда в городе Томске неоднородно. За последние годы наметилась устойчивая тенденция роста объема аварийного жилищного фонда. Этот процесс связан с объективным фактором естественного старения и ветшания жилищного фонда.
Это наиболее характерно для домов, построенных в довоенный и в первый послевоенный периоды. Преимущественно это одно- и двухэтажные дома брусовой и щитовой конструкций, построенные на простейших фундаментах, квартиры в них имеют низкую степень благоустройства.
Первоочередной задачей является ликвидация многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, что позволит снизить общий физический износ многоквартирных домов, повысить качество условий проживания населения муниципального образования "Город Томск".
На территории города Томска все дома, признанные до 01.01.2012 аварийными, расселены.
В период с 01.01.2012 до 01.07.2018 аварийными и подлежащими сносу (реконструкции) признано 502 многоквартирных дома. В указанных домах проживают более 11 тыс. граждан. Около 1000 многоквартирных дома имеют процент износа свыше 65% и потенциально являются аварийными.
Ситуация с аварийным жилищным фондом усугубляется еще и тем, что назревает вопрос окончания нормативного срока эксплуатации многоквартирных домов первых массовых серий - панельных "хрущевок" и необходимости реконструкции "сталинок" и кирпичных "хрущевок".
Нормативные сроки эксплуатации жилых домов массовой постройки:
Тип дома |
время постройки |
срок эксплуатации |
сроки реконструкции |
время сноса (нормативный срок) |
количество домов |
Неблагоустроенные и полублагоустроенные деревянные дома |
До 1920 |
15 - 50 |
|
|
976 |
Сталинские довоенные |
1921 - 1945 |
125 |
1990 - 2005 |
2050 - 2070 |
197 |
Сталинские послевоенные, "хрущевки" панельные, кирпичные пятиэтажки |
1946 - 1970 |
50 - 150 |
Сталинские послевоенные - 2020 - 2030 "Хрущевки" панельные - Реконструкция по строительным нормам не предусмотрена Кирпичные пятиэтажки - 2015 - 2030 |
Сталинские послевоенные - 2095 - 2105 "Хрущевки" панельные - 2005 - 2020 Кирпичные пятиэтажки - 2055 - 2070 |
2101 |
Панельные и блочные 9 - 16-этажные |
1971 - 1995 |
100 |
Реконструкция по строительным нормам не предусмотрена |
2055 - 2080 |
1361 |
Современные кирпичные, монолитные и панельные |
После 1995 |
100 - 150 |
Кирпич, монолит - 2050 - 2070 Панель - реконструкция по строительным нормам не предусмотрена |
Кирпич, монолит - 2105 - 2150 Панель - 2070 - 2105 |
964 |
Предельный физический износ здания согласно "Положению о порядке решения вопросов о сносе жилых домов при реконструкции и застройке городов", утвержденному Постановлением Госстроя СССР от 31.07.1970 N 95, составляет 70%. Такие здания подлежат сносу. Основными факторами, влияющими на время достижения зданием предельно допустимого физического износа, являются качество применяемых строительных материалов; периодичность и качество проводимых ремонтных работ; качество технической эксплуатации; качество конструктивных решений при капитальном ремонте.
Массовое жилье, построенное в 50 - 80-х годах прошлого века, требует сегодня значительных затрат на проведение капитального ремонта. Жилищный фонд стремительно ветшает, в ближайшие 10 лет это может привести к кратному увеличению аварийного жилищного фонда.
Многоквартирные дома чувствительны к соблюдению сроков капитального ремонта и при его задержках быстро изнашиваются. Ремонтировать дом, с сохранением его технико-экономических показателей порой бессмысленно, а полностью реконструировать, дороже, чем построить новый.
Кроме того, необходимо учитывать, что панельные дома обладают низкими теплотехническими показателями наружных стен, что влечет за собой значительные потери в сетях тепло- и водоснабжения. Отсюда и общая ситуация - сегодня многоквартирные дома в эксплуатации очень дороги. Помимо самих домовых коробок, есть еще инженерные сети городского жилищно-коммунального хозяйства, высокий уровень их изношенности. Не удивителен рост претензий к работе ЖКХ, которые являются реакцией на низкое качество оказываемых коммунальных услуг при одновременном росте их стоимости.
Стоит отметить, что выборочный капитальный ремонт является вынужденной мерой для поддержания многоквартирных домов в удовлетворительном состоянии, но не является мерой, достаточной для восстановления утраченных характеристик. Как правило, многоквартирные дома, признанные подлежащими капитальному ремонту через несколько лет повторно выносятся на рассмотрение комиссии и признаются аварийными.
В декабре 2012 были внесены изменения в законодательные акты Российской Федерации, направленные на создание механизмов финансирования расходов, которые связаны с проведением капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Жилищным кодексом Российской Федерации и Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Томской области, утвержденной постановлением Администрации Томской области от 30.12.2013 N 597а, утвержден перечень работ и услуг, который включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; ремонт крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю; ремонт и усиление несущих и ограждающих ненесущих конструкций, не отнесенные в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности к реконструкции объектов капитального строительства; замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций многоквартирного дома и (или) инженерных сетей многоквартирного дома, отнесенные в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности к реконструкции объектов капитального строительства; устройство, ремонт пандусов и иные работы по приспособлению общего имущества в многоквартирном доме в целях обеспечения условий его доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; утепление и ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома; установку автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг; установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); разработку проектной документации в случае, если в соответствии с действующим законодательством требуется ее разработка; проведение государственной экспертизы проектной документации, государственной историко-культурной экспертизы в отношении многоквартирных домов, в установленном порядке признанных объектами исторического и культурного наследия в случае, если в соответствии с действующим законодательством требуется проведение таких экспертиз; осуществление строительного контроля.
Такие виды работ по капитальному ремонту, как ремонт и (или) замена межэтажных и чердачных перекрытий, ремонт печей в рамках Региональной Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Томской области не выполняются.
Вместе с тем, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Очевидно, что проводить работы по капитальному ремонту ветхих многоквартирных домов экономически нецелесообразно, как по причине высокой стоимости ремонта, так и по причине того, что данные вложения, по сути, являются противоаварийными мероприятиями и через 5 - 7 лет вновь встанет вопрос о признании домов аварийными.
Справочно: в период с 01.01.2012 до 01.07.2018 аварийными и подлежащими сносу (реконструкции) признано 502 многоквартирных дома:
Год |
Количество многоквартирных домов признанных аварийными за год |
Площадь жилых помещений, кв. м |
2012 |
37 |
13260,3 |
2013 |
76 |
25500,01 |
2014 |
109 |
34680,7 |
2015 |
141 |
43472,83 |
2016 |
67 |
23318,45 |
2017 |
52 |
17902,82 |
01.07.2018 |
20 |
7357,1 |
Общая потребность в жилых помещениях, необходимых для расселения граждан, занимающих жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу (реконструкции) или признанных непригодными для проживания, составляет порядка 4200 квартир.
Стоит отметить, что показатели, отражающие ситуацию в указанной отрасли, в Городе Томск стремительно менялись в течение последних лет. Площадь расселенного аварийного жилищного фонда в 2012 г. - 2,41 тыс. кв. м, 2013 г. - 5,68 тыс. кв. м, 2014 г. - 12,66 тыс. кв. м, 2015 г. - 2,4 тыс. кв. м, 2016 г. - 3,2 тыс. кв. м, 2017 г. - 2,7 тыс. кв. м. При этом, площадь аварийного жилищного фонда в связи с увеличивающимся процентом износа деревянного жилого фонда и учетом возможностей бюджетного финансирования, с каждым годом увеличивается: 2013 г. - 99,4 тыс. кв. м, 2014 г. - 102,3 тыс. кв. м, 2015 г. - 120,6 тыс. кв. м, 2016 г. - 174,03 тыс. кв. м, 2017 г. - 182,6 тыс. кв. м.
Увеличение аварийного жилищного фонда, влечет за собой и увеличение потребности в жилых помещениях маневренного жилищного фонда. В силу того, что маневренный жилищный фонд в основном формируется за счет текущего освобождения жилых помещений жилищного фонда муниципального образования "Город Томск", так в 2013 году к маневренному жилищному фонду отнесли - 0,4 тыс. кв. м, в 2014 году - 0,17 тыс. кв. м, в 2015 году - 1,12 тыс. кв. м (в том числе и за счет ремонта пустующих помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Томск, ул. Максима Горького, д. 48), в 2016 году - 1,8 тыс. кв. м (в том числе и за счет ремонта пустующих помещений в доме по адресу: г. Томск, ул. Лебедева, д. 5), в 2017 году - 0,35 тыс. кв. м). Однако в ходе эксплуатации жилых помещений маневренного жилищного фонда, в которых проживают граждане, постоянно возникает потребность в проведении текущего ремонта в целях обеспечения комфортного проживания граждан.
В результате реализации муниципальной программы к 2025 году планируется:
- снизить долю аварийного жилищного фонда, средний уровень износа жилого фонда и коммунальной инфраструктуры до нормативного уровня;
- достичь средней обеспеченности общей площадью жилья на уровне 27,6 кв. метра на человека;
- увеличить объем ввода жилья на базе комплексного освоения территорий и развития застроенных территорий в целях жилищного строительства на основе утвержденной градостроительной документации.
Показатели цели, задач, мероприятий муниципальной программы приведены в приложении 1 к муниципальной программе. Ресурсное обеспечение муниципальной программы приведено в приложении 2 к муниципальной программе.
<< Приложение 1 Приложение 1 |
Приложение 3 >> Приложение 3 |
|
Содержание Постановление Администрации г. Томска от 12 октября 2018 г. N 933 "О внесении изменений в постановление Администрации города... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.