Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
к постановлению
администрации Города Томска
от 26.03.2019 N 242
II. Анализ текущей ситуации
Подпрограмма соответствует стратегическому направлению развития Города Томска: "Широкие возможности для самореализации горожан", обозначенному в Стратегии социально - экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года, и направлена на реализацию стратегической задачи по содействию культурному и духовному развитию ("Гармоничное развитие личности").
Достижение стратегических показателей развития Города Томска до 2030 года:
- доля населения, положительно оценивающего степень развитости культурно-досуговых услуг, % от числа опрошенных (в 2019 году - не ниже 60%, в 2025 году - не ниже 73%);
- увеличение числа посетителей/пользователей организаций культуры к уровню 2012 года, в расчете на 1 жителя, % (в 2019 году - 20%, в 2025 году - 80%);
- количество участников конкурсов и проектов в сфере культуры, проводимых на региональном, общероссийском и/или международном уровнях, чел. (в 2019 году - не менее 5000 человек, в 2025 году - не менее 7000 человек), обеспечивается выполнением целей и задач Программы.
Подпрограмма направлена на обеспечение максимальной доступности культурных ценностей для жителей и гостей города Томска, повышение качества и разнообразия культурных услуг, реализацию творческого потенциала населения, развитие кадрового потенциала и создание благоприятных условий для реализации профессиональных возможностей. Важными направлениями реализации Подпрограммы являются повышение качества, разнообразия и эффективности услуг, оказываемых муниципальными учреждениями культуры, расширение условий для улучшения обслуживания населения посредством новых форм работы с использованием информационно-коммуникационных технологий, стимулирования потребления населения культурных благ.
За последние годы удалось добиться определенных результатов и создать условия по оказанию населению культурных услуг: улучшилось состояние системы библиотечного и музейного, культурно - досугового обслуживания, в деятельность учреждений культуры активно внедряются информационно-коммуникационные технологии, расширились формы и методы работы с аудиторией.
Текущее состояние отрасли культуры города Томска имеет следующие проблемы:
1) ухудшение состояния материально-технической базы учреждений культуры, нехватка квалифицированных кадров, низкий уровень доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
2) недостаточное осуществление гастрольной деятельности народных и профессиональных коллективов из-за финансового дефицита.
В 2018 году на территории муниципального образования "Город Томск" функционирует 1 муниципальный музей. Количество посетителей музея в 2017 году увеличилось на 22,7% и составило 137 282 человек (112 045 - 2016 году). Музей располагает 6 477 единицами хранения музейного фонда, прирост которого составил 1 324 единиц хранения в 2017 году.
Основные проблемы, препятствующие повышению качества предоставления населению Томска музейных услуг:
несоответствующая современным требованиям к хранению, изучению и публичному представлению музейных предметов;
ресурсная база - приспособленные помещения, недостаток фондовых и экспозиционных площадей, низкий уровень доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
устаревший парк компьютерного и телекоммуникационного оборудования, отсутствие в музее сложного современного мультимедийного оборудования;
низкая обеспеченность музея специализированным фондовым оборудованием, отвечающим актуальным стандартам музейной работы;
устаревшая охранно-пожарная сигнализация, отсутствие системы контроля доступа, системы автоматического поддержания температурного и влажностного режимов.
Сеть муниципальных библиотек города Томска обеспечивается работой 26 библиотек муниципальной информационной библиотечной системы (МАУ МИБС), библиотечный фонд которых составляет свыше 400 тысяч экземпляров. Увеличение количества посещений муниципальных библиотек на 20 % по сравнению с предыдущим годом в 2017 г.- 738 890 (614 299 в 2016 г.) произошло в связи с наметившейся тенденцией улучшения бюджетного финансирования комплектования книжного фонда, развитием библиотечных услуг. Развивается современная система библиотечного информационного обслуживания, сочетающая организацию доступа пользователей к печатным и электронным источникам информации, формируется фонд библиотек электронными документами, организован удаленный доступ к электронным полнотекстовым библиотечным системам. Библиотеки нуждаются в обновлении зданий (помещений) и внутренних интерьеров (приобретение новой мебели и библиотечного оборудования).
Деятельность организаций дополнительного образования детей сферы культуры Томска за последний период свидетельствует о ряде положительных тенденций в сфере художественного образования, связанных с разработкой программ развития детских школ искусств (ДШИ), обновлением содержания образовательных программ, сохранением и развитием учебных творческих коллективов, формированием механизма поддержки одаренных детей. В Томске функционирует 8 школ художественно-эстетической направленности с общим контингентом более 6 тысяч обучающихся. Все школы осуществляют образовательную деятельность на основе лицензий и свидетельств о государственной аккредитации. Степень востребованности предлагаемых школами услуг демонстрирует ежегодный конкурс: 5-7 человек на 1 бюджетное место. Контингент учащихся неуклонно растет - общее количество обучающихся в 2017 году на 4 % больше, чем в аналогичном периоде 2015 года, на 10,7 % больше, чем в 2012 году. Детские школы искусств города Томска заняли лидирующие позиции в рейтинге учреждений дополнительного образования (ДШИ, ДМШ, ДХШ) Томской области в сфере культуры: Детские школы искусств города Томска заняли лидирующие позиции в региональном рейтинге учреждений дополнительного образования (ДШИ, ДМШ, ДХШ) Томской области в сфере культуры 2017 года: 1 место - МБОУДО "Детская школа искусств N 1 имени А.Г. Рубинштейна", 3 место - МАОУДО "Детская школа искусств N 3", МБОУДО "Детская художественная школа N 2".
Ежегодно более 30% от общей численности обучающихся на бюджетных местах становятся обладателями призовых мест конкурсов высокого уровня. В 2017 году количество участников конкурсов всех уровней увеличилось на 69%, 10 298 (в 2016 году 6 908) детей, из них 875 обучающихся стали призерами.
Продолжается работа по выявлению и материальной поддержке одаренных детей и активных сотрудников - премию выдающимся деятелям культуры и искусства г. Томска и одаренным детям в 2017 году получили 18 человек (2016 год -14, 2015-10).
Потребность городского населения в культурно-досуговых услугах удовлетворяется за счет муниципальных учреждений и учреждений иных форм собственности. Муниципальная инфраструктура культурно - досуговой сферы включает 5 клубных учреждений. Отсутствует городской дом культуры. Основные показатели системы развития культурно - досуговой деятельности Томска выглядят следующим образом:
N п/п |
Наименование показателя |
Количественное значение показателя |
||
|
|
2015 год |
2016 год |
2017 год |
1. |
Число культурно-досуговых мероприятий (ед.) |
1 353 |
1 222 |
1 184 |
2. |
Число посещений культурно- досуговых мероприятий (чел.) |
425 076 |
463 536 |
407 359 |
Неустойчивая динамика показателей мероприятий связана с острой нехваткой площадей для осуществления культурно-досуговой деятельности и проведением большого количества мероприятий на открытых площадках, что ставит достижение показателей культурно-досуговой деятельности в зависимость от погодных условий.
Еще одной проблемой, напрямую влияющей на базовые показатели эффективности работы и требующей неотложного решения, является ухудшение материально-технической базы и острая необходимость модернизации ресурсного оснащения культурно-досуговых учреждений.
Муниципальные учреждения культуры на сегодняшний день неконкурентоспособны и не отвечают уровню запросов населения. Приобретение нового специализированного оборудования будет способствовать значительному повышению качественного уровня проводимых мероприятий, позволит увеличить общий количественный показатель человеко-посещений, будет реализована возможность гастрольных поездок творческих коллективов, созданы современные условия для предоставления дополнительного художественного образования детям.
Текущее состояние отрасли культуры города Томска имеет следующие проблемы:
1) ухудшение состояния материально-технической базы учреждений культуры, нехватка квалифицированных кадров, отсутствие учреждений культуры в новых микрорайонах, что затрудняет доступ граждан на получение услуг в сфере культуры;
2) недостаточное осуществление гастрольной деятельности народных и профессиональных коллективов из-за финансового дефицита;
3) недостаточное включение темы культуры в процессы формирования конкурентных преимуществ и инвестиционной привлекательности города Томска, а также создания культурных брендов;
4) снижение конкурентоспособности услуг в сфере культуры, оказываемых муниципальными учреждениями, по сравнению с развлекательными услугами, оказываемыми коммерческими организациями и в условиях культурной активности томских вузов, что оказывает влияние на посещаемость и внебюджетные доходы учреждений культуры;
5) кризис культурного "продукта". Ориентация развития города на инновационную экономику предполагает, что культурная жизнь также внесет свой вклад в создание комфортной среды для деятельности инновационных компаний (работа над качественной современной культурной продукцией - фестивали, экспозиции, издания, коллективы и т.д.).
Работать в этом направлении необходимо комплексно с созданием и развитием современных правовых, организационных, научных и методических основ с привлечением интеллектуальных и материальных ресурсов муниципального образования. Поэтому укрепление материально-технической базы и создание оптимальных условий для удовлетворения потребностей населения в сфере культуры - одно из важных направлений в деятельности управления культуры администрации Города Томска. Переоснащение имеющейся материально-технической базы должно сопровождаться внедрением современных технологий, работой по повышению квалификации персонала для обновления теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, широкое внедрение инноваций, новых технологических решений позволяет повысить степень доступности культурных благ, сделать культурную среду более насыщенной, отвечающей растущим потребностям личности и общества (глава 5 "Развитие культуры и средств массовой информации" раздела III "Развитие человеческого потенциала". Технологии развития творческого потенциала населения предусматривают систему поддержки (поощрения) творческих достижений в различных формах (гранты, стипендии, премии и т.д.). Для осуществления Программы, направленной на повышение эффективности участия населения в решении вопросов местного значения, формирования благоприятной городской среды обитания с учетом исторических и культурных условий, необходимо тесное взаимодействие с населением, развитие культурных инициатив в Городе Томске, вовлечение населения в процесс формирования культурного пространства города.
Эффективный процесс взаимодействия планируется обеспечить в рамках настоящей Подпрограммы. Целесообразность использования программно-целевого подхода для решения указанных проблем обусловлена следующими факторами:
- масштабом и государственной значимостью проблемы развития сферы культуры;
- необходимостью комплексной увязки и централизованной координации усилий по срокам и ресурсам для обеспечения согласованности решений и исключения дублирования с проводимыми в рамках ведомственной деятельности мероприятиями;
- необходимостью нормативного правового обеспечения планируемых к реализации мероприятий, а также организацией эффективной системы управления, мониторинга и контроля их выполнения.
Реализация Подпрограммы в целом позволит обеспечить более высокий уровень культурной жизни населения Томска, углубить контакты различных социально-демографических групп населения с ценностями культуры, лучше организовать полноценный, разнообразный и содержательный досуг. Значительно расширится разнообразие форм культурной деятельности населения, усилится ориентация на активный индивидуальный групповой и семейный отдых, на неформальное общение на основе совместных культурно-досуговых интересов. Настоящая Подпрограмма создаст материальные и организационные предпосылки для широкого развертывания такой работы в городе Томске.
Под рисками, возникающими в процессе реализации Подпрограммы, понимаются обстоятельства, препятствующие реализации мероприятий Подпрограммы и достижению показателей целей, задач, мероприятий при финансировании Подпрограммы в объеме согласно установленной потребности, не зависящие от воли ответственного исполнителя Подпрограммы, соисполнителя Подпрограммы, участника Подпрограммы.
К рискам реализации Подпрограммы, которыми может управлять ответственный исполнитель Подпрограммы, уменьшая вероятность их возникновения, следует отнести следующие:
Риски, связанные со сложными погодными условиями и сезонной заболеваемостью, могут привести к сокращению числа посетителей мероприятий и учреждений культуры. Минимизация данных рисков предусматривается путем корректировки плана проведения мероприятий на основании прогноза Гидрометцентра России и прогноза заболеваемости населения, предоставленного Департаментом здравоохранения Томской области.
Риски, связанные с низкой культурой потребления услуг (угроза низкой посещаемости). Минимизация данных рисков предусматривается путем освещения в средствах массовой информации, широкого привлечения общественности к обсуждению целей, задач и механизмов развития сферы культуры, а также публичного освещения хода и результатов реализации Подпрограммы.
Показатели цели, задач, мероприятий Подпрограммы приведены в приложении 1 к Подпрограмме 1. Перечень мероприятий и ресурсное обеспечение Подпрограммы приведены в приложении 2 к Подпрограмме 1.
<< Приложение 3 Приложение 3 |
Приложение 5 >> Приложение 5 |
|
Содержание Постановление Администрации г. Томска от 26 марта 2019 г. N 242 "О внесении изменений в постановление администрации Города... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.