Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к постановлению
Администрации города Омска
от 13 октября 2016 года N 1261-п
Основные направления
бюджетной политики города Омска на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов
Основные направления бюджетной политики города Омска подготовлены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, с учетом положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 года и ориентированы на основные направления бюджетной политики Омской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденные Указом Губернатора Омской области от 12 августа 2016 года N 144, стратегические цели и задачи социально-экономического развития города Омска, утвержденные постановлением Администрации города Омска от 9 июля 2014 года N 938-п "О Стратегии социально-экономического развития города Омска до 2025 года".
Бюджетная политика города Омска определяет основные цели, задачи и направления бюджетной политики города Омска (далее - бюджетная политика) в области расходов городского бюджета, управления муниципальным долгом города Омска, муниципального контроля в финансово-бюджетной сфере и является основой для составления проекта бюджета города Омска на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.
1. Основные итоги бюджетной политики города Омска за 2015 год и первое полугодие 2016 года
В 2015 году и первом полугодии 2016 года бюджетная политика города Омска осуществлялась в неблагоприятных экономических условиях и была направлена на обеспечение долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета.
Системная работа по укреплению доходной части бюджета, развитию программного бюджетирования, повышению эффективности бюджетных расходов позволила обеспечить:
- оптимизацию расходов бюджета города Омска при безусловном выполнении гарантированных социальных обязательств, таких как ликвидация очереди в детские сады для детей в возрасте от 3 до 7 лет, повышение заработной платы в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года N 671 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", реализация программы расселения ветхого и аварийного жилья с опережением сроков.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Указа от 1 июня 2012 года следует читать как "N 761"
В 2015 году расходная часть бюджета города Омска (реализуемая за счет поступлений от налоговых и неналоговых доходов) оптимизирована почти на 52 млн. рублей, или 0,6 процента от первоначально утвержденных параметров;
- несмотря на кризисные явления в экономике Администрацией города Омска привлечены в бюджет города Омска межбюджетные трансферты из федерального и областного бюджетов на решение вопросов местного значения: ремонт, строительство и реконструкцию автомобильных дорог, инженерной инфраструктуры, модернизацию, строительство и реконструкцию детских садов и школ, строительство домов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, реконструкцию исторического комплекса "Омская крепость", строительство катка и др. В 2015 году объем привлеченных средств составил 3 626 млн. рублей, в первом полугодии 2016 года - 3 416 млн. рублей;
- полное и своевременное исполнение долговых обязательств города Омска при безусловном соблюдении ограничений бюджетного законодательства Российской Федерации. Продолжение проведения эффективной кредитной политики и управление ликвидностью единого счета бюджета позволило снизить расходы на обслуживание муниципального долга на 152,1 млн. рублей;
- должный уровень внутреннего муниципального контроля за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств.
Четкая позиция по соблюдению установленных бюджетной политикой подходов к использованию бюджетных средств, к распределению экономии средств, образовавшейся в результате проведения конкурсных процедур, позволила обеспечить исполнение показателей муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) при ограниченности финансовых ресурсов. Экономия от проведения конкурсных процедур за 2015 год составила более 374 млн. рублей.
Проводимая в течение текущего года работа по созданию нормативной базы в сфере планирования и нормирования закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд города Омска позволила осуществить:
- нормирование в сфере закупок на основе требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций органов местного самоуправления города Омска и Омской городской избирательной комиссии (включая подведомственные казенные учреждения);
- формирование муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в соответствии с ведомственными перечнями муниципальных услуг и работ, сформированными на основе базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, планирование и распределение бюджетных средств на оказание муниципальных услуг и выполнение работ с соблюдением общих требований, утвержденных федеральными органами исполнительной власти.
Автоматизация всех стадий бюджетного процесса и процедур проведения закупок для обеспечения муниципальных нужд обеспечила осуществление необходимых контролей на различных стадиях бюджетного процесса, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами, формирование достоверной бюджетной отчетности.
Осуществляется целенаправленная деятельность по обеспечению открытости и прозрачности формирования и исполнения бюджета, представлению информации о муниципальных финансах в доступной и понятной для граждан форме, что способствует вовлечению населения в осуществление бюджетного процесса и повышению доверия граждан к власти и принимаемым решениям.
Ведется планомерная работа по привлечению средств населения, некоммерческих организаций, бизнес-сообщества на обустройство общественных пространств, ремонт дорог и фасадов, проведение общегородских праздников в рамках реализации механизма муниципально-частного партнерства, участия в конкурсах на получение грантов для реализации общественно-полезных проектов.
Эффективность достижения целей и задач бюджетной политики отмечена дипломом II степени на IX Всероссийском конкурсе "Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами" и I местом по результатам оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципалитетах Омской области, проведенной Министерством финансов Омской области.
2. Цели и задачи бюджетной политики города Омска на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов
Основной целью бюджетной политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов остается обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города Омска с учетом текущей экономической ситуации.
Для достижения указанной цели необходимо сосредоточить усилия на решении следующих задач:
- консервативное бюджетное планирование исходя из возможностей доходного потенциала и минимизации размера дефицита бюджета города Омска;
- повышение эффективности использования бюджетных средств;
- обеспечение результативности инструментов программно-целевого управления, создание условий для улучшения качества предоставления муниципальных услуг и предоставление социальных выплат населению на основе принципа адресности и применения критериев нуждаемости;
- развитие системы внутреннего финансового контроля и усиление его роли в управлении бюджетным процессом, повышение ответственности всех участников бюджетного процесса за качество бюджетного планирования, эффективное использование бюджетных средств;
- повышение качества управления муниципальным долгом города Омска.
Для решения вышеперечисленных задач в очередном финансовом периоде при преемственности целей и задач, предусмотренных основными направлениями бюджетной политики города Омска на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, одобренными постановлением Администрации города Омска от 12 октября 2015 года N 1282-п, ответственная бюджетная политика на очередной финансовый год и плановый период, нацеленная на долгосрочную устойчивость бюджета города Омска, будет осуществляться в качественно новых экономических условиях, сложившихся в 2016 году, путем реализации основных направлений бюджетной политики в области расходов бюджета города Омска, в области управления муниципальным долгом города Омска, в области контроля за использованием средств бюджета города Омска.
3. Основные направления бюджетной политики города Омска на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов в области расходов бюджета города Омска
Бюджетная политика на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов в области расходов бюджета города Омска отвечает принципам консервативного бюджетного планирования и ориентирована на эффективное использование бюджетных средств.
Основными направлениями бюджетной политики в области расходов определены:
1. Совершенствование структуры расходов городского бюджета и повышение их эффективности.
Отсутствие возможностей для наращивания общего объема расходов бюджета города Омска требует выявления резервов экономии по каждому из направлений использования бюджетных средств.
При планировании бюджетных ассигнований на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов следует четко определить приоритеты расходования бюджетных средств, уделив особое внимание социально-экономическому развитию города Омска. Деятельность органов местного самоуправления и муниципальных учреждений города Омска должна быть нацелена на достижение конкретных, общественно значимых результатов, определенных Стратегией социально-экономического развития города Омска до 2025 года, утвержденной постановлением Администрации города Омска от 9 июля 2014 года N 938-п.
В условиях ограниченности бюджетных ресурсов необходимо ясное понимание последствий реализации любых мер муниципальной политики с точки зрения их влияния на темпы продвижения к достижению поставленных целей и задач.
В связи с чем на первый план выходит задача повышения эффективности и обоснованности показателей муниципальных программ города Омска. Муниципальные программы города Омска являются наиболее значимым инструментом бюджетирования, ориентированного на результат, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование.
Все программно-целевые методы управления города Омска должны отвечать приоритетам социально-экономического развития города Омска, а также разрабатываться и реализовываться с учетом оценки бюджетной эффективности расходов бюджета города Омска, позволяющей соизмерять затраты и результаты выполнения программных мероприятий, оценивать степень достижения поставленных целей и задач.
Это принципиальная позиция: ресурсы бюджета города Омска должны быть мобилизованы на приоритетных направлениях, а их отдача должна быть максимальной.
С целью повышения эффективности бюджетных расходов необходимо также обеспечить широкое вовлечение граждан в процедуры обсуждения и принятия конкретных бюджетных решений, общественного контроля за их эффективностью и результативностью, развитие практики инициативного бюджетирования и муниципально-частного партнерства.
2. Повышение эффективности оказания муниципальных услуг и выполнения работ.
Целям оптимизации расходных обязательств города Омска должно отвечать и дальнейшее повышение эффективности и качества оказываемых муниципальными учреждениями города Омска муниципальных услуг, выполняемых работ. Для этого должна быть продолжена работа по:
- оптимизации сети муниципальных учреждений города Омска, а также упорядочению осуществления ими приносящей доход деятельности;
- повышению обоснованности планирования и распределения средств бюджета города Омска на оказание муниципальных услуг и выполнение работ.
Предстоит дальнейшее совершенствование и проведение углубленного анализа нормативных затрат на оказание муниципальных услуг в целях выявления существенной дифференциации в стоимости однотипных муниципальных услуг и принятия мер по оптимизации затрат на их оказание. Требуют решения вопросы обоснованности затрат на содержание не используемого для выполнения муниципального задания имущества, поскольку данные расходы не будут применяться при расчете объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания, начиная с муниципального задания на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов в соответствии с бюджетным законодательством;
- повышению рациональности и экономности использования бюджетных средств муниципальными учреждениями города Омска (в частности, при проведении закупок);
- усилению контроля за выполнением муниципальными учреждениями города Омска муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), включая проведение оценки соблюдения стандартов качества муниципальных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями города Омска, с изучением мнения населения о качестве оказываемых муниципальных услуг;
- обеспечению исполнения мер социального характера, установленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года NN 596 - 602, N 606;
- поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства. Бюджетная политика в части субсидирования юридических лиц и предоставления грантовой поддержки должна быть направлена не только на поддержку развития малого и среднего предпринимательства, но и на привлечение внебюджетных источников и средств бизнес сообщества для расширения спектра муниципальных услуг и повышения их качества.
3. Поэтапный переход к бездефицитному бюджету города Омска.
Переход к бездефицитному бюджету планируется осуществить за счет:
- мобилизации доходов бюджета города Омска, в том числе за счет автоматизации всех систем бюджетного процесса, включая систему управления имущественно-земельным комплексом, увязки их с геоинформационными системами, планами развития города Омска, налоговым и доходным потенциалом города Омска;
- минимизации рисков, связанных с управлением муниципальным долгом;
- обеспечения установленного уровня софинансирования расходных обязательств в целях максимального привлечения средств других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- определения приоритетности бюджетных расходов, в том числе за счет минимизации принятия новых расходных обязательств, исходя из обоснованности социальной и бюджетной эффективности их реализации.
4. Основные направления бюджетной политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов в области управления муниципальным долгом города Омска (долговая политика)
Долговая политика на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов нацелена на повышение качества управления муниципальным долгом города Омска.
Основными направлениями долговой политики являются обеспечение сбалансированности бюджета города Омска при условии сдерживания темпов роста муниципального долга и оптимизация стоимости его обслуживания, а также своевременное и полное исполнение долговых обязательств города Омска.
При управлении муниципальным долгом города Омска выделяются следующие основные мероприятия:
1) соблюдение ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации;
2) диверсификация кредитного портфеля Администрации города Омска путем замещения кредитов кредитных организаций иными долговыми обязательствами (бюджетные кредиты);
3) рефинансирование и реструктуризация муниципальных долговых обязательств города Омска;
4) минимизация рисков, связанных с осуществлением муниципальных заимствований;
5) эффективное управление ликвидностью единого счета местного бюджета.
5. Основные направления бюджетной политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов в области контроля за использованием средств бюджета города Омска
Бюджетная политика на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов в области контроля за использованием средств бюджета города Омска направлена на совершенствование и развитие механизмов его осуществления в целях повышения эффективности использования средств бюджета города Омска.
Основными направлениями бюджетной политики в области контроля за использованием средств бюджета города Омска являются:
1. Совершенствование правового регулирования внутреннего муниципального финансового контроля.
Приоритетными направлениями развития правовых основ является разработка, утверждение и внедрение стандартов осуществления внутреннего муниципального финансового контроля в целях повышения его эффективности и прозрачности.
2. Совершенствование системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
В сложной финансово-экономической ситуации большое значение придается повышению действенности внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, что требует изменение подходов к их организации. В этой связи необходимо уделить особое внимание дальнейшему развитию правовых и методологических основ внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита с учетом требований бюджетного законодательства Российской Федерации, что будет способствовать повышению качества финансового менеджмента главных администраторов средств бюджета города Омска.
Единая система внутреннего финансового контроля и аудита должна стать эффективным дополнением к ведомственному контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений города Омска.
Поэтому, наряду с внедрением в практику работы главных распорядителей средств бюджета города Омска ведомственного контроля в сфере закупок необходимо обеспечить работоспособность созданной системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита с учетом специфики структуры и функций участников бюджетного процесса в городе Омске.
3. Усиление контроля за деятельностью муниципальных учреждений города Омска.
Расширение самостоятельности муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также значительная разветвленность подведомственной сети требуют разработки и внедрения новых подходов к осуществлению контроля за использованием муниципальными учреждениями выделяемых им бюджетных средств.
При этом контрольная деятельность органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя, должна основываться на единых методологических подходах и быть нацелена на снижение доли неэффективных расходов и повышение уровня финансовой дисциплины в муниципальных учреждениях города Омска.
4. Обеспечение открытости и прозрачности общественных муниципальных финансов.
При реализации данного направления особое внимание необходимо уделить дальнейшему развитию сайта "Бюджет для граждан" официального портала Администрации города Омска в сети "Интернет" в целях повышения наглядности и доступности для граждан информации о муниципальных финансах, показателях составления и исполнения городского бюджета, реализации муниципальных программ, результатах контрольной деятельности за использованием бюджетных средств, а также обеспечить возможность обратной связи с населением с целью более активного вовлечения его в осуществление бюджетного процесса в городе Омске.
Представление информации о муниципальных финансах в доступной и понятной для граждан форме способствует повышению финансовой грамотности среди граждан, формирует в обществе культуру восприятия бюджетных данных. Доступность и понятность информации о формировании бюджета будет создавать необходимые предпосылки для общественного обсуждения приоритетов расходования бюджетных средств, повышать доверие граждан к власти и принимаемым решениям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.