Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению
Администрации города Омска
от 13 октября 2016 года N 1261-п
Основные направления
налоговой политики города Омска на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов
Основные направления налоговой политики города Омска на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов подготовлены в соответствии с положениями Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 года и ориентированы на основные направления налоговой политики Омской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденные Указом Губернатора Омской области от 12 августа 2016 года N 142, стратегические цели и задачи социально-экономического развития города Омска, утвержденные постановлением Администрации города Омска от 9 июля 2014 года N 938-п "О Стратегии социально-экономического развития города Омска до 2025 года".
1. Основные итоги налоговой политики города Омска за 2015 год и 1 полугодие 2016 года
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации к местным налогам относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц. Основной задачей органов местного самоуправления является обеспечение полноты и актуальности сведений об объектах недвижимости, их правообладателях и стоимостных характеристиках.
В 2015 году в целях вовлечения в налоговый оборот объектов недвижимости структурными подразделениями Администрации города Омска проведены мероприятия по актуализации баз данных по местным налогам в отношении 12 805 объектов. Уточнены идентификационные характеристики 4 952 объектов недвижимости. Выявлены правообладатели 822 земельных участков, предоставлено в аренду 5 земельных участков.
В целях осуществления контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов в рамках заключенного соглашения о взаимодействии Администрации города Омска и Управления Федеральной налоговой службы России по Омской области от 7 мая 2014 года в налоговые органы передана информация:
- о договорах, заключенных с организациями, осуществляющими перевозки пассажиров коммерческим транспортом (565 договоров);
- об уточнении сведений о правообладателях земельных участков и объектах капитального строительства (346 земельных участков, 234 объекта капитального строительства);
- о нарушениях земельного законодательства в рамках муниципального земельного контроля (1 118 актов);
- о сдаче гражданами в наем жилых помещений (51 адрес);
- о получателях муниципальной поддержки и пользователях имущества (19 688 договоров аренды и размещения нестационарных объектов).
В 2015 году и 1 полугодии 2016 года в рамках муниципального земельного контроля проведены контрольные мероприятия в отношении 13 255 земельных участков, выявлено 12 328 земельных участков, используемых с нарушениями земельного законодательства.
По 554 проверкам материалы направлены в органы Росреестра для привлечения к административной ответственности, из них по 223 проверкам возбуждены административные дела, предъявлено административных штрафов на сумму 11,8 млн. рублей. С целью обеспечения платности землепользования взыскана плата за неосновательное обогащение на сумму 248,2 млн. рублей.
Для вовлечения в хозяйственный оборот объектов недвижимости на постоянной основе проводится их инвентаризация. За 2015 год и 1 полугодие 2016 года выявлено 922 бесхозяйных объекта недвижимого имущества, из них поставлено на учет в Управлении Росреестра по Омской области 73 объекта, зарегистрировано право муниципальной собственности на 115 объектов.
Проводится системная работа по приведению кадастровой стоимости земельных участков к уровню рыночных цен. Проанализированы результаты кадастровой оценки 16,5 тыс. земельных участков, проведена работа по уточнению их фактического использования, в результате кадастровая стоимость 967 земельных участков увеличена на 7,1 млрд. рублей.
На основе анализа изменения кадастровой стоимости земельных участков на территории города Омска принято решение об установлении ставок земельного налога в размерах, предусмотренных пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации: 0,3 процента - для земельных участков, занятых жилищным фондом, и 1,5 процента - для прочих земельных участков.
В целях установления на законодательном уровне возможности обращения органов местного самоуправления с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости независимо от их принадлежности подготовлен проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Также для расширения налоговой базы и увеличения доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов Администрацией города Омска подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым предусматривается внесение изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части установления порядка исчисления налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц с налогового периода, следующего за годом ввода в эксплуатацию (года завершения строительства) созданных зданий, строений, сооружений, в случае отсутствия регистрации прав на них.
В рамках работы по приведению нормативной правовой базы муниципального образования в соответствие с действующим законодательством изменена методика определения арендной платы за предоставление в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (Решение Омского городского Совета от 16 марта 2016 года N 432 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Омска и предоставленные в аренду без проведения торгов").
С целью стимулирования развития субъектов малого и среднего предпринимательства Администрацией города Омска проведен анализ применения на территории города Омска патентной системы налогообложения и подготовлены предложения о снижении более чем на 20 процентов налоговой базы по 8 видам предпринимательской деятельности. Данные предложения учтены при принятии Закона Омской области "О внесении изменения в Закон Омской области "О патентной системе налогообложения", который вступил в силу с 1 января 2016 года. В связи с этим количество индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, по состоянию на 1 июля 2016 года увеличилось на 41,4 процента. При этом воспользовались правом на применение нулевой ставки налога по патентной системе налогообложения 116 вновь созданных индивидуальных предпринимателей.
Инициатива Администрации города Омска о сохранении после 1 января 2018 года специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход поддержана Правительством Российской Федерации. Принят Федеральный закон "О внесении изменений в статью 346.32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", предусматривающий продление действия специального налогового режима до 1 января 2021 года.
В рамках оказания финансовой поддержки в 2015 году 18 субъектам малого предпринимательства предоставлены субсидии на компенсацию части затрат на оплату процентов по кредитам, на участие в выставочно-ярмарочной деятельности, на приобретение основных средств в сумме 2,2 млн. рублей.
Кроме того 25 субъектам малого и среднего предпринимательства предоставлена финансовая поддержка в виде рассрочки погашения обязательств от 3 до 8 лет в связи с приобретением арендуемого муниципального недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на общую сумму 116,1 млн. рублей.
С целью устранения недобросовестной конкуренции освобождено 249 самовольно занятых земельных участков путем выноса нестационарных торговых объектов (далее - НТО), демонтировано 1 257 рекламных конструкций.
В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Решения Омского городского Совета от 16 декабря 2015 года N 402 "О бюджете города Омска на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов" на 2016 год размер платы за размещение НТО сохранен на уровне 2015 года.
В соответствии с Решением Омского городского Совета от 14 ноября 2007 года N 65 "О порядке проведения оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам" проведена оценка эффективности льгот по земельному налогу, предоставленных на основании пункта 4 Решения Омского городского Совета от 16 ноября 2005 года N 298 "О земельном налоге на территории города Омска".
С 1 января 2016 года отменены в связи с не востребованностью как неэффективные льготы по земельному налогу в виде:
- полного освобождения физических лиц в отношении земельных участков специального назначения, на которых расположены объекты религиозного назначения;
- освобождения на 50 процентов некоммерческих организаций, основным видом деятельности которых является использование коллективных овощехранилищ для хранения плодово-овощной продукции граждан - членов указанных организаций.
Введена с 1 января 2016 года льгота в виде освобождения от уплаты земельного налога на 50 процентов в течение 10 лет с даты государственной регистрации прав на земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного и дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в соответствии с Законом Омской области "О предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков в собственность бесплатно" следующим категориям граждан:
- семьям, зарегистрированным в качестве многодетных в соответствии с законодательством;
- единственным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей;
- детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании пребывания в государственном (муниципальном) учреждении, у опекунов или попечителей до достижения ими 25 лет.
По налогу на имущество физических лиц Решением Омского городского Совета от 26 ноября 2014 года N 283 "О налоге на имущество физических лиц" льготы не предусмотрены.
Налоговые расходы бюджета города Омска, которыми признаются выпадающие доходы бюджета города Омска, обусловленные применением налоговых льгот, установленных законодательством о налогах и сборах, составили в 2015 году 178,3 млн. рублей, из них по решениям органа местного самоуправления - 0,3 млн. рублей.
Налоговые расходы бюджета города Омска в 2011 - 2015 годах по видам налогов
|
|
|
|
|
тыс. рублей |
|
N |
Вид налоговых расходов |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
1 |
Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам - организациям льгот по земельному налогу, в том числе: |
109 874 |
55 038 |
72 909 |
78 861 |
65 482 |
1.1 |
льгот, установленных ст. 395 Налогового кодекса Российской Федерации |
97 777 |
51 645 |
71 874 |
74 754 |
65482 |
1.2 |
льгот, установленных Решением Омского городского Совета от 16 ноября 2005 года N 298 "О земельном налоге на территории города Омска" |
12 092 |
2 332 |
1 035 |
4 107 |
0 |
2 |
Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам - физическим лицам льгот по земельному налогу, в том числе: |
460 |
596 |
1 410 |
1 520 |
302 |
2.1 |
льгот, установленных пунктом 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации |
187 |
88 |
162 |
135 |
0 |
2.2 |
льгот, установленных Решением Омского городского Совета от 16 ноября 2005 года N 298 "О земельном налоге на территории города Омска" |
273 |
508 |
1 248 |
1 385 |
302 |
3 |
Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам льгот по налогу на имущество физических лиц, в том числе: |
86 504 |
92 621 |
95 902 |
103 051 |
112 552 |
3.1 |
льгот, установленных федеральным законодательством Российской Федерации |
70 087 |
62 243 |
67 748 |
72 006 |
75 780 |
3.2 |
в связи с применением налогоплательщиками специальных налоговых режимов |
16 417 |
30 378 |
28 154 |
31 045 |
36 772 |
4 |
Итого налоговых расходов бюджета города Омска, из них |
196 838 |
148 255 |
170 221 |
183 432 |
178 336 |
4.1 |
установлено Налоговым кодексом Российской Федерации или федеральными законами |
184 460 |
144 354 |
167 938 |
177 940 |
178 034 |
По сравнению с 2014 годом в 2015 году сумма налоговых расходов бюджета города Омска в абсолютном выражении снизилась на 2,8 процента. Причина - сокращение на 41,7 процента количества плательщиков земельного налога в связи с исключением с 1 января 2015 года из налоговой базы по земельному налогу земельных участков, занятых многоквартирными домами.
С учетом изменений налогового законодательства в 2017 году потери бюджета города Омска от предоставления льгот по земельному налогу по решению органа местного самоуправления оцениваются в сумме 1,8 млн. рублей.
2. Основные направления налоговой политики города Омска на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов
Основными целями налоговой политики города Омска на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов остаются: наращивание потенциала собственных доходных источников местного бюджета, эффективное использование земельных ресурсов и объектов муниципальной собственности, стимулирование инвестиционной деятельности, открытия новых производств и создания новых рабочих мест, принятие комплекса мер, направленных на легализацию теневого бизнеса.
Для достижения поставленных целей налоговой политики одним из необходимых условий является продолжение совместной работы с налоговыми, правоохранительными и иными федеральными органами в части выявления резервов увеличения налоговой базы местных налогов, повышения эффективности администрирования доходов бюджета города Омска и пресечения уклонения от их уплаты.
Основными направлениями налоговой политики города Омска являются:
1) укрепление и развитие собственной доходной базы бюджета города Омска за счет повышения эффективности использования имущественного комплекса города Омска, в том числе:
- проведение мероприятий по выявлению и вовлечению в налоговый оборот объектов имущества, расположенных на территории города Омска;
- проведение инвентаризации имущественного комплекса города Омска, в том числе продолжение работы по выявлению землепользователей, не имеющих правоустанавливающих документов на землю, решение вопросов оформления права собственности на земельные участки или арендных отношений;
- принятие мер по контролю за соответствием кадастровой стоимости земельных участков и объектов капитального строительства уровню рыночных цен;
- принятие мер по передаче земельных участков из федеральной собственности в соответствии с порядком, установленным статьями 39.30, 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации;
- проведение разъяснительной работы с руководителями организаций и населением города Омска по легализации заработной платы с целью обеспечения социальной защищенности работников, недопущению выплаты заработной платы "конвертным способом" и образования просроченной задолженности по заработной плате;
- проведение мероприятий по подготовке к введению на территории города Омска торгового сбора в соответствии с полномочиями, предоставленными органам местного самоуправления Налоговым кодексом Российской Федерации;
2) стимулирование развития малого и среднего предпринимательства на территории города Омска, в том числе:
- сохранение уровня налоговой нагрузки по единому налогу на вмененный доход в части элементов налогообложения, установление которых относится к компетенции представительных органов городских округов;
- анализ практики применения и подготовка предложений по совершенствованию патентной системы налогообложения с целью повышения ее привлекательности и сокращения доли нелегального бизнеса;
- предоставление финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства города Омска на конкурсной основе с учетом критериев, предусматривающих увеличение количества рабочих мест и поступления налогов в бюджет города Омска;
- организация информационной кампании в целях привлечения индивидуальных предпринимателей к переходу на патентную систему налогообложения;
- организация оперативного выноса нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, установленных без правовых оснований с целью устранения недобросовестной конкуренции;
- анализ изменения социально-экономических показателей за 2014 - 2016 годы в целях приведения размера платы за размещение нестационарных торговых объектов к действующему уровню цен;
3) оценка эффективности налоговых льгот и иных стимулирующих механизмов, в том числе:
- обязательная оценка эффективности введения новой льготы;
- установление новой налоговой льготы на ограниченный период времени (5 лет или более длительный срок) в зависимости от ее целевой направленности;
- принятие решения о возможном продлении льготы с учетом результатов анализа ее эффективности;
- принятие новой льготы, налогового освобождения или иного стимулирующего механизма в рамках налоговой политики при условии определения "источника" для такого решения, в качестве которого, в том числе, может рассматриваться отмена одной или нескольких неэффективных льгот;
- отмена налоговых льгот, не оказывающих влияния на достижение одной из целей налоговой политики - стимулирование экономического роста, и не имеющих социального эффекта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.