Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Министерства
экономики Омской области
от 29 июня 2017 года N 35
"Приложение N 6
к приказу Министерства
экономики Омской области
от 2 апреля 2014 года N 14
Методические рекомендации
по организации и проведению оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Омской области
I. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях повышения качества проведения процедуры оценки регулирующего воздействия (далее - ОРВ), а также оказания методической поддержки органам исполнительной власти Омской области при организации и проведении процедуры ОРВ.
1.2. Проекты нормативных правовых актов Омской области, подготовленные органами исполнительной власти Омской области, или проекты областных законов, поступившие из Законодательного Собрания Омской области, за исключением проектов областных законов, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих региональные налоги, а также налоговые ставки по федеральным налогам, и проектов областных законов, регулирующих бюджетные правоотношения (далее - проекты актов), подлежат ОРВ при наличии в них одного из следующих положений:
а) устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Омской области обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
б) устанавливающих, изменяющих или отменяющих ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов Омской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
1.3. Процедура ОРВ проектов актов осуществляется в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и (или) областного бюджета.
1.4. Участниками процедуры ОРВ являются органы исполнительной власти Омской области, обеспечивающие разработку проектов актов, либо в компетенцию которых входят вопросы, относящиеся к сфере регулирования проектов актов (далее - отраслевой орган), Министерство экономики Омской области (далее - уполномоченный орган), Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Омской области, иные органы исполнительной власти Омской области, интересы которых затрагиваются проектами актов, организации, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее - организации), а также участники публичных обсуждений (физические и юридические лица).
II. Размещение уведомления о подготовке проекта акта
2.1. Размещение уведомления о подготовке проекта акта (далее - уведомление) состоит из следующих этапов:
1) размещение отраслевым органом уведомления на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт);
2) извещение отраслевым органом о размещении уведомления в электронной форме Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Омской области, уполномоченного органа и иных органов исполнительной власти Омской области, интересы которых затрагиваются проектом акта, а также организаций;
3) обобщение предложений, поступивших в связи с размещением уведомления (далее - предложения), обеспечение их рассмотрения и анализа.
2.2. Уведомление должно содержать срок, в течение которого осуществляется прием предложений всех заинтересованных лиц, который не может составлять менее 5 рабочих дней. Указанный срок рекомендуется указывать в формате периода (даты начала приема предложений и даты окончания приема предложения).
2.3. Отраслевой орган обязан рассмотреть все предложения, поступившие в установленный срок.
2.4. Предложениями рекомендуется также считать предложения, полученные посредством проведения совещаний, заседаний экспертных групп, общественных советов и других совещательных и консультационных органов, действующих при органах исполнительной власти Омской области, проведения опросов представителей групп заинтересованных лиц, а также с использованием иных форм и источников получения информации.
2.5. По результатам рассмотрения предложений отраслевой орган осуществляет подготовку проекта акта либо размещает на официальном сайте информацию о нецелесообразности подготовки проекта акта.
III. Составление отчета о проведении ОРВ проекта акта
3.1. В разделе отчета о проведении ОРВ (далее - отчет) "Описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, негативных эффектов, возникающих в связи с отсутствием регулирования рассматриваемой проблемы", предусмотренном подпунктом "б" пункта 12 Порядка проведения ОРВ проектов актов, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 31 марта 2014 года N 69-п (далее - Порядок), приводится подробное описание выявленной проблемы, на решение которой направлен предлагаемый в проекте акта способ регулирования (далее - проблема).
Проблему рекомендуется формулировать конкретно и понятно, в том числе для лиц, не имеющих специальных познаний в соответствующей области регулирования. По возможности проблема должна быть оценена количественно (перечислены группы лиц, испытывающие на себе негативные эффекты от данной проблемы, указана численность данных групп лиц, а также приведена количественная оценка ущерба от существования данной проблемы).
При формулировании проблемы следует учитывать, что отсутствие нормативного правового регулирования в сфере, к которой относится проблема, само по себе проблемой не является. Наличие поручения о разработке проекта акта также не может указываться в качестве описания проблемы.
При описании негативных эффектов, возникающих в связи с отсутствием регулирования рассматриваемой проблемы (далее - негативные эффекты), рекомендуется учитывать, что они могут проявляться в следующем:
а) наличие риска причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, общественному порядку, нанесения экологического ущерба, причинения экономического ущерба бюджету Омской области или отдельным группам субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
б) издержки, возникающие при применении процедур, устанавливаемых проектом акта;
в) недостаток информации по проблеме для выбора и принятия решений участниками отношений, возникающих в результате применения проекта акта.
По возможности наличие негативных эффектов рекомендуется подтверждать статистическими данными.
В данном разделе также рекомендуется указывать информацию о времени возникновения (выявления) проблемы, меры, которые ранее предпринимались для решения проблемы (в случае если проблема существует длительное время), достигнутые результаты от принятых мер, и почему указанные меры не привели к достижению цели, а также сведения об объемах ресурсов (в том числе бюджетных), затраченных ранее на решение проблемы.
3.2. В разделе отчета "Анализ регионального опыта в соответствующих сферах деятельности", предусмотренном подпунктом "в" пункта 12 Порядка, приводится анализ опыта решения проблемы, имеющийся у отраслевого органа, а также у других субъектов Российской Федерации.
3.3. В разделе отчета "Цели предлагаемого регулирования", предусмотренном подпунктом "г" пункта 12 Порядка, отраслевым органом указываются цели предлагаемого в проекте акта правового регулирования.
При описании цели предполагаемого проектом акта регулирования рекомендуется учитывать, что цель должна быть направлена на решение выявленной проблемы, устранение либо смягчение порождаемых ей негативных эффектов, в связи с чем не рекомендуется использовать термины "улучшение ситуации", "создание условий", "содействие" и иные сходные характеристики.
3.4. В разделе отчета "Описание предлагаемого регулирования и иных возможных способов решения проблемы", предусмотренном подпунктом "д" пункта 12 Порядка, приводится описание возможных способов решения проблемы, в том числе способ решения проблемы, содержащийся в проекте акта, а также способы, связанные с отсутствием правового регулирования или сохранением действующего способа регулирования.
В качестве способа решения проблемы может быть использован вариант сохранения текущей ситуации без вмешательства государства с указанием наиболее вероятных последствий его реализации и негативных эффектов.
Рекомендуется проводить описание максимального количества возможных способов решения проблемы. В качестве способа решения проблемы может быть использован опыт решения аналогичных проблем в других субъектах Российской Федерации, а также в зарубежных странах.
Для описания предлагаемого регулирования и иных возможных способов решения проблемы рекомендуется использовать следующие критерии:
- содержание способа решения выявленной проблемы;
- качественная характеристика и оценка количества групп субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также иных заинтересованных лиц, включая органы исполнительной власти Омской области, органы местного самоуправления Омской области, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием;
- новые преимущества, а также обязанности или ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности либо изменение содержания существующих обязанностей и ограничений, а также порядок организации их исполнения;
- оценка соответствующих расходов (возможных поступлений) областного бюджета;
- оценка расходов и доходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, связанных с необходимостью соблюдения установленных обязанностей или ограничений либо с изменением содержания таких обязанностей или ограничений;
- оценка возможности достижения заявленных целей предлагаемого правового регулирования посредством применения рассматриваемых способов решения проблемы;
- риски решения проблемы предложенным способом регулирования и риски негативных последствий;
- иные.
Указанную информацию рекомендуется оформлять в форме таблицы, содержащей следующие графы:
Критерии |
Предлагаемое регулирование |
Иной возможный способ решения проблемы N 1 |
Иной возможный способ решения проблемы N N |
Содержание способа решения выявленной проблемы |
|
|
|
Качественная характеристика и оценка количества групп субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также иных заинтересованных лиц, включая органы исполнительной власти Омской области, органы местного самоуправления Омской области, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием |
|
|
|
Новые преимущества, а также обязанности или ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности либо изменение содержания существующих обязанностей и ограничений, а также порядок организации их исполнения |
|
|
|
Оценка соответствующих расходов (возможных поступлений) областного бюджета |
|
|
|
Оценка расходов и доходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, связанных с необходимостью соблюдения установленных обязанностей или ограничений либо с изменением содержания таких обязанностей или ограничений |
|
|
|
Оценка возможности достижения заявленных целей предлагаемого правового регулирования посредством применения рассматриваемых способов решения проблемы |
|
|
|
Риски решения проблемы предложенным способом регулирования и риски негативных последствий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.5. В разделе отчета "Группы субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также иных заинтересованных лиц, включая органы исполнительной власти Омской области, органы местного самоуправления Омской области, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, оценка количества таких субъектов", предусмотренном подпунктом "е" пункта 12 Порядка, указываются группы участников отношений, интересы которых могут быть затронуты проектом акта (далее - группы). По возможности указывается точное количество (либо интервальная оценка) участников каждой группы.
3.6. В разделе отчета "Новые полномочия органов государственной власти Омской области, органов местного самоуправления Омской области или сведения об их изменении, а также порядок их реализации", предусмотренном подпунктом "ж" пункта 12 Порядка, указываются функции, и (или) задачи, и (или) полномочия органов исполнительной власти Омской области и органов местного самоуправления Омской области, которые вводятся, отменяются или изменяются проектом акта (далее - полномочия).
Под порядком реализации полномочий понимается, например, регулярное наблюдение, выборочные проверки, анализ отчетности и (или) статистических данных, выдача разрешений, согласование, экспертиза, прием уведомлений.
В данном разделе отчета рекомендуется указывать, какие полномочия делегируются иным органам исполнительной власти Омской области, органам местного самоуправления Омской области.
Указанную информацию рекомендуется оформлять в форме таблицы, содержащей следующие графы:
Наименование органа исполнительной власти Омской области, органа местного самоуправления Омской области |
Описание новых полномочий органов государственной власти Омской области, органов местного самоуправления Омской области или сведения об их изменении (далее - полномочия) |
Порядок реализации полномочий |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
|
|
|
3.7. В разделе отчета "Оценка соответствующих расходов (возможных поступлений) областного бюджета", предусмотренном подпунктом "з" пункта 12 Порядка, приводится оценка расходов областного бюджета и (или) возможных поступлений в областной бюджет в случае принятия проекта акта. Указанная оценка может проводиться в контексте полномочий, отраженных в разделе отчета, предусмотренном пунктом 3.6 настоящих Методических рекомендаций.
При оценке расходов областного бюджета рекомендуется выделять единовременные и (или) периодические (с указанием периода их осуществления) расходы.
3.8. В разделе отчета "Новые преимущества, а также обязанности или ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности либо изменение содержания существующих обязанностей и ограничений, а также порядок организации их исполнения", предусмотренном подпунктом "и" пункта 12 Порядка, приводятся данные в отношении групп субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, определяемых в соответствии с разделом отчета, предусмотренным пунктом 3.5 настоящих Методических рекомендаций.
По каждой из указанных в отчете групп субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности приводятся новые (или изменяемые) преимущества, и (или) обязанности, и (или) ограничения, которые вводятся проектом акта.
Под порядком организации исполнения преимуществ, и (или) обязанностей, и (или) ограничений понимается введение изменений хозяйственной деятельности групп субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности (например, требования использования новых технологий или оборудования), дополнительные организационные требования (например, предоставление дополнительной отчетности в государственные органы, дополнительное информирование потребителей), ограничения по месту или времени осуществления деятельности (например, ограничения на реализацию некоторых видов товаров в определенных местах или в определенный промежуток времени).
Если порядок исполнения новых обязанностей и соблюдения ограничений будет определяться другим нормативным правовым актом, то об этом рекомендуется указать в данном разделе отчета.
Указанную информацию рекомендуется оформлять в форме таблицы, содержащей следующие графы:
Группы субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности |
Описание новых преимуществ, обязанностей, ограничений или изменения содержания существующих обязанностей и ограничений |
Порядок организации исполнения обязанностей и ограничений |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
|
|
|
3.9. В разделе отчета "Оценка расходов и доходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, связанных с необходимостью соблюдения установленных обязанностей или ограничений либо с изменением содержания таких обязанностей или ограничений", предусмотренном подпунктом "к" пункта 12 Порядка, для каждой группы субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, определенной в соответствии с разделом отчета, предусмотренным пунктом 3.5 настоящих Методических рекомендаций, приводится оценка ожидаемых дополнительных расходов и доходов, связанных с необходимостью соблюдения установленных обязанностей или ограничений либо с изменением содержания таких обязанностей или ограничений (далее - расходы и доходы), определенных в соответствии с разделом отчета, предусмотренным пунктом 3.8 настоящий Методических рекомендаций.
При оценке расходов и доходов могут выделяться единовременные и (или) периодические расходы и доходы. Периодические расходы и доходы приводятся с указанием периода их осуществления.
При определении расходов и доходов рекомендуется использовать Методику оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования, утвержденную приказом Минэкономразвития России от 22 сентября 2015 года N 669.
Указанную информацию рекомендуется оформлять в форме таблицы, содержащей следующие графы:
Группы субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности |
Описание обязанностей, ограничений или изменения содержания существующих обязанностей и ограничений (далее - обязанности и ограничения) |
Оценка расходов и доходов, связанных с необходимостью соблюдения обязанностей и ограничений |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
3.10. В разделе отчета "Риски решения проблемы предложенным способом регулирования и риски негативных последствий", предусмотренном подпунктом "л" пункта 12 Порядка, приводятся риски решения проблемы способом регулирования, содержащимся в проекте акта, и риски, связанные с наступлением негативных последствий в связи с реализацией этого способа (далее - риски).
В качестве рисков могут быть указаны:
а) риски несоответствия предложенного правового регулирования заявленным целям регулирования. Указанные риски могут возникать, если проект акта направлен на частичное решение проблемы либо при его разработке отсутствовала необходимая информация;
б) риски недостаточности механизмов реализации проекта акта для решения проблемы. Данные риски могут быть вызваны неполным решением проблемы в рамках проекта акта и отсутствием достаточной информации для выбора оптимальных механизмов реализации (например, об оптимальных методах поддержки развития предприятий, оптимальной организации процедур налогового администрирования);
в) риски отсутствия должного контроля соблюдения вводимых проектом акта требований. Указанные риски могут быть связаны с нормативными правовыми ограничениями (отсутствуют механизмы контроля либо полномочия по контролю), с отсутствием информации, необходимой для контроля, а также с расходами на осуществление такого контроля;
г) риски отсутствия необходимых ресурсов и кадров. Данные риски рассматриваются как в отношении ресурсного обеспечения государственных органов, так и в отношении ресурсного обеспечения иных участников отношений;
д) риски несоответствия предложенного способа правового регулирования уровню распространения необходимых технологий. Указанные риски связаны с ограничениями возможностей практического внедрения способа правового регулирования, предусмотренного проектом акта, в том числе внедрения новых технологий;
е) риски ухудшения инвестиционного климата, связанные в том числе с ухудшением условий ведения бизнеса, повышением рисков осуществления инвестиций в основной капитал, снижением гарантий для инвесторов, снижением доступности кредитных ресурсов;
ж) риски снижения темпов развития малого и среднего предпринимательства, связанные с административными издержками на реализацию предлагаемого правового регулирования, ограничением доступа к необходимым ресурсам;
з) риски снижения конкуренции, которые могут быть связаны с ограничением доступа на товарный рынок, с предоставлением преимуществ одним хозяйствующим субъектам по сравнению с другими либо определенным категориям хозяйствующих субъектов, а также с возникновением недобросовестной конкуренции;
и) риски снижения безопасности и качества продукции, связанные со снижением требований к качеству продукции, которые могут быть вызваны отсутствием контроля за качеством продукции;
к) экологические риски, которые могут быть вызваны потенциальным ростом негативного воздействия на окружающую среду;
л) социальные риски, которые могут быть связаны как с возможным сокращением уровня занятости и заработной платы в той или иной сфере, так и с усилением социального неравенства, бедности, миграционных процессов за счет предлагаемого правового регулирования;
м) иные возможные риски, в том числе макроэкономические риски (влияние меры на экономический рост, производительность труда), производственные риски (выбор технологий), риски возможных коррупционных проявлений.
По каждому выявленному риску рекомендуется приводить оценку вероятности его наступления. При отсутствии возможности расчета точного значения вероятности допускается указание интервала или оценочной характеристики вероятности (очень высокая вероятность/высокая вероятность/средняя вероятность).
В данном разделе отчета не рекомендуется указывать риски с низкой и очень низкой вероятностью возникновения.
Указанную информацию рекомендуется оформлять в форме таблицы, содержащей следующие графы:
Риски решения проблемы предложенным способом регулирования и риски негативных последствий (далее - риски) |
Оценки вероятности наступления рисков |
1 |
2 |
|
|
|
|
3.11. В разделе отчета "Предполагаемая дата вступления в силу соответствующего правового акта, необходимость установления переходных положений", предусмотренном подпунктом "н" пункта 12 Порядка, помимо даты вступления в силу проекта акта и необходимости установления переходного периода и (или) отсрочки вступления в силу проекта акта рекомендуется указывать:
а) отдельные положения проекта акта, которые вступают в силу в иное время от даты вступления в силу проекта акта, с указанием даты их вступления в силу;
б) обоснование (технологическое, экономическое, организационное и иное) установления переходного периода и (или) отсрочки вступления в силу проекта акта.
3.12. При описании разделов отчета могут быть использованы статистические данные, сведения независимых исследований, собственные экспертные оценки, мнения участников общественных отношений (с учетом возможного риска предоставления участниками отношений искаженных сведений).
3.13. Сводку предложений, предусмотренную пунктом 16 Порядка, рекомендуется оформлять в форме таблицы согласно приложению N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
IV. Подготовка заключения об ОРВ проекта акта
4.1. В ходе подготовки заключения об ОРВ проекта акта уполномоченным органом проводится проверка:
а) соблюдения отраслевым органом требований Порядка;
б) обоснованности полученных результатов ОРВ проекта акта, содержащихся в отчете.
4.2. Проверка обоснованности полученных отраслевым органом результатов ОРВ проекта акта, содержащихся в отчете, основывается на результатах исследования отраслевым органом проблемы с учетом предложений и замечаний, отраженных в сводке предложений.
4.3. При проверке обоснованности полученных результатов ОРВ проекта акта, содержащихся в отчете, уполномоченный орган обращает внимание на следующие основные сведения, содержащиеся в соответствующих разделах отчета:
а) точность формулировки проблемы;
б) обоснованность качественного и количественного определения групп и динамики их численности;
в) объективность определения целей предлагаемого регулирования;
г) достижимость заявленных целей предлагаемого регулирования;
д) объективность оценки отраслевым органом расходов (возможных поступлений) областного бюджета, расходов и доходов групп субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
е) выявление отраслевым органом всех возможных рисков.
Приложение N 1
к Методическим рекомендациям
по организации и проведению
оценки регулирующего воздействия
проектов нормативных правовых
актов Омской области
Приложение
к отчету о проведении оценки
регулирующего воздействия
проекта ____________________________
(форма и название проекта
нормативного правового
акта Омской области)
Сводка предложений
по ___________________________________________ (далее - проект акта)
(форма и название проекта нормативного
правового акта Омской области)
N |
Субъект, представивший предложения и (или) замечания к проекту акта |
Предложения и (или) замечания к проекту акта |
Сведения об учете/неучете предложений и (или) замечаний к проекту акта |
Обоснование неучета предложений и (или) замечаний к проекту акта |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
" |
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Приказ Министерства экономики Омской области от 29 июня 2017 г. N 35 "О внесении изменений в приказ Министерства экономики... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.