Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Администрации города Омска
от 10 октября 2017 года N 1102-п
Прогноз
социально-экономического развития города Омска на 2018 год и на период до 2020 года
1. Показатели прогноза социально-экономического развития города Омска на 2018 год и на период до 2020 года
N |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2016 год (отчет) |
2017 год (оценка) |
2018 год (прогноз) |
2019 год (прогноз) |
2020 год (прогноз) |
|||
первый вариант |
второй вариант |
первый вариант |
второй вариант |
первый вариант |
второй вариант |
|||||
1 |
Среднегодовая численность населения, в том числе: |
тыс. человек |
1178,2 |
1176,7 |
1173,9 |
1173,9 |
1171,8 |
1171,8 |
1169,6 |
1169,6 |
моложе трудоспособного возраста (0 - 15 лет) |
тыс. человек |
200,7 |
206,1 |
209,9 |
209,9 |
212,7 |
212,7 |
215,1 |
215,1 |
|
в трудоспособном возрасте (мужчины 16 - 59 лет, женщины 16 - 54 лет) |
тыс. человек |
696,4 |
684,8 |
674,7 |
674,7 |
666,1 |
666,1 |
658,4 |
658,4 |
|
старше трудоспособного возраста (мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше) |
тыс. человек |
281,1 |
285,8 |
289,3 |
289,3 |
293,0 |
293,0 |
296,1 |
296,1 |
|
2 |
Среднегодовая численность населения в возрасте 1 - 6 лет |
тыс. человек |
88,4 |
90,8 |
91,4 |
91,4 |
90,2 |
90,2 |
88,1 |
88,1 |
3 |
Среднегодовая численность населения в возрасте 6 - 17 лет |
тыс. человек |
127,6 |
132,4 |
138,1 |
138,1 |
144,4 |
144,4 |
150,5 |
150,5 |
4 |
Среднесписочная численность работников всех предприятий и организаций |
тыс. человек |
400,0 |
393,4 |
387,6 |
393,0 |
382,6 |
391,0 |
378,2 |
387,9 |
5 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних организаций |
руб. |
32861 |
34997 |
37377 |
37447 |
39358 |
39656 |
41444 |
42274 |
6 |
Индекс промышленного производства, к предыдущему году, в том числе по видам экономической деятельности: |
% |
97,1 |
102,3 |
102,2 |
102,2 |
101,9 |
102,6 |
101,9 |
103,0 |
обрабатывающие производства |
% |
97,3 |
102,9 |
103,0 |
103,1 |
102,7 |
103,6 |
102,7 |
104,2 |
|
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
% |
96,7* |
98,9 |
98,4 |
98,5 |
98,6 |
98,8 |
99,2 |
99,4 |
|
водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
% |
100,2* |
102,6 |
100,5 |
100,8 |
100,1 |
101,2 |
100,1 |
101,4 |
|
7 |
Оборот розничной торговли (без учета объемов скрытой деятельности) |
млн. руб. |
247507* |
275594 |
294070 |
294930 |
313478 |
315929 |
333842 |
339408 |
8 |
Индекс физического объема оборота розничной торговли (без учета объемов скрытой деятельности), к предыдущему году |
% |
90,0* |
110,0 |
102,6 |
102,9 |
102,5 |
103,0 |
102,4 |
103,3 |
9 |
Объем платных услуг населению |
млн. руб. |
80991* |
85171 |
90438 |
90881 |
96125 |
97352 |
102270 |
104689 |
10 |
Индекс физического объема платных услуг населению, к предыдущему году |
% |
98,9* |
102,0 |
102,1 |
102,6 |
102,2 |
103,0 |
102,3 |
103,4 |
11 |
Прибыль прибыльных крупных и средних организаций по всем видам деятельности (без банков, страховых и бюджетных организаций) |
млн. руб. |
39803 |
42132 |
43711 |
44291 |
46170 |
48805 |
48908 |
52366 |
12 |
Объем инвестиций в основной капитал (за счет всех источников финансирования) |
млн. руб. |
80077 |
85080 |
90865 |
92995 |
96760 |
101068 |
102842 |
110579 |
13 |
Объем инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах, к предыдущему году |
% |
87,9 |
100,9 |
102,2 |
103,9 |
102,0 |
104,2 |
102,1 |
104,5 |
14 |
Ввод в действие жилых домов |
тыс. кв. м |
621,5 |
560,0 |
495,0 |
560,0 |
445,5 |
577,5 |
400,5 |
606,4 |
15 |
Сводный индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению, декабрь к декабрю предыдущего года |
% |
104,5 |
102,4 - 102,8 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
16 |
Сводный индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению, в среднем за год к предыдущему году |
% |
105,9 |
103,0 - 103,1 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
* - оценка
2. Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития города Омска на 2018 год и на период до 2020 года
Прогноз социально-экономического развития города Омска на 2018 год и на период до 2020 года (далее - прогноз) разработан на основе сценарных условий социально-экономического развития города Омска на 2018 год и на период до 2020 года, итогов социально-экономического развития города Омска за истекший период 2017 года и ожидаемых итогов социально-экономического развития города Омска за 2017 год, а также тенденций социально-экономического развития города Омска в предшествующие годы.
Прогноз относится к документам стратегического планирования развития города Омска.
Прогноз содержит систему ожидаемых в среднесрочной перспективе показателей социально-экономического развития города Омска, основанную на реализации различных условий развития и используемую для принятия решений в управлении экономикой и социальной сферой города Омска.
Прогноз является основой для разработки планов и программ социально-экономического развития города Омска, а также проекта бюджета города Омска на очередной финансовый год и плановый период.
При разработке прогноза использовались следующие материалы:
- сценарные условия и основные макроэкономические параметры социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, разработанные Министерством экономического развития Российской Федерации;
- прогноз социально-экономического развития Омской области на 2017 год и на период до 2019 года, одобренный распоряжением Правительства Омской области от 26 октября 2016 года N 155-рп;
- отчетные статистические данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области;
- отчетные и прогнозные материалы о социально-экономическом развитии города Омска структурных подразделений Администрации города Омска.
Прогноз разработан на вариантной основе в составе двух основных вариантов - вариант 1 (базовый) и вариант 2 (целевой).
Первый вариант прогноза определен в качестве базового для целей среднесрочного бюджетного планирования и предусматривает сохранение тенденций развития отдельных отраслей экономики и социальной сферы. Второй вариант прогноза предполагает умеренную положительную динамику социально-экономического развития города Омска в результате замедления инфляционных процессов, восстановления темпов роста промышленного производства, повышения инвестиционной и потребительской активности.
Социально-экономическая ситуация в городе Омске в прогнозном периоде будет развиваться в условиях, сложившихся под влиянием финансовых и экономических санкций в отношении российской экономики, а также ответных мер Правительства Российской Федерации.
В качестве основного варианта для разработки параметров проекта бюджета города Омска на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов предлагается первый вариант прогноза.
Показатели прогноза на 2018 год и на период до 2020 года уточнены по сравнению с показателями прогноза социально-экономического развития города Омска на 2017 год и на период до 2019 года, одобренного постановлением Администрации города Омска от 13 октября 2016 года N 1261-п "О внесении проекта бюджета города Омска на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов в Омский городской Совет". При этом осуществлено уточнение следующих показателей прогноза на 2018 - 2019 годы:
- среднегодовой численности населения и ее структуры - в результате получения оценок численности населения города Омска и ее половозрастной структуры на начало 2017 года, анализа динамики естественного и миграционного движения населения в 2017 году и корректировки на этой основе прогнозных оценок демографического развития в периоде 2018 - 2019 годов;
- среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций - в результате уточнения методологии расчета показателя, анализа динамики среднесписочной численности работников крупных и средних организаций в 2017 году, а также получения основных показателей деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам сплошного федерального статистического наблюдения за 2015 год, на основе которых осуществлен прогноз среднесписочной численности работников малых организаций города Омска в периоде 2018 - 2019 годов;
- среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников крупных и средних организаций - в результате анализа динамики заработной платы в истекшем периоде 2017 года, динамики темпов роста омской экономики в 2017 году, а также прогнозной оценки темпов роста экономики и заработной платы в 2018 - 2019 годах;
- индекса промышленного производства - в результате анализа динамики промышленного производства в истекшем периоде 2017 года и прогнозных оценок развития промышленности в 2018 - 2019 годах;
- оборота розничной торговли и объема платных услуг населению - в результате анализа динамики оборота розничной торговли и объема платных услуг в истекшем периоде 2017 года и уточнения оценок развития потребительского спроса в 2018 - 2019 годах;
- прибыли прибыльных крупных и средних организаций по всем видам деятельности - в результате анализа динамики прибыли, полученной омскими крупными и средними организациями в истекшем периоде 2017 года, и изменения прогнозных оценок роста прибыли в 2018 - 2019 годах;
- объема инвестиций в основной капитал - в результате анализа инвестиционной активности организаций в истекшем периоде 2017 года и изменения прогнозных оценок объемов инвестиций в основной капитал в 2018 - 2019 годах;
- ввода в действие жилых домов - в результате уточнения прогнозных оценок ввода жилья в 2018 - 2019 годах;
- сводного индекса потребительских цен на товары и платные услуги населению - в результате уточнения оценки инфляции по ожидаемым итогам 2017 года, корректировки прогнозной оценки инфляции в 2018 - 2019 годах.
Социально-экономическое положение города Омска в 2016 году характеризовалось снижением основных макроэкономических параметров: сокращением объемов промышленного производства, инвестиционно-строительной деятельности, оборота розничной торговли, уменьшением численности занятых, снижением реальной заработной платы и реальных доходов населения.
В 2016 году наблюдалось снижение выпуска промышленной продукции. Индекс промышленного производства Омской области по сравнению с 2015 годом составлял 97,1 процента.
Полученный индекс производства сложился под влиянием уменьшения объемов производства по следующим видам экономической деятельности: "производство кокса и нефтепродуктов" (на 2,6 процента к 2015 году); "производство пищевых продуктов, включая напитки" (на 0,8 процента); "производство и распределение электроэнергии, газа и воды" (на 3,1 процента); "производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования" (на 7,3 процента); "производство машин и оборудования" (на 17,1 процента).
Вместе с тем отмечалось увеличение выпуска промышленной продукции в следующих видах экономической деятельности: "химическое производство" (на 2,4 процента к 2015 году); "производство резиновых и пластмассовых изделий" (на 6,6 процента); "производство транспортных средств и оборудования" (на 15,5 процента).
За 2016 год объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг по крупным и средним промышленным организациям города составил 688,4 млрд. рублей, что на 1,8 процента больше, чем в 2015 году.
Инвестиции в основной капитал по итогам 2016 года снизились на 12,1 процента по сравнению с 2015 годом и составили (по оценке) 80,1 млрд. рублей. Большая часть инвестиций (87,3 процента от общего объема инвестиций) осуществлена крупными и средними организациями. В структуре распределения инвестиций по видам экономической деятельности существенных изменений не произошло. Основной поток инвестиций по-прежнему направлялся в организации обрабатывающих производств (из них наибольшая доля инвестирована в производство нефтепродуктов), производства электроэнергии, газа и воды, транспорта и связи, организации, осуществляющие операции с недвижимым имуществом.
Объем выполненных работ и услуг по виду деятельности "Строительство" по крупным и средним организациям за 2016 год составил 17,6 млрд. рублей (на 5,9 процента меньше, чем за 2015 год).
Развитие промышленного производства является одним из условий роста экономического потенциала города Омска и Омской области, в связи с этим: реализуются перспективные инвестиционные проекты; создаются условия для стимулирования инновационной деятельности; развиваются высокотехнологичные производства наукоемкой продукции; модернизируются и расширяются, имеющиеся производственные базы; налаживается выпуск новой конкурентоспособной продукции; проводятся многочисленные выставочные мероприятия.
В 2016 году в организациях, занятых промышленным производством: завершен плановый ремонт комплекса по производству ароматических углеводородов (КПА), установки первичной переработки нефти АВТ-7 и комплекса глубокой переработки мазута КТ-1/1; началось пилотное испытание новых катализаторов каталитического крекинга (акционерное общество "Газпромнефть-Омский НПЗ"); налажено серийное производство первой российской звукоизолирующей маломагнитной муфты для нового поколения российских кораблей (федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный научно-производственный центр "Прогресс"); освоен выпуск многослойных плат с применением тонких пленок, выпущена линейка радиоприемных устройств и КВ-передатчиков, позволяющих менять характеристики оборудования программными средствами, разработаны кварцевые генераторы и сверхвысокочастотные фильтры (акционерное общество "Омский научно-исследовательский институт приборостроения"); введена линия по изготовлению крутоизогнутых отводов диаметром 700 - 800 мм (закрытое акционерное общество "Завод "Сибгазстройдеталь"); начат выпуск аппаратов пароварочно-конвективных АПК-6 (акционерное общество "Омское производственное объединение "Иртыш"); установлено оборудование по изготовлению многослойных заготовок для производства особо прочных легковых и легкогрузовых шин (акционерное общество "Кордиант-Восток"); проведена презентация новой разработки - прицепного глубокорыхлителя почвы "Титан" ПРП-5,6 (федеральное государственное унитарное предприятие "Омский экспериментальный завод"); введена линия по изготовлению цветного стекла, являющаяся новинкой в плане гибкости производства и перехода от одного цвета на другой (общество с ограниченной ответственностью "Омский стекольный завод"); завершен монтаж турбоагрегата Т-120, который добавит в энергосистему области 160 Гкал тепловой и 120 МВт электрической энергии (акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее - АО "ТГК N 11")). Также завершен ряд проектов в производстве пищевой продукции.
В 2016 году объем бюджетных ассигнований на реализацию адресной инвестиционной программы города Омска составил 2580,5 млн. рублей, что на 25,4 процента ниже расходов инвестиционного характера в 2015 году. Из общего объема бюджетных инвестиций средства федерального бюджета составили 915,5 млн. рублей, средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 327,9 млн. рублей, областного бюджета - 607,6 млн. рублей, бюджета города Омска - 729,5 млн. рублей. Большая часть бюджетных инвестиций была направлена на строительство и реконструкцию объектов жилищно-коммунального хозяйства, улично-дорожной сети, культуры, общего и дошкольного образования.
В 2016 году за счет бюджетных инвестиций введены в эксплуатацию: общеобразовательная школа по ул. Мельничная; пристройка к зданию общеобразовательной школы N 55 для размещения дошкольных групп; транспортная развязка на пересечении ул. 15-я Рабочая с ул. Хабаровская со строительством путепровода через железнодорожные пути; закрытая ливневая канализация с очистными сооружениями вдоль ул. Завертяева.
Также в 2016 году за счет бюджетных средств осуществлялась реконструкция комплекса зданий на территории культурно-исторического комплекса "Омская крепость" (без благоустроительных работ).
В целях обеспечения ликвидации аварийного жилищного фонда на территории города Омска за счет бюджетных средств построены и введены в эксплуатацию пять 10-этажных многоквартирных домов с общей площадью квартир 24,3 тыс. кв. метров в районе ул. Завертяева.
В 2016 году в рамках утвержденных инвестиционных программ, реализуемых на территории города Омска организациями коммунального комплекса, на развитие инженерной инфраструктуры было направлено более 4446 млн. рублей, в том числе муниципальным предприятием города Омска "Тепловая компания" (далее - МП города Омска "Тепловая компания) - 208,7 млн. рублей, акционерным обществом "Омскэлектро" (далее - АО "Омскэлектро") - 149,9 млн. рублей, открытым акционерным обществом "ОмскВодоканал" - 1 949,8 млн. рублей, АО "ТГК N 11" - 1 863 млн. рублей, акционерным обществом "Омские распределительные тепловые сети" (далее - АО "Омск РТС) - 275,4 млн. рублей.
В рамках реализации инвестиционных программ: МП города Омска "Тепловая компания" произведены замена деаэратора в котельной по ул. Иртышская, д. 1, корп. 3, в мкр. "Береговой", реконструкция водоподготовительной установки в котельной по ул. 1-я Красной Звезды, д. 49 с заменой 4 теплообменников; АО "Омскэлектро" произведена замена 111 силовых трансформаторов, 45 масляных выключателей на вакуумные, установлено 6 пунктов учета в трансформаторных подстанциях и на воздушных линиях в границах ответственности в точках перетока со смежными сетевыми организациями, построено 5 кабельных линий высокого и низкого напряжения; АО "ТГК N 11" на ТЭЦ-4 реконструирован золоотвал и осуществлена модернизация градирни N 2, на ТЭЦ-5 установлены интегрированная система управления электрофильтрами, шумозащитные экраны на градирнях N 1 и N 3, осуществлена модернизация градирни N 2; АО "Омск РТС" реконструированы теплотрасса восточного луча ТЭЦ-3 по ул. 22 Апреля от ТК-III-В-31 до ТК-III-В-33/1 с прокладкой в пенополиуретановой изоляции и теплотрасса "Юбилейная" ТЭЦ-4 между Уз-IV-I-6 и Уз-IV-I-8 с увеличением диаметра обратного трубопровода до 720 мм, произведено техническое перевооружение теплотрассы восточного луча ТЭЦ-3 по ул. Губкина с увеличением диаметра до 820 мм.
За счет внебюджетных источников реализован проект по реконструкции ул. Ленина, завершено строительство физкультурно-оздоровительных комплексов по ул. Дианова и ул. Конева.
Организациями всех форм собственности и индивидуальными застройщиками в 2016 году введено в действие жилых помещений общей площадью 621,5 тыс. кв. метров. По сравнению с 2015 годом ввод в действие жилья увеличился на 7,8 процента. Индивидуальными застройщиками за счет собственных и заемных средств построено 65,5 тыс. кв. метров общей площади жилых помещений, что составило 10,5 процента от общего объема ввода жилья.
Оборот розничной торговли за январь - декабрь 2016 года составил 247,5 млрд. рублей и по отношению к аналогичному периоду 2015 года снизился на 10,0 процента в сопоставимых ценах без учета объемов скрытой деятельности, объем платных услуг, оказанных населению города, составил 81,0 млрд. рублей и в сопоставимых ценах уменьшился на 1,1 процента по отношению к уровню 2015 года.
Прирост потребительских цен в городе Омске в декабре 2016 года по сравнению с декабрем 2015 года составил 4,5 процента. При этом цены на продовольственные товары выросли на 3,2 процента, на непродовольственные товары - на 4,6 процента, а на платные услуги населению - на 6,6 процента.
По итогам финансово-хозяйственной деятельности за 2016 год крупными и средними организациями города получен сальдированный финансовый результат в сумме 29,5 млрд. рублей, что в 1,5 раза больше, чем в 2015 году. Доля прибыльных организаций в общем числе организаций составила 76,3 процента.
По предварительным данным денежные доходы в среднем на душу населения в январе - декабре 2016 года составили 25 206 рублей в месяц. Реальные располагаемые денежные доходы населения (денежные доходы за вычетом обязательных платежей и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен) снизились на 8,3 процента по сравнению с январем - декабрем 2015 года.
Среднемесячная номинальная заработная плата, начисленная работникам крупных и средних организаций города Омска за январь - декабрь 2016 года, составляла 32 861 рубль и по сравнению с соответствующим периодом 2015 года увеличилась на 5,6 процента. Реальная среднемесячная начисленная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, за январь - декабрь 2016 года уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом 2015 года на 2,4 процента.
Среднесписочная численность работников крупных и средних организаций города Омска в 2016 году составила 298,1 тыс. человек и сократилась по сравнению с 2015 годом на 2,8 процента.
На конец декабря 2016 года число зарегистрированных безработных составило 2 685 человек и по сравнению с данными за аналогичный период прошлого года увеличилось на 8,5 процента. Уровень безработицы (в процентах к численности экономически активного населения) увеличился до 0,43 процента. Напряженность на рынке труда (отношение числа безработных к числу заявленных вакансий) составила 0,18 единиц.
Численность населения города Омска на 1 января 2016 года составила 1 178,1 тыс. человек. Количество родившихся за январь - декабрь 2016 года составило 15 490 человек, что на 5,4 процента меньше числа родившихся за 2015 год. Число умерших сократилось на 1,1 процента и составило 14 208 человек. В результате, в 2016 году зафиксирован естественный прирост населения на 1 282 человека, что меньше естественного прироста за 2015 год на 36,3 процента.
При этом коэффициент рождаемости сократился до 13,1 человек на 1 000 человек населения (за 2015 год - 13,9), коэффициент смертности уменьшился до 12,1 человек на 1 000 человек населения (за 2015 год - 12,2), коэффициент естественного прироста населения уменьшился до 1,0 человека на 1 000 человек населения (за 2015 год - 1,7).
За январь - декабрь 2016 года сложилось отрицательное миграционное сальдо - 970 человек (за 2015 год миграционный прирост составлял 2 212 человек).
В результате, численность населения города Омска на 1 января 2017 года составила 1 178,4 тыс. человек и увеличилась за 2016 год на 0,3 тыс. человек.
В 2017 году социально-экономическое положение города Омска характеризуется восстановлением роста промышленного производства и объемов на потребительском рынке, замедлением роста цен, увеличением реальной заработной платы. Отрицательная динамика сохраняется в инвестиционно-строительной сфере, в занятости населения, в динамике реальных доходов населения.
Производство промышленной продукции в январе - июле 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года увеличилось на 2,3 процента, в том числе в обрабатывающих производствах увеличилось на 2,9 процента; в обеспечении электрической энергией, газом и паром, кондиционировании воздуха снизилось на 1,1 процента; в водоснабжении, водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений увеличилось на 7,6 процента.
Рост в обрабатывающих производствах обусловлен увеличением выпуска продукции следующих видов деятельности: производства пищевых продуктов (100,4 процента по отношению к январю - июлю 2016 года), напитков (111,0 процента), химических веществ и химических продуктов (111,6 процента), производства компьютеров, электронных и оптических изделий (121,0 процента), прочих транспортных средств и оборудования (107,3 процента). При этом в следующих основных обрабатывающих производствах зафиксировано сокращение производства: производство нефтепродуктов (99,6 процента), производство резиновых и пластмассовых изделий (93,4 процента), производство машин и оборудования (83,5 процента).
За 2017 год в целом выпуск промышленного производства увеличится по сравнению с 2016 годом на 2,3 процента, в том числе за счет увеличения объема выпуска в обрабатывающих производствах (на 2,9 процента) и в водоснабжении, водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений (на 2,6 процента), а также за счет снижения в обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционировании воздуха (на 1,1 процента).
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по организациям (без субъектов малого предпринимательства, средняя численность работников которых превышала 15 человек), по промышленным видам деятельности составил за январь - июнь 2017 года 375,8 млрд. рублей и увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2016 года на 17,6 процента.
За I полугодие 2017 года объем инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций составил 19,8 млрд. рублей, что на 0,1 процента ниже по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.
В I полугодии 2017 года наибольшая часть инвестиций крупных и средних организаций направлялась в обрабатывающие производства (50,4 процента), транспортировку и хранение (8,1 процента), деятельность в области информации и связи (6,9 процента), оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (6,0 процента), деятельность по операциям с недвижимым имуществом (5,4 процента), обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха (5,0 процента).
По предварительной оценке ожидается, что по итогам 2017 года индекс физического объема инвестиций в основной капитал составит 100,9 процента к 2016 году. Низкая динамика инвестиций в основной капитал обусловлена ограничением источников финансирования: сокращение бюджетных капиталовложений, ограничения возможности заимствования российскими компаниями за рубежом и высокие процентные ставки по кредитам отечественных банков.
В структуре инвестиций в основной капитал за январь - июнь 2017 года доля собственных средств организаций, используемых на инвестиционные цели, составляла 75,9 процента (за январь - июнь 2016 года - 59,2 процента), доля привлеченных средств - 24,1 процента. Привлеченные средства в виде бюджетных средств, направленных на инвестиционные цели, сократились с 11,2 процента до 7,3 процента. При этом 38,3 процента из общей суммы бюджетных средств занимали средства федерального бюджета. Также сократился объем прочих привлеченных средств (в том числе вышестоящей организации) - с 14,8 процента до 7,9 процента и средств в виде кредитов банков - с 7,3 процента до 4,0 процента.
На рынке строительных услуг в январе - июне 2017 года наблюдалось снижение деловой активности. Объем выполненных работ и услуг крупными и средними организациями по виду деятельности "строительство" зафиксирован на 14,1 процента меньше по сравнению с I полугодием 2016 года и составил 5,4 млрд. рублей.
За счет инвестиций из бюджета города Омска в 2017 году: введены в эксплуатацию 3 многоквартирных дома для переселения граждан из аварийного жилищного фонда; завершена реконструкция комплекса зданий на территории культурно-исторического комплекса "Омская крепость"; построены линии наружного освещения по ул. 2-я Солнечная (на участке от ул. Волгоградская до поворота на РЭБ в Кировском административном округе города Омска). До конца 2017 года планируется завершить строительство дошкольного учреждения на 310 мест в микрорайоне "Рябиновка".
В январе - июле введено в действие 189,0 тыс. кв. метров общей площади жилых домов, что на 14,7 процента меньше по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. По оценке, объем ввода жилья по итогам 2017 года составит 560,0 тыс. кв. метров (почти на 10,0 процента меньше по сравнению с прошлым годом).
По итогам финансово-хозяйственной деятельности за январь - июнь 2017 года крупными и средними организациями города получен сальдированный финансовый результат в сумме 20,4 млрд. рублей, что больше финансового результата по итогам I полугодия 2016 года в 1,6 раза. Доля прибыльных организаций в их общем числе составила 70,4 процента. Сумма прибыли, полученная прибыльными организациями за 6 месяцев текущего года, составила 22,7 млрд. рублей и уменьшилась на 4,8 процента по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Сумма убытка, полученная убыточными организациями, составила 2,3 млрд. рублей, что в 4,8 раза меньше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года.
Оборот розничной торговли без учета объемов скрытой деятельности по крупным и средним организациям за январь - июнь 2017 года составил 51,4 млрд. рублей и по отношению к соответствующему периоду предыдущего года увеличился в сопоставимых ценах на 5,1 процента. Объем платных услуг, оказанных населению города, по крупным и средним организациям, составил 21,2 млрд. рублей и в сопоставимых ценах увеличился на 3,4 процента. В целом за год ожидается увеличение оборота розничной торговли на 10,0 процента, увеличение объема платных услуг населению - на 2,0 процента.
Среднесписочная численность работников крупных и средних организаций города Омска в январе - июне 2017 года составила 288,4 тыс. человек и сократилась по сравнению с соответствующим периодом 2016 года на 2,6 процента.
Среднесписочная численность работников организаций малого предпринимательства (с учетом микропредприятий) в январе - июне 2017 года сократилась на 1,7 процента и составила, по оценке, около 100,0 тыс. человек.
В результате среднесписочная численность работников всех предприятий и организаций, по оценке, за 2017 год сократится на 1,7 процента по сравнению с 2016 годом и составит 393,4 тыс. человек.
Денежные доходы в среднем на душу населения в январе - июне 2017 года, по предварительной оценке Омскстата, составляли 24 176 рублей в месяц или 99,4 процента к соответствующему периоду 2016 года. Реальные располагаемые денежные доходы населения (денежные доходы за вычетом обязательных платежей и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен) уменьшились по сравнению с январем - июнем 2016 года на 4,3 процента. В структуре использования денежных доходов населения доля потребительских расходов составляла 72,0 процента.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних организаций в январе - июле текущего года составила 34 148,1 рублей и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2016 года на 6,5 процента. По оценке, в 2017 году уровень среднемесячной номинальной заработной платы составит 34 997 рублей и по сравнению с 2016 годом вырастет на 6,5 процента.
На конец июня 2017 года число зарегистрированных безработных составило 2 618 человек и по сравнению с началом года (2 605 человек) увеличилось на 0,5 процента. Уровень безработицы (в процентах к численности экономически активного населения) на конец июня сохранился на уровне начала года и составил 0,43 процента. Напряженность на рынке труда (отношение числа безработных к числу заявленных вакансий) по сравнению с началом года не изменилась и составила 0,18 единиц.
Инфляция на потребительском рынке в августе 2017 года в процентах к декабрю 2016 года составила 1,4 процента. Цены на продовольственные товары по сравнению с декабрем 2016 года не изменились, на непродовольственные товары выросли на 0,8 процента, на платные услуги населению выросли на 4,0 процента. В целом за 2017 год прирост цен составит 2,4 - 2,8 процента (декабрь 2017 года к декабрю 2016 года).
Численность населения города Омска на начало 2017 года составила 1 178,4 тыс. человек. В январе - июле 2017 года в городе Омске родилось 7 679 человек, что на 16,2 процента меньше числа родившихся в аналогичном периоде 2016 года. Число умерших за январь - июль 2017 года составило 8 365 человек, что на 0,2 процента больше числа умерших за январь - июль 2016 года. В результате сложилась естественная убыль населения (686 человек). В январе - июле 2017 года зафиксирована миграционная убыль населения (4 777 человек). При сохранении этих тенденций численность населения города к концу 2017 года уменьшится на 3,5 тыс. человек (на 0,3 процента) по сравнению с началом года и составит 1 174,9 тыс. человек.
В текущем году в структуре населения города продолжала увеличиваться численность населения моложе трудоспособного возраста (0 - 15 лет) и численность населения в возрасте старше трудоспособного возраста (мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше).
Продолжала увеличиваться численность детей в возрасте 1 - 6 лет (в 2017 году прирост численности детей в данном возрасте составит 2,4 тыс. человек). Наблюдался рост численности детей школьного возраста (до 2014 года она сокращалась). В 2015 году среднегодовой прирост численности школьников в возрасте 6 - 17 лет составил 3,8 тыс. человек, в 2016 году - 4,5 тыс. человек. В 2017 году ожидается увеличение численности детей школьного возраста на 4,8 тыс. человек по сравнению с 2016 годом.
Численность населения в трудоспособном возрасте в текущем году продолжала сокращаться (за счет вступления в этот возраст малочисленных поколений, рожденных в 90-х годах прошлого века, и выхода из этого возраста более многочисленных поколений), что оказывает влияние на уменьшение численности экономически активного населения и занятых в экономике. По оценке, численность населения в трудоспособном возрасте сократится по сравнению с 2016 годом на 11,6 тыс. человек и составит в 2017 году 684,8 тыс. человек.
В 2018 - 2020 годах прогнозируется продолжение постепенного восстановления положительной динамики основных показателей социально-экономического развития города Омска, обусловленное стабилизацией макроэкономической ситуации, замедлением роста цен, повышением доступности кредитных ресурсов, увеличением объемов инвестиций в основной капитал.
Основными факторами экономического роста в прогнозируемом периоде станут: рост объемов промышленного производства за счет создания новых и модернизации действующих производств, организации деятельности технологических и индустриальных парков; повышение инвестиционной и предпринимательской активности; восстановление потребительского спроса населения в условиях замедления инфляционных процессов.
При этом по базовому варианту прогноза низкие темпы роста основных макроэкономических показателей обусловлены существующими в российской, в том числе омской экономике, ограничениями на факторы производства, которые касаются как трудовых ресурсов в силу неблагоприятной демографической ситуации, так и капитальных ресурсов (в силу недостаточного для необходимой модернизации объема и качества инвестиций в основной капитал).
На устранение указанных ограничений для экономического роста направлены структурные меры, разрабатываемые Правительством Российской Федерации и заложенные в целевой вариант прогноза: рост численности занятых в экономике (за счет повышения экономической активности населения, роста мобильности на рынке труда, снижения уровня структурной безработицы, роста продолжительности активной жизни); рост инвестиционной активности с помощью создания предсказуемых условий ведения бизнеса на макро- и микроуровне; посредством улучшения делового климата, трансформации налоговой системы, системы поддержки экспорта; развития института проектного финансирования, обеспечивающего сопровождение проекта на всех стадиях - от разработки до правильного структурирования финансирования и последующего процесса реализации; рост производительности труда (посредством реализации приоритетного проекта по повышению производительности труда, улучшения качества человеческого капитала через модернизацию системы образования и повышения квалификации).
Предлагаемый комплекс структурных мер должен обеспечить ускорение темпов экономического роста при существенном росте доли инвестиций в основной капитал, что позволит создать условия для устойчивого экономического роста в будущем.
Прирост объемов промышленного производства в 2018 - 2019 годах в среднем прогнозируется на уровне 1,9 - 3,0 процента в год по первому и второму вариантам прогноза соответственно, что будет обеспечиваться ростом в обрабатывающих отраслях (на 2,7 - 4,2 процента).
Основными факторами, сдерживающими рост промышленного производства в среднесрочной перспективе, будут являться сохранение низкого внутреннего и внешнего спроса на продукцию омских предприятий, значительная степень износа оборудования, ограниченность финансовых ресурсов для проведения программ модернизации и реконструкции производств на фоне сложных условий заимствования.
В рамках инвестиционной программы развития акционерного общества "Газпромнефть-Омский НПЗ" планируется модернизация существующих и ввод в эксплуатацию новых производственных объектов, что позволит повысить качество выпускаемых нефтепродуктов, снизить трудовые и энергозатраты на производство продукции, уменьшить экологическую нагрузку на окружающую среду. При этом значительного роста объемов выпуска продукции не ожидается.
В 2018 - 2020 годах прогнозируется положительная динамика производства химической продукции, в том числе за счет восстановления во II полугодии 2017 года установки по производству фенола публичного акционерного общества "Омский каучук", остановленной в 2014 году в результате аварии, увеличения производства синтетических каучуков и метил-трет-бутилового эфира, выпуска специальных марок технического углерода.
За счет расширения ассортимента и модификаций производимой омскими предприятиями шинной продукции ожидается прирост объемов производства резиновых и пластмассовых изделий в 2018 - 2020 годах.
В машиностроительном комплексе города Омска перспективы связаны с развитием научно-производственного центра по разработке высокотехнологичных конструкций на основе нанокомпозитных материалов на базе федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный научно-производственный центр "Прогресс", расширением поставок высокотехнологичной продукции наукоемких организаций Омской области структурным подразделениям публичного акционерного общества "Газпром", выпуском изделий для российской авиационной и ракетной техники, инженерных машин, телекоммуникационной продукции, промышленной и бытовой электроники, оборудования для нефтегазодобычи.
В 2018 - 2020 годах прогнозируется прирост объемов производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования, в том числе за счет развития высоких технологий, освоения новых видов продукции, увеличения объемов работ в рамках исполнения государственного оборонного заказа, выпуска телекоммуникационной продукции, промышленной и бытовой электроники. Планируется увеличение выпуска радионавигационной аппаратуры и объема выполненных работ по монтажу и ремонту приборов в открытом акционерном обществе "Центральное конструкторское бюро автоматики", создание центра по проектированию и изготовлению радиоэлектронных компонентов на базе открытых акционерных обществ "Омский научно-исследовательский институт приборостроения" и "Омское производственное объединение "Иртыш", а также реализация проекта по формированию современного научно-производственного комплекса в публичном акционерном обществе "Сатурн". Предполагается дальнейшее развитие омского технопарка радиоэлектроники.
Положительная динамика роста в производстве машин и оборудования связана с освоением новых видов продукции, увеличением объемов работ в рамках исполнения государственного оборонного заказа, выпуском оборудования для нефтегазодобычи. Предполагается расширение поставок высокотехнологичной продукции омских предприятий структурным подразделениям публичного акционерного общества "Газпром".
В производстве транспортных средств и оборудования в 2018 - 2020 годах планируется освоение новых видов продукции, увеличение выпуска изделий для российской авиационной и ракетной техники. Увеличение объемов планируется обеспечить за счет организации серийного производства ракет-носителей "Ангара" на базе унифицированных ракетных модулей производственного объединения "Полет" - филиала федерального государственного унитарного предприятия "Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева", а также модернизации и технического перевооружения производственных мощностей в филиале "Омское моторостроительное объединение им. П.И. Баранова" федерального государственного унитарного предприятия "Научно-производственный центр газотурбостроения "Салют", открытом акционерном обществе "Высокие технологии", акционерном обществе "Омское моторостроительное конструкторское бюро", открытом акционерном обществе "Омское машиностроительное конструкторское бюро". Предусматривается участие промышленных организаций Омской области в реализации приоритетных государственных программ Российской Федерации, в том числе программ развития высокотехнологичных секторов экономики (авиастроения, электронной и радиоэлектронной промышленности, космического комплекса).
В прогнозном периоде в результате выхода на проектную мощность введенных в 2015 году новых (акционерное общество "Группа компаний "Титан", "Манрос М" филиал акционерного общества "Вимм-Билль-Данн", акционерное общество "Сладонеж") и модернизации действующих производств пищевых продуктов, включая напитки, прогнозируется ежегодный прирост на уровне 0,9 - 1,4 процента.
Ожидается, что динамика инвестиций в основной капитал перейдет в положительную область с 2017 года (рост 100,9 процента), и в среднем прирост инвестиций в 2018 - 2020 годах составит 2,1 - 4,5 процента в год. Рост инвестиций в основной капитал будет определяться возможностью наращивания частных инвестиций на фоне сокращения государственных инвестиционных расходов.
Повышению инвестиционной активности будет способствовать реализация Правительством Омской области мер, направленных на обеспечение в регионе благоприятной деловой среды. Особое внимание в среднесрочной перспективе будет уделено вопросам совершенствования налогового законодательства, поиску новых механизмов поддержки инвесторов и субъектов предпринимательства.
Развитию инвестиционной деятельности будут способствовать также меры по содействию развитию малого и среднего предпринимательства города Омска, в том числе: финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (организация и проведение конкурса на предоставление субсидий для возмещения затрат); информационно-методическая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (оказание консультативной и информационной поддержки); организация выставочно-ярмарочной деятельности; проведение торгово-экономических миссий омских деловых кругов в российские и зарубежные города; проведение оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов, выявление и исключение из нормотворческой практики положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности; проведение совместных мероприятий с общественными объединениями предпринимателей.
В 2018 году по базовому варианту ожидается ввод жилья на уровне 495 тыс. кв. метров, в 2019 году - 445,5 тыс. кв. метров, в 2020 году - 400,5 тыс. кв. метров.
Прогнозируемое снижение инфляции по итогам 2017 года обусловлено разовым фактором - масштабным укреплением рубля в начале 2017 года. В 2018 - 2020 годах инфляция прогнозируется на целевом уровне - 4 процента - как в базовом, так и в целевом сценарии. Основное сдерживающее влияние на рост инфляции будут оказывать проведение умеренно-жесткой денежной и бюджетной политики, дальнейшее укрепление рубля.
В течение всего прогнозного периода будет продолжена политика ограничения темпов роста тарифов естественных монополий уровнем инфляции (прирост не выше 4 процентов в год). Эта политика в среднесрочной перспективе будет оставаться структурным фактором снижения инфляционного давления, повышения инвестиционной активности частного сектора (в силу снижения издержек и высвобождения ресурсов), а также призвано стимулировать повышение эффективности компаний инфраструктурного сектора.
В среднесрочной перспективе прогнозируется улучшение показателей уровня жизни населения Омской области (реальной заработной платы и реальных располагаемых доходов населения).
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних организаций достигнет в 2019 году по первому варианту - 41,4 тыс. рублей, по второму варианту - 42,3 тыс. рублей (среднегодовой прирост заработной платы в 2018 - 2020 годах прогнозируется на уровне 5,3 - 7,0 процента).
В 2018 - 2020 годах, в условиях роста реальной заработной платы и реальных доходов населения, прогнозируется рост на потребительском рынке (ежегодный рост объемов розничной торговли составит 102,4 - 103,3 процента, объема платных услуг населению - 102,1 - 103,4 процента).
В 2018 - 2020 годах ожидается снижение среднегодовой численности населения (до 1 169,6 тыс. человек к 2020 году). Демографический прогноз предполагает усиление тенденции старения населения и ухудшение возрастной структуры.
Причины сокращения численности населения - снижение с 2010 года численности женщин активного репродуктивного возраста (20 - 29 лет), постарение возрастной модели рождаемости (рождаемость детей женщинами в более поздних возрастах). В прогнозном периоде эти факторы будут оказывать основное влияние на сокращение рождаемости и естественную убыль населения города. Также прогнозируется сохранение отрицательного сальдо миграции населения.
До 2019 года за счет роста рождаемости в предыдущие годы будет продолжаться увеличение численности детей дошкольного возраста (дети в возрасте 1 - 6 лет), с 2019 года численность детей этой возрастной группы начнет сокращаться. В то же время в прогнозном периоде будет продолжаться увеличение численность школьников (детей в возрасте 6 - 17 лет). Соответственно, будет возрастать нагрузка в действующих школах и сохраниться потребность в строительстве школ в новых жилых микрорайонах города Омска.
В прогнозный период продолжится сокращение численности населения в трудоспособном возрасте, что приведет к уменьшению численности рабочей силы (экономически активного населения). Предполагается, что частично компенсировать сокращение трудовых ресурсов удастся за счет некоторого увеличения экономической активности в отдельных возрастах (в том числе населения около пенсионного возраста). В результате в среднесрочной перспективе численность рабочей силы (экономически активного населения) снизится меньше, чем численность населения в трудоспособном возрасте - с 696,4 тыс. человек в 2016 году до 658,4 тыс. человек в 2020 году. В условиях демографических ограничений и снижения численности рабочей силы (экономически активного населения) численность работников омских и организаций сократится с 400,0 тыс. человек в 2016 году до 378,2 - 387,9 тыс. человек в 2020 году.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.