Указ Губернатора Омской области от 30 ноября 2017 г. N 197
"О внесении изменений в Указ Губернатора Омской области от 24 июня 2013 года N 93"
Внести в Стратегию социально-экономического развития Омской области до 2025 года, утвержденную Указом Губернатора Омской области от 24 июня 2013 года N 93, следующие изменения:
1. В абзаце четвертом раздела 1 слова "31 января 2013 года" заменить словами "14 мая 2015 года".
2. В разделе 2.2:
1) в абзаце втором слово "открытое" исключить;
2) абзацы четвертый, пятый изложить в следующей редакции:
"Машиностроительный комплекс Омской области подвергся достаточно серьезной реструктуризации, значительная часть организаций вошла в состав холдинговых компаний федерального уровня. Федеральное государственное унитарное предприятие "Производственное объединение "Полет" стало филиалом федерального государственного унитарного предприятия "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева", федеральное государственное унитарное предприятие "Омское моторостроительное объединение им. П.И. Баранова" - филиалом акционерного общества "Научно-производственный центр газотурбостроения "Салют", акционерное общество "Омский научно-исследовательский институт приборостроения" вошло в государственную корпорацию по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех", имущественный комплекс акционерного общества "Омский завод транспортного машиностроения" интегрирован в структуру акционерного общества "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" имени Ф.Э. Дзержинского". Увеличение государственного оборонного заказа позволило организациям оборонно-промышленного комплекса Омской области не только выжить, но и реализовать программы модернизации, произвести обновление оборудования и основных фондов.
В то же время в Омской области возникла новая "точка роста" - инжиниринговые услуги в промышленном строительстве. Такие компании, как публичное акционерное общество "ОНХП" и закрытое акционерное общество "Проектный институт реконструкции и строительства объектов нефти и газа", активно реализуют проекты в Российской Федерации и государствах - участниках Содружества Независимых Государств (далее - СНГ), занимая достаточно весомую долю на рынках. Публичное акционерное общество "ОНХП" и закрытое акционерное общество "Проектный институт реконструкции и строительства объектов нефти и газа" осуществляют проектирование организаций нефтехимической отрасли.";
3) в абзаце шестом слова "открытого акционерного общества "Газпромнефть" заменить словами "публичного акционерного общества "Газпром нефть".
3. Абзац второй раздела 2.4.1 изложить в следующей редакции:
"- наличие приоритетных промышленных кластеров (далее - приоритетные кластеры);".
4. В разделе 2.5.1:
1) в абзаце втором слова "кластера нефтепереработки и нефтехимии, агропищевого" заменить словами "нефтехимического промышленного, агробиотехнологического промышленного";
2) в абзаце шестом слово "кластера" заменить словом "центра".
5. В разделе 3.2.1:
1) в абзаце шестом слова "кластеров: нефтепереработки и нефтехимии, агропищевого, высокотехнологичных компонентов и систем, лесопромышленного" заменить словами "кластеров и секторов промышленности: нефтехимического, агробиотехнологического и лесопромышленного кластеров, а также сектора производства высокотехнологичных компонентов и систем";
2) абзац седьмой изложить в следующей редакции:
"Прогнозируется рост ВРП в 2020 году в сопоставимых ценах к уровню 2015 года - на 9 процентов, в 2025 году - на 30 процентов. Среднегодовая численность занятых в экономике в 2020 году составит 941 тыс. человек, в 2025 году - 945 тыс. человек.".
6. В разделе 3.2.2:
1) в абзаце первом предложения первое, второе исключить;
2) в абзаце девятом слово "центра" заменить словом "сектора";
3) абзац одиннадцатый изложить в следующей редакции:
"Прогнозируется рост ВРП в 2020 году в сопоставимых ценах к уровню 2015 года - на 15 процентов, в 2025 году - в 1,6 раза. Среднегодовая численность занятых в экономике в 2020 году составит 945 тыс. человек, в 2025 году - 948 тыс. человек.".
7. Абзац седьмой раздела 3.2.3 изложить в следующей редакции:
"Прогнозируется рост ВРП в 2020 году в сопоставимых ценах к уровню 2015 года - на 1,3 процента, в 2025 году - на 17 процентов. Среднегодовая численность занятых в экономике в 2020 году составит 935,2 тыс. человек, в 2025 году - 940,6 тыс. человек.".
8. Абзац пятый раздела 3.2.4 изложить в следующей редакции:
"Прогнозируется рост ВРП в 2020 году в сопоставимых ценах к уровню 2015 года - на 0,2 процента, в 2025 году - на 2 процента. Среднегодовая численность занятых в экономике в 2020 году составит 928,9 тыс. человек, в 2025 году - 929,6 тыс. человек.".
9. В разделе 3.3.1:
1) абзац первый изложить в следующей редакции:
"Первый этап характеризуется поддержкой промышленных предприятий, в том числе потенциальных участников приоритетных кластеров. Ведется работа по содействию формированию кооперационных связей между соответствующими предприятиями.";
2) абзац третий исключить;
3) абзац четвертый, пятый изложить в следующей редакции:
"- наиболее развитые агробиотехнологический и нефтехимический промышленные кластеры;
- перспективный сектор производства высокотехнологичных компонентов и систем, основой которого выступают машиностроительные и приборостроительные предприятия;";
4) в абзаце тринадцатом слова ", включая открытое акционерное общество "Корпорация развития Омской области" (далее - Корпорация)" исключить.
10. В разделе 3.3.2:
1) абзац третий исключить;
2) в абзаце пятом слово "межрегиональный" исключить;
3) абзац тринадцатый изложить в следующей редакции:
"- содействие развитию профессионального образования, ориентированного на потребности приоритетных кластеров и секторов промышленности Омской области, партнерству образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории Омской области, с промышленными предприятиями, а также с одним из специализированных технических университетов Европы (в сфере нефтехимии или высокотехнологичных компонентов и систем).".
11. В разделе 3.3.3:
1) после абзаца второго дополнить абзацем следующего содержания:
"- развитый сегмент средне - и крупнотоннажной нефтехимии, ориентированный на увеличение глубины переработки углеводородов;";
2) в абзаце третьем слово "кластера" заменить словами "сектора производства";
3) в абзаце двенадцатом слова "агропищевого кластеров" заменить словами "агропромышленного комплексов".
12. В разделе 5:
1) в абзаце первом слово "выбранных" исключить;
2) абзацы третий, четвертый изложить в следующей редакции:
"- развитие промышленности Омской области, в том числе приоритетных кластеров и промышленной инфраструктуры;
- развитие агропромышленного комплекса Омской области;".
13. Разделы 5.1 - 5.2 изложить в следующей редакции:
"5.1. Развитие промышленности Омской области
5.1.1. Развитие приоритетных кластеров Омской области
Оценку эффективности развития приоритетных кластеров Омской области осуществляет Министерство экономики Омской области в соответствии с законодательством.
5.1.1.1. Нефтехимический промышленный кластер
Нефтехимический промышленный кластер Омской области (далее - нефтехимический кластер) объединяет производственные предприятия - крупные организации и субъекты малого и среднего предпринимательства, а также организации, относящиеся к вспомогательным и поддерживающим сегментам, - объекты инфраструктуры.
Конкурентными преимуществами нефтехимического кластера являются:
- доступность сырья;
- наличие развитой производственной базы в нефтепереработке и нефтехимии (производство синтетических каучуков, технического углерода, полипропилена);
- наличие образовательных организаций, осуществляющих подготовку по профильным направлениям.
К сдерживающим факторам развития нефтехимического кластера относятся:
- высокая капиталоемкость проектов в сфере нефтехимии при высокой цене капитала;
- зависимость от импорта по отдельным видам сырья, используемым для производства нефтехимической продукции;
- высокий уровень конкуренции на внутреннем и внешнем рынках;
- недостаточная инновационная активность нефтехимических предприятий;
- недостаточный уровень инвестиций, направляемых на обновление производственных мощностей;
- дефицит высококвалифицированных кадров.
В среднесрочной перспективе реализация Стратегии приведет к развитию сегмента производства новых конкурентоспособных видов конечной продукции, обладающих улучшенными потребительскими свойствами. В долгосрочной перспективе успешная реализация Стратегии будет способствовать созданию на территории Омской области развитого сегмента средне - и крупнотоннажной нефтехимии, ориентированного на увеличение глубины переработки углеводородов.
Приоритеты развития нефтехимического кластера:
- повышение уровня кооперационных связей;
- повышение конкурентоспособности промышленных предприятий на внутреннем и внешнем рынках, в том числе за счет увеличения объемов производства и освоения выпуска новых видов импортозамещающей и высокотехнологичной продукции с высокой добавочной стоимостью;
- повышение инвестиционной активности участников нефтехимического кластера;
- модернизация действующих и создание новых производственных мощностей;
- стимулирование экспорта наиболее перспективных видов нефтехимической продукции;
- удовлетворение потребности в научных, инженерно-технических и управленческих кадрах, повышение квалификации персонала за счет внутренней кооперации и вовлечения в работу нефтехимического кластера профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;
- переход к технологиям глубокой переработки сырья;
- поддержка развития малого и среднего предпринимательства (в том числе инновационного) за счет привлечения их к реализации инвестиционных проектов в рамках нефтехимического кластера;
- создание новых объектов региональной инновационной инфраструктуры в рамках нефтехимического кластера.
Показатели развития нефтехимического кластера:
- рост общего объема отгруженных участниками нефтехимического кластера товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг (собственными силами) в 2020 году к уровню 2016 года не менее чем на 19 процентов;
- рост объема налоговых и таможенных платежей участников нефтехимического кластера в бюджеты всех уровней бюджетной системы в 2020 году к уровню 2016 года не менее чем на 11 процентов;
- рост объема затрат участников нефтехимического кластера на научные исследования и разработки в 2020 году к уровню 2016 года не менее чем в 2 раза;
- рост объема экспорта товаров, производимых участниками нефтехимического кластера, в 2020 году к уровню 2016 года не менее чем на 58 процентов.
5.1.1.2. Агробиотехнологический промышленный кластер
Развитию агробиотехнологического промышленного кластера Омской области (далее - агробиотехнологический кластер) способствует имеющийся в регионе потенциал по производству и переработке продукции агропромышленного комплекса и производству новой импортозамещающей продукции (лизина, треонина, других аминокислот, протеиновых концентратов), а также наличие сильной опытно-научной базы. Основой для формирования кластера являются интегрированные структуры с полным циклом производства от выращивания сельскохозяйственной продукции до выпуска конечного продукта переработки.
Конкурентными преимуществами агробиотехнологического кластера являются:
- выгодное экономико-географическое положение на пересечении транспортных коридоров;
- близость и транспортная доступность растущих рынков Республики Казахстан и Китайской Народной Республики;
- высокая концентрация научно-технического и промышленного потенциала кластера;
- наличие в Омской области организаций-производителей специализированной сельскохозяйственной техники и оборудования для пищевой промышленности, работающих в сотрудничестве с иностранными производителями;
- лидирующие позиции "якорных" предприятий - участников промышленного кластера: открытого акционерного общества "Сладонеж" и общества с ограниченной ответственностью "Титан-Агро" на продовольственном рынке Сибирского федерального округа;
- наличие богатой сырьевой базы для организации новых производств с более высокой добавленной стоимостью.
К сдерживающим факторам развития агробиотехнологического кластера относятся:
- низкий уровень развития и высокий износ инженерной, коммунальной и транспортной инфраструктуры;
- недостаточно высокий уровень производительности труда на предприятиях - участниках кластера;
- недостаточное взаимодействие агропромышленных товаропроизводителей с научно-исследовательскими организациями и образовательными организациями сельскохозяйственного направления;
- недостаточный уровень развития кормовой базы животноводства;
- недостаточно высокая отраслевая инвестиционная привлекательность;
- низкая доступность заемных финансовых средств;
- нехватка квалифицированных рабочих и инженерных кадров;
- отсутствие производственных мощностей по глубокой переработке сельскохозяйственной продукции и получение конкурентного товара с более высокой добавленной стоимостью.
Реализация Стратегии обеспечит в долгосрочной перспективе наличие в Омской области развивающегося, современного и эффективного агробиотехнологического кластера с развитым сегментом переработки продукции, ориентированным на импортозамещение и отвечающим самым высоким стандартам качества производства.
Приоритеты развития агробиотехнологического кластера:
- реализация совместных проектов участников кластера, направленных на создание новых видов промышленной продукции;
- развитие кооперационных связей между организациями - участниками кластера в сфере образования, при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и производстве промышленной продукции;
- создание условий для увеличения количества субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся производством биотехнологической, агропромышленной и пищевой продукции;
- рост производства промышленной продукции участников промышленного кластера;
- модернизация производства и повышение технологического уровня промышленных предприятий кластера;
- рост доли продукции, работ и услуг с высокой добавленной стоимостью, реализуемых (оказываемых) участниками кластера;
- рост производства импортозамещающей продукции в стратегических отраслях промышленности Российской Федерации;
- создание условий для привлечения молодых высококвалифицированных специалистов в агробиотехнологический кластер;
- создание системы контроля качества и безопасности агропромышленной, биотехнологической продукции, продуктов питания, производимых на территории Омской области;
- повышение конкурентоспособности промышленных предприятий на внутреннем и внешнем рынках, в том числе за счет производства импортозамещающей продукции.
Показатели развития агробиотехнологического кластера:
- рост общего объема отгруженных участниками агробиотехнологического кластера товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг (собственными силами) в 2020 году к уровню 2016 года не менее чем на 67 процентов;
- рост объема налоговых и таможенных платежей участников агробиотехнологического кластера в бюджеты всех уровней в 2020 году к уровню 2016 года не менее чем на 24 процента;
- рост объема затрат участников агробиотехнологического кластера на научные исследования и разработки в 2020 году к уровню 2016 года не менее чем в 2 раза;
- рост объема экспорта товаров, производимых участниками агробиотехнологического кластера в 2020 году к уровню 2016 года не менее чем на 20 процентов.
5.1.1.3. Лесопромышленный кластер
Лесопромышленный кластер Омской области (далее - лесопромышленный кластер) включает в себя такие сектора, как заготовка древесины, производство пиломатериалов, производство фанеры и шпона, производство древесного топлива, производство строительных, отделочных материалов, сборных деревянных конструкций и строений, производство мебели.
Реальную возможность для формирования полноценного лесопромышленного кластера обеспечивает наличие потенциала по лесозаготовке, глубокой переработке древесины, переработке древесных отходов в древесное топливо, а также по производству импортозамещающей продукции.
Конкурентными преимуществами лесопромышленного кластера являются:
- высокая концентрация научно-технического и производственного потенциала;
- наличие в Омской области необходимой сырьевой базы для создания новых производств с увеличенной добавленной стоимостью;
- транспортная доступность и близость развивающихся рынков Азии (Китайская Народная Республика, Республика Казахстан), а также выгодное экономико-географическое расположение по осям "запад-восток" и "север-юг";
- лидирующие позиции "якорных" организаций - участников лесопромышленного кластера, таких как общество с ограниченной ответственностью "ABA Компани", общество с ограниченной ответственностью научно-производственная компания "Сибирский Лес";
- наличие в регионе предприятий - производителей специализированного оборудования и техники для лесной промышленности.
Основными угрозами для развития лесопромышленного кластера являются ухудшение состояния лесного фонда и перезревание древесины, истощение эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения действующих лесопромышленных производств и транспортных путей, медленное развитие инфраструктуры лесовозных дорог.
Перспективными направлениями для развития промышленного потенциала лесопромышленного кластера являются увеличение глубокой переработки древесины, расширение номенклатуры выпускаемой продукции, повышение эффективности хозяйственной деятельности участников кластера, а также расширение рынка в странах Азии и обеспечение избыточным сырьем российских фанерных производств.
Реализация Стратегии будет способствовать созданию в долгосрочной перспективе развитого лесопромышленного кластера, ориентированного на производство импортозамещающей продукции, замещение экспорта сырья непосредственно на экспорт конечных продуктов, имеющих высокую добавленную стоимость, переработку древесных отходов в древесное топливо и поставку его на внутренний рынок (котельные северных районов Омской области).
В среднесрочной перспективе в кластере предполагается развивать производство новых продуктовых сегментов, расширять продуктовую линейку, а также увеличивать экспорт продукции кластера.
Приоритеты развития лесопромышленного кластера:
- реализация совместных проектов участников кластера, направленных на создание новых видов промышленной продукции;
- развитие производственного потенциала и производственной кооперации между участниками кластера, в том числе за счет развития технологической, промышленной, информационно-коммуникационной, транспортно - логистической и социальной инфраструктуры;
- увеличение объемов выпускаемой и реализуемой продукции, в том числе импортозамещающей;
- создание технопарка для создания благоприятных условий, обеспечивающих эффективное осуществление деятельности и устойчивое развитие предприятий - участников кластера;
- привлечение квалифицированных специалистов в кластер, содействие кооперации между профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования и хозяйствующими субъектами, входящими в кластер;
- стимулирование повышения технологической и экономической эффективности лесоперерабатывающих производств, содействие обновлению техники и технологии производства, а также внедрение принципов "бережливого производства";
- создание условий, необходимых для роста числа субъектов среднего и малого предпринимательства, занимающихся производством лесопромышленной продукции;
- введение системы контроля безопасности и качества лесопромышленной продукции, производимой на территории Омской области.
Показатель развития лесопромышленного кластера:
- рост общего объема отгруженных участниками лесопромышленного кластера товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг (собственными силами) в 2019 году к уровню 2016 года не менее чем на 10 процентов;
- рост объема налоговых и таможенных платежей участников лесопромышленного кластера в бюджеты всех уровней в 2019 году к уровню 2016 года не менее чем на 10 процентов;
- рост объема экспорта товаров, производимых участниками лесопромышленного кластера в 2019 году к уровню 2016 года не менее чем на 10 процентов.
5.1.2. Развитие сектора производства высокотехнологичных компонентов и систем
Сектор производства высокотехнологичных компонентов и систем включает в себя такие направления, как производство радиоаппаратуры, компонентов и систем для аэрокосмической промышленности и энергетики, систем управления и охраны, компонентов систем вооружения. Основу сектора составляют оборонные предприятия с высокотехнологичными производствами, базирующимися на достижениях современной науки. Организации оборонно-промышленного комплекса производят продукцию для всех видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
Сектор высокотехнологичных компонентов и систем имеет ряд возможностей для развития, реализация которых способна содействовать повышению конкурентоспособности экономики Омской области. Среди существующих возможностей - рост мировых и российских рынков высокотехнологичных компонентов и систем, высвобождение имеющихся площадей для развития новых предприятий, использование подходов "бережливого производства" для увеличения производительности труда, усиление взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти.
Конкурентными преимуществами сектора производства высокотехнологичных компонентов и систем являются:
- наличие развитой экосистемы существующих в секторе предприятий (более 20 компаний);
- наличие образовательной организации высшего образования - федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Омский государственный технический университет", осуществляющего подготовку инженеров и имеющего тесные связи с предприятиями отрасли;
- наличие современных ресурсных центров подготовки квалифицированных рабочих (сибирский ресурсный центр металлообработки, учебный центр "Машиностроение", учебный центр "Радиоэлектроника и приборостроение", учебный центр "Ракетно-космическая и авиационная техника");
- расположение Омской области в непосредственной близости к регионам, являющимся крупными потребителями производимой продукции.
Успешная реализация Стратегии в долгосрочной перспективе будет способствовать развитию сектора высокотехнологичных компонентов и систем, включающего высокопроизводительные компании, ориентированные на экспорт и интегрированные в глобальные цепочки создания стоимости, и развитую экосистему поставщиков. В среднесрочной перспективе реализация Стратегии приведет к развитию производств промышленной и бытовой электроники, оборудования для нефтегазодобычи, приборов и средств связи, приборов и оборудования для медицины и жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, реализация Стратегии будет способствовать развитию интеграции вверх и вниз по цепочкам создания стоимости и превращению Омской области в крупнейший российский центр контрактного производства, а также в один из региональных российских центров программирования и оказания информационно-технологических услуг.
Приоритетами развития сектора производства высокотехнологичных компонентов и систем являются:
- переобучение существующих работников предприятий отрасли, привлечение квалифицированных кадров из других субъектов Российской Федерации;
- государственная поддержка действующих на территории Омской области предприятий в целях освоения ими новых видов продуктов;
- стимулирование спроса на производимую в Омской области продукцию, прежде всего через систему государственного заказа и стимулирование закупок региональными потребителями;
- привлечение новых инвесторов в приоритетные сегменты сектора производства высокотехнологичных компонентов и систем через создание системы инвестиционных стимулов;
- повышение доступности финансирования за счет взаимодействия с институтами развития и расширения участия Омской области в федеральных целевых программах, государственных программах Российской Федерации;
- создание парка высокотехнологичных компонентов, обеспечивающего доступ резидентов к инфраструктуре, упрощение взаимодействия между предприятиями и снижение административных барьеров;
- внедрение комплекса мер по стимулированию организаций к использованию подходов "бережливого производства" через софинансирование части затрат.
Показатели развития сектора производства высокотехнологичных компонентов и систем:
- рост производства компьютеров, электронных и оптических изделий в 2020 году к уровню 2016 года на 15 процентов, в 2025 году - на 20 процентов;
- рост производства электрического оборудования в 2020 году к уровню 2016 года на 5 процентов, в 2025 году - на 10 процентов;
- рост производства машин и оборудования, не включенных в другие группировки, в 2020 году к уровню 2016 года на 5 процентов, в 2025 году - на 10 процентов;
- рост производства автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов в 2020 году к уровню 2016 года на 7 процентов, в 2025 году - на 12 процентов;
рост производства прочих транспортных средств и оборудования в 2020 году к уровню 2016 года на 15 процентов, в 2025 году - на 20 процентов.
5.1.3. Формирование и развитие промышленной инфраструктуры
Важным фактором развития промышленности Омской области является наличие качественной и доступной промышленной инфраструктуры. Оценка базовых условий развития промышленности Омской области показала наличие низкого уровня доступности земельных участков и энергетических мощностей, качества электроснабжения и местных поставщиков, а также среднего уровня доступности производственных помещений, доступности и качества бизнес-услуг. В связи с этим развитие промышленной инфраструктуры было определено в качестве стратегического направления развития региона.
Возможностями для развития промышленной инфраструктуры в Омской области являются: пересмотр региональных приоритетов и совершенствование налоговой политики Омской области, государственной политики в сфере земельных отношений, в сфере инвестиционной деятельности, привлечение в Омскую область крупных международных управляющих компаний для обеспечения эффективного управления создающимися площадками и парками, оказание поддержки предприятиям-резидентам (в частности, субъектам малого и среднего предпринимательства) и снижение административных барьеров.
Возможные риски развития связаны с недостаточным пониманием полномочий и функций управляющих компаний, требований потенциальных компаний-резидентов к инфраструктуре индустриальных (промышленных) парков, затруднениями в привлечении резидентов.
Успешная реализация Стратегии будет способствовать созданию в долгосрочной перспективе системы конкурентоспособных промышленных парков и площадок, с ориентацией на "точки роста", выявляемые в результате поступательного развития Омской области. В среднесрочной перспективе реализация Стратегии приведет к созданию новых промышленных площадок и конверсии существующих промышленных зон в зоны, пригодные для организации производств, привлечению в Омскую область инвесторов и управляющих компаний.
Приоритеты развития промышленной инфраструктуры:
- конверсия существующих промышленных зон в зоны, пригодные для организации производств, создание пилотного индустриального (промышленного) парка;
- разработка правовых актов по вопросам формирования и осуществления деятельности индустриальных (промышленных) парков;
- разработка мастер-планов индустриальных (промышленных) парков (определение месторасположения индустриальных (промышленных) парков на базе комплексной оценки территории) с учетом требований генеральных планов муниципальных образований;
- создание новых индустриальных зон в приоритетных кластерах.
5.2. Развитие агропромышленного комплекса Омской области
Омская область является одним из ведущих агропромышленных регионов Российской Федерации по объему производства агропромышленной продукции. Имеющийся производственный потенциал позволяет региону не только обеспечить сложившийся уровень потребления населением основных продуктов питания, но и поставлять сельскохозяйственную продукцию на российский рынок.
К основным направлениям развития агропромышленного комплекса Омской области относятся:
- обеспечение продовольственной безопасности Омской области;
- повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, производимой предприятиями агропромышленного комплекса Омской области, на внутреннем и внешнем рынках;
- обеспечение высококвалифицированными кадрами агропромышленного комплекса Омской области;
- обеспечение ветеринарно-санитарного благополучия Омской области;
- повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов;
- повышение инвестиционной привлекательности сельских территорий;
- внедрение инновационных технологий, создание высокопроизводительных рабочих мест в агропромышленном комплексе.
Наиболее значимыми проблемами агропромышленного комплекса, требующими решения в ближайшие годы, являются:
- недостаточный уровень применения сельскохозяйственными товаропроизводителями минеральных удобрений и химических средств защиты растений;
- технико-технологическое отставание сельского хозяйства из-за недостаточного уровня доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации основных производственных фондов и перехода к инновационному развитию;
- ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку сбыта в условиях несовершенства его инфраструктуры, слабого развития кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции, возрастающей монополизации торговых сетей;
- адаптация сельскохозяйственных производителей к условиям и правилам ВТО на фоне существенного возрастания конкуренции со стороны ее участников;
- недостаточное ресурсное обеспечение села на всех уровнях финансирования;
- недостаточный уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий, низкая общественная оценка сельскохозяйственного труда.
Показатели развития агропромышленного комплекса:
- рост производства сельскохозяйственной продукции в 2020 году к уровню 2016 года не менее чем на 0,2 процента, в 2025 году - не менее чем на 1,3 процента;
- рост переработки зерна на муку, крупу, комбикорма и другие цели в общем балансе ресурсов зерна Омской области в 2020 году до 20 процентов, в 2025 году - до 22 процентов;
- рост производства пищевых продуктов в 2020 году к уровню 2016 года на 1,2 процента, в 2025 году - на 5 процентов.".
14. В разделе 5.3:
1) в абзаце шестом слова "до уровня, требуемого потребителями Омской области" исключить;
2) абзац седьмой дополнить словами ", в том числе с применением энергосберегающих и инновационных технологий";
3) в абзаце девятом точку с запятой заменить точкой;
4) абзац десятый исключить.
15. В разделе 5.4:
1) абзац десятый изложить в следующей редакции:
"- разработка проектной документации объектов капитального строительства, соответствующей критериям экономически эффективной проектной документации, и реализация инвестиционных проектов на основе экономически эффективной проектной документации повторного использования;";
2) в абзаце семнадцатом точку с запятой заменить точкой;
3) абзац восемнадцатый исключить;
4) абзац девятнадцатый изложить в следующей редакции:
"Показателем развития сектора строительства и недвижимости является
обеспечение ввода жилья в эксплуатацию в 2020 году в объеме 760 тыс. кв.м, в 2025 году - 810 тыс. кв.м.".
16. В разделе 5.5:
1) в абзаце девятом слово "кластера" заменить словом "центра";
2) в абзаце одиннадцатом слова "будет сформирован межрегиональный" заменить словами "планируется создать";
3) в абзаце тринадцатом слова "(не менее 400 км), подъездов к 120" заменить словами", подъездов к";
4) абзац четырнадцатый изложить в следующей редакции:
"- повышение доступности и качества транспортных услуг для населения Омской области;";
5) в абзаце шестнадцатом слова "создание областного транспортно-логистического комплекса" заменить словами "содействие созданию транспортно-логистического центра";
6) абзац восемнадцатый исключить;
7) в абзаце девятнадцатом слово "содействие" заменить словами "снижение влияния эксплуатации транспорта на загрязнение окружающей среды, в том числе содействие".
17. В разделе 5.6:
1) абзацы одиннадцатый - тринадцатый изложить в следующей редакции:
"- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в научно-технической и инновационной сферах, в том числе за счет их интеграции в систему научно-технической кооперации, развития инновационной инфраструктуры на территории Омской области, продвижения продукции инновационных предприятий Омской области на рынок, организации вовлечения в хозяйственный оборот результатов научно-технической и интеллектуальной деятельности предприятий Омской области;
- поддержка социально ответственной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, направленной на решение социальных проблем (далее - социальное предпринимательство), формирование и поддержка кластера социальных инноваций, предусматривающего новый формат объединения ресурсов субъектов социального предпринимательства и органов государственной власти Омской области, органов местного самоуправления Омской области;
- стимулирование спроса на продукцию субъектов малого и среднего предпринимательства Омской области;";
2) абзац пятнадцатый после слов "за счет" дополнить словами "интеграции мер поддержки малого и среднего предпринимательства с программами акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства", акционерного общества "Российский экспортный центр", Федерального государственного автономного учреждения "Российский фонд технологического развития", а также";
3) абзацы восемнадцатый, девятнадцатый изложить в следующей редакции:
"- рост доли продукции малого предпринимательства в ВРП в 2020 году до 20 процентов, в 2025 году - до 24 процентов;
- рост доли среднесписочной численности работников субъектов малого и среднего предпринимательства в среднесписочной численности работников всех организаций в 2020 году до 38 процентов, в 2025 году - до 40 процентов.".
18. В разделе 5.7:
1) в абзаце третьем слово "практически" исключить;
2) абзацы седьмой, восьмой изложить в следующей редакции:
"- координация планов по развитию телекоммуникационной инфраструктуры операторов связи, осуществляющих свою деятельность на территории Омской области;
- создание условий для дальнейшего развития сетей связи на территории Омской области;";
3) после абзаца восьмого дополнить абзацем следующего содержания:
"- содействие внедрению новых технологий передачи данных и оказанию современных услуг связи жителям Омской области.";
4) абзацы десятый - двенадцатый изложить в следующей редакции:
"- рост количества абонентов широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в Омской области за счет увеличения монтированной емкости сети широкополосного доступа операторов связи;
- расширение зоны охвата услугами подвижной радиотелефонной связи и улучшение сервисного обслуживания в населенных пунктах Омской области;
- внедрение новых высокоскоростных технологий доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетей подвижной радиотелефонной связи в Омской области.".
19. В разделе 5.8:
1) в абзаце пятом слова "ускорения темпов" заменить словами "роста уровня";
2) абзац восьмой исключить;
3) в абзацах двадцатом и двадцать седьмом слово "агропищевой" заменить словом "агропромышленный";
4) в абзаце тридцать седьмом слова "(использование торфа и древесного топлива)" исключить.
20. В разделе 6.1:
1) первое предложение абзаца тринадцатого изложить в следующей редакции: "Предполагается, что в долгосрочной перспективе реализация Стратегии будет способствовать созданию лидирующего межрегионального кластера и завершению развития сбалансированной сети государственных учреждений здравоохранения Омской области.";
2) абзац пятнадцатый изложить в следующей редакции:
"- совершенствование системы кадрового обеспечения отрасли здравоохранения;";
3) абзац семнадцатый изложить в следующей редакции:
"- обеспечение потребности отдельных категорий граждан, лиц, страдающих отдельными категориями заболеваний, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания;";
4) абзац восемнадцатый после слов "в рамках" дополнить словами "государственно-частного взаимодействия, в том числе";
5) абзацы девятнадцатый, двадцатый изложить в следующей редакции:
"- развитие трехуровневой системы оказания медицинской помощи;
- повышение качества управления отраслью путем внедрения новых стимулирующих схем финансирования, перехода на эффективные контракты для руководителей государственных учреждений здравоохранения Омской области;";
6) в абзаце двадцать первом точку с запятой заменить точкой;
7) абзац двадцать второй исключить;
8) в абзаце двадцать четвертом слова "6,8 случая" заменить словами "6 случаев".
21. В разделе 6.2:
1) в абзаце одиннадцатом слова "созданию образовательных кластеров," исключить;
2) абзацы тринадцатый - пятнадцатый исключить;
3) абзац шестнадцатый изложить в следующей редакции:
"- обеспечение доступности качественного дошкольного и общего образования, в том числе на основании механизма государственно-частного партнерства;";
4) абзац семнадцатый исключить;
5) абзац восемнадцатый изложить в следующей редакции:
"- обеспечение доступного дополнительного образования для детей;";
6) абзац девятнадцатый исключить;
7) абзац двадцатый изложить в следующей редакции:
"- создание современной образовательной среды для обучающихся в общеобразовательных организациях;";
8) после абзаца двадцатого дополнить абзацами следующего содержания:
"- жизнеустройство детей, оставшихся без попечения родителей;
- создание современной образовательной среды для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;";
9) абзац двадцать третий изложить в следующей редакции:
"- подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий для экономики Омской области;";
10) абзацы двадцать четвертый, двадцать пятый исключить;
11) в абзаце двадцать шестом слова "и совершенствование законодательства в указанной сфере" исключить;
12) абзацы двадцать восьмой, двадцать девятый изложить в следующей редакции:
"- обеспечение доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет;
- обеспечение средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций на уровне не ниже среднемесячного дохода в регионе от трудовой деятельности;";
13) в абзаце тридцатом слово "государственных" исключить;
14) абзац тридцать первый изложить в следующей редакции:
"- рост средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций в 2015 году до 85 процентов от среднемесячного дохода в регионе от трудовой деятельности, в 2018 году - до 100 процентов;";
15) дополнить абзацами следующего содержания:
"- доля детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе переданных не родственникам (в приемные семьи на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство)), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов, в 2020 году - 97,9 процента;
- обеспечение доли педагогических работников общеобразовательных организаций, получивших дополнительное профессиональное образование, от общего количества педагогических работников общеобразовательных организаций на уровне не менее 30 процентов.".
22. Разделы 6.3, 6.4 изложить в следующей редакции:
"6.3. Создание условий для культурного развития Омской области
Культура входит в число важнейших направлений, воздействующих на улучшение уровня жизни граждан Омской области. В настоящее время все большее распространение получает позиция, с которой культура рассматривается в качестве мощного ресурса социальной стабильности, духовного здоровья нации и национальной безопасности государства.
К приоритетным направлениям развития культуры следует отнести:
- создание условий для развития инфраструктуры сферы культуры с учетом отраслевых документов стратегического планирования и социальных нормативов и норм;
- создание условий для сохранения и эффективного использования культурного наследия Омской области, формирование общественного сознания в духе уважения к культурным и историческим ценностям;
- укрепление единства общества посредством культурного и гуманитарного развития;
- создание условий для воспитания граждан, укрепления гражданской идентичности, осуществление просветительской и патриотической работы;
- обеспечение гражданам доступа к знаниям, информации и культурным ценностям;
- создание условий для выявления и поддержки одаренных детей и молодежи;
- стимулирование и поощрение участия в культурной деятельности институтов гражданского общества, представляющих интересы и права объектов культурной политики, содействие приобретению разнообразных компетенций;
- использование инновационных информационных и коммуникационных технологий в целях повышения доступности культурных благ, объектов культурного наследия, продукции творческих индустрий.
Достижение приоритетных направлений Стратегии в сфере культуры обеспечит увеличение следующих целевых показателей:
- доля расходов на культуру в консолидированном бюджете региона;
- объем средств на культуру, направленных из внебюджетных источников;
- соотношение оплаты труда в сфере культуры к оплате труда в среднем по региону;
- уровень удовлетворенности граждан Омской области качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере культуры;
- доля детей, участвующих в творческих мероприятиях;
- обеспеченность региона учреждениями культуры;
- доля учреждений культуры и искусства, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве учреждений культуры и искусства;
- доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия в регионе.
6.4. Развитие туризма в Омской области
Омская область относится к числу регионов с благоприятными возможностями для развития внутреннего и въездного туризма. Обладая богатой историей, многовековыми традициями и живописными природными ландшафтами, Омская область имеет возможность развивать различные формы туризма: экологический, этнографический, деловой, событийный, сельский, детско-юношеский, культурно-познавательный, научный, археологический, промышленный, активный.
Туризм рассматривается как один из источников доходов бюджетов бюджетной системы, средство повышения занятости и качества жизни населения, способ поддержания здоровья граждан, основа для развития социокультурной среды и формирования нравственной платформы развития гражданского общества.
Формирование сферы туризма региона должно осуществляться с учетом потребности населения в различных видах и формах туризма и необходимости сохранения природного и историко-культурного комплекса Омской области.
Приоритеты развития туризма в Омской области:
- формирование имиджа Омской области как территории, благоприятной для туризма и отдыха на российском и международном рынках;
- вовлечение в туристскую деятельность потенциала муниципальных образований Омской области, развитие межмуниципального сотрудничества в сфере туризма, организация и проведение мероприятий, привлекательных для туристов;
- развитие перспективных видов туризма, ориентированных на различные социальные группы, интересы, потребности и финансовые возможности населения;
- создание комфортной туристской среды на территории Омской области;
- совершенствование механизма управления в сфере туризма.
Приоритетные направления Стратегии в сфере туризма будут оцениваться достижением следующих целевых показателей:
- доля расходов на туризм в консолидированном бюджете региона;
- объем платных туристских услуг;
- количество разработанных, апробированных и внедренных туристско-экскурсионных маршрутов для различных категорий населения;
- численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения;
- количество экскурсантов;
- количество публикаций в средствах массовой информации по теме регионального туризма;
- количество консультаций по возможностям туризма в Омской области, оказанных Туристско-информационным центром Омской области.".
23. В разделе 6.5:
1) название дополнить словами "и развитие социально-трудовой сферы";
2) абзацы седьмой - десятый исключить;
3) абзац одиннадцатый дополнить словами "и социально-трудовой сферы";
4) абзацы двенадцатый - четырнадцатый изложить в следующей редакции:
"- повышение адресности и эффективности мер социальной поддержки, оказание целевой помощи малоимущим семьям, в том числе путем оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта;
- поддержка деятельности негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, направленной на решение социальных проблем, в том числе на предоставление социальных услуг населению Омской области;
- социальная поддержка семей, имеющих детей, профилактика семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми, пропаганда семейных ценностей, формирование ответственного родительства;";
5) абзац пятнадцатый исключить;
6) абзац шестнадцатый изложить в следующей редакции:
"- содействие формированию безбарьерной среды в Омской области, обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам социального обслуживания;";
7) абзац семнадцатый исключить;
8) абзацы восемнадцатый, девятнадцатый изложить в следующей редакции:
"- развитие отраслевых государственных информационных систем и их интеграция с федеральными информационными системами;
- обеспечение доступности социального обслуживания, повышение эффективности общественного контроля в сфере социального обслуживания в соответствии с законодательством;";
9) после абзаца девятнадцатого дополнить абзацами следующего содержания:
"- развитие кадрового потенциала учреждений системы труда и социальной защиты населения Омской области путем перехода на эффективный контракт и внедрение профессиональных стандартов;
- содействие соблюдению трудовых прав и гарантий работников;
- организация работы по обеспечению квалифицированными кадрами работодателей Омской области за счет развития механизмов прогнозирования, профессиональной ориентации населения и использования различных источников квалифицированных кадров, в том числе привлечения трудовых ресурсов из-за рубежа.";
10) абзац двадцатый исключить;
11) абзац двадцать первый дополнить словами "и социально-трудовой сферы";
12) абзац двадцать третий изложить в следующей редакции:
"- увеличение удельного веса негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих социальные услуги, в общем количестве организаций всех форм собственности и индивидуальных предпринимателей, оказывающих социальные услуги, до 10 процентов к 2025 году;";
13) дополнить абзацем следующего содержания:
"- привлечение на территорию Омской области не менее 8 900 соотечественников до 2020 года.".
24. В разделе 6.6:
1) абзац пятый изложить в следующей редакции;
"- создание условий для деятельности молодежных общественных объединений, привлечение молодежи к участию в деятельности общественных объединений, развития молодежного добровольчества;";
2) в абзаце пятнадцатом слова "обеспечение условий для подготовки омских спортсменов к выступлениям в составах" заменить словами "подготовка спортивного резерва для";
3) абзацы шестнадцатый, семнадцатый изложить в следующей редакции:
"- организация проведения физкультурных и спортивных мероприятий;
- внедрение всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) на территории Омской области;".
25. В разделе 6.7:
1) абзац восьмой исключить;
2) абзац двенадцатый изложить в следующей редакции:
"- развитие деятельности Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов;";
3) абзац семнадцатый изложить в следующей редакции:
"- обеспечение прозрачности, открытости и контролируемости системы управления жилищным фондом.";
4) абзац восемнадцатый исключить;
5) абзацы двадцатый, двадцать первый изложить в следующей редакции:
"- увеличение уровня газификации природным газом жилищного фонда Омской области в 2020 году до 33 процентов, в 2025 году - до 38 процентов;
- увеличение доли площади жилищного фонда Омской области, оборудованной одновременно водопроводом, водоотведением, отоплением, горячим водоснабжением, газом или электроплитами, в 2020 году до 53,8 процента, в 2025 году - до 55,1 процента.";
6) абзац двадцать второй исключить.
26. В разделе 6.8:
1) абзацы двенадцатый и тринадцатый исключить;
2) абзац четырнадцатый изложить в следующей редакции:
"- формирование экологической инфраструктуры;";
3) после абзаца четырнадцатого дополнить абзацами следующего содержания:
"- поэтапная ликвидация накопленного экологического ущерба;
- реализация общественных экологических проектов;".
27. В разделе 7:
1) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Развитие системы стратегического планирования социально-экономического развития на территории Омской области, в которую включены документы стратегического планирования Омской области, разрабатываемые в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования, а также документы стратегического планирования муниципальных образований Омской области, разрабатываемые органами местного самоуправления Омской области в соответствии с законодательством.
В качестве документа стратегического планирования Омской области, разрабатываемого в рамках целеполагания, выступает стратегия социально-экономического развития Омской области.
К документам стратегического планирования Омской области, разрабатываемым в рамках прогнозирования, относятся прогноз социально-экономического развития Омской области на долгосрочный период, бюджетный прогноз Омской области на долгосрочный период, прогноз социально-экономического развития Омской области на среднесрочный период.
Документами стратегического планирования Омской области, разрабатываемыми в рамках планирования и программирования, являются план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Омской области, государственные программы Омской области, схема территориального планирования Омской области.
Документы стратегического планирования Омской области и документы стратегического планирования муниципальных образований Омской области разрабатываются в рамках единой системы целей и приоритетов деятельности органов исполнительной власти Омской области и органов местного самоуправления Омской области по социально-экономическому развитию Омской области с конкретными показателями и мероприятиями.";
2) абзац первый пункта 2 изложить в следующей редакции:
"2. Повышение эффективности бюджетной политики Омской области путем перехода к системе государственных программ Омской области и муниципальных программ, разработка бюджетного прогноза Омской области на долгосрочный период, определяющего прогноз основных характеристик консолидированного бюджета Омской области и основные подходы к формированию бюджетной политики Омской области на долгосрочный период.";
3) абзац четвертый пункта 5 исключить;
4) в пункте 6 после слов "сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг" дополнить словами ", в том числе в рамках создания системы "одного окна" оказания услуг и предоставления образовательной поддержки малым предприятиям".
28. В разделе 8:
1) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Механизм межведомственной координации включает инструменты, необходимые для анализа, мониторинга и корректировки хода реализации Стратегии:
- Рабочая группа по разработке стратегии социально-экономического развития Омской области;
- Комиссия по устойчивому развитию региональной экономики и социальной стабильности в Омской области;
- Совет по инвестиционной деятельности и развитию конкуренции при Губернаторе Омской области.";
2) пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Механизм развития институциональной среды привлечения инвестиций включает обеспечение деятельности специализированных организаций по привлечению инвестиций и работе с инвесторами в Омской области (далее - специализированные организации), ключевой задачей которых является содействие привлечению инвестиций в Омскую область.
Основной функцией специализированных организаций является оказание содействия в реализации инвестиционных проектов на территории Омской области, в том числе посредством сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна". Специализированные организации осуществляют также иные функции, направленные на достижение ключевой задачи.".
Временно исполняющий обязанности |
А.Л. Бурков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Губернатора Омской области от 30 ноября 2017 г. N 197 "О внесении изменений в Указ Губернатора Омской области от 24 июня 2013 года N 93"
Настоящий Указ вступает в силу с 2 декабря 2017 г.
Текст Указа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 1 декабря 2017 г., в газете "Омский вестник" от 8 декабря 2017 г. N 48
Указом Губернатора Омской области от 12 октября 2022 г. N 175 настоящий документ признан утратившим силу с 15 октября 2022 г.