Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Пояснительная записка к прогнозу
Прогноз разработан на основе данных прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов с учетом современного состояния российской экономики, тенденций развития Омской области за предшествующий период и фактически складывающейся ситуации в текущем году, прогнозных данных о деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляемой на территории Омской области, на 2019 - 2021 годы.
Показатели прогноза рассчитаны исходя из необходимости выполнения задач, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Стратегией социально-экономического развития Омской области до 2025 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 24 июня 2013 года N 93, концепциями и планами мероприятий по развитию отраслей экономики и социальной сферы Омской области.
При разработке прогноза уточнены параметры планового периода прогноза социально-экономического развития Омской области на 2018 год и на период до 2020 года, утвержденного распоряжением Правительства Омской области от 25 октября 2017 года N 182-рп, что обусловлено процессами, происходящими в экономике и социальной сфере Омской области под влиянием складывающейся макроэкономической ситуации.
В сторону понижения скорректирован прогноз динамики производства продукции обрабатывающих производств, сельского хозяйства. Замедление темпов роста экономики обусловило изменение динамики показателей численности экономически активного населения, среднедушевых денежных доходов населения, оборота розничной торговли, финансовых результатов деятельности организаций. При этом улучшены прогнозные оценки объема инвестиций в основной капитал и внешнеторгового оборота.
Социально-экономическое развитие Омской области в 2017 году характеризовалось восстановлением производственной, инвестиционной и потребительской активности. При этом темпы роста отдельных макроэкономических показателей в регионе превысили среднероссийский уровень.
Объем валового регионального продукта Омской области (далее - ВРП) в 2017 году составил по оценке 103 процента к уровню 2016 года, что обусловлено увеличением объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, инвестиционной активности, ростом потребительского спроса населения. Наблюдалась стабильная ситуация на рынке труда, уровень инфляции остался ниже среднероссийских значений.
Достигнут устойчивый рост в промышленности. Индекс промышленного производства в 2017 году составил 104,1 процента к уровню 2016 года в результате увеличения выпуска продукции в обрабатывающем секторе на 4,8 процента, прежде всего, продукции химического производства, электронных и оптических изделий, электрического оборудования, прочих транспортных средств и оборудования, продукции металлургического производства, готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования. Вместе с тем снизились объемы производства нефтепродуктов, пищевых продуктов, напитков, резиновых и пластмассовых изделий, прочей неметаллической минеральной продукции, автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, прочих готовых изделий.
Получены высокие результаты в сельском хозяйстве. Объем производства продукции сельского хозяйства в 2017 году составил 105,2 процента к уровню 2016 года. Валовой сбор зерна (в весе после доработки) составил 3468,1 тыс. тонн (106,1 процента к уровню 2016 года), что соответствовало 14 месту среди субъектов Российской Федерации. В хозяйствах всех категорий произведено 239,2 тыс. тонн мяса, 627,4 тыс. тонн молока, 932,3 млн. штук яиц.
Объем инвестиций в основной капитал по итогам 2017 года составил 99,7 млрд. рублей и в сопоставимых ценах увеличился на 4,6 процента к уровню 2016 года. Объем инвестиционных вложений экономикообразующих организаций Омской области составил 44,5 млрд. рублей (137,3 процента к уровню 2016 года).
Прибыль прибыльных организаций (без учета деятельности банков, а также обособленных подразделений организаций) по итогам 2017 года снизилась на 3,5 процента к уровню 2016 года и составила 67,6 млрд. рублей. Сальдированный финансовый результат (сальдо прибыли и убытков организаций) увеличился до 51 млрд. рублей, что превышает уровень 2016 года на 25,9 процента.
Индекс потребительских цен на товары и платные услуги в Омской области в декабре 2017 года составил 101,4 процента к декабрю 2016 года (в среднем по Российской Федерации - 102,5 процента).
Рост потребительской активности населения способствовал увеличению в 2017 году оборота розничной торговли и объема платных услуг населению по сравнению с предыдущим годом на 6,3 процента и 2,3 процента соответственно.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций Омской области в 2017 году выросла на 5,6 процента и составила 29751 рубль, среднедушевые денежные доходы населения Омской области остались на уровне 2016 года.
Сохранялась стабильная ситуация на рынке труда Омской области, уровень зарегистрированной безработицы составил 1,2 процента от численности экономически активного населения, что выше среднего значения по Российской Федерации (1,1 процента), но ниже среднего значения по Сибирскому федеральному округу (1,3 процента).
В 2018 году в Омской области отмечается снижение объемов промышленного и сельскохозяйственного производства. При этом увеличивается выпуск отдельных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, растет объем капитальных вложений, реальная заработная плата и потребительский спрос, остается стабильной ситуация на рынке труда.
Объем ВРП в 2018 году по оценке составит 720,4 млрд. рублей, или 100,2 процента к уровню 2017 года.
Индекс промышленного производства в 2018 году по оценке составит 99,9 процента к уровню предыдущего года за счет снижения в обрабатывающем секторе (на 0,2 процента), в том числе в результате сокращения объемов производства напитков, прочих транспортных средств и оборудования, резиновых и пластмассовых изделий, машин и оборудования, не включенных в другие группировки, прочей неметаллической минеральной продукции.
Объем производства продукции сельского хозяйства в 2018 году по оценке составит 93,3 млрд. рублей, или 95,7 процента к уровню 2017 года, что обусловлено сокращением объемов производства продукции растениеводства (на 5,7 процента) и животноводства (на 1,9 процента) к уровню 2017 года.
Вследствие действия неблагоприятных погодных условий в период весенних полевых и уборочных работ ожидается сокращение валового сбора зерна (в весе после доработки) предварительно на 19,3 процента к уровню 2017 года. Производство мяса сократится на 2,8 процента, яиц - на 8,1 процента. Увеличится производство молока на 0,4 процента.
В 2018 году объем инвестиций составит по оценке 104,6 млрд. рублей или 101 процент в сопоставимых ценах к уровню 2017 года. На территории Омской области реализован ряд инвестиционных проектов по строительству и модернизации объектов промышленного производства, сельского хозяйства, а также инфраструктурных проектов. Завершено строительство животноводческого комплекса молочного направления в Нововаршавском муниципальном районе Омской области (Сельскохозяйственный производственный кооператив (далее - СПК) "Ермак"), второй очереди комбикормового завода в Кормиловском муниципальном районе Омской области (Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "РУСКОМ-Агро"). Запущен цех по производству молочной продукции в Тюкалинском муниципальном районе Омской области (Сельскохозяйственный потребительский перерабатывающий кооператив "Тюкалинский хлеб").
Осуществляется взаимодействие с Фондом развития промышленности (далее - Фонд). Дополнительно к 4 проектам, получившим поддержку в 2017 году. Экспертным советом Фонда в январе 2018 года одобрен проект ООО "Сибирская Полимерная Компания" "Производство лотков из вспененного полистирола", в апреле 2018 года проект Закрытого акционерного общества (далее - ЗАО) "Омский завод инновационных технологий" "Производство котельного и вспомогательного теплотехнического оборудования торговой марки "LAVART".
До конца 2018 года планируется ввод в эксплуатацию животноводческого комплекса молочного направления беспривязного содержания с установкой доильного зала в Полтавском муниципальном районе Омской области (СПК "Большевик"). Планируется завершение строительства подстанции 500 кВ "Восход" (Публичное акционерное общество (далее - ПАО) "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"), гостинично-сервисного центра VOLVO-RENAULT (ООО "МДМ Сибирь"), офтальмологической клиники в г. Омске (ООО "Медицинский центр "Интервзгляд"), работ по монтажу и вводу в эксплуатацию узла компримирования отходящих газов РК-503, установок очистки пропан-пропиленовой фракции и полипропилена от каталитических ядов (ООО "Полном"), реконструкции регионального распределительного центра (Акционерное общество (далее - АО) "Тандер"). За счет бюджетных инвестиций планируется завершение строительства поликлиники на 1 000 посещений в смену и реконструкции здания театра "Галерка", а также продолжение реконструкции объекта культурного наследия "Здание страхового товарищества "Саламандра" для размещения бюджетного учреждения культуры Омской области "Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля".
Объем ввода в эксплуатацию жилья в 2018 году по оценке составит 470 тыс. кв.м, что на 2,6 процента выше уровня предыдущего года.
В целях увеличения доступности жилья в Омской области, развития строительной отрасли заключено Соглашение о сотрудничестве по реализации "пилотного" проекта между Правительством Омской области, АО "ДОМ.РФ" и АО "Омская региональная ипотечная корпорация" (далее - АО "ОРИК") в целях предоставления гражданам ипотечных жилищных займов со сниженной процентной ставкой (6 - 6,25 процента), а также предоставления займов на частичную оплату первоначального взноса при приобретении жилья по ипотеке (5 процентов). Реализация "пилотного" проекта начата АО "ОРИК" с мая 2018 года, до конца 2018 года планируется предоставить около 550 ипотечных жилищных займов на льготных условиях.
Прибыль прибыльных организаций (без учета деятельности банков, а также обособленных подразделений организаций) в 2018 году по оценке составит 67,3 млрд. рублей (99,5 процента к уровню 2017 года), сальдированный финансовый результат - 49,3 млрд. рублей (96,6 процента).
Объем внешнеторгового оборота Омской области в 2018 году по оценке составит 1116,5 млн. долларов США и увеличится на 14,4 процента к уровню 2017 года. Экспорт составит 713,5 млн. долларов США (прирост на 16,2 процента), импорт - 403 млн. долларов США (прирост на 11,2 процента). Ожидаемый рост объема экспорта продукции Омской области будет обеспечен в основном за счет увеличения поставок в страны дальнего и ближнего зарубежья продукции химической промышленности, агропромышленного комплекса и машиностроения. Увеличение импорта Омской области связано с закупкой сырья и продукции предприятиями региона, расширяющими и модернизирующими свои производства.
Оборот розничной торговли в 2018 году по оценке составит 327,9 млрд. рублей и увеличится на 2,5 процента к уровню 2017 года, объем платных услуг населению - 100,2 млрд. рублей (прирост на 2 процента).
Индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению в Омской области в декабре 2018 года по оценке составит 102,9 процента к декабрю предыдущего года.
Среднемесячная заработная плата работников организаций Омской области в 2018 году по оценке увеличится до 33,5 тыс. рублей (на 12,6 процента относительно уровня 2017 года). Среднедушевые денежные доходы составят 25,5 тыс. рублей и превысят уровень 2017 года на 1 процент.
Численность экономически активного населения Омской области по оценке в 2018 году увеличится по сравнению с 2017 годом на 1,8 тыс. человек и составит 1031 тыс. человек. Уровень зарегистрированной безработицы составит 1,2 процента от численности экономически активного населения Омской области.
Развитие региональной экономики и социальной сферы в среднесрочной перспективе прогнозируется по двум вариантам, которые различаются моделями поведения хозяйствующих субъектов и перспективами повышения конкурентоспособности региональной экономики. Динамика ВРП будет формироваться преимущественно под влиянием ситуации, складывающейся в промышленном производстве, сельском хозяйстве, строительстве, сфере торговли и услуг.
Первый вариант прогноза сформирован на основе консервативных оценок социально-экономического развития Омской области при сохранении влияния финансовых и инфраструктурных ограничений для производственной и инвестиционной деятельности. В 2019 году ожидаются невысокие темпы экономического роста, а по ряду направлений - снижение индексов производства, обусловленное адаптацией к принятым решениям в области бюджетной, налоговой политики. Ожидается умеренный рост прибыли организаций. Замедление темпов роста оплаты труда работников и доходов от трудовой деятельности в первую очередь связано с формированием высокой базы данных показателей в 2018 году.
Объем ВРП по первому варианту прогноза при низких темпах роста инвестиционной и потребительской активности в 2019 году составит 741,3 млрд. рублей и в сопоставимых ценах увеличится на 0,4 процента к уровню 2018 года, в 2021 году - 802,2 млрд. рублей с ростом на 2,1 процента к уровню 2018 года в сопоставимых ценах.
Второй вариант прогноза определен в качестве основы для формирования областного бюджета и предполагает более высокие темпы социально-экономического развития Омской области в результате эффективной реализации мер государственной социально-экономической политики, в том числе в рамках Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". Указанные меры направлены, в том числе, на перераспределение структуры расходов в пользу инвестиционных, обеспечение роста производительности труда и численности занятых в экономике, увеличение доли малого бизнеса в ВРП. Обеспечение стабильных условий для бизнеса будет способствовать повышению темпов роста прибыли организаций при одновременном увеличении доходов работников. В прогнозируемый период планируется завершение ряда значимых инвестиционных проектов в сфере нефтепереработки и нефтехимии, создание новых и модернизация действующих мощностей пищевых производств, а также объектов сельскохозяйственного производства.
При успешной реализации комплекса мер экономической политики объем ВРП в 2019 году составит 760,5 млрд. рублей и в сопоставимых ценах увеличится на 2,2 процента к уровню 2018 года, в 2021 году - 851 млрд. рублей и увеличится на 7,5 процента в сопоставимых ценах к уровню 2018 года.
Преимущественно под влиянием ситуации, складывающейся в обрабатывающих отраслях, объем промышленного производства в 2019 году в сопоставимых ценах по первому варианту прогноза составит 99 процентов к уровню 2018 года, в 2021 году - 100,5 процента к уровню 2018 года. На динамику показателя в основном окажет влияние прогнозируемое уменьшение выпуска нефтепродуктов (на 4,1 процента). По второму варианту прогноза в 2019 году ожидается рост объемов промышленного производства на 1,8 процента, в 2021 году - на 7,2 процента к уровню 2018 года, в том числе в результате увеличения объемов выпуска нефтепродуктов (на 2,8 процента).
Развитие отрасли нефтепереработки связано с реализацией программы модернизации АО "Газпромнефть - Омский ОНПЗ" до 2020 года, что позволит повысить эффективность переработки нефти и увеличить выпуск средних дистиллятов, моторных топлив и кокса. При этом реализация данных мероприятий не обеспечивает ускоренный рост объема производства нефтепродуктов ввиду практически полной загрузки нефтеперерабатывающих мощностей.
Более динамично в среднесрочном периоде будет развиваться производство химических веществ и химических продуктов за счет завершения реализации ПАО "Омский каучук" проектов по техническому перевооружению производства фенола-ацетона, запуску производства изопропилового спирта, ООО "Газпромнефть - Каталитические системы" - производства катализаторов каталитического крекинга и гидропроцессов, увеличения ООО "Омский завод технического углерода" производительности существующих мощностей. Объемы производства по данному виду экономической деятельности в 2021 году увеличатся на 12,5 - 21,2 процента к уровню 2018 года по первому и второму вариантам прогноза соответственно.
В течение прогнозируемого периода ожидается рост производства материалов из пластмассы, применяемых при проведении строительных и подрядных работ, в связи с оживлением деловой активности в строительной отрасли. Также расширение ассортимента и модификаций производимой омскими предприятиями шинной продукции будет способствовать росту объемов производства резиновых и пластмассовых изделий в 2021 году на 6,9 - 12,8 процента к уровню 2018 года по первому и второму вариантам прогноза соответственно.
Положительная динамика прогнозируется по производствам машиностроительного комплекса Омской области.
За счет увеличения объемов государственного оборонного заказа, а также развития производств новых видов продукции, в том числе гибко-жестких печатных плат в АО "Омской производственное объединение "Иртыш", объем производства электронных и оптических изделий в 2021 году составит 8,3 - 15,2 процента к уровню 2018 года по первому и второму вариантам прогноза соответственно, объемов производства электрического оборудования - 8,6 - 16,2 процента соответственно.
Выпуск машин и оборудования, не включенных в другие группировки, в 2021 году составит в сопоставимых ценах 105,5 - 112,4 процента к уровню 2018 года по первому и второму вариантам прогноза соответственно. Положительная динамика связана с развитием производства в ООО "НТК "Криогенная техника" в результате освоения серийного производства криогенных передвижных транспортных заправщиков, автономных криогенных и низкотемпературных холодильных установок, увеличением поставок ЗАО "Омский завод инновационных технологий" котельного оборудования "LAVART", а также объемов работ в рамках исполнения государственного оборонного заказа, выпуска инженерных машин, оборудования для нефтегазодобычи.
Объем производства автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов к концу прогнозируемого периода увеличится на 4,8 - 11,9 процента к уровню 2018 года по первому и второму вариантам прогноза соответственно в результате увеличения производства комплектующих и принадлежностей для автотранспортных средств.
Прирост объемов производства прочих транспортных средств и оборудования в 2021 году ожидается на уровне 12,5 - 27,2 процента по первому и второму вариантам прогноза соответственно за счет организации серийного производства ракет-носителей семейства "Ангара" на базе унифицированных ракетных модулей в Производственном объединении "Полет" - филиале федерального государственного унитарного предприятия "ГКНКЦ им. М.В. Хруничева", а также завершения реализации инвестиционного проекта АО "Сибирские приборы и системы", предусматривающего обеспечение выпуска изделий специального назначения системы ГЛОНАСС, строительства испытательного комплекса на площадке филиала ПАО "ОДК-Сатурн" - "Омское Моторостроительное конструкторское бюро" для проведения опытно-конструкторских работ и изготовления малоразмерных газотурбинных двигателей.
Выпуск металлургической продукции в 2021 году в сопоставимых ценах составит 109,3 процента к уровню 2018 года по первому варианту прогноза и 117,6 процента по второму варианту прогноза. Ожидается увеличение объемов металлургического производства в ООО "Специальные технологии" и ЗАО "Завод Сибгазстройдеталь".
В среднесрочном периоде прогнозируется положительная динамика в производстве готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования. В 2021 году объемы производства по данному виду экономической деятельности в сопоставимых ценах составят 108,9 - 116,3 процента к уровню 2018 года по первому и второму вариантам прогноза соответственно за счет увеличения выпуска строительных стальных конструкций в АО "Омский электромеханический завод", фланцев и метизной продукции в ООО "Нефтехимпромторг", стальных труб, профилей и фитингов в ЗАО "Завод Сибгазстройдеталь".
Индекс производства по виду экономической деятельности "ремонт и монтаж машин и оборудования" в 2021 году составит 105,8 - 112,4 процента к уровню 2018 года по первому и второму вариантам прогноза соответственно. Положительная динамика обусловлена увеличением работ по ремонту техники и оборудования на омских предприятиях.
Правительством Омской области будет продолжена реализация мероприятий, направленных на развитие сотрудничества омских промышленных организаций с крупными федеральными и корпоративными заказчиками, содействие устойчивому развитию организаций оборонно-промышленного комплекса, организации выпуска на данных предприятиях высокотехнологичной и импортозамещающей продукции. Повышению конкурентоспособности и экономической устойчивости промышленного комплекса Омской области будет способствовать реализация государственной программы Омской области "Развитие промышленности в Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16 октября 2013 года N 258-п.
В пищевой промышленности Омской области перспективными направлениями в среднесрочном периоде станут производство мяса и мясной продукции, растительных и животных масел, молочной продукции. Выпуск пищевых продуктов в 2021 году в сопоставимых ценах составит 102,5 - 108,9 процента к уровню 2018 года по первому и второму вариантам прогноза соответственно. Динамика показателя по второму варианту прогноза будет обеспечена за счет ввода новых и модернизации действующих производственных мощностей такими предприятиями, как ООО "РУСКОМ-Агро", Открытое акционерное общество (далее - ОАО) "Хлебодар", ОАО "Сладонеж", ООО "Ястро", АО "Омский бекон", АО "Любинский молочно-консервный комбинат".
Объем производства напитков в 2021 году по первому варианту прогноза сократится на 3,4 процента к уровню 2018 года, что обусловлено переносом части производства одного из крупнейших производителей алкогольной продукции из Омской области в другой регион. По второму варианту прогноза ожидается увеличение объемов производства напитков на 2,8 процента к уровню 2018 года вследствие постепенного наращивания объемов производства пива и пивных напитков, а также алкогольных дистиллированных напитков.
В результате сокращения добычи нефти на Западно-Крапивинском месторождении в среднесрочной перспективе продолжится снижение объема добычи полезных ископаемых ежегодно в среднем на 9,1 - 7,1 процента по первому и второму вариантам прогноза.
По виду экономической деятельности "обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" в 2019 - 2021 годах по первому варианту прогноза прогнозируется снижение объемов производства ежегодно в среднем на 0,5 процента, что обусловлено сокращением выработки электрической и тепловой энергии омскими теплоэлектроцентралями, в том числе по причине благоприятных погодных условий в зимний период, восполнения дефицита электрической энергии за счет поставок с оптового рынка Сибири. По второму варианту прогноза ожидается увеличение объемов производства в среднем на 1,1 процента в год за счет реализация инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций.
Деятельность организаций, относящихся к виду экономической деятельности "водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений", в среднесрочной перспективе также будет характеризоваться разноплановой динамикой. По первому варианту ожидается снижение объемов производства в среднем на 1 процент в год в результате установки и эксплуатации приборов учета воды. По второму варианту ожидается ежегодный прирост в среднем на 1,5 процента за счет прогнозируемого увеличения объемов сбора, обработки и утилизации отходов, а также обработки вторичного сырья.
Объем производства продукции сельского хозяйства в 2019 году в сопоставимых ценах составит 102,3 - 102,5 процента к уровню 2018 года, в 2021 году - 104,4 - 105,6 процента к уровню 2018 года по первому и второму вариантам прогноза соответственно. Положительная динамика показателя обусловлена увеличением объемов производства продукции в отрасли растениеводства в результате применения высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур, осуществления комплекса мероприятий по повышению плодородия почв, оптимизации структуры посевных площадей и сельскохозяйственных угодий. К 2021 году ожидается увеличение валового сбора зерна (в весе после доработки) до 3400 - 3530 тыс. тонн, масличных культур - до 180 - 185 тыс. тонн.
В подотраслях "молочное скотоводство" и "птицеводство" ожидается увеличение производства продукции в результате роста поголовья высокопродуктивных сельскохозяйственных животных, применения полноценных рационов кормления и высокоэнергетических кормов, совершенствования селекционно-племенной работы, применения современных технологий содержания, кормления животных и птицы, ввода в эксплуатацию новых производственных мощностей и завершения реконструкции и модернизации действующих производств. К 2021 году производство молока увеличится до 631,9 - 634,1 тыс. тонн, яиц - до 860,3 - 870 млн. штук.
В среднесрочной перспективе продолжится реализация мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого развития сельского хозяйства и сельских территорий Омской области, в том числе за счет оказания мер государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей в рамках государственной программы Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15 октября 2013 года N 252-п.
Реализация мер государственной политики, направленных на рост производительности труда, расширение несырьевого экспорта и экспорта услуг, перераспределение структуры расходов в пользу инвестиционных, развитие приоритетных кластеров Омской области, снижение административных барьеров для бизнеса за счет завершения реформы контрольно-надзорной деятельности, будет способствовать повышению инвестиционной активности в Омской области.
Объем инвестиций в основной капитал в 2019 году в сопоставимых ценах увеличится на 1,8 - 3,3 процента к уровню 2018 года, в 2021 году - на 5,2 - 9 процентов к уровню 2018 года и составит 123,2 - 128,5 млрд. рублей по первому и второму вариантам прогноза соответственно. В структуре инвестиций в основной капитал прогнозируется постепенное увеличение доли привлеченных средств в результате улучшения условий заимствования.
В прогнозируемом периоде продолжится реализация крупных инвестиционных проектов: модернизация АО "Газпромнефть - Омский НПЗ" и мощностей по производству фенола и изопропилбензола ПАО "Омский каучук", создание производства катализаторов каталитического крекинга и гидропроцессов, унифицированных ракетных модулей для ракет-носителей "Ангара" и строительство испытательного комплекса для проведения опытно-конструкторских работ и изготовления малоразмерных газотурбинных двигателей, а также проекта ОАО "Сибирские приборы и системы", предусматривающего обеспечение выпуска изделий специального назначения системы ГЛОНАСС.
В агропромышленном комплексе планируется реализация инвестиционных проектов, предусматривающих создание новых и модернизацию действующих объектов сельскохозяйственного производства, в том числе проектов по строительству комплекса глубокой переработки сельскохозяйственной продукции АО "Группа компаний "Титан", модернизации производства АО "Омский бекон", ООО "Ястро".
Будет продолжена реконструкция цеха по производству цельномолочной продукции АО "Любинский молочно-консервный комбинат", строительство фермы молочного направления АО "Цветнополье", животноводческого комплекса ОАО "Племенной конный завод "Омский", строительство и реконструкция птичников АО "ПРОДО Птицефабрика Сибирская", модернизация животноводческого комплекса ООО "Лузинское молоко".
Значительный объем бюджетных инвестиций планируется направить на объекты, строительство и реконструкция которых предусмотрена в рамках реализации национальных проектов: 4-х зданий для размещения дошкольных учреждений в г. Омске, 2-х общеобразовательных школ в г. Омске и г. Исилькуле Исилькульского муниципального района Омской области, здания для размещения музея имени М.А. Врубеля в г. Омске (после реконструкции объекта культурного наследия), автомобильной дороги Омск - Русская Поляна.
В среднесрочной перспективе прогнозируется постепенное увеличение объемов ввода жилья. В 2019 году будет введено в эксплуатацию 470 - 620 тыс. кв.м жилья по первому и второму вариантам прогноза соответственно. В 2021 году ввод в эксплуатацию жилья составит 510 тыс. кв.м по первому варианту прогноза, 660 тыс. кв.м - по второму варианту прогноза.
Развитию жилищной сферы, повышению доступности жилья (в том числе за счет предоставления социальных выплат молодым семьям и жилых помещений для детей-сирот), снижению процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам будет способствовать реализация мероприятий государственной программы Омской области "Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16 октября 2013 года N 264-п.
В среднесрочной перспективе прогнозируется дальнейший рост внешнеторгового оборота Омской области за счет увеличения как экспортных, так и импортных поставок продукции.
По первому варианту прогноза с учетом сохранения санкционных ограничений и нестабильного курса рубля прирост объемов экспорта и импорта продукции в 2021 году к уровню 2018 года составит 3,9 и 0,3 процента соответственно. По второму варианту прогноза в 2021 году ожидается более значительное увеличение экспорта и импорта товаров в страны ближнего зарубежья (прирост на 10,7 процента и 8,1 процента к уровню 2018 года соответственно). Прогнозируется увеличение экспорта химической продукции в результате роста объемов производства каучуков синтетических, полипропилена, углерода, шинной продукции и резинотехнических изделий, продукции машиностроения, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, в том числе за счет расширения товаропроводящих сетей за рубежом. Увеличатся импортные поставки из стран ближнего и дальнего зарубежья в Омскую область химической и машиностроительной продукции, металлов и изделий из них, текстильной продукции и обуви, продукции агропромышленного комплекса.
С учетом прогнозируемых в региональной экономике процессов ожидается постепенное улучшение финансовых результатов деятельности организаций. Прибыль прибыльных организаций (без учета деятельности банков, а также обособленных подразделений организаций) в 2021 году по первому и второму вариантам прогноза составит 75,6 - 79,6 млрд. рублей (прирост к уровню 2018 года на 12,3 - 18,3 процента соответственно), сальдированный финансовый результат вырастет до 59,3 - 65,3 млрд. рублей (прирост на 20,4 - 32,4 процента). Определяющее влияние на формирование финансового результата будет оказывать деятельность организаций обрабатывающих производств, а также субъектов малого предпринимательства.
Индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению в Омской области в декабре 2021 года составит 112,3 процента к уровню декабря 2018 года по первому варианту прогноза и 110,8 процента - по второму варианту. В среднем цены будут расти на 3,9 - 3,5 процента в год.
Прогнозируется улучшение показателей, характеризующих уровень жизни населения, в том числе в результате роста уровня оплаты труда в реальном секторе экономики, реализации Правительством Омской области мер по повышению заработной платы работников бюджетной сферы, предоставления предусмотренных федеральным и областным законодательством мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 2019 году увеличится на 4,1 - 5,4 процента к уровню 2018 года по первому и второму вариантам прогноза, в 2021 году вырастет на 11,9 - 17,9 процента к уровню 2018 года и составит 37,5 - 39,5 тыс. рублей по вариантам прогноза. Фонд начисленной заработной платы работников организаций Омской области в 2021 году составит 239,2 - 254,9 млрд. рублей по первому и второму вариантам прогноза соответственно.
Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности) в 2021 году по сравнению с уровнем 2018 года увеличится на 9,2 - 16,1 процента.
Среднедушевые денежные доходы населения Омской области в 2021 году возрастут до 27,3 - 29,1 тыс. рублей (на 7,1 - 14,1 процента к уровню 2018 года).
Величина прожиточного минимума на душу населения в Омской области в среднесрочной перспективе рассчитана с учетом потребительской инфляции и в 2021 году составит 10,1 - 10 тыс. рублей по первому и второму вариантам прогноза соответственно.
С учетом роста денежных доходов населения Омской области прогнозируется положительная динамика развития потребительского рынка. Оборот розничной торговли в 2019 году составит 336,1 - 339,1 млрд. рублей, в 2021 году - 356 - 374,8 млрд. рублей и в сопоставимых ценах увеличится на 5,9 - 12,1 процента к уровню 2018 года по первому и второму вариантам прогноза соответственно. Объем платных услуг населению в 2019 году вырастет до 105,2 - 105,9 млрд. рублей, в 2021 году составит 116,3 - 118,7 млрд. рублей (прирост на 7,8 - 11,4 процента к уровню 2018 года по вариантам прогноза соответственно).
В целях повышения эффективности развития рынка труда, создания дополнительных условий для обеспечения занятости населения реализуются мероприятия, предусмотренные государственной программой Омской области "Регулирование отношений в сфере труда и занятости населения Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16 октября 2013 года N 257-п.
На рынке труда Омской области сохранится стабильная ситуация. Численность экономически активного населения в 2021 году по первому варианту прогноза составит 1034 тыс. человек, по второму варианту - 1035,6 тыс. человек. Уровень зарегистрированной безработицы в 2019 году составит по первому варианту прогноза 1,3 процента, по второму варианту прогноза - 1,2 процента от численности экономически активного населения и в период до 2021 года сохранится на уровне 1,2 процента от численности экономически активного населения.
<< Раздел 1. Основные показатели прогноза |
||
Содержание Распоряжение Правительства Омской области от 25 октября 2018 г. N 129-рп "О прогнозе социально-экономического развития... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.