Региональное соглашение между Администрацией Псковской области, Псковскими организациями профсоюзов и региональными объединениями работодателей Псковской области на 2018 - 2020 годы от 29 декабря 2017 г. N МВ-259
Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители Администрации Псковской области (далее - Администрация области), Псковского областного совета профессиональных союзов и областной организации Российского профсоюза работников среднего и малого бизнеса (далее - Профсоюзы) и Региональные объединения работодателей Псковской области (далее - Работодатели), именуемые в дальнейшем Стороны, заключили на основании Трудового кодекса Российской Федерации настоящее Региональное соглашение (далее - Соглашение), устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на уровне Псковской области (далее - область) в 2018 - 2020 годах, и совместные действия Сторон по их реализации.
Стороны ставят в числе приоритетных целей Соглашения проведение в предстоящий период социально-экономической политики, обеспечивающей право граждан на достойный труд, повышение качества жизни работников и их семей, сокращение масштабов бедности на основе устойчивого развития экономики области, повышения ее конкурентоспособности и увеличения доходов организаций, роста производительности труда, создания благоприятных условий для развития бизнеса, стабильной занятости и гибкости рынка труда, здоровые и безопасные условия труда, расширения возможностей профессионального и карьерного роста работников.
Стороны принимают на себя обязательства развивать взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдать определенные Соглашением обязательства и договоренности.
Обязательства и гарантии, включенные в Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников.
Соглашение является составной частью коллективно-договорного процесса в системе социального партнерства и служит основой для разработки и заключения отраслевых и территориальных соглашений в Псковской области.
1. Экономическая политика
Стороны считают, что в предстоящий период экономическая политика области должна быть ориентирована на реализацию мер, обеспечивающих динамичное развитие и повышение конкурентоспособности экономики области на основе учета долгосрочных стратегических интересов экономического развития, инвестиций в человеческий капитал, создания условий для самореализации граждан, повышения благосостояния населения, утверждения принципов открытой рыночной экономики, развития конкуренции на рынках товаров и услуг, обеспечения эффективной защиты прав собственности, повышения эффективности государственного управления.
Стороны принимают на себя следующие обязательства:
1.1. Содействовать экономическому росту и повышению конкурентоспособности экономики области, в том числе путем:
внедрения эффективных механизмов стимулирования инвестиций и инноваций;
стимулирования энергосбережения, рационального использования природных ресурсов, способствующих технологической модернизации, повышению инвестиционного спроса, расширению емкости внутреннего рынка;
проведения структурных реформ и содействия модернизации отраслей социальной сферы;
реализации комплекса мер по поддержке приоритетных отраслей экономики, одновременно исключающих негативные последствия реализации этих мер для других отраслей;
разработки мероприятий по устранению административных барьеров.
1.2. Содействовать развитию государственно-частного партнерства, в том числе, в сфере малого и среднего предпринимательства на территории Псковской области.
1.3. Совместно разрабатывать и обеспечивать реализацию мер по поддержке малого и среднего предпринимательства, способствовать формированию благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности, повышению роли малого и среднего предпринимательства в решении социально-экономических задач Псковской области.
1.4. Создавать режим наибольшего благоприятствования местным товаропроизводителям, субъектам малого предпринимательства, обеспечивающим насыщение рынка товарами и услугами, производимыми на территории области или являющимися участниками данного Соглашения.
1.5. Содействовать формированию положительного имиджа предпринимательства.
2. Заработная плата, доходы и уровень жизни населения
Стороны считают необходимым в предстоящий период разработать и реализовать комплекс мер, обеспечивающих право работника на достойный труд, повышение уровня реальной заработной платы работников в соответствии с ростом эффективности и производительности труда, совершенствование политики доходов и повышение уровня жизни населения.
Стороны принимают на себя следующие обязательства:
2.1. Способствовать повышению минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
При этом повышение минимального размера оплаты труда должно быть произведено таким образом, чтобы оно не оказало негативного влияния на экономику области.
2.2. Ориентироваться при определении минимальной тарифной ставки (оклада) работников организаций, применяющих тарифные системы оплаты труда, на оптимизацию удельного веса тарифа в заработной плате для такой организации.
2.3. Обеспечивать своевременную разработку областной комиссией по регулированию социально-трудовых отношений единых рекомендаций по установлению на областном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов.
2.4. Рекомендовать устанавливать гарантированный уровень оплаты труда для каждой профессиональной квалификационной группы в отраслевых соглашениях.
2.5. Содействовать законодательному оформлению минимальных государственных социальных стандартов.
2.6. Участвовать в разработке и реализации мероприятий, направленных на легализацию доходов и ликвидацию задолженности по заработной плате, в том числе в рамках работы Межведомственной комиссии при Администрации области по вопросам осуществления контроля за полной и своевременной выплатой заработной платы, обеспечением полноты поступления страховых взносов, налога на доход физических лиц в бюджеты и внебюджетные фонды, а также легализации трудовых отношений граждан, привлекаемых к осуществлению трудовой деятельности в хозяйствующих субъектах.
2.7. Не допускать применения нетрадиционных видов оплаты труда (выдача заработной платы в натуральной форме, "серых" схем оплаты труда) за счет снижения размеров основной заработной платы.
2.8. Контролировать исполнение условий коллективных договоров с целью обеспечения социальных гарантий и льгот, предоставляемых работникам.
3. Развитие рынка труда и содействие занятости населения
Стороны считают проведение государственной политики в области занятости населения, развития трудовых ресурсов, профессионального образования и подготовки кадров одним из приоритетных направлений сотрудничества и рассматривают повышение ее эффективности в неразрывной связи с решением задач социально-экономического развития, обеспечения гарантий и учета интересов работников и работодателей.
3.1. Стороны обязуются способствовать:
выводу из хозяйственного оборота неквалифицированных рабочих мест с низкой оплатой и неудовлетворительными условиями труда;
созданию эффективных рабочих мест с достойной заработной платой и безопасными условиями труда, ежегодному проведению их мониторинга и учета;
созданию экономических условий для развития предпринимательства и самозанятости;
сокращению нелегальной и теневой занятости населения, стимулированию легализации заработной платы.
3.2. В целях улучшения функционирования рынка труда Стороны реализуют меры, направленные на:
совершенствование системы управления квалификациями персонала организаций на основе профессиональных стандартов;
развитие государственной системы профессиональной ориентации молодежи и взрослого населения;
совершенствование услуг государственной службы занятости, предоставляемых гражданам и работодателям, формирование регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения, включающего сведения о гражданах и работодателях, обратившихся в органы службы занятости населения;
осуществление регулярной оценки (мониторинга) качества государственных услуг, предоставляемых работникам и работодателям по поиску подходящей работы и подходящих работников на основе данных регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения.
3.3. Стороны способствуют разработке и реализации государственных программ и ведомственных целевых ведомственных программ содействия занятости населения по приоритетным направлениям развития рынка труда.
3.4. В целях повышения эффективности внешней трудовой миграции Стороны обязуются:
проводить ежегодные консультации по вопросам, связанным с проведением миграционной политики;
проводить консультации по проектам законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы трудовой миграции;
проводить консультации по вопросам определения потребности в привлечении иностранных работников в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23 января 2014 N 27н "Об утверждении Правил определения органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников", в том числе в рамках работы Межведомственной комиссии при Администрации области по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Псковской области.
3.5. Стороны разрабатывают и реализуют меры, направленные на повышение уровня территориальной мобильности трудовых ресурсов (внутренней трудовой миграции).
3.6. В целях повышения престижа рабочих профессий Стороны обязуются способствовать проведению всероссийского конкурса профессионального мастерства "Лучший по профессии" и праздника Весны и Труда - 1 Мая, подготовить предложения по мероприятиям, способствующим повышению престижа рабочих профессий, в том числе по проведению информационно-пропагандистских кампаний с использованием средств массовой информации и современных информационных технологий.
3.7. Стороны разрабатывают и реализуют меры, направленные на повышение качества рабочей силы, адаптацию системы профессионального образования к потребностям экономики, в том числе по вопросам:
перспектив развития среднего профессионального образования;
участия работодателей в развитии профессионального образования, в организации внутрипроизводственного профессионального обучения;
развития механизмов образовательного кредитования, его государственной поддержке, совершенствования системы договорных отношений профессиональных образовательных организаций и работодателей в трудоустройстве выпускников по полученной профессии (специальности);
развития государственной системы профессиональной подготовки кадров (в том числе жителей сельской местности).
4. Социальное страхование, социальная защита, отрасли социальной сферы
Стороны принимают на себя в рамках своей компетенции следующие обязательства:
4.1. Определять и реализовывать меры, направленные на обеспечение государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, включая:
повышение эффективности использования ресурсов здравоохранения;
повышение доступности медицинских услуг за счет расширения возможностей участия негосударственных медицинских организаций в программах обязательного медицинского страхования.
4.2. Содействовать распространению опыта реализации корпоративных социальных программ, направленных на поддержание здоровья на рабочем месте, включая профилактику социально значимых заболеваний, в том числе заболеваний, вызванных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), проведение вакцинации работников от вирусных инфекционных заболеваний.
4.3. Содействовать совершенствованию законодательной базы в сфере здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, а также принимать меры по улучшению системы обязательного и развития добровольного медицинского страхования работающих граждан. Проводить работу в области установления механизмов для осуществления контроля над формированием и целевым расходованием страховых средств.
4.4. Разрабатывать и реализовывать комплекс мер, направленных на обеспечение охраны материнства и детства, социальную поддержку женщин и лиц с семейными обязанностями, а также работающих инвалидов и ветеранов труда.
4.5. Рассматривать в Комиссии предложения о механизмах обеспечения санаторно-курортного лечения и оздоровления работников и членов их семей, отдыха и оздоровления детей и подростков, предложения о мерах по поддержке деятельности лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений, а также способствовать обеспечению формирования благоприятной среды для функционирования учреждений соответствующего вида деятельности.
4.6. Обеспечивать согласование уровня и объемов базовых социальных услуг и социальных гарантий, в том числе льгот, гарантий и компенсаций, установленных для работников бюджетной сферы, при подготовке соответствующих нормативных правовых актов.
4.7. Осуществлять контроль над правильностью наименования профессий и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсий.
5. Условия и охрана труда, промышленная и экологическая безопасность
Рассматривая вопросы условий и охраны труда, промышленной и экологической безопасности в качестве приоритетных направлений сотрудничества и условий обеспечения достойного труда, Стороны обязуются:
5.1. В целях реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, в том числе используя возможности межведомственной комиссии при Администрации области по координации действий и контролю за реализацией подпрограммы "Развитие институтов рынка труда" Государственной программы Псковской области "Содействие занятости населения на 2014 - 2020 годы" определить и реализовывать меры, направленные на:
сохранение здоровья работников, усиление ответственности работодателей за создание безопасных условий труда;
повышение ответственности работников за соблюдение правил безопасности труда, применение средств индивидуальной и коллективной защиты;
внедрение системы специальной оценки условий труда в организациях области;
снижение травматизма от несчастных случаев на производстве, профилактику и своевременное выявление профессиональных заболеваний;
совершенствование системы проведения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда;
улучшение качества проведения обучения по охране труда руководителей и специалистов, а также отдельных категорий застрахованных за счет внедрения прогрессивных форм обучения, с учетом отраслевой специфики;
совершенствование законодательства Псковской области об охране труда;
содействие развитию совместного административного и профсоюзного контроля за состоянием условий и охраны труда;
совершенствование нормативно-правовой базы обеспечения бесплатной выдачи работникам спецодежды;
принятие мер по улучшению работы общественного транспорта с учётом перевозки работников ночной смены;
обеспечение надлежащего содержания (особенно в осенне-зимний период) подхода (подъезда) к предприятиям, расположенным на территории Псковской области.
5.2. Определить и реализовывать меры, направленные на уменьшение негативного воздействия на окружающую среду, обеспечивающие:
принятие нормативных правовых актов области в сфере обращения с отходами производства и потребления;
дальнейшее упорядочение и повышение эффективности природоресурсной и природоохранной деятельности.
5.3. Стимулировать заинтересованность предприятий в уменьшении негативного воздействия на окружающую среду.
6. Молодежная политика
Стороны:
6.1. Проводят согласованную политику в области расширения гарантий и прав молодежи на учебу, труд, достойный доход, жилье, полноценный отдых и досуг, участие в решении производственных задач.
6.2. Обеспечивают представительство молодежи на руководящих должностях в органах власти, в учреждениях и общественных организациях, включение молодежи в состав кадрового резерва.
6.3. Администрация области:
6.3.1. Обеспечивает выполнение федеральных и областных нормативных правовых актов, регулирующих государственную молодежную политику в пределах средств, предусмотренных законом области об областном бюджете на соответствующий год.
6.3.2. Содействует международному молодежному сотрудничеству.
6.3.3. Обеспечивает реализацию прав и гарантий молодежи в сфере труда и занятости. Организует профориентационную работу с молодежью. Содействует организации работы по переподготовке, повышению квалификации работающей молодежи.
6.3.4. Способствует трудоустройству молодых специалистов, обеспечивает проведение акций, мероприятий, направленных на повышение престижности рабочих специальностей.
6.3.5. Создает условия, направленные на физическое и духовное развитие детей и молодежи, формирование здорового образа жизни и охрану здоровья молодого поколения.
6.3.6. Обеспечивает молодежь жильем в рамках государственной программы "Обеспечение населения области качественным жильем и коммунальными услугами на 2014 - 2020 годы" утвержденной постановлением Администрации Псковской области от 28.10.2013 N 504 (ред. от 14.03.2017).
6.3.7. Принимает участие в создании временных (сезонных) рабочих мест для студенческой и учащейся молодежи.
6.3.8. Создает условия для государственной поддержки талантливой и одаренной молодежи, молодых семей. Создает условия для патриотического воспитания молодежи.
6.3.9. Реализует мероприятия по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей в период школьных каникул.
6.3.10. При формировании областного бюджета на очередной финансовый год, исходя из возможностей областного бюджета, предусматривает средства на поддержку спортивно-оздоровительных лагерей, подростковых клубов, детско-юношеских спортивных школ.
6.3.11. Реализует мероприятия по обеспечению детей дошкольного и школьного возраста качественным сбалансированным питанием, совершенствует систему организации питания в образовательных учреждениях на основе внедрения новых технологий и форм обслуживания для сохранения и укрепления их здоровья.
6.4 Работодатели:
6.4.1. Заключают договоры о сотрудничестве с учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования с целью подготовки и переподготовки молодых работников, проведения производственной практики.
6.4.2. Проводят профориентационную работу с молодежью.
6.4.3. При наличии соответствующих условий принимают меры по выделению дополнительных рабочих мест для несовершеннолетних граждан в каникулярное время, оплачивая их труд в соответствии с проделанной работой, соблюдая требования Трудового кодекса РФ, техники безопасности и охраны труда.
6.4.4. Создают условия для реализации научно-технического и творческого потенциала молодежи, стимулирования ее инновационной деятельности. С целью сохранения преемственности кадрового потенциала организуют работу советов наставников.
6.4.5. Создают условия для физического и духовного развития работающей молодежи. Содействуют органам государственной власти в работе по профилактике злоупотребления алкоголем и наркотическими средствами молодых работников.
6.4.6. Обязуются: при наличии финансовых возможностей и на условиях, предусмотренных в коллективных договорах, предоставлять:
- доплаты к заработной плате молодым работникам, получающим образование без отрыва от производства, направленным на обучение работодателем;
- ежемесячные доплаты к стипендии обучающимся профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, направленным на обучение работодателем, при условии отличной и хорошей учебы;
- беспроцентные ссуды для оплаты за обучение в высших и средних специальных учебных заведениях работникам, направленным на обучение работодателем;
- сохранение средней заработной платы на период переподготовки и повышения квалификации;
- социально-экономическую поддержку молодых работников при создании семьи, рождении ребенка, содействия в решении первичных жилищных и бытовых проблем;
- работникам и членам их семей финансовую помощь при приобретении путёвок.
6.5 Профсоюзы:
6.5.1. Создают в профсоюзных организациях молодежные органы.
6.5.2. Участвуют в разработке и включении в коллективный договор раздела "Молодежная политика".
6.5.3. Принимают участие в разработке, принятии и реализации в организациях программ по работе с молодежью.
6.5.4. Организуют обучение руководителей молодежных профсоюзных органов, оказывают им методическую помощь.
6.5.5. Оказывают помощь в организации массовых, культурных, спортивных мероприятий, досуга и отдыха работающей молодежи.
6.5.6. Оказывают помощь по выделению средств на организацию отдыха и оздоровления работников и членов их семей.
6.5.7. Создают условия для поддержки талантливой и одаренной молодежи, молодых семей, патриотическому воспитанию молодежи.
6.5.8. Проводят среди молодежи разъяснительную работу о необходимости повышения квалификации.
6.5.9. Способствуют закреплению молодежи в течение первых двух лет работы на предприятиях для получения соответствующей квалификации.
7. Социальное партнерство и координация действий Сторон Соглашения
Стороны считают необходимым обеспечить в предстоящий период дальнейшее развитие системы социального партнерства и повышение его эффективности.
7.1. Стороны обязуются реализовать следующие меры, направленные на повышение роли Комиссии в согласовании интересов Сторон:
проводить в рамках Комиссии консультации по вопросам формирования и проведения социально-экономической политики;
обеспечить безусловное выполнение норм Трудового кодекса Российской Федерации, касающихся участия Комиссии в разработке и обсуждении проектов законов области и иных нормативных правовых актов области в сфере труда, программ социально-экономического развития области, других актов органов государственной власти области в сфере труда с предоставлением Сторонами коллективных переговоров имеющейся у них информации, необходимой для ведения коллективных переговоров;
проекты актов, указанных в настоящем пункте, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются разработчиком на рассмотрение в Комиссию до их внесения в областное Собрание депутатов или до их принятия Администрацией области или органом исполнительной власти области;
решения Комиссии, а при наличии неурегулированных разногласий - мнения ее Сторон в обязательном порядке доводятся до сведения областного Собрания депутатов (в отношении направленных в Комиссию проектов законов области и иных актов, принимаемых областным Собранием депутатов) и подлежат обязательному рассмотрению Администрацией области и иными органами исполнительной власти области (в отношении направленных в Комиссию проектов актов, принимаемых соответственно Администрацией области и иными органами исполнительной власти области).
7.2. В целях распространения принципов социального партнерства Стороны принимают на себя следующие обязательства:
содействовать развитию связей Комиссии с Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, с отраслевыми и иными комиссиями по регулированию социально - трудовых отношений;
содействовать развитию практики коллективно-договорного регулирования трудовых отношений в организациях всех форм собственности;
содействовать развитию механизмов досудебного и внесудебного разрешения трудовых споров, в том числе созданию специализированных учреждений по разрешению коллективных трудовых споров.
7.3. Стороны принимают все зависящие от них меры по урегулированию коллективных трудовых споров, возникающих в области социально-трудовых отношений.
7.4. Администрация области и Работодатели гарантируют невмешательство в деятельность профсоюзов, соблюдение прав профсоюзов в соответствии с Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и Трудовым кодексом Российской Федерации, не препятствуют созданию и функционированию профсоюзов в организациях.
7.5. Стороны, признавая солидарную социальную ответственность Сторон как одно из условий экономического и социального развития области, считают необходимым реализовать меры, направленные на более четкое разграничение социальной роли и ответственности участников социального партнерства.
Стороны при этом исходят из того, что:
участие Работодателей в решении социальных задач не может быть заменой государственных обязательств;
социальные инициативы Работодателей, предпринимаемые сверх законодательно установленных обязательств, основываются исключительно на принципах добровольности.
7.6. Материалы, посвященные освещению деятельности Комиссии и хода реализации настоящего Соглашения регулярно публикуются Администрацией области в газете "Псковская правда" и на официальном сайте области www.pskov.ru.
7.7. Стороны принимают на себя обязательства ежегодно разрабатывать план совместных действий по реализации настоящего Соглашения.
7.8. Комиссия один раз в полугодие готовит на основе представляемых Сторонами сведений и анализа реализации настоящего Соглашения информацию о ходе выполнения настоящего Соглашения, вносят предложения о ее рассмотрении на заседаниях Комиссии.
Комиссия ежегодно рассматривает ход выполнения настоящего Соглашения.
7.9. Стороны договорились, что изменения в настоящее Соглашение вносятся в следующем порядке:
Сторона, проявившая инициативу по внесению изменений, направляет в Комиссию в письменной форме предложение о начале переговоров с перечнем конкретных изменений;
после получения соответствующего предложения одной из Сторон переговоры Сторон должны быть проведены в течение одного месяца;
изменения вносятся в Соглашение по решению Комиссии.
7.10. Настоящее Соглашение заключается на 2018 - 2020 годы.
7.11. Текст Соглашения публикуется в газете "Псковская правда" в 2-недельный срок со дня его подписания.
7.12. Настоящее соглашение открыто для подписания.
Совершено 29 декабря 2017 года в трех экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу.
За Администрацию Псковской области:
Временно исполняющий |
М.Ю. Ведерников |
За Псковский региональный союз организаций профсоюзов "Псковский областной совет профессиональных союзов"
Председатель Псковского |
У.А. Михайлова |
За региональные объединения работодателей Псковской области
Руководитель НО "Региональный |
А.Н. Козловский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Региональное соглашение между Администрацией Псковской области, Псковскими организациями профсоюзов и региональными объединениями работодателей Псковской области на 2018 - 2020 годы от 29 декабря 2017 г. N МВ-259
Настоящее Соглашение заключается на 2018 - 2020 годы
Текст Соглашения опубликован в сетевом издании "Нормативные правовые акты Псковской области" (pravo.pskov.ru) 11 января 2018 г.
Настоящий документ фактически прекратил действие в связи с истечением срока действия