Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
правительства
Тульской области
от 29 июня 2016 г. N 274
Региональная программа Тульской области
"Комплексные меры профилактики социального сиротства
в Тульской области на 2016 - 2017 годы"
1 августа 2017 г.
Постановлением Правительства Тульской области от 1 августа 2017 г. N 327 в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
Паспорт региональной программы
Наименование Программы |
Региональная программа Тульской области "Комплексные меры профилактики социального сиротства в Тульской области на 2016-2017 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы"; распоряжение правительства Тульской области от 08.10.2012 N 621-р "О Стратегии действий в интересах детей Тульской области на 2012-2017 годы"; протокол заседания правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, от 20 октября 2015 года N 5 |
Ответственный исполнитель Программы |
Министерство труда и социальной защиты Тульской области |
Соисполнители Программы |
Министерство культуры и туризма Тульской области; министерство культуры Тульской области; министерство образования Тульской области; министерство по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области; министерство молодежной политики Тульской области; комитет Тульской области по печати и массовым коммуникациям; комитет Тульской области по спорту и молодежной политике; уполномоченный по правам ребенка в Тульской области (по согласованию); органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Тульской области (по согласованию); Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (по согласованию) |
Срок реализации Программы |
2016-2017 годы |
Цель Программы |
Ранняя профилактика социального сиротства, сокращение количества лишений родителей родительских прав |
Задачи Программы |
Совершенствование межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по ранней профилактике социального сиротства; внедрение и реализация эффективных технологий, методов и форм работы по раннему выявлению семейного неблагополучия и профилактике социального сиротства; повышение профессионального мастерства и компетентности специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организующих работу по ранней профилактике социального сиротства; формирование у взрослого и детского населения Тульской области системы семейных ценностей, ориентированной на ответственное родительство |
Целевые группы, на которые направлена деятельность по Программе |
Семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации и состоящие на учете в органах социальной защиты населения; семьи, находящиеся в социально опасном положении и состоящие на учете в региональном банке данных несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении; семьи, находящиеся в социально опасном положении, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними; родители, лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах |
Целевые показатели Программы |
Численность родителей, лишенных родительских прав; численность родителей, ограниченных в родительских правах; численность родителей, восстановленных в родительских правах; численность родителей, в отношении которых отменено ограничение в родительских правах; число семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в социально опасном положении; число семей, находящиеся в социально опасном положении, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними; доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от общей численности детей, проживающих в Тульской области; доля безнадзорных детей от общей численности детей, проживающих в Тульской области; количество учреждений социального обслуживания семьи и детей, внедривших участковый принцип работы по раннему выявлению семейного и детского неблагополучия |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Повышение эффективности работы органов и учреждений, осуществляющих раннюю профилактику социального сиротства; снижение количества родителей, лишенных родительских прав; снижение количества родителей, ограниченных в родительских правах; увеличение количества родителей, восстановленных в родительских правах; снижение количества семей, находящихся в социально опасном положении; снижение количества семей, находящихся в социально опасном положении, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними; сокращение удельного веса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детей, проживающих в Тульской области; сокращение удельного веса безнадзорных детей в общей численности детей, проживающих в Тульской области |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования мероприятий Программы - 119190,645 тыс. руб., в том числе: 2016 год - 59377,045 тыс. руб.; 2017 год - 59813,6 тыс. руб. В том числе средства бюджета Тульской области - 112721,1 тыс. руб., в том числе: 2016 год - 55352,5 тыс. руб.; 2017 год - 57368,6 тыс. руб. В том числе средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - 6469,545 тыс. руб., в том числе: 2016 год - 4024,545 тыс. руб.; 2017 год - 2445,0 тыс. руб. |
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевыми методами
Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь.
Обеспечение благополучия и защищенного детства в последнее десятилетие стало одним из основных национальных приоритетов России.
Одной из главных задач политики детствосбережения, обозначенной Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761, является обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье.
В Тульской области по состоянию на 01.01.2016 проживает 237,2 тысячи детей.
Для решения вопросов в сфере детства в регионе принят ряд правовых актов:
распоряжение правительства Тульской области от 08.10.2012 N 621-р "О Стратегии действий в интересах детей Тульской области на 2012-2017 годы";
распоряжение правительства Тульской области 24.12.2012 N 858-р "Об утверждении Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации Стратегии действий в интересах детей Тульской области на 2012-2017 годы";
распоряжение правительства Тульской области от 16.07.2015 N 606-р "Об утверждении Плана мероприятий на 2015-2017 годы по реализации Стратегии действий в интересах детей Тульской области на 2012-2017 годы".
Реализуются государственные и региональные программы и планы, которые содержат мероприятия по укреплению института семьи, профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, повышению статуса материнства, отцовства, формированию ответственного родительства и семейных ценностей.
Функционирует порядка 2300 органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Координаторами работы по выявлению семей и детей, находящихся в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации, и организации индивидуальной профилактической работы являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Тульской области.
Усилия специалистов ориентированы на оказание комплексной социальной помощи, включающей решение вопросов по трудоустройству родителей, организацию их лечения от алкогольной зависимости, оздоровление детско-родительских и внутрисемейных отношений, повышение психолого-педагогической компетентности родителей, создание в семье благоприятных и безопасных условий проживания детей.
В целях анализа результативности проводимой субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних работы в 2014 году сформирован региональный банк данных несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, правила ведения которого установлены постановлением правительства Тульской области от 07.03.2014 N 96 "О региональном банке данных несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, проживающих на территории Тульской области".
Принимаемые в регионе меры по профилактике семейного неблагополучия позволили улучшить положение семей, что характеризуется уменьшением количества семей, находящихся в социально опасном положении, где родители не исполняют обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей, снижением числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По состоянию на 01.01.2016 на учете в региональном банке состоит 2440 семей, находящихся в социально опасном положении, в том числе 1854 семей, где родители не исполняют обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей (на 01.01.2015 - 2375 семей и 1925 семей; на 01.01.2014 -2474 семей и 1984 семей, на 01.01.2013 - 2505 семей и 2151 семей соответственно).
За последние три года в регионе численность детей, оставшихся без попечения родителей, сократилась на 15,4%. На 01.01.2016 в Тульской области проживает 4236 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на 01.01.2015 - 4604 чел.; 01.01.2014 - 5005 чел.). Доля детей данной категории в общей численности детского населения составляет 1,78% (на 01.01.2015 - 1,97%; на 01.01.2014 - 2,14%; на 01.01.2013 - 2,25%).
Однако проблема социального сиротства в регионе сохраняет свою остроту и далека от окончательного решения.
Достаточно большим остается число безнадзорных детей. По состоянию на 01.01.2016 на учете в региональном банке данных находится 3092 безнадзорных ребенка (на 01.01.2015 - 3099 чел.; на 01.01.2014 -3249 чел., на 01.01.2013 - 3517 чел.).
Из общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 76% составляют дети, родители которых лишены или ограничены в родительских правах.
В 2015 году родительских прав лишены 347 человек (2014 г. - 329 чел., 2013 г. - 373 чел.), ограничено в родительских правах 63 чел. (2014 г. -39 чел., 2013 г. - 48 чел.).
В 2015 году на 8,5 % увеличился показатель численности детей, родители которых лишены родительских прав, на 10000 детей в возрасте 0-17 лет и составил 16,5 чел. (в 2014 году - 15,1 чел., в 2013 году - 18,4 чел.).
Незначительно количество граждан, восстановленных в родительских правах. В 2015 году восстановились в родительских правах 9 чел. (2014 г. -10 чел., 2013 г. - 7 чел.), в отношении 3 человек отменено ограничение в родительских правах (2014 г. - 6 чел., 2013 г. - 5 чел.).
С учетом имеющихся проблем возникает необходимость проведения на территории Тульской области комплекса мероприятий, взаимосвязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям, обеспечивающих системный подход к решению задач по сохранению ребенка в кровной семье.
Для достижения устойчивой положительной динамики снижения уровня социального сиротства в регионе потребуется:
внедрение участкового принципа работы в систему раннего выявления социального неблагополучия семей с детьми;
использование эффективных технологий реабилитации социально неблагополучных семей с детьми;
создание и развитие региональной сети служб семейно-ориентированной медиации;
проведение системной работы с родителями, изъявляющими желание восстановиться в родительских правах;
активизация работы по пропаганде в обществе конструктивного отношения к семейным ценностям.
II. Цель, задачи, сроки реализации Программы
Цель Программы - ранняя профилактика социального сиротства, сокращение количества лишений родителей родительских прав.
Для достижения поставленной цели будут решаться следующие задачи:
совершенствование межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по ранней профилактике социального сиротства;
внедрение и реализация эффективных технологий, методов и форм работы по раннему выявлению семейного неблагополучия и профилактике социального сиротства;
повышение профессионального мастерства и компетентности специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организующих работу по ранней профилактике социального сиротства;
формирование у взрослого и детского населения Тульской области системы семейных ценностей, ориентированной на ответственное родительство.
Программа будет реализовываться в период 2016-2017 годов в 1 этап.
Постановлением Правительства Тульской области от 1 августа 2017 г. N 327 в раздел III настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
III. Система программных мероприятий и ожидаемые результаты
Мероприятия |
Ожидаемые результаты |
Исполнители |
Сроки реализации |
Объем финансирования с указанием источников финансирования (тыс. руб.) |
Государственные программы, в рамках которых осуществляется финансирование |
|||||||
Всего |
2016 |
2017 |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|||||
1. Совершенствование межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по ранней профилактике социального сиротства | ||||||||||||
1.1. Актуализация Порядка взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, других органов и организаций, занимающихся вопросами защиты прав, в работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, проживающими на территории Тульской области, в части межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по раннему выявлению семейного неблагополучия |
Совершенствование межведомственного взаимодействия и повышение эффективности деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по ранней профилактике социального сиротства |
Министерство труда и социальной защиты Тульской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Тульской области (по согласованию) |
2016-2017 гг. |
|
|
|
|
|||||
1.2. Функционирование регионального банка данных несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении |
Повышение эффективности деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при осуществлении индивидуальной профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении |
Министерство труда и социальной защиты Тульской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Тульской области (по согласованию) |
2016-2017 гг. |
|
|
|
|
|||||
1.3. Совершенствование деятельности территориальных социальных комиссий муниципальных образований Тульской области по организации комплексной индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении |
Повышение эффективности индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними семьями, находящимися в социально опасном положении. Снижение числа родителей, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах. Увеличение доли семей, снятых с профилактического учета в связи с улучшением ситуации в семье |
Министерство труда и социальной защиты Тульской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Тульской области (по согласованию) |
2016-2017 гг. |
|
|
|
|
|||||
1.4. Внедрение в муниципальных районах и городских округах Тульской области моделей общественного патронажа (наставничества) над семьями, находящимися в социально опасном положении |
Вовлечение в работу с семьями, находящимися в социально опасном положении, общественных и волонтерских организаций, представителей бизнеса. Развитие института общественного наставничества над семьями, находящимися в социально опасном положении. Снижение числа семей и детей, находящихся в социально опасном положении |
Министерство труда и социальной защиты Тульской области, уполномоченный по правам ребенка в Тульской области (по согласованию), органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Тульской области (по согласованию) |
2016-2017 гг. |
|
|
|
|
|||||
1.5. Проведение региональной профилактической операции "Внимание, Дети!" |
Совершенствование деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению преступлений против жизни, здоровья, половой неприкосновенности несовершеннолетних, привлечение внимания институтов гражданского общества к проблемам защиты прав и законных интересов детей. Внедрение эффективных механизмов сотрудничества органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, институтов гражданского общества, представителей различных религиозных конфессий, средств массовой информации, родительских сообществ в области воспитания и социализации детей |
Министерство труда и социальной защиты Тульской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Тульской области (по согласованию) |
2016-2017 гг. |
|
|
|
|
|||||
1.6. Проведение областной научно-практической конференции "Профилактика социального сиротства в Тульской области: проблемы, поиск, опыт" |
Обмен опытом и распространение лучших практик межведомственного взаимодействия по ранней профилактике социального сиротства на региональном уровне |
Министерство труда и социальной защиты Тульской области, уполномоченный по правам ребенка в Тульской области (по согласованию), органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Тульской области (по согласованию) |
2017 г. |
|
|
|
|
|||||
2. Внедрение и реализация эффективных технологий, методов и форм работы по раннему выявлению семейного неблагополучия и профилактике социального сиротства | ||||||||||||
2.1. Внедрение участкового принципа работы по раннему выявлению семейного и детского неблагополучия в государственных учреждениях социального обслуживания населения Тульской области |
Повышение эффективности работы по раннему выявлению семейного неблагополучия, снижение риска развития социального сиротства |
Министерство труда и социальной защиты Тульской области, государственные учреждения, подведомственные министерству труда и социальной защиты Тульской области (по согласованию) |
2016 - 2017 гг. |
4910,0 (средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации) |
2465,0 (средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации) |
2445,0 (средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации) |
|
|||||
2.2. Создание "Психологической лаборатории восстановления ресурсов семьи" |
Внедрение новых эффективных форм психологической поддержки семей с детьми, в том числе семей с алкоголизированными родителями, родителями, лишенными родительских прав или ограниченными в правах ("сложные" случаи) |
Министерство труда и социальной защиты Тульской области, государственные учреждения, подведомственные министерству труда и социальной защиты Тульской области (по согласованию) |
2016-2017 гг. |
672,0 (средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации) |
672,0 (средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации) |
|
|
|||||
2.3. Апробация технологии проведения семейного лагеря-интенсива "Мы вместе!" |
Внедрение в деятельность учреждений социального обслуживания населения Тульской области технологии проведения семейного лагеря для алкоголизированных семей и семей, в которых дети употребляют ПАВ, с использованием интенсивных психологических методик |
Министерство труда и социальной защиты Тульской области, государственные учреждения, подведомственные министерству труда и социальной защиты Тульской области (по согласованию) |
2016-2017 гг. |
319,845 (средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации) |
319,845 (средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации) |
|
|
|||||
2.4. Создание служб медиации на базе государственных учреждений социального обслуживания населения Тульской области |
Обучение 28 специалистов учреждений социального обслуживания населения Тульской области. Создание региональной сети служб семейно-ориентированной медиации. Снижение рисков развития социального сиротства |
Министерство труда и социальной защиты Тульской области, государственные учреждения, подведомственные министерству труда и социальной защиты Тульской области (по согласованию) |
2016-2017 гг. |
112,0 (средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации) |
112,0 (средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации) |
|
|
|||||
2.5. Поддержка лучших социальных практик по профилактике социального сиротства: реализация социально-педагогического проекта "Круги заботы" |
Внедрение эффективной модели реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении |
Министерство труда и социальной защиты Тульской области, государственное учреждение Тульской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних N 1" (по согласованию) |
2016-2017 гг. |
400,0 (бюджет Тульской области) |
200,0 (бюджет Тульской области) |
200,0 (бюджет Тульской области) |
Государственная программа Тульской области "Повышение общественной безопасности населения и развитие местного самоуправления в Тульской области" |
|||||
2.6. Развитие клубных форм работы с семьей на базе учреждений социального обслуживания населения Тульской области |
Пропаганда семейных ценностей, формирование ответственного родительства |
Министерство труда и социальной защиты Тульской области, государственные учреждения, подведомственные министерству труда и социальной защиты Тульской области (по согласованию) |
2016-2017 гг. |
|
|
|
|
|||||
3. Повышение профессионального мастерства и компетентности специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организующих работу по ранней профилактике социального сиротства | ||||||||||||
3.1. Совершенствование деятельности государственного учреждения социального обслуживания населения Тульской области "Региональный ресурсный центр "Перспектива" по направлению "Ранняя профилактика социального сиротства" |
Организация постоянно действующей школы профессионального мастерства "Путь к успеху" по изучению и распространению лучших практик ранней профилактики социального сиротства |
Министерство труда и социальной защиты Тульской области, государственные учреждения, подведомственные министерству труда и социальной защиты Тульской области (по согласованию) |
2016-2017 гг. |
292,5 (средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации) |
292,5 (средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации) |
|
|
|||||
3.2. Социальная поддержка работников учреждений социального обслуживания населения, социальной защиты населения |
Проведение форума-презентации инновационных моделей организации межведомственной работы по профилактике социального сиротства "Сохраним семью для ребенка, сохраним ребенка в семье". Обмен опытом и распространение инновационных моделей организации межведомственной работы по профилактике социального сиротства учреждений социального обслуживания населения Тульской области |
Министерство труда и социальной защиты Тульской области, государственные учреждения, подведомственные министерству труда и социальной защиты Тульской области (по согласованию) |
2016 г. |
135,4 (бюджет Тульской области) |
135,4 (бюджет Тульской области) |
- |
Государственная программа Тульской области "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Тульской области" |
|||||
3.3. Организация обучения специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей технологии психологического краткосрочного позитивного консультирования, ориентированного на решение проблемы |
Обучение 24 специалистов учреждений социального обслуживания населения Тульской области. Повышение эффективности работы с семьями на ранней стадии семейного неблагополучия |
Министерство труда и социальной защиты Тульской области, государственные учреждения, подведомственные министерству труда и социальной защиты Тульской области (по согласованию) |
2016 г. |
163,2 (средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации) |
163,2 (средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации) |
|
|
|||||
3.4. Подготовка и переподготовка специалистов организаций отдыха и оздоровления детей Тульской области |
Повышение компетентности специалистов государственных и муниципальных оздоровительных организаций в части организации воспитательной работы с детьми, в том числе с использованием современных игровых технологий, направленных на коррекцию внутрисемейных отношений и норм поведения (социальные трансформационные игры) |
Министерство образования Тульской области, государственные образовательные организации Тульской области, подведомственные министерству образования Тульской области (по согласованию) |
2016-2017 гг. |
190,0 (бюджет Тульской области) |
|
190,0 (бюджет Тульской области) |
Государственная программа Тульской области "Улучшение демографической ситуации и поддержка семей, воспитывающих детей, в Тульской области" |
|||||
4. Формирование у взрослого и детского населения Тульской области системы семейных ценностей, ориентированной на ответственное родительство | ||||||||||||
4.1. Производство и размещение социальной рекламы в средствах массовой информации, на баннерах, растяжках, рекламных щитах и др. |
Организация и проведение информационно-коммуникационной кампании, направленной на формирование ответственного родительства и пропаганду семейных ценностей |
Министерство по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области совместно с подведомственными учреждениями (по согласованию), комитет Тульской области по печати и массовым коммуникациям |
2016 - 2017 гг. |
557,0 (бюджет Тульской области) |
200,0 (бюджет Тульской области) |
357,0 (бюджет Тульской области) |
Государственная программа Тульской области "Информационная политика в Тульской области" |
|||||
4.2. Организация музейно-выставочного проекта "Всей семьей на ярмарку" |
Вовлечение семей целевой группы в активную социально-культурную деятельность |
Министерство культуры и туризма Тульской области, министерство культуры Тульской области |
2016 - 2017 гг. |
40,0 (бюджет Тульской области) |
20,0 (бюджет Тульской области) |
20,0 (бюджет Тульской области) |
Государственная программа Тульской области "Улучшение демографической ситуации и поддержка семей, воспитывающих детей, в Тульской области" |
|||||
4.3. Проведение областной выставки семейного творчества |
Формирование навыков организации семейного досуга на основе народных традиций Тульского края |
Министерство культуры и туризма Тульской области, министерство культуры Тульской области |
2016 - 2017 гг. |
20,0 (бюджет Тульской области) |
10,0 (бюджет Тульской области) |
10,0 (бюджет Тульской области) |
Государственная программа Тульской области "Улучшение демографической ситуации и поддержка семей, воспитывающих детей, в Тульской области" |
|||||
4.4. Организация и проведение областного Благотворительного марафона "Мир семьи" |
Пропаганда семейных ценностей и ответственного родительства |
Министерство труда и социальной защиты Тульской области, уполномоченный по правам ребенка в Тульской области (по согласованию), государственные учреждения, подведомственные министерству труда и социальной защиты Тульской области (по согласованию) |
2017 г. |
|
|
|
|
|||||
4.5. Организация и проведение областного конкурса-фестиваля "Семья года" |
Поддержка и демонстрация достижений семей. Пропаганда семейных ценностей и ответственного родительства |
Министерство труда и социальной защиты Тульской области |
2016-2017 гг. |
2720,0 (бюджет Тульской области) |
1360,0 (бюджет Тульской области) |
1360,0 (бюджет Тульской области) |
Государственная программа Тульской области "Улучшение демографической ситуации и поддержка семей, воспитывающих детей, в Тульской области" |
|||||
4.6. Организация отдыха и оздоровления детей в детских оздоровительных учреждениях, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
Создание в детских оздоровительных учреждениях воспитательно-досугового пространства для формирования у детей и подростков конструктивного отношения к семейным ценностям, что будет способствовать сохранению физического, психологического и социального здоровья порядка 6590 детей |
Министерство труда и социальной защиты Тульской области |
2016 - 2017 гг. |
108558,7 (бюджет Тульской области) |
53377,1 (бюджет Тульской области) |
55181,6 (бюджет Тульской области) |
Государственная программа Тульской области "Улучшение демографической ситуации и поддержка семей, воспитывающих детей, в Тульской области" |
|||||
4.7. Проведение семинаров-тренингов по вопросам семейных отношений, выездных интерактивных занятий по вопросам формирования здорового образа жизни, охраны репродуктивного здоровья в муниципальных образованиях Тульской области и летних оздоровительных лагерях |
Формирование конструктивного отношения к ведению здорового образа жизни, охране репродуктивного здоровья |
Комитет Тульской области по спорту и молодежной политике, государственные учреждения, подведомственные комитету Тульской области по спорту и молодежной политике (по согласованию), министерство молодежной политики Тульской области, государственные учреждения, подведомственные министерству молодежной политики Тульской области (по согласованию) |
2016 - 2017 гг. |
100,0 (бюджет Тульской области) |
50,0 (бюджет Тульской области) |
50,0 (бюджет Тульской области) |
Государственная программа Тульской области "Улучшение демографической ситуации и поддержка семей, воспитывающих детей, в Тульской области" |
|||||
4.8. Освещение хода реализации программных мероприятий |
Формирование у взрослого и детского населения Тульской области системы семейных ценностей, ориентированной на ответственное родительство |
Министерство труда и социальной защиты Тульской области, министерство культуры и туризма Тульской области, министерство культуры Тульской области, министерство по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области, министерство молодежной политики Тульской области, комитет Тульской области по спорту и молодежной политике, комитет Тульской области по печати и массовым коммуникациям, уполномоченный по правам ребенка в Тульской области (по согласованию), органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Тульской области (по согласованию) |
2016 - 2017 гг. |
- |
- |
- |
|
|||||
Итого |
119190,645, в том числе: бюджет Тульской области - 112721,1 средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - 6469,545 |
59377,045, в том числе: бюджет Тульской области - 55352,5 средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - 4024,545 |
59813,6, в том числе: бюджет Тульской области - 57368,6 средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - 2445,0 |
|
IV. Управление Программой и контроль за ходом ее реализации
Ответственный исполнитель Программы - министерство труда и социальной защиты Тульской области осуществляет координацию деятельности по реализации Программы, при необходимости вносит в правительство Тульской области предложения по уточнению механизма реализации Программы, плановых значений показателей, объемов расходов на реализацию мероприятий Программы, осуществляет мониторинг и контроль за реализацией Программы.
Для осуществления мониторинга Программы производит сбор данных для определения фактических значений показателей непосредственного и конечного результатов, производит оценку рисков реализации Программы и разрабатывает решения по их минимизации.
Соисполнители Программы представляют информацию об исполнении мероприятий Программы ответственному исполнителю Программы ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за отчетным, а также при необходимости выступают инициаторами корректировки программных мероприятий, источников и объемов их финансирования (с учетом результатов оценки эффективности Программы).
Постановлением Правительства Тульской области от 1 августа 2017 г. N 327 в раздел V настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
V. Ресурсное обеспечение Программы
Ресурсное обеспечение Программы, осуществляемое за счет средств бюджета Тульской области, носит прогнозный характер и подлежит ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта бюджета Тульской области на соответствующие годы. Для реализации Программы привлекаются внебюджетные средства, направляемые Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд).
Фонд ежегодно перечисляет министерству труда и социальной защиты Тульской области денежные средства в размере не более 30 процентов от общего объема денежных средств, предусматриваемых на реализацию мероприятий Программы бюджетом на очередной год, утвержденным соответствующим нормативным правовым актом правительства Тульской области. Объем софинансирования Фондом мероприятий Программы определяется ежегодно с последующим внесением изменений в Программу.
На результаты реализации Программы могут повлиять риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в обществе социально-экономических проблем:
макроэкономические риски - кризисные явления в экономике, динамика роста цен и тарифов на товары и услуги;
административные риски - неэффективные управленческие решения в ходе выполнения Программы, недостаточная координация и взаимодействие заинтересованных сторон при реализации Программы, недостаточные оперативность, гибкость и адаптивность к изменениям внешних условий;
финансово-экономические риски - несвоевременная разработка, согласование и принятие документов, обеспечивающих выполнение мероприятий Программы, недостаточная оперативность при корректировке плана реализации Программы; неэффективное использование финансовых ресурсов, сокращение ранее выделенного бюджетного финансирования или несвоевременное финансирование Программы в процессе ее реализации, срывы сроков поставок приобретаемого оборудования и выполнения работ в рамках мероприятий Программы;
техногенные, экологические и природно-климатические риски -возникновение обстоятельств непреодолимой силы (природные, техногенные катастрофы);
законодательные риски - несовершенство или изменения в законодательстве Российской Федерации и Тульской области, ограничивающие возможность реализации предусмотренных Программой мероприятий.
В целях минимизации указанных рисков в процессе реализации Программы предусматривается:
создание гибкой и эффективной системы управления реализацией Программы на основе четкого распределения функций, полномочий и ответственности Соисполнителей Программы;
проведение мониторинга выполнения Программы, регулярного анализа, ежегодной корректировки показателей и мероприятий Программы, перераспределение объемов финансирования в зависимости от достижения целевых показателей Программы;
обеспечение информационной прозрачности реализации Программы, регулярная публикация отчетов о ходе ее реализации.
VI. Оценка эффективности и социально-экономических
последствий реализации Программы
Эффективность реализации Программы в целом оценивается по степени влияния на улучшение положения целевых групп детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, по установленным в Программе показателям результативности.
Социальный эффект от реализации Программы выражается в:
повышении эффективности работы органов и учреждений, осуществляющих раннюю профилактику социального сиротства;
снижении количества родителей, лишенных родительских прав, на 19%;
снижении количества родителей, ограниченных в родительских правах, на 28%;
увеличении количества родителей, восстановленных в родительских правах, в 2 раза;
снижении количества семей, находящихся в социально опасном положении, на 5%;
снижении количество семей, находящихся в социально опасном положении, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними, на 5%;
сокращении удельного веса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детей, проживающих в Тульской области с 1,78% до 1,58%;
сокращении удельного веса безнадзорных детей в общей численности детей, проживающих в Тульской области, с 1,3% до 1,25%.
Реализация Программы будет способствовать внедрению участкового принципа работы по раннему выявлению семейного и детского неблагополучия в деятельность 10 учреждений социального обслуживания семьи и детей Тульской области, что позволит на основе функционирования регионального банка данных несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, сформировать единое информационное пространство по оказанию помощи семьям и детям целевых групп Программы.
Обучение 185 специалистов разного профиля технологии работы со случаем, а также 24 педагогов-психологов технологии психологического краткосрочного позитивного консультирования, подготовка 28 медиаторов, создание "Психологической лаборатории восстановления ресурсов семьи" на базе государственного учреждения социального обслуживания населения Тульской области "Региональный ресурсный центр "Перспектива", региональной сети служб семейно-ориентированной медиации и апробация технологии проведения семейного лагеря-интенсива "Мы вместе" повысит качество индивидуальной профилактической работы специалистов 12 государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей Тульской области с целевыми группами. Будет организована постоянно действующая школа профессионального мастерства "Путь к успеху" по изучению и распространению лучших практик по ранней профилактике социального сиротства.
В ходе реализации Программы предполагается включить в воспитательно-досуговое пространство загородных оздоровительных лагерей мероприятия по формированию у детей и подростков конструктивного отношения к семейным ценностям, что будет способствовать сохранению физического, психологического и социального здоровья порядка 18000 детей.
Перечень показателей результативности
и эффективности реализации Программы
Цель и задачи подпрограммы |
Наименование показателя |
Единицы измерения |
Значение индикатора (показателя) |
||||
к началу реализации программы (2015 год) |
2016 год |
2017 год |
по окончании реализации программы (2017 год) |
||||
Цель: ранняя профилактика социального сиротства, сокращение количества лишений родительских прав | |||||||
Задача 1. Совершенствование межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по ранней профилактике социального сиротства |
1. Число семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в социально опасном положении |
семья |
2440 |
2375 |
2315 |
2315 |
|
2. Число семей, находящихся в социально опасном положении, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними |
семья |
1854 |
1805 |
1760 |
1760 |
||
Задача 2. Внедрение и реализация эффективных технологий, методов и форм работы по раннему выявлению семейного неблагополучия и профилактике социального сиротства |
3.Количество учреждений социального обслуживания семьи и детей, внедривших участковый принцип работы по раннему выявлению семейного и детского неблагополучия |
единица |
0 |
8 |
10 |
10 |
|
4. Численность родителей, лишенных родительских прав |
человек |
347 |
315 |
280 |
280 |
||
5. Численность родителей, ограниченных в родительских правах |
человек |
63 |
55 |
45 |
45 |
||
Задача 3. Повышение профессионального мастерства и компетентности специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организующих работу по ранней профилактике социального сиротства |
6. Численность родителей, восстановленных в родительских правах |
человек |
9 |
14 |
19 |
19 |
|
7. Численность родителей, в отношении которых отменено ограничение в родительских правах |
человек |
3 |
3 |
3 |
3 |
||
Задача 4. Формирование у взрослого и детского населения Тульской области системы семейных ценностей, ориентированной на ответственное родительство |
8. Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от общей численности детей, проживающих в Тульской области |
проценты |
1,78 |
1,68 |
1,58 |
1,58 |
|
9. Доля безнадзорных детей от общей численности детей, проживающих в Тульской области |
проценты |
1,3 |
1,28 |
1,25 |
1,25 |
Паспорт показателя
"Число семей с несовершеннолетними детьми,
находящихся в социально опасном положении"
Исполнитель, ответственный за формирование показателя (контактная информация: Ф.И.О., должность, телефон, адрес электронной почты) |
Сафронова Елена Аркадьевна, консультант отдела по вопросам жилищного обеспечения и организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних департамента социальной политики министерства труда и социальной защиты Тульской области, г. Тула, ул. Демонстрации, д. 34, телефон: 24-52-69, E-mail: Elena.Safronova@tularegion.ru |
|
1 |
Номер паспорта показателя |
1 |
2 |
Наименование показателя |
Число семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в социально опасном положении |
3 |
Единица измерения |
Семья |
4 |
Тип показателя |
Показатель непосредственного результата |
5 |
Порядок формирования показателя |
Показатель определяется на основе отчетных данных о количестве семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в социально опасном положении, представленных в министерство труда и социальной защиты Тульской области муниципальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав |
6 |
Описание системы мониторинга показателя |
Мониторинг показателя проводится министерством труда и социальной защиты Тульской области на основе сведений муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав ежеквартально с ежегодным подведением итогов работы за год |
Паспорт показателя
"Число семей, находящихся в социально опасном положении, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними"
Исполнитель, ответственный за формирование показателя (контактная информация: Ф.И.О., должность, телефон, адрес электронной почты) |
Сафронова Елена Аркадьевна, консультант отдела по вопросам жилищного обеспечения и организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних департамента социальной политики министерства труда и социальной защиты Тульской области, г. Тула, ул. Демонстрации, д. 34, телефон: 24-52-69, E-mail: Elena. Safronova@tularegion.ru |
|
1 |
Номер паспорта показателя |
2 |
2 |
Наименование показателя |
Число семей, находящихся в социально опасном положении, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними |
3 |
Единица измерения |
Семья |
4 |
Тип показателя |
Показатель непосредственного результата |
5 |
Порядок формирования показателя |
Показатель определяется на основе отчетных данных о количестве семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в социально опасном положении, представленных в министерство труда и социальной защиты Тульской области муниципальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав |
6 |
Описание системы мониторинга показателя |
Мониторинг показателя проводится министерством труда и социальной защиты Тульской области на основе сведений муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав ежеквартально с ежегодным подведением итогов работы за год |
Паспорт показателя
"Количество учреждений социального обслуживания семьи и детей, внедривших участковый принцип работы по раннему выявлению семейного и детского неблагополучия"
Исполнитель, ответственный за формирование показателя (контактная информация: Ф.И.О., должность, телефон, адрес электронной почты) |
Мисоченко Светлана Анатольевна, главный консультант отдела организации социального обслуживания департамента социальной политики министерства труда и социальной защиты Тульской области, г. Тула, ул. Пушкинская, д. 29, телефон: 24-98-31, E-mail: Svetlana.Misochenko@tularegion.ru |
|
1 |
Номер паспорта показателя |
3 |
2 |
Наименование показателя |
Количество учреждений социального обслуживания семьи и детей, внедривших участковый принцип работы по раннему выявлению семейного и детского неблагополучия |
3 |
Единица измерения |
Единица |
4 |
Тип показателя |
Показатель конечного результата |
5 |
Порядок формирования показателя |
Определяется путем суммирования всех государственных учреждений социального обслуживания населения Тульской области, в которых внедрен участковый принцип работы по раннему выявлению семейного и детского неблагополучия |
6 |
Описание системы мониторинга показателя |
Мониторинг показателя проводится министерством труда и социальной защиты Тульской области на основе сведений государственных учреждений социального обслуживания населения Тульской области ежеквартально с подведением итогов работы за год |
Паспорт показателя
"Численность родителей, лишенных родительских прав"
Исполнитель, ответственный за формирование показателя (контактная информация: Ф.И.О., должность, телефон, адрес электронной почты) |
Попова Марина Викторовна, главный советник отдела организации опеки и попечительства департамента социальной политики министерства труда и социальной защиты Тульской области, г. Тула, ул. Демонстрации, д. 34, телефон: 24-52-69, E-mail: Marina.Popova@tularegion.ru |
|
1 |
Номер паспорта показателя |
4 |
2 |
Наименование показателя |
Численность родителей, лишенных родительских прав |
3 |
Единица измерения |
Человек |
4 |
Тип показателя |
Показатель непосредственного результата |
5 |
Порядок формирования показателя |
Показатель определяется на основе отчетных данных о численности родителей, лишенных родительских прав, представленных в министерство труда и социальной защиты Тульской области территориальными отделами министерства труда и социальной защиты Тульской области |
6 |
Описание системы мониторинга показателя |
Мониторинг показателя осуществляется министерством труда и социальной защиты Тульской области на основе сведений территориальных отделов министерства труда и социальной защиты Тульской области ежеквартально с ежегодным подведением итогов работы за год |
Паспорт показателя
"Численность родителей, ограниченных в родительских правах"
Исполнитель, ответственный за формирование показателя (контактная информация: Ф.И.О., должность, телефон, адрес электронной почты) |
Попова Марина Викторовна, главный советник отдела организации опеки и попечительства департамента социальной политики министерства труда и социальной защиты Тульской области, г. Тула, ул. Демонстрации, д. 34, телефон: 24-52-69, E-mail: Marina.Popova@tularegion.ru |
|
1 |
Номер паспорта показателя |
5 |
2 |
Наименование показателя |
Численность родителей, ограниченных в родительских правах |
3 |
Единица измерения |
Человек |
4 |
Тип показателя |
Показатель непосредственного результата |
5 |
Порядок формирования показателя |
Показатель определяется на основе отчетных данных о численности родителей, лишенных родительских прав, представленных в министерство труда и социальной защиты Тульской области территориальными отделами министерства труда и социальной защиты Тульской области |
6 |
Описание системы мониторинга показателя |
Мониторинг показателя осуществляется министерством труда и социальной защиты Тульской области на основе сведений территориальных отделов министерства труда и социальной защиты Тульской области ежеквартально с ежегодным подведением итогов работы за год |
Паспорт показателя
"Численность родителей, восстановленных в родительских правах"
Исполнитель, ответственный за формирование показателя (контактная информация: Ф.И.О., должность, телефон, адрес электронной почты) |
Попова Марина Викторовна, главный советник отдела организации опеки и попечительства департамента социальной политики министерства труда и социальной защиты Тульской области, г. Тула, ул. Демонстрации, д. 34, телефон: 24-52-69, E-mail: Marina.Popova@tularegion.ru |
|
1 |
Номер паспорта показателя |
6 |
2 |
Наименование показателя |
Численность родителей, восстановленных в родительских правах |
3 |
Единица измерения |
Человек |
4 |
Тип показателя |
Показатель непосредственного результата |
5 |
Порядок формирования показателя |
Показатель определяется на основе отчетных данных о численности родителей, лишенных родительских прав, представленных в министерство труда и социальной защиты Тульской области территориальными отделами министерства труда и социальной защиты Тульской области |
6 |
Описание системы мониторинга показателя |
Мониторинг показателя осуществляется министерством труда и социальной защиты Тульской области на основе сведений территориальных отделов министерства труда и социальной защиты Тульской области ежеквартально с ежегодным подведением итогов работы за год |
Паспорт показателя
"Численность родителей, в отношении которых
отменено ограничение в родительских правах"
Исполнитель, ответственный за формирование показателя (контактная информация: Ф.И.О., должность, телефон, адрес электронной почты) |
Попова Марина Викторовна, главный советник отдела организации опеки и попечительства департамента социальной политики министерства труда и социальной защиты Тульской области, г. Тула, ул. Демонстрации, д. 34, телефон: 24-52-69, E-mail: Marina.Popova@tularegion.ru |
|
1 |
Номер паспорта показателя |
7 |
2 |
Наименование показателя |
Численность родителей, в отношении которых отменено ограничение в родительских правах |
3 |
Единица измерения |
Человек |
4 |
Тип показателя |
Показатель непосредственного результата |
5 |
Порядок формирования показателя |
Показатель определяется на основе отчетных данных о численности родителей, лишенных родительских прав, представленных в министерство труда и социальной защиты Тульской области территориальными отделами министерства труда и социальной защиты Тульской области |
6 |
Описание системы мониторинга показателя |
Мониторинг показателя осуществляется министерством труда и социальной защиты Тульской области на основе сведений территориальных отделов министерства труда и социальной защиты Тульской области ежеквартально с ежегодным подведением итогов работы за год |
Паспорт показателя
"Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от общей численности детей, проживающих в Тульской области"
Исполнитель, ответственный за формирование показателя (контактная информация: Ф.И.О., должность, телефон, адрес электронной почты) |
Попова Марина Викторовна, главный советник отдела организации опеки и попечительства департамента социальной политики министерства труда и социальной защиты Тульской области, г. Тула, ул. Демонстрации, д. 34, телефон: 24-52-69, E-mail: Marina.Popova@tularegion.ru |
|
1 |
Номер паспорта показателя |
8 |
2 |
Наименование показателя |
Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от общей численности детей, проживающих в Тульской области |
3 |
Единица измерения |
Проценты |
4 |
Тип показателя |
Показатель непосредственного результата |
5 |
Порядок формирования показателя |
Показатель определяется как отношение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в Тульской области, к общей численности детей, проживающих в Тульской области |
6 |
Описание системы мониторинга показателя |
Мониторинг показателя осуществляется министерством труда и социальной защиты Тульской области на основе сведений территориальных отделов министерства труда и социальной защиты Тульской области ежеквартально с ежегодным подведением итогов работы за год |
Паспорт показателя
"Доля безнадзорных детей от общей численности
детей, проживающих в Тульской области"
Исполнитель, ответственный за формирование показателя (контактная информация: Ф.И.О., должность, телефон, адрес электронной почты) |
Сафронова Елена Аркадьевна, консультант отдела по вопросам жилищного обеспечения и организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних департамента социальной политики министерства труда и социальной защиты Тульской области, г. Тула, ул. Демонстрации, д. 34, телефон: 24-52-69, E-mail: Elena.Safronova@tularegion.ru |
|
1 |
Номер паспорта показателя |
9 |
2 |
Наименование показателя |
Доля безнадзорных детей от общей численности детей, проживающих в Тульской области |
3 |
Единица измерения |
Проценты |
4 |
Тип показателя |
Показатель непосредственного результата |
5 |
Порядок формирования показателя |
Показатель определяется как отношение численности безнадзорных детей, проживающих в Тульской области, к общей численности детей, проживающих в Тульской области |
6 |
Описание системы мониторинга показателя |
Мониторинг показателя проводится министерством труда и социальной защиты Тульской области на основе сведений муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав ежеквартально с ежегодным подведением итогов работы за год |
VII. Механизм получения средств Фонда
Средства, предусмотренные на реализацию мероприятий Программы, перечисляются Фондом на лицевой счет администратора доходов бюджета Тульской области, открытый грантополучателю - министерству труда и социальной защиты Тульской области в Управлении федерального казначейства по Тульской области.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Тульской области от 29 июня 2016 г. N 274 "Об утверждении региональной программы Тульской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.