Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика существующего состояния
социальной инфраструктуры муниципального образования
1.1. Социально-экономическое состояние муниципального
образования, сведения о градостроительной деятельности
на территории муниципального образования
Новомосковск - второй по величине город Тульской области, крупный промышленный и культурный центр России.
Географически Новомосковск расположен в самой высокой точке Среднерусской возвышенности, на высоте 236 метров над уровнем моря, в 55 километрах юго-восточнее областного центра. Численность населения муниципального образования город Новомосковск на 1 января 2016 года составляет 138365 человек, что составляет 9,2% от общей численности населения Тульской области. Площадь муниципального образования город Новомосковск составляет 888 квадратных километров. В состав муниципального образования входит 91 населенный пункт, в том числе город Новомосковск, который занимает площадь в 90 кв. км. В городе проживает более 126,4 тыс. чел.
Таблица 1. Население муниципального образования
Показатель |
Ед. изм. |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Численность населения муниципального образования - всего |
тыс. чел. |
152 |
149,2 |
147,1 |
145,3 |
143,7 |
143,4 |
142,6 |
141,2 |
140 |
139,2 |
138,4 |
Численность трудоспособного населения |
тыс. чел. |
81 |
80,7 |
80,7 |
77 |
79,6 |
80,3 |
79,9 |
79 |
79,1 |
78,5 |
77,1 |
к общей численности населения |
% |
53% |
54% |
55% |
53% |
55% |
56% |
56% |
56% |
57% |
56% |
56% |
Численность пенсионеров |
тыс. чел. |
56,8 |
56,4 |
56 |
55,7 |
56 |
55,5 |
55,4 |
56,4 |
54,7 |
54,56 |
54,2 |
к общей численности населения |
% |
37% |
38% |
38% |
38% |
39% |
39% |
39% |
40% |
39% |
39% |
39% |
Численность детей (до 18 лет) |
тыс. чел. |
25 |
24,6 |
22,9 |
23 |
22,6 |
22,4 |
23,6 |
22,2 |
22,3 |
22,4 |
22,9 |
к общей численности населения |
% |
16% |
16% |
16% |
16% |
16% |
16% |
17% |
16% |
16% |
16% |
17% |
Город официально образован в 1930 году в связи с началом строительства крупнейшего в стране химического комбината близ поселка Бобрики. В декабре 1933 года Бобрики переименованы в Сталиногорск, а в ноябре 1961 года Сталиногорск переименован в Новомосковск.
Город располагает развитой химической, энергетической и пищевой промышленностью, стройиндустрией, железнодорожным и автомобильным транспортом. Новомосковск занимает одно из ведущих мест в стране по производству минеральных удобрений и ряда других видов химической продукции. В Новомосковске работают более 100 промышленных предприятий и строительных организаций.
Экономико-географическое положение города является важным фактором его социально-экономического развития. Положительные моменты экономико-географического положения Новомосковска:
- близость к столице Российской Федерации г. Москве;
- исключительно благоприятное транспортное положение в Европейской России, обеспечивающее транспортные связи города во всех направлениях;
- близость ко многим крупным хозяйственным центрам Центрального федерального округа - Тула, Рязань, Липецк, Орел и др.;
- высокий промышленный потенциал города;
- наличие полезных ископаемых (уголь, гипс), что дало в свое время Новомосковску особый стимул для развития;
- высокая степень транспортной освоенности прилегающих к городу территорий, что способствует активному взаимодействию Новомосковска и восточной части области в общехозяйственном смысле, включая специфику.
Отрицательные факторы:
- сложная экологическая ситуация (включая радиационную обстановку - чернобыльский след);
- сложные инженерно-строительные условия - наличие подработок в результате шахтной добычи угля, месторождения полезных ископаемых.
Для экономико-географического положения Новомосковска характерно и то, что город является центром системы расселения группы городских и сельских поселений. Это города и поселки Узловая, Донской, Северо-Задонск, Новоугольный, Подлесный, Кимовск, Сокольники и ряд других. В общей сложности с учетом сельского населения на Новомосковской агломерации в настоящее время проживает порядка 350 тыс. чел.
Новомосковская агломерация граничит с Тульской, общая численность населения которой оставляет порядка 600 тыс. чел. В итоге эти две агломерации сосредотачивают больше половины населения Тульской области. Планировочное положение Новомосковска в узле, концентрирующем значительные экономические и демографические ресурсы, определяет значительные предпосылки для экономической стабильности и совершенствования хозяйственной структуры города.
Генеральным планом муниципального образования город Новомосковск (далее - Генеральный план) определены следующие приоритетные планировочные мероприятия:
- комплексное благоустройство существующих жилых микрорайонов и кварталов - ремонт и реконструкция зданий, инженерной инфраструктуры, транспортных магистралей и проездов;
- отнесение территорий в центральной части города к категории общественно-жилых зон - для развития обслуживающих и деловых функций центра Новомосковска;
- развитие системы общественных центров и комплексов как в пределах существующих районов, так и в составе новых жилых микрорайонов и кварталов, в производственных зонах и на основных транспортных подъездах к городу;
- комплексная застройка районов нового жилищного строительства - организация системы обслуживания, развитие транспортной инфраструктуры, проведение работ по благоустройству и инженерному оборудованию;
- расселение жилых районов, находящихся в санитарно-защитной зоне, и создание на их месте производственно-деловых и общественных зон;
- реорганизация производственных территорий с целью снижения вредного воздействия на окружающую среду, наиболее эффективного использования территории и фондов;
- благоустройство существующих парковых зон, строительство новых объектов городского озеленения, лесопарковых и рекреационных зон, охрана объектов природного наследия Новомосковска - истока реки Дон и др.;
- проведение комплекса мероприятий по улучшению экологической ситуации на территории города;
- развитие и модернизация транспортного комплекса и инженерных систем.
Анализ территориальных ресурсов МО город Новомосковск показал, что город имеет ограниченную площадь территорий, благоприятных для жилищно-гражданского строительства. Значительная часть городских земель находится в пределах санитарно-защитных зон, на подработанных территориях или занята месторождениями полезных ископаемых.
Недостаток территориальных ресурсов для дальнейшего развития жилищно-гражданского строительства, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, крупных логистических центров предполагает интенсивное, комплексное освоение земельных и природных ресурсов как города Новомосковска, так и населенных пунктов муниципального образования.
В соответствии с Генеральным планом только 23% намеченного объема жилищного строительства разместится в пределах существующей границы города, в основном на реконструируемых территориях.
Основной объем нового жилищного строительства (77%) разместится за границами города, в Северо-западном микрорайоне (расположен к западу от исторически сложившейся части города и к востоку от населенного пункта Каменецкий - это основная, самая крупная площадка для развития города, нового жилищно-гражданского строительства с преобладанием среднеэтажной и индивидуальной застройки) и в новых жилых районах в восточной части города, граничащих с 1-м и 2-м Залесными микрорайонами, предусматриваются как районы многоэтажной застройки.
Развитие индивидуального жилищного строительства по всей территории муниципального образования создаст максимальное разнообразие в выборе мест проживания населения.
Жилищное строительство в сельских населенных пунктах также обосновано стремлением жителей, проживающих в районах сложной техногенной и экологической обстановки, обеспечить проживание в более благоприятных районах. Возможные площадки размещения жилой застройки находятся в непосредственной близости от основных транспортных магистралей, что определяет транспортную доступность до предполагаемых мест приложения труда.
1.2. Технико-экономические параметры существующих объектов
социальной инфраструктуры муниципального образования.
Прогнозируемый спрос на услуги социальной сферы
1.2.1. Сфера образования
В муниципальном образовании в связи с реорганизацией в 2014 - 2015 гг. образовательных организаций путем присоединения дошкольных образовательных организаций к общеобразовательным организациям и объединения дошкольных образовательных организаций в настоящее время функционируют 86 образовательных организаций: 8 центров образования, 27 общеобразовательных организаций, 46 дошкольных образовательных организаций, 5 организаций дополнительного образования.
Образовательный процесс ведется в 97 зданиях.
Всего обучающихся 22851 человек, из них:
- количество детей, осваивающих образовательные программы дошкольного образования, - 6384 человека;
- количество детей, осваивающих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, - 12130 человек;
- количество детей, осваивающих программы дополнительного образования, - 4337 человек.
Численность персонала во всех образовательных организациях составляет 3536 человек.
Необходимость строительства новых образовательных организаций обусловлена следующими причинами:
1) Потенциальное сокращение обеспеченности населения образовательными услугами.
Недостаточное количество мест в муниципальных дошкольных образовательных организациях (далее - МДОО) для детей от 1 года до 3 лет (очередность в настоящее время составляет 460 человек), в муниципальных общеобразовательных организациях (далее - МОО) для обучения в одну смену в отдельных районах муниципального образования, а также ежегодное увеличение доли детского населения муниципального образования на 1,5 - 2% привело к необходимости организации занятий в две смены в пяти МОО, к дефициту мест в МДОО и к вынужденному направлению детей в МДОО не по территории их проживания.
По оценке, на начало 2019 года доля обучающихся, охваченных услугами дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования (далее - образовательные услуги) от общего количества детей в возрасте от 1 года до 18 лет в муниципальном образовании составит 81%.
2) Предусмотренная Генеральным планом градостроительная деятельность в 4-м и 6-м Залесных микрорайонах, Северо-западном микрорайоне (д. Кресты) и микрорайоне по Рязанскому шоссе (от детской поликлиники N 2), которая потребует обеспечения доступа жителей новых микрорайонов к учреждениям образования по территории проживания.
По оценке, в условиях постоянного роста спроса на образовательные услуги со стороны населения муниципального образования к 2030 году он увеличится до величины около 28 тысяч мест в образовательных учреждениях.
Таким образом, для равномерного развития социальной инфраструктуры муниципального образования в сфере образования и поддержания необходимого уровня обеспеченности населения образовательными услугами необходимо строительство следующих инфраструктурных объектов образования:
- МОО в микрорайоне Сокольники - реконструкция здания МКОУ "СОШ N 3" по адресу: микрорайон Сокольники, ул. Ленина, д. 31, на 700 мест;
- МОО в 4-м Залесном микрорайоне на 1000 мест с бассейном;
- МОО в 6-м Залесном микрорайоне на 1000 мест;
- МОО в Северо-западном микрорайоне (д. Кресты) на 600 мест;
- МДОО в Вахрушевском микрорайоне на 200 мест;
- МДОО в микрорайоне Гипсовый на 200 мест;
- МДОО в 4-м Залесном микрорайоне на 300 мест;
- МДОО в 6-м Залесном микрорайоне на 240 мест;
- МДОО в микрорайоне по Рязанскому шоссе (от детской поликлиники N 2) на 180 мест с бассейном;
- МДОО в Северо-западном микрорайоне (д. Кресты) на 240 мест;
- МДОО на 120 мест в МБДОУ "Детский сад N 39 "Ступеньки".
1.2.2. Сфера культуры
В муниципальном образовании в настоящее время действуют 12 учреждений культуры (юридических лиц). Сеть представлена 8 учреждениями культурно-досугового типа с 18 филиалами, муниципальным казенным учреждением культуры "Объединение "Новомосковский историко-художественный музей" с 2 филиалами, муниципальным учреждением культуры "Новомосковская библиотечная система" с 20 филиалами. На территории муниципального образования действуют 2 школы дополнительного образования: МБУДО "Детская музыкальная школа N 1", имеющая филиалы в микрорайоне Сокольники и в селе Гремячее; МБУДО "Детская школа искусств", имеющая филиал "Новомосковская детская художественная школа".
Деятельность учреждений культуры направлена на повышение эффективности сферы культуры, развитие культурного и духовного потенциала населения, сохранение культурно-исторического наследия муниципального образования.
В жизни муниципального образования востребованы все направления деятельности учреждений культуры: музыкальное, библиотечное, музейное и клубное дело; изобразительное, народное, эстрадное и декоративно-прикладное искусство.
Благодаря работе 317 культурно-досуговых формирований более четырех тысяч человек приобщаются к творчеству, любительскому искусству и ремеслам, культурно развиваются и занимаются самообразованием. 48 коллективов носят почетное звание "Народный", "Образцовый".
МУК "Новомосковская библиотечная система" является информационным центром муниципального образования. Инновационные технологии позволяют обеспечить свободный и оперативный доступ населения к информации, в том числе и удаленный. Число читателей Новомосковской библиотечной системы составляет более 37 тысяч человек, с числом посещений библиотек всей системы около трехсот тысяч.
Ежегодно МКУК "Объединение "Новомосковский историко-художественный музей" посещает более двадцати семи тысяч человек. Фонд музея составляет 22 тысячи предметов, 15% которого переведены в электронный вид. В течение года проходит более 30 выставок, в том числе с использованием фондов федеральных музеев и частных коллекций.
Музыкальное и художественное образование в текущем учебном году получают 1427 обучающихся.
Таблица 2. Сведения об учреждениях культуры
Виды учреждений культуры (в т.ч. филиалы) |
Всего |
В т.ч. в сельской местности |
Учреждения культурно-досугового типа (дворцы и дома культуры) |
18 |
11 |
Библиотеки |
20 |
9 |
Музеи |
3 |
1 |
Школы дополнительного образования детей |
5 |
1 |
Изношенность зданий, в которых расположены учреждения культуры, составляет более 40%.
Функционирующая сеть муниципальных учреждений культуры не в полной мере удовлетворяет запросы населения муниципального образования.
Основными проблемами при обеспечении функционирования и развития муниципальных учреждений культуры на территории муниципального образования являются:
- неравномерность размещения объектов культуры, недостаток учреждений во вновь строящихся микрорайонах;
- неполное соответствие объемов и видов услуг, оказываемых учреждениями культуры, запросам, предпочтениям и ожиданиям граждан;
- недостаточное оснащение учреждений культуры современным высокотехнологичным оборудованием для досуговой и творческой деятельности, образования и самообразования, проведения мероприятий, деятельности любительских объединений, а также средствами обеспечения доступности учреждений культуры для различных категорий населения, в том числе маломобильных и с другими ограничениями жизнедеятельности.
Для решения возникающих проблем в сфере развития культуры необходимо обеспечить удовлетворение потребности населения муниципального образования в крупных современных комплексах международного уровня для проведения фестивальных и других программ в различных жанрах искусства (музыкального, театрального, кино), концертно-филармонической и выставочной деятельности, использования в качестве базы для концертных и других художественных коллективов.
С учетом прогнозируемого роста спроса со стороны населения муниципального образования на услуги учреждений культуры на 13,2% к 2030 году и более равномерного размещения учреждений как в существующих районах города, так и в районах перспективной застройки, планируемое общее увеличение емкости учреждений культуры составит 3400 мест.
1.2.3. Сфера физической культуры и спорта
Развитие массовой физической культуры и спорта среди населения муниципального образования, создание условий, ориентирующих граждан на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, обеспечение доступности объектов физической культуры и спорта для населения муниципального образования являются приоритетными направлениями в сфере физической культуры и спорта в муниципальном образовании.
В муниципальном образовании физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу осуществляют 8 учреждений спортивной направленности и одно унитарное предприятие, в том числе обучение по дополнительным общеобразовательным программам физкультурно-спортивной направленности осуществляют 5 детско-юношеских спортивных школ. Имеющаяся спортивная база детско-юношеских спортивных школ не удовлетворяет потребность в спортивных сооружениях, поэтому учебные занятия ДЮСШ проводятся в спортивных залах муниципальных общеобразовательных организаций.
В муниципальном образовании регулярно занимаются физической культурой и спортом около 36 тысяч человек, что составляет 25,8% от численности населения муниципального образования. Данный показатель превышает областной, составляющий 21,23%, но значительно ниже российского показателя - 29%.
В 2015 г. в муниципальном образовании проведено 83 официальных спортивных и физкультурных мероприятия, количество участников соревнований составило 19000 человек. Для участия в соревнованиях различного ранга на выезде в 2015 году было направлено 39 спортивных сборных команд муниципального образования город Новомосковск (всего более 500 участников). Количество спортсменов-разрядников, подготовленных за год, в 2015 году составило 960 человек.
В 2015 году в муниципальном образовании город Новомосковск насчитывается 240 спортивных сооружений, в том числе: 53 спортивных зала, 121 открытое плоскостное спортивное сооружение, 6 крытых плавательных бассейнов, 79,5% всех сооружений находятся в муниципальной собственности. Техническое состояние некоторых спортивных сооружений не соответствует современным стандартам и требует модернизации.
Для включения спортивных объектов во Всероссийский реестр объектов спорта на 4 спортивных объекта получены сертификаты соответствия объектов спорта требованиям безопасности при проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, установленным национальными стандартами, утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для приведения в соответствие требованиям техники безопасности, указанным в национальных стандартах и других документах в области стандартизации действующих на территории Российской Федерации спортивных сооружений, требуется проведение реконструкции еще ряда спортивных объектов.
Уровень обеспеченности населения муниципального образования спортивными сооружениями составляет 25,6% от социальных нормативов и норм в сфере физической культуры и спорта, что ниже российского показателя, составляющего 29%.
В соответствии с методикой определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах физической культуры и спорта уровень обеспеченности муниципального образования спортивными сооружениями составляет:
- плоскостными спортивными сооружениями - 59% от норматива;
- спортивными залами - 31%;
- плавательными бассейнами - 12%.
В целях обеспечения населения муниципального образования спортивными сооружениями помимо бюджета муниципального образования привлекаются средства федерального и областного бюджетов, внебюджетные средства. Завершается строительство мини-стадионов для муниципальных общеобразовательных учреждений: МБОУ "Лицей", МБОУ "СОШ N 6", МБОУ "Центр образования N 23". Для повышения уровня обеспеченности муниципального образования спортивными сооружениями и увеличения количества жителей, систематически занимающихся физической культурой и спортом, требуется как реконструкция действующих спортивных объектов, так и строительство новых.
Увеличение спроса населения муниципального образования на услуги спортивных организаций планируется компенсировать строительством новых спортивных сооружений, способных предоставить возможность заниматься физической культурой и спортом дополнительно для 7,5 тысячи жителей муниципального образования, что с учетом реконструкции действующих спортивных сооружений позволит поднять уровень обеспеченности населения муниципального образования спортивными сооружениями до значения более 30%.
1.3. Оценка нормативно-правовой базы, необходимой
для функционирования и развития социальной инфраструктуры
Программа разработана на основании и с учетом следующих правовых актов:
- Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2015 N 1050 "Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов";
- Генеральный план муниципального образования город Новомосковск (утвержден решением Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск от 26.07.2012 N 73-1);
- Стратегия развития муниципального образования город Новомосковск на 2013 - 2018 годы (утверждена решением Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск от 20.11.2013 N 4-2);
- муниципальная программа "Развитие образования в муниципальном образовании город Новомосковск" (утверждена Постановлением администрации муниципального образования город Новомосковск от 24.11.2015 N 4330);
- муниципальная программа "Развитие культуры в муниципальном образовании город Новомосковск" (утверждена Постановлением администрации муниципального образования город Новомосковск от 23.11.2015 N 4308);
- муниципальная программа "Физическая культура и спорт в муниципальном образовании город Новомосковск" (утверждена Постановлением администрации муниципального образования город Новомосковск от 24.11.2015 N 4329).
Реализация мероприятий Программы позволит обеспечить развитие социальной инфраструктуры муниципального образования, повысить уровень и качество жизни населения, сократить миграционный отток квалифицированных трудовых ресурсов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.