Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к распоряжению
правительства Тульской области
от 12 августа 2016 г. N 700-р
Концепция
развития в Тульской области технического творчества детей
Задача построения в стране новой инновационной экономики и достижения технологического уровня, запланированного Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года и долгосрочным прогнозом научно-технологического развития Российской Федерации до 2025 года, а также Стратегией экономического развития Тульской области до 2021 года не может быть решена без радикального совершенствования системы дополнительного образования детей технической направленности.
В модели "Российского образования до 2020 года для экономики, основанной на знаниях" образование рассматривается как обеспечивающий ресурс экономики и стратегический ориентир в ее инновационном развитии. Поэтому важными приоритетами социально-экономической политики в Тульской области сегодня становятся привлечение молодежи в техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий.
В современных условиях техническое творчество - это основа инновационной деятельности. Поэтому процесс развития технического творчества является важнейшей составляющей современной системы образования. Усвоение основ технического творчества, творческого труда поможет будущим специалистам повысить профессиональную и социальную активность, а это, в свою очередь, приведет к сознательному профессиональному самоопределению по профессиям технической сферы, повышению производительности, качества труда, ускорению развития научно-технической сферы производства.
Важным фактором экономического роста Тульской области является обеспеченность экономики региона инженерно-техническими кадрами и рабочей силой, отвечающей современным квалификационным требованиям. Предприятия и организации области также нуждаются в постепенном обновлении инженерно-технического персонала. Особую роль в связи с этим в системе образования играет техническое творчество детей и учащейся молодежи.
Развитие системы технического творчества детей и молодежи, адаптированной к современному уровню развития науки, техники и технологий, учитывающей приоритеты социально-экономической политики Тульской области и рассчитанной на все социально-возрастные категории детей и молодежи, является одной из приоритетных задач системы регионального образования.
Концепция развития в Тульской области технического творчества детей (далее - Концепция) формулирует цели, задачи, определяет направления, описывает механизмы и этапы развития системы технического творчества через создание детских технопарков "Кванториум" в Тульской области.
Концепция является основой для разработки Плана мероприятий ("дорожной карты") по созданию и функционированию детских технопарков "Кванториум" на территории Тульской области.
1. Состояние технического творчества в Тульской области
Материалы проведенного мониторингового исследования образовательного пространства технического творчества в Тульской области показали, что в системе образования Тульской области функционируют 24 организации дополнительного образования детей, которые реализуют дополнительные общеобразовательные программы технической направленности, и 153 общеобразовательные организации, в которых действуют 418 объединений и кружков технической направленности.
Основными направлениями деятельности кружков и объединений в данных организациях являются:
программирование (705 кружков и объединений, в том числе в общеобразовательных организациях - 110, в организациях дополнительного образования - 595);
робототехника (47 кружков и объединений, в том числе в общеобразовательных организациях - 44, в организациях дополнительного образования - 3);
дизайн и компьютерная графика (48 кружков и объединений, в том числе в общеобразовательных организациях - 34, в организациях дополнительного образования - 14);
конструирование и моделирование (226 кружков и объединений, в том числе в общеобразовательных организациях - 50, в организациях дополнительного образования - 176);
иное техническое направление (199 кружков и объединений, в том числе в общеобразовательных организациях - 180, в организациях дополнительного образования - 19).
Во многих случаях объединения технической направленности выполняют важную профилактическую функцию, обеспечивая возможность для обучения, воспитания и творческого развития детей, в том числе категории риска, находящихся на внутришкольном учете, учете в комиссии по делам несовершеннолетних, отделе по делам несовершеннолетних и др.
В организациях дополнительного образования детей накоплен достаточный опыт организации работы по таким видам технического творчества, как техническое моделирование. Наряду с развитием традиционных видов технического творчества в организациях дополнительного образования активно развиваются и новые направления, актуальные для современных детей и молодежи. В последнее время в связи с массовой компьютеризацией общества получили развитие такие направления технического творчества, как программирование, информатика и информационные технологии, компьютерный дизайн, компьютерная графика, проектно-исследовательская деятельность, робототехника.
Вместе с тем необходимо отметить, что в дополнительном образовании технического направления обозначились процессы, которые обусловлены спецификой данного профиля: техническое творчество - одно из самых ресурсоемких направлений дополнительного образования детей, требующее значительных финансовых вложений, дорогостоящего оборудования и инструментов, специализированных помещений.
Техническое творчество может развиваться и вызывать интерес у детей и подростков только в условиях использования современных материалов и инструментов, систем радиоуправления, микропроцессорной техники, станочного оборудования нового поколения и другой техники, соответствующей технологической среде XXI века, новым задачам модернизации страны и развитию науки и высокотехнологических производств.
Развитие технического творчества требует постоянного обновления оборудования, используемых технологий, повышения квалификации педагогических кадров.
В модернизации нуждаются и дополнительные общеобразовательные программы технической направленности. Необходимо привлечение педагогических кадров, имеющих базовую подготовку в области современных видов инженерно-технической деятельности, повышение квалификации имеющихся педагогических кадров, специалистов, реализующих программы технической направленности.
Техническое творчество детей неразрывно связано с развитием системы учебно-исследовательских, научно-технических мероприятий: олимпиад, конкурсов, соревнований, слетов юных техников, выставок технического творчества, учебно-исследовательских конференций и других. Необходима система организации участия обучающихся в региональных, межрегиональных, всероссийских мероприятиях по техническому творчеству.
Сложившаяся ситуация потребовала разработки в Тульской области Концепции развития технического творчества детей.
2. Проблемы в развитии технического творчества
в системе образования Тульской области
Оценка ситуации и анализ факторов, влияющих на развитие технического творчества обучающихся в Тульской области, позволяет обозначить следующие проблемы:
несоответствие материально-технической базы объединений технической направленности современным технико-технологическим требованиям;
недостаток квалифицированных педагогических кадров, имеющих базовую подготовку в области современных видов инженерно-технической деятельности, способных вести интересные и современные программы;
отсутствие системы учебно-исследовательских, научно-технических мероприятий, направленных на повышение мотивации детей и подростков к изобретательской деятельности;
недостаточное количество учебно-производственных площадей и неразвитость сети учреждений и структур технического творчества;
отсутствие современных учебно-методических комплексов к программам по техническому творчеству;
недостаточная популяризация сферы технического творчества.
Обозначенные проблемы убедительно доказывают необходимость модернизации системы технического творчества в Тульской области.
Техническое творчество на новом этапе развития должно стать катализатором подготовки специалистов, способных в рамках современной техносферы самостоятельно планировать и осуществлять производственно-технологическую, организационно-управленческую, научно-исследовательскую, педагогическую и проектно-конструкторскую деятельность. Для этого требуется сформулировать цели, задачи и направления развития технического творчества в региональном образовании.
3. Цель, задачи и принципы развития технического творчества
Цель: создание необходимых условий и механизмов эффективного развития системы технического творчества детей и молодежи Тульской области.
Задачи:
укрепление и обновление материально-технической базы для занятий техническим творчеством, обеспечение ее соответствия современным требованиям;
модернизация содержания образовательных программ и технологий в образовательном пространстве технического творчества;
создание детского технопарка "Кванториум", открытие новых направлений технической направленности;
развитие системы исследовательских, научно-технических мероприятий в целях повышения мотивации детей и учащейся молодежи к изобретательской деятельности;
модернизация системы привлечения, подготовки, повышения квалификации кадрового состава педагогических работников, реализующих дополнительные общеобразовательные программы технической направленности.
4. Основные направления реализации Концепции
1. Информационно-мотивационное обеспечение развития технического творчества. Функционирование единого информационного пространства формирования сообщества детей, молодежи, общественности, интересующихся и занимающихся техническим творчеством в Тульской области, способствующее широкому вовлечению подрастающего поколения в сферу развития технического творчества.
2. Кадровая подготовка педагогических работников. Целенаправленная и планомерная система обучения, подготовки и переподготовки педагогических кадров.
3. Модернизация содержания технического творчества. Обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ, разработка новых программ, отвечающих современным требованиям, открытие новых направлений. Разработка системы региональных учебно-исследовательских научно-технических мероприятий для обучающихся и педагогов.
4. Совершенствование форм социального партнерства как условия развития технического творчества. Устойчивая система взаимодействия и социального партнерства по организации развивающейся системы технического творчества в Тульской области.
5. Совершенствование материально-технического обеспечения развития технического творчества. Создание детского технопарка "Кванториум", оснащенного специализированными помещениями и оборудованием, укрепление и обновление материально-технической базы объединений технического творчества в Тульской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.