Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Тульской
областной Думы
от 8 декабря 2016 г. N 34/992
Основные направления
бюджетной политики Тульской области на 2017 год и
на плановый период 2018 и 2019 годов
Основные направления бюджетной политики Тульской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов разработаны в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Основными направлениями бюджетной политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Указом Губернатора Тульской области от 11 июля 2016 года N 102 "Об утверждении Основных направлений деятельности правительства Тульской области на период до 2021 года", государственными программами Российской Федерации, государственной программой Тульской области "Управление государственными финансами Тульской области" и другими государственными программами Тульской области, а также Законом Тульской области от 9 июня 2008 года N 1015-ЗТО "О бюджетном процессе в Тульской области", с учетом итогов реализации бюджетной политики в период до 2016 года.
Основными целями бюджетной политики Тульской области (далее - область) на 2017 - 2019 годы будут являться сохранение стабильности ситуации при обеспечении долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетной системы области, накопление и рациональное использование резервов, анализ рисков и обеспечение предсказуемости ситуации с учетом сложившихся условий и перспектив развития экономики, преемственность и реализация поставленных ранее стратегических целей.
Как и в предыдущие годы, сохраняется социальная направленность бюджета области. Более 70 процентов его расходов приходится на финансирование отраслей социальной сферы. Помимо реализации первоочередных расходов бюджета области бюджетная политика региона будет ориентирована на поэтапное увеличение капитальных расходов и реализацию мероприятий, включенных в Основные направления деятельности правительства Тульской области на период до 2021 года, определяющие цели и приоритеты социально-экономического развития Тульской области в среднесрочной перспективе и содержащие комплекс мероприятий, направленных на достижение целевых показателей, ключевых событий и индикаторов с указанием сроков и ответственных за их исполнение.
Планируется реализовать ряд мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации, развитие здравоохранения, социальную поддержку граждан, развитие спорта и молодежной политики, создание новых мест для реализации программ дошкольного и общего образования и другое.
Продолжится реализация комплекса мер, представленных в Плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Тульской области в 2015 - 2017 годах, утвержденном распоряжением правительства Тульской области от 16.02.2015 N 107-р.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название распоряжения правительства Тульской области от 16 февраля 2015 г. N 107-р следует читать как "Об утверждении Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Тульской области в 2016 - 2017 годах"
Учитывая особенности экономической ситуации и риски снижения поступлений собственных доходов бюджета, в последние годы при формировании бюджета за основу брался базовый сценарий, что нашло свое отражение и в бюджетном цикле 2017 - 2019 годов.
Пик кризисных явлений в части адаптации экономики к последствиям внешнеполитических факторов, сложившихся в 2014 году, пришелся на 2015 год, когда собственные доходы бюджета области снизились более чем на 2,0 млрд. рублей (или на 5,0 процента) к более благополучному 2014 году. Тем не менее 2015 финансовый год был завершен с профицитом 0,1 млрд. рублей и без прироста государственного долга (на 01.01.2015 объем государственного долга области составлял 15,9 млрд. рублей, на 01.01.2016 - 15,9 млрд. рублей.) Этому способствовали грамотная финансовая политика и ряд антикризисных мер, разработанных и реализованных правительством региона. Были сформированы рабочие группы по мониторингу ситуации за поступлением доходов в бюджет области, по повышению эффективности и оптимизации расходов бюджета области. Проведена работа по инвентаризации расходных обязательств, корректировке государственных программ. Проводился мониторинг поступлений налоговых платежей от крупнейших налогоплательщиков региона для принятия превентивных мер в случае ухудшения экономической ситуации.
Комплекс мер позволил обеспечить за 9 месяцев 2016 года прирост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета области к аналогичному периоду прошлого года в сумме 1,3 млрд. рублей, или на 2,9 процента.
Налоговые и неналоговые доходы бюджета области запланированы на 2016 год (50,9 млрд. рублей) выше факта 2015 года (47,8 млрд. рублей) на 6,5 процента.
Ожидаемое исполнение по собственным доходам бюджета области прогнозируется в сумме 50,6 млрд. рублей, что выше уровня 2015 года на 2,8 млрд. рублей, или на 5,9 процента. За 9 месяцев 2016 года собственные доходы исполнены на 72,2 процента.
По сравнению с соответствующим периодом прошлого года снизились поступления в основном по налогу на прибыль организаций, акцизам на алкогольную продукцию, транспортному налогу.
Причинами снижения поступлений налога на прибыль организаций являются уменьшение налоговой базы для исчисления налога, а также использование рядом налогоплательщиков имеющейся переплаты в счет погашения текущих начислений, возврат и зачет которой не обеспечил реальные поступления налога в бюджет области в первом полугодии текущего года.
В 2017 году и плановом периоде сохраняются риски исполнения доходной части бюджета области, связанные с зачетом и возмещением переплат по налогу на прибыль. При этом предполагается ограничение переноса убытков, полученных налогоплательщиками в предыдущих налоговых периодах, в размере не более 30 процентов налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода, рассчитанной без учета переноса убытков прошлых лет, что позволит равномерно распределить нагрузку на бюджет области и снизить риски недопоступления собственных доходов в бюджет региона.
Другими мерами по работе с налоговыми и неналоговыми доходами станет исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 N 574 "Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации", в рамках которого органами государственной власти области, осуществляющими бюджетные полномочия главных администраторов доходов консолидированного бюджета области разработаны и утверждены методики прогнозирования поступлений доходов в консолидированный бюджет области.
В целях выработки и реализации мер по мобилизации налоговых доходов в консолидированный бюджет области распоряжением правительства области от 10.05.2016 N 332-р создана межведомственная рабочая группа по мобилизации налоговых доходов в консолидированный бюджет Тульской области (далее - рабочая группа), основной задачей которой является организация эффективного межведомственного взаимодействия в реализации мероприятий по мобилизации налоговых доходов в консолидированный бюджет области.
В план работы рабочей группы включены вопросы по дополнительной мобилизации налогов, в том числе за счет:
- расширения налоговой базы по налогу на имущество организаций в части незавершенного строительства;
- вовлечения в налоговый оборот объектов недвижимости, включая земельные участки, в том числе уточнения сведений об объектах недвижимости;
- проведения муниципального земельного контроля;
- выявления собственников земельных участков и другого недвижимого имущества и привлечения их к налогообложению, содействия в оформлении прав собственности на земельные участки и имущество физическими лицами.
Рабочей группой принято решение о создании механизма контроля и оценки эффективности инвестиционных льгот.
Собственные доходы бюджета области на 2017 год спрогнозированы в объеме 53,0 млрд. рублей, что на 4,7 процента выше оценки исполнения в 2016 году, выше поступления налоговых и неналоговых доходов в 2015 году на 10,9 процента и выше поступления налоговых и неналоговых доходов в 2014 году на 6,1 процента.
Поступление налоговых и неналоговых доходов бюджета области в 2018 году спрогнозировано в сумме 55,3 млрд. рублей, что на 2,3 млрд. рублей, или на 4,3 процента, выше прогноза на 2017 год.
Поступление налоговых и неналоговых доходов бюджета области в 2019 году спрогнозировано в сумме 57,7 млрд. рублей, что на 2,4 млрд. рублей, или на 4,3 процента, выше прогноза на 2018 год.
Основными подходами при формировании расходов бюджета области на 2017 - 2019 годы стали:
1. В качестве "базовых" объемов бюджетных ассигнований бюджета области на 2017 - 2018 годы были приняты бюджетные ассигнования, утвержденные действующим законом с возможным увеличением в пределах 2,5 процента, с учетом изменения объемов бюджетных ассигнований по расходным обязательствам ограниченного срока действия, а также в связи с изменением контингента получателей.
2. Объемы бюджетных ассигнований на заработную плату с начислениями, в целях реализации майских указов Президента Российской Федерации, определены исходя из фактической численности персонала с учетом мероприятий, утвержденных отраслевыми дорожными картами.
3. Планирование ассигнований на осуществление закупок товаров, работ и услуг за счет бюджетных средств производилось с учетом мониторинга сложившихся цен и экономии бюджетных средств за текущий и предшествующий периоды.
Расходы по содержанию сети учреждений запланированы с учетом планов по реорганизации, переоборудованию и других мероприятий.
Приоритетами, заложенными при формировании проекта бюджета области, стали:
- индексация размера выплат, компенсаций и предоставляемых льгот в соответствии с законами области на 2017, 2018 и 2019 годы исходя из уровня инфляции 4,0 процента ежегодно. Проиндексированы расходы на коммунальные услуги учреждений;
- учет Основных направлений деятельности правительства Тульской области до 2021 года, на реализацию которых в расходной части бюджета области на 2017 год предусмотрено свыше 12,0 млрд. рублей;
- финансовое обеспечение реализации майских указов Президента Российской Федерации в части повышения заработной платы работников бюджетной сферы, социальных выплат и пособий;
- реализация программно-целевого принципа формирования бюджета области на основе действующих в области 23 государственных программ области, так, на 2017 год доля программных расходов составляет 95,8 процента, что выше показателей 2015 и 2016 годов;
- продолжена реализация ранее зарекомендовавших себя проектов и направлений, таких как "Народный бюджет", дорожное строительство, ремонты учреждений социальной сферы, переселение из аварийного жилья.
Кроме того, предусмотрены средства на строительство новых объектов, а именно:
- строительство детской областной больницы на 300 коек с поликлиникой на 240 посещений в смену в г. Туле, изоляционно-диагностического корпуса, лаборатории микробиологических исследований в 2017 - 2019 годах в сумме по 287,3 млн. рублей ежегодно;
- строительство специализированного палатно-боксированного корпуса для ГУЗ "Тульская детская областная клиническая больница" в 2017 - 2019 годах в сумме по 324,7 млн. рублей ежегодно;
- реализация инвестиционного проекта по строительству здания бизнес-инкубатора в г. Туле в 2017 году в сумме 70 млн. рублей, в 2018 году в сумме 110,1 млн. рублей;
- строительство корпуса государственного учреждения Тульской области "Красивский психоневрологический интернат" в 2017 году в сумме 22,0 млн. рублей, в 2018 году в сумме 15,0 млн. рублей, в 2019 году в сумме 15,0 млн. рублей;
- завершение строительства и ввод в эксплуатацию физкультурно-оздоровительных комплексов в г. Веневе, г. Узловая и п. Шатске в 2017 году в сумме 273,6 млн. рублей.
Структура бюджета области на 2017 - 2019 годы такова, что более 85 процентов всех расходов приходится на заработную плату, социальные выплаты, перечисления в фонд ОМС, дорожный фонд, обслуживание долга и помощь муниципальным образованиям.
Инвестиционная составляющая в структуре расходов невысока. Инвестиционные расходы бюджета области в 2017 году запланированы на уровне 7,0 процента, или 4,6 млрд. рублей.
При формировании расходов бюджета области важным условием являлось обеспечение соблюдения требований соглашений с Министерством финансов Российской Федерации по уровню дефицита бюджета и объему государственного долга.
Дефицит бюджета области на 2017 год спрогнозирован на уровне 9,7 процента, или 5,1 млрд. рублей, что во многом обусловлено отсутствием данных в проекте федерального бюджета об объемах дотаций регионам, которые будут в последующем учтены при уточнении бюджета области.
В целом объем трансфертов по плановому распределению на 2017 год ниже уровня 2016 года на 32,8 процента, или на 3,5 млрд. рублей. Это объясняется отсутствием распределенных дотаций и неполным распределением субсидий в федеральном бюджете, которое будет осуществляться в течение финансового года.
При этом продолжает расти уровень бюджетной обеспеченности Тульской области и, соответственно, уменьшается ее дотационность.
На сегодняшний день все принятые обязательства бюджета области исполнялись, государственный долг стабилен и находится на экономически безопасном уровне 31,3 процента собственных доходов.
В 2016 году улучшилась структура государственного долга области. По состоянию на 01.10.2016 за счет привлечения бюджетных кредитов из федерального бюджета были погашены коммерческие заимствования в сумме 5,2 млрд. рублей. В объеме государственного долга доля бюджетных кредитов по сравнению с началом года выросла на 33,2 процента и составляет 58,7 процента. На долю государственных ценных бумаг приходится 41,3 процента.
Предельный объем государственного долга области на 2017 год составит 30,7 млрд. рублей, что на 2,0 млрд. рублей выше уровня 2016 года, на 2018 год - 29,1 млрд. рублей, на 2019 год - 34,0 млрд. рублей.
По результатам мониторинга и оценки качества управления региональными финансами, проводимой Министерством финансов Российской Федерации, Тульская область по итогам 2015 года определена как субъект с высоким качеством управления региональными финансами.
Достижение целей бюджетной политики в 2017 году и плановом периоде 2018 и 2019 годов будет обеспечено в результате решения следующих задач.
1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости
бюджетной системы, повышение эффективности бюджетных расходов, основные направления долговой политики Тульской области
После введения нормы бюджетного законодательства о трехлетнем планировании бюджета Тульская область при формировании бюджета региона не отступала от этого правила.
Формирование бюджета области на 2016 год и на плановый период 2017 - 2018 годов осуществлялось с учетом базового варианта и реального положения в экономике, оценки исполнения бюджета области за 2016 год. Основные параметры бюджета области на 2017 год сформированы с учетом параметров планового периода бюджета 2016 - 2018 годов.
Расходы бюджета области в 2017 году запланированы в объеме 66,0 млрд. рублей, что выше прогноза исполнения расходов 2016 года на 0,5 млрд. рублей, или на 0,6 процента. Дефицит бюджета области запланирован в объеме 5,1 млрд. рублей, что ниже установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации предельного уровня на 5 процентных пунктов, что минимизирует риски экономического прогноза и исполнения доходов бюджета области.
Сдерживание роста расходов и дефицита применялось и при формировании параметров бюджета области на 2018 - 2019 годы. Так, в 2018 году дефицит прогнозируется в размере 6,6 процента, в 2019 году - 10,0 процента. Таким образом, реализуется принцип долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета, а также соблюдаются дополнительные ограничения и требования, установленные соглашениями с Министерством финансов Российской Федерации.
Расходы, осуществляемые за счет целевых межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, прогнозируются в объемах, предусмотренных проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
Объем условно утверждаемых расходов запланирован на 2018 и 2019 годы в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации: на 2018 год в объеме 1,5 млрд. рублей, на 2019 год в объеме 5,1 млрд. рублей.
В составе источников дефицита бюджета области сформирован Резервный фонд Тульской области в объеме 50,0 млн. рублей, предназначенный для финансового обеспечения расходных обязательств при недостаточности доходов бюджета области.
Впервые с проектом бюджета области на 2017 год и плановый период разработан проект бюджетного прогноза с горизонтом планирования 12 лет, отражающий основные характеристики бюджетной системы с учетом прогноза социально экономического развития области с целью сохранения долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджета области.
Долгосрочное бюджетное планирование позволит обеспечить планирование предельных расходов на финансовое обеспечение государственных программ и позволит определить уровень допустимого бюджетного риска, фиксирующего компромисс между стабильной, гарантированной от внешних и внутренних угроз бюджетной системой и целенаправленным государственным стимулированием экономической активности.
Особое внимание будет уделяться мониторингу кредиторской задолженности и проведению мероприятий по недопущению ее возникновения. Аналогичная работа будет проводиться и в отношении недоимки по поступлениям в бюджет области.
Продолжит свою работу комиссия по распределению экономии по результатам проведения закупок. Одной из новаций при работе комиссии будет являться направление 50,0 процента сэкономленных средств на увеличение объема зарезервированных бюджетных ассигнований на реализацию решений правительства области.
В рамках мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов продолжится совершенствование мер по повышению качества среднесрочного планирования, направленных на снижение отклонений утвержденного объема расходов бюджета области на очередной финансовый год от ранее утвержденного на этот год объема расходов планового периода, будет рассмотрена возможность использования инструмента казначейского сопровождения расходования отдельных средств бюджета области.
Первостепенное значение будет уделено работе по утверждению порядка обоснования бюджетных ассигнований для формирования проекта бюджета области на очередной финансовый год и плановый период.
Будет усилена работа в части повышения финансовой дисциплины и качества кассового исполнения бюджета области в соответствии с поквартально запланированными объемами расходов, что позволит снизить риски возникновения кассовых разрывов в течение финансового года.
Отдельными мерами, повышающими финансовую дисциплину распорядителей бюджетных средств, станет установление предельных сроков по заключению соглашений о предоставлении межбюджетных субсидий, а также использованию доведенных лимитов в части контрактуемых статей расходов.
С целью обеспечения ликвидности счета бюджета области будет расширена практика доведения предельных объемов финансирования по межбюджетным трансфертам, предоставляемым из бюджета области.
Дальнейшее совершенствование управления расходными обязательствами области должно осуществляться по пути обеспечения систематического контроля правовой обоснованности и эффективности их исполнения.
Продолжится проведение ежегодной инвентаризации расходных обязательств, определение правовой обоснованности исполняемых расходных обязательств области, оценка полного объема расходных обязательств и его сопоставление с закрепленными за соответствующим бюджетом доходными источниками, мониторинг степени обеспечения расходных обязательств планируемыми и фактическими расходами.
В целях оптимизации расходов бюджета области будут проводиться мероприятия, направленные на повышение адресности социальной поддержки граждан, инвентаризация экономической целесообразности действующих выплат.
Продолжится работа по реструктуризации бюджетной сети, выявлению неэффективных или недостаточно загруженных государственных учреждений с целью принятия решений по целесообразности их дальнейшего функционирования.
В сфере образования, здравоохранения, культуры и социальной политики будет продолжена реализация мероприятий отраслевых "дорожных карт", направленных на повышение эффективности и качества услуг, увязанных с переходом на "эффективный контракт".
Результаты качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств и оценки эффективности предоставления межбюджетных трансфертов будут определяться с учетом объемов финансирования государственных программ, оценки их реализации.
При формировании бюджета на 2017 - 2019 годы, как и в предыдущем периоде, не предусматривается увеличение заработной платы государственным гражданским служащим области.
Бюджетная политика в сфере государственного управления будет направлена на продолжение оптимизации бюджетных расходов на функционирование органов государственной власти, осуществляемой во взаимосвязи с оптимизацией функций органов исполнительной власти области, перераспределением функций, исключением дублирующих функций.
В целях сокращения количества уточнений бюджета области будут созданы новые правовые основания по уточнению показателей бюджетной росписи, не затрагивающих изменений показателей государственных программ.
В целях повышения эффективности долговой политики ежегодно разрабатываются и утверждаются основные направления долговой политики области на трехлетний период.
Долговая политика как составная часть бюджетной политики непосредственно отвечает за сбалансированность бюджета, когда уже расставлены все приоритеты, применены все инструменты в части оптимизации расходов и повышения доходной части бюджета.
Проведение взвешенной долговой политики, ответственное управление государственным долгом области, обеспечение приемлемого уровня государственного долга области, минимизация стоимости привлечения долгового финансирования - основные задачи в современных условиях.
Политика в сфере управления государственным долгом области, как и в предшествующие периоды, будет направлена на сохранение объема государственного долга области на экономически безопасном уровне, сокращение стоимости обслуживания государственного долга области, выполнение принятых обязательств в полном объеме, выполнение условий соглашений с Министерством финансов Российской Федерации о предоставлении бюджетных кредитов из федерального бюджета.
Для реализации указанных целей будут использованы различные механизмы и инструменты:
привлечение бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах;
замещение коммерческих кредитов бюджетными кредитами Министерства финансов Российской Федерации;
привлечение коммерческих заимствований с учетом конъюнктуры финансового рынка;
равномерное распределение сумм погашения долговых обязательств;
сохранение доли коммерческих заимствований на уровне не более 50 процентов от суммы налоговых и неналоговых доходов бюджета области;
сохранение доли расходов на обслуживание государственного долга области на уровне не более 5 процентов от общего объема расходов бюджета области;
обеспечение доли расходов на обслуживание государственного долга области от объема доходов бюджета области, за исключением безвозмездных поступлений, на уровне 2,1 процента;
сохранение объема государственного долга области (за исключением бюджетных кредитов, полученных от других уровней бюджетной системы) к общему годовому объему доходов бюджета области (без учета объема безвозмездных поступлений) в отчетном финансовом году на уровне не более 50 процентов от суммы налоговых и неналоговых доходов бюджета области;
управление остатками средств на едином счете по учету средств бюджета области в целях сокращения привлечения заемных средств.
Проводимые мероприятия позволят обеспечить исполнение расходных обязательств бюджета области при сохранении оптимального соотношения величины государственного долга области и расходов на его обслуживание.
2. Повышение качества государственных программ области
и расширение их использования в бюджетном планировании
Будет продолжена работа по совершенствованию программно-целевого принципа формирования и исполнения бюджета области, соответствия финансовых показателей государственных программ области с параметрами расходов бюджета области, которые будут определены в бюджетном прогнозе области.
Продолжится реализация мер по обеспечению взаимосвязи государственных программ области и муниципальных программ, оказанию методологической поддержки органам местного самоуправления.
На 2017 год бюджет области включает 23 государственные программы области с объемом ассигнований 63,2 млрд. рублей, или 95,8 процента от общего объема бюджетных ассигнований, на 2018 год - 63,3 млрд. рублей, или 95,2 процента, на 2019 год - 64,3 млрд. рублей, или 90,4 процента.
В 2017 году перечень государственных программ области может корректироваться в связи с прошедшими изменениями в 2016 году структуры правительства области.
Ответственным исполнителем (координатором) проводится общественное обсуждение проекта государственной программы области, в том числе с привлечением Общественной палаты Тульской области, общественных советов, созданных при органах исполнительной власти области, структурных подразделениях аппарата правительства области, научных и иных заинтересованных организациях. В дальнейшем будет продолжено обязательное общественное обсуждение государственных программ области.
3. Реализация майских указов Президента Российской Федерации
Как и в предыдущие годы, первоочередными направлениями расходования средств остаются задачи, поставленные в майских указах Президента Российской Федерации.
Планируется дальнейшее увеличение заработной платы работников учреждений бюджетной сферы в соответствии с параметрами, определенными Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". На эти цели в бюджете области за счет собственных средств на 2017 год предусмотрено 0,7 млрд. рублей, на 2018 год - 1,2 млрд. рублей.
В связи с принятием Правительством Российской Федерации решения о достижении целевых показателей майских указов Президента Российской Федерации в 2018 году объем необходимых средств был распределен на 2017 и 2018 годы, что в значительной степени снизило нагрузку на бюджет области.
Например, заработная плата работников социальной сферы составит 89,5 процента от среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Тульской области, заработная плата работников культуры - 90 процентов, а заработная плата врачей будет увеличена до 180 процентов от среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Тульской области.
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" будет продолжена реализация мероприятий, направленных на обеспечение системы здравоохранения кадрами. В этих целях предусмотрены средства на:
приобретение жилых помещений для формирования фонда служебного жилья для предоставления служебных квартир врачам государственных учреждений здравоохранения области;
компенсационные выплаты медицинским работникам за наем жилых помещений;
осуществление социальных выплат при поступлении на работу врачам всех специальностей в размере 580,0 тыс. рублей, врачам востребованных специальностей в размере 920,0 тыс. рублей, средним медицинским работникам востребованных специальностей в размере 350,0 тыс. рублей.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" в период 2016 - 2017 годов будет продолжена реализация комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2012 года.
Сроки завершения мероприятий определены 2017 годом. В бюджете области предусматриваются средства на обеспечение долевого финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, реализуемых в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". В 2017 году на эти цели предусмотрен объем бюджетных ассигнований в размере 1,3 млн. рублей, в том числе софинансирование за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в размере 0,4 млрд. рублей.
4. Финансирование отраслей социальной сферы
Предельные объемы бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ области в отраслях социальной сферы на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов сформированы на основе следующих основных подходов.
При доведении прогнозных объемов бюджетных ассигнований органам государственной власти предоставлена существенная гибкость по отбору тех расходов, которые признаются приоритетными. При этом сделан упор на финансирование мероприятий Основных направлений деятельности правительства Тульской области на период до 2021 года. Часть указанных мероприятий уже нашла отражение в проекте бюджета области, при этом в ходе исполнения бюджета области, определении приоритетности расходов дополнительные мероприятия будут замещать неэффективные.
Финансовое обеспечение новых расходных обязательств в части установления дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям инвалидов, детям-инвалидам и другим категориям граждан производится за счет приведения отдельных правовых норм области в соответствие с требованиями соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости.
Проведена работа по определению эффективности ряда мер социальной поддержки ограниченного срока действия. Дополнительные меры социальной поддержки по вопросу семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за период 2014 - 2016 годов позволили увеличить число детей, переданных на семейные формы устройства из государственных учреждений. В проекте бюджета области до 2019 года продлено предоставление дополнительных мер социальной поддержки на предоставление единовременных и ежемесячных пособий на усыновленного (удочеренного) ребенка.
Расчет стипендиального фонда для студентов государственных учреждений проиндексирован с 1 сентября 2017 года на 4 процента.
Расчет расходов на меры социальной поддержки, выплату пособий, компенсаций и доплат производится исходя из фактической численности получателей.
В рамках реализации государственных программ области в целях формирования эффективной системы социальной защиты необходимо расширить применение принципа нуждаемости и адресного подхода, в том числе за счет корректировки условий назначения отдельных мер социальной поддержки, путем определения и введения критериев адресности и нуждаемости.
На реализацию мер по дальнейшей поддержке семей и детей, обеспечению семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2017 году предусмотрены средства в объеме 770,4 млн. рублей на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, признанным нуждающимися.
Финансовое обеспечение оказания бесплатной медицинской помощи населению области осуществляется в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
5. Финансовое обеспечение дорожной
деятельности и "Народного бюджета"
С введением в эксплуатацию с 1 апреля 2014 года системы обеспечения управления и контроля дорожного движения на территории области в рамках реализации государственной программы области "Развитие транспортной системы Тульской области и повышение безопасности дорожного движения" наблюдается устойчивая тенденция роста доходов бюджета области от штрафов за нарушение законодательства о безопасности дорожного движения, включая работу стационарных комплексов фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения.
Сумма штрафов, поступивших в бюджет области от работы стационарных комплексов фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения, в 2015 году составила 316 млн. рублей, за 9 месяцев 2016 года - 236 млн. рублей. Прогнозируемый объем доходов от данного источника за 2016 год составит около 350 млн. рублей. В 2017 году по данному источнику планируются доходы в объеме не менее 400 млн. рублей.
В рамках государственной программы области "Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования в Тульской области" за счет ассигнований дорожного фонда Тульской области продолжится выполнение мероприятий, направленных на увеличение объемов строительства и реконструкции региональных автомобильных дорог в 2015 - 2022 годах. Одновременно продолжится реализация мероприятий по капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог, что даст возможность увеличить долю автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, отвечающих нормативным требованиям, что предусмотрено в Перечне поручений Президента Российской Федерации N Пр-1572 от 05.03.2015.
Кроме того, планируется привлечение средств федерального бюджета на строительство автомобильных дорог общего пользования в Тульской области, в том числе на строительство восточного обхода г. Тулы с мостом через реку Упу и путепроводом через железную дорогу Смоленск - Мичуринск (II пусковой комплекс).
Формирование муниципальных дорожных фондов начиная с 2017 года будет осуществляться в том числе за счет дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты от акцизов на нефтепродукты исходя из зачисления 30 процентов доходов консолидированного бюджета субъекта от указанного налога в местные бюджеты. По сравнению с 2016 годом указанный норматив увеличен на 8,0 процента. Соответственно, при формировании дорожного фонда Тульской области учитывались доходы в объеме 70 процентов от указанного налога.
Будет организована работа с органами государственной власти Российской Федерации по вопросам о законодательном закреплении права субъектов Российской Федерации осуществлять корректировку размеров региональных дорожных фондов в текущем финансовом году в зависимости от фактического объема поступления в бюджет субъекта Российской Федерации доходов от акцизов на нефтепродукты, а также о возможности права расходования до 30,0 процента объемов ассигнований фонда на первоочередные расходы бюджета области без последующего возмещения средств.
В 2017 году планируется продолжить реализацию проекта "Народный бюджет", для чего в бюджете области предусматриваются расходы в сумме 300 млн. рублей, часть которых будет направлена на ремонт и замену лифтового оборудования в многоквартирных домах.
6. Стимулирование инвестиционного развития области,
финансовое обеспечение сельского хозяйства
В проекте бюджета области на 2017 год бюджетные инвестиции запланированы на уровне 7 процентов от общего объема расходов бюджета области.
Уполномоченной организацией в сфере создания и развития инфраструктуры индустриальных парков "Тульская региональная корпорация развития государственно-частного партнерства" реализуется ряд инвестиционных проектов. В 2016 году в Тульской области на территории индустриального парка в Узловском районе создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Узловая". В период до 2018 года будет осуществляться строительство инженерной, транспортной, социальной и иной инфраструктуры особой экономической зоны промышленно-производственного типа за счет средств бюджета области в размере не менее 3,5 млрд. рублей. Основными резидентами особой экономической зоны станут компании машиностроительного и станкостроительного кластера.
В целях создания условий для улучшения инвестиционного климата, эффективного привлечения капиталовложений в экономику региона, развития государственно-частного партнерства в бюджете области предусматривается государственная поддержка при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности. Основными источниками финансирования данных мероприятий в 2017 - 2019 годах будут средства инвестиционного фонда Тульской области в объеме 30,0 млн. рублей, а также предоставление субсидий уполномоченной организации в сфере создания и развития инфраструктуры индустриальных парков на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ и оказанием услуг в объеме 975,1 млн. рублей. Указанные меры поддержки будут предоставляться в рамках государственной программы области "Улучшение инвестиционного климата Тульской области".
В целях развития инфраструктуры физической культуры и спорта на 2017 год предусматривается 273,6 млн. рублей на завершение строительства и ввода в эксплуатацию физкультурных сооружений.
В 2017 году будет продолжено решение основных проблем по обеспечению доступности жилья для отдельных социальных групп населения, к числу которых относятся молодые семьи, многодетные семьи, имеющие трех и более детей, работники государственных и муниципальных учреждений области, а также граждане, проживающие в жилье, непригодном для проживания ввиду его аварийности. Одним из наиболее эффективных способов обеспечения жильем вышеперечисленных категорий граждан является механизм предоставления за счет средств бюджета области социальных выплат для приобретения жилья.
Не менее важна задача обеспечения безопасных и комфортных условий проживания. Для ее реализации запланированы бюджетные ассигнования на модернизацию объектов жилищно-коммунального хозяйства, газификацию населенных пунктов в объемах 219,0 млн. рублей на 2017 год, 249,1 млн. рублей на 2018 год, 249,1 млн. рублей на 2019 год.
Основной задачей бюджетной политики в сфере агропромышленного комплекса на 2017 - 2019 годы остается обеспечение оптимизации и расстановки приоритетов действующих расходных обязательств бюджета области по оказанию государственной поддержки развития сельского хозяйства.
Продолжится работа по переходу к использованию типовых проектных решений инвестиционных проектов, реализуемых в агропромышленном комплексе, анализу целесообразности мер государственной поддержки, выявлению не влияющих непосредственно на результат сельскохозяйственного производства, а также не оказывающих стимулирующего воздействия на повышение эффективности производственной деятельности и расширение производства сельскохозяйственной продукции. Планируется оказывать последовательную государственную поддержку новым инвестиционным проектам, основанную на принципах государственно-частного партнерства, продолжить обеспечение субсидирования части процентной ставки по привлеченным инвестиционным и краткосрочным кредитам.
С 2017 года планируется возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным юридическими лицами на реализацию инвестиционных проектов в сфере социального обслуживания.
Для реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Тульской области создан региональный оператор - Фонд капитального ремонта Тульской области, который обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тульской области, и осуществляет финансирование капитального ремонта за счет взносов собственников помещений, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
Обеспечение деятельности Фонда капитального ремонта Тульской области осуществляется за счет средств бюджета области в рамках государственной программы области "Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Тульской области".
Это позволит уже в 2017 - 2019 годах отремонтировать 2300 многоквартирных домов в Тульской области.
В 2017 году будет продолжена реализация региональной программы области "Благоустройство города Тулы - административного центра Тульской области" в объеме 200,0 млн. рублей, мероприятия которой направлены на комплексное благоустройство муниципального образования город Тула, выполнение первоочередных задач по созданию благоприятных условий проживания и отдыха жителей города Тулы.
7. Повышение эффективности оказания населению
государственных услуг
В рамках решения задачи по созданию условий для улучшения качества государственных услуг в 2015 - 2016 годах продолжена работа по формированию стимулов для более рационального и экономного использования бюджетных средств.
С целью унификации и систематизации государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями области, утвержден Порядок формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями Тульской области. Согласно данному порядку ведомственные перечни государственных услуг (работ) формируются на основании базовых (отраслевых) перечней услуг (работ), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, начиная с 2016 года. Ведомственные перечни государственных услуг и работ ведутся органами исполнительной власти области в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет", доступ к которой осуществляется через Единый портал бюджетной системы Российской Федерации (www.budget.gov.ru).
Для решения проблемы, связанной с включением в базовые (отраслевые) перечни услуг (работ), оказываемых (выполняемых) исключительно в интересах органа-учредителя, органами исполнительной власти Тульской области проведена работа по исключению указанных услуг и работ из ведомственных перечней услуг (работ).
В соответствии с Порядком формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений области и финансового обеспечения выполнения государственного задания начиная с 2016 года производится расчет объема финансового обеспечения выполнения государственного задания на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, что позволяет установить прозрачную методику определения стоимости каждой государственной услуги на основании нормативных затрат, рассчитанных в соответствии с единым базовым нормативом затрат, учитывающим экономически обоснованную себестоимость услуги, и корректирующих коэффициентов к нему.
В 2016 году в целях повышения ответственности государственных учреждений за невыполнение государственного задания и использование средств для его выполнения установлены:
ограничения в части увеличения (уменьшения) показателей допустимого (возможного) отклонения от показателей качества и (или) объема, а также общего допустимого (возможного) отклонения от выполнения государственного задания в очередном финансовом году по сравнению с отчетным годом;
норма об обязательном возврате средств субсидии в бюджет области в случае, если показатели объема (результата), указанные в отчете о выполнении государственного задания учреждением, меньше показателей, установленных в государственном задании.
Повышению эффективности и улучшению качества оказания (выполнения) государственных услуг (работ) в 2017 году и плановом периоде 2018 - 2019 годов будут способствовать:
автоматизация процесса формирования и мониторинга государственных заданий Тульской области;
создание правовых оснований для привлечения к оказанию государственных услуг (работ) юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц - производителей товаров, работ, услуг;
повышение конкуренции среди юридических лиц, в том числе государственных (муниципальных) учреждений, участвующих в оказании государственных (муниципальных) услуг;
увеличение доли социально ориентированных некоммерческих организаций в оказании общественно полезных услуг;
продолжение унификации и систематизации государственных услуг (работ) (выделение общероссийского, федерального и регионального разделов базового перечня), в том числе с целью разграничения перечней государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) в пределах минимального объема, гарантированного законодательством, и сверх него;
повышение открытости и подотчетности бюджетных и автономных учреждений в части обоснования планов/смет финансово-хозяйственной деятельности.
Будет продолжена работа по оптимизации структуры бюджетной сети за счет ликвидации или преобразования государственных учреждений, не оказывающих услуги, непосредственно направленные на реализацию полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также не соответствующие профилю органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, в организации иной организационно-правовой формы.
Усилия и ресурсы будут сконцентрированы на привлечении и удержании в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров и развитии материально-технической базы государственных учреждений, в том числе за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников (оказание учреждениями платных услуг, получение инвестиций в рамках развития государственно-частного партнерства).
Продолжится практика возврата в доход бюджета области части субсидии в объеме невыполненного государственного задания. Остатки средств субсидий, предоставленных в 2016 году государственным бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ), образовавшихся в связи с недостижением бюджетными и автономными учреждениями установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем выполнения государственных услуг (работ), будут подлежать возврату в бюджет области.
8. Повышение прозрачности бюджетного процесса.
Развитие единой интегрированной информационной
системы управления общественными финансами
"Электронный бюджет"
Для обеспечения прозрачности и публичности информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере управления общественными финансами и в целях совершенствования процесса открытости бюджетного процесса в Тульской области (как составляющей открытого государственного управления в Тульской области) планируются дальнейшее развитие информационной аналитической системы "Открытый бюджет Тульской области", составной частью которой является "Бюджет для граждан", регулярное размещение на портале "Открытый бюджет Тульской области" информации, характеризующей бюджетную систему области.
Портал "Открытый бюджет Тульской области" обеспечивает предоставление для широкого круга пользователей в объективной, доступной и простой для понимания форме информации о целях, задачах и приоритетных направлениях бюджетной политики, планируемых и достигнутых результатах использования бюджетных средств, об обоснованиях бюджетных расходов.
В рамках повышения прозрачности бюджетного процесса финансовыми органами субъектов Российской Федерации сформированы и будут поддерживаться в актуальном состоянии сводные реестры участников бюджетного процесса и юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц.
Данные указанных сводных реестров являются основой комплексной автоматизации финансово-хозяйственной деятельности с обеспечением преемственности сведений управленческого учета, что обеспечит прозрачность, открытость и достоверность организации процессов в органах власти и учреждениях, позволит связать результаты с затратами и повысить качество финансового менеджмента.
Одними из направлений для достижения целей бюджетной политики являются внедрение современных информационных технологий, способствующих повышению эффективности деятельности органов власти всех уровней, автоматизация бюджетного процесса в Тульской области, направленная на повышение качества, оперативности и прозрачности его организации, на формирование единого информационного пространства в сфере управления общественными финансами области.
В 2017 - 2019 годах запланированы расширение функционала и модернизация действующих автоматизированных систем министерства финансов Тульской области путем их реализации посредством web-технологий. Это позволит создать единую техническую, технологическую и методологическую платформу для бюджетной системы области, создать основу Регионального электронного бюджета.
В итоге будет осуществлен переход на новый уровень автоматизации процессов планирования бюджетных ассигнований, межбюджетных трансфертов, источников финансирования дефицита бюджета, формирования государственных заданий и объема финансового обеспечения выполнения государственных заданий, обоснований бюджетных ассигнований, реестра расходных обязательств, закона области о бюджете области, паспорта государственного учреждения, государственных программ области.
На платформе Регионального электронного бюджета будет реализован функционал, позволяющий формировать и вести реестр источников доходов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 N 868 "О порядке формирования и ведения перечня источников доходов Российской Федерации", с возможностью подключения и работы пользователей субъекта и муниципальных образований.
Для реализации поставленных задач в предстоящем периоде также планируются:
дальнейшая интеграция информационных систем в сфере управления финансами с системами в сфере управления государственными закупками;
внедрение компонентов государственной интегрированной информационной системы (ГИИС) управления общественными финансами "Электронный бюджет" на уровне области, интеграция и взаимодействие информационных систем в сфере управления финансами области с ГИИС;
оказание методологической помощи по автоматизации деятельности финансовых органов муниципальных образований области.
9. Совершенствование системы внутреннего
государственного финансового контроля
Одной из задач повышения эффективности бюджетных расходов является построение эффективной системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Такая система позволит обеспечить осуществление предварительного контроля исполнения внутренних бюджетных процедур и значительно улучшить финансовую дисциплину главных распорядителей (администраторов) бюджетных средств.
Важной задачей также является проведение анализа систем внутреннего финансового контроля и аудита, обеспечивающего надлежащее качество внутреннего финансового контроля.
В период 2017 - 2019 годов будет продолжена работа по совершенствованию методов финансового контроля в системе органов исполнительной власти, усилению предварительного и последующего контроля.
В целях развития системы внутреннего государственного финансового контроля в 2017 году планируется реализация следующих задач:
1. Рассмотрение вопроса об автоматизации системы внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений.
2. Проведение информационной работы с целью повышения бюджетной дисциплины объектами государственного финансового контроля.
3. Проведение информационной работы с главными распорядителями бюджетных средств по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
4. Усиление контроля за повышением отдачи от использования средств бюджета области.
5. Усиление контроля за эффективным управлением и распоряжением имуществом, находящимся в государственной собственности области.
6. Разработка и утверждение стандарта осуществления внутреннего государственного финансового контроля.
Совершенствование системы внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений позволит снизить потери средств бюджета области, а также обеспечить эффективность использования имеющихся финансовых ресурсов.
10. Бюджетная политика в сфере государственных закупок
В целях повышения эффективности расходования средств бюджета области в сфере развития контрактной системы и осуществления государственных закупок в 2017 году планируется реализация ряда мероприятий.
Продолжится реализация мер по интеграции региональной информационной системы Тульской области в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд (далее по тексту - РИС ТО) с Единой информационной системой в сфере закупок с учетом требований по регистрации региональных информационных систем.
Также планируется осуществить ряд мер по доработке РИС ТО, направленных на развитие системы мониторинга и оценки эффективности размещения закупок заказчиками области, формирование маркетинговых исследований для проведения совместных электронных аукционов и конкурсов.
С учетом эксплуатации сервиса "Запрос цен для закупок малого объема", направленного на установление рыночных цен при заключении договоров с единственным поставщиком, планируется реализация мер, направленных на упрощение его использования заказчиками области.
Указанные мероприятия позволят повысить эффективность организации и проведения закупок, обеспечат бюджетную дисциплину, позволят исключить размещение закупок, не обеспеченных лимитами бюджетных обязательств, а также обеспечат более эффективное использование средств при заключении прямых договоров.
Предусматривается расширить спектр товаров, работ и услуг, закупаемых в рамках совместных торгов, что даст возможность закупать товары, работы, услуги по оптовым ценам, на единых технических условиях и условиях контрактов.
11. Основные подходы к формированию системы
межбюджетных отношений
Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений в 2017 - 2019 годах будет сосредоточена на решении следующих задач:
обеспечение сбалансированности местных бюджетов;
сохранение высокой роли выравнивающей составляющей межбюджетных трансфертов;
повышение эффективности предоставления целевых межбюджетных трансфертов.
Оказание финансовой поддержки со стороны бюджета области в финансировании первоочередных расходов бюджетов муниципальных образований будет продолжено путем предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, которые сохранят ведущую роль в системе межбюджетного регулирования. Являясь ключевой формой межбюджетных трансфертов, общий объем указанных дотаций не должен подлежать уменьшению даже в случае необходимости пересмотра отдельных расходных статей бюджета области.
Основной задачей по формированию межбюджетных отношений на муниципальном уровне будет являться сохранение принципов и подходов, применяемых министерством финансов Тульской области для выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований, с учетом их совершенствования в связи с сохраняющейся существенной дифференциацией перечней вопросов местного значения и налогового потенциала между видами муниципальных образований.
Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов (городских округов) определен, исходя из достижения критерия выравнивания финансовых возможностей поселений и критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), порядок определения которых учтен Законом Тульской области от 11 ноября 2005 года N 639-ЗТО "О межбюджетных отношениях между органами государственной власти Тульской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Тульской области".
Это обеспечивает определенную стабильность муниципальным образованиям в рамках осуществления бюджетного процесса, так как объемы финансовой помощи муниципальным образованиям будут определяться исходя из достижения каждым муниципальным образованием установленного критерия выравнивания на срок не менее трех лет.
В 2017 году и в плановом периоде 2018 - 2019 годов критерий выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) определен в размере 0,6251 против 0,622 в 2016 году и плановом периоде 2017 - 2018 годов.
С целью более эффективного выравнивания бюджетной обеспеченности, снижения рисков несбалансированности местных бюджетов предусмотрена индексация критерия выравнивания финансовых возможностей поселений на уровень инфляции в 2017 - 2019 годах на 4,0 процента ежегодно.
При этом критерий определен отдельно для городских и сельских поселений (в 2017 г. - 195,08 рубля, в 2018 г. - 202,88 рубля, в 2019 году - 211,00 рубля).
При распределении дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) на плановый период предусмотрена не распределенная между муниципальными районами (городскими округами) часть дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) в размере не более 20 процентов общего объема указанных дотаций, утвержденного на первый год планового периода, и не более 20 процентов общего объема указанных дотаций, утвержденного на второй год планового периода.
Данная норма также применена при распределении дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений.
Это позволит обеспечить предсказуемость и стабильность в дальнейшем при определении размеров межбюджетных трансфертов, установленных муниципальным образованиям.
При распределении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) основными целями являлись выравнивание бюджетной обеспеченности и сокращение разрыва между наиболее и наименее обеспеченными муниципальными образованиями.
При формировании проекта бюджета области на 2017 год и плановый период 2018 - 2019 годов соотношение среднего уровня бюджетной обеспеченности до выравнивания между наиболее и наименее обеспеченным муниципальным образованием составляет 11,3 раза, после выравнивания - 3,0 раза, и при этом объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) из областного фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) возрос по сравнению с 2016 годом на 64,8 млн. рублей, или 105,1 процента.
В целях дополнительного стимулирования городских округов по работе с имущественным комплексом, а также создания условий по объективному выравниванию доходных возможностей бюджетов муниципальных образований и повышению доходной части местных бюджетов установлен единый норматив отчислений от налога на имущество организаций бюджетам городских округов в размере 5 процентов.
В целях сглаживания диспропорции в социально-экономическом развитии муниципальных образований (городских и сельских поселений) на территории области с 2017 года органы местного самоуправления муниципальных районов должны распределять дотацию бюджетам поселений на выравнивание бюджетного обеспеченности поселений из бюджета муниципального района, образованную за счет субвенций из бюджета области, исходя из бюджетной обеспеченности поселений.
Это позволит выровнять городские и сельские поселения по уровню бюджетной обеспеченности и существенно сократить разрыв между наиболее и наименее обеспеченными муниципальными образованиями.
На фоне изменяющихся условий внешнеэкономической конъюнктуры важной задачей в сфере межбюджетного регулирования являлось содействие в обеспечении сбалансированности местных бюджетов, снижении рисков неисполнения первоочередных расходных обязательств.
Для минимизации угроз несбалансированности муниципальных бюджетов необходимо продолжать использовать "консервативный" вариант прогноза социально-экономического развития Российской Федерации при определении основных характеристик бюджетов. Этот подход не только позволяет повысить точность бюджетного планирования, но и предотвратить часть рисков, связанных с принятием дополнительных, не обеспеченных финансовыми ресурсами расходных обязательств.
С 2017 года изменен порядок расчета дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных районов (городских округов). Размер дотации на 2017 год составит 200,0 млн. рублей.
Право на получение дотации будут иметь муниципальные районы (городские округа) Тульской области, уровень бюджетной обеспеченности которых не превышает 1, и в случае недостаточности собственных доходов на обеспечение расходов консолидированного бюджета муниципального района (бюджета городского округа), связанных с решением вопросов местного значения.
Этот вид финансовой помощи будет распределяться двумя частями, первая из которых (в размере 120,0 млн. рублей) будет учитывать результаты работы, проводимой муниципальными образованиями в области легализации трудовых отношений и создания новых рабочих мест, а соответственно, и увеличения доходной базы муниципальных бюджетов. Вторая часть в размере 80,0 млн. рублей будет распределяться по результатам исполнения консолидированных бюджетов за 1 полугодие 2017 года.
На 2017 год дифференцированные нормативы отчислений в бюджеты муниципальных образований области от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, будут установлены исходя из зачисления в бюджеты муниципальных районов (городских округов) области 30 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета области от указанного налога против 22 процентов в текущем году.
Размеры указанных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты устанавливаются законом области о бюджете области исходя из протяженности автомобильных дорог местного значения муниципальных образований.
В 2016 году Постановлением правительства Тульской области от 22.07.2016 N 320 утвержден новый Порядок предоставления, использования и возврата бюджетных кредитов, предоставляемых из бюджета Тульской области бюджетам муниципальных районов (городских округов) Тульской области.
В соответствии с вышеуказанным документом бюджетные кредиты предоставляются:
- на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов муниципальных районов (городских округов) области, на срок, не выходящий за пределы финансового года;
- для частичного покрытия дефицитов бюджетов муниципальных районов (городских округов) области, в том числе в целях погашения долговых обязательств бюджетов муниципальных районов (городских округов) области в виде обязательств по кредитам, полученным бюджетами муниципальных районов (городских округов) области от кредитных организаций на срок до трех лет.
Кредиты на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов муниципальных районов (городских округов) области, выданные из бюджета области после 1 июня 2016 года, не подлежат реструктуризации.
С 2017 года планируется установить единую плату за пользование бюджетными кредитами в размере одной второй ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день заключения договора о предоставлении бюджетного кредита.
Кроме того, в доходах бюджета области и в бюджетных ассигнованиях областного фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) предусмотрены субсидии из бюджета муниципального образования город Тула на 2017 год в сумме 130,4 тыс. рублей, на 2018 год в сумме 133,6 млн. рублей и на 2019 год в сумме 141,2 млн. рублей соответственно.
В целях сокращения встречных потоков и обеспечения заинтересованности органов местного самоуправления в развитии производственной базы, инвестиционной привлекательности районов, а также создания стимулов для укрепления доходной базы местных бюджетов в соответствии с нормами бюджетного законодательства по бюджетам муниципальных образований производится замена дотации дополнительным нормативом отчислений от налога на доходы физических лиц. В 2017 году и плановом периоде 2018 - 2019 годов произведена замена дотации по 3 муниципальным образованиям (в 2017 году на 64,9 млн. рублей, в 2018 году на 63,0 млн. рублей, в 2019 году на 66,4 млн. рублей).
Важной задачей также остается повышение эффективности бюджетных расходов на местном уровне, что должно способствовать снижению риска несбалансированности местных бюджетов.
На областном уровне будет продолжен мониторинг качества управления муниципальными финансами, который проводится в соответствии с Положением об организации и проведении мониторинга качества управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципальных районов и городских округов Тульской области, утвержденным Постановлением администрации области от 29.06.2011 N 512.
Перечень индикаторов, применяемый в постановлении, охватывает целый ряд направлений и позволяет с разных сторон охарактеризовать качество управления финансами и платежеспособность муниципальных образований в сопоставлении с другими муниципальными образованиями.
В целях стимулирования муниципальных районов и городских округов области по улучшению качества управления муниципальными финансами в бюджете области предусматриваются средства за счет дотации как формы стимулирования муниципальных районов и городских округов в повышении качества управления местными финансами. Дотация распределяется между муниципальными образованиями, определенными правительством области по итогам мониторинга и комплексной оценки качества управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципальных образований области за последний отчетный год. Объем дотации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов составляет 3,0 млн. рублей ежегодно.
В целях повышения заинтересованности органов местного самоуправления в развитии территорий, а также инвестиционной привлекательности муниципалитетов в бюджете области предусматриваются дотации на поощрение достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, определяемых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов". Объем дотации на поощрение достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов на 2017 год составляет 10,0 млн. рублей, на 2018 год - 10,0 млн. рублей, на 2019 год - 10,0 млн. рублей.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тульской областной Думы от 8 декабря 2016 г. N 34/992 "Об основных направлениях бюджетной политики Тульской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.