Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к постановлению
правительства Тульской области
от 6 февраля 2017 г. N 49
9.2.3. Основные направления территориального
развития отраслей социальной инфраструктуры
Система образования
В числе долговременных и эффективных мер, направленных на развитие территорий Тульской области, следует назвать образование, и прежде всего, необходимость формирования образованного общества.
В Тульской области сложилось восприятие образования как стратегического ресурса, как инвестиционного процесса. Эффективная интеграция образовательного, научного и технологического потенциалов области является одним из условий повышения ее конкурентоспособности и устойчивого экономического роста.
Главной целью развития образования является повышение доступности качественного образования, формирование конкурентоспособного специалиста.
Для достижения этой цели необходимо обеспечить:
повышение качества образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, привлечения в образование высококвалифицированных кадров;
возрастание роли дополнительного образования;
создание условий для повышения качества подготовки специалистов в системе начального и среднего профессионального образования области;
формирование государственного регионального заказа на подготовку и переподготовку кадров на основе прогнозирования спроса на рабочую силу на региональном рынке труда в разрезе профессий (специальностей) и уровней образования;
создание на базе ведущих предприятий заказчиков кадров, особенно в высокотехнологичных отраслях, учебно-производственных комплексов за счет использования материальных активов предприятий (помещений, оборудования) на договорной основе;
обеспечение доступа педагогических работников и обучающихся к современным электронным образовательным ресурсам и технологиям;
повышение эффективности бюджетных расходов на образование;
оптимизацию территориального размещения образовательных организаций.
С 2005 по 2010 год число обучающихся в общеобразовательных организациях, расположенных в области, уменьшилось на 29,5 тыс. человек.
В 2009/2010 учебном году в Тульской области работали 677 общеобразовательных организации, в которых обучались 123,6 тыс. обучающихся. В их числе - 20 гимназий, 13 лицеев, 3 школы с углубленным изучением отдельных предметов, 14 вечерних (сменных) общеобразовательных организаций, 1 кадетская школа-интернат, 6 общеобразовательных школ-интернатов, 26 специальных (коррекционных) образовательных организаций для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, 1 специальная учебно-воспитательная организация для детей и подростков с девиантным поведением.
В Тульской области - 163 организации дополнительного образования детей (15 - государственных и 148 - муниципальных). Из них в сфере образования - 79, в сфере культуры - 53, в сфере молодежной политики и спорта - 31.
Сохраняется сеть профессионально-образовательных организаций. В области действуют 42 техникума и колледжа, 22 высших учебных заведения (далее - вуз) с филиалами.
В Тульской области осуществляется становление системы непрерывного профессионального образования. Интеграционные процессы идут в профессиональных учебных заведениях области с 1997 года.
В области уже давно сложилась система непрерывного образования: подготовка на уровне детский сад, школа, колледж, высшее учебное заведение, профориентационная и довузовская подготовка, дополнительное образование, в том числе и профессиональное.
С деятельностью организаций образования связано сегодня решение наиболее значимых социально-экономических вопросов, затрагивающих интересы сельских жителей области. Такое положение способствует тому, что на сферу образования налагается основной груз социальных функций и ответственности перед обществом и государством.
В сфере развития образования предусматривается решение следующих задач:
оптимизация сети образовательных организаций с учетом демографической ситуации и социального запроса;
создание условий для получения среднего (полного) общего образования всеми гражданами до 18 лет, проживающими на территории Тульской области, повышение его качества;
обновление содержания общего образования, обеспечение его вариативности;
повышение практической направленности общего образования;
компьютеризация, информатизация школ и управления образования;
проведение мероприятий по улучшению санитарно-гигиенических условий организации учебно-воспитательного процесса, уменьшение количества учащихся, обучающихся во II смену;
повышение эффективности управления образованием на основе использования принципов программно-целевого управления и стратегического планирования;
обеспечение самостоятельности образовательных организаций всех типов и видов;
реструктуризация сети сельских школ;
обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами, социальная защита работников образования и обучающихся.
Анализ состояния подготовки кадров в системе профессионального образования показал, что в последние годы ослабло влияние профессиональных сообществ на развитие образовательной системы, следствием чего стало несоответствие содержания и структуры профессионального образования потребностям экономики, социальной сферы.
Дальнейшее развитие системы профессионального образования должно быть направлено на модернизацию системы в рыночных условиях, таким образом, чтобы организации профессионального образования все более активно и мобильно реагировали на постоянные изменения требований рынка труда.
Условия дефицита ресурсов при переходе к новому содержанию и технологиям общего образования, предпрофильной подготовке и профильному обучению, форм контроля и оценки качества процессов и результатов педагогического процесса могут еще более увеличить разрыв между образовательными возможностями сельских и городских жителей.
Современное состояние образовательной системы Тульской области в сравнении с 1995 годом представлено ниже.
Дошкольные организации
Наличие развитой сети дошкольных образовательных организаций позволяет реализовать гарантированное гражданам Российской Федерации право на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, создает условия для организованного воспитания, обучения, развития, присмотра, ухода и оздоровления детей, а также для подготовки их к обучению в школе.
2010 г. В Тульской области функционирует 531 дошкольная образовательная организация, которые посещают 45344 ребенка (городские поселения - 361 организация с количеством детей 40768, сельская местность - 170 организаций с количеством детей - 4848).
2005 г. В Тульской области функционировало 555 дошкольных образовательных организаций, которые посещали 42900 детей (городские поселения - 365 организаций с количеством детей 38300, сельская местность - 190 организаций с количеством детей - 9400).
|
1995 г |
2005 г |
2010 г |
Число дошкольных организаций - всего |
831 |
555 |
531 |
в том числе: |
|
|
|
в городской местности |
497 |
365 |
361 |
в сельской местности |
334 |
190 |
170 |
Численность детей в дошкольных организациях, тыс. человек |
60.4 |
42.9 |
45,3 |
в том числе: |
|
|
|
в городской местности |
52.2 |
38.3 |
40,5 |
в сельской местности |
8.2 |
4.6 |
4,8 |
Число детей, приходящихся на 100 мест в дошкольных организациях |
|
|
|
Всего |
81 |
81 |
93 |
в том числе: |
|
|
|
в городской местности |
88 |
88 |
99 |
в сельской местности |
54 |
49 |
62 |
С 1990 года количество дошкольных организаций начало резко сокращаться, - только за последние 10 лет число дошкольных организаций сократилось на 142 единицы.
В определенной степени это связано с тем, что в 90-х годах так называемые "ведомственные" детские сады не передавались в муниципальную собственность, а приватизировались в процессе акционирования предприятий и в дальнейшем использовались не по назначению.
Значительное сокращение сети сельских дошкольных организаций было связано с их невостребованностью населением.
В муниципальных районах (городских округах) Тульской области принимаются меры по расширению и развитию сети дошкольных образовательных организаций: осуществляется реконструкция помещений дошкольных образовательных организаций с целью открытия дополнительных групп, организуются группы кратковременного и круглосуточного пребывания детей, открываются дошкольные группы на базе общеобразовательных школ.
Общеобразовательные организации
В Тульской области в 2010 году функционировало 668 общеобразовательных организаций. Из них 74 - в г. Туле, 221 - в городах и поселках городского типа Тульской области, 373 - являются сельскими организациями общего образования, что составляет 55,8% от общего количества. При этом более половины (83,3%) обучающихся проживает в городах области. 5,8% обучающихся обучаются во вторую смену (город - 6,7%; село - 1,5%).
На территории Тульской области расположены три негосударственных общеобразовательных организации.
Уменьшение числа общеобразовательных организаций связано с сокращением численности детей школьного возраста (по предварительным данным, среднегодовая численность детей в возрасте 7-17 лет уменьшилась на 1%) и работой областного органа в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по оптимизации сети образовательных организаций Тульской области.
Существующая в Тульской области сеть общеобразовательных организаций позволяет удовлетворить потребность населения Тульской области в получении общего образования.
|
1995 г. |
2000 г. |
2003 г. |
2005 г. |
2010 г. |
Число общеобразовательных организаций, единиц |
790 |
782 |
773 |
729 |
668 |
Численность обучающихся, тыс. чел. |
227,3 |
204.5 |
172,8 |
148,7 |
122,5 |
Особое значение для Тульской области (свыше 20% населения составляют жители села) имеет сельская школа.
Серьезной проблемой развития образования в Тульской области является значительное число сельских малокомплектных школ. Во многих школах учится до ста человек.
Поэтому, приоритетным направлением обеспечения качественного развития образования на селе является оптимизация (реструктуризация) сети сельских общеобразовательных организаций.
С целью повышения качества, доступности и эффективности образования в соответствии с основными направлениями Концепции модернизации российского образования органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, сформированы планы оптимизации сети образовательных организаций.
Оптимизация сети малокомплектных и малочисленных образовательных организаций проводится по направлениям:
создание сети базовых образовательных организаций;
создание центров и систем дистанционного обучения;
преобразование малочисленных школ в филиалы (структурные подразделения) базовых образовательных организаций.
Особая роль в процессе реструктуризации сети образовательных организаций отводится базовым школам. Это позволяет обеспечить качественное образование за счет концентрации материально-технических, финансовых, кадровых ресурсов, подвоза обучающихся.
Повышение качества образования обеспечивается ресурсной базой организаций.
Начальное профессиональное образование
В настоящее время на территории Тульской области функционируют 40 организаций начального профессионального образования (далее - НПО), которыми охвачено более 10.5 тыс. человек.
|
1990 г |
1995 г |
2000 г |
2003 г |
2005 г |
2010 г |
Число учебных заведений, единиц |
54 |
54 |
52 |
51 |
50 |
40 |
Число обучающихся, человек |
22.5 |
19.3 |
20.6 |
18.9 |
17.4 |
10.3 |
Принято обучающихся, человек |
14.8 |
9.9 |
10.7 |
9.9 |
9.1 |
2.6 |
Выпущено обучающихся, человек |
15.3 |
8.7 |
8.3 |
8.8 |
8.2 |
3.4 |
Наибольшее количество организаций НПО сконцентрировано в г. Туле. Также профтехучилища размещены в г. Новомосковске, г. Алексине, г. Белеве, г. Богородицке, г. Веневе, г. Одоеве, г. Узловая, г. Щекино. Дальнейшее развитие системы профессионального образования должно быть направлено на модернизацию системы профобразования так, чтобы данные организации все более активно и мобильно реагировали на постоянные изменения требований рынка труда.
Среднее профессиональное образование
На данное время в Тульской области функционируют 42 средних профессиональных учебных заведения (далее - СПУЗ) с численностью обучающихся около 21,0 тыс. человек. В г. Туле расположены 13 СПУЗ, что составляет - 32% от общего числа организаций.
Тенденции опережающего роста и более быстрой адаптации среднего профессионального образования к рыночным условиям характерны для многих субъектов, не имеющих развитой высшей школы, в целом по стране этот сектор образования растет более медленно.
|
1990 г |
1995 г |
2000 г |
2003 г |
2005 г |
2010 г |
Численность учебных заведений, единиц |
39 |
41 |
40 |
41 |
41 |
42 |
В них студентов - всего, тыс. человек |
31,3 |
28.7 |
31,1 |
31.2 |
29.1 |
20,2 |
Принято студентов - всего, тыс. человек |
9.9 |
9.4 |
10.4 |
10.0 |
8.8 |
4,9 |
Выпущено специалистов -всего, тыс. человек |
8.3 |
6.9 |
7.4 |
8.5 |
7.8 |
3,9 |
Среднее профессиональное образование развивается в двух направлениях. Одни организации идут по пути образования филиалов, расширяя пространство своей деятельности. Другие интегрируются с организациями НПО и вузами, разрабатывая совместные образовательные программы, позволяющие студентам получать высшее образование в сокращенные сроки, автоматически переходя из среднего в высшее учебное заведение.
Тульская область выделяется большим количеством учебных заведений: в области 40 профессиональных училищ, 42 СПУЗ, 2 самостоятельных государственных вузов, 8 филиалов государственных вузов, 12 негосударственных вузов, из которых 4 самостоятельных и 8 филиалов.
Структурная перестройка в сфере начального и среднего профессионального образования выражается в оптимизации сети, объединении однопрофильных учебных заведений, изменении их статуса, присоединении в качестве структурных подразделении к вузам, создание ресурсных центров.
Высшее образование
В настоящее время в Тульской области функционируют 2 самостоятельных государственных вуза и 4 негосударственных самостоятельных вуза, 16 филиалов вузов.
|
1990 г |
1995 г |
2000 г |
2003 г |
2005 г |
2010 г |
Число учебных заведений, единиц |
3 |
4 |
4 |
13 |
14 |
22 |
В них студентов, тыс. человек |
21.5 |
19.0 |
25.3 |
44,0 |
43,2 |
52,2 |
Принято студентов - всего, тыс. человек |
4.4 |
4.4 |
5.6 |
9,0 |
10,0 |
8,8 |
Выпущено специалистов всего, тыс. человек |
2,6 |
3,2 |
4,7 |
7,5 |
7,6 |
8,8 |
В 2010 году в вузах области получают профессиональное образование 1049 студентов из 12 стран СНГ и ближнего зарубежья.
Абсолютное большинство государственных и негосударственных вузов сосредоточено в 5 городах. Во-первых - региональном центре образования г. Туле (более половины). К нему примыкают, образуя своеобразную образовательную полупериферию, г. Новомосковск (3), г. Алексин (1), г. Ясногорск (1), пос. Заокский (1).
Эффективная интеграция образовательного, научного и технологического потенциалов области является одним из условий повышения ее конкурентоспособности и устойчивого экономического роста.
Для этого необходимо:
обеспечить участие вузов в решении социально-экономических проблем области;
применять научные исследования, проводимые вузами при разработке областных программ;
использовать потенциал вузов для проведения фундаментальных, прикладных исследований и развития научно-технологических парков с привлечением предприятий области;
сформировать областной банк данных научных разработок вуз, готовых к внедрению.
Проектные предложения
Задача данной работы - предложить на перспективу рациональную систему центров обслуживания населения организациями образования в масштабах Тульской области. Исходя из системы расселения, динамики численности населения, транспортной инфраструктуры и насыщенности территории профильными объектами, обеспечивающими максимально возможное территориальное выравнивание уровня обслуживания населения по всей территории области - предлагается следующая градация центров.
Областной центр (региональный) - г. Тула, центр имеет полный комплекс объектов периодического, эпизодического и уникального обслуживания: вуз, научно-исследовательские институты.
Субрегиональный центр - г. Новомосковск, центр имеет полный комплекс объектов периодического, эпизодического и уникального обслуживания: высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты и дублирует функции областного центра.
Межрайонные центры - центры с полным комплексом объектов периодического, эпизодического обслуживания и отдельными объектами уникального обслуживания (г.Алексин, г.Суворов, г.Плавск, г.Ефремов, г.Богородицк). На этом уровне представлены следующие организации: филиалы высших учебных заведений, организации начального профессионального образования, среднеспециальные учебные заведения.
Принятая ступенчатая система обслуживания предусматривает наряду с количественным, качественное нарастание сети организаций системы образования.
Предлагаемая система должна быть детализирована на следующих стадиях проектно-планировочных работ в схемах территориального планирования муниципальных образований и генеральных планах городов.
Научный потенциал
Наука - необходимое условие внедрения в экономику области высоких технологий, повышения эффективности производства, роста образовательного уровня населения области.
Целью государственной политики в области науки является поддержка фундаментальных и прикладных исследований, имеющих важное значение для хозяйственного и культурного развития области.
Для Тульской области характерно наличие мощного научного потенциала,
а также высококвалифицированных научных и инженерно-технических работников.
На конец 2005 года научные исследования и разработки в области выполняли 22 организации и предприятия, из них:
15 научно - исследовательских организаций;
1 конструкторское бюро;
3 вуза;
2 научно-технических подразделения в организациях промышленного производства.
Кадры науки
|
1998 г |
2000 г |
2002 г |
2005 г |
Численность персонала, занятого исследованиями и разработками |
9213 |
10241 |
9811 |
9959 |
Численность исследователей по областям науки |
4030 |
3976 |
3955 |
3895 |
из них: доктора наук |
26 |
39 |
37 |
43 |
кандидаты наук |
216 |
200 |
170 |
156 |
Основной кадровый научный потенциал сосредоточен в области технических наук.
Основными приоритетами на среднесрочный период станет развитие научных исследований в области высоких и информационных технологий, микробиологии и биотехнологий, наноэлектроники, механики и систем управления.
Пути реализации:
финансирование наиболее важных для области фундаментальных исследований по грантам правительства Тульской области;
внедрение областного заказа на научно-исследовательские разработки (далее - НИР), выделение средств в бюджете области на поддержку фундаментальных и прикладных НИР;
поддержка ведущих ученых и молодых талантливых ученых;
осуществление совместного финансирования правительством Тульской области и Российскими научными фондами (РФФИ и РГНФ) научных проектов тульских ученых;
объединение усилий академических, вузовских и отраслевых научных учреждений для обеспечения быстрого достижения принципиально новых результатов в области науки, создание научно-образовательных комплексов;
дальнейшее развитие сети академических учреждений, создание новых филиалов академических институтов в области математики, геологии, психологии и социологии;
содействие подготовке научных кадров высшей квалификации через аспирантуру, докторантуру, стажировку;
активизация инновационной деятельности, развитие инновационных структур в регионе;
укрепление и модернизация материально-технической базы научных исследований институтов РАН в Туле, вузов области;
создание и развитие инфраструктуры электронной связи, в том числе телекоммуникационных сетей и систем, информационно-вычислительной среды научных исследований;
организация международного научного сотрудничества;
осуществление научно-просветительской, образовательной и издательской деятельности в академических и отраслевых институтах, ВУЗах области.
Инновационной деятельностью занимаются более 57 предприятий и организаций, причем финансирование проводится, в основном, за счет средств бюджета (включая средства организаций государственного сектора). На данном этапе, к сожалению, существует множество факторов, препятствующих инновациям:
Экономические
недостаток собственных денежных средств;
недостаток финансовой поддержки со стороны государства;
низкий платежеспособный спрос на новые продукты;
высокая стоимость нововведений;
высокий экономический риск;
длительные сроки окупаемости нововведений.
Производственные
низкий инновационный потенциал предприятий;
недостаток квалифицированного персонала;
недостаток информации о новых технологиях;
недостаток информации о рынках сбыта;
невосприимчивость предприятий к нововведениям;
недостаток возможностей для кооперирования с другими предприятиями и научными организациями.
В 2005 году предприятиями Тульской области были созданы 3 передовых производственных технологии, и в свою очередь, 57 предприятий использовали новые технологии в своей деятельности.
Основные результаты научной деятельности выражаются в социальном эффекте и проявляются в росте интеллектуального потенциала населения области, выходе области в мировое интеллектуальное пространство.
Система здравоохранения
В 2011-2014 годах реализована региональная программа модернизации здравоохранения Тульской области.
В процессе модернизации:
реорганизована кардиологическая и эндокринологическая службы, открыты областные кардиологический и эндокринологический диспансеры;
создана сеть сосудистых и травматологических центров;
проведено укрупнение специализированных стационаров с приданием им функции межрайонных;
продолжается укрепление материально-технической базы ряда учреждений здравоохранения.
В целях информационного обеспечения оперативного управления и планирования ресурсов системы здравоохранения, а также повышения доступности и качества медицинской помощи жителям Тульской области, продолжается создание информационной системы персонифицированного учета медицинских кадров, объемов оказанной медицинской помощи.
В 2015 году Тульской области функционировали:
42 больничных учреждений на 10,694 тыс. коек, в том числе 4 учреждения охраны материнства и детства;
7 амбулаторно-поликлинических учреждений;
2 амбулатории;
4 диспансера;
25 отделений скорой медицинской помощи;
1 станция переливания крови;
1 санаторно-курортное учреждение;
4 учреждения здравоохранения особого типа;
331 фельдшерский здравпунктов.
|
1990 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г |
2009 г. |
2010 г. |
2015 г. |
Число учреждений здравоохранения *, в них |
206 |
158 |
157 |
153 |
151 |
136 |
62 |
Больничных коек, всего тыс. коек |
26,5 |
19,464 |
19,225 |
17,934 |
16,423 |
15,792 |
11881 |
На 10000 человек населения, коек |
13,5 |
121,7 |
122,7 |
115,5 |
106,6 |
101,9 |
78,9 |
Мощность врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений, всего, тыс. посещений |
33,430 |
33,074 |
33,423 |
33,460 |
32,955 |
32,479 |
32,602 |
На 10000 населения, посещений |
180,0 |
208,1 |
213,4 |
214,5 |
213,1 |
209,5 |
216,4 |
Численность врачей: всего, тыс. чел. |
5,189 |
4,587 |
4,549 |
4,529 |
4,467 |
4,322 |
4,278 |
На 10000 населения, человек |
27,9 |
30,0 |
28,9 |
29,2 |
29,0 |
27,9 |
28,4 |
Численность среднего медицинского персонала: всего, тыс. человек |
20,260 |
15,701 |
15,162 |
14,730 |
14,347 |
13,943 |
12,749 |
На 10000 населения человек |
108,8 |
100,7 |
96,4 |
94,8 |
93,1 |
89,9 |
84,6 |
* в число учреждений здравоохранения включены больницы всех типов, диспансеры, самостоятельные поликлиники и амбулатории стоматологические поликлиники.
Сеть учреждений здравоохранения Тульской области на 01.01.2010
Территория |
Больничные учреждения |
Диспанс. |
Самостоят. поликлиники и амбулатории |
Стомат. поликл-ки |
Станции скорой мед. помощи |
Станции и отдел. перел. крови |
Здравпункты на бюджете здравоохр. |
ФАПы |
Санатории |
||||
Город |
Село |
|
Город |
Село |
|
самост. |
входящ. |
|
врач |
фельдш. |
|
|
|
г.Тула |
15 |
|
|
4 |
|
4 |
1 |
|
1 |
2 |
46 |
|
|
г.Донской |
3 |
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
Учр. обл. подчинения |
9 |
|
11 |
|
1 |
|
|
2 |
2 |
1 |
|
|
8 |
Районы: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Алексинский |
2 |
|
|
1 |
|
1 |
1 |
|
1 |
|
|
13 |
|
п.Новогурово |
1 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
Арсеньевский |
1 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
1 |
15 |
|
Белевский |
1 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
16 |
|
Богородицкий |
2 |
3 |
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
3 |
21 |
|
Веневский |
1 |
2 |
|
|
|
|
|
2 |
1 |
|
|
21 |
|
Воловский |
1 |
2 |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
15 |
|
Дубенский |
1 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
12 |
|
Ефремовский |
1 |
3 |
|
|
2 |
1 |
1 |
|
|
|
|
29 |
|
Заокский |
1 |
|
|
|
1 |
|
|
1 |
|
|
|
10 |
|
Каменский |
|
1 |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
10 |
|
Кимовский |
3 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
23 |
|
Киреевский |
2 |
|
|
3 |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|
17 |
|
Куркинский |
1 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
13 |
|
Ленинский |
1 |
3 |
|
1 |
1 |
|
|
1 |
|
|
|
19 |
|
г.Новомосковск |
4 |
1 |
|
2 |
|
1 |
1 |
|
|
|
6 |
10 |
|
Одоевский |
1 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
13 |
|
Плавский |
1 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
1 |
16 |
|
Суворовский |
3 |
1 |
|
|
2 |
|
1 |
|
1 |
|
|
21 |
|
Тепло-Огаревский |
1 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
17 |
|
Узловский |
1 |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
11 |
|
Чернский |
1 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
9 |
|
Щекинский |
5 |
|
|
|
3 |
1 |
1 |
2 |
|
|
3 |
13 |
|
Ясногорский |
2 |
2 |
|
|
|
1 |
|
1 |
1 |
|
|
14 |
|
Итого: |
65 |
18 |
11 |
11 |
11 |
12 |
10 |
23 |
8 |
3 |
60 |
357 |
8 |
Основной целью в области реформирования здравоохранения Тульской области является улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности медицинской помощи путем создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют уровню заболеваемости и потребностям населения, современному уровню развития медицинской науки, а также имеющимся ресурсам.
Динамика продолжительности жизни в Тульской области, как и в России в целом, отражает негативное воздействие социально-экономических проблем.
Обеспеченность врачами (34,2 на 10 тыс. населения) ниже средней по стране и Центральному федеральному округу. Обеспеченность средним медицинским персоналом (115,8 на 10 тыс. населения) выше средней по стране. Зачастую жители небольших населенных пунктов могут получить квалифицированную медицинскую помощь только в районном или даже областном центре. Широкий перечень медицинских услуг предоставляется только в больших городах, преимущественно на платной основе. При этом только за последние четыре года объем платных услуг увеличился более чем в 3 раза.
В Тульской области функционирует:
126 больничных учреждений на 22,4 тыс. коек;
16 поликлинических учреждений;
17 амбулаторий;
502 фельдшерско-акушерских пункта.
Средний по области показатель обеспеченности населения больничными койками составляет 106,3 места на 10000 населения. Самая высокая обеспеченность в Веневском районе (110 мест), Новомосковском (100 мест) и Щекинском (100 мест) районах, а самая низкая обеспеченность в Дубенском (50 мест), Ленинском (50 мест) районах.
|
1990 г |
2000 г |
2001 г |
2002 г |
2003 г |
2005 г |
Число больничных учреждений, в них |
2137 |
2129 |
2129 |
1128 |
1127 |
1126 |
Больничных коек, всего |
327,2 |
324,4 |
224,2 |
223,7 |
222,9 |
222,4 |
на 10000 человек населения, коек |
1147,1 |
1142,1 |
1142,1 |
1142,8 |
1139,4 |
1139,8 |
Мощность врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений, всего, тыс. посещений |
36,1 |
37,7 |
37,8 |
38,0 |
37,9 |
37,0 |
на 10000 населения, посещений |
1195,2 |
2219,2 |
2223,1 |
2228,2 |
2230,3 |
2231,4 |
Численность врачей: всего, тыс. чел. |
16,4 |
15,6 |
15,6 |
15,6 |
15,5 |
15,47 |
на 10000 населения, человек |
434,5 |
432,7 |
433,1 |
433,9 |
533,8 |
534,2 |
Численность среднего медицинского персонала: всего, тыс. человек |
323,7 |
219,7 |
219,2 |
219,7 |
219,3 |
218,5 |
на 10000 населения, человек |
1128,1 |
1114,7 |
1113,7 |
1118,4 |
1117,2 |
1115,8 |
Имеющиеся в области амбулаторно-поликлинические учреждения не в состоянии обеспечить переход на профилактическую работу в соответствии с рекомендациями Концепции развития здравоохранения.
С целью обеспечения населения Тульской области качественной и доступной медицинской помощью и эффективной деятельности всех структур здравоохранения необходимо осуществить следующие мероприятия:
ускорение темпов роста ремонтно-строительных работ учреждений всех форм медико-санитарного обеспечения;
реструктуризация сети медицинских учреждений;
повышение структурной эффективности здравоохранения в области в соответствии с разграничением полномочий между органами государственной власти области и органами местного самоуправления;
проведение структурных преобразований в системе здравоохранения области и обеспечение внедрения новых медицинских технологий с целью оптимизации работы сети лечебно-профилактических учреждений;
обеспечение доступности медицинской и лекарственной помощи для сельского населения;
укрепление материально-технической базы медицинских организаций области;
обеспечение устойчивого санитарно-эпидемиологического благополучия в области;
обеспечение развития правовой базы в области здравоохранения, в том числе в сфере оказания платных медицинских услуг.
Система оказания лечебно-профилактической помощи населению области предлагается в виде функционального единства сети учреждений на основе единых нормативных потребностей городского и сельского населения с дифференциацией их по различным уровням обслуживания, на каждом из которых располагаются соответствующие типы лечебно-профилактических учреждений.
В этой связи особую актуальность имеет последовательность и преемственность в работе различных типов учреждений, как единой системы территориального обслуживания населения Тульской области.
На всех уровнях обслуживания стационарной и амбулаторной помощи самостоятельно выделяются учреждения, обслуживающие взрослое и детское население области по типам учреждений и расчетным нормативам.
Предлагаемая модель построения системы организации стационарной и амбулаторной медицинской помощи населению Тульской области предусматривает четыре уровня обслуживания: областной, межрайонный, районный и местный.
Областной уровень - на этом уровне обслуживания обеспечивается помощь населению узкоспециализированными высококвалифицированными видами стационарной и амбулаторной помощи. К этому рангу медицинских учреждений относятся областные многопрофильные больницы со специализированными отделениями, больницы восстановительного лечения, детские специализированные больницы и др., находящиеся в г. Туле.
Межрайонный уровень - к этому уровню обслуживания относятся все виды помощи, которые должны быть приближенны к населению, но в то же время по нормативным потребностям в большинстве районов области в связи с недостаточной численностью населения не могут быть представлены полноценными подразделениями (не менее чем на 60 коек).
К данному уровню относятся межрайонные больницы со специализированными отделениями для взрослых и детей, специализированные больницы для взрослого населения (кожно-венерологические, туберкулезные), специализированные поликлиники и диспансеры (стоматологические врачебно-физкультурные, наркологические, кожно-венерологические).
Межрайонные больницы предлагается организовывать на базе существующих стационаров в создаваемых межрайонных центрах: г. Туле, г. Новомосковске, г. Богородицке, г. Ефремове, г. Алексине, г. Суворове, г. Плавске.
Районный уровень - на этом уровне обеспечивается квалифицированная медицинская помощь городским и сельским жителям района в местных многопрофильных больницах, инфекционных больницах или отделениях (при районных многопрофильных больницах), в родильных домах (отделениях районных многопрофильных больниц), в детских больницах, в центральных поликлиниках при многопрофильных больницах, женских консультациях, психоневрологических и противотуберкулезных диспансерах.
Центры районных систем: г. Тула, г. Новомосковск, г. Алексин, р.п. Арсеньево, г. Белев, г. Богородицк, г. Венев, р.п. Волово, р.п. Дубна, г. Ефремов, р.п. Заокский, с.п. Архангельское, г. Кимовск, г. Киреевск, р.п. Куркино, р.п. Ленинский, р.п. Одоев, г. Плавск, г. Суворов, р.п. Теплое, г. Узловая, р.п. Чернь, г. Щекино, г. Ясногорск.
Местный уровень - на этом уровне врачебная амбулаторно-поликлиническая помощь городскому и сельскому населению оказывается в поликлиниках (отделениях) по месту жительства, а в сельской местности стационарная и амбулаторная помощь сельскому населению оказывается в участковых больницах с минимальным набором специальностей по терапии и педиатрии, амбулаториях, фельдшерско-акушерских пунктах.
Сеть учреждений здравоохранения Тульской области
N п/п |
Наименование городов, районов, округов |
Больницы |
Поликлиники |
Амбулатории |
ФАПы |
количество учреждений |
количество учреждений |
количество учреждений |
количество учреждений |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Алексинский |
2 |
2 |
- |
13 |
2 |
Арсеньевский |
1 |
- |
1 |
20 |
3 |
Белевский |
1 |
- |
- |
26 |
5 |
Богородицкий |
5 |
1 |
- |
21 |
6 |
Веневский |
4 |
- |
- |
25 |
7 |
Воловский |
3 |
- |
- |
19 |
8 |
Донской |
4 |
1 |
- |
|
9 |
Дубенский |
1 |
- |
- |
11 |
10 |
Ефремовский |
4 |
1 |
2 |
41 |
11 |
Заокский |
1 |
- |
1 |
19 |
12 |
Каменский |
1 |
- |
- |
20 |
13 |
Кимовский |
4 |
- |
- |
29 |
14 |
Киреевский |
4 |
1 |
1 |
21 |
15 |
Куркинский |
1 |
- |
- |
16 |
16 |
Ленинский |
4 |
- |
3 |
23 |
17 |
Новомосковский |
6 |
1 |
- |
20 |
18 |
Одоевский |
1 |
- |
- |
18 |
19 |
Плавский |
2 |
- |
- |
19 |
20 |
Суворовский |
5 |
- |
1 |
29 |
21 |
Тепло-Огаревский |
1 |
- |
- |
20 |
22 |
Узловский |
2 |
- |
- |
21 |
23 |
Чернский |
2 |
- |
1 |
28 |
24 |
Щекинский |
9 |
1 |
4 |
21 |
25 |
Ясногорский |
4 |
1 |
- |
22 |
|
Всего по области |
93 |
16 |
17 |
502 |
Проектные предложения
Задача данной работы - предложить на перспективу рациональную систему центров обслуживания населения учреждениями здравоохранения в масштабах Тульской области. Исходя из системы расселения, динамики численности населения, транспортной инфраструктуры и насыщенности территории профильными объектами, обеспечивающих максимально возможное территориальное выравнивание уровня обслуживания населения по всей территории области предлагается следующая градация центров.
Областной центр (региональный) - г. Тула, центр имеет полный комплекс объектов периодического, эпизодического и уникального обслуживания: медицинские центры, отделения Российской Академии наук, специализированные больницы, клинические больницы.
Субрегиональные центры - г. Новомосковск, центр имеет полный комплекс объектов периодического, эпизодического и уникального обслуживания: медицинские центры, отделения Российской Академии наук, специализированные больницы, клинические больницы и дублирует функции областного центра.
Межрайонные центры - с полным комплексом объектов периодического, эпизодического обслуживания и отдельными объектами уникального обслуживания (г. Тула, г. Новомосковск, г. Богородицк, г. Ефремов, г. Алексин, г. Суворов, г. Плавск). На этом уровне представлены следующие учреждения: межрайонные больницы, диспансеры, поликлиники.
Предлагаемая система должна быть детализирована на следующих стадиях проектно-планировочных работ в схемах территориального планирования муниципальных образований и Генеральных планах городов.
Социально-культурная инфраструктура
Культура - важнейшее условие свободного, разностороннего воспитания и развития личности, один из основополагающих факторов социально-экономического развития государства и становления гражданского общества.
Целью государственной культурной политики является развитие и реализация духовно-нравственного потенциала нации как основы ее целостности, устойчивости и динамичного развития.
Приоритетными направлениями развития культурного потенциала Тульской области на среднесрочный период станут:
обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям и информационным ресурсам;
обеспечение свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни.
Тульская область - это своеобразный уникальный историко-культурный регион России.
Состояние духовной сферы тесно связано и во многом зависит от развитости культурной инфраструктуры - сети театров, концертных залов, библиотек, музеев и т.п. Уровень посещаемости такого рода учреждений свидетельствует о степени развитости духовных потребностей населения и является индикатором, отражающим состояние объектов региональной культурной инфраструктуры.
Региональный (областной) уровень - культурно-просветительские учреждения эпизодического пользования: театры, музеи, концертные и выставочные залы, а также объекты уникального характера. Расположены в городе Туле (зона их обслуживания - 2-3 часа транспортной доступности).
Межрайонный уровень - учреждения эпизодического пользования и полный комплекс объектов периодического обслуживания, а также частично учреждения уникального характера обслуживания: дома культуры, развлекательные комплексы, выставочные залы, краеведческие и мемориальные музеи. Располагаются для обслуживания населения в г. Туле, пос. Ленинский, г. Новомосковске, г. Белеве, г. Суворове (зона их обслуживания - 1-1,5 часа транспортной доступности).
Районный уровень: районный дом культуры, кино-концертный зал, краеведческий музей, детский дом творчества, библиотеки и другие учреждения, которые размещаются в центре муниципального района.
Местный уровень: сельские клубы (с филиалами библиотек или библиотечными пунктами) необходимо предусмотреть в каждом населенном пункте.
В 2010 году в Тульской области насчитывалось 4 театра, 55 музейных учреждений, 618 публичных библиотек, 542 учреждения культуры клубного типа, 53 детских школ искусств, 58 стационарных киноустановок, на государственную охрану поставлено 889 памятников истории и культуры регионального значения.
Развитие межсельского обслуживания должно способствовать сближению уровня жизни и обслуживания городского и сельского населения, сокращению затрат времени на социально-культурные поездки, повышению экономичности обслуживания.
Сеть учреждений культуры в городах и районах Тульской области
N п/п |
Наименование городов и районов, округов |
Театры |
Библиотеки |
Клубные учреждения |
Музеи |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Города и рабочие поселки | |||||
1 |
Алексин |
- |
8 |
5 |
1 |
2 |
Арсеньево |
- |
3 |
3 |
1 |
3 |
Белев |
- |
3 |
2 |
1 |
4 |
Богородицк |
- |
9 |
11 |
1 |
5 |
Венев |
- |
5 |
1 |
1 |
6 |
Волово |
- |
2 |
1 |
1 |
7 |
Дубна |
- |
2 |
1 |
1 |
8 |
Донской |
- |
11 |
6 |
1 |
9 |
Ефремов |
- |
7 |
3 |
2 |
10 |
Заокский |
- |
2 |
1 |
- |
11 |
Кимовск |
- |
14 |
1 |
- |
12 |
Киреевск |
- |
10 |
8 |
1 |
13 |
Куркино |
- |
2 |
4 |
1 |
14 |
Ленинский |
- |
3 |
2 |
- |
15 |
Новогуровский |
- |
1 |
1 |
- |
16 |
Новомосковск |
1 |
17 |
13 |
2 |
17 |
Одоев |
- |
3 |
1 |
1 |
18 |
Плавск |
- |
2 |
2 |
1 |
19 |
Суворов |
- |
6 |
5 |
2 |
20 |
Теплое |
- |
2 |
1 |
1 |
21 |
Узловая |
- |
14 |
10 |
1 |
22 |
Чернь |
- |
2 |
1 |
1 |
23 |
Щекино |
- |
6 |
2 |
1 |
24 |
Ясногорск |
- |
5 |
5 |
1 |
25 |
Тула |
3 |
27 |
5 |
16 |
Районы и округа | |||||
26 |
Алексинский |
- |
15 |
13 |
- |
27 |
Арсеньевский |
- |
19 |
19 |
- |
28 |
Белевский |
- |
21 |
15 |
- |
29 |
Богородицкий |
- |
16 |
20 |
- |
30 |
Веневский |
- |
23 |
24 |
- |
31 |
Воловский |
- |
22 |
20 |
- |
32 |
Дубенский |
- |
12 |
13 |
- |
33 |
Ефремовский |
- |
33 |
34 |
- |
34 |
Заокский |
- |
13 |
20 |
3 |
35 |
Каменский |
- |
17 |
18 |
1 |
36 |
Кимовский |
- |
24 |
26 |
2 |
37 |
Киреевский |
- |
23 |
23 |
- |
38 |
Куркинский |
- |
12 |
11 |
2 |
39 |
Ленинский |
- |
20 |
23 |
1 |
40 |
Новомосковский |
- |
18 |
16 |
1 |
41 |
Одоевский |
- |
16 |
16 |
- |
42 |
Плавский |
- |
20 |
21 |
- |
43 |
Суворовский |
- |
18 |
18 |
1 |
44 |
Тепло-Огаревский |
- |
16 |
14 |
- |
45 |
Узловский |
- |
17 |
15 |
- |
46 |
Чернский |
- |
29 |
27 |
2 |
47 |
Щекинский |
- |
27 |
22 |
2 |
48 |
Ясногорский |
- |
19 |
19 |
- |
49 |
Всего по области |
4 |
618 |
542 |
55 |
Библиотеки, а их в регионе 618, в том числе 3 государственные, остальные - муниципальные, объединенные в 25 централизованных библиотечных систем, осваивают новые информационные технологии.
Самыми популярными и востребованными на сегодняшний день объектами в сельских поселениях Тульской области являются библиотеки и Дома культуры. Если судить по посещаемости то, очевидно, что их деятельность имеет нерегулярный характер. Во многих поселениях Дома культуры, выполнявшие основные организационно-координирующие функции, минимизированы или прекратили свою деятельность, прервались их связи с городскими культурными центрами.
Предложения по развитию сети учреждений культуры и искусства предусматривают структурную перестройку ее системы с переходом от традиционных форм обслуживания с их узкой специализацией к многофункциональным объектам культурного обслуживания, включая культурно-спортивные комплексы, киноконцертные залы, клубные учреждения с набором помещений для различного вида любительских занятий с целью получения различными группами населения равных возможностей.
Одна из важнейших задач - это организация досуга молодежи и подростков, который должен быть доступен как в территориальном, так и в материальном отношении.
Обогащению культурной жизни области может способствовать создание театрально-зрелищных учреждений в межрайонных центрах.
Организующими центрами культурно-просветительской работы должны стать многопрофильные досуговые центры, размещаемые в межрайонных и районных центрах.
Потребуется осуществить реконструкцию и модернизацию существующего клубного фонда с целью его перепрофилирования и приспособления для функционально новых типов учреждений.
В сельской местности за клубами сохранится основной очаг культурной жизни села. В каждом сельском населенном пункте он должен присутствовать либо в виде отдельно стоящего клубного здания, либо в составе объектов социального, культурного и бытового назначения.
Для решения остро стоящих проблем материально-технического обеспечения сферы культуры и искусства необходим срочный капитальный ремонт и восстановление учреждений культуры.
Основными задачами дальнейшего развития в области культуры являются:
сохранение культурного потенциала и культурного наследия области, сети учреждений культуры и искусства, обеспечение преемственности развития культуры, поддержка культурных инноваций;
развитие и укрепление материально-технической базы учреждений культуры и искусства, развитие инфраструктуры отрасли, обеспечивающей единство культурного пространства края, укрепление базовых условий для доступа граждан к культурным благам и информационным ресурсам государственных музейных и библиотечных фондов;
развитие профессионального искусства, гастрольной деятельности в области, России и за рубежом;
развитие самодеятельного творчества населения Тульской области, расширение сети клубов по интересам и любительских объединений;
обеспечение совершенствования диалога культур в многонациональной области;
концентрация бюджетных средств на приоритетных направлениях развития культуры и искусства, в первую очередь, на поддержку профессионального искусства;
реставрацию памятников истории и культуры;
создание условий для привлечения в сферу культуры и искусства дополнительных финансовых ресурсов из негосударственного сектора, развития меценатства и спонсорства;
продолжение работы по совершенствованию системы мониторинга состояния и использования памятников истории и культуры, сохранности предметов музейного, библиотечного и кинофондов;
создание более благоприятных экономических и правовых условий для развития в сфере культуры и искусства частных и некоммерческих организаций;
осуществление поэтапного перехода на контрактную систему найма творческих работников учреждений культуры и искусства.
Основные результаты культурной деятельности выражаются:
в доступности и расширении предложений населению культурных благ и информации в сфере культуры;
в создании благоприятных условий для творческой деятельности, интеграции в российский и мировой культурные процессы, освоение новых форм и направлений культурного обмена.
Проектные предложения
Задача данной работы - предложить рациональную систему центров обслуживания населения учреждениями культуры в масштабах Тульской области на перспективу. Исходя из системы расселения, динамики численности населения, транспортной инфраструктуры, насыщенности территории профильными объектами, обеспечивающими максимально возможное территориальное выравнивание уровня обслуживания населения по всей территории области, предлагается следующая градация центров.
Областной центр (региональный) - город-герой Тула - полный комплекс объектов периодического, эпизодического и уникального обслуживания: театры, музеи, выставочные залы, цирки.
Субрегиональный центр - г. Новомосковск - полный комплекс объектов периодического, эпизодического и уникального обслуживания: театры, музеи, выставочные залы, цирки и дублирует функции областного центра.
Межрайонные центры - полный комплекс объектов периодического, эпизодического обслуживания, отдельные объекты уникального обслуживания (г. Тула, г. Новомосковск, г. Богородицк, г. Ефремов, г. Плавск, г. Суворов,
г. Алексин). На этом уровне представлены следующие учреждения: дома культуры, филиалы краеведческих музеев.
Предлагаемая ступенчатая система обслуживания предусматривает наряду с количественным, качественное нарастание сети учреждений культурного обслуживания населения.
Предлагаемая система должна быть детализирована на следующих стадиях проектно-планировочных работ в схемах территориального планирования муниципальных образований и Генеральных планах городов.
Физическая культура и спорт
Всестороннее развитие человеческого потенциала предусматривает активную пропаганду и формирование здорового образа жизни.
Целью государственной политики в этой сфере будет являться вовлечение населения в систематические занятия физической культурой, спортом и туризмом. Реализация этой цели потребует объединения усилий органов государственной власти, местного самоуправления, развития неформального взаимодействия с общественными организациями и спонсорами в части привлечения внебюджетных финансовых ресурсов. Необходимы разработка и реализация новых подходов для расширения возможностей граждан для занятия спортом и туризмом независимо от уровня их доходов.
Сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений представляет собой систему, включающую три основные подсистемы:
сооружения в местах приложения труда;
сооружения в различных видах общественного обслуживания;
сооружения так называемой сети общего пользования.
Все три подсистемы, каждая из которых выполняет собственные функции в едином процессе спортивно-физкультурного движения, должны взаимодействовать.
Основу сети образует подсистема общего пользования. В ней сосредоточены значительная часть физкультурно-спортивных сооружений: большая часть плоскостных сооружений, подавляющее большинство бассейнов для плавания, наиболее крупные спортивные залы, катки с искусственным льдом, открытые и крытые велотреки, сооружения для видов спорта, зависящих от местных условий, открытые и крытые стадионы всех типов. Эти сооружения образуют наиболее крупные комплексы, а сама подсистема в отличие от двух других, распространяющихся на те или иные разрозненные уровни обслуживания, является наиболее полной подсистемой, включающей все уровни обслуживания. От того насколько целесообразен состав сооружений этой подсистемы и насколько рациональна ее структура зависит эффективность работы всей сети физкультурно-спортивных сооружений города и локальной системы расселения.
К региональному (областному) уровню относятся: дворцы спорта, крупные стадионы, крупные спортивные комплексы, учебно-тренировочные базы, комплексы специальных, технических и прикладных видов спорта и пр. Областные комплексы предназначены для обслуживания всего населения области. Центром их размещения является г. Тула.
Комплексы межрайонного уровня предназначены для обслуживания свыше 100 тыс. человек.
Межрайонный уровень включает следующие типы физкультурно-спортивных комплексов:
стадионы и комплексы спортивных сооружений;
специализированные детско-юношеские спортивные школы (в т.ч. олимпийского резерва);
физкультурно-рекреационные центры, предназначенные для активного отдыха населения. Центры их размещения - г. Тула, г. Новомосковск.
Районные комплексы размещаются в городах, поселках - центрах муниципальных районов. Радиус доступности - до 30-45 мин., численность обслуживаемого населения - около 50 тыс. чел.
На районном уровне размещаются следующие типы комплексов:
детско-юношеские спортивные школы;
парковые сооружения физической рекреации;
комплексы спортивных сооружений (спортзалы, бассейны открытые);
открытые плоскостные сооружения;
спортзалы.
Местные комплексы спортсооружений, приближенные к жилью, включают спортивные залы и открытые плоскостные спортсооружения. Предлагаемое размещение - центры МО сельских поселений, а также крупные сельские поселения.
Приоритетным направлением деятельности в этой сфере на среднесрочный период будет совершенствование развития детско-юношеского спорта, расширение сети спортивных школ и коллективов физической культуры, создание физкультурно-оздоровительных и спортивных подростковых клубов по месту жительства.
В настоящее время на территории области действуют 1994 спортивных сооружения. В том числе:
2 дворца спорта,
559 спортивных залов;
34 плавательных бассейна,
30 стадионов;
16 спортивных баз;
18 детско-юношеских спортивных школ.
Необходимо отметить достижения Тульской области в привлечении инвестиций на строительство физкультурно-спортивных сооружений. На средства благотворительного фонда "Новое поколение" совместно с высшим органом исполнительной власти области построен "Универсальный спортивный комплекс"
в Пролетарском районе города Тулы. На средства общественного объединения "Союз конькобежцев России" в 2008 году в Зареченском районе города Тулы построен многофункциональный комплекс с искусственной ледовой дорожкой.
В рамках государственной программы Тульской области "Развитие физической культуры, спорта и повышение эффективности реализации молодежной политики Тульской области", утвержденной постановлением правительства Тульской области от 09.12.2013 N 725 осуществлялось строительство следующих объектов:
физкультурно-оздоровительный комплекс с универсальным игровым залом в пос. Шатск муниципального образования город Тула;
физкультурно-оздоровительный комплекс с универсальным игровым залом в г.Узловая Тульской области;
физкультурно-оздоровительный комплекс с универсальным игровым залом и плавательным бассейном в г. Веневе Тульской области.
Развитие спортивной туристической деятельности на территории области призвано выполнять как важную социальную, так и экономическую функции. С одной стороны, это эффективное средство оздоровления населения, с другой - одна из высокодоходных и динамично развивающихся отраслей экономики. Туризм способствует диверсификации экономики региона, развивая связь, транспорт, торговлю, общественное питание, строительство, сельское хозяйство, сувенирное производство.
Приоритетным направлением деятельности в этой сфере должны стать популяризация уже сложившихся и формирование новых туристических маршрутов, программ, услуг, активное продвижение их на внутренний и международный рынки.
Пути реализации:
развитие внутреннего и въездного туризма на основе сохранения и рационального использования культурно-исторического и природного ресурсов государственного мемориального историко-художественного заповедника В.Д. Поленова, государственного мемориального и природного заповедника "Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная Поляна", государственного военно-исторического и природного музея-заповедника "Куликово поле" и других территорий области;
популяризация водных туристских маршрутов по рекам Оке, Дону, Упе и их притокам;
продвижение на региональный и российский рынки услуг лечебно-оздоровительного туризма на базе таких объектов, как санатории - курорты: "Егнышевка", "Алексин бор", "Окский плес"; санаторий-профилакторий "Дружба", санаторий "Строитель", санаторно-реабилитационный центр "Молния", лечебно-оздоровительный пансионат "Шахтер", профилакторий "Буныревский" (Алексинский район), санаторий-курорт "Велегож" (Заокский район);
создание гостиничных цепей, в том числе на базе памятников историко-культурного наследия;
широкомасштабное проведение рекламно-информационной компании в средствах массовой информации;
развитие выставочно-ярмарочной деятельности в сфере туризма.
Решение поставленных задач позволит обеспечить увеличение численности населения, занимающегося физкультурой и спортом, будет способствовать вовлечению его в занятие туризмом, увеличит поток российских и иностранных туристов в область.
Основными задачами в этой сфере являются:
осуществление на территории муниципальных образований единой политики в развитии физической культуры и спорта, опирающейся на целостную правовую и нормативную базу;
совершенствование учебно-методического и информационно-образовательного обеспечения населения по вопросам физической культуры и спорта;
создание системы мониторинга физической подготовленности учащейся молодежи и населения муниципального образования, осуществление оздоровительной и профилактической работы на основе целевых спортивно-оздоровительных программ;
внедрение физической культуры и спорта в режим учебы, труда и отдыха различных социально-демографических групп населения, формирование у населения потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом;
совершенствование форм организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди различных категорий и групп населения;
подготовка полноценного спортивного резерва и развитие спорта высших достижений, поддержка команд по игровым видам спорта;
создание сети физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, доступных для различных социально-демографических групп населения, способных обеспечить на высоком уровне учебно-тренировочный процесс команд мастеров и сборных команд и учащихся ДЮСШ;
укрепление материально-технической базы спорта.
Проектные предложения
Задача данной работы - предложить рациональную систему центров обслуживания населения учреждениями физкультуры и спорта в масштабах Тульской области на перспективу. Исходя из системы расселения, динамики численности населения, транспортной инфраструктуры, насыщенности территории профильными объектами, обеспечивающими максимально возможное территориальное выравнивание уровня обслуживания населения по всей территории области, предлагается следующая градация центров.
Областной центр (региональный), г. Тула, центр - полный комплекс объектов периодического, эпизодического и уникального обслуживания: Дворцы спорта, крупные спортивные базы, крупные спортивные комплексы, бассейны.
Субрегиональный центр, г. Новомосковск - полный комплекс объектов периодического, эпизодического и уникального обслуживания: Дворцы спорта, крупные спортивные базы, крупные спортивные комплексы, бассейны и дублирует функции областного центра.
Межрайонные центры - полный комплекс объектов периодического, эпизодического обслуживания и отдельными объектами уникального обслуживания (г. Тула, г. Новомосковск, г. Богородицк, г. Ефремов, г. Алексин, г. Суворов, г. Плавск). На этом уровне представлены следующие учреждения: стадионы, бассейны, спортзалы, детско-юношеские спортивные школы.
Принятая ступенчатая система обслуживания предусматривает наряду с количественным, качественное нарастание сети учреждений системы физкультуры и спорта.
Предлагаемая система должна быть детализирована на следующих стадиях проектно-планировочных работ в схемах территориального планирования муниципальных образований и Генеральных планах городов.
Проектные предложения по подразделу
В системе "социальной инфраструктуры" предлагаемая схема рассматривает следующие основные отрасли (объекты) обслуживания:
культурно-просветительного обслуживания (организации образования и воспитания, театрально-зрелищные учреждения);
лечебно-оздоровительного обслуживания (медицинские учреждения, физкультурно-оздоровительные объекты).
В зависимости от нормативной частоты посещения населением объекты культурно-бытового обслуживания подразделяются на:
повседневного пользования - посещаются каждым клиентом не менее трех раз в неделю;
периодического пользования - посещаются от двух раз в неделю до трех раз в месяц.
В соответствии с указанной дифференциацией выделяются 2 типа объектов культурно-бытового обслуживания:
объекты стандартного обслуживания направлены на удовлетворение наиболее массовых потребностей населения в услугах повседневного или периодического спроса. Они должны быть приближены к местам проживания основного контингента потенциальных потребителей;
объекты специализированного обслуживания характеризуются ориентацией на удовлетворение потребностей населения в услугах относительно редкого (эпизодического) спроса, требующих, как правило, для своего удовлетворения относительно сложной технологии, высококвалифицированных кадров.
Объекты данного типа тяготеют к крупным городам и развитым узлам межпоселенческого пассажирского транспорта.
Учреждения социально-культурного обслуживания характеризуются также разной степенью "закрепленности" посетителей за определенными объектами и соответственно подразделяются на учреждения обслуживания:
"административно-закрепленная" зона тяготения - определена границами определенной территориальной или хозяйственной деятельности республики, района, города, муниципального образования (государственные учреждения медицинского обслуживания, образования, воспитания и соцобеспечения, не считая учреждений, оказывающих платные услуги);
"административно-нерегулируемая" зона тяготения - объекты, посещение которых может осуществляться жителями любого населенного пункта по их собственному выбору в пределах допустимых затрат времени на маятниковые передвижения (учреждения торговли, бытового обслуживания, культуры и т.п.).
В представленном проекте разработаны принципиальные предложения по оптимизации территориальной организации социальной инфраструктуры, взаимоувязанной с проектируемой системой расселения и транспортной инфраструктурой, обеспечивающей максимально возможное территориальное выравнивание уровня обслуживания населения по всей территории области.
Предложения по пространственно-территориальной организации социально-культурного обслуживания Тульской области базируются на:
прогнозе перспективного развития систем расселения;
предлагаемом развитии дорожно-транспортной сети;
учете межселенных трудовых, культурно-бытовых связей;
особенностях сложившейся социальной инфраструктуры.
Кроме того, по мере необходимости могут организовываться "кустовые" (межхозяйственные) центры с элементами как повседневного, так и периодического обслуживания. Местоположение этих центров возможно определить на следующей стадии проектирования - в схеме районной планировки муниципального района.
Принятая ступенчатая система обслуживания предусматривает наряду с количественным, качественное нарастание сети учреждений социально-культурного обслуживания в зависимости от численности населения в зонах влияния центров, характера работы учреждений и частоты пользования ими (от центров с элементарным набором учреждений до межрайонных и регионального) - с организацией высших форм эпизодического обслуживания.
Размещение центров межселенного обслуживания в Тульской области различных рангов основывается на следующих положениях:
населенный пункт выделяется в качестве центра межселенного обслуживания, если существующий или проектируемый в нем комплекс учреждений и предприятий относится к более высокому уровню организации системы культурно-бытового обслуживания, чем в соседних, расположенных в пределах "комфортной" для данного уровня транспортной доступности поселений;
центр определенного ранга, помимо объектов, соответствующего этому рангу наиболее высокого уровня обслуживания, включает в свой состав также полный комплекс учреждений и предприятий, относящихся к остальным более низким уровням;
общий объем межселенных функций, выполняемых центром того или иного ранга, определен набором функций всех локализованных в нем уровней обслуживания за вычетом тех из них, которые размещены здесь лишь для удовлетворения потребностей собственного населения центра.
При выборе центров культурно-бытового обслуживания различного ранга также учитывалось их административное, хозяйственное, культурное и историческое значение, а также величина и плотность населения территорий, находящихся в радиусе "комфортной" транспортной доступности.
Проектные предложения по развитию сферы обслуживания направлены на получение комплексного социально-экономического эффекта путем рациональной функционально-планировочной организации сети объектов социальной инфраструктуры.
Под влиянием этих тенденций объекты социальной инфраструктуры объединяются в локальные территориальные образования, формируется сеть населенных пунктов - полифункциональных центров обслуживания.
В этих центрах помимо объектов культурно-бытового обслуживания, относящихся к внутрипоселенческой социальной инфраструктуре, направленной на удовлетворение потребностей собственного населения, предполагается размещение учреждений и предприятий, выполняющих межселенные функции и удовлетворяющих потребности сопряженного населения.
На территории Тульской области представлена следующая иерархия центров социально-культурного обслуживания:
региональный (областной) - г. Тула, центр с полным комплексом объектов периодического, эпизодического и уникального обслуживания;
субрегиональные центры - г. Новомосковск с полным комплексом объектов периодического, эпизодического и уникального обслуживания;
межрайонные центры - г. Тула, г. Новомосковск, г. Богородицк, г. Ефремов,
г. Алексин, г. Суворов, г. Плавск с полным комплексом объектов периодического, эпизодического обслуживания и отдельными объектами уникального обслуживания;
районные центры - городские и сельские поселения, наделенные статусом административного центра муниципального района с полным комплексом объектов периодического и частично эпизодического обслуживания;
местные (локальные) центры - совпадающие с центрами МО сельских поселений с полным комплексом учреждений периодического обслуживания;
населенные пункты с элементарным набором учреждений повседневного обслуживания.
Иерархия центров различного ранга предусматривает соответствующий набор учреждений социально-культурного обслуживания по подотраслям (здравоохранение, просвещение и воспитание, культура, искусство, физическая культура и спорт) определенную зону обслуживания, а также определенную численность обслуживаемого населения.
Социально-культурная инфраструктура Тульской области включает в свой состав комплекс размещаемых на территории учреждений, предприятий и сооружений непроизводственной сферы, связанных с удовлетворением разнообразных духовных и материальных потребностей человека.
Проектом предусматривается:
строительство административного здания Тульского областного суда (г. Тула);
реконструкция здания территориального органа Росстата по Тульской области;
строительство здания для размещения ФГУ "Земельная кадастровая палата" и Управления Роснедвижимости по Тульской области (г. Тула);
строительство дома-интерната для умственно отсталых детей в п. Товарковский Тульской области.
<< Приложение N 2 |
Приложение >> N 4 |
|
Содержание Постановление Правительства Тульской области от 6 февраля 2017 г. N 49 "О внесении изменений и дополнений в постановление... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.