Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации
муниципального образования
Каменский район
от 31.05.2017 N 171
Методические указания
по разработке, формированию, реализации и
оценке эффективности реализации муниципальных программ
муниципального образования Каменский район
28 сентября 2020 г.
I. Общие положения
1. Настоящие Методические указания по разработке, формированию, реализации и оценке эффективности реализации муниципальных программ муниципального образования Каменский район (далее Методические указания) разработаны в соответствии с бюджетным законодательством, законодательством о местном самоуправлении в Российской Федерации и устанавливают общие принципы и порядок разработки и формирования муниципальных программ.
2. В настоящих Методических указаниях используются следующие основные понятия:
муниципальная программа - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования Каменский район;
ответственный исполнитель муниципальной программы - отраслевой (функциональный) или территориальный орган администрации муниципального образования Каменский район, ответственный за разработку, формирование, реализацию муниципальной программы;
соисполнитель муниципальной программы - отраслевой (функциональный) или территориальный орган администрации муниципального образования Каменский район, не являющийся ответственным исполнителем муниципальной программы, ответственный за разработку, формирование, реализацию подпрограмм, ведомственных целевых программ, основных мероприятий, входящих в состав муниципальной программы;
участники муниципальной программы - отраслевые (функциональные) или территориальные органы администрации муниципального образования Каменский район, не являющиеся ответственными исполнителями и соисполнителями муниципальной программы, муниципальные учреждения, прочие организации, участвующие в реализации одного или нескольких мероприятий подпрограммы, ведомственной целевой программы или основных мероприятий муниципальной программы;
основные параметры муниципальной программы - цель, задачи, мероприятия подпрограмм, основные мероприятия муниципальной программы (далее - основные мероприятия), показатели результативности и эффективности муниципальной программы, объем ресурсов, необходимый для достижения цели муниципальной программы;
проблема социально-экономического развития - противоречие между желаемым и текущим (действительным) состоянием сферы реализации муниципальной программы;
цель - планируемый конечный результат решения проблемы социально-экономического развития муниципального образования Каменский район посредством реализации муниципальной программы;
задача - конечный результат реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления муниципальных функций в рамках достижения цели муниципальной программы;
подпрограмма - система мероприятий (научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других), определенных по ресурсам, исполнителям и срокам реализации, обеспечивающих эффективное решение конкретных задач в рамках муниципальной программы;
мероприятие - совокупность взаимосвязанных действий, направленных на решение соответствующей задачи;
основное мероприятие - комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающий переход к новому этапу решения задачи и характеризуемый значимым вкладом в достижение цели муниципальной программы (подпрограммы);
показатель результативности и эффективности муниципальной программы - количественно выраженная характеристика уровня достижения цели и решения задач муниципальной программы (далее - показатель муниципальной программы).
Иные понятия, используемые в настоящих Методических указаниях, применяются в значениях, принятых в законодательстве Российской Федерации, Тульской области и муниципальными правовыми актами муниципального образования Каменский район.
3. Правовые основания для разработки муниципальных программ установлены статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (далее - Бюджетный кодекс), согласно которой вопросы определения порядка формирования и реализации муниципальных программ, сроки их реализации отнесены к компетенции администрации муниципального образования Каменский район.
Администрация муниципального образования Каменский район самостоятельно принимает решение о системе и составе участвующих в разработке и реализации муниципальной программы.
4. В соответствии Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" муниципальные программы рекомендуется разрабатывать в соответствии с приоритетами социально-экономического развития муниципального образования Каменский район, определенными стратегией социально-экономического развития муниципального образования Каменский район, прогнозом социально-экономического развития муниципального образования Каменский район на среднесрочный или долгосрочный период, бюджетным прогнозом муниципального образования Каменский район на долгосрочный период с учетом положений программных документов, иных правовых актов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования в соответствующей сфере деятельности.
5. Формирование муниципальных программ осуществляется исходя из принципов:
наиболее полного охвата сфер социально-экономического развития муниципальных образований Каменский район;
установления для муниципальных программ измеримых результатов ее реализации;
наличия у ответственных исполнителей, соисполнителей и участников муниципальных программ полномочий и ресурсов, необходимых и достаточных для достижения цели муниципальной программы;
проведения регулярной оценки эффективности реализации муниципальных программ, оценки их вклада в решение вопросов развития экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установления ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.
6. Разработка муниципальных программ осуществляется на основании перечня муниципальных программ, утверждаемого администрацией муниципального образования Каменский район. Перечень муниципальных программ должен содержать наименования муниципальных программ и ответственных исполнителей муниципальных программ.
7. При разработке муниципальных программ необходимо:
формирование мероприятий муниципальных программ на принципах проектного управления, что предполагает обязательность обоснования выбора форм и механизмов финансирования реализации конкретных мероприятий (включая возможность их реализации без использования средств соответствующего бюджета либо целесообразность применения механизмов государственно-частного партнерства);
формирование обоснованных методик оценки эффективности муниципальных программ, в том числе в части эффективности бюджетных расходов;
наличие нормы обязательной корректировки муниципальных программ, имеющих низкие оценки эффективности по итогам отчетного года, а также порядка учета результатов оценки эффективности при составлении проекта бюджета и уточнении оценки расходов на более отдаленную перспективу;
отражение в муниципальных программах иных инструментов программно-целевого метода планирования, в целях обеспечения возможности полноценного учета соответствия мероприятий при составлении бюджета муниципального образования Каменский район.
В целях реализации принципа прозрачности и открытости разработанные муниципальные программы утверждаются и представляются в доступной и понятной форме.
8. Конкретные сроки реализации муниципальной программы определяются при ее формировании в зависимости от решаемых в ее рамках проблем, ожидаемых результатов и ресурсных возможностей. Рекомендуемый срок реализации муниципальной программы должен составлять не менее 5 лет.
9. Муниципальная программа утверждается постановлением администрации муниципального образования Каменский район.
10. Действующую редакцию муниципальной программы рекомендуется размещать на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
11. Муниципальная программа подлежит обязательной государственной регистрации в федеральном государственном реестре документов стратегического планирования в порядке и сроки, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2015 года N 631 "О порядке государственной регистрации документов стратегического планирования и ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования".
II. Структура муниципальной программы
12. При определении структуры муниципальной программы необходимо учитывать структуру органа местного самоуправления муниципального образования Каменский район и организационно-правовые отношения между ними (полномочия, ответственность и порядок взаимодействия), а также практику применения программно-целевых инструментов.
Структура муниципальной программы формируется исходя из принципа четкого соответствия планируемых к реализации программных мероприятий целям и задачам муниципальной программы, что позволит в дальнейшем провести оценку эффективности бюджетных расходов на реализацию программы.
13. Муниципальная программа может включать подпрограммы и отдельные основные мероприятия.
Деление муниципальной программы на подпрограммы и отдельные основные мероприятия осуществляется исходя из масштабности и сложности, решаемых в рамках муниципальной программы задач.
14. Рекомендуемая структура муниципальной программы:
паспорт муниципальной программы по форме, приведенной в приложении к настоящим Методическим указаниям;
текстовая часть муниципальной программы, состоящая из следующих разделов:
а) цель и задачи муниципальной программы, ожидаемые результаты реализации муниципальной программы;
б) этапы и сроки реализации муниципальной программы;
в) основные меры правового регулирования муниципальной программы;
г) текст подпрограмм и основных мероприятий, включенных в муниципальную программу;
д) перечень показателей результативности и эффективности муниципальной программы;
д) информация о ресурсном обеспечении муниципальной программы.
15. При подготовке муниципальной программы необходимо разработать следующие дополнительные и обосновывающие материалы:
а) характеристику текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального образования Каменский район, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации муниципальной программы;
б) прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального образования Каменский район и планируемые показатели по итогам реализации муниципальной программы;
в) обоснование необходимых финансовых ресурсов на реализацию муниципальной программы, а также оценка степени влияния выделения дополнительных объемов финансирования на показатели муниципальной программы (подпрограммы), в том числе на сроки и ожидаемые непосредственные результаты реализации отдельных основных мероприятий, подпрограмм и ведомственных целевых программ;
г) в случае заключения долгосрочных муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения муниципальных нужд - предельные объемы средств бюджета муниципального образования на исполнение долгосрочных муниципальных контрактов в целях реализации основных мероприятий муниципальной программы;
д) в случае оказания муниципальными учреждениями муниципального образования Каменский район муниципальных услуг (работ) юридическим и (или) физическим лицам - прогноз сводных показателей муниципальных заданий по этапам реализации муниципальной программы.
Материалы, перечисленные в настоящем пункте, представляются ответственным исполнителем муниципальной программы при согласовании вновь разработанной муниципальной программы и не входят в состав материалов муниципальной программы, утверждаемых постановлением администрации муниципального образования Каменский район.
При внесении изменений в утвержденную муниципальную программу материалы, перечисленные в настоящем пункте, представляются только в части, касающейся вносимых изменений.
Пункт 16 изменен с 29 сентября 2020 г. - Постановление Администрации муниципального образования Каменский район Тульской области от 28 сентября 2020 г. N 238
16. В рамках муниципальных программ необходимо формулировать одну цель, которая должна соответствовать приоритетам и целям социально-экономического развития муниципального образования Каменский район в соответствующей сфере и определять конечные результаты реализации муниципальной программы.
Цель муниципальной программы должна соответствовать следующим требованиям:
специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации муниципальной программы);
конкретность (не допускаются размытые (нечеткие) формулировки, допускающие произвольное или неоднозначное толкование);
измеримость (достижение цели можно проверить);
достижимость (цель должна быть достижима за период реализации муниципальной программы);
релевантность (соответствие формулировки цели ожидаемым конечным результатам реализации муниципальной программы).
Формулировка цели должна быть краткой и ясной, не предусматривающей специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов ее достижения.
Достижение цели обеспечивается решением задач муниципальной программы. Сформулированные задачи должны быть необходимы и достаточны для достижения соответствующей цели.
В случае формирования в структуре муниципальной программы подпрограмм, как комплекса взаимоувязанных по срокам и ресурсам мероприятий и инструментов, необходимо применять следующий подход к целеполаганию: решение задачи программы является целью подпрограммы, решение задачи подпрограммы осуществляется посредством реализации конкретного мероприятия (основного мероприятия). При этом реализация конкретной задачи муниципальной программы осуществляется в рамках соответствующей подпрограммы.
Набор мероприятий (основных мероприятий) должен быть необходимым и достаточным для достижения целей и решения задач подпрограммы с учетом реализации мер государственного и правового регулирования, предусмотренных в рамках подпрограммы. Задачи подпрограммы не должны дублировать задачи муниципальной программы.
При постановке целей и задач необходимо обеспечить возможность проверки и подтверждения их достижения и решения. Для этого формируются показатели муниципальной программы, исходя из принципов необходимости и достаточности для достижения целей и решения задач муниципальной программы.
В формировании адресного перечня объектов в рамках муниципальных программ, а также в работе приемочной комиссии по приемке выполненных работ в рамках муниципальных программ на территории муниципального образования Каменский район вправе принимать участие депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти Тульской области, депутаты представительного органа муниципального образования Каменский район, сельские старосты, руководители территориальных общественных самоуправлений, в границах которой осуществляется приемка выполненных работ.
Порядок взаимодействия депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти Тульской области, депутатов представительного органа муниципального образования Каменский район определяется соглашением о сотрудничестве и взаимодействии депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти Тульской области (депутатов представительного органа муниципального образования Каменский район) и администрации муниципального образования Каменский район в рамках социального развития, общекультурных и местных интересов, инвестиционной привлекательности муниципального образования Каменский район.
17. При описании ожидаемых результатов реализации муниципальной программы дается развернутая характеристика планируемых изменений (конечных результатов) в сфере реализации муниципальной программы.
Такая характеристика должна включать обоснование изменения состояния сферы реализации муниципальной программы, а также в сопряженных сферах при реализации муниципальной программы, выгоды от реализации муниципальной программы.
18. Реализация муниципальной программы может осуществляться поэтапно. Этапы реализации муниципальной программы определяются на основе последовательности решения задач. Для каждого из этапов определяются промежуточные результаты реализации муниципальной программы.
19. Систему показателей муниципальной программы следует выстраивать таким образом, чтобы к каждой задаче муниципальной программы (подпрограммы) был сформирован как минимум один показатель, характеризующий ее решение.
В число используемых показателей муниципальной программы целесообразно включать:
а) показатели, содержащиеся в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596-606;
б) показатели для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, определенные правовыми актами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, правовыми актами муниципального образования Каменский район:
Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов";
постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1317 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607";
в) показатели государственных программ субъекта Российской Федерации, реализуемых в соответствующей сфере деятельности, предусмотренные для муниципальных образований.
В муниципальных программах необходимо учитывать влияние на показатели муниципальных программ всех инструментов муниципальной политики: применение налоговых льгот (налоговые льготы рассматриваются в качестве "налоговых расходов"), мер тарифного регулирования, нормативного регулирования, участия в управлении организациями и предприятиями и т.п.
20. Показатели муниципальной программы должны соответствовать следующим требованиям:
Адекватность. Показатель должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели или решении задачи и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи муниципальной программы.
Точность. Погрешности измерения показателя программы не должны приводить к искаженному представлению о результатах реализации муниципальной программы.
Объективность. Изменение значения показателя должно однозначно отражать ход реализации муниципальной программы (улучшение или ухудшение). Не допускается использование показателей, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел. Используемые показатели должны в наименьшей степени создавать условия для исполнителей (соисполнителей) муниципальной программы к искажению результатов реализации муниципальной программы.
Однозначность. Определение показателя должно обеспечивать четкое понимание существа измеряемой характеристики, для чего следует избегать излишне сложных показателей, не имеющих четкого общепринятого определения и единиц измерения, понятных для широкого круга пользователей.
Экономичность. Получение отчетных данных должно проводиться с минимально возможными затратами. Применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих процедурах сбора информации.
Достоверность. Способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки эффективности муниципальной программы.
Своевременность и регулярность. Отчетные данные должны представляться со строго определенной периодичностью и с незначительным временным интервалом между моментом сбора информации и сроком ее использования.
21. Показатели муниципальной программы должны иметь запланированные по годам количественные значения, измеряемые или рассчитываемые по утвержденным методикам, или определяться на основе данных государственного статистического (ведомственного) наблюдения. Единица измерения показателя выбирается из общероссийского классификатора единиц измерения (ОКЕИ).
III. Финансовое обеспечение реализации муниципальной программы
22. Муниципальные программы формируются в едином варианте финансового обеспечения, обоснованном с точки зрения достижения поставленных целей и для реализации которого имеются необходимые ресурсы.
Финансовое обеспечение реализации муниципальных программ в части расходных обязательств муниципального образования Каменский район осуществляется за счет бюджетных ассигнований муниципального образования Каменский район.
23. Согласно пункту 2 статьи 179 Бюджетного кодекса муниципальные программы, предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, утверждаются в сроки, установленные администрацией муниципального образования Каменский район, т.е. в текущем финансовом году до начала реализации соответствующей муниципальной программы.
Ключевые решения относительно параметров финансового обеспечения реализации муниципальных программ в увязке с ожидаемыми результатами их реализации и целевыми показателями муниципальной программы принимаются при формировании проекта закона (решения) о бюджете.
В этой связи при разработке и утверждении в текущем финансовом году новой муниципальной программы начало ее реализации должно предусматриваться с очередного финансового года. Одновременно при необходимости возможно аналитическое (справочное) отражение в формируемой муниципальной программе соответствующих расходов на текущий финансовый год (при их наличии) по применяемым в текущем финансовом году кодам бюджетной классификации.
24. Согласно статье 179 Бюджетного кодекса объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается решением Собрания представителей муниципального образования Каменский район о бюджете муниципального образования Каменский район на очередной финансовый год( далее - решение о бюджете). При этом муниципальные программы подлежат приведению в соответствие с решением в течение трех месяцев со дня вступления его в силу.
Согласно статье 5 Бюджетного кодекса решение о бюджете вступает в силу с 1 января, в связи, с чем Бюджетным кодексом предусматривается обязательность приведения муниципальных программ в соответствие с первоначальной редакцией решения о бюджете.
Корректировка муниципальных программ в случае внесения изменений в решение о бюджете целесообразно в случаях, когда планируемые изменения бюджетных ассигнований оказывают значительное влияние на показатели муниципальной программы и ожидаемые результаты реализации муниципальных программ. Соответствующую норму необходимо закрепить в порядке формирования и реализации муниципальных программ.
В целом, при уточнении объемов финансового обеспечения реализации муниципальной программы основные параметры муниципальной программы (в том числе показатели муниципальной программы, входящих в ее состав подпрограмм (при наличии), ожидаемые результаты) подлежат корректировке при необходимости в случаях и порядке, установленных администрации муниципального образования Каменский район.
25. Согласно пункту 4 статьи 179 Бюджетного кодекса государственными программами субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на достижение целей, соответствующих государственным программам субъекта Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе предъявлять к муниципальным программам общие требования, касающиеся соответствия их целей, инструментов и механизмов достижения этих целей, а также целевых показателей муниципальных программ соответствующим государственным программам субъектов Российской Федерации. При этом требования к наименованиям муниципальных программ, их структуре (количеству и составу подпрограмм, мероприятий), срокам реализации нарушают права администрации муниципального образования Каменский район на самостоятельное осуществление своих полномочий.
Орган местного самоуправления вправе самостоятельно принять решение о том, в рамках какой муниципальной программы будет обеспечиваться достижение целей, поставленных в государственной программе Российской Федерации (государственной программе субъекта Российской Федерации). При этом возможно как формирование отдельной муниципальной программы, соответствующей направлению муниципальной политики, так и включение данного направления в муниципальные программы в качестве структурного элемента. Реализация указанного права муниципального образования не является основанием для отказа в софинансировании соответствующих мероприятий за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (бюджета муниципального образования Каменский район).
26. В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" к документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне муниципального образования, относится бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период (далее - бюджетный прогноз). Бюджетный прогноз разрабатывается в соответствии с Бюджетным кодексом.
Согласно пункта 4 статьи 169 Бюджетного кодекса проект бюджета муниципального района составляется и утверждается сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с решением Собрания представителей муниципального образования Каменский район, если законом субъекта Российской Федерации, за исключением закона о бюджете субъекта Российской Федерации, не определен срок, на который составляются и утверждаются проекты бюджетов муниципальных районов.
Проект бюджета сельского поселения составляется и утверждается сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с решением Собрания депутатов муниципального образования Каменский район.
Рекомендуется финансовое обеспечение реализации муниципальных программ за счет средств соответствующего бюджета на период после очередного финансового года и планового периода определять в процессе разработки и утверждения бюджетного прогноза.
27. Муниципальными правовыми актами местной администрации муниципального образования может предусматриваться возможность заключения долгосрочных муниципальных контрактов, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг (абзац 3 пункта 3 статьи 72 Бюджетного кодекса) в рамках основных мероприятий (мероприятий) муниципальной программы. Муниципальные программы, предусматривающие заключение долгосрочных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, должны содержать следующую информацию: наименование объекта закупки, сроки осуществления закупки, предельный объем средств на оплату исполнения контракта с разбивкой по годам, планируемые результаты выполнения работ, оказания услуг (предмет встречного обязательства и срок его исполнения).
28. Расходы на обеспечение функций органов местного самоуправления, являющихся ответственными исполнителями одной муниципальной программы, отражаются в составе муниципальной программы, в которой орган местного самоуправления является ответственным исполнителем, в том числе в случае его участия в иных муниципальных программах.
В случае, если органы местного самоуправления являются ответственными исполнителями нескольких муниципальных программ, отражение расходов на обеспечение установленных функций возможно либо в не программной части расходов бюджета, либо в составе муниципальной программы, в рамках которой преимущественно реализуются полномочия соответствующего органа местного самоуправления, либо финансовое обеспечение которой преобладает.
У органов местного самоуправления, не являющихся ответственными исполнителями муниципальных программ, расходы на обеспечение установленных функций также возможно включать либо в состав непрограммной части расходов бюджета, либо в состав муниципальной программы, в рамках которой преимущественно реализуются полномочия соответствующего органа местного самоуправления, либо финансовое обеспечение которой преобладает.
Расходы бюджета на обеспечение функций органов местного самоуправления, участвующих в реализации нескольких подпрограмм (при наличии) одной муниципальной программы, и иные средства, направленные на реализацию нескольких подпрограмм (при наличии) одной муниципальной программы, могут в полном объеме отражаться в составе подпрограммы (при наличии), которая направлена на обеспечение реализации муниципальной программы. В таком случае целесообразно отдельно сформировать указанную подпрограмму.
29. Средства на содержание законодательных (представительных) органов, судебных органов, избирательных комиссий, контрольно-счетных органов и т.п. органов муниципальных образований Каменский район в рамках муниципальных программ не отражаются ввиду невозможности установления администрацией муниципального образования Каменский район целевых показателей муниципальных программ для таких органов.
30. При определении параметров финансового обеспечения реализации муниципальной программы следует принимать во внимание деятельность организаций и предприятий, в том числе с муниципальным участием, в соответствующих отраслях.
При этом в состав муниципальной программы аналитически (справочно) включается информация о расходах организаций, предприятий с учетом их консолидации с расходами соответствующего бюджета.
31. В случае участия в реализации муниципальной программы коммерческих организаций, общественных, научных и иных организаций, в муниципальной программе подлежит отражению соответствующая информация, включающая данные о прогнозных расходах указанных организаций на реализацию муниципальной программы. Указанные сведения следует получать непосредственно от таких организаций в форме обоснованных данных, содержащихся, в том числе в документах финансово-экономического планирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.