Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика существующего состояния
социальной инфраструктуры муниципального образования
1.1. Социально-экономическое состояние
муниципального образования, сведения о градостроительной
деятельности на территории муниципального образования
Плавск - город в Тульской области, административный центр муниципального образования Плавский район. Город расположен на реке Плава (бассейн Оки), в 58 км от Тулы.
Село Сергиевское (ныне г. Плавск) основано в 1671 году крупным землевладельцем А.С. Хитрово, правнучка которого Прасковья Ягужинская была женой князя Сергея Васильевича Гагарина. Расположенное на торговом пути с юга на Тулу и Москву, особенно после прокладки через него Московско-Курской железной дороги, село быстро росло и к середине XIX века превратилось в крупный торговый центр, славившийся торговлей хлебом. К концу XIX века в Сергиевском начинает развиваться промышленность. На реке Локне князья Гагарины строят крахмальный завод, около 1885 года на северном берегу реки Плавы возводится железоделательный завод Мингардта, который в советский период значительно расширил своё производство и стал ведущим предприятием района - ОАО "Плавский машиностроительный завод "Смычка", ныне завод "Плава". 6 мая 1924 года село становится центром Сергиевского района Крапивенского уезда Тульской губернии. 22 февраля 1926 года село Сергиевское переименовано в город Плавск, а Сергиевский район - в Плавский; однако уже 6 сентября этого же года город Плавск вновь преобразован в сельское поселение Плавское. 20 августа 1935 года село Плавское преобразовано в рабочий посёлок Плавск. 10 мая 1949 года Плавску возвращен статус города.
Численность населения на 01.01.2017 г. составляет 15885 человек. Динамика численности представлена в таблице:
1970 |
1979 |
1989 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2005 |
2006 |
12 983 |
14 533 |
16 559 |
15 700 |
15 600 |
16 750 |
16 800 |
16 500 |
16 400 |
2007 |
2008 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
16 300 |
16 200 |
16 165 |
16 200 |
16 171 |
16 278 |
16 028 |
15 992 |
15 899 |
Согласно схемы территориального планирования Тульской области, город Плавск Плавского района является центром системы расселения и образует Плавскую систему, объединяющую Чернский, Тепло-Огаревский районы. Это характеризуется наличием тесных связей между ними и прилегающими территориями, для которых город является организационно-хозяйственным и обслуживающим центром.
Экономико-географическое положение города является важным фактором его социально-экономического развития. Город занимает выгодное транспортно-географическое положение на пересечении транспортных магистралей, связывающих Москву с южными районами страны. Через г. Плавск проходит автомобильная магистраль федерального значения Крым (М2) и двухпутный электрифицированный участок железнодорожной линии Москва-Харьков.
Основные проблемы города:
- экологическая проблема (радиационная обстановка, проблемы в сфере обращения и утилизации промышленных и бытовых отходов);
- проблема нехватки специалистов массовых профессий (проблема обеспечения трудовыми ресурсами);
- проблемы в объектах инженерной инфраструктуры (неудовлетворительное состояние и высокий износ);
- финансовые проблемы (недостаточное финансирование для осуществления полномочий муниципалитета).
Генеральным планом муниципального образования город Плавск Плавского района (далее - Генеральный план) определены следующие приоритетные мероприятия:
1. Разработка мероприятий по качественному улучшению состояния городской среды - реконструкция и благоустройство всех типов городских территорий.
2. Резервирование территорий для жилищного строительства, производства, бизнеса, торговли, науки, управления, туризма, отдыха и других функций.
3. Предложения по оптимизации экологической ситуации.
4. Мероприятия по охране природного и культурного наследия.
5. Мероприятия по развитию системы зеленых насаждений и благоустройству города.
6. Развитие транспортной и инженерной инфраструктур.
Комплексный градостроительный анализ территории города выполнен с целью определения потенциала для дальнейшего развития и выявления проблемных планировочных ситуаций, требующих разрешения.
Город Плавск Плавского района имеет хороший потенциал для активного экономического развития и качественного улучшения городской среды. К положительным факторам, определяющим перспективы развития города, относятся:
- историко-культурный потенциал, сохранившиеся элементы исторической планировочной структуры, объекты культурного наследия регионального и местного значения, исторический природный ландшафт - Белая гора, пойменные ландшафты, лесные массивы. Состояние исторических памятников МО г. Плавск требует особого внимания и срочной разработки "Проекта зон охраны объектов культурного наследия" и проведения интенсивных реставрационных работ;
- традиции промышленного комплекса, поддерживаемые квалифицированными кадрами.
По комплексу планировочно-экологических факторов наиболее благоприятными для дальнейшего развития жилищного строительства являются вновь проектируемая застройка в пос. Агролес, в Северном, в Западном, Восточном районах и в районах малоэтажной ветхой застройки, расположенные в ценных в градостроительном отношении зонах (вне зон охраны объектов культурного наследия).
В то же время, современная ситуация муниципального образования город Плавск Плавского района характеризуется рядом проблемных вопросов:
- демографическая ситуация и здоровье населения - отрицательный естественный прирост, низкая продолжительность жизни, высокий уровень детской заболеваемости, рост некоторых специфических заболеваний;
- плохое состояние многих памятников истории и культуры;
- сложная экологическая ситуация;
- необходимость модернизации и развития инженерного комплекса города: организация надежной системы водоснабжения с нормативным качеством питьевой воды; развитие систем энергоснабжения; организация современной системы управления отходами; защита ряда городских территорий от затопления и подтопления; развитие современной системы водоотведения и др.;
- недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры - отсутствие транспортных развязок, путепроводов и др.; прохождение грузового и транзитного транспорта через центр города и жилые районы; недостаточный уровень транспортного обслуживания новых районов; занятие ценных городских земель, в том числе в водоохранных зонах.
Первоочередное решение вышеуказанных проблем позволит улучшить состояние городской среды, качество жизни населения и повысит инвестиционную привлекательность территории.
1.2. Технико-экономические параметры
существующих объектов социальной инфраструктуры муниципального
образования. Прогнозируемый спрос на услуги социальной сферы
1.2.1. Сфера образования
В муниципальном образовании в настоящее время функционируют 12 образовательных организаций, в том числе: 3 общеобразовательные организации, 4 дошкольные образовательные организации, 5 организаций дополнительного образования.
Образовательный процесс ведется в 10 зданиях.
Всего обучающихся 3984 человека, из них:
- количество детей, осваивающих образовательные программы дошкольного образования, - 661 человек;
- количество детей, осваивающих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, - 1310 человек;
- количество детей, осваивающих программы дополнительного образования, - 2013 человек.
Численность персонала во всех образовательных организациях составляет 408 человек.
Необходимость строительства новых образовательных организаций обусловлена следующими причинами:
1) Потенциальное сокращение обеспеченности населения образовательными услугами.
Недостаточное количество мест в муниципальных общеобразовательных организациях (далее - МОО) для обучения в одну смену в отдельных районах муниципального образования, а также ежегодное увеличение доли детского населения муниципального образования на 1,5 - 2% может привести к необходимости организации занятий в две смены. Особенно остро стоит вопрос потенциальной 2 смены в МБОУ МО Плавский район "ПСОШ N 4". Данная общеобразовательная организация расположена в нетиповом здании 1969 года постройки, в котором отсутствуют спортивный зал, а также столовая. За организацией закреплены дети, проживающие на территории микрорайона индивидуальной жилищной застройки города Плавска, в том числе микрорайона, в границах которого предоставляются земельные участки многодетным семьям. Учитывая это, численность обучающихся в МБОУ МО Плавский район "ПСОШ N 4" за последние 5 лет возросла на 23%. Проведенный анализ численность детского населения указанного микрорайона показывает рост численности обучающихся в будущем.
2) По оценке, в условиях постоянного роста спроса на образовательные услуги со стороны населения муниципального образования к 2027 году он увеличится до величины около 4500 тысяч мест в образовательных учреждениях.
Таким образом, для равномерного развития социальной инфраструктуры муниципального образования в сфере образования и поддержания необходимого уровня обеспеченности населения образовательными услугами необходимо строительство типового здания для размещения в нем общеобразовательной организации на 100 мест.
1.2.2. Сфера культуры
В муниципальном образовании в настоящее время действуют 3 учреждения культуры (юридических лиц), в том числе: 1 учреждение - культурно-досугового типа, 1 учреждение - библиотечного обслуживания и 1 учреждение - музейного обслуживания.
Деятельность учреждений культуры направлена на повышение эффективности сферы культуры, развитие культурного и духовного потенциала населения, сохранение культурно-исторического наследия муниципального образования.
В жизни муниципального образования востребованы все направления деятельности учреждений культуры: музыкальное, библиотечное, музейное и клубное дело; изобразительное, народное, эстрадное и декоративно-прикладное искусство.
Благодаря работе культурно-досуговых формирований более трех тысяч человек приобщаются к творчеству, любительскому искусству и ремеслам, культурно развиваются и занимаются самообразованием. 1 коллектив носит почетное звание "Народный".
Функционирующая сеть муниципальных учреждений культуры не в полной мере удовлетворяет запросы населения муниципального образования.
Основными проблемами при обеспечении функционирования и развития муниципальных учреждений культуры на территории муниципального образования являются:
- неравномерность размещения объектов культуры;
- неполное соответствие объемов и видов услуг, оказываемых учреждениями культуры, запросам, предпочтениям и ожиданиям граждан;
- недостаточное оснащение учреждений культуры современным высокотехнологичным оборудованием для досуговой и творческой деятельности, образования и самообразования, проведения мероприятий, деятельности любительских объединений, а также средствами обеспечения доступности учреждений культуры для различных категорий населения, в том числе маломобильных и с другими ограничениями жизнедеятельности.
Для решения возникающих проблем в сфере развития культуры необходимо обеспечить удовлетворение потребности населения муниципального образования в крупных современных комплексах для проведения фестивальных и других программ в различных жанрах искусства (музыкального, театрального, кино), концертно-филармонической и выставочной деятельности, использования в качестве базы для концертных и других художественных коллективов.
С учетом прогнозируемого роста спроса со стороны населения муниципального образования на услуги учреждений культуры планируется реставрация и приспособление под выставочный музейный комплекс 1 выявленного объекта культурного наследия.
1.2.3. Сфера физической культуры и спорта
Развитие массовой физической культуры и спорта среди населения муниципального образования, создание условий, ориентирующих граждан на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, обеспечение доступности объектов физической культуры и спорта для населения муниципального образования являются приоритетными направлениями в сфере физической культуры и спорта в муниципальном образовании.
В муниципальном образовании физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу осуществляет 2 учреждения спортивной направленности, в том числе обучение по дополнительным общеобразовательным программам физкультурно-спортивной направленности осуществляет 1 детско-юношеская спортивная школа. Имеющаяся спортивная база не в полной мере удовлетворяет потребность в спортивных сооружениях.
В муниципальном образовании регулярно занимаются физической культурой и спортом 4911 человек, что составляет 30,9% от численности населения муниципального образования. Данный показатель превышает областной, составляющий 21,23%, и общероссийский (29%) показатели.
В 2016 году в муниципальном образовании город Плавск Плавского района насчитывается 9 спортивных сооружений, в том числе: 4 спортивных зала, 4 открытых плоскостных спортивных сооружения, 1 крытый плавательный бассейн. 100% всех сооружений находятся в муниципальной собственности. Техническое состояние некоторых спортивных сооружений не соответствует современным стандартам и требует модернизации.
В целях обеспечения населения муниципального образования спортивными сооружениями помимо бюджета муниципального образования привлекаются средства федерального и областного бюджетов, внебюджетные средства. Для повышения уровня обеспеченности муниципального образования спортивными сооружениями и увеличения количества жителей, систематически занимающихся физической культурой и спортом, требуется устройство трех открытых плоскостных спортивных сооружения.
1.3. Оценка нормативно-правовой базы, необходимой
для функционирования и развития социальной инфраструктуры
Программа разработана на основании и с учетом следующих правовых актов:
- Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2015 N 1050 "Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов";
- Генеральный план муниципального образования город Плавск Плавского района (утвержден решением Собрания депутатов муниципального образования город Плавск Плавского района от 04.07.2011 N 34/154);
- муниципальная программа "Развитие образования в муниципальном образовании Плавский район на 2016 - 2020 гг." (утверждена постановлением Администрации муниципального образования Плавский район от 25.03.2016 N 190);
- муниципальная программа "Развитие культуры и туризма в муниципальном образовании город Плавск Плавского района на 2016 - 2020 гг." (утверждена постановлением Администрации муниципального образования Плавский район от 28.03.2016 N 216);
- муниципальная программа "Развитие физической культуры, спорта и повышение эффективности реализации молодежной политики в муниципальном образовании город Плавск Плавского района на 2016 - 2020 гг." (утверждена постановлением Администрации муниципального образования Плавский район от 29.03.2016 N 220).
Реализация мероприятий Программы позволит обеспечить развитие социальной инфраструктуры муниципального образования, повысить уровень и качество жизни населения, сократить миграционный отток квалифицированных трудовых ресурсов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.