Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Указу
Губернатора Тульской области
от 20.12.2017 N 171
Положение
об осуществлении мониторинга
наркоситуации на территории Тульской области
1. Общие положения
Правовые основы проведения мониторинга
наркоситуации на территории Тульской области
Правовыми основами проведения мониторинга наркоситуации в Тульской области являются:
Конституция Российской Федерации;
федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере антинаркотической деятельности, в том числе:
Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года N 690;
Указ Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года N 1374 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" и утвержденные им Положение о Государственном антинаркотическом комитете и Положение об антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации;
Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 года N 485 "Об утверждении Положения о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации";
Постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2006 года N 31 "О создании, ведении и использовании единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту";
нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, регулирующие отношения в сфере антинаркотической деятельности;
нормативные правовые акты Тульской области и муниципальных образований Тульской области, регулирующие отношения в антинаркотической сфере;
антинаркотические программы Тульской области и муниципальных образований;
межведомственные приказы и иные локальные правовые акты органов исполнительной власти Тульской области, муниципальных образований, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Цели и задачи мониторинга наркоситуации
Под мониторингом наркоситуации в настоящем Положении понимается система наблюдения за развитием ситуации в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ (далее - наркотики), а также в области противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков (за исключением случаев их применения в ветеринарии), лечения, комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков в немедицинских целях.
Цели, задачи и порядок организации мониторинга наркоситуации в Тульской области установлены Методикой и порядком осуществления мониторинга, критериями оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах, утвержденными протоколом заседания Государственного антинаркотического комитета (далее - Комитет) от 15 февраля 2017 года N 32, а также настоящим Положением.
Целями осуществления мониторинга наркоситуации являются:
определение состояния наркоситуации в Тульской области и масштабов незаконного распространения и потребления наркотиков;
выявление, прогнозирование и оценка угроз национальной безопасности, связанных с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров;
оценка эффективности проводимой в Тульской области антинаркотической политики и формирование предложений по ее оптимизации.
Основными задачами мониторинга наркоситуации являются:
непрерывное получение и анализ информации о состоянии процессов и явлений в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, профилактики незаконного потребления наркотиков, лечения, комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков в немедицинских целях;
своевременное выявление негативных тенденций развития наркоситуации, новых угроз национальной безопасности, возникающих вследствие незаконного оборота наркотиков, а также вызывающих их факторов;
прогнозирование развития наркоситуации и выработка предложений по ее улучшению.
Под наркоситуацией понимается ситуация в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения, комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков в немедицинских целях.
Инструментарий мониторинга наркоситуации
Мониторинг наркоситуации осуществляется на основе правовых актов, официальной статистической информации, информационно-аналитических документов, представляемых территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Тульской области, данных научных и социологических исследований с учетом прогнозных и экспертных оценок по вопросам, касающимся оборота наркотиков, а также противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения, комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков в немедицинских целях.
Мониторинг наркоситуации предусматривает проведение исследований различных аспектов незаконного оборота наркотиков (социального, медицинского, правоохранительного, экономического и других аспектов), в том числе с привлечением научно-исследовательских учреждений и других организаций, а также использование информации международных организаций, международных компетентных органов, компетентных органов иностранных государств.
Мониторинг наркоситуации осуществляется с использованием единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотиков и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту (далее - единый банк данных), образованного в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2006 года N 31 "О создании, ведении и использовании единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту", который формируется на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.
Участники мониторинга наркоситуации
В соответствии с Положениями о Государственном антинаркотическом комитете и антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года N 1374, мониторинг наркоситуации в Тульской области осуществляется антинаркотической комиссией в Тульской области (далее - антинаркотическая комиссия).
Организационное обеспечение деятельности антинаркотических комиссий по осуществлению мониторинга наркоситуации в Тульской области осуществляется Губернатором Тульской области (председателем антинаркотической комиссии) посредством образованного в соответствии с пунктом 10 Положения об антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации аппарата антинаркотической комиссии при участии членов антинаркотической комиссии и представителей Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тульской области.
В осуществлении мониторинга также принимают участие территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в пределах установленной компетенции, прокуратура Тульской области, Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Тульской области, Управление Судебного департамента в Тульской области, органы исполнительной власти Тульской области, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации.
2. Механизм осуществления мониторинга наркоситуации
Мониторинг наркоситуации, проведенный на территории Тульской области, служит основой для осуществления мониторинга наркоситуации на федеральном уровне.
Мониторинг наркоситуации в Тульской области осуществляется по итогам года.
На территории Тульской области мониторинг наркоситуации осуществляется антинаркотической комиссией.
Ответственным за организацию работы по осуществлению мониторинга наркоситуации на территории Тульской области является председатель антинаркотической комиссии - Губернатор Тульской области.
Финансирование работ, связанных с осуществлением мониторинга наркоситуации на территории Тульской области, может быть включено в региональные целевые антинаркотические программы.
Организация работы по осуществлению мониторинга наркоситуации на территории Тульской области возлагается на аппарат антинаркотической комиссии.
В целях осуществления мониторинга наркоситуации на территории Тульской области антинаркотической комиссией могут создаваться рабочие группы из представителей органов власти и организаций, принимающих участие в данной работе.
Аппаратом антинаркотической комиссии в целях проведения мониторинга наркоситуации на территории Тульской области осуществляется сбор, изучение, обобщение, анализ и оценка следующей информации:
статистические сведения, получаемые из территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, органов исполнительной власти Тульской области, органов местного самоуправления и организаций;
информационно-аналитические сведения и экспертные оценки (в виде информационно-аналитических справок) указанных органов по вопросам, касающимся оборота наркотиков, а также противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения, комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков в немедицинских целях;
результаты социологических исследований.
В целях проведения мониторинга наркоситуации на территории Тульской области допускается также сбор, изучение, обобщение, анализ и оценка иной информации, предусмотренной Положением о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 года N 485.
Статистические сведения по установленным формам, а также информационно-аналитические сведения и экспертные оценки в виде информационно-аналитических справок представляются следующими участниками мониторинга наркоситуации в Тульской области:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тульской области (далее - Управление МВД России по Тульской области);
Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Тульской области (далее - Управление ФСБ России по Тульской области);
Управление Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации по Тульской области (далее - Управление ФСИН России по Тульской области);
Тульская таможня;
Военный комиссариат Тульской области;
Управление Судебного департамента в Тульской области;
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тульской области (далее - Туластат);
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Тульской области);
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москве, Московской и Тульской областям (далее - Управление Россельхознадзора по г. Москве, Московской и Тульской областям);
Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Тульской области (далее - Управление Росздравнадзора по Тульской области);
министерство здравоохранения Тульской области;
министерство образования Тульской области;
министерство труда и социальной защиты Тульской области;
министерство культуры Тульской области;
министерство сельского хозяйства Тульской области;
министерство молодежной политики Тульской области;
комитет Тульской области по спорту;
комитет Тульской области по печати и массовым коммуникациям.
При необходимости в осуществление мониторинга на территории Тульской области могут быть включены и иные участники, в том числе органы местного самоуправления, а также общественные объединения и организации.
Участники мониторинга наркоситуации на территории Тульской области осуществляют обобщение, анализ и оценку ведомственных статистических данных, а также результатов своей антинаркотической и связанной с ней деятельности.
По итогам проведенного анализа участниками мониторинга наркоситуации на территории Тульской области составляется информационно-аналитическая справка, в которой:
приводятся основные показатели (в динамике), характеризующие развитие наркоситуации в Тульской области, а также состояние иных процессов и факторов, оказывающих влияние на уровень распространения незаконного потребления и оборота наркотиков;
определяются муниципальные образования, в которых произошли наибольшие изменения (как положительные, так и отрицательные) основных показателей, отражающих развитие наркоситуации в Тульской области, по сравнению с аналогичными периодами предыдущих лет;
проводится анализ причин произошедших изменений, в том числе по муниципальным образованиям Тульской области;
отражаются основные результаты антинаркотической деятельности и мероприятия, проведенные в рамках антинаркотической деятельности;
проводится краткосрочное прогнозирование развития наркоситуации в Тульской области;
представляются предложения по принятию управленческих решений либо организационных мер, направленных на изменение развития наркоситуации в Тульской области.
Представление статистических сведений и информационно-аналитических справок участниками мониторинга осуществляется по единым показателям в сроки и по формам в соответствии с Порядком осуществления мониторинга наркоситуации на территории Тульской области (приложение N 1 к Положению об осуществлении мониторинга наркоситуации на территории Тульской области).
Статистические сведения и информационно-аналитические справки участниками мониторинга наркоситуации направляются в аппарат антинаркотической комиссии.
Участниками мониторинга наркоситуации допускается представление статистических сведений, носящих предварительный характер. Уточненные статистические сведения представляются в антинаркотическую комиссию до 1 мая года, следующего за отчетным.
Управление МВД России по Тульской области обеспечивает доступ антинаркотической комиссии к сведениям, содержащимся в региональном сегменте единого банка данных.
Для получения достоверных сведений об уровне и структуре наркопотребления, масштабах распространения незаконного потребления наркотиков и влияющих на них факторов в Тульской области аппаратом антинаркотической комиссии (либо иными органами исполнительной власти Тульской области, определенными председателем антинаркотической комиссии) организуется работа по проведению социологических исследований.
Объектом социологического исследования является общественное мнение населения Тульской области.
Предмет исследования - отношение населения Тульской области к проблемам наркотизации общества.
Цель исследования - выявление уровня наркотизации общества и отношения населения к проблемам наркомании.
Указанная цель предполагает решение основных задач:
выявление проблемы наркомании в списке социальных проблем отдельно взятого населенного пункта;
анализ ценностных установок на употребление наркотиков;
выявление отношения различных групп населения и социальных институтов к проблеме наркомании, особенно к проблеме потребления наркотиков;
анализ уровня распространения наркомании в Тульской области, в том числе динамика числа лиц, употребляющих наркотики;
выявление степени наркотизации населения в Тульской области;
определение наиболее распространенных на территории Тульской области наркотиков;
выявление степени доступности наркотиков;
определение наиболее популярных мест и способов распространения наркотиков;
определение причин распространения немедицинского потребления наркотиков;
определение мотивов потребления наркотиков среди различных групп населения;
выявление основных механизмов приобщения к немедицинскому потреблению наркотиков;
анализ социокультурных факторов, как способствующих, так и препятствующих возникновению и развитию наркотической зависимости;
анализ эффективности ранее принятых мер противодействия незаконному распространению и потреблению наркотиков на территории Тульской области;
выявление наиболее действенных мер по борьбе с немедицинским потреблением наркотиков.
Срок проведения исследования: IV квартал отчетного года - 1 марта года, следующего за отчетным.
В исследовании должна быть использована многоступенчатая типологическая выборка с применением квотных значений на последней стадии отбора респондентов.
Объем выборки - не менее 0,1% населения Тульской области. Возраст респондентов - от 14 до 60 лет.
На первом этапе определяются районы исследования. Ключевой принцип отбора - репрезентация основных территориально-экономических зон Тульской области (промышленная и сельскохозяйственная). На территориях, где ярко выражены этнические группы, необходимо учитывать и распределение населения по наиболее крупным этническим группам и территориям их дислокации.
На втором этапе производится отбор населенных пунктов с учетом соотношения городского и сельского населения с реальным статистическим распределением этих групп населения региона.
На третьем этапе учитываются половозрастной, образовательный и национальный составы населения. Определяется количество респондентов, необходимых для опроса.
Четвертый этап - само анкетирование (полевое исследование). Метод сбора первичной социологической информации - опрос населения.
Вид исследования - аналитический.
Способ проведения исследования - репрезентативный опрос населения.
Используемые в исследовании методы - анализ линейных распределений, корреляционный анализ.
Для создания единой системы мониторинга наркоситуации с учетом существования единых критериев оценки медицинского и правового аспектов при проведении социологических исследований необходимо использовать единую базовую (типовую) социологическую анкету.
Базовая модель опросника для массовой анкеты приведена в приложении N 2 к Положению об осуществлении мониторинга наркоситуации на территории Тульской области. Анкетирование респондента, не достигшего возраста 15 лет, проводится при наличии согласия в письменной форме одного из его родителей (законного представителя). В случае если респондент достиг возраста 15 лет, необходимо его письменное согласие на проведение анкетирования.
Результаты социологических исследований направляются в аппарат антинаркотической комиссии.
Полученная в целях осуществления мониторинга наркоситуации информация (статистические сведения, информационно-аналитические справки, экспертные оценки) обрабатывается и анализируется аппаратом антинаркотической комиссии (либо созданной рабочей группой), по результатам чего составляется проект доклада о наркоситуации в Тульской области.
В проект доклада о наркоситуации в Тульской области включается следующая информация:
а) характеристика Тульской области (площадь территории, наличие государственной границы и ее протяженность, количество муниципальных образований, количество населенных пунктов, численность постоянного населения (с разбивкой по половым и возрастным категориям), уровень жизни населения, демографическая ситуация, структура занятости населения с динамикой уровня безработицы, динамика денежных доходов населения, миграционная ситуация);
б) анализ, оценка и динамика уровня и структуры незаконного потребления наркотиков на основании статистических данных, аналитических справок и социологических исследований (в целом по Тульской области и по муниципальным образованиям).
Отражается зарегистрированный и экспертный (с учетом латентности) уровни распространенности немедицинского потребления наркотиков, смертности от злоупотребления наркотиками, структура наркопотребления с учетом немедицинского потребления наркотических веществ, находящихся в легальном обороте, лекарственных средств и изготовленных на их основе наркотиков, доступность наркотиков. Проводится анализ и оценка факторов, причин и условий, оказывающих влияние на наркотизацию населения;
в) оценка состояния и доступности наркологической медицинской помощи, комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков в немедицинских целях, анализ и оценка работы по мотивации наркопотребителей к прохождению лечения от наркозависимости, комплексной реабилитации и ресоциализации;
г) анализ, оценка и динамика результатов деятельности в сфере профилактики немедицинского потребления наркотиков (в первую очередь по линии органов образования и науки, физической культуры, спорта, молодежной политики, культуры). Отражается состояние ситуации, связанной с организацией досуга молодежи и несовершеннолетних (в том числе доступность досуга), раннего выявления лиц, злоупотребляющих наркотиками, работы с группами риска, общей и индивидуальной профилактики, анализ профилактики правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
д) анализ, оценка и динамика ситуации в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров или аналогов сильнодействующих веществ, включая в том числе: описание уровня преступности, структуры и объема наркорынка (с учетом новых видов наркотиков); средние оптовые и розничные цены на наркотики; положение с уничтожением дикорастущих и культивируемых наркосодержащих растений (с указанием данных о выявленных и ликвидированных очагах произрастания наркосодержащих растений); анализ административной и судебной практики, причин и условий, оказывающих влияние на обстановку в сфере незаконного оборота наркотиков;
е) оценка реализации государственных программ (подпрограмм) Тульской области, в рамках которых реализуются антинаркотические мероприятия;
ж) оценка состояния наркоситуации в Тульской области в соответствии с Критериями оценки развития наркоситуации (приложение N 3 к Положению об осуществлении мониторинга наркоситуации на территории Тульской области) с графическим наложением на карту Тульской области;
з) краткосрочное прогнозирование динамики дальнейшего развития наркоситуации;
и) управленческие решения и предложения по изменению наркоситуации в Тульской области и в Российской Федерации.
К проекту доклада о наркоситуации в Тульской области прилагаются:
результаты социологических исследований;
таблицы статистических данных;
графические и иллюстративные материалы, в том числе и в отношении оценки развития наркоситуации в Тульской области в соответствии с Критериями оценки развития наркоситуации.
Оценка развития наркоситуации в Тульской области (по муниципальным образованиям и в целом) осуществляется по 5 критериям: удовлетворительное, напряженное, тяжелое, предкризисное, кризисное.
В графическом оформлении критерии оценки развития наркоситуации обозначаются следующими цветами:
удовлетворительное - голубой;
напряженное - зеленый;
тяжелое - желтый;
предкризисное - оранжевый;
кризисное - красный.
Критерии оценки развития наркоситуации в проекте доклада о наркоситуации в Тульской области определяются по 4 параметрам оценки наркоситуации:
а) масштабы незаконного оборота наркотиков. Включает следующие показатели оценки наркоситуации:
распространенность противоправных деяний в сфере незаконного оборота наркотиков;
криминальная пораженность;
удельный вес наркопреступлений в общем количестве зарегистрированных преступных деяний;
удельный вес лиц, осужденных за совершение наркопреступлений, в общем числе осужденных лиц;
удельный вес молодежи в общем числе лиц, осужденных за совершение наркопреступлений;
б) масштабы немедицинского потребления наркотиков. Включает показатель оценки наркоситуации - оценочная распространенность употребления наркотиков (по данным социологических исследований);
в) обращаемость за наркологической медицинской помощью. Включает следующие показатели оценки наркоситуации:
общая заболеваемость наркоманией и обращаемость лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями;
первичная заболеваемость наркоманией;
первичная обращаемость лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями;
г) смертность от употребления наркотиков. Включает показатель оценки наркоситуации - смертность, связанная с острым отравлением наркотиками, по данным судебно-медицинской экспертизы.
Расчет показателей оценки наркоситуации и определение критериев состояния наркоситуации в соответствии со значениями показателей оценки наркоситуации приведены в приложении N 3 к Положению об осуществлении мониторинга наркоситуации на территории Тульской области.
Критерием оценки развития наркоситуации в Тульской области является средняя оценка наркоситуации в регионе, которая рассчитывается как среднеарифметическое значение баллов по каждому критерию состояния наркоситуации по 4 параметрам оценки наркоситуации в соответствии с приложением N 3 к Положению об осуществлении мониторинга наркоситуации на территории Тульской области.
Каждому критерию состояния наркоситуации присваиваются баллы от 1 до 5: удовлетворительное - 1; напряженное - 2; тяжелое - 3; предкризисное - 4; кризисное - 5.
Итоговая оценка наркоситуации в Тульской области определяется согласно следующим пороговым значениям:
"удовлетворительное" - менее 1,5;
"напряженное" - от 1,5 до 2,5 (не включительно);
"тяжелое" - от 2,5 до 3,5 (не включительно);
"предкризисное" - от 3,5 до 4,5 (не включительно);
"кризисное" - от 4,5 до 5.
По параметрам "Масштабы незаконного оборота наркотиков" и "Обращаемость за наркологической медицинской помощью" критерии состояния наркоситуации определяются исходя из среднеарифметического значения количества баллов критериев состояния наркоситуации по каждому содержащемуся в них показателю.
Проект доклада о наркоситуации в Тульской области аппаратом антинаркотической комиссии выносится на рассмотрение антинаркотической комиссии.
Рассмотрение проекта доклада о наркоситуации в Тульской области антинаркотической комиссией должно быть организовано не позднее 25 марта года, следующего за отчетным.
Антинаркотическая комиссия по результатам рассмотрения проекта доклада о наркоситуации в Тульской области принимает решение о его утверждении и направлении в Комитет либо о доработке и последующем направлении в Комитет, а также вырабатывает управленческие решения по изменению наркоситуации в Тульской области.
Доклад о наркоситуации в Тульской области должен быть направлен председателем антинаркотической комиссии (лицом, его замещающим) председателю Комитета в I квартале года, следующего за отчетным.
После направления доклада о наркоситуации в Тульской области в Комитет он должен быть опубликован в части, не противоречащей законодательству о защите государственной и иной охраняемой законодательством Российской Федерации тайны.
При направлении доклада о наркоситуации допускается включение в него статистических сведений, носящих предварительный характер. Уточненные статистические сведения и справка - дополнение к результатам мониторинга наркоситуации в Тульской области, утвержденная председателем антинаркотической комиссии (лицом, его замещающим), представляются в Комитет до 15 мая года, следующего за отчетным.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.