Распоряжение Правительства Пензенской области от 15 декабря 2016 г. N 540-рП
"О реализации мероприятий по созданию и функционированию Детского технопарка в Пензенской области в 2017-2019 годах"
15 июня 2017 г.
В целях исполнения плана мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 N 729-р, руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями):
1. Утвердить прилагаемые:
1.1. Комплекс мер ("дорожную карту") по созданию и функционированию Детского технопарка в Пензенской области на 2017-2019 годы.
1.2. Концепцию создания и функционирования Детского технопарка в Пензенской области на 2017-2019 годы.
2. Определить Министерство образования Пензенской области региональным координатором по созданию и функционированию Детского технопарка в Пензенской области.
3. Определить государственное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение Пензенской области "Губернский лицей" региональным оператором, ответственным за функционирование Детского технопарка Пензенской области.
4. Настоящее распоряжение разместить (опубликовать) на официальном сайте Правительства Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего вопросы общего и профессионального образования.
Губернатор Пензенской области |
И.А. Белозерцев |
Распоряжением Правительства Пензенской области от 15 июня 2017 г. N 277-рП в настоящий Комплекс мер внесены изменения
Утвержден
распоряжением
Правительства Пензенской области
от 15 декабря 2016 г. N 540-рП
Комплекс мер ("дорожная карта") по созданию и функционированию Детского технопарка в Пензенской области на 2017-2019 годы
15 июня 2017 г.
N п/п |
Наименование мероприятия |
Ответственный |
Сроки |
Ожидаемый результат |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Мероприятия, направленные на создание, открытие и организацию в 2016-2017 годах деятельности Детского технопарка | ||||
1.1. |
Утверждение объекта (объектов) для размещения Детского технопарка |
Министерство образования Пензенской области |
2016 г. |
Утвержденный перечень объектов |
1.2. |
Поиск частных партнеров (инвесторов), разработка порядка межведомственного взаимодействия по созданию детского технопарка |
Министерство образования Пензенской области |
2016 г. |
Соглашения |
1.3. |
Утверждение перечня образовательных естественнонаучных и технических направлений |
Министерство образования Пензенской области |
2016 г. |
Утвержденный перечень направлений |
1.4. |
Составление перечня оборудования, необходимого для реализации утвержденных образовательных естественнонаучных и технических направлений. Утверждение спецификации оборудования |
Министерство образования Пензенской области |
2016 г. |
Обоснованный перечень оборудования |
1.5. |
Разработка бизнес-плана и утверждение стоимости создания Детского технопарка |
Министерство образования Пензенской области |
2016 г. |
Бизнес-план, смета |
1.6. |
Создание АНО ДО "Кванториум НЭЛ", учредители: Пензенская область и индустриальные партнеры (ГК МедИнж, ООО "ЦМИТ НаноЛаб") |
Правительство Пензенской области, Министерство образования Пензенской области |
2017 г. |
Свидетельство о создании АНО ДО |
1.7. |
Изменение регионального оператора на созданное АНО ДО "Кванториум НЭЛ" |
Министерство образования Пензенской области |
2017 г. |
Приказ Министерства образования Пензенской области |
1.8. |
Письмо об изменении регионального оператора Федеральному оператору от региона |
Правительство Пензенской области, Министерство образования Пензенской области |
2017 г. |
Письмо Правительства Пензенской области |
1.9. |
Подписание Соглашения с Федеральным оператором |
Министерство образования Пензенской области |
2017 г. |
Соглашение |
1.10. |
Разработка дизайн-проекта площадки Детского технопарка |
АНО ДО "Кванториум НЭЛ" |
2017 г. |
Дизайн-проект |
1.11. |
Создание регионального методологического ресурсного центра |
Министерство образования Пензенской области |
2017 г. |
Приказ Министерства образования Пензенской области |
1.12. |
Внесение изменений в государственную программу "Развитие образования в Пензенской области на 2014-2020 годы" |
Правительство Пензенской области, Министерство образования Пензенской области |
2017 г. |
Постановление Правительства Пензенской области |
1.13. |
Проведение ремонтно-строительных работ |
Министерство образования Пензенской области, АНО ДО "Кванториум НЭЛ" |
2017 г. |
Введение в эксплуатацию объекта, акт приемки |
1.14. |
Закупка, доставка, установка, наладка оборудования |
Министерство образования Пензенской области, АНО ДО "Кванториум НЭЛ" |
2017 г. |
Заключение государственного контракта, акт приемки |
1.15. |
Формирование штата сотрудников Детского технопарка |
АНО ДО "Кванториум НЭЛ" |
2017 г. |
Штатное расписание, трудовые договоры |
1.16. |
Составление и утверждение расписания занятий каждой группы |
АНО ДО "Кванториум НЭЛ" |
2017 г. |
Расписание занятий |
1.17. |
Формирование списка публичных мероприятий, организованных Детским технопарком |
АНО ДО "Кванториум НЭЛ" |
2017-2019 гг. |
Календарный график участия в соревнованиях |
1.18. |
Формирование перечня региональных инженерных соревнований, олимпиад, фестивалей |
АНО ДО "Кванториум НЭЛ" |
2017-2019 гг. |
Перечень мероприятий |
1.19. |
Формирование перечня межрегиональных и Всероссийских соревнований, олимпиад, фестивалей, в которых планируется участие команд детского технопарка |
АНО ДО "Кванториум НЭЛ" |
2017-2019 гг. |
Перечень мероприятий |
1.20. |
Открытие детского технопарка |
АНО ДО "Кванториум НЭЛ" |
2017 г. |
Церемония торжественного открытия |
2. Мероприятия, направленные на обеспечение функционирования Детского технопарка в 2017-2019 гг. | ||||
2.1 |
Набор обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам выбранных направлений (конкурсный отбор) |
АНО ДО "Кванториум НЭЛ" |
2017-2019 гг. |
Списки обучающихся по группам |
2.2. |
Организация занятий по утвержденным расписанию и программам |
АНО ДО "Кванториум НЭЛ" |
2017-2019 гг. |
Журналы для групповых занятий, Программы |
2.3. |
Организация и участие в инженерных соревнованиях, олимпиадах, фестивалях разного уровня, в т.ч. в чемпионате WordSkills по стандартам JuniorSkills |
АНО ДО "Кванториум НЭЛ" |
2017-2019 гг. |
График конкурсов, списки участников |
2.4. |
Организация групповой проектной деятельности детей |
АНО ДО "Кванториум НЭЛ" |
2017-2019 гг. |
Не менее 15 групп |
2.5. |
Проведение дней открытых дверей |
АНО ДО "Кванториум НЭЛ" |
2017-2019 гг. |
График проведения |
2.6. |
Участие в региональных, межрегиональных выставках научно-технического творчества детей и молодежи |
АНО ДО "Кванториум НЭЛ" |
2017-2019 гг. |
График выставок, списки участников, перечень экспонатов |
2.7. |
Организация каникулярных школ на площадке Детского технопарка |
АНО ДО "Кванториум НЭЛ" |
2017-2019 гг. |
Концепция профильных каникулярных школ, списки участников |
2.8. |
Организация мастер-классов и воркшопов |
АНО ДО "Кванториум НЭЛ" |
2017-2019 гг. |
Расписание |
2.9. |
Организация посещения обучающимися промышленных предприятий |
АНО ДО "Кванториум НЭЛ" |
2017-2019 гг. |
Соглашения о сотрудничестве с промышленными предприятиями |
2.10. |
Организация актовых лекций с приглашением экспертов |
АНО ДО "Кванториум НЭЛ" |
2017-2019 гг. |
Расписание лекций |
3. Мероприятия, направленные на повышение квалификации педагогических работников и иных сотрудников Детского технопарка | ||||
3.1 |
Обучение преподавателей работе на оборудовании |
АНО ДО "Кванториум НЭЛ" |
2017 г. |
Сертификаты |
3.2. |
Получение лицензии на образовательную деятельность |
АНО ДО "Кванториум НЭЛ" |
2017 г. |
Лицензия |
3.3. |
Организация повышения квалификации педагогических кадров по выбранным направлениям технологического и естественнонаучного профилей |
АНО ДО "Кванториум НЭЛ" |
2017-2019 гг. |
Документы о повышении квалификации, список педагогов |
3.4. |
Проведение обучающих семинаров для специалистов дополнительного образования детей, реализующих программы технической и естественнонаучной направленностей |
АНО ДО "Кванториум НЭЛ" |
2017-2019 гг. |
Список семинаров, список участников |
3.5. |
Организация стажировок педагогов дополнительного образования, реализующих программы технической и естественнонаучной направленностей |
АНО ДО "Кванториум НЭЛ" |
2017-2019 гг. |
Список стажировочных площадок, расписание, список участников |
3.6. |
Проведение открытых занятий для учащихся других квантов |
АНО ДО "Кванториум НЭЛ" |
2017-2019 гг. |
График открытых занятий |
4. Мероприятия, направленные на обеспечение участия обучающихся Детского технопарка в возрасте от 10 до 17 лет в мероприятиях, проводимых в рамках проекта JuniorSkills по стандартам WordSkills | ||||
4.1. |
Разработка методического обеспечения регионального чемпионата: конкурсные задания, инфраструктурные листы, критерии оценки, программа обучения экспертов и т.д. |
АНО ДО "Кванториум НЭЛ" |
2017-2019 гг. |
Формирование рабочей группы по разработке технических заданий, инфраструктурных листов и конкурсных заданий для чемпионата. Согласование конкурсных заданий чемпионата с некоммерческим партнерством "Центр содействия развитию профессионального образования и сотрудничества" |
4.2. |
Определение региональных компетенций в рамках проекта JuniorSkills по стандартам WordSkills (далее - Проект) |
АНО ДО "Кванториум НЭЛ" |
2017 г. |
Перечень региональных компетенций обучающихся |
4.3. |
Организация стажировок и обучения экспертов |
АНО ДО "Кванториум НЭЛ" |
2017-2019 гг. |
Обучение экспертов в рамках межрегиональных, национальных, международных чемпионатов WorldSkillsRussia |
4.4. |
Организация тренинговых площадок для обучающихся по профессиональной и психолого-педагогической подготовке участников Проекта |
АНО ДО "Кванториум НЭЛ" |
2017-2019 гг. |
Проведение мероприятий на базе тренинговых площадок |
4.5. |
Организация и проведение отборочных туров для участия в региональном чемпионате |
АНО ДО "Кванториум НЭЛ" |
2017-2019 гг. |
Определение участников регионального чемпионата |
4.6. |
Организация регионального чемпионата в рамках Проекта |
АНО ДО "Кванториум НЭЛ" |
2017-2019 гг. |
Проведение регионального чемпионата в рамках Проекта |
4.7. |
Организация информационной поддержки |
АНО ДО "Кванториум НЭЛ" |
2017-2019 гг. |
Создание аудиовизуальных материалов. Распространение в средствах массовой информации |
5. Мероприятия по разработке дополнительных общеобразовательных программ, ориентированных на решение реальных технологических задач (в том числе с участием промышленных предприятий) для проектной деятельности детей, обучающихся в Детском технопарке в 2017-2020 гг. | ||||
5.1. |
Разработка дополнительных общеобразовательных программ для проектной деятельности обучающихся по направлениям квантов |
АНО ДО "Кванториум НЭЛ" |
2017-2019 гг. |
Реестр разработанных дополнительных общеобразовательных программ |
5.2. |
Определение партнеров промышленных предприятий, ориентированных на совместную подготовку и реализацию реальных технологических проектов |
АНО ДО "Кванториум НЭЛ" |
2017 г. |
Список региональных партнеров |
6. Мероприятия по подготовке к участию в конкурсах федерального и межрегионального уровня, направленных на развитие творческих способностей и интереса к научной и технической деятельности у учащихся, распространение и популяризацию научных знаний; создание условий для интеллектуального развития и поддержки одаренных детей; оказание содействия в профессиональной ориентации и осознанном выборе образовательных траекторий, в том числе проведение региональных этапов | ||||
6.1. |
Заключение договоров о сотрудничестве с организациями среднего профессионального образования и высшего профессионального образования |
Министерство образования Пензенской области, АНО ДО "Кванториум НЭЛ" |
2017 г. |
Договоры |
6.2. |
Определение форматов работы и источников финансирования для проектной деятельности с одаренными детьми |
Министерство образования Пензенской области, АНО ДО "Кванториум НЭЛ" |
2017 г. |
Форматы. Финансовые средства. Менторы. Готовые проекты |
6.3. |
Заключение договора о сотрудничестве с образовательными учреждениями |
АНО ДО "Кванториум НЭЛ" |
2017 г. |
Список детей. Куратор. Перечень тем проектов |
6.3. |
Заключение договора о сотрудничестве с Центром молодежного инновационного творчества "Идея" |
АНО ДО "Кванториум НЭЛ" |
2017 г. |
Тестирование учащихся (рекомендации) |
6.4. |
Проведение тренингов "Техно предпринимательство" |
АНО ДО "Кванториум НЭЛ" |
2017-2019 гг. |
Проекты карьеры участников тренингов |
7. План региональных публичный мероприятий по проектной деятельности детей, организованных детских технопарком#, ключевых соревнований и конкурсных мероприятий технической и естественнонаучной направленности, в которых примут участие обучающиеся детских технопарков, а также план проведения и участия в региональных мероприятиях и фестивалях | ||||
7.1. |
Участие в реализации региональных программ |
АНО ДО "Кванториум НЭЛ" |
2017-2019 гг. |
Список участников Список мероприятий |
8. Мероприятия, направленные на поддержку групп школьников численностью не менее 3 человек, занимающихся на постоянной основе совместным решением одной задачи, в том числе методическое, информационное и материальное обеспечение работы команд за счёт оснащения Детского технопарка, а также обеспечение их участия в инженерных соревнованиях | ||||
8.1. |
Обучение по технологии проектной деятельности (проектные траектории) |
АНО ДО "Кванториум НЭЛ" |
2017-2019 гг. |
Повышение уровня компетенций обучающихся по технологии проектной деятельности |
8.2. |
Тестирование по модулю "Выявление компетенций" |
АНО ДО "Кванториум НЭЛ" |
2017-2019 гг. |
Выявление базовых компетенций, инженерного мышления и лидерских качеств кванторианцев |
8.3. |
Обучение "Базисным компетенциям" |
АНО ДО "Кванториум НЭЛ" |
2017-2019 гг. |
Овладение обучающимися технологиями командной работы |
8.4. |
Организация тематических встреч с представителями отраслевого бизнеса, учеными |
АНО ДО "Кванториум НЭЛ" |
2017-2019 гг. |
Проведение не менее 5 мероприятий ежемесячно |
8.5. |
Организация мастер-классов, каникулярных смен на площадках Кванториума |
АНО ДО "Кванториум НЭЛ" |
2017-2019 гг. |
Проведение не менее 5 мероприятий в год |
8.6. |
Проведение презентаций результатов проектной работы обучающихся |
АНО ДО "Кванториум НЭЛ" |
2017-2019 гг. |
Проведение не менее 12 презентаций в год |
9. Меры (мероприятия) по созданию и апробации модели функционирования детских технопарков с участием негосударственного сектора, промышленных предприятий и организаций реального сектора экономики | ||||
9.1. |
Заключение соглашений о сотрудничестве с представителями негосударственного сектора (ГК МедИнж, Пензенская торгово-промышленная палата, Ассоциация разработчиков программного обеспечения "SECON", Союз пензенских строителей, Ассоциация промышленников Пензенской области и др.) |
АНО ДО "Кванториум НЭЛ" |
2017 г. |
Соглашения |
9.2. |
Согласование дополнительных общеобразовательных программ обучения детей с базовыми социальными партнерами |
АНО ДО "Кванториум НЭЛ" |
2017 г. |
Дополнительные общеобразовательные программы обучения детей |
9.3. |
Формирование паспорта компетенций обучающихся с учетом предложений региональных партнеров |
АНО ДО "Кванториум НЭЛ" |
2017 г. |
Региональный паспорт компетенций обучающихся |
10. Обеспечение информационной поддержки и мониторинг | ||||
10.1. |
Разработка и утверждение медиа-плана сопровождения работы по созданию Детского технопарка |
АНО ДО "Кванториум НЭЛ" |
2017 г. |
Медиа-план |
10.2. |
Формирование отчета о реализации плана |
Министерство образования Пензенской области |
2017-2019 гг. |
Ежегодно. Анализ и обобщение результатов |
10.3. |
Мониторинг деятельности Детского технопарка |
Министерство образования Пензенской области |
2017-2019 гг. |
Постоянно. Результаты мониторинга |
Целевые индикаторы реализации проекта
N п/п |
Наименование индикатора/показателя |
Значение субъекта Российской Федерации |
||
2017 год |
2018 год |
2019 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Численность детей, дополнительно охваченных дополнительными общеобразовательными программами, соответствующими приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации |
800 |
800 |
800 |
2. |
Доля педагогических работников, прошедших ежегодное обучение по дополнительным профессиональным программам, работающих в Детском технопарке (%) |
100 |
100 |
100 |
3. |
Доля сотрудников (за исключением педагогических работников), прошедших ежегодное обучение по дополнительным профессиональным программам, работающих в Детском технопарке (%) |
40 |
50 |
50 |
4. |
Количество проектов, реализованных детьми, обучающихся# в Детском технопарке, представленных на региональных и федеральных отчетных мероприятиях по презентации результатов проектной деятельности (ед.) |
5 |
40 |
50 |
5. |
Количество детей, принявших участие в публичных мероприятиях Детского технопарка (чел.) |
800 |
3000 |
5000 |
6. |
Количество внедренных дополнительных общеобразовательных программ, ориентированных на решение реальных технологических задач для проектной деятельности детей (ед.) |
5 |
6 |
6 |
7. |
Количество проектных разновозрастных групп обучающихся Детского технопарка численностью не менее 3 человек, на постоянной основе реализующих инженерные проекты (ед.) |
5 |
15 |
20 |
8. |
Количество проведенных инженерных хакатонов, развивающих навыки в разных областях разработки программного обеспечения в процессе командной работы над проектами (ед.) |
3 |
10 |
10 |
9. |
Количество региональных этапов Всероссийских и Международных мероприятий технической и естественнонаучной направленности, в которых примут участие обучающиеся Детского технопарка (ед.) |
10 |
10 |
10 |
10. |
Количество инженерных школьных команд из числа обучающихся Детского технопарка, принявших участие в региональных этапах Всероссийских и Международных мероприятий технической и естественно-научной направленности (ед.) |
5 |
20 |
20 |
11. |
Количество инженерных школьных команд из числа обучающихся Детского технопарка, прошедших в финал региональных этапов Всероссийских и Международных мероприятий технической и естественнонаучной направленности (ед.) |
1 |
3 |
5 |
12. |
Количество публичных мероприятий по проектной деятельности детей, организованных Детским технопарком, по презентации деятельности и достижений обучающихся Детского технопарка |
3 |
10 |
20 |
Утверждена
распоряжением
Правительства Пензенской области
от 15 декабря 2016 г. N 540-рП
Концепция создания и функционирования Детского технопарка в Пензенской области на 2017-2019 годы
15 июня 2017 г.
Распоряжением Правительства Пензенской области от 15 июня 2017 г. N 277-рП в раздел 1 настоящей Концепции внесены изменения
1. Организационно-правовая модель Детского технопарка
Региональным координатором по проекту "Детский технопарк" является Министерство образования Пензенской области.
Региональным оператором проекта "Детский технопарк" на этапе подачи заявки выступит государственное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение Пензенской области "Губернский лицей", для более эффективного функционирования, на следующем этапе, после подведения итогов конкурса, региональным оператором Детского технопарка станет создаваемое АНО ДО "Кванториум НЭЛ", учредителями которого станет Пензенская область (40%), предприятие группы компании "МедИнж" (40%) и ООО "ЦМИТ НаноЛаб" (20%).
Региональным Методическим Центром проекта "Детский технопарк" является ГАОУ ДПО "Институт регионального развития Пензенской области.
В создании и функционирования Детского технопарка в Пензенской области непосредственное участие примут негосударственные предприятия группы компании "МедИнж" медико-биологического кластера региона, предприятие ООО "ЦМИТ НаноЛаб", на базе которого создано и функционирует ЦМИТ "НаноЭлектроЛаб" посредством вхождения в состав учредителей АНО ДО "Кванториум НЭЛ" с участием Пензенского региона.
К реализации проекта будут активно привлекаться негосударственные поставщики образовательных услуг (ООО "ЦМИТ НаноЛаб", АНО ДО "Учебно-методический центр высоких технологий", профильные и образовательные организации). На сегодняшний день ряд сотрудников прошли подготовку по программе обучения для педагогов детских технопарков, подготовлены лаборанты-наставники из числа студентов и аспирантов Пензенского государственного университета, с зонами ответственности - сопровождение проектных команд, первичное обучение по технологиям проектной деятельности, по технологиям генерации новых идей (ТРИЗ-мастера). В настоящее время существуют связи с основными научно ориентированными центрами молодежного инновационного творчества региона и с другими партнерами по взаимодействию в рамках "дорожной карты" кружкового движения НТИ. "ЦМИТ НаноЭлектроЛаб" планирует предоставление оборудования и совместную работу на площадке Детского технопарка. Планируется интеграция с основными предприятиями медико-биологического кластера региона по взаимодействию и использованию исследовательского и другого оборудования для проектных разработок Детского технопарка. Планируется минимизирование привлечение# бюджетных средств для последующего эффективного функционирования технопарка. Для этих целей будет выстраиваться эффективное взаимодействие со спонсорами, индустриальными партнерами и другими заинтересованными коммерческими структурами. Предоставление платных услуг планируется, но дифференцированно и по возможности соизмеримо с экономическими возможностями родителей, планируется задействовать систему грантов для эффективно занимающихся и показывающих результативную проектную работу детей, а также для ребят из многодетных, малоимущих и "проблемных" семей. Данная система показала свою эффективность в работе Центра молодежного творчества "НаноЭлектроЛаб".
Для работ предусматривается в первую очередь проектно-ориентированный формат образовательного процесса, мастер-классы, лекции, экскурсии, "научные экспедиции", а также конкурсы, инженерные хакатоны. Главными особенностями образовательных процессов Технопарка станет их практическая ориентированность, применимость знаний и компетенций для развития технологического предпринимательства на существующих и перспективных рынках НТИ, а также более тесное взаимодействие с эффективными и перспективными предприятиями реального сектора экономики. Все это позволит в последующим# создать научный, инженерный и интеллектуальный задел для эффективного роста экономики региона и страны в целом.
Основные форматы образовательных процессов Детского технопарка
N |
Основные направления |
Партнер |
1 |
2 |
3 |
|
Базовая часть (для всех квантумов) |
|
1. |
Модуль "Выявление компетенции" - выявление базовых компетенций, инженерного мышления и лидерских качеств кванторианцев |
ЦМИТ "НаноЭлектроЛаб" ЦМИТ "Идея" |
2. |
Модуль "Базисные компетенции" - SoftSkills - основы инженерного и изобретательского мышления - основы командного взаимодействия - техника безопастности# |
ЦМИТ "НаноЭлектроЛаб" |
|
Профильные модули - проектные траектории |
|
|
IT-квантум - проектная траектория "Тестирование на проникновение как основа воспитания этичного хакера" "Основы анализа данных" "BigDate" |
ЦМИТ "НаноЭлектроЛаб", АНО ДО "Учебно-методический центр высоких технологий" |
|
Наноквантум - проектная траектория "Введение в материаловедение и нанотехнологии" "Пленки, катализаторы, сорбенты", "Металлы и сплавы", "Введение в кристаллографию" "Композитные материалы", "Упрочняющие покрытия" |
ЦМИТ "НаноЭлектроЛаб" |
|
Робоквантум - проектная траектория "Робототехника, мехатроника и основы бионики" "Управляемые пневмо-системы", "Интеллектуальный конвеер" "Умный дом, транспорт, комплекс", "Автоматизация производства" |
ЦМИТы "НаноЭлектроЛаб" и "РобоНЭЛ" |
|
Биоквантум - проектная траектория "Введение в геномику и биотехнологии", "Введение в медицинские биотехнологии", "Малые биологические системы", "Микроскопия", "Экспрессионные конструкции с GFP", "Начало Пси-луча", "Геномные технологии" |
ЦМИТ "НаноЭлектроЛаб" при поддержке биомедицинского холдинга "Атлас" |
|
Квантум промдизайна - проектная траектория "Основы моделирования и виртуального расчета разработок", "Основы визуализации", "Эргономика", "Основы макетирования в промдизайне", "Проектная графика" |
ЦМИТ "НаноЭлектроЛаб" |
|
Hi-tech квантум - проектная траектория "Введение в современное цифровое производство для проектной деятельности", "3Д моделирование и основы проектирования", "Лазерные технологии", "Аддитивные технологии", "Классические технологии производства", "Ручной инструмент", "Электромонтажные работы" |
ЦМИТ "НаноЭлектроЛаб" "Лазерный центр РТ", ЦМИТ "Идея", ЦМИТ "Действуй" |
|
Конкурсные траектории, акселерации, инженерные хакатоны и сборы |
|
|
Подготовка и участие в Олимпиаде НТИ |
ЦМИТ "НаноЭлектроЛаб" |
|
Подготовка и участие в НаноОлимпиаде |
ЦМИТ "НаноЭлектроЛаб" |
|
Подготовка и участие в JuniorSkills |
ЦМИТ "НаноЭлектроЛаб" |
|
Подготовка и участие в ШУСТРИК |
ЦМИТ "НаноЭлектроЛаб" |
|
Проектная акселерация УМНИК - НТИ |
ЦМИТ "НаноЭлектроЛаб" |
|
Акселератор молодежных технологических стартапов МАРС |
ЦМИТ "НаноЭлектроЛаб" |
|
Учительская Академия |
ЦМИТ "НаноЭлектроЛаб" |
|
Hi-tech квантум университет |
ЦМИТ "НаноЭлектроЛаб" |
2. Направления деятельности Детского технопарка
В Пензенской области эффективно функционирует и развивается высокотехнологичное производство, прежде всего
- в сфере информационных технологий (есть базовые организации среднего профессионального образования и высшего образования, есть объединение работодателей - Ассоциация разработчиков ПО "SECON", социальные партнеры - малый и средний бизнес, тип партнерства - распределенный. В этом году в регионе стартовал проект "Yandex-лицей").
- в сфере биоинженерии и биотехнологий есть базовые организации среднего профессионального образования и высшего образования, есть якорные работодатели - ЗАО "НПП МедИнж", ОАО "Биосинтез". На территории региона ФГБУ Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии Министерства здравоохранения Российской Федерации создан медико-биологический кластер региона.
В настоящее время формируется строительный кластер (есть базовые организации среднего профессионального образования и высшего образования, есть объединение работодателей - Союз строителей Пензенской области, есть "якорные" работодатели, активно сотрудничающие с системой образования, - строительный холдинг "Термодом".)
Учитывая все это, а так же перспективные технологии для развития рынков НТИ, были определены наиболее перспективные для региона Квантумы:
Биоквантум; Наноквантум; IT-квантум; Промдизайн; Робоквантум; Hi-tech.
При этом учитывался имеющийся опыт и компетенции, кадровый педагогический и инженерный потенциал. Так для большинства предлагаемых специализаций квантумов существуют уже сегодня достижения и награды на таких престижных международных и всероссийских конкурсах, как "Ученые будущего", "Олимпиада по нанотехнологиям МГУ", JuniorSkills и WSR, "РобоФест", "РобоФинист" и многие другие.
3. Площадка Детского технопарка
Детский технопарк планируется интегрировать в комплекс Технопарка высоких технологий "Рамеев" на условиях аренды в блоке 1"А", на первом, втором и частично третьем этажах, на общей площади более 800 кв.м, соответствующие всем требованиям СанПиН для организаций, в которых оказываются услуги по дополнительному образованию детей. Это позволит значительно увеличить эффективность взаимодействия с реальным сектором экономики, а также задействовать практические компетенции сотрудников, дополнительные площадки, научно-исследовательский комплекс и оборудование инновационных предприятий ГК "МедИнж", медико-биологического кластера и других предприятий-резидентов ТВТ "Рамеев".
Здание "Технопарка высоких технологий Рамеев" имеет общую площадь 45,16 тыс кв.м, зал на 400 посадочных мест.
Электроснабжение - центральное. Водоснабжение/водоотведение - центральное. Отопление - собственное. Иметься# выделенный отдельный вход с пунктом охраны и пропуска.
Транспортная доступность технопарка как для гостей города, в 500 метрах от аэропорта г. Пензы, так и для кванторианцев - шаговая доступность с регулируемым пешеходным переходом от остановки общественного транспорта "Метеостанция", более 5 маршрутов до центральной части города (15 минут). В зоне "прямой видимости" 4 образовательных организации города, а также район "молодежного города "Спутник".
4. Наличие интеллектуальных партнеров и предприятий-менторов
Высшая школа проявила большой интерес к данному проекту. Большинство организаций высшего образования (далее - вузы) региона готовы к участию в качестве интеллектуальных партнеров, выделили интересующие направления и определили кураторов по направлениям.
N |
Направление |
Интеллектуальный партнер |
1 |
Биоквантум |
Пензенский государственный университет (Медицинский институт), Пензенский государственный сельскохозяйственный университет, ФГБУ Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии Министерства здравоохранения Российской Федерации |
2 |
Наноквантум |
Пензенский государственный университет |
3 |
IT-квантум |
Пензенский государственный университет |
4 |
Промдизайн |
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства |
5 |
Робоквантум |
Пензенский государственный технологический университет |
6 |
Hi-tech |
Пензенский государственный технологический университет |
Постоянными бизнес-партнёрами Детского технопарка станут предприятия медико-биологического кластера региона, предприятия ГК МедИнж и другие инновационные компании региона.
В настоящее время при непосредственном участии ГК "МедИнж" создан и эффективно функционирует центр молодежного инновационного творчества "НаноЭлектроЛаб" (далее - ЦМИТ), данный проект создан в 2012 году при поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации и Правительства Пензенской области. Совместно с вузами региона на базе Центра и при непосредственном участии предприятий группы компаний "МедИнж" разрабатывались молодежные инновационные проекты по программе УМНИК и СТАРТ, отмеченные и поддержанные Фондом содействия инновациям. Кроме этого, ряд проектов вышли на коммерциализацию и создание собственных молодежных технологических стартапов и предприятий. Так, в 2015 году были созданы 5 технологических молодежных компаний, по итогам года оплатившие в бюджет всех уровней более миллиона рублей. Все это стало итогом проектной деятельности ряда старших школьников и студентов, начавших свой проект с идеи еще в школьные годы. Проектная деятельность на 2017-2019 годы планируется с учетом разрабатываемых "дорожных карт", направлений НТИ, специализации и компетенции наставников, а также перспектив последующей коммерциализации разрабатываемых и в последующем сопровождаемых проектов кванторианцами. Кроме это, планируется более широкое участие в программах Фонда содействия инновациям, УМНИК НТИ и СТАРТ НТИ, что позволит, в первую очередь, создать вектор для получения дополнительных компетенций в вузах, а во вторую очередь - предпосылки к развитию регионального технологического предпринимательства и закреплению инженерно и научно ориентированной молодежи в регионе посредством создания для нее перспектив роста и развития.
5. Опыт масштабных программ, проектов и кадровый потенциал Пензенской области по дополнительному образованию детей в естетственнонаучном# и техническом направлениях
Последние пять лет в Пензенской области главными "драйверами" технического и естественно-научного направления являются Центры молодежного инновационного творчества г. Пензы, которые оказывают помощь в организации и проведение соревнований "Робофест", "WRO-2015", "RRO-2016", участвуют в семинарах и мастер-классах по робототехнике, являются инициаторами и методологами многих интересных и масштабных проектов в регионе.
N |
Год |
Название проекта |
Источники финансирования |
Основные результаты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
2012 |
"ЦМИТ-движение" |
Министерство экономического развития РФ и частные партнеры |
Создание 16 ЦМИТов в регионе с различной спецификацией, компетенциями и направлениями деятельности |
2. |
2013 |
Бизнес-проект "Идеальное рабочее место современного школьника" |
ОАО "Пензтяжпромарматура" (далее - ПТПА) |
Через форму проектной деятельности на базе 7 школ обустроены кабинеты для школьной деятельности - 1 единица корпусной мебели и 3 приспособления, дизайн помещения, спроектированные командами-участниками школы. При поддержке организации-ментора мебель и приспособления были изготовлены и собраны на базе школ |
3. |
2014 |
Бизнес-проект "Проект карьеры. Стиль Техно" |
ОАО "ПТПА" и Общероссийская общественная организация "Российский Союз Молодежи" |
В рамках конкурса "Проект карьеры. Стиль ТЕХНО" команды-участники разработали портфолио профессий технического профиля, прошли профильное обучение, и разработали уникальные экспонаты для музея инженерных технологий |
4. |
2015 |
Бизнес-проект "Поколение техно - городу и миру" |
ОАО "ПТПА" |
В рамках конкурса команды участников разрабатывали проекты устройств, повышающих качество жизни |
5. |
2015 |
Проект развития научно-ориентированных центров молодежного инновационного творчества "НЭЛ" |
ГК "МедИнж", ЦМИТ "НаноЭлектроЛаб" |
Разработка концепции по развитию научно-экспериментального потенциала молодежных и детских проектов. Ряд побед в научно-исследовательских конкурсах: "Ученые будущего", "Олимпиада по нанотехнологии" и др. |
6. |
2015 |
Молодые профессионалы НТИ |
ГК "МедИнж", ЦМИТ "НаноЭлектроЛаб" |
Развитие и популяризация перспективных компетенции# у детей и молодежи. Проведение регионального отборочного этапа JuniorSkills по стандартам WSR 1 место JuniorSkills HiTech 2016, 1 место WSR HiTech 2016, 3 место JuniorSkills HiTech 2015, 3 место JuniorSkills 2016 |
7. |
2015 |
Молодежный акселератор технологических стартапов "МАРС" |
ГК "МедИнж", ЦМИТ "НаноЭлектроЛаб" |
4 проекта прошли отбор - акселерацию, создано 3 новых перспективных молодежных компаний#, налоговые отчисления которых за 2015 год составили более миллиона рублей. |
8. |
2016 |
Кластерный проект "PROдвижение" |
30 Предприятий-партнеров |
В рамках детско-взрослых команд разрабатывали проекты технической, естественнонаучной направленности. Предприятия предоставляли инфраструктурные площадки, расходные материалы и услуги профильных экспертов |
9. |
2016 |
Проект "Учительская Академия НЭЛ" |
ГК "МедИнж", ЦМИТ "НаноЭлектроЛаб" |
Более 20 педагогов школ получили компетенции по использованию HiTech-оборудования в образовательном процессе и проектных работах |
Кроме этого, в Пензенской области в организациях дополнительного образования в 2016/2017 учебном году по детскому техническому творчеству реализуются 138 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, среди них:
- 20 программ по робототехнике;
- 17 - по компьютерным технологиям и программированию;
- 4 - по компьютерной графике;
- 10 - по радиоконструированию и радиоэлектронике;
- 1 - по черчению;
- 15 - по авиа-, авто-, судомоделированию;
- 17 - по техническому моделированию, конструированию, ТРИЗ;
- 7 - по фото- и видеотворчеству;
- 13 - по картингу и мотоспорту;
- 3 - по радиоспорту;
- 32 прочих программы.
Действуют 547 объединений технической направленности, в которых занимаются 8021 человек. Из них:
- конструированием и моделированием - 1520;
- информационными технологиями - 1154;
- судо-, авто- и авиамоделированием - 1112;
- робототехникой - 1019;
- радиоэлектроникой - 440;
- мотоспортом и картингом - 533;
- радиоспортом - 101;
- медиатворчеством - 399;
- техническим дизайном - 749;
- прочими - 1465.
Техническое творчество развивается на базе 6 организаций дополнительного образования технического профиля: станций юных техников N 1 и N 2 г. Пензы, Центра технологического обучения г. Пензы, Центра детского технического творчества г. Заречного, Центра образования и профессиональной ориентации г. Заречного и станции юных техников Нижнеломовского района, а также в объединениях технического профиля в 22 из 28 многопрофильных организациях дополнительного образования.
С целью развития технического творчества детей в области реализуются региональные проекты "Таланты 21 века", "Марафон технических видов спорта", "Робототехника". В рамках региональных проектов ежегодно проводятся 9 областных итоговых мероприятий по техническому творчеству, среди которых: соревнования по автомодельному и судомодельному спорту, картингу, робототехнике; конкурсы на лучшую творческую работу средствами компьютерного дизайна и видеотворчества "Дорога в мир кино", научно-практическая конференция учащихся по конструкторской, научно-исследовательской и изобретательской деятельности "Эврика" с участием 130 юных исследователей и изобретателей.
Юные техники-рационализаторы, изобретатели, исследователи достойно представляют регион на различных Всероссийских мероприятиях научно-технической направленности. Пензенская область вошла в число 15 субъектов Российской Федерации - победителей отборочного этапа Конкурса научно-технического творчества учащихся Союзного государства "Таланты XXI века".
В регионе с 2010 года реализуется проект "Образовательная робототехника". Участники проекта - 127 общеобразовательных организаций, 65 детских садов и 15 учреждений дополнительного образования. Образовательной робототехникой охвачено свыше 14 тысяч обучающихся.
Обучено 460 педагогов, из них 50 человек имеют удостоверение тьютора по образовательной робототехнике. Проводится комплекс массовых мероприятий и соревнований.
С целью привлечения учащихся к активной научно-исследовательской деятельности в регионе ежегодно проводится областная научно-практическая конференция юных исследователей окружающей среды, которая в ноябре 2015 года проходила на базе Пензенской государственной сельскохозяйственной академии. К защите было представлено более 50 исследовательских работ и экологических проектов из образовательных организаций Пензенской области.
В развитии технической направленности дополнительного образования детей принимает участие негосударственный сектор в лице регионального отделения ДОСААФ России Пензенской области. Оно способствует созданию спортивно-технических секций по техническим видам спорта, пропаганде авиационных, технических, прикладных и военно-прикладных видов спорта, а также привлечению юношества и молодёжи в кружки, секции, клубы и участию их во Всероссийских и международных соревнованиях.
С 1985 года в Пензе функционирует негосударственное учреждение дополнительного образования "Специализированная детско-юношеская спортивно-техническая школа по радиоспорту" Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту" Регионального отделения Пензенской области. За 30 лет работы в школе был создан стабильный тренерский коллектив, появились свои традиции. За этот период было подготовлено: два заслуженных мастера спорта, 18 мастеров спорта международного класса, 57 мастеров спорта, 118 кандидатов в мастера спорта, 215 перворазрядников.
В школе на бесплатной основе занимается 190 детей, в основном мальчики. Воспитанники школы являются призерами различных соревнований по радиоспорту: городских, областных, Всероссийских, чемпионатов Европы и Мира.
Пензенские радиоспортсмены 46 раз становились лауреатами премии Президента Российской Федерации по поддержке талантливой молодёжи в рамках национального проекта "Образование".
На базе Пензенской школы по радиоспорту последние 22 года проводятся чемпионаты и первенства России по скоростной радиотелеграфии, комплексное первенство России среди учащихся по скоростной радиотелеграфии, многоборью радистов, спортивной радиопеленгации, первенство России среди ДЮСТШ.
Учреждениям дополнительного образования технической направленности большую помощь оказывает Пензенский областной совет Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов при проведении научно-практических конференций по конструкторской, научно-исследовательской и изобретательской деятельности "Эврика". Представители Пензенского областного Совета ВОИР входят в состав жюри конференции, консультируют участников конференции по вопросам внедрения разработок юных изобретателей и оформления патентов на изобретения.
Открытое акционерное общество "Центр специальных инженерных сооружений научно-исследовательского и конструкторского института радиоэлектронной техники", оказывает помощь в подготовке и проведении региональных соревнований по робототехнике "Робофест", "RRO-2016", принимают# участие в семинарах.
На протяжении шести лет организации дополнительного образования взаимодействуют с отделением Межрегиональной экологической общественной организации "ЭКА" по Пензенской области, в частности, в реализации программы "Больше кислорода!", целью которой является возобновление леса на территориях, пострадавших от уничтожения в пригородных и городских зонах, создание новых лесонасаждений.
Сотрудники данной организации - постоянные участники семинаров для педагогических работников региона эколого-биологической направленности, организуемых государственным бюджетным учреждением дополнительного образования Пензенской области "Центр развития творчества детей и юношества", а также - члены жюри областного юниорского конкурса "Подрост".
В регионе создана региональная сеть инновационных образовательных учреждений (модуль "Пензенская лига новых школ"), разработана и реализуется программа социального партнерства школы с профессиональными образовательными организациями, предприятиями, субъектами малого и среднего предпринимательства (модуль "ШкольНИК). Для развития инновационного потенциала педагогических кадров создан модуль "Учительская Академия", в рамках которого педагоги изучают ТРИЗ, создают собственные проекты на базе ЦМИТов Пензенской области.
Модуль "ЦМИТ" является важным элементом региональной системы научно-технического творчества. На сегодняшний день в Пензенской области создано 16 ЦМИТов. Благодаря разветвленной сети в регионе появились уникальные проекты "Игра - дело серьезное", "Идеальное рабочее место современного школьника", "Поколение Техно - Городу и Миру", "Проект Карьеры. Стиль Техно". На базе идеологии и методологии пензенских ЦМИТов была сформирована команда на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Центр технологического обучения" г. Пензы, которая смогла запустить уникальный кластерный проект "PROдвижение" (суммарное количество участников - более 5000 школьников).
В результате реализации Программы в регионе формируется модель сетевого технологического образования школьников на основе проектной деятельности.
Распоряжением Правительства Пензенской области от 15 июня 2017 г. N 277-рП в раздел 6 настоящей Концепции внесены изменения
6. Модель организации и развития деятельности создания системы детских технопарков
Создание и развитие Детского технопарка будет осуществляться при участии негосударственных организаций ГК "МедИНж", на базе существующего центра молодежного инновационного творчества "НаноЭлектроЛаб" с интеграцией в Технопарк высоких технологий.
Планируемые направления деятельности
N |
Квант |
Содержание |
Стоимость оборудования, рублей |
Потенциальные партнеры |
1. |
Нано |
Программа ориентирована на оптимизацию личностно-ориентированного обучения и развитие способностей учащихся в области современного естествознания и нанотехнологий. Предметная область - междисциплинарные направления современного естествознания на стыке физики, химии и биологии |
11627750,00 |
Медико-биологический кластер "БиоМед", ГК "МедИнж" |
2. |
Робоквант |
Робототехника, мехатроника и программирование, конструирование и программирование роботов |
11570280,00 |
НПФ "Круг", АО "Электромеханика", Медико-биологический кластер "БиоМед", ГК "МедИнж" |
3. |
ИТ-квант |
Программа направлена на развитие в ребенке интереса к вопросам информационной безопасности, сетевым технологиям и работе в сфере IT, а также повышению осведомленности в вопросах защиты от угрозы в мобильной, информационной сферах и сети "Интернет" |
6725270,00 |
Ассоциация "SECON", Медико-биологический кластер "БиоМед", ГК "МедИнж" |
4. |
Биоквант |
Формирование у обучающихся представлений и практических навыков в области биологических систем и биотехнологии |
12650800,00 |
Медико-биологический кластер "БиоМед", ГК "МедИнж" |
5. |
Промышленный дизайн |
Программа направлена на развитие компетенций по разработке дизайна изделий с учетом их функциональных и эстетических свойств, упаковка стартап-разработок для улучшения коммерциализации продукта |
8827500,00 |
Молодежные технологические стартапы и техноакселераторы, Медико-биологический кластер "БиоМед", ГК "МедИнж" |
6. |
High-tech |
Станки с ЧПУ, электротехника |
25527000,00 |
Медико-биологический кластер "БиоМед", ГК "МедИнж" |
|
Итого по основному оборудованию |
|
76928600,00 |
|
7. |
Дополнительное оборудование |
|
|
|
Ресепшен |
1027000,00 |
|
||
Лекторий |
2127500,00 |
|
||
Медкабинет Помещение для персонала |
1520000,00 |
|
||
|
Итого |
|
81603100,00 |
|
Постоянные расходы, в год (руб.) | |
Стоимость расходных материалов и обслуживания оборудования |
1000000,00 |
Сайт, информационное сопровождение, реклама |
500000,00 |
Расходы на проведение массовых мероприятий |
2000000,00 |
ФОТ |
9000000,00 |
Командировки |
1000000,00 |
Арендные и коммунальные платежи |
10000000,00 |
Итого |
24000000,00 |
Приложение 1
Зонирование помещений
Наноквантум и Биоквантум - 3-ий этаж, площадь 87,3 кв.м
Робоквантум - 3-ий этаж, площадь 196,4 кв.м
IТ-квантум - 3-ий этаж, площадь 60,2 + 174,5 (коворкинг)
Промышленный дизайн - 2-ой этаж, площадь - 43 кв.м
High-tech - 1-ый этаж - 415 кв.м., 2-ой этаж - 259,3 кв.м
Серверная - 3-ий этаж, площадь 9,7 кв.м
Ресепшен - 1-ый этаж, площадь 63 кв.м
Лекторий - 2-ой этаж, площадь 195,1 кв.м
Медкабинет - 3-ий этаж, площадь 14,1 кв.м
Помещение для персонала - 3-ий этаж, площадь - 15,4 кв.м
Приложение 2
Дизайн-проект детского технопарка
Приложение 3
Штатное расписание Детского технопарка
Исключено. - Распоряжение Правительства Пензенской области от 15 июня 2017 г. N 277-рП.
Приложение 4
Инфраструктурный лист
Исключено. - Распоряжение Правительства Пензенской области от 15 июня 2017 г. N 277-рП.
Распоряжением Правительства Пензенской области от 15 июня 2017 г. N 277-рП настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 5
Расчет затрат на реализацию Комплекса мер на 2017-2019 годы
15 июня 2017 г.
Направление расходов / тыс. руб. |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
||||
Формирование инфраструктурного листа (приобретение оборудования и других средств обучения и воспитания) |
Федеральный бюджет |
Бюджет субъекта Российской Федерации |
Внебюджетные источники |
Бюджет субъекта Российской Федерации |
Внебюджетные источники |
Бюджет субъекта Российской Федерации |
Внебюджетные источники |
57122,2 |
24480,9 |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Итого |
81603,1 |
- |
- |
||||
Операционные расходы |
- |
|
11500 |
10000 |
14000 |
3600 |
20400 |
Итого |
11500 |
24000 |
24000 |
||||
Иные расходы |
- |
- |
6500 |
- |
- |
- |
- |
Итого |
6500 |
- |
- |
||||
Итого по всем направлениям |
81603,1 |
18000 |
10000 |
14000 |
3600 |
20400 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Пензенской области от 15 декабря 2016 г. N 540-рП "О реализации мероприятий по созданию и функционированию Детского технопарка в Пензенской области в 2017-2019 годах"
Текст распоряжения опубликован на Официальном портале Правительства Пензенской области (www.penza.ru) 16 декабря 2016 г., в газете "Пензенские губернские ведомости" N 80 от 21 декабря 2016 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Пензенской области от 29 декабря 2018 г. N 723-рП
Изменения вступают в силу с 9 января 2019 г.
Распоряжение Правительства Пензенской области от 15 июня 2017 г. N 277-рП