Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
администрации города Пензы
от 30.11.2018 N 2219
Порядок оценки бюджетной, социальной и экономической эффективности планируемых и реализуемых за счет средств бюджета города Пензы инвестиционных проектов на территории города Пензы
1. Общие положения
1.1. Настоящим Порядком определяется процедура проведения проверки инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств бюджета города Пензы, на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств бюджета г. Пензы.
1.2. В целях настоящего Порядка под инвестиционным проектом подразумевается:
- вложение средств бюджета города Пензы в строительство объектов социальной инфраструктуры по программе капитального строительства города Пензы;
- вложение средств бюджета города Пензы в форме бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, осуществление которых влечет возникновение права собственности города Пензы;
- приобретение акций и иных форм участия в капитале в собственность города Пензы;
- капитальные вложения за счет средств бюджета города Пензы.
Указанные инвестиционные проекты могут реализовываться в рамках исполнения мероприятий муниципальных программ города Пензы, разработанных и реализуемых в порядке, утвержденном постановлением администрации города Пензы от 19.12.2013 N 1527 "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Пензы".
1.3. В целях реализации настоящего Порядка инвестиционные проекты подразделяются на социальные и коммерческие. Под социальным подразумевается проект, целью создания которого не является получение прибыли. Под коммерческим подразумевается проект, целью создания которого является получение прибыли.
1.4. Порядок расчета оценки эффективности инвестиционного проекта зависит от его направленности. Для оценки эффективности социального проекта рассчитываются только показатели социальной эффективности. Для оценки эффективности коммерческого проекта рассчитываются в совокупности показатели социальной, экономической и бюджетной эффективности.
1.5. Под социальным эффектом инвестиционного проекта понимаются значащие для населения города Пензы последствия его реализации. В качестве единого унифицированного показателя социального эффекта при проведении оценки определяется численность жителей города, которые могут получить материальные преимущества, услуги социального характера (медицинские, образовательные и иные аналогичные услуги), рабочие места, удовлетворить свои духовные потребности в результате реализации оцениваемого инвестиционного проекта.
1.6. Под бюджетным эффектом понимается влияние результатов осуществляемого проекта на доходы и расходы бюджета города Пензы. В качестве основного показателя бюджетной эффективности принимается эффект за определенный период времени, который выражается в увеличении бюджетных доходов города Пензы и/или снижении бюджетных расходов в результате реализации инвестиционного проекта.
1.7. Под экономической эффективностью понимается результативность экономической деятельности, экономических программ и мероприятий.
1.8 Инвестиционные проекты, финансирование которых планируется осуществлять с использованием средств бюджета города Пензы, подлежат проверке на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств бюджета города Пензы в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" и настоящим Порядком.
Проведение оценки эффективности инвестиционных проектов основывается на принципах объективности, обоснованности, полноты и обеспечения гласности результатов оценки. Оценка планируемых инвестиционных проектов осуществляется управлением экономического развития администрации города Пензы в срок не более 5 рабочих дней с даты представления данных, указанных в пункте 1.9 настоящего Порядка. По итогам оценки управление экономического развития администрации города Пензы составляет заключение о результатах оценки эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств бюджета города Пензы.
Оценка реализуемых инвестиционных проектов осуществляется ежегодно не позднее 25 февраля, следующего за отчетным. Оценка всех реализуемых инвестиционных проектов проводится управлением экономического развития администрации города Пензы совместно с Финансовым управлением города Пензы.
1.9. Показатели экономической, социальной и бюджетной эффективности рассчитываются разработчиком (инициатором) проекта при представлении его к финансированию из бюджета города Пензы самостоятельно с приведением соответствующих расчетов и обоснований.
1.10. Настоящий Порядок действует во всех случаях, оговоренных в п. 1.2 настоящего Порядка, если иное не предусмотрено действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Пензенской области, города Пензы.
2. Расчет социальной эффективности
2.1. Оценка эффективности инвестиционных проектов социального характера производится по формуле:
,
где
- социальная эффективность инвестиционного проекта;
- социальный эффект от реализации инвестиционного проекта;
- коэффициент уровня соответствия проекта приоритетам социально-экономического развития города.
2.2. Коэффициент уровня соответствия инвестиционного проекта приоритетам социально-экономического развития города Пензы () определяется управлением экономического развития администрации города Пензы, координирующим реализацию инвестиционного проекта на основе следующей системы критериев, изложенных в таблице 1.
Таблица 1
Критерий оценки |
Значение коэффициента |
Инвестиционный проект в полной мере соответствует приоритетам социально-экономического развития города |
1 |
Инвестиционный проект не соответствует приоритетам социально-экономического развития города |
0 |
Инвестиционный проект в полной мере соответствует приоритетам социально-экономического развития города Пензы при строгом соответствии одному из следующих случаев:
- разработан во исполнение постановления администрации г. Пензы от 29.09.2017 N 1808 "Об утверждении стратегии социально-экономического развития города Пензы до 2030 года";
- разработан во исполнение отраслевой федеральной, областной или муниципальной целевой программы.
2.3. Социальный эффект от реализации инвестиционного проекта () рассчитывается по следующей формуле:
,
где
- социальный эффект от реализации инвестиционного проекта;
- соответствующее проекту значение индикатора эффективности по соответствующей группе индикаторов;
- коэффициент значимости по соответствующей группе индикаторов;
- порядковый номер индикатора;
- количество индикаторов.
Социальный эффект от реализации инвестиционного проекта определяется как сумма условных единиц эффективности, соответствующих совокупности следующих индикаторов, изложенных в таблице 2, на основании экспертной оценки управления экономического развития администрации города Пензы, координирующего реализацию инвестиционного проекта.
Таблица 2
Индикаторы эффективности проектов (ИЭ)
Индикатор |
Описание индикатора |
Значение индикатора |
1 |
2 |
3 |
ИЭ1 |
Индикаторы приоритетности |
|
|
Инвестиционный проект в полной мере соответствует всем заявленным приоритетам социально-экономического развития города Пензы |
100 |
|
Инвестиционный проект соответствует некоторым заявленным приоритетам социально-экономического развития города Пензы |
50 |
ИЭ2 |
Индикаторы охвата результатами проекта |
|
|
Результатами реализации проекта будет пользоваться все население города Пензы |
100 |
|
Результатами реализации проекта будет пользоваться не менее 50% населения города Пензы |
80 |
|
Результатами реализации проекта будет пользоваться не менее 25% населения города Пензы |
70 |
|
Результатами реализации проекта будет пользоваться не менее 2% населения города Пензы |
50 |
|
Результатами реализации проекта будет пользоваться до 2% населения города Пензы |
20 |
ИЭ3 |
Индикаторы обеспеченности новой услугой |
|
|
В результате реализации проекта населению города Пензы будет предоставлена возможность |
100 |
|
пользоваться ранее не предоставлявшейся социальной услугой |
|
|
В результате реализации проекта будет увеличен объем предоставляемой социальной услуги для всего населения города Пензы, потребность в которой возрастает |
50 |
ИЭ4 |
Индикаторы влияния на качество услуг |
|
|
В результате реализации проекта повысится качество и технология оказания социальных услуг населению |
100 |
|
В результате реализации проекта повысится качество оказания социальных услуг населению |
70 |
|
В результате реализации проекта усовершенствуется технология оказания социальных услуг населению |
30 |
ИЭ5 |
Индикаторы обеспеченности финансированием |
|
|
Инвестиционный проект на момент возможного включения в ежегодную программу капитальных вложений профинансирован не менее чем на 90% |
100 |
|
Инвестиционный проект на момент возможного включения в ежегодную программу капитальных вложений профинансирован не менее чем на 50% |
80 |
|
Инвестиционный проект на момент возможного включения в ежегодную программу капитальных вложений профинансирован не менее чем на 30% |
60 |
|
Инвестиционный проект может быть профинансирован за счет средств бюджета города Пензы в течение одного финансового года |
40 |
ИЭ6 |
Индикатор создания новых рабочих мест |
|
|
В результате реализации проекта предусмотрено создание более 10 рабочих мест |
100 |
|
В результате реализации проекта предусмотрено создание 10 и менее рабочих мест |
50 |
|
В результате реализации проекта не предусмотрено создание рабочих мест |
0 |
Коэффициенты значимости по соответствующей группе индикаторов определяются на основании таблицы 3.
Таблица 3
Коэффициенты значимости (Кз)
Код |
Группа индикаторов |
Коэффициент значимости |
ИЭ1 |
Индикаторы приоритетности |
0,30 |
ИЭ2 |
Индикаторы охвата результатами проекта |
0,20 |
ИЭ3 |
Индикаторы обеспеченности новой услугой |
0,15 |
ИЭ4 |
Индикаторы влияния на качество услуг |
0,10 |
ИЭ5 |
Индикаторы обеспеченности финансированием |
0,15 |
ИЭ6 |
Индикатор создания новых рабочих мест |
0,10 |
2.4. На основе расчета показателя социальной эффективности инвестиционные проекты варьируются по следующей шкале:
- социально значимые проекты с низкими показателями эффективности;
- социально значимые проекты;
- социально значимые проекты с высокими показателями эффективности.
3. Расчет экономической эффективности
3.1. Для оценки экономической эффективности рассчитывается эффект от реализации инвестиционной программы (проекта) по формуле:
,
где
- экономический эффект от реализации инвестиционной программы (проекта);
- суммы ожидаемых совокупных поступлений денежных средств в процессе инвестиционной, основной (включая операционную и внереализационную) и финансовой (субсидии, дотации, займы) деятельности, связанной с реализацией проекта за i-й год;
- суммы ожидаемых расходов денежных средств в процессе инвестиционной, основной (включая операционную и внереализационную) и финансовой (субсидии, дотации, займы) деятельности, связанной с реализацией проекта за i-й год;
- коэффициент дисконтирования;
- временной период.
3.2. В целях настоящего расчета коэффициент дисконтирования определяется кумулятивным способом. Этот метод подразумевает оценку определенных факторов, порождающих риск недополучения запланированных доходов. Формула расчета:
,
где
- коэффициент дисконтирования;
- безрисковая ставка дохода;
- рисковые премии по различным факторам риска.
Безрисковая ставка дохода () определяется исходя из ставки доходов по государственным ценным бумагам. В качестве безрисковых активов принимаются российские еврооблигации со сроком погашения не менее 30 лет.
Для определения дополнительной премии за риск инвестирования в определенный проект учитываются следующие наиболее важные факторы:
- размер компании-инициатора проекта. Данный фактор риска оценивается в пределах 0-3% и учитывается в случае привлечения частных инвестиций. Для проектов, реализуемых полностью за счет бюджетных средств, принимается равным 0;
- финансовая структура. Данный фактор риска оценивается в пределах 0-5%. Данный показатель зависит от коэффициента соотношения бюджетного и частного капитала, привлекаемого для реализации проекта, и от показателя его текущей ликвидности;
- производственная и территориальная диверсификация. Данный фактор риска оценивается в пределах 0-3% и зависит от присутствия диверсификации производимых товаров (работ, услуг) в результате, реализации проекта, а также их территориального распространения (Российская Федерация, Пензенская область, муниципальное образование г. Пенза);
- риск ненадежности участников проекта. Данный фактор риска оценивается в пределах 0-5%;
- рентабельность предприятия и прогнозируемость его доходов. Данный фактор риска оценивается в пределах 0-10% и учитывает риск недополучения предусмотренных проектом доходов;
- качество управления. Качество управления отражается на всех сферах осуществления проекта. Данный фактор риска определяется как средняя величина факторов, кроме факторов, зависящих от величины компании-инициатора проекта и прогнозируемости доходов по проекту;
- прочие собственные риски. Данный фактор риска оценивается в пределах 0-5% и учитывает вероятность влияния на получение прогнозируемых доходов других специфических рисков, присущих оцениваемому проекту и компании-инициатору.
3.3. Если экономический эффект от реализации инвестиционной программы (проекта) () положителен, программа (проект) является эффективной.
4. Бюджетная эффективность
4.1. Для оценки бюджетной эффективности проектов определяется бюджетный эффект, рассчитываемый как приведенная стоимость баланса налоговых поступлений в бюджет города Пензы от реализации инвестиционной программы (проекта) и средств, направляемых из бюджета города Пензы, на его поддержку.
4.2. Бюджетный эффект от реализации инвестиционной программы (проекта) рассчитывается по формуле:
где
- бюджетный эффект от реализации инвестиционной программы (проекта);
- поступления в бюджет от реализации проекта за i-й год;
- средства, направляемые из бюджета города, на реализацию проекта в i-м году;
- ставка рефинансирования Банка России на момент проведения расчетов;
- временной период.
4.3. Поступления в бюджет от реализации проекта определяются по формуле:
,
где
- доходы бюджета в связи с реализацией проекта;
- экономия бюджетных средств за счет снижения эксплуатационных расходов, оплачиваемых за счет бюджетных средств, вследствие реализации проекта;
- экономия бюджетных средств за счет исключения возможных расходов бюджета города Пензы на устранение негативных последствий, которые могут произойти в случае отказа от реализации проекта.
Под доходами бюджета города Пензы в связи с реализацией проекта подразумеваются дополнительные поступления в бюджет доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, обусловленных использованием объекта инвестиций, а также арендные, лизинговые и налоговые поступления.
В качестве экономии бюджетных средств за счет снижения эксплуатационных расходов рассматривается разность эксплуатационных затрат бюджета города Пензы на эксплуатацию объекта инвестиций (предоставление бюджетной услуги) до начала реализации инвестиционного, проекта и затрат бюджета после реализации мероприятия из расчета на три года.
Под экономией бюджетных средств за счет исключения возможных расходов бюджета города Пензы на устранение негативных последствий, которые могут произойти в случае отказа от реализации инвестиционного проекта, рассматриваются возможные расходы:
- на устранение последствий возможных аварий, стихийных бедствий, оказание материальной помощи пострадавшим, затраты на уплату штрафов и выплату компенсаций;
- дополнительные расходы на приобретение товаров и услуг на стороне или по повышенным ценам и тарифам.
Оценка бюджетной эффективности производится за трехлетний период (по реализации проекта) путем заполнения следующей формы:
Показатель |
Значение показателя |
|||
1 год после реализации проекта |
2 год после реализации проекта |
3 год после реализации проекта |
итого за три года |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Доходы бюджета в связи с реализацией проекта |
|
|
|
|
В том числе: |
|
|
|
|
Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, обусловленных использованием объекта инвестиций |
|
|
|
|
Дополнительные налоговые поступления в результате реализации проекта |
|
|
|
|
Иные доходы |
|
|
|
|
2. Экономия бюджетных средств за счет снижения эксплуатационных расходов, оплачиваемых за счет бюджетных средств, вследствие реализации проекта(*) |
|
|
|
|
3. Экономия бюджетных средств за счет исключения возможных расходов бюджета на устранение негативных последствий, которые могут произойти в случае отказа от реализации проекта |
|
|
|
|
4. Сумма ассигнований из бюджета на реализацию проекта, всего |
|
|
|
|
5. Бюджетный эффект, итого (стр. 1 + стр. 2 + стр. 3 - стр. 4) |
|
|
|
|
(*) Экономия бюджетных средств за счет снижения эксплуатационных расходов определяется как разность эксплуатационных затрат бюджета города Пензы на эксплуатацию объекта инвестиций (предоставление бюджетной услуги) до начала реализации инвестиционного проекта и затрат бюджета после реализации мероприятия из расчета на три года.
4.4. Если бюджетный эффект от реализации инвестиционной программы (проекта) () положителен, программа (проект) является эффективной.
5. Оценка совокупной эффективности инвестиционных проектов
5.1. Оценка совокупной эффективности инвестиционных проектов при их финансировании из бюджета города Пензы производится по формуле:
,
где
- совокупный эффект проекта;
- бюджетный эффект от реализации проекта;
- экономический эффект инвестиционного проекта;
- социальный эффект инвестиционного проекта;
- расходы бюджета на реализацию проекта.
Показатели бюджетного, экономического, социального эффекта от реализации проекта рассчитываются в соответствии с настоящим Порядком.
5.2. Если показатель совокупного эффекта проекта имеет положительное значение, то проект целесообразно принять к финансированию из бюджета в порядке, предусмотренном действующими нормативными правовыми актами администрации города Пензы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.