Распоряжение Правительства Пензенской области от 21 февраля 2019 г. N 72-рП
"О внесении изменений в бюджетный прогноз Пензенской области на долгосрочный период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Пензенской области от 20.02.2017 N 68-рП (с последующими изменениями)"
В соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 29.1 Закона Пензенской области от 07.04.2003 N 463-ЗПО "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Пензенской области" (с последующими изменениями), Порядком разработки, утверждения, общественного обсуждения, мониторинга и контроля реализации бюджетного прогноза Пензенской области на долгосрочный период, утвержденным постановлением Правительства Пензенской области от 30.01.2015 N 26-пП "Об утверждении Порядка разработки, утверждения, общественного обсуждения, мониторинга и контроля реализации бюджетного прогноза Пензенской области на долгосрочный период" (с последующими изменениями):
1. Внести в бюджетный прогноз Пензенской области на долгосрочный период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Пензенской области от 20.02.2017 N 68-рП "Об утверждении бюджетного прогноза Пензенской области на долгосрочный период до 2030 года" (с последующими изменениями) (далее - бюджетный прогноз), следующие изменения:
1.1. Абзац первый преамбулы бюджетного прогноза изложить в новой редакции:
"Бюджетный прогноз Пензенской области на долгосрочный период до 2030 года (далее - бюджетный прогноз) разработан на основе прогноза социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочный период до 2030 года (далее - долгосрочный прогноз) с учетом стратегических целей, сформулированных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012, от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с последующими изменениями), от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (с последующими изменениями), Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу до 2030 года, утвержденной Законом Пензенской области от 04.09.2007 N 1367-ЗПО (с последующими изменениями).".
1.2. Раздел 1 "Основные итоги развития и текущее состояние консолидированного бюджета Пензенской области и бюджета Пензенской области" бюджетного прогноза изложить в следующей редакции:
"1. Основные итоги развития и текущее состояние консолидированного бюджета Пензенской области и бюджета Пензенской области
Развитие финансовой системы Пензенской области на протяжении последних лет характеризуется опережающим ростом бюджетных расходов по сравнению с бюджетными возможностями. Такая тенденция обусловлена динамичным развитием экономики, безусловным выполнением социальных обязательств, принятием на федеральном уровне правовой базы, регулирующей введение нормативов и стандартов финансирования в соответствующих отраслях, а также решений, устанавливающих ряд целевых параметров социально-экономического развития.
Значительный рост расходов сложился в связи с поэтапным переходом к уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения до 100% от расчетного объема, в результате которого бюджетные расходы на указанные цели увеличились с 1,7 млрд. руб. в 2010 году до 5,5 млрд. руб. в 2015 году, что составило более 22% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджета Пензенской области.
В связи с формированием территориального дорожного фонда объем собственных средств бюджета Пензенской области на поддержку дорожной деятельности в настоящее время составляет около 17% от общего объема налоговых и неналоговых доходов. Если за 2008-2011 годы расходы регионального бюджета на осуществление дорожной деятельности составили 4,2 млрд. руб., то за четыре года существования Дорожного фонда Пензенской области (2012-2015 годы) на указанные цели было направлено 10,5 млрд. руб., а за период 2016-2018 годов - 13,6 млрд. руб.
Начиная с 2012 года значительная часть бюджетных расходов направляется на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных в рамках указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 (далее - указы). Наиболее значимый результат их реализации - достижение по итогам 2013-2018 годов индикативных показателей повышения средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в полном объеме и сохранение их в последующем на уровне не ниже среднемесячного дохода от трудовой деятельности по Пензенской области.
Во исполнение задач, поставленных в указах, обеспечена 100-процентная доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет за счет создания более 2 тыс. дополнительных мест в детских садах. С 2018 года в целях удержания достигнутого уровня и ликвидации актуальной очередности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в дошкольных образовательных организациях регион включился в реализацию федерального проекта по созданию яслей.
Начиная с 2016 года Пензенская область участвует в федеральном проекте по созданию новых мест в общеобразовательных организациях с целью ликвидации второй смены обучения: введены в эксплуатацию здания 5 школ, создано более 2 тыс. мест.
В 2017 году при поддержке Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства завершены в полном объеме мероприятия по ликвидации аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2012 года, в результате реализации которых переселены более 8,5 тыс. граждан. Расходы консолидированного бюджета Пензенской области за период реализации программы составили более 2 млрд. руб.
На развитие эффективной социальной поддержки населения ежегодно выделяется более 7 млрд. руб., при этом особое внимание уделяется семьям, имеющим детей. В качестве адресных мер социальной поддержки предусматриваются ежемесячные пособия при рождении (усыновлении) первого ребенка, при рождении третьего ребенка и последующих детей, мероприятия по улучшению жилищных условий молодых семей, семей при рождении первого ребенка, многодетных семей.
В целях повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг на протяжении последних лет в регионе реализуются крупные инвестиционные проекты по созданию и развитию объектов социально-культурного назначения, инновационной инфраструктуры.
В первую очередь это связано со строительством и реконструкцией объектов социально-культурной сферы (киноконцертный зал "Пенза", областная филармония с органным залом и др.) в рамках подготовки к празднованию 350-летия г. Пензы. На указанные цели из консолидированного бюджета Пензенской области направлено 3,1 млрд. руб.
В Пензенской области построены крупные спортивные объекты (спортивно-зрелищный комплекс "Дизель-арена", Дворец единоборств "Воейков", плавательные бассейны в г. Пензе и районах области, велолыжероллерная трасса, стадион "Рубин" в г. Кузнецке), новое здание областной библиотеки имени М.Ю. Лермонтова, стационар областного противотуберкулезного диспансера, стационар инфекционного корпуса областного центра специализированных видов медицинской помощи, перинатальный центр. Проведена реконструкция зданий областной станции скорой медицинской помощи, родильного дома в г. Пензе, спортивного комплекса на базе футбольного клуба "Зенит". Продолжается строительство хирургического корпуса в г. Кузнецке, реконструкция центра культурного развития "На Ленинградской" в г. Пензе.
В целях создания в Пензенской области благоприятного инвестиционного климата и привлечения инвесторов на территории региона созданы площадки для ведения бизнеса, обеспеченные инженерной инфраструктурой и административно-правовыми условиями для запуска новых производств. Начиная с 2006 года создано 13 региональных бизнес-инкубаторов, из которых шесть находятся в г. Пензе, остальные - в районах области, сеть многофункциональных центров, два технопарка, IT-парк, индустриальный парк.
При этом налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Пензенской области росли более сдержанными темпами, чем требовалось для выполнения поставленных задач. В 2015 году снижение отдельных показателей прогноза социально-экономического развития Пензенской области, вызванное ухудшением экономической ситуации, отрицательно сказалось на поступлении доходов в бюджет региона. План по налоговым и неналоговым доходам был выполнен лишь на 89,8% (при плане - 35,6 млрд. руб. поступило - 32,0 млрд. руб.), объем поступлений в консолидированный бюджет составил лишь 99,7% от уровня 2014 года (при запланированном в бюджете росте на 3,5 млрд. руб., или на 11,1%, поступления снизились на 81 млн. руб., или на 0,3%).
Недостаток собственных финансовых ресурсов для реализации вышеуказанных мероприятий привел к необходимости привлечения кредитных ресурсов и, как следствие, к увеличению объема государственного долга Пензенской области, который на 1 января 2016 года составил 21,3 млрд. руб., или 87,3% от доходов бюджета Пензенской области без учета безвозмездных поступлений за 2015 год. При этом коммерческие кредиты в структуре долга составили 55,3%.
Привлечение в 2014-2015 годах бюджетных кредитов из федерального бюджета в общей сумме 4,7 млрд. руб. на погашение ранее привлеченных бюджетных и дорогостоящих коммерческих кредитов позволило оптимизировать структуру государственного долга региона за счет сокращения объема привлекаемых коммерческих кредитов, а также получить экономию бюджетных средств на обслуживание долговых обязательств в сумме 375 млн. руб. в результате их досрочного погашения.
В 2017 году заключены соглашения с Минфином России о реструктуризации задолженности Пензенской области по бюджетным кредитам из федерального бюджета в объеме 8,2 млрд. руб., предусматривающие рассрочку их погашения до 2025 года. В результате долговая нагрузка на бюджет в 2018 году снизилась на 2,3 млрд. руб., в 2019 году - на 1,7 млрд. руб., что позволило направить высвободившиеся ресурсы на решение первоочередных для региона задач. Однако условия заключенных с Минфином России соглашений устанавливают жесткие требования к параметрам государственного долга и дефицита бюджета Пензенской области, что ограничивает привлечение коммерческих кредитов в качестве источника финансирования принятых расходных обязательств.
В целях обеспечения сбалансированности бюджетной системы и изыскания источников финансирования принятых расходных обязательств в Пензенской области начиная с 2013 года реализуются планы мероприятий по оздоровлению государственных и муниципальных финансов и сокращению долговой нагрузки, направленные на увеличение налоговых и неналоговых доходов, оптимизацию бюджетных расходов и сокращение долговой нагрузки. В результате принятых мер за период 2013-2018 годов суммарно привлечено дополнительных ресурсов в общей сумме 21,9 млрд. руб. Наметилась положительная тенденция в управлении государственным долгом региона. Если на 01.01.2015 долг составлял 21,3 млрд. руб., или 86,8% от налоговых и неналоговых доходов бюджета, то на 01.01.2019 он снизился до 20,2 млрд. руб., или 58,5% соответственно. Долг по коммерческим кредитам сократился с 11,8 млрд. руб., или 48,1% на начало 2015 года до 10,7 млрд. руб., или 31% на начало 2019 года.
В результате значительной работы по наращиванию собственного экономического потенциала, проводимой Правительством Пензенской области, поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет региона в 2016 году превысили уровень 2015 года на сумму порядка 7 млрд. руб. (21,5%), что позволило профинансировать принятые обязательства, включая погашение задолженности, сложившейся в связи с невыполнением бюджета в 2015 году, обеспечение условий софинансирования федеральных целевых средств, реализацию указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012, при соблюдении условий заключенных с Минфином России соглашений по уровню государственного долга, долга по коммерческим заимствованиям и размеру дефицита. В 2017 году прирост налоговых и неналоговых доходов составил 2,1 млрд. руб. (5,3%). За достигнутый рост налогового потенциала Пензенской области были предоставлены в 2017 и 2018 годах гранты из федерального бюджета в общей сумме 0,4 млрд. руб. и дотация в целях стимулирования роста налога на прибыль - 0,1 млрд. руб. В последующие годы положительная динамика поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет сохраняется.
Начиная с 2019 года формирование бюджета Пензенской области осуществляется с учетом решения задачи финансового обеспечения участия региона в определенных Указом Президента России от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (с последующими изменениями) национальных проектах, которые подтверждают курс на повышение уровня жизни граждан, реализацию системных дополнительных мер по укреплению материальной базы учреждений социально-культурной сферы, созданию условий для развития экономического потенциала и роста производительности труда, которые в конечном итоге дадут положительный бюджетный, экономический и социальный эффект.".
1.3. В разделе 2 "Цели, задачи, направления реализации налоговой, бюджетной, долговой политики в долгосрочном периоде" бюджетного прогноза:
1.3.1. В пункте 2.1.:
1.3.1.1. Подпункт 2) после слов "специальных инвестиционных контрактов" дополнить словами ", создания на территории г. Сердобска и г. Заречного Пензенской области территорий опережающего социально-экономического развития".
1.3.1.2. Дополнить подпунктом 6) следующего содержания:
"6) проведение работы исполнительными органами государственной власти Пензенской области в курируемых отраслях экономики в части анализа состояния наиболее крупных бюджетообразующих отраслей, включая результаты финансово-хозяйственной деятельности организаций и уплату ими налогов в бюджет, а также оказания содействия в решении выявляемых проблем."
1.3.2. В пункте 2.2:
1.3.2.1. Абзац второй подпункта 1) изложить в следующей редакции:
"- по совершенствованию системы программно-целевого планирования и управления путем развития института региональных государственных (муниципальных) программ с учетом интеграции региональных проектов, разработанных в целях реализации предусмотренных Указом Президента России от 07.05.2012 N 204 национальных проектов, исходя из приоритетов социально-экономического развития и реальных финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Пензенской области, дальнейшего совершенствования системы оценки эффективности реализации государственных (муниципальных) программ;".
1.3.2.2. Абзац четвертый подпункта 1) изложить в следующей редакции:
"- по дальнейшему развитию контрактной системы в сфере закупок посредством наполнения систематизированного перечня товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также совершенствования методологии определения начальной (максимальной) цены контракта и цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком;".
1.3.2.3. Подпункт 2) изложить в следующей редакции:
"2) совершенствование и развитие межбюджетных отношений, включая:
- содействие в обеспечении сбалансированности местных бюджетов с целью увеличения их доходного потенциала для выполнения органами местного самоуправления возложенных на них полномочий;
- заключение с муниципальными образованиями соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов, направленных на усиление ответственности органов местного самоуправления за проводимую бюджетную политику в части увеличения налоговых и неналоговых доходов и выполнения в полном объеме принятых расходных обязательств;
- повышение качества управления муниципальными финансами, экономное и эффективное использование бюджетных ресурсов;
- повышение эффективности предоставляемых целевых межбюджетных трансфертов;".
1.3.2.4. Подпункт 3) изложить в следующей редакции:
"3) применение новых принципов организации исполнения бюджета Пензенской области, направленных на достижение операционной эффективности расходования бюджетных средств на этапе предварительного контроля, обеспечение ликвидности единого счета бюджета и повышение эффективности закупочного процесса:
- дальнейшего развития механизма перечисления под фактическую потребность межбюджетных трансфертов целевого характера местным бюджетам, субсидий государственным бюджетным и автономным учреждениям на иные цели и на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность;
- применения элементов контроля за исполнением контрактов в целях обеспечения обоснованного расходования бюджетных средств и подтверждения факта выполнения работ (поставки товаров, оказания услуг);
- открытия лицевых счетов юридическим лицам - неучастникам бюджетного процесса (кроме государственных бюджетных и автономных учреждений, государственных унитарных предприятий) в Министерстве финансов Пензенской области для учета и проведения кассовых выплат за счет бюджетных средств;
- проведения контроля за объемом финансового обеспечения и идентификационным кодом закупки, который позволит более эффективно и результативно расходовать бюджетные средства на закупку товаров, работ и услуг;
- проведение систематического мониторинга просроченной кредиторской задолженности, недопущение ее роста и принятия мер по ее ликвидации;".
1.3.2.5. Абзац четвертый подпункта 4) изложить в следующей редакции:
"- участия граждан в решении бюджетных вопросов, в том числе в реализации проектов, направленных на создание комфортной среды проживания граждан;".
1.3.2.6. Подпункт 6) изложить в следующей редакции:
"6) дальнейшее развитие системы финансового контроля, включая:
- совершенствование методологии внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля путем внедрения стандартизации контрольной деятельности, регламентирующей порядок осуществления контрольных действий;
- пресечение избыточных бюджетных расходов посредством развития системы предварительного и последующего контроля в сфере закупок;
- развитие внутреннего финансового контроля (аудита) в целях повышения качества финансового менеджмента;
- расширение административной практики, включая применение исчерпывающего перечня мер административной ответственности за допущенные нарушения бюджетного законодательства и законодательства в сфере закупок.".
1.3.3. Пункт 2.3 изложить в следующей редакции:
"2.3. Долговая политика Пензенской области до 2030 года будет направлена на обеспечение сбалансированности и долговой устойчивости регионального бюджета, а также бюджетной эффективности государственных заимствований. Реализация долговой политики будет осуществляться с учетом следующих основных принципов:
- обеспечение соответствия параметров государственного долга Пензенской области нормам бюджетного законодательства и условиям соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации;
- контроль за общим уровнем долговых обязательств Пензенской области и уровнем обязательств по кредитам кредитных организаций;
- оптимизация государственного долга Пензенской области и расходов на его обслуживание;
- принятие решений о государственных заимствованиях с учетом потребностей и возможностей бюджета Пензенской области по их дальнейшему погашению и обслуживанию;
- планирование оптимальных сроков осуществления государственных заимствований в зависимости от текущей ситуации на финансовом рынке;
- обеспечение равномерного ежегодного погашения долговых обязательств.
Долговая политика муниципальных образований будет направлена на своевременное исполнение долговых обязательств и обеспечение долговой нагрузки бюджетов на уровне, соответствующем требованиям бюджетного законодательства.".
1.4. В разделе 3 "Подходы к разработке бюджетного прогноза" бюджетного прогноза:
1.4.1. Абзац седьмой пункта 1 после слов "технологической частью" дополнить словами ", и отмена с 1 января 2019 года налога на движимое имущество.".
1.4.2. В пункте 2:
1.4.2.1. Абзац первый изложить в следующей редакции:
"2. Общий объем расходов бюджета Пензенской области и бюджетов муниципальных образований Пензенской области определен исходя из прогнозируемого объема доходов соответствующих бюджетов и ограничения привлечения кредитных ресурсов в целях реализации долговой политики. Расходы консолидированного бюджета Пензенской области на долгосрочный период будут формироваться с учетом безусловного приоритета исполнения действующих обязательств, в том числе определенных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012, от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с последующими изменениями), а также исходя из необходимости достижения национальных целей развития страны, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (с последующими изменениями), включая повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для их проживания, повышение качества и доступности услуг социально-культурной сферы, поддержку отраслей экономики, малого и среднего бизнеса, финансирование программ занятости населения.".
1.4.2.2. Абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"Учитывая, что свыше 95% расходов бюджета Пензенской области формируется в рамках государственных программ, в целях обеспечения согласованности региональных документов стратегического планирования при планировании объемов финансового обеспечения государственных программ на весь период их реализации, необходимо исходить из оценки предельного объема расходов областного бюджета, определенного в бюджетном прогнозе.".
1.5. Абзац третий раздела 4 "Описание основных рисков, влияющих на сбалансированность бюджета, и механизмы их профилактики" бюджетного прогноза исключить.
1.6. Приложение N 1 "Прогноз характеристик консолидированного бюджета Пензенской области, бюджета Пензенской области, местных бюджетов Пензенской области" к бюджетному прогнозу изложить в редакции согласно приложению N 1 к настоящему распоряжению.
1.7. Приложение N 2 "Показатели финансового обеспечения государственных программ Пензенской области на период их действия" к бюджетному прогнозу изложить в редакции согласно приложению N 2 к настоящему распоряжению.
2. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Пензенской области от 22.10.2018 N 564-рП "Об одобрении проекта изменений бюджетного прогноза Пензенской области на долгосрочный период до 2030 года".
3. Настоящее распоряжение разместить (опубликовать) на официальном сайте Правительства Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Председателя Правительства Пензенской области.
Губернатор Пензенской области |
И.А. Белозерцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Пензенской области от 21 февраля 2019 г. N 72-рП "О внесении изменений в бюджетный прогноз Пензенской области на долгосрочный период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Пензенской области от 20.02.2017 N 68-рП (с последующими изменениями)"
Настоящее распоряжение вступает в силу с 10 марта 2019 г.
Текст распоряжения опубликован в газете "Пензенские губернские ведомости" N 18 от 27 февраля 2019 г., на Официальном портале Правительства Пензенской области (www.penza.ru) 28 февраля 2019 г.
Распоряжением Правительства Пензенской области от 16 февраля 2023 г. N 118-рП настоящий документ признан утратившим силу с 28 февраля 2023 г.