В целях приведения правового акта Правительства Пензенской области в соответствие с действующим законодательством, руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями):
1. Утвердить прилагаемые Изменения, которые вносятся в Стратегию инновационного развития Пензенской области до 2021 года и прогнозный период до 2030 года, утвержденные# распоряжением Правительства Пензенской области от 21.02.2014 N 83-рП (с последующими изменениями).
2. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его официального опубликования.
3. Настоящее распоряжение опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости" и разместить (опубликовать) на официальном сайте Правительства Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего вопросы промышленности и инновационной политики.
Губернатор Пензенской области |
И.А. Белозерцев |
Утверждены
распоряжением
Правительства Пензенской области
от 01.04.2019 N 168-рП
Изменения, которые вносятся в Стратегию инновационного развития Пензенской области до 2021 года и прогнозный период до 2030 года, утвержденную распоряжением Правительства Пензенской области от 21.02.2014 N 83-рП (с последующими изменениями)
(далее - Стратегия)
1. Абзацы девятый, десятый раздела "Введение" Стратегии изложить в следующей редакции:
"Стратегия разработана на основе положений следующих основных документов: Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (с последующими изменениями); Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р (с последующими изменениями); Государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 (с последующими изменениями); Закона Пензенской области от 04.09.2007 N 1367-ЗПО "О Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2030 года)" (с последующими изменениями).
Стратегия является документом, актуализирующим и конкретизирующим соответствующие положения Закона Пензенской области от 25.10.2010 N 1972-ЗПО "Об инновационной деятельности в Пензенской области" (с последующими изменениями), Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2030 года), утвержденной Законом Пензенской области от 04.09.2007 N 1367-ЗПО (с последующими изменениями), в части обеспечения инновационного развития региона.".
2. В разделе 1 "Общие положения" Стратегии:
2.1. В подразделе 1.1 "Цель и задачи инновационного развития Пензенской области":
2.1.1. После абзаца восьмого дополнить абзацами следующего содержания:
"- расширение экспорта и международного сотрудничества предприятий, входящих в территориально-отраслевые кластеры;
- стимулирование инвестиционной деятельности и развитие механизмов господдержки инвестиционных проектов малых и средних высокотехнологичных компаний.".
2.1.2. После абзаца двадцатого дополнить абзацем следующего содержания:
"- повышение уровня коммерциализации технологий, создание и развитие центров прототипирования и инжиниринга.".
2.2. В подразделе 1.4 "Предназначение Пензенской области в системе инновационного развития России":
2.2.1. В пункте 1.4.1:
2.2.1.1. после абзаца одиннадцатого дополнить абзацем следующего содержания:
"- разработки и производства металлообрабатывающих станков для отраслей машиностроения;";
2.2.1.2. абзац тридцать седьмой изложить в следующей редакции:
"- производства композитных материалов и изделий их них;".
2.2.2. В пункте 1.4.2.:
2.2.2.1. абзацы пятый, восьмой признать утратившими силу;
2.2.2.2. абзац десятый изложить в следующей редакции:
"- центром сохранения и развития народных художественных промыслов и ремесел".
3. В разделе 2 "Современное состояние и проблемы инновационного развития Пензенской области" Стратегии:
3.1. В подразделе 2.1 "Внешние вызовы инновационного развития" абзац семнадцатый признать утратившим силу.
3.2. Подраздел 2.2 "Состояние инновационной сферы региона" изложить в следующей редакции:
"2.2. Состояние инновационной сферы региона
2.2.1. Инновационный потенциал региона
Определяющее значение для активизации инновационных процессов в регионе имеют человеческие ресурсы, обладающие способностью к творчеству, испытывающие потребность в практической реализации своих научных и предпринимательских идей.
В Пензенской области проводится целенаправленная подготовка подрастающего поколения к занятиям инновационной деятельностью, в том числе в рамках реализации пилотного проекта "Малый инновационный лифт Пензенской области", базовой частью которого является региональная комплексная межведомственная программа вовлечения детей и молодежи в инновационную деятельность "1000-list-nick". В целях объединения усилий педагогических организаций для продвижения в школах региона идей, направленных на развитие современного образования вообще и естественно-научного, физико-математического образования, в частности, создана и активно развивается "Пензенская Лига Новых школ" (в 2019 году в составе Лиги 62 школы области). В рамках программы "1000-list-nick" ежегодно проводятся летние и зимние школы для инноваторов-старшеклассников (TeenГрад, "ДомInno"), Всероссийский молодёжный фестиваль научно-популярного фильма "KinnoFest", выставка инновационно-технического творчества детей и молодежи "Инноваториум", комплекс мероприятий "Фактор успеха", направленный на формирование интереса школьников к инновационному предпринимательству и бизнес-проектированию, комплекс интернет-конкурсов "Новатор-Web". Все мероприятия проводятся отделом молодежных инновационных программ ГКУ "Пензенское региональное отделение бизнес-инкубаторов" и молодежным отрядом "Новатор".
Ресурсными площадками для реализации детских проектов являются центры молодежного инновационного творчества (ЦМИТ). В настоящее время в Пензенской области действует 18 центров молодежного инновационного творчества, созданных при поддержке Минэкономразвития России и Правительства Пензенской области (3-е место в Российской Федерации после г. Москвы и Республики Татарстан).
Центры молодежного инновационного творчества являются составной частью "малого инновационного лифта Пензенской области", предусматривающего стимулирование инновационной активности молодежи, привлечения детей и молодежи в программы ранней профессиональной ориентации, проекты исследовательской, инженерной и технической направленности, формирование инновационного и предпринимательского мышления обучающихся, развитие молодежного инновационного предпринимательства.
Огромное значение для формирования кадрового потенциала инновационной деятельности имеет работа с одаренными детьми. В 2018 году региональный банк данных одаренных детей насчитывал 3005 обучающихся, из которых 356 человек занесены в государственную информационную систему "Ресурс об одаренных детях".
Координатором работы с одаренными детьми является "Губернский лицей" - современное учебное заведение политехнической направленности с углубленным изучением предметов естественно-научного профиля. Лицей активно сотрудничает с образовательным центром "Сириус" в г. Сочи. Планируется создание на базе Губернского лицея центра выявления и поддержки одаренных детей.
С 2017 года в городе Пензе на площадке технопарка высоких технологий "Рамеев" работает детский технопарк "Кванториум НЭЛ", целью которого является создание условий для подготовки будущих кадров в инновационной сфере, организовано обучение детей по 6 направлениям научно-технического творчества.
IT-квантум направлен на приобретение обучающимися фундаментальных знаний в сфере информационных технологий, а также освоение перспективных направлений: интернет-вещей (IoT), машинное обучение (ML), блокчейн, информационная безопасность и др. посредством работы в команде с использованием кейс-технологий.
Hi-tech-квантум предусматривает знакомство с инженерией, изобретательством, лазерными технологиями, основами технопредпринимательства.
Программы Промдизайнквантума направлены на освоение умений работать на стыке инженерии и искусства, решать прикладные задачи и формировать новое восприятие, соединять технологичность и эстетичность в одном изделии.
Биоквантум направлен на освоение современных методов изучения биологических объектов, умений работать на современном оборудовании в условиях биологических лабораторий и живой природы.
Наноквантум предусматривает знакомство с наноматериалами, методами получения нанопорошков и нанослоёв, способами исследования и модификации поверхности материалов, используя высокоточное оборудование.
Робоквантум предусматривает изучение передовых технологий в области электроники, электротехники и программирования, конструирование и программирование роботов.
Пензенская область является одним из регионов, предоставляющих широкий выбор специальностей и научных направлений в системе НПО, СПО и высшего образования. Активно создаются ресурсные центры по наиболее востребованным направлениям в экономике области, лабораторные комплексы. Функционируют четыре государственных вуза, в которых также активно развиваются научные школы, прикладные НИР и ОКР, инновационная компонента образования.
Однако в Пензенской области, как и в России в целом, наблюдаются и негативные изменения в структуре кадров научной, научно-технической и инновационной деятельности, связанные с "внешней" и "внутренней" утечкой кадров, высоким средним возрастом сотрудников-носителей ключевых знаний. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками научных организаций, снижается в течение последних 10 лет (с 2007 по 2017 гг. - на 33 процента). Тем не менее по численности исследователей, занятых НИОКР, в расчете на 10000 занятых в экономике, Пензенская область опережает уровень Приволжского федерального округа (далее - ПФО) (в 2017 г. соответственно 44,6 и 36,3). Основной кадровый потенциал сосредоточен в области технических наук (2007 г. - 92%, 2012 г. - 87%, 2016 г. - 88,7%, 2017 г. - 90,6%).
Вывод из проведенного анализа: необходимо усилить внимание к закреплению в регионе талантливой молодежи, для чего требуется обеспечение трудоустройства и демонстрация перспектив для роста высококвалифицированных кадров в регионе.
2.2.2. Результативность сферы исследований и разработок
Растет публикационная активность пензенского научного сообщества, в том числе в изданиях, входящих в ведущие базы научного цитирования.
Активная научная деятельность ведется в научно-исследовательских институтах в области измерительных приборов, автоматики, микроэлектроники, оборудования связи и лазерного оборудования и т.д. Многие институты обладают уникальными технологиями, тестовым оборудованием и иными приборами, благодаря чему имеют большое количество запатентованных технологий, международных грантов, побед на международных конкурсах. По объемам научно-исследовательских работ выделяются научные предприятия (АО "НИИФИ", АО "ПНИЭИ", АО "НИИЭМП", АО "НПП "Рубин"), а также научно-исследовательские и научно-образовательные центры вузов.
В последние годы наблюдается рост в стоимостном выражении объемов выполненных научных работ (с 2007 г. по 2017 г. - рост в три раза с 3459,6 млн. руб. до 10376,4 млн. руб.), причем последние данные (2017 год) показали, что в их структуре значительно выросла доля исследований и разработок (в 2017 году - 56,4%, в 2016 году - 34,5%), преобладающая часть которых выполняется в области технических наук.
Затраты на научные исследования и разработки в 2017 году составили 5793,4 млн. руб., что на 42,6% выше показателя 2016 г. (4063,0 млн. руб.) и в 3 раза больше в сравнении с 2007 годом (1849,4 млн. руб.).
В анализируемом периоде с 2007 по 2017 гг. наблюдался существенный рост показателей внедрения инноваций в промышленности Пензенской области. Объемом отгруженной инновационной продукции организациями промышленности вырос с 2007 года в 4,5 раза и составил в 2017 г. - 14449,6 млн. руб. (в 2007 г. - 3224,2 млн. руб.) (рис. 1.)
Уровень новизны инновационной продукции организаций промышленности, определяемый совокупной долей принципиально новой продукции и продукции, подвергшейся значительным технологическим изменениям в течение последних трех лет, в 2017 году составил 59,4% от общего объема отгруженной инновационной продукции.
Удельный вес инновационно активных организаций возрос с 8,6% (2007 г.) до 20,7% (2017 г.), а удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации,- с 7,7% до 18,6%, что значительно выше уровня как Приволжского федерального округа (8,1%), так и общероссийского уровня (7,5%). Сравнительные данные представлены на диаграмме (рис. 2).
Наблюдается рост инвестиционной активности в регионе: инвестиции в основной капитал выросли с 44023 млн. руб. в 2007 году до 72050 млн. руб. в 2017 году. Рост инвестиций в основной капитал в 2017 году составил 111,0% (3-е место в ПФО).
Анализ модернизации и технического перевооружения производства предприятий Пензенской области показал, что сумма привлеченных кредитов, направляемых предприятиями на техническое перевооружение, за 2013-2018 гг. увеличилась в 1,4 раза (2013 г. - 8777,6 млн. руб., 2018 г. - 11979,8 млн. руб.).
Значительный вклад в конкурентоспособность пензенских предприятий на внутреннем и внешнем рынках делает наличие сертификата соответствия систем менеджмента качества по ГОСТ Р ИСО 9001. Следствием инвестиционно-инновационных процессов в обрабатывающей промышленности является рост индекса промышленного производства в Пензенской области в последние годы (2007 г. - 106,4% при 106,8% в России, в 2017 г. соответственно 102,6% и 101,0%).
Важной характеристикой развития инновационной деятельности предприятий является структура источников финансирования. В последние годы Пензенская область активно участвует в федеральных программах развития, результатом чего является увеличение доли бюджетных средств в структуре затрат предприятий на исследования и разработки (рис. 3).
Затраты бюджета Пензенской области на развитие инновационной деятельности за счет программных мероприятий составили в 2017 году 127456,1 тыс. руб., в 2018 г. - 154534,1 тыс. руб. Настораживает тенденция снижения доли собственных средств предприятий в структуре источников финансирования исследований и разработок, что свидетельствует о недостатке собственных средств и/или отсутствии активного интереса в инициативных проектах НИОКР.
В целях определения технологических лидеров в области внедрения на производстве инноваций и выпуска современной конкурентоспособной продукции в 2018 году в Пензенской области впервые проведен рейтинг инновационно активных предприятий (приказ Министерства промышленности, транспорта и инновационной политики Пензенской области от 03.09.2018 N 280).
Рейтинг инновационной активности предприятий Пензенской области проведен на основе анкет предприятий-участников, содержащих данные об их деятельности за отчетный период (2017 год).
По итогам оценки показателей инновационной активности предприятий сформирован рейтинг предприятий Пензенской области путем их ранжирования в соответствии с рассчитанными индексами инновационной активности.
В десятку ведущих инновационно активных предприятий Пензенской области вошли АО НПП "Рубин", АО "НИИФИ", ФГБНУ "Пензенский НИИСХ", АО "ПНИЭИ", ООО "Маякпринт", ООО "Коноплекс Пенза", ООО "Эндокарбон", ОАО "Электромеханика", АО "Радиозавод", АО "ПО "Электроприбор".
Данные организации в 2018 году признаны технологическими лидерами в области выпуска промышленной продукции.
Индексы инновационной активности предприятий представлены на диаграмме (рис. 4).
В течение последних 10 лет развивается сотрудничество с российскими институтами развития. Совместно с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Далее - Фонд содействия инновациям) Правительство Пензенской области с 2009 года ежегодно проводит региональные конкурсные отборы по программе "УМНИК". Вместе с этим оказывается информационная, консультационная и экспертная поддержка малых инновационных предприятий с целью участия в конкурсах "Старт", "Развитие", "Коммерциализация", "Кооперация" и др.
Всего за 2010-2018 гг. поддержано более 250 инновационных проектов и стартап-идей.
2.2.3. Инфраструктурная поддержка инновационной деятельности в регионе
Пензенская область относится к регионам-лидерам по масштабам и скорости развития инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, которая включает в себя 12 областных бизнес-инкубаторов, общей площадью 38,5 тыс. кв.м (показатели деятельности региональной сети бизнес-инкубаторов представлены на рисунке 5); 2 технопарка (технопарк "Яблочков" со специализацией в области информационных технологий, точного приборостроения, материаловедения; технопарк высоких технологий "Рамеев" со специализацией информационные технологии, производство высокотехнологичных медицинских изделий и механообработка).
В технопарке "Яблочков" размещены 11 лабораторий: схемотехнического и твердотельного моделирования, прототипирования, разработки цифровых устройств обработки сигналов, поверхностного монтажа, неразрушающих методов контроля.
В результате реализации проекта реконструировано почти 5 тыс. кв.м площадей (производственные, офисные, лабораторные, и др.) и закуплено высокотехнологичное оборудование. На 01.01.2019 создано более 200 рабочих мест.
Технопарк "Рамеев", являясь крупнейшим объектом инновационной инфраструктуры региона и производственной площадкой созданного в регионе промышленного кластера, осуществляет научные исследования в сфере биомедицинских технологий и комплексных испытания новейших образцов высокотехнологичных медицинских изделий. В технопарке создано более 2,2 тыс. рабочих мест, ежегодный выпуск инновационной продукции резидентами превышает 3,1 млрд. рублей.
В целях успешной коммерциализации инновационных проектов (с выходом на рынок), получения инвестиций, в том числе в рамках государственной поддержки в виде грантов и субсидий, активного развития в бизнес-инкубаторах или технопарках, компетентного проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, маркетинговых исследований в области проводятся работы по созданию "мягкой" инфраструктуры - организационно-консалтинговой. В настоящее время в регионе создан и функционирует ряд таких институтов развития поддержки малого и среднего предпринимательства, созданных при поддержке Минэкономразвития России:
- Центр кластерного развития (ЦКР);
- Центр коммерциализации технологий (ЦКТ);
- Центр инноваций социальной сферы (ЦИСС);
- Центр прототипирования (ЦП);
- Центр поддержки народных художественных промыслов и ремесел.
В настоящее время на территории региона при поддержке ООО "ЦКР" получили дополнительное развитие шесть территориально-отраслевых кластеров: биомедицинский, приборостроительный, кондитерский, легкой промышленности, информационных технологий, кластер деревообработки и деревянного домостроения. В состав территориально-отраслевых кластеров вошли более 170 производственных предприятий, инжиниринговых, образовательных и научных организаций, институциональных структур инновационного развития.
Центром коммерциализации технологий за период с 2014 по 2018 годы оказано 236 технологических услуг, в том числе 57 субъектам малого предпринимательства.
Центр оснащен современным высокотехнологичным оборудованием токарно-фрезерной группы, шлифовальной, заготовительной и универсальной групп, лазерной сварки и резки, прототипирования. При этом более 50% заказов приходится на Пензенский регион, что свидетельствует о востребованности государственной поддержки в регионе, оказываемой данным институтом развития.
В настоящее время усилия предприятия направлены на переход к разработке и производству законченных высокотехнологичных инновационных изделий с высокой добавочной стоимостью.
С целью выявления и поддержки социально ориентированных инновационных проектов в регионе создан Центр инноваций социальной сферы, которым ежегодно проводятся мероприятия в данной сфере, одним из ключевых является региональный этап Всероссийского конкурса "Лучший социальный проект года". Мероприятие направлено на поддержку проектов субъектов социального предпринимательства Пензенской области, осуществляющих социально ориентированную деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей, улучшение условий жизнедеятельности гражданина и (или) расширение его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, а также на обеспечение занятости, оказание поддержки детям, инвалидам, гражданам пожилого возраста и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Деятельность Центра инноваций социальной сферы позволяет вовлечь в инновационные процессы больший круг участников, в том числе из числа общественных организаций и объединений.
Региональный центр поддержки НХП и ремесел создан с целью сохранения и развития народных художественных промыслов как важной части культурного наследия региона, а также продвижения продукции пензенских мастеров на внешние рынки. Центр объединяет предприятия данной сферы, что позволило популяризировать изделия народных художественных промыслов региона и повысить привлекательность отрасли для молодых специалистов.
При поддержке и активном участии Правительства Пензенской области в регионе с 2011 года проводится Всероссийский форум InnoMed, в рамках которого поднимаются вопросы развития медицинской и фармацевтической промышленности в Российской Федерации, демонстрируются научные и производственные достижения российских компаний и обсуждаются пути развития производства и активного использования в системе здравоохранения высокотехнологичной отечественной медицинской и фармацевтической продукции.
Ежегодный Всероссийский форум InnoMed стал визитной карточкой инновационной Пензы, а с 2018 года он приобрел статус федеральной площадки, что позволило наладить тесное сотрудничество промышленных предприятий, институтов развития и органов государственной власти в вопросах развития высоких технологий и производства конкурентоспособных медицинских изделий.
Все эти меры не только увеличили инновационный потенциал и инновационную активность в регионе, но и позволили создать более двух тысяч высокопроизводительных рабочих мест в инновационной сфере. Проделана огромная организационная, мотивационная, воспитательная и образовательная работа. Вместе с тем требуется планомерная, научно-обоснованная политика развития качественно новой промышленной базы в регионе, современной транспортной, социальной и коммунальной инфраструктуры, внутри регионального спроса на новшества, ликвидации разрывов во взаимодействии отдельных элементов региональной инновационной системы. Поэтому на выбранном пути инновационного развития нельзя снижать темпы развития, так как оно относится к долгосрочным приоритетам экономической политики.
Проведенный анализ состояния инновационной сферы и политики в регионе позволяет сделать вывод: Пензенская область имеет серьезные шансы улучшить не только экономическое положение за счет инновационной составляющей, но и свои позиции среди других российских регионов".
4. В разделе 3 "Инновационная экономика" Стратегии:
4.1. В подразделе 3.1. "Инновационное развитие и обеспечение конкурентоспособности секторов промышленного комплекса":
4.1.1. В подразделе 3.1.1. "Машиностроение":
4.1.1.1. после абзаца второго дополнить абзацем следующего содержания:
"- высокоточная механообработка;";
4.1.1.2. после абзаца шестого дополнить абзацем следующего содержания:
"- производство сельскохозяйственной техники и оборудования.";
4.1.1.3. подраздел "Дизелестроение" изложить в следующей редакции:
"Дизелестроение
ОАО "Пензадизельмаш" (входит в состав АО "Трансмашхолдинг") относится к отрасли двигателестроения, специализируется на производстве дизелей и турбокомпрессоров, а также комплектующих узлов для дизелестроительных заводов. С 1949 года, с начала своей деятельности завод был и остается единственным в стране предприятием, производящим дизели типа Д50, мощностью 1000-1200 лошадиных сил.
В ОАО "Пензадизельмаш" ведется программа технического перевооружения предприятия, включающая в себя реконструкцию нескольких цехов, приобретение и установку шести единиц современного высокотехнологичного оборудования. Общий объем финансирования программы реструктуризации производства, рассчитанной на период с 2018 года по 2021 год, составит 1,5 млрд. рублей.
Реализация мероприятий позволит предприятию переоснастить материально-техническую базу, перейти на самые современные технологии, качественно новый уровень производства, соответствующий самым строгим мировым стандартам. Предприятие к 2020 году планирует вдвое увеличить производство дизельных двигателей.";
4.1.1.4. после подраздела "Дизелестроение" дополнить подразделом "Высокоточная механообработка":
"Высокоточная механообработка
В Пензенской области имеется значительный потенциал промышленных предприятий и инфраструктуры в сфере высокоточной механообработки.
ООО "СтанкоМашСтрой" ежегодно выпускает более 250 токарных универсальных станков собственного производства и входит в тройку лидеров данной отрасли в Российской Федерации.
Предприятие АО ФНЦП "ПО "Старт" им. М.В. Проценко" в г. Заречный совместно с самарскими партнерами реализует проект по производству токарных станков серии "SAMAT".
Объединение промышленных предприятий между собой в рамках кооперации создаст благоприятные условия для формирования станкостроительного кластера на территории области.
На базе технопарка "Рамеев" создан комплекс механической обработки материалов полного цикла: токарно-винторезная, плоско- и круглошлифовальная, радиально и вертикально-сверлильная, лазерная, электроэрозионная и термообработка. Дополняет данную технологическую цепочку созданный в регионе Центр прототипирования, оснащенный современным фрезерным оборудованием, участками гидроабразивной резки, изготовления 3D моделей и прототипов новых инновационных изделий.
В 2018 году примерами реализации инновационных проектов стал выпуск специализированного инструмента, изготовление и сборка уникальных видов запорно-регулирующей арматуры для трубопроводов и электроприводов для нее, изготовление мастер моделей деталей и конечных прототипов телекоммуникационного оборудования.
Созданные инфраструктурные объекты дополняют сложившуюся технологическую цепочку производственных предприятий Пензенской области и создают условия для расширения номенклатуры выпускаемой продукции. Развитие данного направления является перспективным для инновационного развития региона и обладает значительным потенциалом.";
4.1.1.5. подраздел "Производство трубопроводной арматуры различного диаметра" изложить в следующей редакции:
"Производство трубопроводной арматуры различного диаметра
В г. Пензе ведет производственную деятельность одно из крупнейших специализированных предприятий в России и СНГ по производству трубопроводной арматуры АО "Пензтяжпромарматура", выпускающее промышленную трубопроводную арматуру, применяемую в тепловой и атомной энергетике, химической, нефтяной, газовой и других отраслях промышленности.
Лидирующие позиции в данном секторе планируется обеспечить за счет:
- разработки новой и модернизации выпускаемой продукции;
- проведения научных исследований, направленных на расширение области применения продукции;
- совершенствования производственной базы и технологий;
- внедрения современного программного обеспечения и процессов автоматизации производства;
- повышения квалификации персонала.";
4.1.1.6. слова "ОАО НИИ "Химмаш-Старт", "ООО "Пензагидромаш", "ЗАО "Химмаш", "ЗАО "Сердобский машиностроительный завод" заменить словами "ОАО НПП "Химмаш-Старт", "ООО "Пензгидромаш", "ООО "Химмаш", "АО "Сердобский машиностроительный завод" соответственно;
4.1.1.7. в подразделе "Производство автомобильных компонентов" слова "ОАО "ЗиФ плюс" исключить;
4.1.1.8. подраздел "Производство автомобильной спецтехники для перевозки и хранения светлых и темных нефтепродуктов" изложить в следующей редакции:
"Производство автомобильной спецтехники для перевозки и хранения светлых и темных нефтепродуктов
Лидером в данном сегменте является АО "Завод ГРАЗ", которое признано одним из крупнейших отечественных производителей самоходных машин и (или) прицепов и включен в реестр организаций крупнейших производителей самоходных машин и (или) прицепов.
Предприятие активно занимается реализацией программы техперевооружения, что позволяет предприятию на равных конкурировать на российском рынке не только с отечественными, но и зарубежными производителями.
География поставок специализированной автотехники АО "Завод ГРАЗ" - все регионы Российской Федерации, страны СНГ (Казахстан, Республика Беларусь, Азербайджан) и дальнего зарубежья. Предприятие взаимодействует с Республикой Вьетнам. Заказчиками аэродромной техники являются ПАО "Лукойл", АО "Аэро-Шереметьево".
Стратегической задачей развития данного направления является увеличение доли предприятия на отечественном рынке спецтехники (бензовозы, топливозаправщики и др.) более 30 процентов.";
4.1.1.9. дополнить подразделом "Производство сельскохозяйственной техники и оборудования":
"Производство сельскохозяйственной техники и оборудования
Производителями сельскохозяйственной техники и оборудования для фермерских хозяйств являются АО "Белинсксельмаш", ПАО "Пензмаш", АО "Радиозавод", ООО "Агромеханика", ООО ПО "Завод Пензтекстильмаш", ООО "КЗТМ" и другие.
АО "Белинсксельмаш" - ведущее предприятие на рынке Российской Федерации по производству почвообрабатывающей и посевной техники (сеялки зерновые, сеялки универсальные пневматические точного высева, шеренговые сеялки, дисковые бороны, культиваторы сплошной и предпосевной обработки почвы, сцепки).
Постоянно ведется работа в части потенциального освоения новых видов техники. В последние годы освоены новые изделия: борона дисковая навесная БДН-2400N и борона дисковая навесная БДН-3300N, сеялка-культиватор Алькор-10.
В рамках поддержки производителей сельскохозяйственной техники предприятие с 2015 года на постоянной основе участвует в государственной программе Российской Федерации "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы" (постановление Правительства Российской Федерации N 1432 от 27.12.2012 "Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники").".
4.1.2. В подразделе 3.1.2 "Приборостроение":
4.1.2.1. слова "ФГУП ФНПЦ "ПО "Старт" им. М.В. Проценко", "ОАО "НИИФИ", "ЗАО "НПП "Сенсор", "ОАО "Концерн "Вега", "ОАО "Концерн "Автоматика", "ОАО "ПО "Электроприбор", "ОАО "НИН "Рубин", "ОАО "Радиозавод", "ОАО "ПНИЭИ" заменить словами "АО ФНПЦ "ПО "Старт" им. М.В. Проценко", "АО "НИИФИ", "ООО "НПП "Сенсор", "АО "Концерн "Вега", "АО "Концерн "Автоматика", "АО "ПО "Электроприбор", "АО "НПП "Рубин", "АО "Радиозавод", "АО "ПНИЭИ" соответственно;
4.1.2.2. подраздел "Разработка и производство искусственных органов и тканей человека, в том числе изделий в сфере сердечно-сосудистого протезирования, эндопротезирования, эндоваскулярной хирургии" изложить в следующей редакции:
"Разработка и производство искусственных органов и тканей человека, в том числе изделий в сфере сердечно-сосудистого протезирования, эндопротезирования, эндоваскулярной хирургии
Данное направление получило свое развитие в Пензенской области за счет формирования замкнутого цикла разработки, производства современных высокотехнологичных медицинских изделий и их последующего внедрения в отечественную систему здравоохранения. В области сформирован уникальный для страны биомедицинский кластер, специализирующийся на проведении комплексных исследований и выпуске высокотехнологичных медицинских изделий. Данный кластер в 2016 году включен в реестр промышленных кластеров Минпромторга России и продолжает динамично развиваться. Основными участниками кластера являются ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Минздрава России (г. Пенза), ФГБОУ ВО "Пензенский государственный университет", ГБОУ ДПО "Пензенский институт усовершенствования врачей" Минздрава России, ЗАО НПП "МедИнж" и малые инновационные предприятия - разработчики и производители эндопротезов, коронарных стентов и изделий для эндоваскулярной хирургии, имплантатов на основе биологической ткани ксеногенного происхождения, дентальных протезов.
Разработанные и производимые ЗАО НПП "МедИнж" протезы клапанов сердца получили признание как у отечественных, так и зарубежных кардиохирургов. По данным на декабрь 2018 года более 65% ежегодно имплантируемых в России клапанов производятся в Пензе. Клапаны экспортируются в десятки стран.
ЗАО НПП "МедИнж" получило Европейский сертификат системы менеджмента качества, дающий право на разработку, производство и реализацию имплантируемых медицинских изделий из материалов искусственного и животного происхождения.
Технопарк высоких технологий "Рамеев", являясь инфраструктурной площадкой промышленного кластера, осуществляет научные исследования в сфере биомедицинских технологий и комплексных испытаний новейших образцов высокотехнологичных медицинских изделий.
Дальнейшее динамичное развитие науки и высоких технологий в данной сфере является стратегически важным направлением экономического развития Пензенской области, соответствует приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации и способствует достижению показателей, установленных национальным проектом "Наука", реализуемым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204. Считается целесообразным создание в городе Пензе Научно-образовательного центра биомедицинских технологий мирового уровня в рамках федерального проекта "Развитие научной и научно-производственной кооперации" национального проекта "Наука".
Одним из ключевых направлений деятельности научно-образовательного центра станет разработка и производство нового поколения искусственных органов и тканей на базе углеродных нанокомпозитов, композиционных синтетических и биологических материалов с формированием наноструктурированных покрытий на основе генно-инженерных и клеточных технологий. Создание и производство имплантатов на основе биологических матриксов ксеногенного происхождения. Адаптация последних достижений науки в области физики, химии, биологии, фармакологии и медицины для повышения биосовместимости имплантатов и полноценного восстановления функции пораженных органов человека.";
4.1.2.3. подраздел "Разработка и производство технических средств охраны" изложить в следующей редакции:
"Разработка и производство технических средств охраны
В данном направлении в Пензенской области сложился кластер, состоящий из крупных, средних и малых предприятий, готовый предложить комплексные типовые и индивидуальные технологические решения по охране периметров. Ядром данного кластера по праву можно считать АО ФНПЦ "ПО "Старт" им. М.В. Проценко", который с 1962 года ведет разработки по данной тематике. В настоящее время успешно конкурируют с ним около десяти других предприятий, в частности ЗАО "ЦеСИС НИКИРЭТ", ЗАО "Фирма "Юмирс", ООО "Старт-7" и др. Имеется несколько десятков мелких предприятий, занимающихся инсталляцией охранного оборудования.
Кроме того, АО ФНПЦ "ПО "Старт" им. М.В. Проценко" созданы уникальные системы контроля и управления доступом на спортивные объекты, которые высоко себя зарекомендовали на Олимпиаде в Сочи и Чемпионате мира по футболу в 2018 году.
Важной специализацией кластера выступает сегмент интегрированных систем безопасности инженерных и технических средств защиты и охраны объектов, по которому предприятия пензенского кластера занимают 2/3 российского рынка.
Продукция пензенских предприятий успешно эксплуатируется на рубежах Государственной границы России и ряда стран ближнего и дальнего зарубежья, на сотнях особо важных объектах федерального значения, силовых министерств и ведомств, атомных электростанциях, ведущих предприятиях Госкорпорации "Росатом", ПАО "Газпром", ПАО "Транснефть", космической, авиационной, нефтехимической и автомобильной промышленности, объектах энергетики, железнодорожного и воздушного транспорта, банковских учреждениях и музеях.
Продукция кластера экспортируется более чем в 20 зарубежных государств Восточной и Западной Европы, Азии, Латинской Америки, Ближнего Востока.
Среди перспективных задач развития кластера можно выделить:
- кооперацию предприятий кластера в проведении совместных исследований и разработок для создания датчиков и систем измерения нового поколения, с элементами самодиагностики, интеллектуализации процессов приема и обработки информации;
- кооперацию предприятий-участников кластера в выполнении работ и оказании услуг в рамках реализации крупных заказов (в том числе для государственных нужд);
- активное участие в государственных программах в сфере импортозамещения для получения поддержки в сфере модернизации производства и выводу на рынок новой высокотехнологичной продукции.";
4.1.2.4. в абзаце восьмом подраздела "Разработка и производство датчиков физических величин, систем измерения, диагностики, контроля" слова "в рамках Государственной программы вооружения, Федеральной целевой программы "Национальная технологическая база", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 2007 г. N 54" исключить.
4.1.3. Подраздел 3.1.3. "Фармацевтическая промышленность" изложить в следующей редакции:
"Фармацевтическая промышленность
Переход российской фармацевтической промышленности на инновационную модель развития - основная цель государственной политики Российской Федерации по развитию национальной фармацевтической промышленности на период до 2020 года. Одним из приоритетных направлений развития Пензенской области является развитие фармацевтического сектора экономики региона. Данное направление может быть реализовано за счет проведения масштабной модернизации имеющегося на территории Пензенской области фармацевтического предприятия ПАО "Биосинтез" на основе разработанной на предприятии инвестиционной программы "Модернизация производства лекарственных средств на ПАО "Биосинтез" на период до 2021 года". Данная программа подразумевает как проведение модернизации всех имеющихся производств в соответствии с мировыми стандартами фармацевтического производства (GMP и системы менеджмента качества ISO 9001:2008), вывод на рынок новых перспективных лекарственных форм, так и организацию производства современных дженериков и вывод на рынок референтных лекарственных препаратов на основе собственных субстанций и субстанций отечественного производства.
По состоянию на 2018 год ПАО "Биосинтез" - одно из крупнейших российских фармацевтических предприятий полного цикла от производства субстанций до производства готовых лекарственных средств - выпускает более 180 наименований препаратов различных фармакотерапевтических групп, в том числе около 70% лекарственных средств входят в "Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов", утверждаемый распоряжением Правительства Российской Федерации.
Минпромторг России неоднократно признавал ПАО "Биосинтез" победителем конкурсов за звание "Лучший экспортер в страны СНГ", "Лучший экспортер отрасли" и "Самый динамично развивающийся экспортер в отрасли".
Благодаря реализации проекта по модернизации существующего производства таблеток и капсул ПАО "Биосинтез" будет создан новый производственный участок. Подобное развитие фармацевтического предприятия даст возможность расширить ассортимент и увеличить объемы экспорта продукции на внешние рынки, что в свою очередь позволит привлечь в регион новые инвестиции.".
4.1.4. Подраздел 3.1.4. "Целлюлозно-бумажная промышленность" изложить в следующей редакции:
"Целлюлозно-бумажная промышленность
Развитие целлюлозно-бумажной промышленности Пензенской области связано с холдинговой компанией "Маяк", объединяющей головное предприятие ОАО "Маяк" и его дочерние предприятия (ООО "Маяк-Техноцелл", ООО "Маяк-Канц", ООО "Маякпринт" и ряд других), производителей бумаги, обоев, тетрадей и другой продукции.
Холдинговая компания "Маяк" является единственным производителем в бумажной промышленности России бумаги - основы облицовочных материалов для мебельной промышленности. Кроме того, она входит в двадцатку (из более чем 50) производителей бумаги в России и в число 5 крупнейших компаний России по производству обоев.
Совокупный объём производства компании составляет более 10 млрд. руб. Продукция предприятий ХК "Маяк" поставляется внутри страны и на экспорт.
ООО "Маякпринт" в апреле 2018 года реализован инвестиционный проект "Развитие обойного производства" стоимостью около 400 млн. руб., в результате чего расширен ассортимент и увеличены объемы производства обоев, что позволит более полно удовлетворить потребности внутреннего рынка и снизить долю импортируемой продукции. Создано более 20 рабочих мест.
В сентябре 2018 года предприятием ООО "Маяк-Техноцелл" реализован крупномасштабный инвестиционный проект стоимостью более 3 млрд. руб. по запуску новой бумагоделательной машины, благодаря чему появится возможность полного импортозамещения такого продукта, как бумага-основа облицовочных материалов и на 50% сократить импорт флизелиновых обоев. В ходе реализации данного проекта на ООО "Маяк-Техноцелл" создано около 60 высокотехнологичных рабочих мест. Все это даст возможность компании удерживать завоеванные позиции в России.".
4.1.5. Подраздел 3.1.6. "Кондитерская промышленность" изложить в следующей редакции:
"Кондитерская промышленность
Кондитерская промышленность в Пензенской области развивается на основе кластерного подхода и входит в число бюджетообразующих секторов промышленности Пензенской области. Объем продаж на российском рынке в 2018 году составил более 4,5 млрд. рублей в год. В отрасли работает более 200 производственных предприятий, наиболее крупными из которых являются ЗАО "Пензенская кондитерская фабрика", ООО "Северянин", ООО "Мирослада", ООО "Русский кондитер", ООО "Ванюшкины сладости", ООО "Бековский РПК "Октябрь", ООО Комбинат кондитерских изделий "Агеевский".
Кондитерская продукция производится на территории 17 муниципальных районов Пензенской области. Безусловным лидером по производству кондитерской продукции является областной центр - город Пенза, здесь представлен весь спектр кондитерской продукции. Таким образом, кондитерская промышленность Пензенской области территориально концентрирована, что стало основой для создания в регионе кондитерского кластера с региональным зонтичным брендом "Союз пензенских кондитеров".
Кондитерский кластер ежегодно демонстрирует положительную динамику своего развития, что позволило вывести Пензенскую область на 4-е место среди субъектов России по объему произведенной кондитерской продукции по итогам 2016 года.
Предприятия кластера производят свыше 3% объемов продукции всего рынка кондитерских изделий России.
Пензенские кондитеры зарекомендовали себя как надежные поставщики широкого ассортимента кондитерских изделий на рынки России. По данным на 2018 год, продукция пензенских кондитеров также экспортируется в республики Казахстан и Белоруссия, страны Средней Азии. Учитывая благоприятное географическое положение, близость необходимого сырья для кондитерской продукции, у пензенских производителей прогнозируется увеличение доли на российском рынке до 5% к 2035 году и выход на рынки развитых стран.
Увеличению доли продукции пензенских кондитерских предприятий на российском и мировом рынках будет способствовать:
- повышение уровня конкурентоспособности за счет продвижения бренда "Союз пензенских кондитеров";
- снижение себестоимости продукции за счет использования местного сырья;
- повышение внимания к экологичности продукции.
Долгосрочным проектом развития экспортной деятельности кластера и выход на новый крупный и развивающийся рынок сбыта является создание торгового дома кластера "Союз пензенских кондитеров" в Китае.".
4.1.6. Подраздел 3.1.7. "Мебельная промышленность" изложить в следующей редакции:
"Мебельная промышленность
В мебельном производстве Пензенской области работают более трехсот субъектов предпринимательской деятельности преимущественно малого и среднего бизнеса. Основой для развития мебельной промышленности в Пензенской области является кластерный подход. Большинство производственных предприятий мебельного кластера Пензенской области локализованы на территории Кузнецкого района, а также городов Кузнецк, Заречный и Пенза. По данным Росстата, за 2018 год мебельными предприятиями Пензенской области произведено продукции на 9,5 млрд. рублей, что составляет 117,7% по сравнению с 2017 годом (8,1 млрд. руб.).
Крупнейшим предприятием мебельного кластера является ООО "Мебельная компания "Лером" с годовым оборотом более 2 млрд. рублей. Наличие более трехсот субъектов предпринимательской деятельности в мебельном производстве Пензенской области преимущественно малого и среднего бизнеса позволяет заявить об актуальности и заинтересованности бизнеса в данном виде деятельности.
С целью развития малого и среднего бизнеса мебельного кластера в г. Кузнецке создан и функционирует бизнес-инкубатор "Смирнов", общей площадью 10 тыс. кв.м. В бизнес-инкубаторе созданы следующие лабораторно-производственные участки: участок проектирования, создания производства комплектов строений из дерева, участок производства дверей и элементов дверных ограждений. Работа на уникальном технологическом оборудовании участков позволяет резидентам бизнес-инкубатора внедрять новые технологии производства комплектов из дерева, дверей и погонажных изделий.
С целью развития деревянного домостроения в 2018 году создан кластер деревообработки и деревянного домостроения, число его участников - 21 компания. Кластер объединяет группу взаимодействующих и конкурирующих предприятий в сфере деревообработки и деревянного домостроения, производящих дома, бани и иные деревянные постройки для широкого круга потребителей, производителей пиломатериала, поставщиков сырья, комплектующих и специализированных услуг (в том числе дизайнерских и инжиниринговых), образовательных учреждений, финансово-кредитных организаций и институтов развития, связанных со сферой деревообработки и деревянного домостроения. Одной из приоритетных задач Пензенского кластера домостроения на ближайшее время является постоянно действующий Выставочный комплекс деревянного домостроения на территории г. Пенза, местом расположения которого выбрана площадь на территории МТРК "Коллаж".
Перспективным проектом для мебельной промышленности в ближайшее время станет строительство деревообрабатывающего завода по выпуску плит ДСП на базе индустриальных парков в Бессоновском или Сердобском районах. Сырьем для перерабатывающего производства могут служить породы невостребованных видов деревьев, например, осины.
ООО "Кроношпан", осуществляющий деятельность в Пензенской области с 2015 года, завершает подготовку к реализации инвестпроекта стоимостью более 6 млрд. рублей, которым предусматривается модернизация имеющихся объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры региона, создание современных площадок комплексной безотходной переработки древесины, запуск четырех производственных линий ламинирования.".
4.1.7. После абзаца третьего подраздела 3.1.8. "Производство строительных материалов и строительная промышленность" дополнить абзацем следующего содержания:
"Под торговой маркой Bundex в Пензенской области с участием Группы Компании "Ростум" открыт первый завод в России по производству сухих строительных смесей, ежегодный объем производства продукции составляет более 270 млн. руб. ООО "Пензенское управление строительства" реализует инвестиционный проект по строительству завода извести в п. Ночка Никольского района, мощностью 100,0 тыс. тонн в год, предполагается создать 50 рабочих мест.".
4.2. В подразделе 3.2 "Инновационное развитие и обеспечение конкурентоспособности секторов агропромышленного комплекса":
4.2.1. В подразделе 3.2.1. "Растениеводство":
4.2.1.1. в абзаце третьем подраздела "Производство сахарной свеклы" слова "ОАО "Бековский сахарный завод" заменить словами "ООО "Бековский сахарный завод";
4.2.1.2. абзацы первый, второй подраздела "Развитие производства перспективных культур (ненаркотическая конопля, мак пищевой, чечевица)" изложить в следующей редакции:
"С целью развития производства конопли в области действует государственная программа Пензенской области "Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014-2022 годы".
В рамках данной программы предусматривается реализация ряда проектов, позволяющих расширить посевы конопли с существующих 500 га до 2,8 тыс. га к 2022 году.".
4.2.2. Подраздел "Производство мяса птицы бройлеров и индейки" подраздела 3.2.2 "Животноводство и птицеводство" изложить в следующей редакции:
"Производство мяса птицы бройлеров и индейки
За счет реализации ряда инвестиционных проектов в сфере развития бройлерного птицеводства в Пензенской области Группа компаний "Дамате" занимает первое место в Российской Федерации по объемам производства и переработки мяса индейки (155 тыс. тонн по итогам 2018 года). В планах построить генетический центр (племенной репродуктор первого порядка), аналогов которому нет в России. К 2025 году возможно увеличение объемов производства и переработки мяса птицы до 180 тыс. тонн, а к 2030 году - до 220 тыс. тонн.
Это позволит области занять ведущие позиции в России не только по производству и переработке мяса бройлеров, но и на рынке племенного инкубационного яйца и маточного поголовья птицы.".
4.2.3. В подразделе 3.3 "Развитие сферы информационно-коммуникационных технологий":
4.2.3.1. абзац четвертый признать утратившим силу;
4.2.3.2. после абзаца третьего дополнить абзацами следующего содержания:
"За 2007-2016 гг. объем услуг связи на душу населения увеличился в 1,88 раза, однако по отношению к среднероссийскому уровню изменение произошло с 62 до 76%.
Все районные центры Пензенской области включены в автоматическую международную телефонную станцию г. Пензы с использованием волоконно-оптических линий связи (далее - ВОЛС).
С 2015 года на территории Пензенской области осуществляется реализация проекта "Устранение цифрового неравенства" (далее - Проект), в рамках которого в 228 населенных пунктах Пензенской области будут проведены волоконно-оптические линии связи и организован широкополосный доступ к сети "Интернет" со скоростью не менее 10 Мб/сек на основе установленных точек доступа Wi-Fi.
Доля домохозяйств, имеющих возможность пользоваться услугами проводного или мобильного широкополосного доступа в сеть "Интернет" на скорости не менее 1 (один) Мбит/сек, предоставляемыми не менее чем двумя операторами связи и (или) провайдерами, на начало 2018 года достигла 93 %.
Теле- и радиовещание федеральных, областных, коммерческих передатчиков Пензенских телекомпаний и радиотрансляционных станций охватывает 100% населения области. В начале 2017 года на территории Пензенской области завершена работа по внедрению технологий цифрового вещания, которые позволили обеспечить охват первым мультиплексом 100% населения региона, и более 60% населения доступен просмотр программ второго мультиплекса. В 2018 году запущен второй мультиплекс, в результате чего всем жителям Пензенской области стало доступно 20 бесплатных каналов цифрового телевидения.";
4.2.3.3. абзац первый подраздела "Внедрение и развитие мобильной связи в Пензенской области" признать утратившим силу;
4.2.3.4. в подразделе "Информатизация здравоохранения":
4.2.3.4.1. в абзаце первом слова "По состоянию на 2013 год," исключить;
4.2.3.4.2. в абзаце втором слова "к 2014 году были" исключить;
4.2.3.4.3. абзац девятый признать утратившим силу;
4.2.3.4.4. таблицу шестую признать утратившей силу;
4.2.3.5. подраздел "Использование результатов космической деятельности и ГЛОНАСС" изложить в следующей редакции:
"Использование результатов космической деятельности и ГЛОНАСС
Система ГЛОНАСС сегодня является частью государственной инфраструктуры координатно-временного и навигационного обеспечения. Создаваясь как составляющая оборонного комплекса, на сегодняшний день ГЛОНАСС нашел применение в разных сферах народного хозяйства: строительство, сельское хозяйство и транспорт.
Поэтому развитие ГЛОНАСС на территории Пензенской области станет приоритетным направлением в прогнозируемом периоде:
- внедрение системы дистанционного зондирования земли (ДЗЗ), которая будет предназначена для информационного обеспечения решения широкого спектра задач в интересах различных сфер хозяйственной деятельности Пензенской области и государства в целом;
- развертывание сети референтных GPS-станций на территории Пензенской области (к 2021 - 75%).
Таблица 7
год |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
ДЗЗ, % |
67 |
87 |
97 |
100 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Развертывание сети референтных GPS-станций |
- |
- |
15 |
40 |
60 |
75 |
75 |
75 |
75 |
75 |
";
4.2.3.6. подраздел "Обеспечение безопасности жизнедеятельности" изложить в следующей редакции:
"Обеспечение безопасности жизнедеятельности
Разработана и внедрена система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112". Данная система позволят сократить время реакции оперативных служб на чрезвычайные ситуации, уменьшить ущерб и смертность населения.
В 2017 году внедрена комплексная система экстренной эвакуации населения (КСЭОН) в Пензенской области. Данная система обеспечивает возможность эвакуации граждан в случае возникновения чрезвычайных ситуаций на критически опасных объектах.".
5. В разделе 4 "Формирование инновационного общества в Пензенской области ("Инновационный человек")" Стратегии:
5.1. В подразделе 4.1. "Инновации в образовании как фактор инновационного развития региона":
5.1.1. Абзац десятый изложить в следующей редакции:
"- организация инновационной деятельности учащихся и развитие технического и технологического образования, удовлетворяющего потребности региона;".
5.1.2. Абзац двадцать четвертый изложить в следующей редакции:
"- реализация инновационного проекта "Школа Архимеда", обеспечивающего возможность получения современного физико-математического образования независимо от места проживания;".
5.1.3. Абзац двадцать пятый изложить в следующей редакции:
"- проведение командной инженерной олимпиады школьников Национальной технологической инициативы (НТИ);".
5.1.4. Абзац двадцать девятый изложить в следующей редакции:
"- участие в проекте НИУ ВШЭ "Университетский образовательный округ", предусматривающем объединение усилий НИУ ВШЭ и партнерских школ в выявлении талантливых и мотивированных школьников и подготовке компетентного абитуриента, способного учиться в современном университете;".
5.1.5. Абзац тридцатый изложить в следующей редакции:
"- организация участия школьников в работе на площадке детского технопарка "Кванториум НЭЛ";".
5.2. Подраздел 4.5 "Инновации в сфере культуры как фактор инновационного развития региона" дополнить абзацем следующего содержания:
"- продвижение продукции народно-художественных промыслов и ремесел на внутренние и внешние рынки, в том числе через механизмы государственной поддержки организаций инновационной инфраструктуры.".
6. В разделе 5. "Инфраструктура инноваций" Стратегии:
6.1. Абзац десятый подраздела 5.1.4. "Инновационное развитие управления государственным имуществом" подраздела 5.1. "Инфраструктура среды инновационной деятельности" признать утратившим силу.
6.2. В подразделе 5.2. "Региональная инфраструктура инновационной деятельности":
6.2.1. В подразделе 5.2.1. "Развитие технопарковой ("жесткой") инновационной инфраструктуры":
6.2.1.1. подраздел "Бизнес-инкубаторы" изложить в следующей редакции:
"В Пензенской области активно развивается сеть бизнес-инкубаторов. Развитие сети необходимо разделить на два этапа:
1 этап (2007-2014 годы) - динамичное развитие сети (создание новых бизнес-инкубаторов, размещение на площадях резидентов);
2 этап (2014-2020 годы) - повышение эффективности работы сети с незначительным ростом за счет "нишевых" проектов бизнес-инкубаторов.
В настоящее время в регионе действует 12 областных бизнес-инкубаторов, из них 9 создано при поддержке Минэкономразвития России, их общая площадь составляет 38473,8 кв.м.
По числу бизнес-инкубаторов Пензенская область занимает первое место среди субъектов Российской Федерации с общим числом резидентов более 200 компаний.
С 2015 года ежегодная выручка резидентов бизнес-инкубаторов превышает 1 млрд. руб., налоговые и страховые отчисления составляют более 100 млн. руб. ежегодно.
Стратегическими задачами на втором этапе развития сети бизнес-инкубаторов являются:
- повышение качества проектов, получивших статус резидентов;
- увеличение эффективности работы сети за счет расширения и повышения качества услуг, оказываемых управляющей компанией, прежде всего, в продвижении проектов на рынок;
- обеспечение вывода на текущую окупаемость каждого проекта бизнес-инкубатора не более чем за десять лет с момента ввода в эксплуатацию с возможностью последующей приватизации или передачи в управление частной управляющей компании.".
6.2.1.2. подраздел "Технопарки" изложить в следующей редакции:
"Технопарки
В целях создания благоприятных условий для развития малых и средних предприятий, занимающихся коммерциализацией высокотехнологичных инновационных проектов на территории Пензенской области, было принято решение о создании двух технопарков в сфере высоких технологий. В июне 2012 года с участием представителей Министерства экономического развития Российской Федерации состоялось открытие технопарка "Яблочков".
Основная специализация технопарка - информационные технологии, точное приборостроение, материаловедение. В результате реализации проекта реконструировано почти 5 тыс. кв.м площадей (производственные, офисные, лабораторные, выставочные и другие) и закуплено высокотехнологичное оборудование.
На площадях этого технопарка размещены 11 лабораторий: схемотехнического и твердотельного моделирования, прототипирования, разработки цифровых устройств обработки сигналов, поверхностного монтажа, неразрушающих методов контроля.
Стратегической задачей технопарка является превращение его в центр технологической и сервисной кооперации малых инновационных компаний и встраивание резидентов технопарка в технологические цепочки крупного и среднего бизнеса с инновационными изделиями и услугами. Ключевыми компетенциями технопарка станут материаловедение и энергосбережение.
Создание в г. Пензе второго технопарка "Рамеев" осуществлялось при поддержке Минкомсвязи России в рамках комплексной программы "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий", одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.03.2006 N 328-р (с последующими изменениями). Его специализацией являются информационные технологии и производство высокотехнологичных медицинских изделий. В результате реализации проекта введены в эксплуатацию научно-производственные мощности общей площадью 45165,9 кв.м, на которых разместились 39 малых инновационных предприятий, создано более 2 тыс. рабочих мест.
Важнейшим отличием технопарка "Рамеев" от других 11 технопарков, созданных по программе Минкомсвязи России, является то, что его текущая деятельность не финансируется из бюджета Пензенской области. В 2016 году технопарк "вышел" на самоокупаемость и продолжает динамично развиваться.
Технопарк "Рамеев" стал центром созданного в регионе промышленного кластера в сфере биомедицинских технологий "БиоМед". В технопарке создан Центр доклинических исследований, где с 2015 года проводятся уникальные высокотехнологичные операции, направленные на проведение испытаний новейших разработок и медицинских изделий на лабораторных животных. Центр является центром коллективного пользования технопарка "Сколково", резиденты которого имеют льготные условия, для проведения своих исследований.
С момента создания технопарков "Яблочков" и "Рамеев" сложилась положительная динамика их развития. Объем произведенной продукции резидентов за 2018 год превысил 3 млрд. рублей, что на 17% больше, чем в 2017 году и в 2 раза больше, чем в 2016 году.
Налоговые отчисления резидентов по итогам 2018 года составили 538 млн. рублей, что на 76% больше, чем в 2017 году и в 4 раза больше, чем в 2016 году.
В настоящее время в технопарках осуществляют деятельность 39 резидентов, создано более 2,2 тыс. рабочих мест. За 2018 год дополнительно создано 875 новых рабочих.
Стратегической задачей проекта технопарка является импортозамещение высокотехнологичных медицинских изделий для удовлетворения потребностей отечественной медицины с последующей поставкой продукции на экспорт. Реализация проекта позволит покрыть потребности в протезах клапанов сердца, эндопротезах суставов и межпозвоночных дисков, изделиях для эндоваскулярной хирургии, дентальных имплантах, эндопротезах из биологических материалов.".
6.2.1.3. абзацы четвертый, пятый подраздела "Центры молодежного инновационного творчества" изложить в следующей редакции:
"ЦМИТ направлены на поиск, подготовку и поддержку склонных к занятиям техническим творчеством детей, обеспечивают формирование опыта командной работы, стимулируют творческую активность детей и молодежи и служат основой для создания и сопровождения кадрового резерва в сфере инновационных технологий.
В центрах молодежного инновационного творчества организовано обучение школьников работе с программным обеспечением и оборудованием центра, созданы условия для конструирования, проектирования и изготовления различных предметов и моделей своими руками на современных станках с цифровым программным обеспечением.".
6.2.2. В подразделе 5.2.2 "Развитие организационно-консалтинговой ("мягкой") инфраструктуры инновационной деятельности":
6.2.2.1. слова "ОАО "Центр коммерциализации технологий", "ОАО "Центр кластерного развития" заменить словами "Центр коммерциализации технологий", "Центр кластерного развития" соотвественно#;
6.2.2.2. слова "ОАО "Пензенский региональный фонд поддержки инноваций", ООО "Пензенский центр коммерциализации нанотехнологий" исключить;
6.2.2.3. подраздел "Развитие инфраструктуры коммерциализации технологий" изложить в следующей редакции:
"Развитие инфраструктуры коммерциализации технологий
В 2011 году создан "Центр коммерциализации технологий" (далее - Центр), в котором, помимо оказания консалтинговых услуг малым инновационным предприятиям и авторам инновационных разработок, упор сделан на поиск, отбор, продвижение и сопровождение инновационных проектов от идеи до серийного производства.
Основная задача Центра в рамках реализуемого в области комплексного подхода к формированию региональной инфраструктуры поддержки инновационного развития - содействие коммерциализации и трансферу инновационных технологий путем формирования такого технологического и научно-технического сотрудничества между организациями научно-образовательной сферы и предприятиями реального сектора экономики, которое позволит в короткие сроки перейти к реализации конкретных мероприятий региональной политики инновационного развития.
Центр коммерциализации технологий должен стать одним из ключевых элементов региональной инновационной системы, активным участником процесса интеграции инновационных разработок Пензенской области как в национальную инновационную систему России, так и в международную систему трансфера технологий. В то же время перед Центром ставится стратегическая задача по поиску и привлечению в область новейших разработок и достижений (трансфер технологий), способствующих реальному наполнению стратегии инновационного развития региона.
В 2014 в структуре АО "Центр коммерциализации технологий" (ЦКТ) создан Центр прототипирования (далее - ЦП), основным направлением деятельности которого является оказание высокотехнологичных услуг для предприятий малого и среднего бизнеса, в том числе по изготовлению прототипов и отработке технологий производства новых изделий по их заказам. В настоящее время ЦКТ размещен на базе технопарка "Рамеев" и оснащен современным высокотехнологичным оборудованием следующих групп: токарно-фрезерной, шлифовальной, заготовительной и универсальной групп, лазерной сварки и резки, прототипирования.
Другая задача, которую предполагается решить с участием Центра, - разработка механизмов и организация эффективных коммуникаций как между региональными, так и между российскими и зарубежными участниками инновационного процесса, включая объекты инновационной инфраструктуры.";
6.2.2.4. абзац третий и четвертый подраздела "Развитие кластерной инфраструктуры" изложить в следующей редакции:
"Центр кластерного развития поддерживает и развивает шесть региональных кластеров: инженерно-производственный кластер "Биомед"; приборостроительный кластер "Безопасность"; ИТ-кластер; кондитерский кластер "Союз Пензенских кондитеров"; кластер легкой промышленности и кластер деревообработки и деревянного домостроения.
Для обеспечения реализации кластерных инициатив в Пензенской области Центр кластерного развития оказывает консультационные услуги предприятиям кластеров, содействует повышению квалификации персонала предприятий, оказывает маркетинговые и рекламные услуги участникам кластеров, разрабатывает и продвигает на внешние рынки зонтичные бренды региональных кластеров, привлекает консультантов и отраслевых экспертов для внедрения лучшего мирового опыта в создании и интеграции инновационных продуктов, а также для разработки и реализации эффективных бизнес-стратегий.";
6.2.2.5. в абзаце первом подраздела "Развитие инноваций в социальной сфере" слова "создана консалтингово-обучающая структура - ООО "Центр инноваций социальной сферы" заменить словами "создан Центр инноваций социальной сферы.".
6.2.3. Подраздел 5.2.3. "Развитие финансовой инновационной инфраструктуры" изложить в следующей редакции:
"Развитие финансовой инновационной инфраструктуры
Одним из основных стимулов развития инновационной деятельности в регионе являются механизмы финансовой поддержки. Эффективность данного механизма значительно повышается при использовании комплексного подхода с другими механизмами поддержки, применяемыми в зависимости от стадии реализации инновационного проекта.
В Пензенской области финансовую поддержку инновационным компаниям предоставляют ФГБУ "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" и Фонд развития промышленности.
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере совместно с Правительством Пензенской области ежегодно проводят совместные (региональные) конкурсные отборы по программе "УМНИК" и оказывают поддержку малым инновационным предприятиям по участию в программах "Старт", "Коммерциализация", "Развитие" и др.
Программы направлены на оказание поддержки молодым учёным и малым предприятиям, стремящимся реализовать перспективные проекты, а также стимулирование молодых ученых и специалистов к созданию малых инновационных предприятий, необходимых для коммерциализации результатов научных разработок.
В целях содействия реализации государственной промышленной политики в регионе создан Фонд развития промышленности Пензенской области, осуществляющий финансирование проектов путем предоставления льготных займов от 3,0 до 20,0 млн. руб. сроком до 5 лет. Фондом также оказывается информационно-аналитическое и консультационное обеспечение субъектов деятельности в сфере промышленности.
Стратегическими задачами до 2020 года по данному направлению являются:
- увеличение количества проектов, преодолевших стадию опытного образца и выведенных на рынок;
- увеличение количества проектов, вышедших на текущую окупаемость либо привлекших внешнего инвестора для дальнейшего развития;
- замещение импортных товаров на российском рынке;
- увеличение выпуска продукции и расширение рынков сбыта;
- повышение производительности труда;
- снижение себестоимости;
- организация выпуска новых продуктов и услуг;
- экспорт товаров и услуг.".
6.3. Подраздел 5.3. "Налоговое стимулирование инновационной деятельности в регионе" дополнить абзацем следующего содержания:
"Целесообразно предоставление налоговых льгот и других региональных преференций динамично развивающимся предприятиям, признанным технологическими лидерами в области внедрения на производстве инноваций и выпуска современной конкурентоспособной продукции. Предоставление льгот и преференций создаст условия ускоренного роста объемов инвестиций в реализацию новых проектов по выпуску импортозамещающей продукции и создания рабочих мест.".
7. Подраздел 6.2. "Взаимодействие с федеральными институтами развития и госкорпорациями" раздела 6 "Участие в глобальной и российской инновационной системе" Стратегии изложить в следующей редакции:
"6.2. Взаимодействие с федеральными институтами развития и госкорпорациями
Инновационному развитию Пензенской области должно способствовать взаимодействие со следующими институтами развития и госкорпорациями:
Институты развития федерального уровня:
- АО "РОСНАНО";
- ФГБУ "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" (Фонд содействия инновациям);
- НКО "Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий" (фонд "Сколково");
- ФГБУ "Российский фонд фундаментальных исследований";
- АО "Россельхозбанк";
- АО "РВК";
- АО "ЭСКАР";
- АО "Росагролизинг";
- Ассоциация кластеров и технопарков;
- Российский научный фонд;
- Фонд перспективных исследований.
Госкорпорации:
- ГК развития "ВЭБ.РФ";
- АО "Трансмашхолдинг";
- ГК "Росатом";
- АО "Концерн радиостроения "Вега";
- ГК "Роскосмос";
- ГК "Ростех".".
8. Подраздел 7.3 "Система мониторинга реализации Стратегии. Целевые индикаторы и показатели Стратегии" раздела 7 "Организация управления и мониторинга реализации Стратегии" Стратегии изложить в следующей редакции:
"7.3. Система мониторинга реализации Стратегии. Целевые индикаторы и показатели Стратегии
Основой мониторинга реализации Стратегии является система целевых показателей, оценивающих эффективность их достижения стратегических целей инновационного развития. Целевые показатели являются эффективным инструментом контроля за эффективностью реализации Стратегии, позволяя своевременно определять отклонения от заданных параметров развития и вносить необходимые коррективы в процесс управления.
В таблице 9 приведены значения показателей эффективности реализации стратегических приоритетов инновационного развития Пензенской области.
Таблица 9
Наименование показателя |
Единица измерения |
2017 год (факт) |
2020 год |
2025 год |
2030 год |
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
7 |
Прямые показатели инновационного развития | |||||
Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции организациями и предприятиями Пензенской области |
% |
9,7 |
11,2 |
12,0 |
14,0 |
Удельный вес организаций, осуществляющих инновационную деятельность (доля инновационно активных предприятий) |
% |
20,7 |
21,0 |
22,0 |
24,0 |
Удельный вес экспорта инновационных товаров в общем объеме экспорта Пензенской области |
% |
4,1 |
5,0 |
7,0 |
9,5 |
Численность персонала, выполнявшего исследования и разработки |
тыс. человек |
3,0 |
3,1 |
3,3 |
3,5 |
Наличие региональных вузов в числе 55 ведущих университетов Российской Федерации согласно рейтингу университетов Российской Федерации |
единиц |
1 |
1 |
1 |
1 |
Коэффициент изобретательской активности (количество поданных заявок на выдачу патентов на изобретение и полезную модель на 10000 человек населения) |
|
1,1 |
1,3 |
1,5 |
2,0 |
Косвенные показатели инновационного развития | |||||
Индекс промышленного производства региона |
% |
103,4 |
103,7 |
103,8 |
104,1 |
Производительность труда (на одного работающего в промышленности) |
% |
104,0 |
104,2 |
105,0 |
105,5 |
Среднемесячная заработная плата работников в промышленности Пензенской области |
рублей |
28182 |
31200 |
36728 |
43350 |
".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Пензенской области от 1 апреля 2019 г. N 168-рП "О внесении изменений в Стратегию инновационного развития Пензенской области до 2021 года и прогнозный период до 2030 года, утвержденную распоряжением Правительства Пензенской области от 21.02.2014 N 83-рП (с последующими изменениями)"
Настоящее распоряжение вступает в силу с 2 апреля 2019 г.
Текст распоряжения опубликован на Официальном портале Правительства Пензенской области (www.penza.ru) 2 апреля 2019 г., в газете "Пензенские губернские ведомости" N 30 от 5 апреля 2019 г.