Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Ивановской области
от 18 мая 2016 г. N 135-п
Государственная программа Ивановской области
"Развитие туризма в Ивановской области"
29 июня, 1, 28 сентября, 24 ноября, 21 декабря 2016 г., 12 апреля, 19 июля 2017 г.
Постановлением Правительства Ивановской области от 19 июля 2017 г. N 283-п в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Паспорт Программы
Наименование программы |
Развитие туризма в Ивановской области |
||
Срок реализации программы |
2016 - 2018 годы |
||
Перечень подпрограмм |
|||
Администратор программы |
Департамент культуры и туризма Ивановской области |
||
Ответственные исполнители |
Департамент культуры и туризма Ивановской области |
||
Исполнители |
Департамент молодежной политики и спорта Ивановской области, Департамент строительства и архитектуры Ивановской области, Департамент культуры и туризма Ивановской области |
||
Цель (цели) программы |
Повышение конкурентоспособности туристского рынка Ивановской области и создание условий для ускоренного развития туризма в Ивановской области |
||
Целевые индикаторы (показатели) программы |
Туристический поток в Ивановской области; увеличение туристического потока; число коллективных средств размещения; количество туристов, размещенных в коллективных средствах размещения; площадь номерного фонда коллективных средств размещения; число ночевок в коллективных средствах размещения; объем привлеченных инвестиций в сферу туризма; количество работающих в коллективных средствах размещения; объем платных туристских услуг, оказанных населению; объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения; число обслуженных турфирмами туристов по Ивановской области; |
||
Объем ресурсного обеспечения программы |
Общий объем бюджетных ассигнований: 2016 год - 26559772,26 руб., кроме того, остатки прошлых лет - 112039390,01 руб. *; 2017 год - 6357545,70 руб., кроме того, остатки прошлых лет - 5758181,79 руб. *; 2018 год - 0,00 руб.; - областной бюджет: 2016 год - 26559772,26 руб., кроме того, остатки прошлых лет - 33283156,29 руб. *; 2017 год - 6357545,70 руб., кроме того, остатки прошлых лет - 5758181,79 руб. *; 2018 год - 0,00 руб.; - федеральный бюджет: 2016 год - 0,00 руб., кроме того, остатки прошлых лет - 78756233,72 руб.; 2017 год - 0,00 руб.; 2018 год - 0,00 руб. Внебюджетное финансирование: 2016 год - 0,00 руб.; 2017 год - 0,00 руб.; 2018 год - 0,00 руб. |
||
Ожидаемые результаты реализации программы |
К 2018 году ожидаемыми результатами являются: - становление индустрии туризма в качестве доходной отрасли экономики Ивановской области, вклад туристской отрасли в валовой региональный продукт Ивановской области составит не менее 3 - 4%; - создание современного туристско-рекреационного комплекса, обеспечивающего повышение туристской привлекательности региона за счет эффективного использования историко-культурных и природно-рекреационных ресурсов с использованием механизма кластерного подхода; - увеличение потока туристов до 1174,64 тыс. чел., - увеличение общей гостиничной площади объектов гостиничной инфраструктуры до 81,3 тыс. кв. м |
* В том числе средства, предусмотренные на погашение кредиторской задолженности.
2. Анализ текущей ситуации в сфере реализации Программы
2.1. Начиная с 2009 года развитие туризма в Ивановской области осуществлялось посредством реализации мероприятий долгосрочной целевой программы "Развитие туризма в Ивановской области на 2009 - 2016 годы", утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 21.11.2008 N 300-п (далее - долгосрочная целевая программа). Основной объем бюджетных средств направлялся на восстановление и развитие основных культурных центров региона: города Плёс, поселка Палех, села Холуй.
В 2010 - 2014 годах Правительством Ивановской области реализован комплекс мер по оказанию содействия продвижению туристского продукта Ивановской области на мировом, внутреннем и региональном туристских рынках. Он включил в себя участие в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях, организацию мероприятий туристической направленности на территории региона, информирование широкого круга потребителей о туристических возможностях региона посредством печатных, телевизионных и электронных СМИ и пресс-туров. Были проведены маркетинговые исследования туристского рынка, которые позволили сформировать приоритетные направления развития туризма в Ивановской области.
В рамках формирования комфортной информационной туристской среды создан реестр туристских ресурсов - гостиниц, туристических объектов, туристических фирм, информационный портал, посвященный туризму в Ивановской области, издан путеводитель по региону. В трех городах области внедряется унифицированная система туристской навигации с QR-кодами. В регионе работает 3 туристских информационных центра (Палех, Кинешма, Родники).
С учетом важности комплексного развития туристской инфраструктуры, включающей в себя не только широкомасштабное строительство новых средств размещения, но и сопутствующую инфраструктуру (транспорт, предприятия питания, индустрии развлечений, объекты туристского показа и др.), федеральной целевой программой "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 N 644 (далее - Федеральная целевая программа) предусмотрено использование кластерного подхода и механизма государственно-частного партнерства.
С 2011 года в Плёсе успешно и эффективно реализуется механизм государственно-частного партнерства в рамках создания кластера.
За период, прошедший с начала реализации долгосрочной целевой программы и государственной программы Ивановской области "Развитие физической культуры, спорта и туризма в Ивановской области", утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 455-п, на создание обеспечивающей инфраструктуры туристических проектов получено более 1,7 млрд. руб. из федерального бюджета, 372 млн. руб. из областного бюджета, 4,8 млрд. руб. - средства инвесторов.
В 2014 году во второй этап Федеральной целевой программы включены еще 3 кластера: туристско-рекреационный кластер "Палех", агротуристский кластер "Гаврилов Посад", туристский кластер "Кинешемская сторона".
В 2015 году проект создания кластера "Кинешма купеческая" прошел финальный отбор всероссийского конкурса инвестиционных проектов и включен в Федеральную целевую программу по развитию туризма.
Для развития инфраструктуры водных видов транспорта, круизного туризма разработана концепция проекта кластера "Волжская Ривьера", для развития туристического маршрута вдоль р. Волга (Плес, Вичуга, Кинешма, Заволжск, Юрьевец, Пучеж).
Волжская Ривьера на сегодняшний день объединяет сеть из более чем 30 причалов, 20 гостиниц, 50 объектов туристического показа в шаговой доступности от причальной инфраструктуры.
В 2015 году в Плёсе в рамках государственно-частного партнерства построен причал для круизных судов, способный принимать до 5 лайнеров одновременно.
2.2. Анализ современного состояния туризма в Ивановской области показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристического потока. Количество туристов, размещенных в коллективных средствах размещения, растет в среднем на 8% с 2010 года. Число ночевок в среднем увеличивается на 10% ежегодно и составило в 2015 году порядка 1,5 млн. единиц.
Средняя продолжительность пребывания одного туриста на территории области составляет более 6 дней.
Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны способствовал строительству гостиниц в области: так, число коллективных средств размещения выросло с 58 в 2013 году до 82 в 2015 году.
Объемы платных туристских услуг, оказанных населению, и платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения выросли по сравнению с 2013 годом на 41,2% и 14,3% соответственно, составив в целом в 2015 году 732,6 и 451,5 миллиона рублей соответственно.
Ивановская область имеет богатый историко-культурный потенциал. Расположенный в центральной части России, регион характеризуется низким уровнем негативного промышленного воздействия и большой площадью земель, покрытых лесами. Эти географически и исторически сложившиеся предпосылки позволяют формировать облик области как экологически чистого региона, привлекательного для развития различных видов туризма.
На территории Ивановской области находится 1708 объектов культурного наследия, отражающих различные стороны общественной, производственной и культурной деятельности людей, населявших территорию области, начиная с эпохи мезолита до наших дней. В области 3 населенных места, имеющих статус исторического поселения. Это древнейшие города, такие как Шуя, Плёс, Кинешма.
Из-за обилия живописных малых рек и озер Южский район называют Среднерусской или Ивановской Карелией, район обладает высокой степенью экологической чистоты и красотой природы.
Наибольшую популярность среди туристов как российских, так и иностранных, приобретает экотуризм, или сельский туризм. Ивановская область, обладая всем необходимым природным и самобытным потенциалом для развития этого вида туризма, привлекает новый пласт туристов, увеличивая тем самым туристский поток в регион.
В целях реализации туристического потенциала Ивановской области и использования синергетического эффекта развития одного из самых популярных мировых трендов - сельского туризма перспективным становится создание агротуристского кластера "Гаврилов Посад", Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области.
Масштабное развитие туристической отрасли в России привело к тому, что на первый план выходят туристические продукты, адаптированные к специфическим запросам потребителя. Одним из обособленных сегментов туристского рынка, еще не получившим заслуженное признание, является охотничье-рыболовный туризм. Охотничий туризм очень разнообразное явление. Для значительной части охотников-любителей основная цель охоты - это прогулка по лесу, а не трофей. Такие виды туризма, как фото-, кино- или видеоохота относятся не только к спортивно-оздоровительной, но и познавательной рекреации.
Ивановская область, обладая значительными охотничьими ресурсами и высоким рыбохозяйственным потенциалом, привлекает новый пласт туристов, увеличивая тем самым туристский поток в регион. Создание кластера в этой сфере туризма, на правильно выбранной территории со всем необходимым спектром туристских услуг и разнообразной туристской инфраструктурой, позволит не только создать новые рабочие места, увеличить туристический поток, но и стать мерой противодействия разрушению института охотничьего и рыбного хозяйства.
Одним из наиболее перспективных направлений, развиваемых в настоящее время в Ивановской области, является круизный туризм. Его становление осуществляется в рамках Волжского туристического кластера. Концепция кластера нацелена на развитие туристического маршрута вдоль Волги. Кроме Плёса это также территории Кинешемского муниципального района и Кинешмы, Юрьевца, Юрьевецкого, Заволжского, Пучежского и Вичугского муниципальных районов.
В рамках проекта "Палех - Родина Жар-птицы" уделяется особое внимание развитию мирового бренда палехской лаковой миниатюры. Проект реализуется с использованием механизмов государственно-частного партнерства.
Город Иваново, также имеет большой потенциал оказания туристских услуг. В последние годы столица области привлекает туристов не только как культурно-исторический город, но и как текстильный центр России.
Многообразие исторических, культурных и природных ресурсов региона позволяет развивать туризм в самых разных его формах, основные из которых определены в Стратегии развития Ивановской области до 2020 года:
- культурно-познавательный туризм;
- круизный (водный, автобусный) туризм;
- спортивный и активный туризм;
- оздоровительный туризм;
- деловой туризм (конференц-туризм);
- охотничий и рыболовный туризм;
- агротуризм или сельский туризм.
Требуют дальнейшего решения те проблемы в сфере туризма Ивановской области, которые наибольшим образом сказываются на сдерживании туристического потока в регион. Это:
- слабо развитая инженерная инфраструктура (сети энергоснабжения, водоснабжения, транспортные сети, причалы, пристани, дноуглубление и берегоукрепление и т.д.), являющаяся препятствием как для приема туристов, так и для привлечения частных инвесторов в туристическую сферу;
- нехватка современных средств размещения туристов, а также центров отдыха и развлечений, предприятий общественного питания;
- недостаток информации о туристических маршрутах и мероприятиях, проводимых на территории области, распространяемой на территории других регионов Российской Федерации и международном уровне.
Для развития водного туризма и маршрута вдоль берегов Волги необходима федеральная поддержка и координация межрегионального взаимодействия в расширении парка и восстановлении маршрутов малого водного транспорта.
Значительной проблемой для развития туризма в регионе в целом является отсутствие скоростного железнодорожного сообщения, а также неблагоустроенные места стоянок и остановок туристических автобусов.
Развитие сельского туризма требует оказания методической и организационной поддержки, повышения требований к качеству предоставляемых сельскими гостевыми домами услуг.
Постановлением Правительства Ивановской области от 28 сентября 2016 г. N 331-п в пункт 2.3 настоящего приложения внесены изменения
2.3. Приоритетными направлениями развития туризма в Ивановской области на период до 2018 года являются:
- развитие сельского и агротуризма в Ивановской области;
- развитие портовых городов (малых и средних) в качестве экономического ресурса, обеспечивающего основной поток туристов, путешествующих по р. Волга;
- популяризация историко-культурного наследия и туристско-рекреационных ресурсов малых и средних городов области;
- включение малых городов Ивановской области в систему туристско-рекреационных кластеров региона;
- повышение качества туристских услуг.
Исходя из указанных приоритетов в качестве целей можно обозначить:
- поддержку развития субъектов туристической индустрии в сельской местности;
- поддержку процессов развития туристических объектов, расположенных вдоль берега Волги;
- информационную поддержку и популяризацию туристического потенциала Ивановской области, повышение уровня событийных мероприятий;
- формирование туристско-рекреационных кластеров на основе государственно-частного партнерства;
- внедрение системы добровольной сертификации гостиниц, пляжей и других туристических объектов.
Таблица 1. Показатели, характеризующие развитие туризма в Ивановской области
Постановлением Правительства Ивановской области от 24 ноября 2016 г. N 393-п в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения
3. Сведения о целевых индикаторах (показателях) реализации Программы
Показатель N 1 оценивается экспертно, в соответствии с Порядком определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и о вкладе туризма в экономику субъектов Российской Федерации, утвержденным приказом Федерального агентства по туризму от 18.07.2007 N 69.
Показатель N 2 рассчитывается по формуле:
, где:
I(тур) - изменение туристического потока;
Qn - объем туристического потока в году n;
Qпр - объем туристического потока в году, предшествующем году n.
Показатели N 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11 определяются на основе данных статистического наблюдения, предоставляемых Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области.
Показатель N 7 оценивается Департаментом культуры и туризма Ивановской области на основе данных об инвестициях в объекты туристической индустрии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.