Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению
администрации городского
округа Вичуга
от 31 августа 2016 г. N 966
Стратегия
развития малого и среднего предпринимательства в городском округе Вичуга на период до 2030 года
I. Общие положения
Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в городском округе Вичуга на период до 2030 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Уставом городского округа Вичуга.
Стратегия представляет собой межотраслевой документ стратегического планирования в сфере развития малого и среднего предпринимательства и является основой для разработки и реализации муниципальных программ городского округа Вичуга, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.
II. Современное состояние и проблемы развития малого и среднего предпринимательства в городском округе Вичуга
Малый и средний бизнес, будучи новым экономическим явлением 25 лет назад, в настоящее время состоялся и является важнейшим способом ведения предпринимательской деятельности.
Малые и средние предприятия, а также индивидуальные предприниматели, это около 1000 хозяйствующих субъектов, рабочие места для 6000 жителей города. Почти половина валового муниципального продукта создаются такими организациями.
Сектор малого предпринимательства сосредоточен в основном в сферах торговли и предоставления услуг населению. Средние предприятия в большей степени представлены в сферах с более высокой добавленной стоимостью - в обрабатывающей промышленности, строительстве, производстве продуктов питания.
В городском округе Вичуга сформированы и успешно применяются нормативные правовые и организационные основы муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства. Ежегодно закладываются средства в местный бюджет на оказание финансовой поддержки малому и среднему предпринимательству, оказывается организационная поддержка в получении региональной поддержки.
Для малых предприятий предусмотрены специальные налоговые режимы, позволяющие оптимизировать систему учета и налоговых платежей. Для впервые созданных предприятий и индивидуальных предпринимателей установлены 50-процентные скидки в первый год работы при применении единого налога на вмененный доход. Широкое применение получило введение патентной системы налогообложения.
Приняты меры по расширению доступа малых предприятий к закупкам товаров, работ, услуг для муниципальных нужд, а также для нужд компаний с муниципальным участием, включая соблюдение установленной законодательством квоты на осуществление указанных закупок.
Развернута работа по пересмотру административных процедур, связанных с регулированием предпринимательской деятельности, сокращению избыточного административного давления.
Вместе с тем вклад малого и среднего предпринимательства в общие экономические показатели городского округа Вичуга имеет потенциал к увеличению.
Остается низкой инновационная и инвестиционная активность малых и средних предприятий.
Наблюдается наличие, а в некоторых секторах экономики и увеличение уровня неформальной занятости в сфере малого и среднего предпринимательства, что связано в первую очередь со сложными процедурами государственного регулирования, административным давлением, высоким уровнем финансовой нагрузки.
Недостаточно развито молодежное предпринимательство, предпринимательство в сфере производственной деятельности.
Сильное негативное воздействие на сектор малого и среднего предпринимательства оказали кризисные явления. Рост процентных ставок и кризис ликвидности - эти и другие смежные факторы отрицательно повлияли на себестоимость продукции и рентабельность бизнеса, инвестиционные планы и финансовую устойчивость малых и средних предприятий.
В условиях действия кризисных явлений в экономике обострилась ситуация со спросом на продукцию малых и средних предприятий. Имеются трудности с заключением договоров на торговлю товарами малого и среднего предпринимательства в федеральных и региональных торговых сетях.
Стратегия рассматривается как механизм, который позволит скоординировать действия и обеспечить соответствие принимаемых мер ожиданиям бизнеса и общества в целом по отношению к созданию благоприятных и комфортных условий для реализации предпринимательского потенциала граждан.
III. Миссия и цель Стратегии. Принципы реализации Стратегии
Миссия Стратегии - создание конкурентоспособной, гибкой и адаптивной современной экономики, которая обеспечивает высокий уровень индивидуализации товаров и услуг, высокую скорость технологического обновления и стабильную занятость, а также является основой для устойчивого повышения качества жизни населения путем развития сферы малого и среднего предпринимательства.
Цель Стратегии - развитие сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов, с одной стороны, инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а с другой стороны, - социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости.
Базовыми индикаторами достижения указанной цели в 2030 году выступают:
1) увеличение в 2,5 раза оборота малых и средних предприятий в постоянных ценах по отношению к 2015 году (в реальном выражении);
2) увеличение в 2 раза производительности труда в секторе малого и среднего предпринимательства в постоянных ценах по отношению к 2015 году (в реальном выражении);
3) увеличение доли производственных предприятий в обороте сектора малого и среднего предпринимательства до 10 процентов;
4) увеличение доли занятого населения в секторе малого и среднего предпринимательства в общей численности занятого населения до 50 процентов.
Достижение целевых индикаторов реализации Стратегии обеспечивается за счет выделения в рамках Стратегии следующих целевых групп (секторов) малых и средних предприятий:
- массовый сектор - предприятия, которые, как правило, специализируются на осуществлении торговых операций, предоставлении услуг гражданам, производстве и реализации сельскохозяйственной продукции и, таким образом, играют ключевую роль в обеспечении занятости, повышении качества и уровня комфорта среды для проживания;
- высокотехнологичный сектор - экспортно ориентированные предприятия, предприятия в сферах обрабатывающего производства и предоставления услуг, быстрорастущие предприятия, которые обеспечивают внедрение инноваций и решают задачи по диверсификации экономики и повышению ее конкурентоспособности.
Реализация Стратегии основывается на следующих принципах:
- первый принцип - малый бизнес прежде всего. При проектировании и реализации муниципальных решений в сфере регулирования предпринимательской деятельности в первую очередь учитываются интересы представителей малых и средних предприятий. Необходимо создать такую ситуацию, когда принятие решений, ухудшающих финансовое положение и в целом условия деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и создающих необоснованные преференции в пользу крупных хозяйствующих субъектов, будет невозможно. Одновременно основной вектор муниципального регулирования предпринимательской деятельности должен состоять во всемерном упрощении, сокращении норм регулирования, придании правовой системе, регулирующей предпринимательскую деятельность, ясного, понятного и внутренне непротиворечивого характера. Необходимо перейти от политики тотальных запретов к применению гибких инструментов регулирования, направленных на стимулирование предприимчивости и творчества граждан;
- второй принцип - работать легально выгодно. Важно продемонстрировать все плюсы ведения предпринимательской деятельности в правовом поле. Легализация бизнеса - это не только определенные гарантии со стороны государства, но и возможности для развития бизнеса. Работать легально предпринимателю будет выгодно в том случае, если его взаимодействие с регулирующими органами сведется к минимуму, а между бизнесом и государством установятся доверительные отношения;
- третий принцип - содействовать ускоренному развитию. Предусматривается оказание приоритетной поддержки малым и средним предприятиям, которые занимаются производственной деятельностью и обладают потенциалом для роста и стремятся расти дальше. Именно такие предприятия могут способствовать обновлению экономики;
- четвертый принцип - создавать условия для развития малых и средних предприятий выгодно. Органам местного самоуправления выгодно поддерживать малые и средние предприятия, так как в них создаются рабочие места и они перечисляют налоги в бюджет для содержания и функционирования социальной сферы;
- пятый принцип - обеспечить гарантированные и стабильные правила игры. Необходимо добиться предсказуемости и прозрачности фискальных и регулирующих условий, позволяющих формулировать инвестиционные планы и планы по развитию бизнеса на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
IV. Способы и механизмы достижения цели Стратегии
4.1. Интеграция функций поддержки малого и среднего предпринимательства
Одно из приоритетных направлений политики в сфере малого и среднего предпринимательства на современном этапе - вывод на новый качественный уровень мер и инструментов поддержки малых и средних предприятий.
В частности, будет обеспечено решение следующих задач:
- оказание финансовой, инфраструктурной, имущественной, юридической, методологической и иной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
- организация системы информационного, маркетингового, финансового и юридического сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства;
- организация мероприятий, направленных на увеличение доли закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение совершенствования мер поддержки малого и среднего предпринимательства.
4.2. Стимулирование спроса на продукцию малых и средних предприятий
4.2.1. Развитие конкуренции на локальных рынках
Важную роль для развития малого и среднего предпринимательства играет снятие административных барьеров, препятствующих занятию рыночных ниш на муниципальных рынках товаров, работ, услуг.
С этой целью предусматривается внедрение стандарта развития конкуренции.
В то же время будут осуществляться общесистемные и отраслевые мероприятия, направленные на развитие конкуренции и снижение административных барьеров для деятельности малых и средних предприятий на отдельных отраслевых рынках.
4.2.2. Поддержка малого и среднего предпринимательства в социальной сфере
Большой потенциал для развития малого и среднего предпринимательства существует в социальной сфере.
Предлагается применить комплексный подход к решению задачи по увеличению доли субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере социальных услуг. Основным направлением такой работы станет снятие ограничений для вхождения новых организаций на рынок социальных услуг.
Отдельную категорию предприятий, действующих в социальной сфере, составляют предприятия, специализирующиеся на производстве продукции и предоставлении услуг в интересах социально уязвимых и малоимущих групп граждан либо создающие рабочие места для таких групп граждан, - субъекты социального предпринимательства.
В рамках реализации Стратегии будут реализованы дополнительные меры поддержки малых и средних предприятий в области социального предпринимательства.
4.2.3. Расширение доступа малых и средних предприятий к закупкам товаров, работ, услуг организациями муниципального сектора экономики
Закупки продукции для нужд органов местного самоуправления, муниципальных унитарных предприятий и учреждений, финансируемых из средств бюджета городского округа Вичуга, это рынок с годовым объемом свыше 250 млн. рублей, в рамках которого возможно динамичное развитие малых и средних предприятий.
При этом в целях содействия встраиванию малых и средних предприятий в производственные цепочки отдельных видов юридических лиц будут приняты меры, предусматривающие:
- повышение прозрачности закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;
- сокращение издержек потенциальных поставщиков в связи с участием в закупках за счет широкого внедрения технологий электронных торгов;
- постепенное наращивание обязательной квоты на закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства с 18 процентов в 2016 году до 25 процентов (начиная с 2018 года);
- проведение регулярного анализа потребностей заказчиков в привлечении к исполнению заказов малых и средних предприятий;
- организацию мероприятий, направленных на повышение уровня технологической и организационной готовности малых и средних предприятий к участию в закупках;
- организацию методического содействия малым и средним предприятиям для участия в закупках;
- создание реестров надежных поставщиков из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, производственные мощности и профессиональные компетенции которых позволят обеспечить исполнение договоров, заключаемых с заказчиками;
- содействие формированию системы совещательных органов, отвечающих за аудит эффективности закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства;
- разработку и реализацию программ партнерства между заказчиками и малыми и средними предприятиями.
4.2.4. Развитие торговли и потребительского рынка
Малые и средние предприятия, работающие в сфере потребительского рынка, помимо решения социальных задач, связанных с созданием рабочих мест для граждан, обеспечивают индивидуальный подход к покупателям, узкую товарную специализацию, а также являются одним из основных каналов сбыта для мелких и средних производителей, в том числе местных сельскохозяйственных производителей.
Важнейшими приоритетами Стратегии выступают развитие многоформатной инфраструктуры потребительских рынков и создание необходимых условий для развития торговли, услуг общественного питания и бытовых услуг.
Развитие потребительского рынка будет осуществляться по следующим направлениям:
- обеспечение реализации права предпринимателей на осуществление торговли в разрешенных федеральным законодательством и нормативно-правовыми актами местах;
- выполнение показателей оценки эффективности деятельности должностных лиц органов местного самоуправления дополнительных показателей, характеризующих обеспечение жителей услугами торговли;
- обеспечение полного удовлетворения со стороны органов местного самоуправления заявок от малых и средних торговых предприятий на расширение деятельности;
- обеспечение учета потребностей малого и среднего предпринимательства в сфере торговли при проектировании и реализации проектов городского общественного транспорта, проектов общественных пространств, проектировании новых жилых домов;
- развитие ярмарочной торговли и максимальное упрощение всех процедур для организации и проведения ярмарок и участия в них;
- развитие автоматизированных форм торговли;
- развитие многоформатной торговой инфраструктуры, прежде всего несетевых объектов малого и среднего предпринимательства;
- создание условий для организации современных сельскохозяйственных и продовольственных рынков для обеспечения максимального доступа малых и средних сельскохозяйственных производителей к потребителю;
- развитие семейного торгового бизнеса, прежде всего в стационарных помещениях, на основе предоставления данной категории предпринимателей права собственности либо права на долгосрочную аренду при условии осуществления определенных видов деятельности в таких помещениях (булочных, кондитерских, мясных лавок, рыбных магазинов и других помещений);
- развитие франчайзинга, снижающего риски начинающих предпринимателей в сфере услуг и торговли, поддержка франшиз.
Кроме того, будет обеспечено развитие ярмарок выходного дня и предоставление площадок для торговли в центрах предпринимательской активности и в густонаселенных районах (в непосредственной близости от торговых сетей).
4.3. Создание условий для повышения производительности труда на малых и средних предприятиях
4.3.1. Поддержка технологического развития и импортозамещения, реализация Национальной технологической инициативы
Отдельные виды инноваций могут быть разработаны и успешно внедрены с участием малых и средних предприятий.
В связи с этим целесообразно создать соответствующие условия и стимулы для вовлечения таких организаций в мероприятия национальной технологической инициативы - программу мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства Российской Федерации.
В то же время предусматривается оказание приоритетной поддержки малым и средним предприятиям, реализующим проекты в сфере импортозамещения.
4.4. Совершенствование политики в области налогообложения и неналоговых платежей
Достижение поставленной цели по развитию сектора малого и среднего предпринимательства невозможно без выработки эффективной налоговой политики, главными стратегическими ориентирами которой должны стать:
- стабильность и предсказуемость;
- ориентация на реальные потребности субъектов малого и среднего предпринимательства;
- сбалансированность фискального и стимулирующего действия налогов;
- активное вовлечение бизнеса в процесс обсуждения налоговых инициатив.
Меры в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, принимаемые в рамках осуществления налоговой политики, должны быть направлены, с одной стороны, на создание условий для осуществления предпринимательской деятельности в правовом поле, с другой стороны, - на стимулирование предпринимательской активности и повышение конкурентоспособности действующих хозяйствующих субъектов.
Реализация мер в области налогов и сборов будет сопровождаться регулярной оценкой фискальной нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства.
Фактический мораторий на увеличение налоговой нагрузки в ближайшие 3 года должен обеспечить стабильность налоговой системы и развитие инвестиционной активности в сфере малого и среднего предпринимательства. Необходимо принять решение о сохранении моратория в отношении увеличения налогов, уплачиваемых малыми предприятиями, на долгосрочную перспективу.
В целях налогового стимулирования предпринимательской деятельности в рамках реализации Стратегии будут реализованы меры по совершенствованию специальных режимов налогообложения.
Большим потенциалом для вовлечения граждан в предпринимательскую деятельность и развития массового сектора малого предпринимательства обладает патентная система налогообложения. Запланированы меры по расширению возможностей использования данного налогового режима с учетом накопленной практики применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Для предпринимателей будет предусмотрена возможность уплаты налога в связи с применением патентной системы налогообложения и обязательных платежей по страховым взносам по принципу "одного окна".
4.5. Сокращение административной нагрузки на малые и средние предприятия со стороны контрольно-надзорных органов
Малые и средние предприятия несут высокие издержки при выполнении требований контрольно-надзорных органов.
В перспективе мероприятия по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности будут осуществляться по следующим направлениям:
- расширение практики применения риск-ориентированного подхода при проведении мероприятий по контролю (надзору);
- развитие форм и методов осуществления контрольно-надзорной деятельности;
- развитие методов оценки результативности и эффективности осуществления контрольно-надзорной деятельности.
Неотъемлемыми условиями для снижения издержек малых и средних предприятий в рассматриваемой сфере должны стать:
- изменение базового подхода к осуществлению мероприятий по контролю (надзору) на основе продвижения презумпции невиновности предпринимателя;
- проведение ревизии полномочий органов муниципального контроля (надзора, оптимизация структуры и численности контрольно-надзорных органов;
- проведение инвентаризации и актуализации обязательных требований, соблюдение которых необходимо при осуществлении предпринимательской деятельности;
- проведение систематической разъяснительной работы в отношении содержания обязательных требований и планируемых изменений.
4.6. Укрепление кадрового и предпринимательского потенциала
4.6.1. Развитие механизмов подготовки квалифицированных кадров для малых и средних предприятий
Проблема поиска и привлечения кадров требуемой квалификации является одним из основных препятствий, ограничивающих развитие малого и среднего бизнеса.
В рамках реализации Стратегии будут обеспечены:
- внедрение инструментов наставничества в сфере ведения бизнеса;
- создание условий для массового вовлечения представителей действующих малых и средних предприятий в движения и программы развития профессиональных кадров;
- внедрение программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников малых и средних предприятий;
- развитие обучающих программ по основам предпринимательства, налогам, бухгалтерскому учету, вопросам интеллектуальной собственности и проектной деятельности.
4.6.2. Раскрытие предпринимательского потенциала
Формированию нового поколения предпринимателей способствует активное вовлечение в предпринимательскую деятельность различных групп граждан. Для раскрытия предпринимательского потенциала предлагается обеспечить:
- формирование позитивного образа предпринимателей;
- проведение в городском музее выставок, связанных с историей вичугского предпринимательства;
- организацию и проведение мероприятий в рамках событий, связанных с популяризацией предпринимательства (День торговли, День предпринимательства, Всемирной недели предпринимательства и других), а также мероприятий, поощряющих успешные результаты и достижения в действующем бизнесе, а также начальные шаги в предпринимательстве;
- развитие системы адаптации высвобождаемых работников и их переобучение основам предпринимательской деятельности.
Необходимо также реализовать меры по увеличению интереса молодежи к началу и ведению собственного дела, а также по поддержке и развитию молодежного предпринимательства.
V. Механизмы реализации Стратегии
5.1. Организационное обеспечение Стратегии
Общее управление реализацией Стратегии будет осуществлять отдел экономики, предпринимательства и маркетинга администрации городского округа Вичуга.
Координировать деятельность по содействию развитию малого и среднего предпринимательства будет заместитель главы администрации по экономическим вопросам.
За достижение (недостижение) целевых показателей, предусмотренных Стратегией, планируется внедрение системы премирования (депремирования) ответственных лиц.
На территории города собирается координационный Совет по выполнению Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", утвержденный постановлением администрации городского округа Вичуга от 09.10.2015 г. N 1264. В состав Совета входят представители администрации городского округа Вичуга, представители НП "Вичугский Союз предпринимателей" и "Опора России", а также другие представители малого и среднего бизнеса городского округа Вичуга.
Наиболее значимые для бизнеса мероприятия Стратегии будут реализованы в формате муниципальной программы по развитию малого и среднего предпринимательства в городском округе Вичуга.
5.2. Обеспечение мониторинга и корректировки Стратегии
Мониторинг выполнения основных положений Стратегии осуществляется ежегодно отделом экономики, предпринимательства и маркетинга администрации городского округа Вичуга.
Основным документом, в котором отражаются результаты реализации Стратегии, является доклад о состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства в городском округе Вичуга, направляемым отделом экономики, предпринимательства и маркетинга главе городского округа Вичуга ежегодно в срок до 1 марта.
Стратегия корректируется в соответствии с решениями администрации городского округа Вичуга путем уточнения запланированных мероприятий в зависимости от установленного или прогнозируемого влияния новых внутренних и внешних условий на достижение цели и задач реализации Стратегии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.