Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Ивановской области от 17 мая 2017 г. N 193-п в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
Раздел 1.
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Ивановской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации прогноз социально-экономического развития Ивановской области является основой для составления проекта бюджета области.
Прогноз социально-экономического развития Ивановской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов разработан на основе анализа тенденций развития экономики за 2014 - 2015 годы и сложившейся экономической ситуации к июню 2016 года, данных, представленных территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области (далее - ТО ФСГС по Ивановской области), основных положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 04.06.2015 N 240-п, постановления Правительства Ивановской области от 30.12.2015 N 639-п "Об утверждении порядков разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогнозов социально- экономического развития Ивановской области на среднесрочный и долгосрочный периоды", с учетом сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, принятых на заседании Правительства Российской Федерации 21.04.2016 (протокол N 13), а также ориентиров и приоритетов социально-экономического развития, сформулированных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 - 606.
По сравнению с прогнозом социально-экономического развития Ивановской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, одобренным постановлением Правительства Ивановской области от 03.08.2015 N 372-п, прогноз основных бюджетообразующих показателей Ивановской области, разработанный в текущем году, претерпел изменения.
При разработке прогноза в текущем году учитывались сложившиеся на данный момент времени тенденции развития региона и отчетные значения основных показателей социально-экономического развития области за предшествующие периоды времени.
Экономическое развитие Ивановской области в 2015 году и истекшем периоде 2016 года проходило в сложных экономических условиях, характеризующихся продолжением санкционного режима и, как следствие, снижением цен на нефть, ослаблением курса рубля и ужесточением доступа к кредитным ресурсам, что повлияло на ухудшение основных показателей социально-экономического развития региона.
Соответственно, по сравнению с прогнозом, разработанным в 2015 году, были скорректированы оценочные значения показателей на 2016 год и их прогноз на 2017 - 2018 годы.
При разработке прогноза в 2015 году оценка Валового регионального продукта (далее - ВРП) за 2014 год, на 2015 год и его прогноз на 2016 - 2018 годы осуществлялись на базе оперативных статистических данных за 2013 год. При разработке прогноза в 2016 году оценка ВРП за 2015 год, на 2016 год и его прогноз на 2017 - 2019 годы производились на базе уточненных статистических данных за 2013 год и оперативных статистических данных за 2014 год, уточнение которых произойдет в 2017 году. С учетом того, что за 2013 год фактические данные ВРП были уточнены ТО ФСГС по Ивановской области в текущем году в сторону увеличения на 493,6 млн. рублей и составили 158,2 млрд. рублей, фактический объем ВРП по оперативным статистическим данным за 2014 год снизился к уровню 2013 года на 10,1% в сопоставимых ценах и составил 151 млрд. рублей (что ниже оценки, прогнозируемой в 2015 году, на 10,2 п. п.), оценки абсолютных значений и индексов физического объема ВРП за 2015 год, на 2016 год и их прогноз на 2017 - 2019 годы также были скорректированы в сторону уменьшения.
Так, при прогнозировании в текущем году снижение индекса физического объема ВРП по сравнению с прогнозом, разработанным в 2015 году, составило: в 2015 году - на 1 п. п., в 2016 году - на 1,8 п. п., в 2017 году - на 1,4 п. п., в 2018 году - 0,9 п. п. Соответственно, снижение абсолютных оценочных и прогнозных значений ВРП составило: в 2015 году - 41,8 млрд. рублей, в 2016 году - 57,5 млрд. рублей, в 2017 году - 70,6 млрд. рублей, в 2018 году - 80,6 млрд. рублей.
Прогнозирование индекса промышленного производства (далее - ИПП) в 2015 году осуществлялось на основании оперативных данных ТО ФСГС по Ивановской области за 2014 год, которые в текущем году были уточнены в сторону увеличения на 0,1 п. п. Оперативные отчетные данные по ИПП за 2015 год (93,9%) оказались меньше их оценочного значения на 1,2 п. п.
Кроме того, в течение всего 2015 года динамика промышленного производства находилась в отрицательной плоскости, за истекший период 2016 года наблюдалась тенденция замедления роста промышленного производства. С учетом этого оценка ИПП на 2016 год, осуществленная в 2015 году, в текущем году скорректирована в сторону уменьшения на 1 п. п. Прогноз ИПП на 2017 и 2018 годы с учетом реализации в регионе пакета антикризисных мер скорректирован в сторону увеличения на 0,3 п. п. и 0,4 п. п. соответственно.
Прогнозирование индекса производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий на плановый период 2016 - 2018 годов в 2015 году осуществлялось на основании имеющихся в то время оперативных данных ТО ФСГС по Ивановской области за 2014 год, которые позднее были скорректированы в сторону увеличения на 0,5 п. п. Фактический индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий за 2015 год составил 105,8% и сложился выше его оценочного значения на 2 п. п.
Фактически в 2015 году продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в натуральном выражении было произведено больше по сравнению с оценочными значениями 2015 года: зерна - на 15,1%, картофеля - на 0,2%, скота и птицы (в живом весе) - на 5% и молока - на 0,7%, меньше было произведено овощей - на 7%, яиц - на 1,1%.
При прогнозировании в 2015 году показателя "объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий" в стоимостном выражении планировались следующие объемы производства: в 2016 году - 17,5 млрд. рублей, в 2017 году - 19,1 млрд. рублей, в 2018 году - 20,7 млрд. рублей.
С учетом фактически сложившейся в 2015 году ситуации с производством продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в стоимостном выражении по сравнению с прогнозом 2015 года увеличится в 2016, 2017 и 2018 годах на 1,1 млрд. рублей, 0,97 млрд. рублей и 0,71 млрд. рублей соответственно.
За 2015 год фактический объем вложенных инвестиций составил 25,7 млрд. рублей, или 68% к уровню 2014 года в сопоставимых ценах. При прогнозировании в 2015 году данного показателя его значение оценивалось в 29,1 млрд. рублей, или 92% к уровню 2014 года в сопоставимых ценах. Снижение по сравнению с оценочным показателем 2015 года составило 3,4 млрд. рублей.
На снижение объема инвестиций в 2015 году оказала влияние сложившаяся неблагоприятная обстановка в экономике России, возникшая в конце 2014 года, связанная с нестабильностью на валютном рынке страны, что в свою очередь отрицательно повлияло на реализацию крупных проектов в регионе.
Снижение объема инвестиций в 2015 году по сравнению с оценкой данного показателя, осуществленной в прошлом году, связано с тем, что при прогнозировании в 2015 году объем инвестиций по итогам 2014 года составлял 29,8 млрд. рублей (83%), однако в конце 2015 года данные за 2014 год были уточнены ТО ФСГС по Ивановской области в сторону увеличения, в результате данный показатель составил 33,1 млрд. рублей (92,1%).
Соответственно, оценка объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования на 2016 год по сравнению с показателем, прогнозируемым в 2015 году, скорректирована в сторону уменьшения на 2,7 млрд. рублей, или на 4,6 п. п. Это связано с тем, что в 2016 году ситуация в инвестиционной сфере предполагается такой же, как и в 2015 году (планируется дальнейшая приостановка инвестиционных проектов из-за роста цен на материалы, сырье, оборудование).
В дальнейшем в сфере инвестиционной деятельности планируется улучшение ситуации. В 2017 году прогнозируется незначительный рост объема инвестиций на 0,3% к предыдущему году в сопоставимых ценах.
В прогнозируемом периоде 2018 - 2019 годов также планируется рост объема инвестиций к предыдущим годам на 13,8% и на 1,7% соответственно. Более высокий рост объема инвестиций в 2018 году связан с тем, что с 2018 года прогнозируется вложение значительных объемов инвестиций, связанных с реализацией нового крупного инвестиционного проекта "Строительство комплекса по производству полиэтилентерефталата (ПЭТФ) текстильного назначения в Ивановской области", АО "Ивановский полиэфирный комплекс" с объемом финансирования в периоде 2017 - 2020 годов порядка 25 млрд. рублей и началом реализации в данный период новых крупных инвестиционных проектов, а также увеличением инвестиций по ряду действующих инвестиционных проектов:
абзац исключен. - Постановление Правительства Ивановской области от 17 мая 2017 г. N 193-п;
"Формирование в Ивановской области промышленного (товарного) стада специализированных мясных пород КРС на 3000 голов маточного поголовья", Ильинский муниципальный район, ООО "Ильинское-Агро" с объемом инвестиций 0,9 млрд. рублей;
"Производство кондитерских изделий", г.о. Иваново, ООО "Кондитерская фабрика "Красная Заря", общая стоимость проекта 2,7 млрд. рублей;
"Техническое перевооружение газовой котельной с системой пароснабжения для нужд технологического оборудования и теплоснабжения корпусов предприятия", г.о. Иваново, ООО "Ивмолокопродукт" с общим объемом инвестиций 0,1 млрд. рублей;
"Строительство многоквартирных малоэтажных жилых домов в микрорайоне "Просторный" по ул. Тимирязева", ООО "Инвестиционно-строительная компания Контур-М", с общим объемом финансирования в прогнозируемом периоде порядка 1 млрд. рублей;
"Строительство жилого микрорайона социальной направленности в местечке Авдотьино г.о. Иваново", ООО "Базис" с объемом финансирования в прогнозируемом периоде 7,5 млрд. рублей.
Таким образом, при прогнозировании в 2016 году планируемые ранее абсолютные значения объемов инвестиций были скорректированы на 2017 год в сторону уменьшения на 1,2 п. п., а на 2018 год - в сторону увеличения на 10,8 п.п.
При оценке оборота розничной торговли в 2015 году предполагалось, что темпы снижения к 2014 году в сопоставимых ценах составят 93,3%, а оборот розничной торговли - 155,6 млрд. рублей. Фактически темп снижения за 2015 год к 2014 году в сопоставимых ценах составил 86,8%, а оборот розничной торговли - 148,1 млрд. рублей, что на 7,5 млрд. рублей меньше оценки прошлого года.
За 4 месяца 2016 года темп роста оборота розничной торговли к аналогичному периоду 2015 года в сопоставимых ценах составил 91,4%. Учитывая отрицательную динамику оборота розничной торговли в 2015 году и за истекший период текущего года, оценка оборота розничной торговли на 2016 год и его прогноз на 2017 - 2019 годы в текущем году скорректированы в сторону уменьшения: в 2016 году - на 11,2 млрд. рублей, в 2017 году - на 11,8 млрд. рублей, в 2018 году - на 12,4 млрд. рублей.
При прогнозировании объема платных услуг населению в 2015 году оценочные и прогнозные значения темпов роста в сопоставимых ценах к предыдущему году составили соответственно: в 2015 году - 99%, в 2016 году - 102%, в 2017 году - 102,8%, в 2018 году - 103,5%. Фактически за 2015 год темп роста к 2014 году в сопоставимых ценах составил 96,8%, что ниже оценки 2015 года на 2,2 п. п.
По мере прогнозируемого роста доходов населения, а также восстановления потребительского кредитования, ожидаемого в 2018 - 2019 годах, прогнозируется рост объема платных услуг населению, однако более низкими темпами, чем прогнозировалось в 2015 году.
Так, оценочные и прогнозные темпы роста объема платных услуг населению планируются в текущем году: на 2016 год в размере 101,1%, на 2017 год - 101,2%, на 2018 год - 102,5%, что ниже темпов роста объема платных услуг населению, прогнозируемых в 2015 году, на 0,9 п. п., на 1,6 п. п. и на 1 п. п. соответственно.
Прибыль прибыльных организаций по отчетным данным УФНС России по Ивановской области за 2015 год составила 9648,7 млн. рублей (115,7% к уровню 2014 года). При прогнозировании в 2015 году она оценивалась в размере 7650 млн. рублей (91,7% к уровню 2014 года). Фактическая прибыль прибыльных организаций за 2015 год по сравнению с оценкой 2015 года увеличилась на 2 млрд. рублей, или на 24 п. п.
Учитывая увеличение оценочного значения прибыли прибыльных организаций в 2015 году, а также текущую ситуацию с поступлением налога на прибыль организаций в 2016 году, ожидаемую стабилизацию в текущем году и прогнозируемые в 2017 - 2019 годах темпы роста основных макроэкономических показателей социально-экономического развития Ивановской области, абсолютные суммы прибыли прибыльных организаций на 2016 - 2018 годы, прогнозируемые в 2015 году, были скорректированы в сторону увеличения на 2 млрд. рублей ежегодно.
При прогнозировании фонда заработной платы (далее - ФЗП) в 2015 году ФЗП оценивался в размере 70447,9 млн. рублей (100% к уровню 2014 года). По данным ТО ФСГС по Ивановской области ФЗП за 2015 год составил 70560,6 млн. рублей, темп роста сложился ниже оценочного значения на 0,1 п. п. Данное снижение объясняется более низким уровнем отчетных значений против оценочных по показателю "среднесписочная численность работников организаций": 277,9 тыс. человек против 284,5 тыс. человек соответственно.
С учетом фактических отчетных значений по показателям "среднемесячная номинальная заработная плата" и "среднесписочная численность работников организаций" в текущем году были скорректированы темпы роста данных показателей на 2016 - 2018 годы.
В результате были внесены корректировки в оценочные и прогнозные показатели по ФЗП в сторону уменьшения: в 2016 году - на 3,2 млрд. рублей, в 2017 году - на 6,1 млрд. рублей, в 2018 году - на 9 млрд. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.