Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации городского
округа Вичуга
от 12 октября 2016 г. N 1083
Рекомендации
по повышению устойчивости функционирования (далее - ПУФ) объектов экономики городского округа Вичуга в чрезвычайных ситуациях
1. Общие положения по ПУФ экономики
Подготовка экономики к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях (далее - ЧС) - комплекс экономических, организационно-технических мероприятий, осуществляемых с целью достижения устойчивости ее функционирования в ЧС.
Сущность понятия ПУФ заключается в заблаговременной разработке и осуществлении комплекса мероприятий, направленных на:
- предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;
- снижение возможных потерь и разрушений от опасных факторов ЧС;
- создание условий для ликвидации ЧС, проведения работ по восстановлению нарушенного хозяйства и обеспечения жизнедеятельности населения.
Непосредственное руководство разработкой и проведением мероприятий по повышению устойчивости функционирования осуществляют министерства, Госкомитеты и ведомства, КЧС и ПБ территориальных органов исполнительной власти, руководители предприятий, учреждений и организаций. На них возложена ответственность за выделение для этих целей необходимых материальных и финансовых средств.
Основные направления ПУФ экономики городского округа Вичуга:
- обеспечение защиты населения и его жизнедеятельности в ЧС;
- рациональное размещение производительных сил на территории городского округа;
- проведение технических мероприятий направленных на ПУФ экономики городского округа Вичуга;
- подготовка к работе в ЧС объектов различных отраслей экономики;
- подготовка к выполнению работ по восстановлению экономики в ЧС;
- подготовка системы управления экономики для решения задач в ЧС.
Основные направления ПУФ предприятий, учреждений и организаций:
- обеспечение защиты рабочих, служащих, членов семей, населения и их жизнедеятельности в ЧС;
- рациональное размещение производительных сил на территории городского округа Вичуга;
- подготовка объекта экономики к работе в ЧС;
- подготовка к выполнению работ по восстановлению объекта в ЧС;
- подготовка системы управления объектом экономики для решения задач в ЧС.
Мероприятия по ПУФ объекта экономики разрабатываются и осуществляются, в основном, заблаговременно, с учетом перспектив развития и совершенствования способов и средств поражения экономики в военное время, возможных последствий крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий в мирное время.
Мероприятия, которые по своему характеру не могут быть осуществлены заблаговременно, проводятся в возможно короткие сроки в ЧС (например, эвакомероприятия, изменения технологических режимов работы, производственных связей, структуры управления и др.)
Предложения по ПУФ экономики разрабатываются на основе результатов научных исследований, обобщения и анализа опыта ПУФ экономики, подготовки и выполнения задач РСЧС.
Проводится два вида исследовательской работы по устойчивости. Первый вид - это специальные исследования, проводимые, главным образом, силами инженерно-технического персонала объектов и органов управления экономики.
Второй вид исследований - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее-НИОКР), проводятся научно-исследовательскими учреждениями в общегосударственном, республиканском в составе РФ (территориальном, региональном) и отраслевых масштабах.
Оба вида исследований дополняют друг друга, являются составной частью организаторской работы по решению проблем устойчивости.
Часть мероприятий по ПУФ экономики предусматривается в соответствующих планах ГО и планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.
Эффективность мероприятий по подготовке экономики к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях определяется при проведении учений и тренировок.
В целом общая схема организации работы по ПУФ экономики делится на 3 основных этапа:
- исследовательский, на котором выявляются слабые, "узкие" места в деятельности объекта экономики, вырабатываются предложения по устранению выявленных недостатков;
- этап проверки и оценки предполагаемых мероприятий на эффективность, и выбора наиболее целесообразных решений для данных условий (учения и тренировки);
- этап реализации обоснованных мероприятий через установленную систему планирования и контроля.
2. Типовой перечень мероприятий по повышению устойчивости функционирования экономики
При построении алгоритма действий по выработке плана основных мероприятий необходимо исходить из требований базовых нормативных документов, таких как "Общие требования по повышению устойчивости функционирования отраслей промышленности, транспорта, энергетики и сельскохозяйственного производства в чрезвычайных ситуациях".
2.1. Основные этапы выбора и обоснования мероприятий по предотвращению (снижению риска) возникновения ЧС:
- выявление возможных источников ЧС (сооружения, технологические установки, виды производств, емкости сильнодействующими ядовитыми веществами(далее- СДЯВ), аварийно химически опасными веществами (далее-АХОВ), оборудование с опасными параметрами, способы организации производства и т.п.);
- анализ риска возникновения ЧС на каждом элементе - источнике ЧС и возможных социально-экономических последствий;
- выбор основных путей предотвращения (снижения риска) возникновения ЧС;
- выбор мероприятий по предотвращению (снижению риска) возникновения ЧС.
2.2. Защита персонала (населения) и подготовка системы его жизнеобеспечения
Исходя из требований по защите производственного персонала (населения) и подготовки системы его жизнеобеспечения, определены основные пути реализации этих требований:
- совершенствование основных фондов и производственных процессов;
- разработка (уточнение) и соблюдение требований и норм безаварийного производства;
- эффективный контроль за состоянием основных производственных фондов (далее-ОПФ);
- проведение регулярного технического обслуживания и ремонта ОПФ;
- повышение квалификации персонала в области безаварийности производства.
С этой целью необходимо:
- выявлять вероятные источники ЧС;
- прогнозировать возможные негативные последствия;
- уменьшать количество источников ЧС.
В случае невозможности полностью исключить риск возникновения ЧС необходимо обеспечить защиту производственного персонала путем:
- организации своевременного оповещения персонала об угрозе ЧС;
- создания и подготовки сил и средств для защиты персонала в условиях ЧС;
- подготовки персонала к действиям в ЧС;
- подготовки к оказанию первой помощи;
- подготовки системы жизнеобеспечения к работе в ЧС.
2.3. Рациональное размещение объектов и их элементов
При создании новых, реконструкции (расширении) существующих объектов экономики необходимо учитывать требования к их размещению, а также к размещению их элементов. Исходя из этих требований, выделены наиболее общие (универсальные) типовые мероприятия, а именно:
- размещение объектов экономики и выбор площадок для размещения их элементов с учетом рельефа, грунтовых и климатических условий, а также других особенностей местности;
- исключение (ограничение) размещения элементов объекта экономики на локально неблагоприятных участках местности;
- рассредоточение элементов крупных объектов экономики и их, ограничение расширения крупных производств;
- ограничение размещения опасных объектов экономики на территориях, подверженных риску опасных природных явлений и техногенных процессов и размещение их на безопасном удалении от других объектов;
- строительство базисных складов для хранения вредных, взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ за пределами территорий объекта экономики в безопасных районах.
Более подробно вопросы размещения объектов изложены в СНиП 2.01.51-90.
2.4. Проведение технических мероприятий направленных на ПУФ
Уменьшение ущерба, производственному персоналу и населению, снижение экономического ущерба и ограничение (исключение) негативного воздействия на окружающую среду достигается проведением заблаговременных технических мероприятий по ПУФ.
Эти цели должны достигаться путем:
- защиты ОПФ от поражающих факторов ЧС;
- проведение специальных природоохранных мероприятий.
Защита ОПФ:
- повышение физической стойкости ОПФ;
- установка пожарной сигнализации, систем (в т.ч. автоматических) пожаротушения;
- внедрение технологий, конструкций зданий, оборудования, обеспечивающих снижение вероятности возникновения ЧС;
- защита уникального и ценного оборудования, подготовка его к эвакуации.
Природоохранные мероприятия:
- очистка стоков;
- герметизация оборудования, трубопроводов;
- снижение использования в технологиях веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы.
2.5. Подготовка к работе в условиях ЧС
Подготовка объектов экономики к работе в ЧС должна осуществляться с целью:
- обеспечения выпуска важных видов продукции (услуг) в ЧС;
- устойчивого снабжения объектов материально-технических ресурсами, энергией и водой;
- обеспечение безопасности работающей смены.
С учетом этих требований мероприятиями в этой области являются:
- оценка возможностей выпуска важнейших видов продукции;
- совершенствование производственных связей с поставщиками;
- подготовка к независимому функционированию отдельных производств;
- подготовка к работе по упрощенной технологии;
- минимально необходимых запасов материально-технических ресурсов;
- подготовка к использованию местных ресурсов;
- обеспечение автономными источниками энерго- и водоснабжения;
- использование кабельных линий электропередач (далее - ЛЭП);
- электроснабжение объекта экономики от двух и более источников;
- подготовка к централизованному отключению отдельных потребителей;
- обеспечение аварийного освещения территорий и помещений;
- обеспечение объектов экономики системами оборотного водоснабжения и автономными водозаборами;
- своевременное оповещение персонала о ЧС (угрозе возникновения ЧС);
- создание и подготовка сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС организаций для защиты персонала в ЧС;
- подготовка персонала к действиям в ЧС;
- подготовка к оказанию первой помощи;
- подготовка системы жизнеобеспечения к работе в ЧС.
2.6. Подготовка системы управления, сил и средств Вичугского городского звена Ивановской областной подсистемы РСЧС, сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС организаций
Подготовка системы управления, сил и средств Вичугского городского звена Ивановской областной подсистемы РСЧС, сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС организаций должна быть направлена на:
- создание условий для своевременного оповещения персонала и населения о ЧС (угрозе возникновения ЧС);
- проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР).
Эти цели достигаются путем:
- заблаговременной подготовки сил и средств Вичугского городского звена Ивановской областной подсистемы РСЧС, сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС организаций;
- подготовки системы управления Вичугского городского звена Ивановской областной подсистемы РСЧС, сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС организаций.
2.7. Типовые мероприятия по подготовке сил и средств:
- создание и подготовка Вичугского городского звена Ивановской областной подсистемы РСЧС, сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС организаций, материально-техническое обеспечение;
- создание чрезвычайных резервных фондов материально-технических ресурсов;
- подготовка к развертыванию учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля (далее-СНЛК);
- подготовка к использованию местных ресурсов;
- обеспечение автономными энерго-, водоисточниками;
- создание и обеспечение сохранности страхового фонда документации.
2.8. Типовые мероприятия по подготовке управления Вичугского городского звена Ивановской областной подсистемы РСЧС
- разработка и постановка задач формированиям на ликвидацию ЧС;
- обеспечение отраслевых органов управления нормативно-технической документацией;
- создание СНЛК на территории города;
- создание и поддержание в готовности систем оповещения населения о ЧС;
- создание систем сбора и анализа информации об источниках ЧС;
- создание системы пунктов управления;
- развитие системы связи;
- уточнение прогноза возможных ЧС и плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС городского округа Вичуга;
- организация взаимодействия функциональных и территориальных органов управления;
- подготовка к обмену информаций в ЧС;
- подготовка персонала органов управления городского округа Вичуга и объектов экономики;
- обеспечение контроля за безопасным функционированием объектов экономики и их готовностью к работе в ЧС;
- обеспечение НИОКР по проблемам повышения устойчивости.
3. Типовые мероприятия по ПУФ в отраслях с опасными объектами (производствами)
3.1. Химически опасные объекты
- обеспечение персонала защитными сооружениями (далее - ЗС);
- обеспечение персонала средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ);
- защита водоисточников и систем водоснабжения объектов от СДЯВ (АХОВ);
- создание системы оповещения персонала и населения вблизи объектов экономики;
- обеспечение вытяжными системами и аспираторными установками для удаления газов, паров, аэрозолей от мест их образования;
- подготовка к эвакуации персонала, не занятого работами по ликвидации ЧС;
- подготовка к обеспечению укрываемых в ЗС продуктами питания и пр.;
- подготовка к санитарной обработке персонала;
- накопление медицинских средств для первой помощи;
- подготовка персонала к защите от СДЯВ (АХОВ) и к действиям в ЧС;
- подготовка к использованию верхних этажей зданий и возвышенностей;
- регулярный медицинский контроль и соблюдение санитарно-гигиенического режима на объектах экономики;
- размещение химически опасных объектов с подветренной стороны относительно населенных пунктов;
- размещение складов со СДЯВ (АХОВ) с подветренной стороны основных цехов ОЭ, где работает наибольшее число персонала;
- создание санитарно-защитных зон и зон наблюдения вокруг ОЭ;
- ограничение объемов СДЯВ (АХОВ), легковоспламеняющихся горючих жидкостей (далее - ЛВГЖ), взрывчатых веществ (далее - ВВ), хранящихся на территории ОЭ;
- подземное хранение СДЯВ (АХОВ), ЛВГЖ, ВВ; их обвалование, применение поддонов;
- сооружение защитных оболочек вокруг емкостей со СДЯВ (АХОВ);
- применение автоматических устройств, блокировок на технологических линиях;
- герметизация оборудования и трубопроводов со СДЯВ (АХОВ), применение бесшовных труб;
- регулярный контроль состояния оборудования, емкостей со СДЯВ (АХОВ), ЛВГЖ, ВВ;
- своевременное техобслуживание и ремонт (замена) элементов ОЭ;
- строгий учет количества, мест нахождения и перемещения СДЯВ (АХОВ);
- подготовка к дегазации территории ОЭ, оборудования, транспорта;
- обеспечение сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС объектов экономики материально-техническими средствами (далее - МТС) для локализации ЧС;
- устройство ловушек, направленных стоков для приема разлившихся СДЯВ (АХОВ);
- оснащение технологических линий, трубопроводов системой экстренного опорожнения;
- внедрение систем автоматической нейтрализации СДЯВ (АХОВ);
- внедрение резервного (дублирующего) газоочистного, пылеулавливающего оборудования;
- обеспечение возможности автономного управления оборудованием при аварии с выбросом СДЯВ (АХОВ);
- разработка мер по усилению контроля за зараженностью территорий ОЭ и прилегающей местности;
- разработка режимов работы персонала в условиях заражения ОЭ;
- регулирование (контроль) импорта и экспорта СДЯВ (АХОВ).
3.2. Взрывопожароопасные объекты
- обеспечение персонала ЗС;
- обеспечение персонала СИЗ;
- изоляция взрывоопасных зон прочными стенами;
- размещение ОЭ и их элементов с учетом рельефа и других особенностей;
- использование рельефа и других особенностей местности для изоляции рабочих помещений от опасных зон;
- подготовка к эвакуации персонала не занятого работами по ликвидации ЧС;
- подготовка к обеспечению укрываемых в ЗС и эвакуированных продуктами и т.п.;
- накопление медицинских средств первой помощи;
- подготовка персонала к действиям при угрозе взрыва и при пожаре;
- размещение объектов и их элементов с учетом рельефа и других особенностей.
- создание во взрыво-, пожарных зонах инертной среды;
- предотвращение образования взрывоопасных смесей при пожарах;
- автоматический контроль и регулирование состава технологических смесей (определение концентраций);
- установка автоматических устройств для подавления взрыва (обнаружение, тушение пожаров);
- разработка высоконадежных средств и способов транспортировки ВВ, ЛВГЖ;
- обеспечение грозозащитными устройствами;
- установка предохранительных клапанов для сброса давления;
- обеспечение прочности паровых котлов, автоклавов и других ёмкостей работающих под давлением;
- использование несгораемых конструкций и материалов;
- создание противопожарных разрывов и минерализованных полос;
- создание ограждающих рвов, обваловок и стенок для локализации разливов ЛВГЖ.
- запрещение взрывных работ вблизи ОЭ;
- строгое соблюдение правил пожарной безопасности;
- обеспечение ОЭ пожарной техникой, оборудованием и инструментом;
- обеспечение ОЭ пожарными водоемами и средствами пожаротушения;
- подготовка и поддержание в готовности проездов для пожарной техники.
3.3. Объекты, расположенные в зонах опасных природных явлений (лесные пожары, половодье, паводок, резкое понижение температуры атмосферного воздуха)
- создание необходимой физической стойкости ОЭ к поражающим факторам ЧС;
- создание укрытий для производственного персонала в районах расположения ОЭ;
- утепление рабочих помещений, зданий, сооружений и тепловых сетей;
- обеспечение персонала объектов спецодеждой с учетом специфики возможной ЧС;
- создание минимально необходимого фонда спасательных плавсредств;
- размещение рабочих помещений ОЭ на возвышенностях (гидрологические ЧС);
- установление режима поведения персонала при получении информации о ЧС;
- запрещение (ограничение) размещения ОЭ и их элементов с учетом возможного затопления;
- размещение ОЭ и их элементов с учетом снижения эффективности воздействия ЧС;
- проведение агротехнических и лесомелиоративных защитных мероприятий на склонах;
- применение бесшовных труб для транспорта нефтепродуктов и газа в зонах ЧС;
- регулирование стока воды из водохранилищ, устройство искусственного и естественного регулирования водостока;
- обеспечение предварительного срабатывания верхнего бьефа водохранилищ в случае угрозы ЧС;
- создание запасов материалов для укрепления дамб при угрозе ЧС;
- строительство ОЭ на возвышенностях (в зонах гидрологических ЧС);
- повышение физической стойкости (демонтаж) нестойких к воздействию факторов ЧС зданий и сооружений;
- защита уникального и особо ценного оборудования;
- создание запасов дефицитных материалов для проведения аварийно-восстановительных работ (далее - АВР);
- берегоукрепительные работы для профилактики оползней и обрушений;
- подготовка к укреплению элементов зданий, сооружений;
- локальная защита ОЭ и небольших участков территорий;
- подготовка к проведению АВР по предотвращению прорыва плотин, дамб и оградительных валов;
- стабилизация слабых грунтов, устройство дренажа;
- подготовка к эксплуатации в условиях ЧС наиболее стойких зданий;
- гидроизоляция зданий, сооружений на гидродинамических опасных ОЭ;
- подготовка плавсредств для эксплуатации ОЭ в зонах затопления.
3.4. Нефтяная и газовая отрасль
- перераспределение в условиях ЧС ресурсов нефтепродуктов и газа по направлениям, объемам и потокам;
- создание перемычек и кольцевых магистральных трубопроводов на существующих и строящихся трубопроводах;
- резервирование и повышение устойчивости подводных переходов через крупные реки;
- разработка и применение систем противокоррозионной защиты оборудования
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации городского округа Вичуга Ивановской области от 12 октября 2016 г. N 1083 "Об устойчивом функционировании... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.