Определение Ивановского областного суда
от 31 января 2017 г. N 3а-8/2017
Ивановский областной суд в составе
председательствующего судьи Запятовой Н.А.
при секретаре Новиковой Е.С.
с участием прокурора Родионовой О.В.,
представителей по доверенности: административного ответчика - К.О.Н.,
заинтересованного лица - Б.Н.В. и Б.Е.С.,
рассмотрев в открытом предварительном судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Т.В.А.
к Департаменту энергетики и тарифов Ивановской области
о признании недействующим в части постановления Департамента энергетики и тарифов
Ивановской области от 01 февраля 2016 N 67-т/1 "Об установлении долгосрочных тарифов
на тепловую энергию, тарифов на горячую воду и производственной программы в сфере горячего
водоснабжения АО "ИвГТЭ" (Новоталицкое сельское поселение
Ивановского муниципального района),
установил:
постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 01 февраля 2016 года N 67-т/1 "Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, тарифов на горячую воду и производственной программы в сфере горячего водоснабжения АО "ИвГТЭ" (Новоталицкое сельское поселение Ивановского муниципального района), для Акционерного общества "Ивготеплоэнерго", оказывающего услуги в Новоталицком сельском поселении Ивановского муниципального района, установлены, кроме прочего, долгосрочные тарифы на тепловую энергию согласно приложениям 1, 2 (пункт 1 постановления), срок действия которых определен с 01.02.2016 по 31.12.2018 (пункт 6 постановления).
Т.В.А. обратился в Ивановский областной суд с настоящим административным иском, в котором, с учетом исправления недостатков, просит признать недействующим указанное постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области в части преамбулы, пунктов 1, 6, приложений 1, 2 к нему, мотивируя тем, что он является потребителем тепловой энергии (теплоносителя) в пос. Ново-Талицы Ивановского района Ивановской области на основании договора теплоснабжения N 855к, заключенного 10.03.2016 между ним и АО "ИвГТЭ", являющимся единой теплоснабжающей организацией, и полагает, что в результате принятия оспариваемого постановления тариф на тепловую энергию, на основании которого между ними производятся расчеты за потребленную энергию, необоснованно увеличен более чем в два раза.
Административный истец считает, что при принятии оспариваемого постановления административным ответчиком не были учтены общие принципы организации отношений в сфере теплоснабжения, установленные Федеральным законом "О теплоснабжении" N 190-ФЗ, и нормы пунктов 23, 86 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", предусматривающих дифференциацию тарифов по системам теплоснабжения при установлении органами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения и их установление по каждому источнику отдельно в случае владения регулируемой организацией более чем одним источником тепловой энергии.
В судебном заседании административный истец Т.В.А., его представитель на основании доверенности от 08.12.2016 года Л.А.С. не участвовали, надлежащим образом в порядке главы 9 КАС РФ уведомлены о времени и месте судебного заседания. От имени Т.А.В., который на основании нотариально удостоверенной доверенности N 37 АА 0382955 от 25.10.2012 года уполномочен вести дела административного истца Т.В.А. в суде со всеми правами, какие предоставлены законом истцу, 30 января 2017 года поступило письменное заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие истца и его представителя. Представитель административного истца Л.А.С. согласно имеющейся телефонограмме также просит суд о рассмотрении данного дела в его отсутствие.
В судебном заседании прокурором заявлено ходатайство о прекращении производства по настоящему административному делу на основании части 3 статьи 194, пункта 1 части 2 статьи 214 КАС РФ в связи с тем, что Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области в пределах своих полномочий принято постановление от 20 декабря 2016 года N 124-т/5 "О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию для потребителей АО "ИвГТЭ" на 2017, 2018 годы, об установлении тарифов на горячую воду и производственной программы в сфере горячего водоснабжения АО "ИвГТЭ" на 2017 год (Новоталицкое сельское поселение Ивановского муниципального района), которым с 1 января 2017 года оспариваемое постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 01 февраля 2016 года N 67-т/1 признано утратившим силу, вследствие чего оспариваемый нормативный правовой акт перестал затрагивать права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного ответчика Департамента энергетики и тарифов Ивановской области К.О.Н. и представители привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица АО "Ивгортеплоэнерго" Б.Н.В. и Б.Е.С. не возражали против удовлетворения ходатайства прокурора.
Заслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" содержатся обязательные для применения всеми судами общей юрисдикции разъяснения о том, что судья отказывает в принятии заявления в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 134 ГПК РФ в случае, когда в заявлении оспаривается недействующий нормативный правовой акт или его часть (в том числе акт, не вступивший в силу, отмененный органом или должностным лицом, его издавшими, утративший силу в связи с ограничением его действия временными рамками, указанными в самом акте, а также формально не отмененный, но фактически не действующий в силу издания более позднего акта), поскольку такой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц. Заявитель вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, решения, действия (бездействие), основанные на таком нормативном правовом акте, либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части.
Анализ положений статей 208, 210, 213 - 216 КАС РФ, регламентирующих порядок предъявления в суд, принятия к производству и рассмотрения судом административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, с учетом приведенных разъяснений Верховного Суда Российской Федерации по указанной категории дел позволяет сделать вывод о том, что предметом судебного рассмотрения в порядке главы 21 КАС РФ может быть нормативный правовой акт, который на дату его оспаривания в суде является действующим и нарушает права, свободы и законные интересы лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
Нормативный правовой акт, действие которого прекращено, сам по себе не порождает правовых последствий, основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей уже не является, и каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод физических и юридических лиц повлечь не может, вследствие чего такой акт не может быть предметом судебной проверки.
В данном случае 20 декабря 2016 года Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области принято постановление N 124-т/5 "О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию для потребителей АО "ИвГТЭ" на 2017, 2018 годы, об установлении тарифов на горячую воду и производственной программы в сфере горячего водоснабжения АО "ИвГТЭ" на 2017 год (Новоталицкое сельское поселение Ивановского муниципального района), которым оспариваемое постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 01 февраля 2016 года N 67-т/1 признано утратившим силу с 01 января 2017 года; на 2017 и 2018 годы для потребителей АО "ИвГТЭ" в Новоталицком сельском поселении Ивановского муниципального района установлены новые тарифы на тепловую энергию.
Указанное постановление официально опубликовано 26 декабря 2016 года на интернет-сайте Правительства Ивановской области (Департамента энергетики и тарифов Ивановской области) (www.ivanovoobl.ru) и в "Ивановской газете" 30 декабря 2016 года N 03(5999), следовательно, вступило в законную силу.
Таким образом, на дату судебного заседания оспариваемое постановление Департамента энергетики и тарифов утратило силу, вследствие чего перестало регулировать спорные правоотношения и затрагивать права и законные интересы административного истца.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 27 октября 2015 года N 2473-О, принятом в том числе по жалобе АО "Барнаульская генерация", проверка судом общей юрисдикции законности нормативных правовых актов, утративших силу к моменту обращения заинтересованного лица в суд, и признание их недействующими вне связи с защитой каких-либо субъективных прав заявителя, т.е. в порядке абстрактного нормоконтроля, недопустимы; вместе с тем следует иметь в виду, что утрата нормативным правовым актом юридической силы не является препятствием для осуществления закрепленного в статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации права: оно может быть реализовано в других установленных законодателем для конкретных категорий дел процессуальных формах, которые обусловлены характером спорных правоотношений. Заинтересованное лицо, в частности, может защитить свои права не путем оспаривания нормативных правовых актов, утративших силу к моменту его обращения в суд, а обжалуя основанные на них решения и действия (бездействие) органов власти и должностных лиц, для признания которых незаконными нет препятствий, поскольку суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа (в том числе утратившего силу) акту большей юридической силы, принимает решение в соответствии с последним (статья 120, часть 2, Конституции Российской Федерации; часть 3 статьи 5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации").
В соответствии с частью 11 статьи 213 КАС РФ утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Однако указанных в данной норме обстоятельств, препятствующих удовлетворению ходатайства и прекращению производства по административному делу, не установлено.
Оспариваемая административным истцом часть постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 01 февраля 2016 г. N 67-т/1, в частности, преамбула содержит указание на нормативные правовые акты, в соответствии с которыми оно принято: Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", постановление Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения".
Пунктом 1 указанного постановления установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию для АО "Ивгортеплоэнерго", оказывающего услуги в Новоталицком сельском поселении Ивановского муниципального района, согласно приложениям 1, 2, а пунктом 6 данного постановления установлен срок их действия - с 01.02.2016 по 31.12.2018.
Как следует из содержания административного искового заявления и приложенных документов, пункт 2 приложения 1 к оспариваемому постановлению, которым установлены тарифы на тепловую энергию (мощность) для населения на 2016 - 2018 годы, а также приложение 2 "льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям", к административному истцу не применялись.
Доказательств нарушения прав административного истца оспариваемой частью нормативного правового акта в целом по делу не представлено.
Вместе с тем не установлено каких-либо объективных препятствий для оспаривания административным истцом в суде решений, действий (бездействия), основанных на оспариваемом и недействующем в настоящее время нормативном правовом акте в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ или Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, либо для обращения данного лица в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности с использованием способов защиты и восстановления нарушенного права, перечисленных в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, с постановкой вопроса о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части.
При таких обстоятельствах суд полагает, что имеются предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 214 КАС РФ основания для прекращения производства по настоящему делу.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 214, статьями 194, 195, 198, 199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определил:
Прекратить производство по административному делу по административному исковому заявлению Т.В.А. к Департаменту энергетики и тарифов Ивановской области о признании недействующим в части постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 01 февраля 2016N 67-т/1 "Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, тарифов на горячую воду и производственной программы в сфере горячего водоснабжения АО "ИвГТЭ" (Новоталицкое сельское поселение Ивановского муниципального района),
Возвратить Т.В.А. уплаченную согласно чеку-ордеру от 13 декабря 2016 года государственную пошлину в размере 300 (трехсот) рублей.
Разъяснить сторонам, что повторное обращение в суд с административным исковым заявлением по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Определение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ивановского областного суда в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ивановского областного суда от 31 января 2017 г. N 3а-8/2017
Текст определения предоставлен Ивановским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника