Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Альтернативы и сценарии стратегического развития
3.1. Основные принципы формирования Стратегии
При формировании Стратегии социально-экономического развития Пестяковского муниципального района на период до 2020 года были определены следующие принципы:
1. Принцип общественного партнерства и взаимодействия органов местного самоуправления с жителями района и общественными организациями. Стратегическое управление - это процесс, с помощью которого органы местного самоуправления и муниципальное сообщество выстраивают новые партнерские отношения. Стратегия должна быть нацелена на поиск общественного согласия, на вовлечение в принятие решений, а затем и их реализацию, широкого круга граждан. Так, постепенно, в ходе разработки и реализации стратегии должен быть сформирован механизм общественного партнерства в районе, механизм определения целей развития района и обеспечения согласованных действий по их достижению.
2. Принцип социальности, первостепенности интересов населения района. Социальность Стратегии - это не просто привлечение жителей к ее разработке, это вывод человека на первую позицию при определении долгосрочных целей и разработке мер по их достижению. Приоритетными являются решения, обеспечивающие повышение качества жизни населения, повышения качества среды проживания, увеличение возможностей для самореализации и участия в жизни района для каждого его жителя.
3. Принцип приоритетности, обоснованного выбора тех направлений, которые затрагивают самое существенное для выживания, адаптации и развития района в конкурентной рыночной среде. Стратегия не является аналогом долгосрочного комплексного плана социально-экономического развития. Стратегия касается лишь тех отраслей и сфер жизни, которые имеют определяющее значение для существования района, могут играть роль точек роста - "локомотивов" его социально-экономического развития.
4. Принцип обеспечения равных возможностей для каждого гражданина (независимо от его возраста, пола, состояния здоровья и т.п.) - возможностей развиваться, реализовывать свой потенциал и приобретать знания и навыки.
5. Принцип трансформации стратегии в конкретные программы и текущие планы мероприятий (единство между стратегией и тактикой в развитии района). Процесс стратегического планирования не заканчивается, а только начинается разработкой и принятием Стратегии развития, поэтому к обоснованным приоритетам развития, изложенным в стратегии, непременно должны разрабатываться конкретные программы и проекты, как инструменты и механизмы реализации Стратегии.
3.2. Видение и стратегическая цель развития района
Концептуальной основой Стратегии социально-экономического развития является перспективное видение развития района. При формировании видения необходимо учесть ключевые возможности и угрозы внешней среды, определить сильные и слабые стороны, и в дальнейшем стремиться усилить свои позиции.
Необходимо помнить, что реализация любого проекта требует общественной поддержки и участия различных общественных, профессиональных и социальных групп. Соответственно важно понимать проблемы и потребности граждан, а также содействовать согласованию интересов различных сторон.
Основным драйвером развития современного общества является человек. Активные, образованные, культурные и здоровые люди формируют принципиально другое качество среды, где могут быть гармонично согласованы интересы бизнеса, населения и территориального развития.
Современный человек испытывает потребность в свободном передвижении, в получении информации, в обеспечении безопасности, в свободном волеизъявлении, в комфортной среде и качественных услугах. Чем более полно мы удовлетворяем потребности населения, тем больше шансов у района стать территорией привлекательной для жизни.
Главная цель Стратегии развития Пестяковского муниципального района - это кардинально важное понятие для будущего всего района и его населения. Она определена с учетом опроса общественного мнения и сформулирована следующим образом:
Пестяковский район - благополучная, экономически развитая территория, место, где динамично развиваются экономика и социальная инфраструктура, где созданы условия для комфортного проживания и отдыха человека, а также его личностного развития.
Эта цель базируется на самых главных чертах современного состояния Пестяковского муниципального района, задает определенную траекторию стратегического развития района до 2020 года, гарантирует усиление его позитивных качеств, сильных сторон, повышение его конкурентной силы и устранение наиболее отрицательных явлений и негативных проблем.
Главная цель Стратегии фиксирует внимание и руководителей района и его жителей на необходимости добиться главных направлений успешного развития района:
- формирование условий для успешного экономического роста, развития инфраструктуры, максимального использования туристического и рекреационного потенциала района, повышения инвестиционной привлекательности
- создание условий для развития человеческого капитала.
Главная цель Стратегии Пестяковского муниципального района конкретна и развивает приоритетные мнения его граждан о позитивных сторонах жизни в района, где имеются:
- хорошие земли и леса,
- разнообразная природа и прекрасные места для отдыха,
- бережно хранимые и развивающиеся народные промыслы,
- богатый историко-культурный потенциал.
Главная цель Стратегии также показывает жителям, потенциальным посетителям - туристам, инвесторам, ученым, гостям, а также возможным региональным и зарубежным партнерам района, что Пестяковский район будет укреплять свою экономическую базу, развивать предпринимательство, бережно сохранять прекрасную чистую природу, и все это создаст основу для повышения уровня жизни граждан района.
Оценка удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления проходит ежегодно в форме социологического исследования и выявляет отношение населения к муниципальным властям, а также степень развития и полноту удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов граждан через оценку муниципальных властей.
В период до 2020 года район ставит перед собой цель удерживать данный показатель на уровне не менее 55% (максимально возможное значение равно 100%), текущее значение показателя в 2012 и 2013 годах составляло 55%.
3.3. Миссия Пестяковского муниципального района
Разработка и реализация Стратегии развития Пестяковского муниципального района призвана содействовать осуществлению в долгосрочном временном горизонте миссии района, которая сформулирована следующим образом:
Сохранение и развитие экологически благоприятной природной территории района с уникальным природно-ресурсным потенциалом в центре России, способствующим дальнейшему развитию народных промыслов, сельского хозяйства, лесного комплекса, производства строительных материалов, рекреационного туризма, организации и ведению охотничьего и рыболовного хозяйства.
Реализация этой миссии позволит Пестяковскому муниципальному району достичь следующих конечных качественных ориентиров стратегического развития:
- повысить привлекательность инвестиционного климата в районе, активно привлекать инвестиции в новые проекты, направленные в первую очередь на создание рабочих мест для молодежи и развитие района;
- повысить темпы развития экономики и конкретных предприятий района на основе привлечения заинтересованных инвесторов, обучения молодых рабочих, более благоприятного отношения муниципальной администрации к производству;
- увеличить в структуре экономики и непроизводственной сферы долю малого бизнеса, особенно в приоритетных для района сферах;
- сохранить и поддержать развитие народных промыслов как элемента культурно-ремесленнических традиций для передачи их будущим поколениям;
- усилить формирование инфраструктуры туризма и рекреационно-оздоровительного комплекса для развития разнообразных видов туристической деятельности, отдыха и лечения населения и гостей района;
- повысить финансово-бюджетную силу района, усилить его бюджетную самостоятельность и финансовую обеспеченность развития социальной сферы;
- обеспечить постепенный рост уровня и качества жизни населения района в соответствии с возможностями и ценностями 21 века, но с сохранением специфики и сельско-городского уклада жизни;
Разработка Стратегии развития Пестяковского муниципального района позволяет обеспечить ряд стратегических преимуществ как району в целом, так и каждому его жителю (рис):
- стратегия придаёт уверенность в стабильном и надежном будущем на основе сильных позиций традиционной экономики, развития "точек роста" и проектов, нацеленных на содействие местным администрациям в реализации стратегических планов;
- стратегия позволяет сформулировать миссию Пестяковского муниципального района и сформировать его обновленный имидж, который будет привлекателен для жителей, инвесторов, туристов, российских и зарубежных партнеров района;
- стратегия объединяет цели и конечные ориентиры развития Пестяковского муниципального района, обеспечивающие концентрацию усилий всего местного сообщества - муниципальных властей, населения, предпринимателей - на ключевых приоритетах, способствующих устойчивому развитию и процветанию района в будущем.
"Обобщенное значение разработки и реализации Стратегии"
3.4. Дерево целей Стратегии социально-экономического развития Пестяковского муниципального района на период до 2020 года
Таблица 17
Показатели |
Ед. изм. |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||||||
Развитие социальной сферы | ||||||||||||||
Социально-демографическая ситуация | ||||||||||||||
Численность постоянного населения (среднегодовая) |
чел. |
6,49 |
6,29 |
6,11 |
5,94 |
5,81 |
5,7 |
5,59 |
||||||
Трудоспособное население |
чел. |
3474 |
3350 |
3280 |
3200 |
3100 |
3000 |
2900 |
||||||
Естественный прирост |
чел. |
-72 |
-64 |
-62 |
-60 |
-60 |
-60 |
-60 |
||||||
родилось |
чел. |
63 |
65 |
68 |
70 |
72 |
70 |
70 |
||||||
умерло |
чел. |
135 |
120 |
110 |
99 |
80 |
75 |
75 |
||||||
Миграционный прирост |
чел. |
-140 |
-150 |
-109 |
-151 |
-162 |
150 |
-140 |
||||||
Уровень безработицы |
% |
2,9 |
2,9 |
2,9 |
2,9 |
2,9 |
2,9 |
2,7 |
||||||
Средняя заработная плата, включая малый бизнес |
руб./ мес. |
14823,9 |
14883,2 |
15478,5 |
16252,5 |
17227.6 |
18000,0 |
19000,0 |
||||||
Система образования | ||||||||||||||
Расходы бюджета МО на общее образование 1-го обучающегося |
тыс. руб. |
82,7 |
69,0 |
70,0 |
70,0 |
70,0 |
70,0 |
70,0 |
||||||
Доля детей 5-18 лет, получающих услуги по доп. образованию |
% |
82,0 |
81,0 |
75,0 |
75,0 |
75,0 |
76,0 |
77,0 |
||||||
Доля детей 1-6 лет, посещающих ДОУ |
% |
98,0 |
96,0 |
98,0 |
98,0 |
98,0 |
99,0 |
99,0 |
||||||
Доля детей 1-6 лет, стоящих на учете для определения в ДОУ |
% |
2,0 |
4,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
1,0 |
1,0 |
||||||
Доля ДОУ, здания которых требуют капитального ремонта |
% |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Доля выпускников МОУ, не получивших аттестат о среднем образовании |
% |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Доля МОУ, соответствующих современным требованиям |
% |
98,0 |
98,0 |
98,0 |
98,0 |
98,0 |
98,0 |
99,0 |
||||||
Доля МОУ здания которых требуют капитального ремонта |
% |
20,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Культура и молодежная политика | ||||||||||||||
Уровень обеспеченности УК от нормативной потребности, в т.ч. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Клубы |
% |
198,7 |
198,0 |
190,0 |
180,0 |
180,0 |
180,0 |
170,0 |
||||||
Библиотеки |
% |
200,0 |
200,0 |
180,0 |
170,0 |
170,0 |
170,0 |
160,0 |
||||||
Парки культуры и отдыха |
% |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
Доля МУК, здания которых требуют капитального ремонта |
% |
33,0 |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
20,0 |
||||||
Количеств мероприятий с детьми и молодежью |
ед. |
25 |
26 |
27 |
27 |
27 |
27 |
30 |
||||||
Количество участников мероприятий для детей и молодежи |
чел. |
1670 |
1675 |
1680 |
1680 |
1680 |
1680 |
1700 |
||||||
Физическая культура и спорт | ||||||||||||||
Доля населения, занимающегося физической культурой и спортом |
% |
16,6 |
16,7 |
16,8 |
16,9 |
17,0 |
17,1 |
17,2 |
||||||
Здравоохранение | ||||||||||||||
Обеспеченность врачами |
ед. на 10000 населения |
18,5 |
18,3 |
18,3 |
18,3 |
18,3 |
18,3 |
18,3 |
||||||
Количество коек |
ед. |
26 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
||||||
Смертность |
ед. на 1000 населения |
19,9 |
19 |
18,9 |
18,8 |
18,8 |
18,7 |
18,7 |
||||||
Социальная защита населения | ||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Доля граждан, получивших соц. услуги в учреждениях соц. обслуживания |
% |
99 |
99 |
99 |
99 |
99 |
99 |
99 |
||||||
Количество детей, отдохнувших в организациях отдыха |
чел. |
52 |
41 |
55 |
57 |
57 |
64 |
65 |
||||||
Развитие экономики | ||||||||||||||
Промышленное и сельскохозяйственное производство |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.