Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации Комсомольского
муниципального района
от 3 апреля 2017 г. N 85
Муниципальная программа
"Осуществление финансовой политики Комсомольского муниципального района"
12 июля 2017 г.
Постановлением Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области от 12 июля 2017 г. N 191 в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Паспорт программы
2. Анализ текущей ситуации в сфере реализации муниципальной программы
Финансовое управление Администрации Комсомольского муниципального района является финансовым органом Администрации Комсомольского муниципального района, проводящим единую финансовую, бюджетную и налоговую политику от имени администрации на территории муниципального образования района, осуществляющей в пределах своей компетенции финансовый контроль за исполнением бюджета Комсомольского муниципального района и Комсомольского городского поселения (далее - бюджет муниципального района и городского поселения) и управление финансовыми ресурсами.
Финансовое управление Администрации Комсомольского муниципального района (далее - Финансовое управление) в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, указами Губернатора Ивановской области, постановлениями и законами Ивановской областной Думы, постановлениями Правительства Ивановской области, нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти Ивановской области, постановлениями и распоряжениями Администрации Комсомольского муниципального района, решениями представительного органа Комсомольского муниципального района и Комсомольского городского поселения и другими нормативно-правовыми актами.
В соответствии с Положением о Финансовом управлении Администрации Комсомольского муниципального района, утвержденным решением Совета Комсомольского муниципального района от 21.12.2015 г. N 40, Финансовое управление создано в целях совершенствования и развития бюджетной системы, разработки и реализации единой финансовой, бюджетной и налоговой политики на территории Комсомольского муниципального района и Комсомольского городского поселения.
Одним из основных условий достижения стратегических целей социально-экономического развития муниципального района является проведение финансовой, бюджетной, налоговой и долговой политики, направленной на обеспечение необходимого уровня доходов бюджета муниципального района и городского поселения, мобилизацию дополнительных финансовых ресурсов в целях полного и своевременного исполнения расходных обязательств муниципального района и городского поселения.
Бюджетно-финансовая система муниципального района развивается в условиях нестабильного социально-экономического положения, непрерывно меняющегося, прежде всего федерального законодательства, что приводит к неустойчивости системы и невозможности осуществления достоверных среднесрочных и долгосрочных финансовых прогнозов. В течение года Отдел по планированию и отраслевому финансированию вынужден неоднократно пересматривать и корректировать показатели бюджета муниципального района и городского поселения на текущий год и плановый период.
Современная система управления муниципальными финансами и муниципальным долгом муниципального района и городского поселения сложилась в результате определённой работы по совершенствованию бюджетного процесса, обеспечению прозрачности системы бюджетных финансов, внедрению новых технологий в формирование и исполнение бюджета в ходе реализации основных направлений бюджетной, налоговой и долговой политики муниципального района, которые разрабатываются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о бюджетном процессе в муниципальном районе, утвержденным Решением Совета Комсомольского муниципального района от 14.11.2013 г. N 319 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Комсомольском муниципальном районе", Положением о бюджетном процессе в городском поселении, утвержденным Решением Совета Комсомольского городского поселения от 28.08.2014 г. N 353 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Комсомольском городском поселении".
Несмотря на проведенную работу по реформированию бюджетной системы, не все инструменты, влияющие на качественное улучшение управления общественными финансами, работают в полную силу.
По состоянию на начало 2017 года в районе:
- структура и динамика бюджетных расходов не в полной мере соответствовали целям бюджетной политики;
- сохранялись условия и стимулы для неоправданного увеличения бюджетных расходов, не созданы условия для мотивации органов местного самоуправления, а также муниципальных учреждений к повышению эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом;
- планирование программных и не программных расходов, а также капитальных и текущих расходов методологически было не взаимоувязано.
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы муниципального района и городского поселения, реалистичности бюджета, повышение эффективности распределения бюджетных средств необходимо для обеспечения макроэкономической стабильности, устойчивого экономического роста, улучшения инвестиционного климата, повышения конкурентоспособности субъектов экономики, роста уровня и качества жизни населения, для тесной увязки стратегических приоритетов развития отраслей с бюджетными ассигнованиями.
Анализ проблем в бюджетно-финансовой сфере демонстрирует необходимость совершенствования финансовой, бюджетной, налоговой и долговой политики в среднесрочном периоде, создание эффективной системы управления муниципальными финансами. Все это свидетельствует о необходимости повысить направленность бюджетного процесса на достижение поставленных целей и задач социально-экономического развития муниципального района через усиление программной ориентированности бюджета.
Приоритетным направлением деятельности по наполнению бюджета является снижение налоговой задолженности. Финансовое управление осуществляет функцию координатора этой работы.
При Администрации Комсомольского муниципального района создана межведомственная комиссия по укреплению налоговой и платежной дисциплин, одной из целей которой является снижение задолженности по налоговым и неналоговым платежам в местные бюджеты Комсомольского муниципального района.
Система управления муниципальным долгом непосредственно связана с бюджетным процессом, поскольку долговая политика и система управления муниципальным долгом непосредственно влияет на формирование бюджетной политики. С учетом этого политика в области управления муниципальным долгом и система управления долгом являются необходимыми условиями для формирования обоснованной бюджетной политики и нормального функционирования бюджетного процесса.
Упомянутая выше взаимосвязь определяет необходимость совершенствования и реформирования системы управления муниципальным долгом как одного из основных элементов формирования и проведения бюджетной политики. В соответствии со сложившейся ситуацией, Финансовым управлением разработана Программа "Осуществление финансовой политики Комсомольского муниципального района".
Программа осуществления финансовой политики Комсомольского муниципального района направлена на создание условий для повышения эффективности деятельности финансового органа по выполнению его функций.
В 2015 году в финансовом управлении Администрации Комсомольского муниципального района создано новое структурное подразделение - отдел внутреннего муниципального финансового контроля.
С целью обеспечения нормативно-правового регулирования организации деятельности отдела внутреннего муниципального финансового контроля разработана значительная часть нормативных актов:
- приказом финансового управления Администрации Комсомольского муниципального района от 26.03.2015 г. N 38 утверждено Положение об отделе внутреннего муниципального финансового контроля финансового управления Администрации Комсомольского муниципального района.
- Постановлением Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области от 26.12.2014 г. N 1059 утвержден Порядок осуществления органами внутреннего муниципального финансового контроля полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю в Комсомольском муниципальном районе (в редакции Постановлений Администрации Комсомольского муниципального района от 16.11.2015 г. N 537, от 17.12.2015 г. N 587, от 10.03.2016 г. N 85),
- Постановлением Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области от 09.11.2015 г. N 532 утвержден Порядок организации и осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Комсомольского муниципального района,
- Постановлением Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области от 18.09.2015 г. N 463 утвержден Порядок проведения финансовым управлением Администрации Комсомольского муниципального района анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
С целью обеспечения единого подхода к осуществлению главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и в соответствии с частью 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в Комсомольском муниципальном районе разработан Порядок осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главными распорядителями (распорядителями) средств районного бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов районного бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита районного бюджета, утвержденный Постановлением Администрации Комсомольского муниципального района от 29.12.2014 г. N 1063.
Приказом финансового управления Администрации Комсомольского муниципального района от 16.09.2015 г. N 125 утверждена форма отчета о результатах внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главными распорядителями (распорядителями) средств районного бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов районного бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита районного бюджета, предоставляемого не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.
Внесение Федеральным законом от 03.07.2016 г. N 345-ФЗ изменений в статью 269.2 Бюджетного кодекса РФ требует от органа внутреннего муниципального финансового контроля разработки стандартов осуществления внутреннего муниципального финансового контроля.
В связи с принятием Закона Ивановской области от 07.07.2016 г. N 47-ОЗ "О внесении изменений в Закон Ивановской области "Об административных нарушениях в Ивановской области" полномочия органа внутреннего муниципального финансового контроля дополнены возможностью составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.21, 15.1, 15.11, 15.14 - 15.15.16, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 20 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при осуществлении внутреннего муниципального финансового контроля.
За 2015 и 2016 года план контрольной деятельности по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля и контроля в сфере закупок выполнен в полном объеме.
Общее количество сотрудников отдела внутреннего муниципального финансового контроля - 2 человека, прошедшие в 2016 году повышение квалификации по программам "Государственный и муниципальный финансовый контроль", "Совершенствование контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
В 2016 году отделом внутреннего муниципального финансового контроля проведено 20 контрольных мероприятий (на 2 единицы больше, чем в 2015 году), из них
- 1 обследование по вопросу осуществления главным администратором бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита,
- 5 проверок соблюдения законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ о контрактной системе в сфере закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, проведенные с целью установления законности составления и исполнения бюджета Комсомольского района в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности.
- 7 проверок соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг в соответствии с частью 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
В ходе осуществления контрольной деятельности отделом выявляются нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, большую долю в которых составляют нарушения порядка ведения бухгалтерского и бюджетного учета и предоставления отчетности.
Выявленные нарушения свидетельствуют о недостаточном осуществлении главными администраторами бюджетных средств, в том числе главными распорядителями - внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
По результатам проведенных контрольных мероприятий объектам контроля направляются представления, предписания и заключения.
Сведения о нарушениях, содержащих признаки административных правонарушений в сфере закупок товаров, работ, услуг, направляются в Административный Департамент Ивановской области.
Основой для создания внутренней системы предупреждения нарушений в финансово-бюджетной сфере служит внутренний финансовый контроль, обязанность по осуществлению которого регламентирована статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Внутренний финансовый контроль - это управленческий инструмент, позволяющий оперативно и своевременно выявлять и устранять риски, возникающие при выполнении бюджетных процедур, и возможные последствия этих рисков.
Одним из немаловажных полномочий, которым наделен отдел внутреннего муниципального финансового контроля, является анализ осуществления ГРБС внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Практика анализа, проводимого отделом внутреннего муниципального финансового контроля свидетельствует о недостаточном уровне развития данной системы, что не способствует усилению контроля за расходованием бюджетных средств.
Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере реализации Программы
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год (оценка) |
1 |
Исполнение бюджета Комсомольского муниципального района по доходам |
% |
99 |
98 |
100 |
95 |
2 |
Исполнение бюджета Комсомольского муниципального района по расходам |
% |
90 |
97 |
99 |
99 |
3 |
Доля программно-целевых расходов бюджета Комсомольского муниципального района |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
4 |
Планируемый объем дефицита бюджета Комсомольского муниципального района на очередной финансовый год |
% |
0 |
3 |
0 |
0 |
5 |
Уровень отклонения доходов бюджета Комсомольского муниципального района от запланированных в решении о бюджете на очередной финансовый год (первоначально) |
% |
82 |
112 |
94 |
95 |
6 |
Доля просроченной кредиторской задолженности получателей бюджетных средств в расходах бюджета Комсомольского муниципального района в части собственных полномочий |
% |
0 |
0 |
0 |
0 |
7 |
Доля просроченной кредиторской задолженности по оплате труда (включая начисления на оплату труда) муниципальных бюджетных учреждений |
% |
0 |
0 |
0 |
0 |
8 |
Размещение на официальном сайте Администрации Комсомольского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о районном бюджете и отчета об исполнении районного бюджета, в том числе в доступной для граждан форме в актуальном формате |
да/нет |
да |
да |
да |
да |
9 |
Доля собственных доходов местного бюджета (за исключением безвозмездных поступлений, поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений и доходов от платных услуг, оказываемых муниципальными казенными учреждениями) в общем объеме доходов бюджета Комсомольского муниципального района |
% |
25,9 |
22,9 |
27,7 |
25,78 |
10 |
Выполнение плана контрольных мероприятий по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля |
% |
60 |
100 |
100 |
100 |
11 |
Число проведенных контрольных мероприятий на одного сотрудника отдела внутреннего муниципального финансового контроля |
ед. |
10 |
9 |
10 |
9 |
12 |
Доля исполненных представлений и предписаний в общем количестве направленных представлений и предписаний |
% |
100 |
64 |
100 |
100 |
13 |
Уровень профессиональной подготовки сотрудников органа внутреннего муниципального финансового контроля (отношение числа сотрудников, прошедших профессиональную подготовку за год к общему числу сотрудников ) |
% |
- |
50 |
100 |
- |
14 |
Общее количество случаев осуществленных муниципальных внутренних заимствований (в различных формах), в том числе переходящих на очередной финансовый год |
Ед. |
3 |
0 |
1 |
1 |
15 |
Уровень исполнения установленных законодательством Российской Федерации требований о составе отчетности об исполнении консолидированного бюджета Комсомольского муниципального района, представляемой в Департамент финансов Ивановской области - 100%. |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
3. Цель (цели) и ожидаемые результаты реализации муниципальной программы
Целью муниципальной программы "Осуществление финансовой политики Комсомольского муниципального района" является эффективное управление финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении Комсомольского муниципального района и Комсомольского городского поселения.
В рамках реализации основного мероприятия планируется осуществлять следующие мероприятия:
1.1. Начиная с 2008 года, в основу бюджетного планирования положен так называемый метод "скользящей трехлетки". Этот метод предусматривает, что утвержденные ранее бюджетные проектировки второго и третьего года трехлетнего периода становятся основой следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировок нового третьего года. При этом на принятие новых расходных обязательств в плановом периоде предусматривается создание и поддержание необходимых финансовых ресурсов. Для этого в составе расходов бюджетов муниципального района и городского поселения планового периода формируются условно утверждаемые расходы в объеме не менее 2,5 процентов общего объема расходов бюджетов Комсомольского муниципального района и Комсомольского городского поселения (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из областного бюджета, имеющих целевое значение) в первый год планового периода и не менее 5 процентов общего объема расходов бюджетов муниципального района и городского поселения (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из областного бюджета, имеющих целевое значение) во второй год планового периода.
Данная норма позволяет обеспечить преемственность и предсказуемость бюджетной, налоговой и долговой политики, способствует повышению устойчивости бюджетной системы бюджетов муниципального района и городского поселения, повышает обоснованность планирования бюджетных расходов, дает возможность главным распорядителям бюджетных средств реагировать на меняющуюся ситуацию, при необходимости реструктуризировать обязательства, что в свою очередь способствует повышению эффективности использования бюджетных средств, реализовывать новые приоритеты бюджетной политики.
Одновременно с инструментом трехлетнего планирования бюджета в бюджетный процесс бюджетов муниципального района и городского поселения введена норма раздельного планирования бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых обязательств. Данная норма обеспечивает безусловное исполнение ранее принятых (действующих) расходных обязательств и установление новых обязательств в соответствии с приоритетами проводимой бюджетной политики в пределах имеющихся бюджетных ресурсов.
В условиях ограниченности бюджетных ресурсов, сокращения темпов роста собственных доходов и увеличения темпов роста расходов бюджета перед органами местного самоуправления стоит задача недопущения установления долгосрочных целей без учета объективно обусловленных бюджетных ограничений, возникновения необеспеченных расходных обязательств, наращивания расходов, не имеющих четких результативных критериев. Для решения задачи по повышению качества управления финансами планируется проведение таких мероприятий как:
- принятие новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения, а также с учетом сроков и механизмов их реализации;
- проведение анализа и оценки рисков для бюджетной системы от принятия новых или увеличению действующих расходных обязательств;
- установление порядка и критериев принятия решений по введению новых или увеличению действующих расходных обязательств, усиление ответственности главных распорядителей средств бюджетов муниципального района и городского поселения за достоверность оценки их объема и сроков исполнения;
- использование процедуры конкурсного распределения бюджета принимаемых обязательств;
- обеспечение информационной открытости о муниципальных финансах Комсомольского муниципального района и Комсомольского городского поселения, в том числе путем размещения информации в сети Интернет, публикаций в средствах массовой информации.
Регулярный мониторинг качества управления муниципальными финансами, финансирование муниципальных учреждений исходя из объемов муниципального задания, информационная открытость о бюджетах муниципального района и городского поселения являются непосредственными результатами реализации качественного и эффективного управления средствами бюджетов муниципального района и городского поселения.
1.2. Совершенствование формирования и исполнения бюджетов муниципального района и городского поселения, порядка формирования бюджетной отчетности, обеспечение открытости и прозрачности бюджетов.
При реализации данного мероприятия предусматривается:
- организация исполнения бюджета муниципального района и городского поселения;
- повышение качества бюджетной отчетности и достоверности отражаемой в ней информации;
- оказание методической поддержки главным распорядителям средств бюджета муниципального района и поселениям Комсомольского муниципального района;
Одним из ключевых направлений работы становится обеспечение широкого применения информационно-коммуникационных технологий в бюджетном процессе, в том числе разработка и внедрение новых программных продуктов, их совершенствование. Постоянное внедрение технологий автоматизации финансовых расчетов, совершенствование процедур осуществления платежей позволяют поднять на качественно новый уровень исполнение бюджета муниципального района и городского поселения, обеспечивают оперативность и достоверность бюджетной отчетности, поддерживают в актуальном состоянии информационную базу, необходимую для эффективного управления бюджетным процессом.
Мероприятием также предусматривается осуществление деятельности, направленной на обеспечение полноты представления информации о бюджете и бюджетном процессе в Комсомольском городском поселении и Комсомольском муниципальном районе и повышение доступности соответствующей информации для граждан.
Реализация мероприятия предполагает:
1) ежегодную публикацию "бюджета для граждан".
Под "бюджетом для граждан" понимается аналитический документ, публикуемый в открытом доступе финансовым органом в целях предоставления гражданам актуальной информации о бюджете и отчет о его исполнении в объективной, простой и доступной для понимания форме.
Публикация "бюджетов для граждан" предусматривается как мера, направленная на повышение прозрачности и открытости муниципальных финансов, усиление подотчетности и общественного контроля.
Разработка "бюджетов для граждан" осуществляется на основе методических рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации.
"Бюджет для граждан" подлежит размещению на официальном сайте Финансового управления в одноименном разделе ежегодно не позднее даты внесения проекта решения о бюджете муниципального района и городского поселения и проекта решения об исполнении бюджета муниципального района и городского поселения на рассмотрение в Советы Комсомольского муниципального района и Комсомольского городского поселения, а также одновременно с официальным опубликованием решения о бюджетах, решения об исполнении бюджетов;
2) обеспечение открытости информации о бюджете и бюджетном процессе в муниципальном районе и городском поселении, а также иной информации в сфере муниципальных финансов, путем размещения на официальном сайте Финансового управления в сети Интернет.
Предусматривается расширение перечня и содержания информации, доступной на официальном сайте Финансового управления в отношении данных районного, городского и консолидированного бюджета Комсомольского муниципального района, бюджетного процесса, ее своевременная актуализация и обновление.
Срок выполнения мероприятия - 2017 - 2019 годы.
1.3. Внедрение (развитие) отдельных элементов системы "электронного бюджета" в деятельность органов местного самоуправления по составлению и исполнению бюджета муниципального района и бюджета городского поселения.
Выполнение мероприятия нацелено на дальнейшую автоматизацию функций и процессов управления муниципальными финансами, исключение дублирующих и рутинных операций, обеспечение интеграции информационных систем управления муниципальными финансами, включая интеграцию с единой государственной информационной системой управления общественными финансами "Электронный бюджет", в том числе по ведению и утверждению ведомственных перечней государственных услуг (работ).
На первом этапе внедрения системы "электронного бюджета" (2017 - 2018 годы) планируется провести модернизацию и интеграцию информационных систем формирования реестра расходных обязательств, составления проекта местного бюджета (в том числе проектов внесения изменений в бюджет муниципального района и городского поселения) и исполнения бюджета (ведение сводной бюджетной росписи). Данные меры позволят существенно повысить административную эффективность, обеспечив применение принципа "однократного ввода" информации.
1.4. Основными целями муниципального финансового контроля в Комсомольском муниципальном районе и Комсомольском городском поселении являются контроль за формированием и исполнением бюджета, а также определение правомерности, целевого характера, эффективности, рациональности и экономности
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.