Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Департамента
социальной защиты населения
Ивановской области
от 06.09.2017 N 32
"4. Итоговая аттестация по программе
Итоговая аттестация по программе проводится в форме собеседования по темам программы с применением заданий в виде открытых вопросов и вопросов с предлагаемыми вариантами ответов (тест). Кроме вопросов по темам программы в итоговую аттестацию входит практическое задание (разбор проблемной ситуации).
I. Задания в виде открытых вопросов
Критерии оценки ответов на открытые вопросы: каждый вопрос оценивается по пятибалльной шкале:
1 балл - содержание вопроса не изложено;
2 балла - содержание вопроса изложено не связно, не раскрыта суть изученного материала;
3 балла - содержание вопроса изложено не связно, не раскрыта суть изученного материала, демонстрируется прочность и прикладная направленность полученных знаний и умений, но при ответе допущены значительные ошибки, иногда нарушается последовательность изложения или отсутствуют некоторые существенные элементы содержания;
4 балла - содержание вопроса изложено связно, в краткой форме, раскрыта суть изученного материала, демонстрируется прочность и прикладная направленность полученных знаний и умений, но при ответе допущены незначительные ошибки, иногда нарушается последовательность изложения или отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания;
5 баллов - при ответе продемонстрированы системные полные знания и умения по поставленному вопросу. Содержание вопроса изложено связно, в краткой форме, последовательно раскрыта суть изученного материала, демонстрируется прочность и прикладная направленность полученных знаний и умений.
Предлагаемый перечень открытых вопросов:
1. Назовите нормативно-правовые акты, регламентирующие процедуру семейного устройства ребенка.
2. Какие семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существуют в Российской Федерации?
3. Назовите требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в замещающие родители.
4. Назовите основные причины, по которым несовершеннолетние дети могут остаться без попечения родителей.
5. Перечислите меры социальной поддержки замещающих семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством Ивановской области.
6. Где кандидатам в замещающие родители могут оказать содействие в подборе ребенка?
7. Перечислите права и обязанности замещающих родителей.
8. Перечислите основные потребности ребёнка, которые родители должны удовлетворять до достижения им возраста 18 лет.
9. Для второго этапа адаптации характерен кризис взаимоотношений. Приемным родителям может показаться, что хорошего и милого ребенка вдруг словно подменили. Он перестает слушаться, ведет себя не так, как хочется взрослым. В такой момент приемные родители могут испугаться, не совершили ли они ошибку, правильно ли сделали, что взяли этого ребенка в семью. Почему подобный кризис необходим приемной семье?
10. По каким признакам Вы поймете, что у Вашего приёмного ребенка формируется привязанность к Вам?
11. Перечислите признаки нарушения привязанности в поведении ребенка.
12. Какова, по Вашему мнению, роль игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста?
13. В чем, по Вашему мнению, заключается обеспечение безопасного воспитания ребенка?
14. Депрессия у детей. В каком возрасте чаще встречаются депрессивные состояния у детей? Охарактеризуйте характерные признаки детской депрессии.
15. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергшегося жестокому обращению.
16. Охарактеризуйте понятие "гиперактивный ребенок". Тактика воспитания гиперактивного ребенка.
17. Что обозначает термин "отягощенная наследственность"? Какие особенности развития относятся к наследственным?
18. Назовите формы "трудного" поведения приемного ребенка и способы работы с ними.
II. Задания в виде вопросов с предлагаемыми вариантами ответов (тест)
Критерии оценки вопросов с предлагаемыми вариантами ответов (тест): каждый правильный ответ на вопрос оценивается в 2 балла, при выборе одновременно "верного" и "неверного" ответов на вопрос, учитывается общий результат, как "неверный" - 0 баллов.
Перечень вопросов с предлагаемыми вариантами ответов (тест):
1. Опека - это...?
а) форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью);
б) форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством не вправе совершать самостоятельно;
в) форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.
2. Усыновление - это.?
а) форма устройства ребенка в семью патронатного воспитателя при обязательном условии разграничения в договоре о патронатном воспитании прав и обязанностей по защите прав этого ребенка между его родителями (если они не лишены родительских прав), органом опеки и попечительства и патронатным воспитателем;
б) форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, производимая в судебном порядке и обеспечивающая возникновение между усыновителями и усыновленными тех же прав и обязанностей, которые существуют между родителями и их родными детьми;
в) форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.
3. Приёмный ребёнок, находящийся под опекой (попечительством), на общение с кровными родственниками (бабушками, дедушками, братьями, сестрами и т.д.):
а) имеет право; б) не имеет права.
4. Сколько по времени длится период адаптации ребенка в семье?
а) от 2 до 5 месяцев; б) от 6 месяцев до 12 месяцев; в) от 1,5 до 2 лет.
5. Какой из этапов адаптации считается самым критическим?
а) "Медовый месяц";
б) "Установление детско-родительских отношений: "Уже не гость";
в) "Вживание"; г) "Стабилизация отношений".
6. Если ребенок плохо себя ведет, значит ли это, что ему не подходит приёмная семья?
а) да; б) нет.
7. Привязанность - это... ?
а) тесная эмоциональная связь между людьми, характеризующаяся взаимным вниманием, чуткостью и отзывчивостью и желанием поддерживать близкие отношения;
б) оценка личностью самой (самого) себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, ценность, приписываемая ею (им) себе или отдельным своим качествам.
8. С какого периода начинается половое развитие ребенка?
а) ранний дошкольный возраст; б) подростковый возраст;
в) младенческий возраст; г) младший школьный возраст
9. К какому виду насилия относится преднамеренная социальная изоляция ребенка:
а) физическое насилие; б) сексуальное насилие;
в) психологическое насилие; г) пренебрежение нуждами ребенка.
10. На каком из этапов переживания горя и потери ребенок бессознательно не воспринимает потерю (разлуку) матери как реальную?
а) депрессия и вина; б) стадия гнева; в) шок и отрицание; г) принятие.
11. Определите стиль воспитания: "Теплые отношения, высокий уровень контроля. Родители осознают свою важную роль в становлении личности ребенка. Также они признают и право самого ребенка на саморазвитие. Родители понимают какие требования необходимо диктовать, а какие обсуждать, и в разумных пределах готовы пересматривать свои позиции".
а) либеральный; б) авторитетный; в) авторитарный;
г) индифферентный/безразличный.
12. Соотнесите виды насилия с их признаками.
Виды насилия |
Признаки |
1) физическое насилие; 2) сексуальное насилие (развращение); 3) психическое (эмоциональное) насилие; 4) пренебрежение нуждами ребенка |
а) - открытое неприятие и постоянная критика ребенка; - угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме; - замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка; - ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний; - однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму; - унижение и насмешки, вызывающие у ребенка негативные чувства по отношению к себе; - угрозы бросить ребенка, манипуляции: "Не любишь меня - уходи к другой маме", "Ты мне такой не нужен"; игра на чувствах ребенка; б) преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку; в) - отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию; - отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая; - отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи; г) вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. |
13. Соотнесите ведущий вид деятельности к каждому возрастному периоду:
Период |
Вид деятельности |
1) период новорожденности; 2) раннее детство; 3) дошкольное детство; 4) младший школьный возраст; 5) подростковый возраст; 6) юность. |
а) трудовая деятельность; б) учебная деятельность; в) общение со сверстниками; г) игра; д) эмоциональное общение со взрослыми; е) предметно-манипулятивная деятельность. |
14. Если маленький ребенок хорошо вошел в замещающую семью, с ним не будет проблем в подростковом возрасте: а) да; б) нет.
15. Депривация - это ....?
а) психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека в удовлетворении в достаточной мере его основных психических потребностей, характеризующееся выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов;
б) процесс приспособления органа, организма, личности или группы к изменившимся внешним условиям;
в) нарушение общего психического и интеллектуального развития, которое обусловлено недостаточностью центральной нервной системы и имеет стойкий, необратимый характер.
16. Соотнесите с возрастным периодом поведенческие проявления.
Возрастной период |
Поведенческие проявления |
1) дошкольный возраст; 2) младший школьный возраст; 3) подростковый возраст. |
а) бросается в крайности, эмоциональная нестабильность, сверхчувствительность, отношение "я сам знаю", характерен негативизм, строптивость, протест-бунт, упрямство, своеволие, деспотизм; б) изменение мотивации, появление произвольности поведения, смена игровой деятельности на учебную, изменение отношения к окружающему миру, появление самоконтроля, в т.ч. самоконтроль эмоций; в) повышенная любознательность, постоянно задает вопросы, нуждается в одобрении взрослого, имитирует и подражает манерам и привычкам взрослого, очень подвижен, устает, когда продолжительное время чем-то одним занимается, начинает раздражаться и капризничать. |
17. У замещающих родителей могут возникнуть отрицательные чувства к приёмному ребенку? а) да; б) нет.
18. Могут ли лица, лишенные родительских прав, взять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей?
а) да; б) нет; в) по усмотрению органов опеки.
III. Практическое задание (разбор проблемной ситуации)
Критерии оценки выполнения практического задания: кандидатам
предлагается рассмотреть одну проблемную ситуацию, практическое задание оценивается по пятибалльной шкале:
1 балл - отсутствие варианта ответа;
2 балла - предложенный вариант является неприемлемым. Предлагается такой вариант решения, при котором проявляющиеся трудности и проблемы детей не рассматриваются, а их интересы не учитываются. Предложенный вариант может свидетельствовать о попустительстве и равнодушии к происходящему. В ответе может проявиться негативное отношение к другим участникам процесса, неудовлетворенность собственным социальным положением и др.;
3 балла - приведен вариант разрешения ситуации нейтрального типа, это возможный, но не конструктивный вариант реагирования. Ситуация не станет хуже, но и не улучшится. Ответ не имеет обоснования или приведенное обоснование является не существенным. Решение направлено на то, чтобы "здесь и теперь" ситуация выглядела беспроблемной, а его негативное влияние на поведение и личностные характеристики обучающегося в будущем практически не учитывается;
4 балла - предложенный вариант реагирования направлен на достижение положительного эффекта. В предлагаемом решении демонстрируется понимающее отношение к детям, учитываются условия проблемной ситуации. Однако предложенное описание не содержит достаточного обоснования, направленность на положительный эффект не подкреплена соответствующими знаниями;
5 баллов - дан конструктивный вариант реагирования и приведено его качественное обоснование. Предложенный вариант будет способствовать достижению целей, формированию позитивных новообразований в форме знаний, умений или качеств личности принимаемого ребенка. Обоснование включает анализ ситуации, изложение возможных причин ее возникновения, постановку целей и задач; учет особенностей детей, предвидение результатов воздействия.
Общая инструкция ответа к проблемной ситуации:
- прочитайте ситуацию, дайте объяснение тому, что происходит с ребенком (детьми) в замещающей семье;
- перечислите пути решения данной ситуации с обоснованием выбранного варианта решения;
- какое развитие событий в семье можно предположить, если оставить ситуацию без изменения.
Предлагаемые для рассмотрения ситуации:
1. "Никите 10 лет, он учится в начальной школе. В приемной семье Никита совсем недавно. Мальчик почти год жил в детском доме, после того, как его забрали из кровной семьи, в которой мальчик подвергался физическому насилию. На прошлой неделе приемных родителей вызвали в школу и сказали, что мальчик ведет себя агрессивно по отношению к своим одноклассникам. Он может ударить другого ребенка, когда тот не делает то, что хочет Никита. А накануне Никита устроил серьезную драку с мальчиком, который его обозвал.".
2. "Оле 8 лет, она живет в приемной семье вместе со своей младшей сестренкой Катей (3 года) уже год. Приемная мама воспитывает девочек одна, и почти всё свободное время уделяет младшей, поскольку у Кати есть трудности со здоровьем. Оля вполне самостоятельная девочка, однако, она очень нуждается во внимании. Также, Оле никак не удается наладить отношения с ребятами в школе: с ней никто не хочет дружить. Некоторое время назад приёмная мама заметила, что у нее стали исчезать небольшие суммы денег. Она не придавала этому значения, т.к. думала, что просто не помнит, как потратила. Но вчера у нее пропало несколько украшений, среди которых была как бижутерия, так и ювелирные изделия. Сразу же выяснилось, что украшения взяла Оля. Почти все она раздала своим одноклассницам в школе.".
3. "Приемная дочь постоянно просит о наказании. За любую погрешность просит, чтоб ее запирали в темном чулане, при отказе грубит родителям и упрекает их в отсутствии любви, просит отвезти ее обратно в детский дом. Такое поведение ребенка пугает приемных родителей, они начинают сомневаться в своем выборе, отзываются о детях, оставшихся без попечения родителей, как о психически неполноценных.".
4. "В своих играх приемный ребенок агрессивен: он постоянно душит мишку, заклеивает ему рот. В играх демонстрирует крушение, устраивает аварии и радуется произошедшему. Также стали поступать жалобы от воспитателя группы о том, что ребенок обижает других детей. Нередки случаи, когда приемный ребенок и сам жалуется на то, что его обижают мальчики в группе.".
5. "Мы с мужем, теперь уже бывшим, 3 года назад взяли под опеку мальчика в возрасте 3 лет. Своих детей у нас нет (по медицинским причинам), и решение о принятии ребенка в нашу семью было совместным. Ездили по разным детским домам и в одном из них увидели мальчика Сашу. Он попал в дом ребенка после смерти своей мамы. Отношения в нашей семье складывались неплохо, мальчик активно рос и развивался. Но через 2 года муж стал все чаще задерживаться вечерами, а еще через год он заговорил о разводе. Я никак не ожидала такого поворота, потому что очень сильно любила мужа, и сейчас его люблю. Недавно мы развелись. Мне сейчас очень тяжело, но при сыне я стараюсь держаться, не плакать, не показывать своего горя. Сейчас я воспитываю сына одна, о разводе с мужем сказала ему очень коротко, так как не знаю, надо ли говорить с ребенком на эту тему. Боюсь нанести Саше еще одну травму, ведь в жизни ему и так уже досталось. Кроме того, в последнее время воспитатели в детском саду стали жаловаться, что сын стал агрессивным, отнимает игрушки, затевает драки, может ударить как мальчика, так и девочку. Но со мной он ведет себя спокойно, стал даже более послушным, чем раньше, и я не понимаю, с чем связана его агрессия в детском саду.".
6. "Приемная мама объяснила ситуацию приёма детей в семью следующим: у них с мужем в семье воспитывались 3 кровные дочери, очень хотелось сыновей, но мечте так и не было суждено реализоваться. На семейном совете было решено взять из детского дома сначала Никиту, потом и Севу. Хотелось, чтобы нашей младшей дочери было интереснее расти, было гармоничным развитие, было больше общения - детей мы с мужем взяли одного возраста (т.е. на сегодняшний день им всем по 8 лет). Между детьми часто случаются конфликтные ситуации, только конфликты носят "скрытый" характер. Бывает, что, то у одного, то у другого из мальчиков наблюдается резкая смена настроения, снижается активность. Такая же реакция наблюдается и у кровной дочери Насти. В последнее время, она просто "верховодит" ребятами, разговаривает с ними в приказном тоне, часто капризничает по пустякам, стала обидчивой. ".
7. "Два месяца назад мы в нашу семью взяли мальчика и девочку (Славик и Ксюша, 7 и 9 лет). К тому моменту у нас уже было двое своих детей и двое приемных. Слава и Ксюша сразу стали называть нас папой и мамой, с остальными детьми у них сложились хорошие отношения. Месяц назад мне позвонила женщина и сказала, что она тетя Славы и Ксюши. Она настаивала на посещении детей, говорила, что хочет привезти подарки. В тот момент я не знала, что мне делать. Я пригласила ее к нам. Но как сказать об этом детям? Вдруг, они захотят уехать с родной тетей, и я не смогу их удержать? Когда я набралась смелости и сообщила детям о том, что завтра приедет их тетя, Ксюша опустила глаза и произнесла: "Я не хочу ее видеть". А Слава напротив, обрадовался. Ксюша посмотрела на него и сказала: "Ты тоже не хочешь ее видеть". Славик замер и согласился. Что мне делать? Общение с родственниками должно быть. Почему так резко изменилось отношение детей к тете?"
8. "У нас с мужем есть родная и приемная дочь. Обеим девочкам по три года. Приемную дочку мы взяли полгода назад. Девочки сразу подружились, вместе играют, ревности нет, они сразу нашли общий язык. Я заметила, что приемная дочь стала кушать очень много, кушает с жадностью, словно боится, что у нее отнимут. Спустя какое-то время она стала прятать еду в постель, кушать украдкой. Воспитатель из дома ребенка рассказала нам о том, что девочка жила в неблагополучной семье, мать уходила надолго и оставляла девочку голодной. Она могла голодать до нескольких дней. Мы обеспокоены здоровьем девочки, не знаем, как вести себя в такой ситуации.".
9. "Приемный ребенок живет в нашей семье уже около полутора лет. Паше 7 лет, он имел педагогическую запущенность, в детский сад ходил очень недолго. В этом году он пошел в первый класс. Трудности начались почти сразу же. Паша плохо запоминает учебный материал, не запоминает буквы, возникли трудности с чтением, письмом. Вернулся энурез, хотя нам казалось, что мы его вылечили. Я очень переживаю, сможет ли он учиться в обычной школе, не станет ли двоечником, ведь может сказаться плохая наследственность.".
10. "У нас неполная семья. Я проживаю с мамой, с мужем в разводе. Воспитываю двухлетнего сына. 9 месяцев назад взяла под опеку новорождённого мальчика. В последующем планирую его усыновить. Мальчик быстро адаптировался в нашей семье. Так как между детьми разница в возрасте небольшая, они быстро нашли общий язык и теперь "не разлей вода". Несмотря на то, что ребёнок ещё маленький, меня уже сейчас беспокоит то, как и когда сказать ребёнку о том, что он приёмный.".
11. "Мы взяли двух детей из детского дома (Лиза 16 лет и Славик 5 лет). Как позже оказалось, дети проживали в одной квартире со вторым "гражданским" мужем матери (отцом Славика), который периодически вступал в сексуальную связь с Лизой. Мать никак не реагировала на жалобы Лизы. Когда Славе было 2 года, его отца посадили, а мать лишили родительских прав. Дети были отправлены в приют, а затем в детский дом. Славик нам сразу понравился, как только мы его увидели в детском доме. А про Лизу нам сказали позже, когда мы готовили документы. Сейчас Лизе уже 18 лет и встает вопрос об ее отдельном и самостоятельном проживании. Жилье, закрепленное за Лизой, является и жильем ее матери и отчима, который недавно освободился из мест лишения свободы. Каким образом мы можем обеспечить безопасность Лизы?".
12. "Я взяла Рому полтора года назад, когда он заканчивал первый класс. Учился он сносно, на тройки, иногда четверки. Со стороны учителя особых претензий к поведению не было. Я его перевела в другую школу, поближе к дому. Сейчас учитель каждый день мне перечисляет то, что Рома "натворил" в школе: дерётся, пинается, портит чужие вещи, отвлекает детей во время урока. Пока я сижу рядом с ним - все уроки выполнены, а в классе, на уроках - ничего не делает, поет песни, обзывает детей. Учитель настоятельно рекомендует перевести Рому на домашнее обучение.".
13. "Лена в семье живет недавно. Первый этап адаптации проходил без особых проблем. Однажды, приемная мама, придя домой, обнаружила в комнате девочки коробку из-под телевизора, внутри которой была устроена постель. Лена наотрез отказывалась спать в кровати: "Вы неправильно спите! Спать надо здесь! Это настоящая кровать! Вы ничего не знаете и не понимаете!! Я всегда так спала!".
14. "Ира, девочка 3-х лет, проживает в семье 1 месяц. В целом, адаптация проходит нормально, но у девочки наблюдаются вспышки гнева по отношению к кровному ребенку. Она провоцирует конфликты, склонна к нанесению себе физических увечий (стукает себя по лицу, царапает руки). Однажды вечером, когда приемная мама готовили ужин, в детской комнате раздался крик. Приёмная мама бросились к детям и увидела, что Ира жестоко избивает другого ребенка.".
Критерии успешного прохождения итоговой аттестации: максимальная оценка при итоговом собеседовании - 131 балл, прохождение итогового собеседования - не менее 70% от максимального числа баллов (92 балла).
Результаты итоговой аттестации оформляются по ниже приведенной форме и включаются в состав личного дела кандидата в кандидата в замещающие родители.
Форма
Результаты итоговой аттестации по программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей,
__________________________________________________
(ФИО кандидата в замещающие родители)
N п/п |
Вид задания |
Количество набранных баллов |
I |
Открытый вопрос (max 90 баллов) |
|
II |
Вопрос с вариантами ответов (max 36 баллов) |
|
III |
Практическое задание (max 5 баллов) |
|
|
Общее количество баллов (max 131 балл) |
|
"
<< Назад |
||
Содержание Приказ Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 6 сентября 2017 г. N 32 "О внесении изменения в... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.