Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Ивановской области
от 6.12.2017 N 460-п
Государственная программа Ивановской области
"Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области"
5 марта 2018 г.
Раздел 1 изменен с 6 марта 2018 г. - Постановление Правительства Ивановской области от 5 марта 2018 г. N 51-п
1. Паспорт государственной программы Ивановской области
Наименование программы |
Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области |
Срок реализации программы |
2018 - 2020 годы |
Перечень подпрограмм |
1. Обеспечение жильем отдельных категорий граждан. 2. Развитие газификации Ивановской области. 3. Обеспечение жильем молодых семей. 4. Государственная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования. |
Администратор программы |
Департамент строительства и архитектуры Ивановской области |
Ответственные исполнители |
Департамент строительства и архитектуры Ивановской области; Департамент социальной защиты населения Ивановской области |
Исполнители |
Департамент строительства и архитектуры Ивановской области; Департамент социальной защиты населения Ивановской области Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области |
Цель (цели) программы |
1. Содействие улучшению жилищных условий граждан и повышению доступности жилья. 2. Обеспечение повышения уровня газификации Ивановской области природным газом |
Целевые индикаторы (показатели) программы |
1. Годовой объем ввода жилья. 2. Количество оплаченных свидетельств, предоставленных гражданам в целях улучшения жилищных условий, в том числе с помощью ипотечного жилищного кредита. 3. Число получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан. 4. Уровень газификации природным газом городов и сельских населенных пунктов Ивановской области |
Объемы ресурсного обеспечения программы |
Общий объем бюджетных ассигнований: 2018 год - 492359158,66 руб., 2019 год - 20003458,66 руб., 2020 год - 19978458,66 руб.; - областной бюджет: 2018 год - 189798758,66 руб., 2019 год - 13959758,66 руб., 2020 год - 13959758,66 руб.; - федеральный бюджет: 2018 год - 302560400,00 руб., 2019 год - 6043700,00 руб., 2020 год - 6018700,00 руб. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
К 2020 году: - годовой объем ввода жилья в Ивановской области достигнет 275,0 тыс. кв. м; - улучшить жилищные условия смогут не менее 300 молодых семей, а также не менее 150 граждан (семей) за счет мер государственной поддержки в сфере ипотечного жилищного кредитования; - уровень газификации природным газом городов и сельских поселений Ивановской области достигнет 81,0 процента. |
2. Анализ текущей ситуации в сфере реализации государственной программы Ивановской области
Реализация мероприятий по улучшению жилищных условий граждан и повышению доступности жилья в 2014 - 2017 годах осуществлялась в рамках государственной программы Ивановской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры, услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области", утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 458-п, реализация которой за четыре года позволила:
- ввести в эксплуатацию порядка 950 тыс. кв. м. нового жилья;
- улучшить жилищные условия порядка 700 семей и 560 граждан;
- повысить уровень газификации до 78,4%.
Приоритетными задачами настоящей государственной программы являются:
- стимулирование развития жилищного строительства;
- поддержка платежеспособного спроса на жилье молодых семей, семей, имеющих 3 и более детей, а также ипотечного жилищного кредитования;
- выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;
- повышение уровня газификации природным газом городов и сельских населенных пунктов.
Реализация настоящей государственной программы направлена на:
1. Содействие улучшению жилищных условий граждан и повышению доступности жилья по следующим направлениям деятельности:
1.1. Обеспечение жильем отдельных категорий граждан
За счет средств федерального бюджета осуществляется обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" граждан, принятых на учет нуждающихся в жилом помещении, относящихся к следующим категориям:
инвалиды Великой Отечественной войны;
участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.
За счет средств федерального бюджета осуществляется обеспечение жильем в соответствии с федеральными законами от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" граждан, принятых на учет нуждающихся в жилом помещении до 01.01.2005, относящихся к следующим категориям:
инвалиды боевых действий, а также военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);
ветераны боевых действий;
члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), члены семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий;
инвалиды;
семьи, имеющие детей-инвалидов.
За период 2014 - 2017 годов (по состоянию на 01.07.2017) жильем за счет средств федерального бюджета обеспечены 559 человек на общую сумму 573,9 млн. руб., из них:
- 531 инвалид, ветеран Великой Отечественной войны, член семей умерших (погибших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны на общую сумму 559,4 млн. руб.;
- 28 ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на общую сумму 14,5 млн. руб.
Вместе с тем по состоянию на 01.07.2017 численность отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях составляет 245 человек, из них:
- инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей умерших (погибших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны составляет 52 человека, в том числе участников Великой Отечественной войны - 2 человека, членов семей умерших (погибших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны - 50;
- ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет для обеспечения жильем до 01.01.2005, составляет 193 человека, в том числе ветеранов боевых действий - 39 человек, инвалидов - 131 человек, семей, имеющих детей-инвалидов, - 23.
1.2. Обеспечение жильем молодых семей
Обеспечение жильем молодых семей - один из инструментов решения демографической проблемы Ивановской области.
На поддержку молодых семей направлены мероприятия подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" настоящей государственной программы.
За период 2014 - 2017 годов 529 молодых семей получили социальные выплаты на приобретение жилых помещений. За период 2006 - 2017 годов порядка 1900 молодых семей улучшили свои жилищные условия.
Несмотря на достигнутые результаты, проблема обеспечения жильем молодых семей остается актуальной.
1.3. Государственная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования
Как показывает практика последних лет, ипотечное жилищное кредитование остается одним из самых эффективных способов решения жилищных проблем. По данным коммерческих банков, ипотечное кредитование развивается в Ивановской области достаточно динамично.
В 2014 году коммерческие банки выдали жителям Ивановской области 7164 ипотечных жилищных кредита на сумму 9,633 млрд. рублей, в 2015 году - 4430 кредитов на сумму 6,647 млрд. рублей, в 2016 году - 4733 кредита на сумму 6,108 млрд. руб. Процентные ставки по кредитам в среднем в 2014 году были на уровне 14%, в 2015 году - 14%, в 2016 году - 12,8%.
На поддержку отдельных категорий граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, но не имеют объективной возможности накопить средства на приобретение жилья на рыночных условиях, направлена подпрограмма "Государственная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования" настоящей государственной программы.
За период 2014 - 2017 годов 193 участника подпрограммы "Государственная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования" государственной программы Ивановской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области", утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 458-п, получили субсидии для оплаты первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов на приобретение жилья или на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам.
Реализация подпрограммы "Государственная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования" настоящей государственной программы направлена на повышение доступности ипотечных жилищных кредитов в Ивановской области.
1.4. Стимулирование развития жилищного строительства
В 2014 - 2017 годах на территории Ивановской области введено порядка 950 тыс. кв. м нового жилья.
Существенными препятствиями для развития жилищного строительства на территории региона являются:
- отсутствие земельных участков, обустроенных коммунальной, инженерной и транспортной инфраструктурами;
- отсутствие механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры;
- непрозрачные и обременительные для застройщика условия присоединения к системам коммунальной инфраструктуры.
В приоритетном порядке меры государственной поддержки направляются на стимулирование застройщиков, реализующих проекты массовой многоэтажной и малоэтажной застроек.
Несмотря на достигнутые в предыдущие годы результаты в развитии строительного комплекса Ивановской области, пока не удалось обеспечить существенного улучшения ситуации в жилищной сфере, повысить доступность жилья для населения и обеспечить комфортные и безопасные условия проживания.
Приобретение, строительство и наем жилья с использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей - семьям с высокими доходами.
Так, коэффициент доступности жилья, измеряемый как соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. м к среднему годовому доходу семьи из 3 человек, в 2016 году составил 3,43 года.
По состоянию на 1 января 2017 года жилищный фонд Ивановской области составляет 26,2 млн. кв. м, или в пересчете на 1 жителя - 25,7 кв. м. В то же время значительная часть жилищного фонда не удовлетворяет потребностям населения не только своими размерами, но и качественными характеристиками. Так, не весь жилой фонд оборудован различными видами благоустройства. В очереди на улучшение жилищных условий состоит около 14,7 тыс. семей.
Массовое жилищное строительство и развитие территорий невозможны без осуществления грамотного, экономически и технически обоснованного градостроительного планирования.
Согласно требованиям градостроительного законодательства наличие документов территориального планирования и правил землепользования и застройки является необходимым условием для управления территорией, в том числе при принятии решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, выдаче разрешений на строительство.
Одной из приоритетных задач исполнительных органов государственной власти Ивановской области является улучшение инвестиционного климата, в частности в сфере строительства. Реализация некоторых инвестиционных проектов требует корректировки документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований, находящихся на территории Ивановской области.
Активному развитию жилищного строительства в области препятствует множество факторов и условий, находящихся в сфере ответственности различных уровней власти и управления:
- недостаточная покупательская и инвестиционная активность в строительстве;
- низкая доступность кредитных ресурсов для строительных организаций;
- отсутствие в достаточном количестве подготовленных земельных участков, обеспеченных инженерными сетями, объектами транспортной и социальной инфраструктуры для развития территорий в целях жилищного строительства;
- неактуальность документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований;
- наличие широких социальных групп населения с доходами, не достаточными для приобретения жилья с помощью собственных и заемных средств;
- неразвитость институтов финансирования некоммерческих форм жилищного строительства.
В результате предпринятых в последние годы мер государственного регулирования и наличия неудовлетворенного платежеспособного спроса со стороны ряда категорий граждан ежегодные объемы ввода жилья будут расти, что позволит стабилизировать уровень цен на жилье в реальном выражении. На основании документов территориального планирования будут определены оптимальные варианты видов развития жилищного строительства в муниципальных образованиях Ивановской области исходя из перспектив социально-экономического и демографического развития поселений, с учетом потребностей и предпочтений их населения. При этом изменится структура предложения жилья за счет увеличения доли жилья экономкласса, арендного жилья. Получат дальнейшее развитие различные формы государственно-частного партнерства, в том числе при развитии территорий под жилую застройку. Вместе с тем сохранится высокая зависимость жилищной сферы от динамики макроэкономических показателей, которые будут оказывать существенное влияние на доходы населения, а также на процентную ставку и иные параметры ипотечного жилищного кредитования, определяющие уровень доступности жилья.
В целях реализации Закона Ивановской области от 31.12.2002 N 111-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам Российской Федерации" предусмотрено мероприятие по предоставлению субсидий бюджетам муниципальных образований Ивановской области на разработку (корректировку) проектной документации и обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления (предоставленных) семьям с тремя и более детьми в Ивановской области.
За время реализации указанного выше закона в Ивановской области в собственность многодетным семьям предоставлено 5023 земельных участка, в том числе в 2017 году предоставлено 433 земельных участка.
Всего по состоянию на 01.10.2017 в органах социальной защиты населения Ивановской области на учете состоит 6853 многодетные семьи, в очереди на получение земельного участка стоят 2345 многодетных семей.
В целях повышения качества жизни семей, имеющих трех и более детей, путем создания условий для осуществления многодетными семьями индивидуального жилищного строительства, предусмотрены дополнительные меры, направленные на инфраструктурное обеспечение земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления (предоставленных) семьям с тремя и более детьми. Выполнение данного мероприятия будет способствовать улучшению жилищных условий многодетных семей и развитию жилищного строительства в Ивановской области.
2. Обеспечение повышения уровня газификации Ивановской области природным газом направлено на развитие газификации Ивановской области:
По состоянию на 1 января 2017 года уровень газификации природным газом Ивановской области (далее - уровень газификации) характеризуется следующими показателями:
- уровень газификации в целом составляет 76,8% (в среднем по стране - 67,2%), в том числе в городах и поселках городского типа - 89,57% (70,9%), в сельской местности - 33,81% (67,2%);
- из 30 городов и поселков городского типа природный сетевой газ имеется в 26, из 3018 сельских населенных пунктов газифицированы природным сетевым газом только 369, или 12,2% от общего количества;
- газифицировано 474188 домовладений и квартир, в том числе природным газом - 403907 домовладений и квартир;
- не обеспечены сетевым природным газом населенные пункты Верхнеландеховского (кроме п. Мыт), Лухского, Пестяковского, Юрьевецкого муниципальных районов Ивановской области, а также сельские населенные пункты Заволжского муниципального района Ивановской области.
Недостаточный уровень газификации, особенно в сельской местности, ухудшает социальное положение населения, условия проживания, снижает энергетическую безопасность региона, уменьшает его инвестиционную привлекательность. Газификация населенных пунктов необходима для повышения качества жизни населения, решения проблем теплоснабжения жилищного фонда и объектов социальной сферы, развития жилищного строительства. Кроме того, использование природного газа в качестве топлива положительно повлияет на экологическую обстановку в регионе.
Согласно заявкам муниципальных образований Ивановской области объем финансирования на 2018 - 2020 годы, необходимый для газификации населенных пунктов, жилищного фонда и объектов социальной сферы составляет более 2,7 млрд. руб.
В 2014 - 2017 годах финансирование работ по разработке проектной документации и строительству объектов газификации на территории Ивановской области осуществлялось в рамках реализации мероприятий:
- подпрограммы "Развитие газификации Ивановской области" государственной программы Ивановской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области", утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 458-п;
- подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий Ивановской области" государственной программы Ивановской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ивановской области", утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 451-п;
- государственной программы Ивановской области "Развитие туризма в Ивановской области", утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 18.05.2016 N 135-п.
Строительство объектов газификации осуществляется также за счет средств:
- ОАО "Газпром газораспределение Иваново" в рамках программы газификации, финансируемой за счет инвестиционной составляющей (спецнадбавки) на транспортировку газа на территории Ивановской области;
- ООО "Газпром межрегионгаз" в рамках программ газификации регионов Российской Федерации;
- ПАО "Газпром" в рамках инвестиционных программ общества;
- средств населения - членов кооперативов по газификации жилых домов;
- средств предприятий и организаций Ивановской области.
За период с 2014 по 2017 годы из областного бюджета на строительство объектов газификации было выделено 560,1 млн. руб.
Объем инвестиций ООО "Газпром межрегионгаз" в развитие газификации Ивановской области с 2014 по 2017 год составил 1,4 млрд. руб.
Сотрудничество с организациями ПАО "Газпром" оказало значительное влияние на развитие газификации региона.
В сентябре 2016 года Правительством Ивановской области и ПАО "Газпром" утверждена Программа развития газоснабжения и газификации Ивановской области на период с 2016 по 2020 годы (далее - Программа).
В рамках Программы за счет средств ООО "Газпром межрегионгаз" запланировано строительство межпоселковых газопроводов общей протяженностью около 570,7 км, газопроводов - отводов протяженностью 84,3 км и газораспределительных станций (далее - ГРС) в г. Юрьевец и п. Лух. Планируемый объем инвестиций ООО "Газпром межрегионгаз" на реализацию мероприятий Программы составляет 2,7 млрд. руб.
Реализация мероприятий Программы создаст условия для газификации 176 населенных пунктов в Вичугском, Гаврилово-Посадском, Заволжском, Ивановском, Ильинском, Кинешемском, Комсомольском, Лежневском, Лухском, Приволжском, Пучежском, Родниковском, Тейковском, Фурмановском, Шуйском, Южском и Юрьевецком муниципальных районах области, более 19,9 тыс. квартир и домовладений, 69 котельных.
По условиям Программы за счет средств ООО "Газпром межрегионгаз" осуществляется строительство межпоселковых газопроводов, за счет бюджетных средств осуществляется строительство уличных распределительных газопроводов, а также подготовка установленного количества потребителей - котельных и домовладений к приему газа, с последующим синхронным вводом сторонами объектов в эксплуатацию. Для подачи природного газа потребителям за счет бюджетных средств необходимо построить 1003,7 км уличных распределительных газопроводов.
Для решения задачи газификации населенных пунктов Ивановской области необходимо:
- продолжение строительства межпоселковых газопроводов к негазифицированным населенным пунктам;
- строительство газопроводов низкого давления с целью газификации жилищного фонда для обеспечения комфортных условий проживания населения и удовлетворения потребностей населения в природном газе;
- решение проблем теплоснабжения городов и населенных пунктов путем обеспечения технической возможности для реконструкции котельных и перевода их на использование природного газа в качестве основного вида топлива;
- удовлетворение потребностей в природном газе промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере реализации государственной программы Ивановской области
N |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2015 год |
2016 год |
2017 год (оценка) |
1. |
Содействие улучшению жилищных условий граждан и повышению доступности жилья |
||||
1.1. |
Годовой объем ввода жилья |
тыс. кв. м |
260,191 |
176,762 |
260 |
1.2. |
Количество оплаченных свидетельств, предоставленных семьям в целях улучшения жилищных условий, в том числе с помощью ипотечного жилищного кредита |
шт. |
301 |
0 |
123 |
1.3. |
Число получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан |
человек |
200 |
190 |
63 |
2. |
Обеспечение повышения уровня газификации Ивановской области природным газом |
||||
2.1. |
Уровень газификации природным газом городов и сельских поселений Ивановской области |
процентов |
76,5 |
76,8 |
78,4 |
Раздел 3 изменен с 6 марта 2018 г. - Постановление Правительства Ивановской области от 5 марта 2018 г. N 51-п
3. Сведения о целевых индикаторах (показателях) государственной программы Ивановской области
Пояснения к таблице:
значения целевого индикатора (показателя) 1.1 определяются по данным официального статистического наблюдения;
значения целевого индикатора (показателя) 1.2 определяются по данным управленческого учета, осуществляемого Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области;
значения целевого индикатора (показателя) 1.3 определяются по данным управленческого учета, осуществляемого Департаментом социальной защиты населения Ивановской области;
значения целевого индикатора (показателя) 2.1 определяются следующим образом:
, где:
И2.1 - уровень газификации природным газом городов и сельских поселений Ивановской области (процентов);
К1 - количество подключенных к сетевому газу заселенных домовладений (квартир) в городах и сельских поселениях Ивановской области (единиц);
К - количество заселенных домовладений (квартир) в городах и сельских поселениях Ивановской области (единиц).
Значения К1 определяются по данным управленческого учета, осуществляемого Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области.
Значения К определяются по данным официального статистического наблюдения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.