Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2.2. Материалы по обоснованию расчетных показателей обеспеченности объектами местного значения населения муниципальных образований Ивановской области и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципальных образований Ивановской области
2.2.1. Автомобильные дороги местного значения
Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области в части автодорог и транспортного обслуживания определяются в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Применительно к обеспечению полномочий органов местного самоуправления в Нормативах устанавливаются расчетные показатели для следующих объектов местного значения:
автомобильные дороги местного значения;
места для хранения легковых автомобилей постоянного населения города, расположенные вблизи от мест проживания;
места для паркования легковых автомобилей постоянного и дневного населения города при поездках с различными целями;
автозаправочные станции;
станции технического обслуживания автомобилей;
остановки городского общественного пассажирского транспорта.
В части автодорог местного значения нормируется плотность магистральной улично-дорожной сети в населенных пунктах городского типа. Минимальный расчетный показатель такой плотности равен 2 км/км2, что обусловлено радиусом доступности остановок общественного транспорта. Данный показатель приведен в Рекомендациях по проектированию улиц и дорог, городов и сельских поселений, разработанных ЦНИИП градостроительства Минстроя России в 1994 году. С учетом положений пункта 11.24 СП 42.13330-2016 в районах индивидуальной усадебной застройки дальность пешеходных подходов к ближайшей остановке общественного транспорта может быть увеличена в больших и крупных городах до 600 м, в малых и средних до 800 м, данный показатель может быть снижен до 1,7 в районах индивидуальной застройки в г. Иваново, до 1,25 в районах индивидуальной застройки в других городах региона. В качестве нижнего порога нормирования установлены города с численностью населения 30,0 тыс. чел., поскольку в меньших по численности городах плотность застройки, как правило, не способствует образованию транспортных потоков, при которых нормирование данного показателя является актуальным.
Для обоснования расчетных показателей мест для хранения автотранспорта используются положения пунктов 11.31, 11.32, таблицы 11.8 и приложения Ж СП 42.13330.2016. Показатели обеспеченности машиноместами жилищного фонда разных классов комфортности снижены в пределах 30%, допустимых примечаниями к таблице 11.8 СП 42.13330.2016 для города Иванова. Это обусловлено более высокой плотностью застройки областного центра.
Объекты дорожного сервиса - автозапровочные станции и станции техобслуживания нормируются в соответствии с положениями пунктов 11.40 - 11.42 СП 42.13330.2016 в зависимости от автопарка в расчетном муниципальном образовании.
Расположение остановок городского общественного пассажирского транспорта (далее - ГорОПТ) обусловлено особенностями сети ГорОПТ, их конкретная дислокация должна определяться в комплексной схеме организации дорожного движения и проектах организации дорожного движения. В Нормативах приводится показатель максимального расстояния между остановочными пунктами и территориальная доступность таких пунктов для различных типов застройки. Значения расчетных показателей обусловлены положениями пунктов 11.24 и 11.25 СП 42.13330.2016.
2.2.2. Муниципальные образовательные организации
Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области в части образования определяются в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Для уровня городских и сельских поселений вопросы организации образования не рассматриваются.
Применительно к обеспечению полномочий органов местного самоуправления в настоящих Нормативах устанавливаются расчетные показатели для следующих объектов местного значения:
общеобразовательная организация;
дошкольные образовательные организации;
организации дополнительного образования детей;
организации дополнительного образования детей, реализующие предпрофессиональные программы в области искусств (детские школы искусств).
Для обоснования расчетных параметров использовались Рекомендации.
Общеобразовательная организация
В соответствии с пунктом 1.2.1 Рекомендаций устанавливается норма размещения не менее одной дневной общеобразовательной школы на 892 человека в городской местности, в сельской местности - на 201 человека. Территориальная доступность определяется пунктами 2.4 и 2.5 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189.
Дошкольные образовательные организации
В соответствии с пунктом 1.2.1 Рекомендаций, устанавливается норма размещения не менее одной дошкольной образовательной организации на 174 воспитанника в городской местности, в сельской местности - на 62 воспитанника. Территориальная доступность определяется в соответствии с таблицей 10.1 СП 42.13330.2016.
Организации дополнительного образования детей
В соответствии с пунктом 1.2.2 Рекомендаций, потребность в организациях дополнительного образования детей определяется исходя из необходимости обеспечения охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными образовательными программами на уровне 70 - 75%.
Количество организаций дополнительного образования детей рассчитывается пропорционально численности детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории.
2.2.3. Объекты массового спорта
Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области в части физкультуры и спорта определяются в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Для определения расчетных показателей объектов спорта использовались Рекомендации-586.
В соответствии с Рекомендациями-586 потребность в объектах спорта определяется исходя из уровня обеспеченности, который к 2030 году, по предварительным оценкам, достигнет 100%, а также гарантированного объема оказываемых гражданам государственных услуг в сфере физической культуры и спорта.
В основу определения потребности населения в объектах физкультуры и спорта положен нормируемый показатель - единовременная пропускная способность объектов физкультуры и спорта (ЕПСнорм), которая в Рекомендациях-586 обоснована в размере 12,2% от населения нормируемой территории, или 122 чел. на 1000 жит. Методика расчета единовременной пропускной способности приведена в Рекомендациях-586.
Обоснование значений ЕПСнорм представлено в пункте 2.1.6 Нормативов. Там же, в таблице 2.1.6.1 Нормативов, приведены извлечения из Рекомендаций-586 для расчета единовременной пропускной способности объектов спорта, включенных в Нормативы с учетом региональных климатических особенностей. При этом в разделе 1 Нормативов устанавливаются показатели минимальной обеспеченности объектами спорта в формате "количество объектов на территорию" и показатели доступности таких объектов.
В число объектов местного значения внесены два типа универсальных спортивных залов: с габаритами 24х75 м и площадью пола не менее 1800 кв. м, а также с габаритами 48х96 м и площадью пола 4600 кв. м, предназначенные для размещения в каждом муниципальном районе или городском округе в зависимости от численности населения. Указанная площадь и габариты обусловлены возможностью организации районных/городских и областных соревнований по широкому спектру видов спорта: легкой атлетики (без беговой дорожки), волейболу, баскетболу в первом случае, а также по футболу и ручному мячу, баскетболу, волейболу - во втором случае.
В приложении Д к СП 42.13330.2016 устанавливаются нормативные показатели для расчета мощностей отдельных спортивных объектов. При этом все они относятся к объектам местного значения, ввиду чего не включены в раздел 1 Нормативов.
2.2.4. Объекты местного значения в области культуры
Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области в части культуры определяются в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Библиотеки
В части библиотек Рекомендациями-965 нормируются количество объектов на территории муниципальных образований различных типов и т.п. Условия доступности для инвалидов библиотек и библиотечного обслуживания обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Слепые, слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение экземпляров документов в специальных доступных форматах на различных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках. В целях обеспечения доступности библиотечных услуг для инвалидов по зрению следует предусматривать зоны обслуживания в учреждениях и на предприятиях, где учатся и работают инвалиды по зрению, лечебных и реабилитационных учреждениях.
Пользователям библиотек, независимо от места проживания, должен быть обеспечен доступ к культурным ценностям на основе цифровых коммуникационных технологий, для чего рекомендуется на базе универсальной и детской библиотек субъекта Российской Федерации, центральных библиотек городского округа, городского поселения, муниципального района и сельского поселения организовать точку доступа к полнотекстовым информационным ресурсам.
К полнотекстовым информационным ресурсам, доступ к которым библиотека получает бесплатно, относятся: фонды Национальной электронной библиотеки, которая объединяет фонды публичных библиотек федерального, регионального, муниципального уровней, библиотек научных и образовательных учреждений, а также правообладателей.
Музеи
Нормы и нормативы размещения музеев устанавливаются в зависимости от наличия предметов и коллекций, которые отнесены (или могут быть отнесены) к государственной или негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации в целях хранения, сохранности и популяризации культурного наследия.
Объектом деятельности краеведческого музея является документация и презентация исторического, природного и культурного развития определенного населенного пункта или географического региона. Основными фондами такого музея являются связанные с историей региона экспонаты, в числе которых могут быть, например: археологические находки; произведения искусства или ремесла; документы и изобразительные материалы, фиксирующие исторические события местности; предметы быта; мемориальные предметы, связанные со знаменитыми земляками; материалы, отражающие экономическое и техническое развитие региона.
Художественный музей - это исследовательское и научно-просветительское учреждение искусствоведческого профиля, осуществляющее комплектование, экспонирование, хранение, изучение, реставрацию и популяризацию произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Тематические музеи могут быть любой профильной группы: политехнический, мемориальный, военно-исторический, историко-бытовой, археологический, этнографический, литературный, музыкальный, музей науки, техники, кино, архитектуры, боевой (трудовой) славы.
Театры
Нормы и нормативы размещения театров устанавливаются с учетом потребностей населения в жанрах театрального искусства, в том числе возрастных особенностей зрительской аудитории.
Концертные организации
Концертная организация - это организация, осуществляющая создание, показ (публичное исполнение) и (или) организацию показа концертных программ. К концертным организациям относятся:
- филармонии - основной вид концертной организации в области академической музыки, имеющей в своем распоряжении один или несколько филармонических концертных залов и (или) творческих коллективов, и организующей гастроли иных творческих коллективов филармонической направленности (оркестры, хоры, ансамбли);
- самостоятельные концертные коллективы, являющиеся юридическими лицами. К концертным коллективам относятся симфонические оркестры, оркестры народных, духовых инструментов, хоровые капеллы, народные хоры, хореографические и фольклорные ансамбли и т.п.
К расчету сетевых единиц принимаются концертные организации всех форм собственности. В качестве сетевой единицы концертного зала могут учитываться площадки, отвечающие акустическим стандартам, которые входят в состав иных организаций культуры (филармоний, культурно-досуговых учреждений, специализированных учебных заведений).
В целях удовлетворения потребности населения в академической музыке концертные организации осуществляют гастроли. Гастроли - это показ концертных программ вне места постоянной концертной деятельности исполнителя, в том числе в населенных пунктах собственного региона.
Учреждения культуры клубного типа
Под учреждением клубного типа понимается организация, основной деятельностью которой является создание условий для занятий любительским художественным творчеством, предоставление населению услуг социально-культурного, просветительского и досугового характера. За сетевую единицу принимаются учреждения культуры клубного типа всех форм собственности.
В соответствии с приложением к Рекомендациям-965 определены показатели для расчета мощности театров, кинозалов (таблица 2.1.7.1 Нормативов).
2.2.5. Объекты электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения муниципальных образований
Нормируемые показатели электропотребления подготовлены на основании:
1) РД 34.20.185-94;
2) СП 42.13330.2016;
3) Свода правил "Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.08.2016 N 602/пр (СП 256.1325800.2016, СП 31-110-2003) (далее - СП 31-110-2003);
4) НТП ЭПП-94 Проектирование электроснабжения промышленных предприятий. Нормы технологического проектирования;
5) Санитарных норм и правил защиты населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи переменного тока промышленной частоты, утвержденных заместителем Главного государственного санитарного врача СССР;
6) Правил устройства электроустановок (ПУЭ 6-е и 7-е издание).
Расход электроэнергии и потребность в мощности источников следует определять:
- для производственных и сельскохозяйственных предприятий - по опросным листам действующих предприятий, проектам новых, реконструируемых или аналогичных предприятий, а также по укрупненным показателям;
- для жилищно-коммунального сектора - в соответствии с РД 34.20.185-94 (с учетом изменений и дополнений к разделу 2 "Расчетные электрические нагрузки"), СП 31-110-2003, а также с учетом Нормативов.
Примечания:
1. Приведенные укрупненные показатели предусматривают электропотребление жилыми и общественными зданиями, предприятиями коммунально-бытового обслуживания, наружным освещением, системами водоснабжения, канализации и теплоснабжения.
2. Для определения в целях градостроительного проектирования минимально допустимого уровня обеспеченности объектами следует использовать норму минимальной обеспеченности населения (территории) соответствующим ресурсом и характеристики планируемых к размещению объектов.
3. Нормы электропотребления и использования максимума электрической нагрузки следует применять в целях градостроительного проектирования в качестве укрупненных показателей электропотребления.
4. Расчет электрических нагрузок для разных типов застройки следует производить в соответствии с нормами РД 34.20.185-94.
Расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности объектами электроснабжения для населения Ивановской области.
Максимально допустимый уровень территориальной доступности объектов электроснабжения не нормируется в связи с тем, что население непосредственно объектами электроснабжения не пользуется.
Нормируемые показатели теплоснабжения подготовлены на основании:
1) СП 42.13330.2016;
2) Строительных норм и правил "Тепловые сети", веденных в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 24.06.2003 N 110 (далее - СНиП 41-02-2003).
Основными потребителями тепловой энергии в Ивановской области являются жилищно-коммунальный сектор, включая объекты социальной сферы, и промышленные предприятия.
Тепловые нагрузки потребителей для существующих зданий жилищно-коммунального сектора и действующих промышленных предприятий согласно СНиП 41-02-2003 следует определять по проектам с уточнением по фактическим тепловым нагрузкам.
При расчете удельных часовых расходов тепловой энергии на отопление ккал/час/м2, (ккал/час/м3) этих типов зданий полученная величина нормируемого удельного годового расхода тепловой энергии на отопление зданий базового уровня в кВт. ч/(м2 год) снижается на 30% для построек с 2016 года и на 40% для построек с 2020 года согласно требованиям повышения энергетической эффективности зданий.
Максимально допустимый уровень территориальной доступности объектов теплоснабжения не нормируется в связи с тем, что население непосредственно объектами теплоснабжения не пользуется.
Нормируемые показатели газоснабжения подготовлены на основании Свода правил "СНиП 42-01-2002 "Газораспределительные системы", утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2010 N 780 (СП 62.13330.2011).
Основная доля перспективных объемов потребляемого газа приходится на теплоэнергетические объекты.
Расход газа на источники тепла должен учитываться по расчету энергетической эффективности системы. Годовой расход газа этой категории потребителей определяется в соответствии с требованиями определения годовых тепловых нагрузок потребителей, подключенных к этому источнику тепла.
Максимально допустимый уровень территориальной доступности объектов газоснабжения не нормируется в связи с тем, что население непосредственно объектами газоснабжения не пользуется.
Нормируемые показатели для объектов водоснабжения и водоотведения подготовлены на основании:
1) СП 42.13330.2016;
2) Свода правил "Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства", принятого постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 30.12.1999 N 94 (СП 30-102-99).
Предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектов водоснабжения приведены в расчете удельного хозяйственно-питьевого водопотребления в населенном пункте на одного человека (среднесуточное) (за год).
Удельное водопотребление включает расходы воды на хозяйственно-питьевые и бытовые нужды в общественных зданиях (по классификации, принятой в Своде правил "СНиП 2.09.04-87* "Административные и бытовые здания", утвержденном приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2010 N 782 (СП 44.13330.2011), за исключением расходов воды для домов отдыха, санаторно-туристских комплексов и детских оздоровительных лагерей, которые должны приниматься согласно СП 30.13330 "СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий", утвержденному приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.12.2016 N 951/пр, и технологическим данным.
Количество воды на нужды промышленности, обеспечивающей население продуктами, и неучтенные расходы при соответствующем обосновании допускается принимать дополнительно в размере 10 - 20% от суммарного расхода воды на хозяйственно-питьевые нужды населенного пункта.
Удельный расход воды на поливку городских зеленых насаждений принимается равным 50 л/сут на 1 жителя.
Расход воды на наружное водоснабжение определяется расчетом по СП 8.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" (таблица 1).
Максимально допустимый уровень территориальной доступности объектов водоснабжения и водоотведения не нормируется в связи с тем, что население непосредственно объектами водоснабжения и водоотведения не пользуется.
2.2.6. Объекты муниципального жилищного фонда
При определении расчетного показателя минимально допустимого уровня обеспеченности служебными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ивановской области учитывались следующие принципы:
минимальная общая жилая площадь служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ивановской области не должна быть меньше минимальной общей жилой площади жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма;
численность лиц, имеющих право на предоставление служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда, может изменяться в связи с принятием новых нормативных правовых актов.
В соответствии со статьей 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), предназначены для проживания детей-сирот в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 105 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека.
Значение расчетного показателя минимально допустимого уровня обеспеченности жилыми помещениями в общежитиях, относящихся к специализированному жилищному фонду, определено исходя из нормы, установленной в части 1 статьи 105 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Общие значения расчетных показателей максимально допустимой территориальной доступности объектов жилищного фонда не установлены. Но в соответствии с требованиями статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации только в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные к жилым территориальным зонам. Следовательно, размещение объектов специализированного жилищного фонда возможно только на территориях населенных пунктов.
2.2.7. Муниципальные объекты погребения
Площади, необходимые для организации объектов погребения, обоснованы положениями СП 42.13330.2016 и МДК 11-01.2002 "Рекомендации о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации".
Минимально допустимый уровень обеспеченности населения муниципального образования объектами ритуальных услуг и местами захоронения принимается по таблице 2.2.7.1 главы 2.2 раздела 2 Нормативов.
Таблица 2.2.7.1. Минимально допустимый уровень обеспеченности населения объектами ритуальных услуг и местами погребения
Наименование объектов |
Единица измерения |
Показатель |
Обоснование |
Бюро похоронного обслуживания |
объект |
1 |
|
Кладбища |
га на 1000 чел. |
П = 3,3 x 0,1 = 0,33 |
МДК 11-01.2002 "Рекомендации о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации" |
Формула расчета , где:
П - предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности мест захоронения;
Пб - базовые показатели обеспеченности местами захоронения - площадь брутто для определения размера земельного участка для кладбища.
Размер земельного участка для кладбища устанавливается из расчета 2 кв. м на место, а также с учетом площади, приходящейся на иные функциональные зоны кладбища: входную, ритуальную, административно-хозяйственную, моральной (зеленой) защиты по периметру кладбища.
Как правило, площадь захоронений городских кладбищ с учетом планировочной организации составляет 65% от общей площади согласно МДК 11-01.2002 "Рекомендации о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации".
Отсюда площадь брутто для определения размера земельного участка для кладбища составляет 3,3 кв. м на место.
К - приведенная величина, равная 0,1.
Размещение кладбищ определяется с учетом санитарно-гигиенических требований и предполагает выбор площадки вне границ селитебной территории. Кроме того, объекты ритуальных услуг и места захоронения не относятся к объектам периодического использования, поэтому установление максимальной территориальной доступности нецелесообразно.
Согласно статьям 25, 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" органом местного самоуправления должна быть создана специализированная служба по вопросам похоронного дела.
Порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела определяется органом местного самоуправления.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" в ведении органа местного самоуправления находятся общественные кладбища.
Согласно пункту 5 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" размер предоставляемого участка земли на территории кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления, размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей, но не может превышать сорока гектаров.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.