Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации городского
округа Шуя
от 25.05.2018 N 589
Порядок
проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов городского округа Шуя и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов городского округа Шуя, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории городского округа Шуя
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов городского округа Шуя и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов городского округа Шуя, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории городского округа Шуя (далее - Порядок) определяет процедуру проведения оценки регулирующего воздействия (далее - ОРВ) проектов муниципальных нормативных правовых актов городского округа Шуя и экспертизы (далее - экспертиза) муниципальных нормативных правовых актов городского округа Шуя, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории городского округа Шуя (далее - НПА), в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета городского округа Шуя.
1.2. Размещение сведений о проведении процедуры ОРВ, в том числе в целях организации публичных консультаций и информирования об их результатах, осуществляется в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте www.okrugshuya.ru (далее - официальный сайт).
1.3. ОРВ и экспертиза не проводятся в отношении:
- проектов и принятых НПА, регулирующих бюджетные правоотношения;
- проектов и принятых НПА, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих местные налоги и сборы;
- проектов и принятых НПА, разработанных во исполнение норм и требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- проектов и принятых НПА, подлежащих публичным слушаниям в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- НПА, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, сведения конфиденциального характера, либо в случае подготовки проекта во исполнение судебного решения, акта прокурорского реагирования, указаний (поручений) Правительства (департаментов Правительства) Ивановской области, Главы городского округа Шуя, в которых содержится прямое указание на необходимость их разработки в сжатые сроки.
1.4. В настоящем Порядке используются следующие основные понятия: уполномоченный орган - Комиссия, созданная Администрацией городского округа
Шуя, выполняющая функции информационного и методического обеспечения ОРВ, осуществляющая подготовку заключений об ОРВ по проектам НПА, устанавливающим
новые или изменяющие ранее предусмотренные обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающим, изменяющим или отменяющим ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов городского округа Шуя, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также осуществляющая подготовку заключений об экспертизе НПА, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
разработчик проекта НПА - орган местного самоуправления, структурное подразделение органа местного самоуправления, уполномоченные на нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах общественных отношений;
публичное обсуждение - открытая дискуссия с заинтересованными лицами проекта НПА или НПА, организуемое разработчиком в ходе проведения процедуры ОРВ. Публичные обсуждения могут организовываться уполномоченным органом в ходе подготовки заключения об ОРВ или заключения об экспертизе.
2. Оценка регулирующего воздействия проекта муниципального нормативного правового акта
2.1. Процедура ОРВ проектов НПА осуществляется в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета городского округа Шуя.
2.2. Проекты НПА подлежат ОРВ при наличии в них следующих положений:
а) устанавливающих новые или изменяющих действующие обязанности субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
б) устанавливающих, изменяющих или отменяющих ответственность субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.
2.3. В ходе проведения процедуры ОРВ и представления ее результатов обеспечивается право лиц, интересы которых затрагиваются предлагаемым правовым регулированием (далее - заинтересованные лица) на беспрепятственный доступ к объективной информации о существующей проблеме и возможных способах ее решения, в том числе путем введения предлагаемого правового регулирования.
2.4. Выбор наилучшего варианта предлагаемого правового регулирования основывается на оценке и сопоставлении качественных и количественных параметров положительных и (или) отрицательных последствий введения каждого из возможных способов правового регулирования в сравнении с существующим к моменту проведения процедуры ОРВ правовым регулированием соответствующей сферы общественных отношений.
2.5. ОРВ проектов НПА проводится с учетом степени регулирующего воздействия положений, содержащихся в подготовленном разработчиком проекте НПА:
а) высокая степень регулирующего воздействия - проект НПА содержит положения, устанавливающие новые обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающие ответственность за нарушение нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности;
б) средняя степень регулирующего воздействия - проект НПА содержит положения, изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также изменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности;
в) низкая степень регулирующего воздействия - проект НПА не содержит положений, предусмотренных пунктами "а" и "б" настоящего пункта, однако подлежит ОРВ в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка.
2.6. Разработчик организует публичное обсуждение идеи (концепции) предлагаемого им правового регулирования с заинтересованными лицами путем размещения на официальном сайте уведомления о подготовке проектов НПА (далее - уведомление).
2.7. Уведомление формируется разработчиком (по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку) и содержит:
а) вид, наименование и планируемый срок вступления в силу НПА;
б) сведения о разработчике проекта НПА;
в) обоснование необходимости подготовки проекта НПА;
г) описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования;
д) круг лиц, на которых будет распространено его действие, а также сведения о необходимости или отсутствии необходимости установления переходного периода;
е) краткое изложение цели регулирования и общую характеристику соответствующих общественных отношений;
ж) срок, в течение которого разработчиком принимаются предложения в связи с размещением уведомления, который не может составлять менее 5 и более 30 рабочих дней со дня размещения уведомления на официальном сайте, и наиболее удобный способ их представления;
з) иную информацию, относящуюся, по мнению разработчика, к сведениям о подготовке проекта НПА.
2.8. К уведомлению необходимо прикладывать и размещать на официальном сайте материалы, служащие обоснованием выбора варианта предлагаемого правового регулирования, а также перечень вопросов для заинтересованных лиц, в который рекомендуется включать следующие вопросы:
а) "Является ли предлагаемое регулирование оптимальным способом решения проблемы?";
б) "Какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?";
в) "Какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?";
г) "Существуют ли альтернативные (менее затратные и (или) более эффективные) способы решения проблемы?";
д) "Ваше общее мнение по предлагаемому регулированию";
и дополнительные вопросы исходя из специфики предлагаемого регулирования.
2.9. Одновременно с размещением уведомления разработчик извещает с указанием сведений о месте такого размещения (полный электронный адрес):
а) уполномоченный орган и иные заинтересованные органы местного самоуправления;
б) органы и организации, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства;
в) иные организации, которые целесообразно, по мнению разработчика, привлечь к подготовке проекта НПА.
2.10. Позиции заинтересованных лиц могут быть получены также посредством проведения совещаний, заседаний экспертных групп, общественных советов и других совещательных и консультационных органов, действующих при органах местного самоуправления городского округа Шуя, проведения опросов представителей групп заинтересованных лиц, а также с использованием иных форм и источников получения информации. Поступившие в ходе указанных мероприятий предложения собираются разработчиком и включаются в общую сводку предложений.
2.11. Разработчик обязан рассмотреть все предложения, поступившие в установленный срок в связи с размещением уведомления, и составить сводку предложений (по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку) с указанием сведений об их учете или о причинах отклонения, которая подписывается разработчиком проекта НПА, и не позднее 5 рабочих дней со дня окончания срока приема предложений, указанного в уведомлении, разместить ее на официальном сайте.
2.12. По результатам рассмотрения предложений, поступивших в связи с размещением уведомления, разработчик может принять мотивированное решение об отказе в подготовке проекта НПА.
В случае принятия решения об отказе в подготовке проекта НПА разработчик размещает на официальном сайте соответствующую информацию и извещает о принятом решении органы и организации, которые ранее извещались о размещении уведомления.
2.13. В случае принятия решения о разработке проекта НПА разработчик подготавливает текст проекта НПА и сводный отчет о проекте НПА.
2.14. Сводный отчет о проекте НПА, имеющего высокую степень регулирующего воздействия, должен содержать следующие сведения:
а) степень регулирующего воздействия проекта акта.
Разработчик представляет пояснения, по каким основаниям, приведенным в пункте 2.5 настоящего Порядка, проект НПА был отнесен к той или иной степени регулирующего воздействия;
б) описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, оценка негативных эффектов, возникающих в связи с наличием рассматриваемой проблемы.
Разработчик формулирует причины проблемы, требующей, по его мнению, введения дополнительного правового регулирования, а также оценивает негативные эффекты и последствия ее существования. Формулирование разработчиком проблемы должно основываться на использовании категории издержек (в том числе убытков в виде реального ущерба и упущенной выгоды), возникающих у участников соответствующих общественных отношений вследствие ее существования. Отсутствие нормативного правового регулирования в определенной сфере не может рассматриваться в качестве проблемы без анализа возможных путей реализации и являться достаточным обоснованием целесообразности введения нового правового регулирования и, соответственно, не должно использоваться при формулировании проблемы.
По возможности проблема должна оцениваться количественно с использованием данных из официальных и (или) иных источников, которые могут быть верифицированы. В целях выбора наиболее эффективного регулятивного решения требуется максимально полное описание проблемы, в том числе с использованием данных из нескольких независимых источников, с указанием источников использованных данных.
В целях доказательства актуальности проблемы и количественного измерения ее масштабов в данном разделе сводного отчета необходимо привести описание негативного воздействия и последствий существования данной проблемы, а также информацию о времени возникновения и выявления проблемы. Разработчику необходимо определить, идет ли речь о новой проблеме или проблема существует в течение длительного времени, но до настоящего момента не решалась или усилия по ее решению были безрезультатными. Если проблема существует в течение длительного времени и предпринимались определенные меры, направленные на ее решение, то необходимо указать, какие именно меры и когда были предприняты, а также какой был результат и почему предпринятые меры не привели к достижению поставленной цели. Здесь же приводятся сведения об объемах ресурсов, в том числе бюджетных, затраченных ранее на решение данной проблемы.
В ходе анализа причин невозможности устранения проблемы самими участниками соответствующих общественных отношений разработчику необходимо обосновать, почему без введения нового правового регулирования проблема не может быть решена.
При оценке перспектив дальнейшего развития рассматриваемой проблемы в качестве инструмента анализа может быть использован сценарный прогноз. В случае, если возможны несколько сценариев развития событий, необходимо дать их описание и оценку условий, при которых наиболее возможным оказывается тот или иной сценарий;
в) анализ опыта в соответствующих сферах деятельности.
Указанный анализ должен включать рассмотрение проблем, на решение которых направлено регулирование.
г) цели предлагаемого регулирования и их соответствие принципам правового регулирования.
При определении цели правового регулирования разработчик представляет качественные и количественные параметры, характеризующие результат введения указанного регулирования. Описание цели должно включать формулировку качественного результата регулирования, а также показатели количественной динамики, характеризующие степень ее достижения с течением времени. Указанные условия необходимы для обеспечения возможности последующего контроля эффективности предлагаемого разработчиком правового регулирования.
Соответствие заявленной цели регулирования характеру проблемы, описанной в разделе "описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, оценка негативных эффектов, возникающих в связи с наличием рассматриваемой проблемы" сводного отчета, является одним из важных условий выбора наиболее эффективного решения для регулирования указанной проблемы.
При формулировании цели регулирования разработчику необходимо руководствоваться следующими положениями:
- формулировка цели должна быть конкретной (исключающей размытые формулировки, например, "улучшение ситуации", "создание условий", "содействие", иные формулировки, не позволяющие в дальнейшем оценить степень ее достижения);
- цель должна быть понятной для лиц, не обладающих профессиональными знаниями;
- формулировка цели должна исключать возможность неоднозначной трактовки планируемого результата;
- формулировка цели должна позволять измерить степень ее достижения, точно определить момент ее достижения по конкретным значениям показателей результативности;
- формулировка цели должна оставлять свободу выбора средств и методов достижения требуемого результата и не должна предопределять выбор конкретного способа ее достижения;
- в формулировке цели характеристики конечного результата не должны подменяться описанием средств достижения;
- ожидаемые сроки достижения поставленной цели должны быть конкретно определены; в случае, если достижение заявленной цели занимает длительный промежуток времени, он должен быть разделен на более короткие этапы, имеющие свои промежуточные результаты;
д) описание предлагаемого регулирования и иных возможных способов решения проблемы.
В процессе выбора наилучшего способа правового регулирования общественных отношений для устранения имеющейся проблемы разработчик рассматривает все возможные с его точки зрения способы такого регулирования, принимая во внимание также возможность отказа от любого вмешательства.
Разработчик кратко описывает, в чем состоят предлагаемый им способ регулирования и иные возможные способы решения проблемы, а также аргументировать выбор предлагаемого им способа решения проблемы.
Наиболее детальные обоснования выбора способа регулирования необходимы для положений, обладающих высокой степенью регулирующего воздействия. При этом разработчику необходимо также обосновать, что требуемый результат не может быть достигнут посредством принятия правового акта с меньшей степенью регулирующего воздействия;
е) основные группы субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, иные заинтересованные лица, включая органы местного самоуправления, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, оценка количества таких субъектов.
Разработчик указывает группы участников отношений, интересы которых будут затронуты предлагаемым регулированием, а также дается количественная оценка числа участников каждой группы. Описание следует начинать с групп, которые в наибольшей степени будут затронуты новым регулированием (у которых возникают новые обязанности, права, в отношении которых устанавливаются запреты или ограничения).
В ходе проведения анализа групп потенциальных адресатов регулирования разработчик оценивает, как может измениться число и состав участников общественных отношений в результате введения предлагаемого им регулирования. Методы прогноза динамики указанных групп выбираются разработчиком по своему усмотрению;
ж) новые функции, полномочия, обязанности и права органов местного самоуправления или сведения об их изменении, а также порядок их реализации.
Разработчик указывает все функции, полномочия, обязанности и права органов местного самоуправления, которые вводятся, отменяются или изменяются проектом НПА, с описанием предполагаемого порядка осуществления соответствующих функций. В данном порядке должны быть отражены все новые процедуры, вытекающие из требований вновь вводимого регулирования. Разработчику следует учитывать, что любые новые действия, процедуры, связанные с введением новых функций, предполагают появление дополнительных расходов. Прогноз объема расходов на осуществление новой функции может производиться на основе данных по аналогичным по характеру и объему деятельности функциям. При отмене существующих функций разработчику следует рассчитать возможные поступления в соответствующие бюджеты;
з) оценка соответствующих расходов (возможных поступлений) бюджета городского округа Шуя.
Разработчик дает оценку расходов бюджетов и оценку возможных поступлений, вызванных введением, изменением или отменой предлагаемого правового регулирования. Данная оценка проводится в разрезе новых (изменяемых) функций, полномочий, обязанностей или прав органов местного самоуправления;
и) новые или изменяющие ранее предусмотренные обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающие или изменяющие ранее установленную ответственность за нарушение законодательства обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также порядок организации их исполнения.
Разработчиком приводятся новые преимущества, а также обязанности и ограничения или изменения существующих преимуществ, обязанностей и ограничений, которые вводятся проектом НПА в отношении каждой из групп участников отношений.
Разработчик кратко описывает предполагаемый порядок организации исполнения новых обязанностей и соблюдения ограничений. Если такой порядок должен быть определен другим нормативным правовым актом, разработчиком указывается на необходимость его принятия;
к) оценка расходов и доходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, связанных с необходимостью соблюдения установленных обязанностей либо изменением содержания таких обязанностей, а также связанные с введением или изменением ответственности.
Разработчик указывает оценку влияния проекта акта на совокупный уровень доходов и расходов всех участников отношений. Указанная оценка проводится в разрезе групп, в том числе косвенно затронутых регулированием, выделенных в разделе "основные группы субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, иные заинтересованные лица, включая органы местного самоуправления, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, оценка количества таких субъектов" сводного отчета;
л) риски предложенного способа регулирования проблемы и риски негативных последствий.
В целях прогнозирования возможных негативных последствий принятия проекта НПА разработчиком производится оценка риска того, что заявленные цели регулирования не будут достигнуты, и риска нежелательных последствий для адресатов, а также лиц, не являющихся адресатами предлагаемого разработчиком правового регулирования.
По каждому выявленному риску приводится оценка вероятности его наступления. А также меры, направленные на снижение данного риска.
Если предлагаемый способ решения проблемы признается разработчиком наилучшим, несмотря на высокую степень рисков, то разработчиком должны быть представлены соответствующие обоснования (сравнительный анализ рисков предлагаемого варианта с другими возможными вариантами регулирования);
м) описание методов контроля эффективности избранного способа достижения цели регулирования;
По каждому выявленному риску, приведенному в разделе "риски предложенного способа регулирования проблемы и риски негативных последствий", приводится оценка степени контроля рисков в процентах. В случае отсутствия возможности расчета точного значения степени контроля рисков, допускается указание соответствующего интервала или оценочной характеристики:
- полный контроль (заявленные меры, направленные на минимизацию риска, позволяют полностью исключить его влияние либо его влияние будет стремиться к нулю);
- частичный контроль (заявленные меры частично способствуют снижению влияния риска);
- возможность контроля отсутствует (меры по снижению риска отсутствуют либо не оказывают влияния на вероятность реализации риска);
н) необходимые для достижения заявленных целей регулирования организационно-технические, методологические, информационные и иные мероприятия.
В данном разделе сводного отчета указываются мероприятия, которые необходимы для достижения заявленных целей регулирования и прямо не предусмотрены проектом НПА, в том числе:
- разработка инструкций, методических указаний и иных документов;
- создание информационных ресурсов, баз данных;
- обучение сотрудников органов местного самоуправления, иных участников отношений;
- мероприятия по доведению информации до участников отношений.
По каждому мероприятию должен быть описан измеряемый результат, сроки реализации, даны оценки необходимых финансовых ресурсов и источников финансирования;
о) индикативные показатели, программы мониторинга и иные способы (методы) оценки достижения заявленных целей регулирования.
Разработчик указывает количественно измеримые показатели (индикаторы), которые характеризуют степень достижения целей регулирования, а также способ его расчета и источники получения информации. Показатели должны быть указаны по каждой цели. В случае, если показатель не рассчитывается статистическими органами, необходимо оценить затраты на ведение мониторинга, включая затраты на сбор исходных данных и их обработку;
п) предполагаемая дата вступления в силу проекта акта, необходимость установления переходных положений (переходного периода), а также эксперимента.
Разработчиком указывается предполагаемая дата вступления в силу проекта НПА, наличие и сроки переходного периода, а также обоснование необходимости установления и сроки проведения эксперимента.
Если отдельные положения проекта НПА вступают в силу в разное время, приводятся такие положения (ссылки на них) и даты их вступления в силу.
Если проектом НПА установлен переходный период, приводится обоснование необходимости такого переходного периода. Необходимость переходного периода может быть обусловлена в том числе наличием технологических, экономических, организационных и иных ограничений (необходимо указать, каких именно), не позволяющих группам участников отношений, включая органы местного самоуправления, немедленно приступить к исполнению новых обязанностей, значительными единовременными затратами участников отношений или бюджетной системы, необходимыми для реализации предлагаемого регулирования.
В отношении проекта НПА может быть предусмотрена необходимость проведения правового эксперимента. Такая необходимость может возникнуть в целях апробации правового регулирования в ограниченном масштабе на ограниченный промежуток времени для повышения будущей эффективности вводимого правового регулирования, дальнейшей корректировки тех или иных предписаний, предотвращения нормотворческих ошибок и нейтрализации возможных негативных последствий регулирования.
р) сведения о размещении уведомления, сроках представления предложений в связи с таким размещением, лицах, представивших предложения, и рассмотревших их от разработчика.
Сведения о размещении уведомления представляют собой полный электронный адрес размещенного уведомления на официальном сайте.
Сроки представления предложений в связи с размещением уведомления указываются в соответствии с информацией, указанной в уведомлении.
Указание сведений о лицах, представивших предложения в связи с размещением уведомления о разработке проекта НПА, предполагает перечисление всех лиц, от которых поступили предложения всеми указанными в уведомлении способами.
Сведения о лицах, рассмотревших представленные предложения, предполагают указание ответственных структурных подразделений и (или) должностных лиц разработчика, принимавших участие в рассмотрении представленных предложений;
с) иные сведения, которые, по мнению разработчика, позволяют оценить обоснованность предлагаемого регулирования.
Разработчик приводит любые дополнительные сведения, которые, по его мнению, подтверждают обоснованность предлагаемого регулирования, со ссылками на источники информации и методы расчетов.
В сводном отчете для проектов НПА со средней степенью регулирующего воздействия рекомендуется указывать сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "л" и "п" - "с" настоящего пункта.
В сводном отчете для проектов НПА с низкой степенью регулирующего воздействия рекомендуется указывать сведения, предусмотренные подпунктами "а", "б", "г" - "е", "л" и "р" - "с" настоящего пункта.
2.15. В целях организации публичного обсуждения разработчик размещает на официальном сайте проект НПА и сводный отчет, проводит публичные обсуждения.
Разработчик в день размещения проекта НПА и сводного отчета извещает о начале публичных обсуждений органы и организации, указанные в пункте 2.9 настоящего Порядка. При этом в извещении указываются:
- сведения о месте размещения проекта НПА и сводного отчета (полный электронный адрес);
- срок проведения публичного обсуждения, в течение которого разработчиком принимаются предложения, и наиболее удобный способ их представления.
2.16. Проведение публичных обсуждений начинается одновременно с размещением разработчиком проекта НПА и сводного отчета на официальном сайте.
Срок проведения публичного обсуждения устанавливается разработчиком с учетом степени регулирующего воздействия положений, содержащихся в проекте НПА, но не может составлять менее:
а) 20 рабочих дней - для проектов НПА, содержащих положения, имеющие высокую степень регулирующего воздействия;
б) 15 рабочих дней - для проектов НПА, содержащих положения, имеющие среднюю степень регулирующего воздействия;
в) 10 рабочих дней - для проектов НПА, содержащих положения, имеющие низкую степень регулирующего воздействия.
2.17. Срок проведения публичного обсуждения может быть продлен по решению разработчика, который размещает информацию об основаниях и сроке такого продления на официальном сайте.
2.18. Разработчик обязан рассмотреть все предложения, поступившие в установленный срок в связи с проведением публичного обсуждения проекта НПА и сводного отчета, составить сводку предложений с указанием сведений об их учете или причинах отклонения, и не позднее 5 рабочих дней со дня окончания срока проведения публичного обсуждения разместить ее на официальном сайте.
2.19. Если в результате доработки разработчиком в проект НПА будут внесены изменения, содержащие положения, имеющие высокую степень регулирующего воздействия или среднюю степень регулирующего воздействия, проект НПА и сводный отчет подлежат повторному размещению на официальном сайте с целью проведения публичного обсуждения в соответствии с пунктами 2.15 - 2.18 настоящего Порядка, при этом минимальный срок проведения публичных обсуждений устанавливается в размере половины срока, установленного соответственно подпунктами "а" и "б" пункта 2.16 настоящего Порядка.
2.20. Доработанные проект НПА и сводный отчет подлежат размещению разработчиком на официальном сайте одновременно с их направлением в уполномоченный орган для подготовки заключения.
Сводка предложений, предусмотренная пунктом 2.18 настоящего Порядка, также подлежит направлению в уполномоченный орган для подготовки заключения.
2.21. По результатам рассмотрения предложений, поступивших в связи с проведением публичного обсуждения, разработчик может принять мотивированное решение об отказе в подготовке проекта НПА, разработка которого осуществлялась.
В случае принятия решения об отказе в подготовке проекта НПА разработчик размещает на официальном сайте соответствующее сообщение.
2.22. Заключение об ОРВ подготавливается уполномоченным органом в течение 10 рабочих дней со дня поступления проекта НПА в уполномоченный орган и направляется разработчику.
2.23. В случае если уполномоченным органом сделан вывод о том, что разработчиком при подготовке проекта НПА не соблюден порядок проведения ОРВ, разработчик проводит процедуры, предусмотренные пунктами 2.6 - 2.19 настоящего Порядка (начиная с невыполненной процедуры), и дорабатывает проект НПА и сводный отчет по их результатам, после чего повторно направляет проект НПА и сводный отчет в уполномоченный орган для подготовки заключения с одновременным размещением проекта НПА и сводного отчета на официальном сайте.
В указанном случае уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней письменно извещает разработчика о несоблюдении порядка проведения ОРВ.
2.24. В случае установления соответствия проведенной разработчиком процедуры ОРВ установленным требованиям уполномоченный орган осуществляет анализ обоснованности выводов разработчика относительно необходимости введения предлагаемого им способа правового регулирования, анализ положений проекта НПА на их избыточность, а также анализ обоснованности возможных расходов всех заинтересованных сторон, возникающих в связи с введением предлагаемого правового регулирования.
2.25. Анализ, проводимый уполномоченным органом, основывается на результатах исследования разработчиком выявленной проблемы, представленных в сводном отчете, а также на основании информации, полученной уполномоченным органом в рамках информационного взаимодействия и самостоятельного исследования. При этом учитываются также мнения потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования, отраженные в сводках предложений, поступивших по результатам проведения публичных обсуждений.
Отсутствие таких предложений может свидетельствовать о недостаточно эффективной организации публичных обсуждений. В случае если уполномоченный орган приходит к выводу о том, что публичные обсуждения были организованы неэффективно, это также отмечается в заключении об ОРВ.
В случае отсутствия содержательного отклика потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования в ходе проведения публичных обсуждений либо при отсутствии ясных ответов на существенные вопросы, касающиеся предлагаемого разработчиком правового регулирования, уполномоченный орган при подготовке заключения проводит дополнительные публичные обсуждения в течение не менее половины сроков, установленных п. 2.16 настоящего Порядка. В этом случае срок подготовки заключения продлевается.
2.26. В ходе анализа обоснованности выбора предлагаемого правового регулирования уполномоченный орган формирует мнение относительно полноты рассмотрения всех возможных вариантов правового регулирования выявленной проблемы, а также эффективности данных способов решения проблемы в сравнении с действующим на момент проведения процедуры ОРВ правовым регулированием рассматриваемой сферы общественных отношений.
2.27. При оценке эффективности предложенных вариантов правового регулирования уполномоченный орган обращает внимание на следующие основные сведения, содержащиеся в соответствующих разделах сводного отчета:
- точность формулировки выявленной проблемы;
- обоснованность качественного и количественного определения потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и динамики их численности;
- объективность определения целей предлагаемого правового регулирования;
- практическая реализуемость заявленных целей предлагаемого правового регулирования;
- верифицируемость показателей достижения целей предлагаемого правового регулирования и возможность последующего мониторинга их достижения;
- корректность оценки разработчиком дополнительных расходов и доходов потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и бюджета городского округа Шуя, связанных с введением предлагаемого правового регулирования;
- степень выявления разработчиком всех возможных рисков введения предлагаемого правового регулирования.
2.28. Мнение уполномоченного органа относительно обоснований выбора предлагаемого разработчиком варианта правового регулирования, содержащихся в соответствующих разделах сводного отчета, а также его собственные оценки и иные замечания включаются в заключение об ОРВ.
Выявленные в проекте НПА положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующие их введению, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов указанных субъектов и бюджета городского округа Шуя, отражаются в заключении об ОРВ.
В случае наличия обоснованных предложений уполномоченного органа, направленных на улучшение качества проекта НПА, они также включаются в заключение об ОРВ.
2.29. Заключение об ОРВ структурно включает в себя вводную, описательную, мотивировочную и заключительную (итоговую) части.
Во вводной части заключения об ОРВ указываются наименования проекта НПА и разработчика, приводятся краткие сведения о проведенных в рамках процедуры ОРВ мероприятиях и их сроках.
В описательной части заключения об ОРВ отражаются основные положения предлагаемого правового регулирования, содержащиеся в сводном отчете выводы разработчика об обоснованности предлагаемого правового регулирования и результаты публичных обсуждений.
В мотивировочной части заключения об ОРВ излагается позиция уполномоченного органа относительно предлагаемого правового регулирования, а также осуществляется анализ ключевых выводов и результатов расчетов, представленных разработчиком в соответствующих разделах сводного отчета, обобщение и оценка результатов публичных обсуждений, проведенных самим уполномоченным органом, предложения уполномоченного органа, направленные на улучшение качества проекта НПА.
В итоговой части заключения об ОРВ отражаются выводы о наличии либо отсутствии в проекте НПА положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета городского округа Шуя.
2.30. В случае, если разработчик не согласен с выводами и предложениями, содержащимися в заключении об ОРВ, то с целью урегулирования разногласий разработчик организует и проводит согласительные совещания. В согласительных совещаниях участвуют представители разработчика, представители заинтересованных лиц, представители уполномоченного органа и представители органов (организаций), целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности. Решение по поставленному вопросу принимается раздельным голосованием участников согласительного совещания. Решение считается принятым стороной, если за него проголосовало большинство присутствующих на согласительном совещании представителей данной стороны. Результаты голосования каждой стороны принимается за один голос. Решение считается согласованным, если его поддержали три стороны.
Доработанные проект НПА и сводный отчет размещаются разработчиком на официальном сайте и направляются в орган местного самоуправления для его принятия.
3. Экспертиза муниципального нормативного правового акта
3.1. Экспертиза проводится в отношении НПА, регулирующих отношения, участниками которых являются или могут являться субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности.
3.2. В ходе экспертизы проводятся публичные обсуждения, исследование НПА на предмет наличия положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, и составляется мотивированное заключение об экспертизе.
3.3. Экспертиза осуществляется на основании предложений о проведении экспертизы, поступивших в уполномоченный орган:
а) из органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
б) из органов местного самоуправления;
в) из научно-исследовательских, общественных и иных организаций;
г) от субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, их ассоциаций и союзов;
д) от иных лиц.
3.4. НПА включаются в план проведения экспертизы (далее - план) при наличии сведений, указывающих, что положения НПА могут создавать условия, необоснованно затрудняющие осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности. Данные сведения могут быть получены уполномоченным органом как в результате рассмотрения предложений о проведении экспертизы, так и самостоятельно.
План составляется на год на основании предложений о проведении экспертизы, поступивших в уполномоченный орган, и размещается на официальном сайте.
3.5. Срок проведения экспертизы не должен превышать трех месяцев.
3.6. Уведомление о проведении экспертизы с указанием срока начала и окончания публичных обсуждений размещается на официальном сайте.
Публичные обсуждения проводятся в течение 20 рабочих дней.
3.7. Уполномоченный орган запрашивает у органа местного самоуправления, принявшего НПА, материалы, необходимые для проведения экспертизы. Органы местного самоуправления городского округа Шуя по запросу уполномоченного органа в течение 3 рабочих дней представляют необходимые материалы в целях проведения экспертизы. В случае если органом местного самоуправления на запрос уполномоченного органа в установленный срок не представлены необходимые в целях проведения экспертизы материалы, сведения об этом указываются в тексте заключения. Указанные материалы должны содержать сведения (расчеты, обоснования), на которых основывается необходимость регулирования соответствующих общественных отношений.
3.8. Исследование НПА проводится во взаимодействии с органом местного самоуправления, принявшим НПА, а также с участием представителей предпринимательского сообщества.
При проведении исследования:
а) рассматриваются замечания, предложения, рекомендации, сведения (расчеты, обоснования), информационно-аналитические материалы, поступившие в ходе публичных обсуждений;
б) анализируются положения НПА во взаимосвязи со сложившейся практикой их применения;
в) определяется характер и степень воздействия положений НПА на регулируемые отношения в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности;
г) устанавливается наличие затруднений в осуществлении предпринимательской и инвестиционной деятельности, вызванных применением положений нормативного правового акта, а также их обоснованность и целесообразность для целей регулирования соответствующих отношений.
3.9. По результатам исследования составляется проект заключения об экспертизе. В проекте заключения об экспертизе указываются сведения:
а) о НПА, в отношении которого проводится экспертиза, источниках его официального опубликования, органе местного самоуправления, принявшем НПА;
б) о выявленных положениях НПА, которые, исходя из анализа их применения для регулирования отношений предпринимательской или инвестиционной деятельности, создают необоснованные затруднения при осуществлении предпринимательской и инвестиционной деятельности, или об отсутствии таких положений;
в) об обосновании сделанных выводов;
г) о проведенных публичных мероприятиях, а также позициях органов местного самоуправления и представителей предпринимательского сообщества, участвовавших в экспертизе.
3.10. Проект заключения об экспертизе направляется в орган местного самоуправления, принявший нормативный правовой акт, и представителям предпринимательского сообщества с указанием срока окончания приема замечаний и предложений.
Поступившие в уполномоченный орган в установленный срок отзывы, замечания и предложения рассматриваются при доработке проекта заключения.
3.11. После подписания заключение об экспертизе размещается на официальном сайте, а также направляется лицу, обратившемуся с предложением о проведении экспертизы данного НПА, и в орган местного самоуправления, принявший нормативный правовой акт.
3.12. По результатам экспертизы уполномоченный орган в случае выявления в НПА положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, вносит в орган местного самоуправления, принявший НПА, предложение об отмене или изменении нормативного правового акта или его отдельных положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.
3.13. В случае если орган местного самоуправления, принявший НПА, не согласен с выводами и предложениями, содержащимися в заключении об экспертизе, то с целью урегулирования разногласий орган местного самоуправления, принявший НПА, организует и проводит согласительные совещания. В согласительных совещаниях участвуют представители разработчика НПА, представители заинтересованных лиц, представители уполномоченного органа, представители органов и организаций, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности. Решение по поставленному вопросу принимается раздельным голосованием участников согласительного совещания. Решение считается принятой стороной, если за него проголосовало большинство присутствующих на согласительном совещании представителей данной стороны. Результаты голосования каждой стороны принимается за один голос. Решение считается согласованным, если его поддержали три стороны.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.