Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Ивановской области
от 18.07.2018 N 211-п
Приложение
к постановлению
Правительства Ивановской области
от 31.08.2016 N 274-п
Основные направления
государственной долговой политики Ивановской области на период до 2030 года
Государственная долговая политика Ивановской области (далее - долговая политика) является частью бюджетной политики Ивановской области. Долговая политика определяет основные направления деятельности по управлению государственным долгом Ивановской области (далее - государственный долг), формируется на базе стратегии социально-экономического развития Ивановской области, бюджетного прогноза Ивановской области, долгосрочных прогнозов социально-экономического развития Ивановской области, государственных программ Ивановской области.
Долговую политику реализует Департамент финансов Ивановской области. Информация о долговой политике является открытой и общедоступной. Сведения о долговых обязательствах Ивановской области размещаются на официальном сайте Департамента финансов Ивановской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также предоставляются в иных формах в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Раздел 1. Итоги реализации долговой политики
Показатель |
На 01.01.2014 |
На 01.01.2015 |
На 01.01.2016 |
На 01.01.2017 |
На 01.01.2018 |
Государственный долг (млрд. руб.) |
10,4 |
12,3 |
15,6 |
16,8 |
16,77 |
Долговая нагрузка (%) |
65,9 |
75,7 |
95,3 |
88,8 |
87,9 |
Долговая нагрузка по долговым обязательствам, возникающим из государственных ценных бумаг Ивановской области, кредитов, привлеченных от кредитных организаций (%) |
57,2 |
57,1 |
85,9 |
56,2 |
39,7 |
Доля долговых обязательств, возникающих из государственных ценных бумаг Ивановской области, кредитов, привлеченных от кредитных организаций, в общем объеме долговых обязательств (%), в том числе: |
86,8 |
75,4 |
90,1 |
63,4 |
45,1 |
Доля долговых обязательств, возникающих из государственных ценных бумаг Ивановской области в общем объеме долговых обязательств, в том числе (%): |
- |
- |
- |
- |
- |
краткосрочных (до 1 года) (%) |
- |
- |
- |
- |
- |
среднесрочных (от 1 года до 5 лет) (%) |
- |
- |
- |
- |
- |
долгосрочных (более 5 лет) (%) |
- |
- |
- |
- |
- |
Доля долговых обязательств, возникающих из кредитов, привлеченных от кредитных организаций, в общем объеме долговых обязательств, в том числе (%): |
86,8 |
75,4 |
90,1 |
63,4 |
45,1 |
краткосрочных (до 1 года) (%) |
64,6 |
75,4 |
90,1 |
0 |
0 |
среднесрочных (от 1 года до 5 лет) (%) |
22,2 |
0 |
0 |
63,4 |
45,1 |
долгосрочных (более 5 лет) (%) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Доля долговых обязательств, возникающих из кредитов, привлеченных от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в общем объеме долговых обязательств (%) |
11,1 |
22,9 |
9,2 |
36 |
52,3 |
Доля краткосрочных (до 1 года) долговых обязательств, возникающих из государственных заимствований, в общем объеме долговых обязательств (%) |
64,6 |
75,4 |
90,1 |
0 |
0 |
Отношение годовой суммы расходов по погашению и обслуживанию государственного долга к общему объему налоговых и неналоговых доходов областного бюджета и дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (%) |
22,1 |
85,3 |
110,3 |
79,5 |
45,3 |
Доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (%) |
1,8 |
1,97 |
3,6 |
5,7 |
3,3 |
Раздел 2. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики
1. Основные факторы долговой политики.
1.1. Экономические условия реализации долговой политики.
Содержание долговой политики учитывает текущие и прогнозные сведения о развитии экономики Ивановской области. Реализация долговой политики будет осуществляться в соответствии с показателями прогноза социально-экономического развития Ивановской области на соответствующий год и плановый период, бюджетного прогноза Ивановской области на 2017 - 2030 годы.
1.2. Высокий уровень государственного долга.
1.3. Состояние рынка финансовых услуг (услуг по предоставлению кредитов кредитными организациями, услуг по осуществлению и регистрации сделок с ценными бумагами).
В среднесрочной перспективе кредиты, привлеченные от кредитных организаций, а также средства, полученные от размещения государственных ценных бумаг Ивановской области, сохранят для Ивановской области роль основного источника финансирования дефицита областного бюджета, а также погашения долговых обязательств Ивановской области. Мониторинг рынка финансовых услуг останется важнейшим мероприятием при реализации долговой политики.
2. Характер и направления долговой политики.
2.1. Вне зависимости от макроэкономических сценариев и состояния рынка финансовых услуг долговая политика будет характеризоваться:
1) направленностью на обеспечение способности Ивановской области осуществлять государственные заимствования на приемлемых условиях и в объемах, необходимых для финансирования дефицита областного бюджета, а также погашения долговых обязательств Ивановской области и решения социально-экономических задач. Фактический объем государственных заимствований Ивановской области будет определяться результатами исполнения областного бюджета и анализом рынка финансовых услуг;
2) прозрачной аукционной политикой при участии на рынке финансовых услуг, постоянным и эффективным информационным взаимодействием с финансовыми организациями.
2.2. Долговая политика будет реализовываться по следующим взаимосвязанным направлениям:
1) планирование объема государственного долга и расходов областного бюджета на его обслуживание;
2) снижение долговых рисков;
3) активное управление государственным долгом.
В процессе планирования объема государственного долга и расходов областного бюджета на его обслуживание определяются объемы, сроки и формы долговых обязательств Ивановской области. Основная цель этого направления долговой политики - учет влияния новых государственных заимствований Ивановской области на структуру накопленного государственного долга, а также оценка перспектив исполнения имеющихся долговых обязательств Ивановской области. Исходными данными для планирования являются плановые показатели объемов доходов, расходов и дефицита областного бюджета; объем и структура государственного долга, стоимость обслуживания и график погашения долговых обязательств Ивановской области; текущее и прогнозируемое состояние рынка финансовых услуг.
Снижение долговых рисков при планировании объема государственного долга и расходов на его обслуживание обеспечивается выбором приемлемых инструментов государственных заимствований Ивановской области с учетом прогнозируемых форм долговых обязательств Ивановской области. Снижение потенциальных рисков при осуществлении государственных заимствований Ивановской области достигается определением наиболее благоприятных периодов для проведения операций с долговыми обязательствами Ивановской области и выхода на рынок финансовых услуг.
Активное управление государственным долгом предполагает своевременную подготовку и реализацию финансово-долговых операций, направленных на изменение размера и структуры государственного долга (рефинансирование или досрочное погашение долговых обязательств Ивановской области) с учетом анализа рынка финансовых услуг, результатов исполнения областного бюджета, анализа долговой нагрузки в определенный период времени.
Раздел 3. Цели и задачи долговой политики
3.1. Целями долговой политики являются:
1) поддержание объема и структуры государственного долга на уровнях, позволяющих обеспечить сбалансированность областного бюджета и социально-экономическое развитие Ивановской области;
2) своевременное исполнение долговых обязательств Ивановской области.
3.2. Задачами долговой политики являются:
1) сокращение объема государственного долга и расходов на его обслуживание;
2) оптимизация структуры государственного долга (сокращение доли долговых обязательств, возникающих из государственных ценных бумаг Ивановской области, кредитов, привлеченных от кредитных организаций, в общем объеме долговых обязательств Ивановской области);
3) увеличение доли долгосрочных долговых обязательств Ивановской области, возникающих из государственных ценных бумаг Ивановской области, кредитов, привлеченных от кредитных организаций, в общем объеме долговых обязательств Ивановской области;
4) снижение долговых рисков;
5) расширение базы кредитных организаций и организаций, оказывающих услуги по осуществлению и регистрации сделок с ценными бумагами;
6) совершенствование системы управления государственным долгом.
3.3. Целевые ориентиры долговой политики в 2018 - 2024 годах будут определяться необходимостью соблюдения условий реструктуризации обязательств (задолженности) Ивановской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, проведенной в декабре 2017 года в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" и постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам", дополнительных соглашений, заключенных между Министерством финансов Российской Федерации и Департаментом финансов Ивановской области в связи с реструктуризацией обязательств (задолженности) Ивановской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденных Законом Ивановской области от 07.03.2018 N 4-ОЗ "Об утверждении дополнительных соглашений к соглашениям о предоставлении бюджету Ивановской области из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета Ивановской области" (далее - правила реструктуризации обязательств по бюджетным кредитам, соглашения о реструктуризации бюджетных кредитов).
При реализации долговой политики в 2018 - 2024 годах необходимо обеспечить:
1) дефицит областного бюджета на уровне не более 10 процентов от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год;
2) долю общего объема государственного долга к доходам областного бюджета без учета безвозмездных поступлений на 01.01.2019 - не более 85 процентов, на 01.01.2020 - не более 79 процентов, на 01.01.2021 - не более 73 процентов, на 01.01.2022 - не более 64 процентов, на 01.01.2023 - не более 56 процентов, на 01.01.2024 - не более 48 процентов, на 01.01.2025 - не более 41 процента;
3) долю общего объема долговых обязательств по кредитам, привлеченным от кредитных организаций, и государственных ценных бумаг Ивановской области на уровне не более 40 процентов от доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год.
|
На 01.01.2019 |
На 01.01.2020 |
На 01.01.2021 |
На 01.01.2022 |
На 01.01.2023 |
На 01.01.2024 |
На 01.01.2025 |
Дефицит областного бюджета (%) |
<10 |
<10 |
<10 |
<10 |
<10 |
<10 |
<10 |
Долговая нагрузка (%) |
<85 |
<79 |
<73 |
<64 |
<56 |
<48 |
<41 |
Долговая нагрузка по долговым обязательствам, возникающим из государственных ценных бумаг Ивановской области, кредитов, привлеченных от кредитных организаций (%) |
<40 |
<40 |
<40 |
<40 |
<40 |
<40 |
<40 |
Отношение годовой суммы расходов по погашению и обслуживанию государственного долга к общему объему налоговых и неналоговых доходов областного бюджета и дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (%) |
<13 |
<13 |
<13 |
<13 |
<13 |
<13 |
<13 |
Доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (%) |
<5 |
<5 |
<5 |
<5 |
<5 |
<5 |
<5 |
Раздел 4. Инструменты реализации долговой политики
Долговая политика реализуется посредством:
1) рыночных инструментов (кредиты, привлеченные от кредитных организаций, государственные ценные бумаги Ивановской области);
2) нерыночных инструментов (бюджетные кредиты, привлекаемые из федерального бюджета).
Использование рыночных инструментов при реализации долговой политики в 2018 - 2024 годах будет определяться необходимостью соблюдения правил реструктуризации обязательств по бюджетным кредитам, соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов.
Отсутствие необходимости погашения в 2018 - 2022 годах долговых обязательств Ивановской области по кредитам, привлеченным из федерального бюджета в 2015 - 2017 годах, в связи с проведенной в 2017 году реструктуризацией обязательств по бюджетным кредитам на общую сумму 8,6 млрд рублей на условиях рассрочки исполнения обязательств до 2024 года, позволит уменьшить в 2018 - 2024 годах объемы предполагаемых государственных заимствований Ивановской области посредством рыночных инструментов в целях погашения долговых обязательств Ивановской области и сократить расходы областного бюджета на обслуживание государственного долга в указанном периоде на сумму более 1,7 млрд. рублей.
Привлечение кредитов от кредитных организаций в указанный период необходимо будет обеспечивать по ставкам не более чем уровень ключевой ставки, установленный Банком России, увеличенный на один процент годовых. Данное ограничение устанавливается и для муниципальных образований Ивановской области. Привлечение кредитов от кредитных организаций и эмиссии государственных ценных бумаг Ивановской области будут проводиться преимущественно на срок более 5 лет.
Долговая политика будет направлена на поэтапное сокращение доли долговых обязательств Ивановской области, возникающих из кредитов, привлеченных от кредитных организаций и государственных ценных бумаг Ивановской области, в общем объеме долговых обязательств Ивановской области: первоначально - посредством замещения долговых обязательств Ивановской области, возникающих из кредитов, привлеченных от кредитных организаций и государственных ценных бумаг Ивановской области, долговыми обязательствами Ивановской области, возникающими из кредитов, привлеченных из федерального бюджета, в последующем - путем погашения долговых обязательств Ивановской области за счет доходов областного бюджета.
Средства, привлеченные с использованием рыночных и нерыночных инструментов, в первую очередь, будут направляться на рефинансирование долговых обязательств Ивановской области с целью сокращения расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга.
Раздел 5. Долговые риски
Своевременное выявление, контроль и оценка долговых рисков снижают вероятность их наступления и обеспечивают долговую устойчивость Ивановской области.
При управлении долговыми рисками осуществляются:
1) оценка и анализ долговых рисков;
2) формирование долговой стратегии в течение финансового года с учетом оценки и анализа долговых рисков;
3) анализ достижения поставленных целей и реализации задач долговой политики.
Оценка и анализ долговых рисков представляет собой оценку потенциального воздействия на состояние государственного долга факторов риска, которые прогнозируются экспертным методом на основании наиболее вероятных событий. Оценка и анализ долговых рисков позволяют выявить наиболее существенные долговые риски:
1) риск рефинансирования;
2) процентный риск;
3) операционный риск.
Риск рефинансирования - отсутствие возможности осуществить на приемлемых условиях новые государственные заимствования Ивановской области для своевременного погашения долговых обязательств Ивановской области. В целях оценки риска рефинансирования необходимо на постоянной основе осуществлять мониторинг рынка финансовых услуг, сопоставляя складывающиеся на нем тенденции с графиком погашения долговых обязательств Ивановской области. Способами управления риском рефинансирования являются увеличение доли долгосрочных долговых обязательств Ивановской области, возникающих из кредитов, привлеченных от кредитных организаций и государственных ценных бумаг Ивановской области, в общем объеме долговых обязательств Ивановской области; распределение платежей по обслуживанию и погашению долговых обязательств Ивановской области во времени в целях недопущения пиковых нагрузок на областной бюджет; использование различных инструментов реализации долговой политики.
Процентный риск - вероятность увеличения суммы расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга вследствие увеличения процентных ставок по кредитам кредитных организаций. Оценка риска осуществляется путем анализа стоимости обслуживания государственных ценных бумаг, кредитов кредитных организаций при различных сценариях изменения процентных ставок на рынке финансовых услуг, планирования и привлечения новых государственных заимствований Ивановской области путем выбора таких инструментов реализации долговой политики, для которых данный риск отсутствует либо минимален. Такой механизм позволяет обеспечить снижение расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга и одновременно минимизировать риск рефинансирования.
Операционный риск - вероятность возникновения потерь (убытков) и (или) дополнительных затрат из-за несоответствия лучшим практикам установленных порядков и процедур совершения финансово-долговых операций и других сделок, а также нарушения бюджетного законодательства, иных правил управления государственным долгом, включая некомпетентность или ошибки сотрудников, сбоев или отказа используемых учетно-расчетных, информационных и иных систем. В целях противодействия возникновению операционного риска необходимо использование правовых актов, положений, регламентов, правил, принятых в сферах управления государственным долгом и контроля за осуществляемыми операциями, а также эффективных механизмов отчетности.
При реализации долговой политики также необходимо учитывать риск недостаточного поступления налоговых и неналоговых доходов в областной бюджет, риск снижения ликвидности рынка финансовых услуг и другие риски, которые прямо или косвенно могут повлиять на характер и направления долговой политики.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Ивановской области от 18 июля 2018 г. N 211-п "О внесении изменения в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.