Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Совета Палехского
муниципального района
от 23.05.2018 N 43
Положение
о порядке проведения публичных слушаниях, общественных обсуждениях в Палехском муниципальном районе
Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений на территории Палехского муниципального района
1. Общие положения
1.1. Публичные слушания, общественные обсуждения - форма непосредственного осуществления жителями Палехского муниципального района, реализуемая посредством участия в обсуждении проектов муниципальных правовых актов и иных вопросов местного самоуправления, имеющих значение для населения района.
1.2. Публичные слушания проводятся на основе принципов справедливости, публичности, открытости принятия решений по вопросам местного значения.
1.3. Публичные слушания проводятся по инициативе Палехского муниципального района, Совета Палехского муниципального района, Главы Палехского муниципального района.
Публичные слушания, проводимые по инициативе населения и Совета Палехского муниципального района, назначаются Советом Палехского муниципального района, а по инициативе Главы Палехского муниципального района - Главой Палехского муниципального района.
1.4. Публичные слушания основываются на принципах законности и добровольности.
1.5. На публичные общественные слушания выносятся:
- проект Устава района, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав района, кроме случаев, когда в Устав района вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава или законов Ивановской области в целях приведения Устава района в соответствие с этими нормативными правовыми актами;
- проект районного бюджета и отчет о его исполнении;
- проект стратегии социально-экономического развития Палехского муниципального района;
- вопросы о преобразовании Палехского муниципального района, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для преобразования Палехского муниципального района требуется получение согласия населения Палехского муниципального района, выраженного путем голосования либо на сходах граждан.
1.6. По проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется главой 8 настоящего Положения.
1.7. Решения, принимаемые на публичных слушаниях, носят рекомендательный характер.
Органы местного самоуправления Палехского муниципального района обязаны в течение 15 дней с момента поступления рекомендаций общественных слушаний в соответствующие органы местного самоуправления представить адресату мотивированный ответ, в котором указывается:
а) какие из положений рекомендаций публичных общественных слушаний и в какие сроки могут быть использованы;
б) причины, делающие невозможным использовать отдельные положения рекомендаций публичных общественных слушаний.
Ответ публикуется в средствах массовой информации, а также доводится в письменной форме до адресата и учитывается органами местного самоуправления при принятии соответствующих правовых актов.
2. Порядок формирования инициативной группы жителей муниципального района по проведению публичных слушаний
2.1. Формирование инициативной группы по проведению публичных слушаний по вопросам местного значения, выносимым на публичные слушания, осуществляется на основе волеизъявления граждан на собраниях, в том числе по месту жительства, работы или учебы, а также общественными объединениями граждан.
2.2. Решение о создании инициативной группы граждан по проведению публичных слушаний принимается на собрании граждан или общественным объединением и оформляется протоколом. Инициативная группа по проведению публичных слушаний в течение трех рабочих дней письменно уведомляет Совет.
2.3. Для поддержки проведения публичных слушаний по инициативе жителей необходимо собрать подписи жителей муниципального района, обладающих активным избирательным правом на выборах в органы местного самоуправления муниципального района.
Подписи в поддержку проведения публичных слушаний собираются посредством внесения их в подписные листы (приложение 1 к настоящему положению).
2.4. После окончания сбора подписей инициативная группа вносит в Совет предложение о проведении публичных слушаний.
3. Назначение публичных слушаний
3.1. Публичные слушания, проводимые по инициативе жителей или Совета Палехского муниципального района, назначаются Советом Палехского муниципального района, а по инициативе Главы Палехского муниципального района - Главой Палехского муниципального района.
3.2. Инициатива Совета Палехского муниципального района о проведении публичных слушаний осуществляется в порядке, предусмотренном Регламентом.
3.3. Назначение публичных слушаний оформляется муниципальным правовым актом соответствующего органа местного самоуправления Палехского муниципального района.
3.4. Инициативная группа представляет в Совет Палехского муниципального района письменное предложение по проведению слушаний, которое содержит:
- тему с обоснованием ее общественной значимости;
- информационно-аналитические материалы по предлагаемой теме;
- протокол собрания (заседания), на котором было принято решение о создании инициативной группы граждан по проведению публичных слушаний;
- список инициативной группы граждан с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, паспортных данных, адреса места жительства и контактных телефонов членов группы (приложение 2 к настоящему положению).
3.5. По представленным инициативной группой документам Совет Палехского муниципального района выносит решение о проведении либо о мотивированном отказе в проведении публичных слушаний, которое подлежит опубликованию.
3.6. Представители инициативной группы вправе обжаловать в порядке, установленном законодательством, решение об отказе в проведении публичных слушаний, принятое Советом Палехского муниципального района.
3.7. Отказ в проведении публичных слушаний инициативной группе не является препятствием для повторной подачи документов для инициативы проведения публичных слушаний при условии устранения инициативной группой граждан нарушений, вызвавших отказ.
3.8. Выносимые на публичные слушания проекты муниципальных правовых актов и сообщения опубликовываются не позднее чем за 15 календарных дней до даты проведения публичных слушаний, в Информационном бюллетене органов местного самоуправления и размещаются на официальном сайте Палехского муниципального района в сети Интернет - http://палехский-район.рф, если иное не установлено настоящим Положением
В опубликованном сообщении должны быть указаны:
- дата, время и место проведения публичных слушаний;
- тема слушаний;
- инициаторы проведения публичных слушаний;
- порядок ознакомления с проектом муниципального правового акта.
4. Порядок подготовки публичных слушаний
4.1. Публичные слушания проводятся:
- по инициативе депутатов Совета Палехского муниципального района в случае принятия соответствующего решения на любой постоянной комиссии Совета;
- по инициативе председателя Совета Палехского муниципального района;
- по инициативе Главы Палехского муниципального района;
- по инициативе группы жителей Палехского муниципального района численностью не менее 100 человек.
4.2. Правом на участие в публичных слушаниях обладают граждане, постоянно проживающие на территории Палехского муниципального района и достигшие на момент слушаний 18-летнего возраста.
4.3. Для организации и проведения публичных слушаний образуется комиссия по подготовке и проведению слушаний (далее - Комиссия) в количестве 5 человек.
В состав Комиссии входят представители от администрации Палехского муниципального района, представители от Совета Палехского муниципального района, представители общественности. Утверждается состав Комиссии администрацией Палехского муниципального района.
Комиссия определяет порядок (регламент) проведения слушаний.
5. Порядок проведения публичных слушаний
5.1. В зависимости от субъекта назначения публичных слушаний подготовка и организация их возлагается:
- председателем Совета Палехского муниципального района на постоянную депутатскую комиссию, к сфере компетенции которого относится выносимый на слушания вопрос;
- Главой Палехского муниципального района на отделы администрации, к сфере компетенции которых относится выносимый на слушания вопрос.
5.2. Проведению публичных слушаний предшествует регистрация участников.
5.3. Орган, назначивший проведение публичных слушаний, назначает председательствующего и секретаря.
5.4. Публичные слушания открываются председателем, который кратко информирует о сущности обсуждаемого вопроса, порядке (регламенте) слушаний и составе участников.
5.5. Председатель в порядке очередности предоставляет слово для выступлений участникам слушаний и приглашенным лицам. Все приглашенные лица выступают только с разрешения председательствующего. Преимущественным правом выступления обладают лица, заранее записавшиеся в список выступающих. После выступления указанных лиц следуют вопросы и ответы на них.
5.6. Председательствующий ведет публичные слушания и следит за порядком обсуждения вопросов. Участники слушаний обязаны соблюдать порядок на заседаниях. При необходимости председательствующий вправе принять меры по удалению нарушителей из зала заседаний.
5.7. Для выступления на слушаниях отводится:
- на вступительное слово председательствующего - до 10 минут;
- на доклад инициатора проведения публичных слушаний - до 20 минут;
- на выступление экспертов (оглашение заключения экспертов) - до 20 минут;
- на выступление участников - до 7 минут.
5.8. Председательствующий на слушаниях вправе принять решение о перерыве в слушаниях и об их продолжении в другое время.
6. Принятие решения на публичных слушаниях
6.1. После заслушивания мнений участников публичных слушаний могут определяться вопросы, которые выносятся на голосование.
6.2. Для определения вопросов может быть образована рабочая группа с привлечением сотрудников администрации Палехского муниципального района, депутатов, независимых экспертов.
6.3. По определенным вопросам проводится голосование. Подсчет голосов осуществляется председателем и секретарем, что отражается в протоколе публичных слушаний.
6.4. Решение по результатам публичных слушаний принимается большинством голосов и фиксируется в протоколе.
6.5. Результаты публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений подлежит опубликованию в месячный срок в информационном бюллетене органов местного самоуправления Палехского муниципального района размещается на официальном сайте Палехского муниципального района в сети Интернет - http://палехский-район.рф
7. Порядок учета органами местного самоуправления Палехского муниципального района решений, принятых на публичных слушаниях
7.1. Решение, принятое на публичных слушаниях, носит рекомендательный характер.
7.2. Орган местного самоуправления муниципального района, к компетенции которого относится решение вопроса либо принятие нормативного правового акта, являвшегося предметом обсуждения на публичных слушаниях, учитывает решение, принятое на публичных слушаниях, при решении соответствующего вопроса или принятии соответствующего правового акта.
7.3. В случаях, предусмотренных законодательством, нормативный правовой акт не может быть принят без учета мнения населения.
8. Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
8.1. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее - проекты) проводятся общественные обсуждения или публичные слушания.
8.2. Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.
8.3. Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства являются граждане, постоянно проживающие в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которых подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территориальной зоны земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, граждане, постоянно проживающие в границах земельных участков, прилегающих к земельному участку, в отношении которого подготовлены данные проекты, правообладатели таких земельных участков или расположенных на них объектов капитального строительства, правообладатели помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, в отношении которого подготовлены данные проекты, а в случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, общественные обсуждения или публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия на окружающую среду в результате реализации данных проектов.
8.4. Процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов:
1) оповещение о начале общественных обсуждений;
2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте Палехского муниципального района в сети Интернет - http://палехский-район.рф, и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;
3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях;
4) подготовка и оформление протокола общественных обсуждений;
5) подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.
8.5. Процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов:
1) оповещение о начале публичных слушаний;
2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте Палехского муниципального района в сети Интернет - http://палехский-район.рф, и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;
3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях;
4) проведение собрания или собраний участников публичных слушаний;
5) подготовка и оформление протокола публичных слушаний;
6) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.
8.6. Оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний должно содержать:
1) информацию о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и перечень информационных материалов к такому проекту;
2) информацию о порядке и сроках проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях;
3) информацию о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, о сроках проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций;
4) информацию о порядке, сроке и форме внесения участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
8.7. Оповещение о начале общественных обсуждений также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационные материалы к нему, или информационных системах, в которых будут размещены такой проект и информационные материалы к нему, с использованием которых будут проводиться общественные обсуждения. Оповещение о начале публичных слушаний также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях, и информационные материалы к нему, информацию о дате, времени и месте проведения собрания или собраний участников публичных слушаний.
8.8. Оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний:
1) не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в Информационном бюллетене органов местного самоуправления Палехского муниципального района;
2) распространяется на информационных стендах сельских поселений, в местах, расположенных на территории поселения, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты и (или) в границах территориальных зон и (или) земельных участков, указанных в пункте 8.3 настоящей главы и размещается на официальном сайте Палехского муниципального района в сети Интернет - http://палехский-район.рф
8.9. В течение всего периода размещения в соответствии с подпунктом 2 пункта 8.4. и подпунктом 2 пункта 8.5. настоящего Положения проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и информационных материалов к нему проводятся экспозиция или экспозиции такого проекта. В ходе работы экспозиции должны быть организованы консультирование посетителей экспозиции, распространение информационных материалов о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях. Консультирование посетителей экспозиции осуществляется представителями администрации Палехского муниципального района.
8.10. В период размещения в соответствии с подпунктом 2 пункта 8.4. и подпунктом 2 пункта 8.5. настоящего Положения проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и информационных материалов к нему и проведения экспозиции или экспозиций такого проекта участники общественных обсуждений или публичных слушаний, прошедшие в соответствии с пунктом 8.12. настоящего Положения идентификацию, имеют право вносить предложения и замечания, касающиеся такого проекта:
1) посредством официального сайта (в случае проведения общественных обсуждений);
2) в письменной или устной форме в ходе проведения собрания или собраний участников публичных слушаний (в случае проведения публичных слушаний);
3) в письменной форме в адрес организатора общественных обсуждений или публичных слушаний;
4) посредством записи в книге (журнале) учета посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
8.11. Предложения и замечания, внесенные в соответствии с частью 8.10. настоящего Положения, подлежат регистрации, а также обязательному рассмотрению организатором общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случая, предусмотренного пунктом 8.15. настоящего Положения.
8.12. Участники общественных обсуждений или публичных слушаний в целях идентификации представляют сведения о себе (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц) с приложением документов, подтверждающих такие сведения. Участники общественных обсуждений или публичных слушаний, являющиеся правообладателями соответствующих земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства и (или) помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства, также представляют сведения соответственно о таких земельных участках, объектах капитального строительства, помещениях, являющихся частью указанных объектов капитального строительства, из Единого государственного реестра недвижимости и иные документы, устанавливающие или удостоверяющие их права на такие земельные участки, объекты капитального строительства, помещения, являющиеся частью указанных объектов капитального строительства.
8.13. Не требуется представление указанных в пункте 8.12. настоящего Положения документов, подтверждающих сведения об участниках общественных обсуждений (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц), если данными лицами вносятся предложения и замечания, касающиеся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, посредством официального сайта (при условии, что эти сведения содержатся на официальном сайте).
8.14. Обработка персональных данных участников общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляется с учетом требований, установленных Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".
8.15. Предложения и замечания, внесенные в соответствии с пунктом 8.10. настоящего Положения, не рассматриваются в случае выявления факта представления участником общественных обсуждений или публичных слушаний недостоверных сведений.
8.16. Организатором общественных обсуждений или публичных слушаний обеспечивается равный доступ к проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, всех участников общественных обсуждений или публичных слушаний.
8.17. Официальный сайт должен обеспечивать возможность:
1) проверки участниками общественных обсуждений полноты и достоверности отражения на официальном сайте внесенных ими предложений и замечаний;
2) представления информации о результатах общественных обсуждений, количестве участников общественных обсуждений.
8.18. Организатор общественных обсуждений или публичных слушаний подготавливает и оформляет протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, в котором указываются:
1) дата оформления протокола общественных обсуждений или публичных слушаний;
2) информация об организаторе общественных обсуждений или публичных слушаний;
3) информация, содержащаяся в опубликованном оповещении о начале общественных обсуждений или публичных слушаний, дата и источник его опубликования;
4) информация о сроке, в течение которого принимались предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний, о территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания;
5) все предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений или публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений или публичных слушаний.
8.19. К протоколу общественных обсуждений или публичных слушаний прилагается перечень принявших участие в рассмотрении проекта участников общественных обсуждений или публичных слушаний, включающий в себя сведения об участниках общественных обсуждений или публичных слушаний (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц).
8.20. Участник общественных обсуждений или публичных слушаний, который внес предложения и замечания, касающиеся проекта, рассмотренного на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, имеет право получить выписку из протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, содержащую внесенные этим участником предложения и замечания.
8.21. На основании протокола общественных обсуждений или публичных слушаний организатор общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляет подготовку заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний.
8.22. В заключении о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний должны быть указаны:
1) дата оформления заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний;
2) наименование проекта, рассмотренного на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, сведения о количестве участников общественных обсуждений или публичных слушаний, которые приняли участие в общественных обсуждениях или публичных слушаниях;
3) реквизиты протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, на основании которого подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний;
4) содержание внесенных предложений и замечаний участников общественных обсуждений или публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений или публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений или публичных слушаний. В случае внесения несколькими участниками общественных обсуждений или публичных слушаний одинаковых предложений и замечаний допускается обобщение таких предложений и замечаний;
5) аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений или публичных слушаний о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний и выводы по результатам общественных обсуждений или публичных слушаний.
8.23. Заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний подлежит опубликованию в Информационном бюллетене органов местного самоуправления и размещается на официальном сайте Палехского муниципального района в сети Интернет - http://палехский-район.рф.
8.24. Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам правил благоустройства территорий со дня опубликования оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний составляет не менее 1 месяца и не более 3 месяцев.
Продолжительность общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее 1 месяца и не более 3 месяцев.
В случае внесение изменений в правила землепользования и застройки общественные обсуждений или публичные слушаний по проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки составляет не менее 1 месяца и не более 3 месяцев.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.