Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
Департамента социальной
защиты населения
Ивановской области
от 04.02.2019 N 15
Административный регламент
предоставления государственной услуги "Выдача заключения о возможности гражданина быть опекуном (попечителем) недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а также возможности быть усыновителем"
1. Общие положения
1.1. Предмет регулирования административного регламента
Административный регламент предоставления государственной услуги "Выдача заключения о возможности гражданина быть опекуном (попечителем) недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а также возможности быть усыновителем" (далее - Административный регламент, государственная услуга) устанавливает стандарт и порядок предоставления территориальными органами Департамента социальной защиты населения Ивановской области (далее - территориальные органы социальной защиты населения, Департамент) государственной услуги, а также порядок обжалования решений и действий (бездействия) органов, предоставляющих государственную услугу.
Данная государственная услуга включает в себя следующие подуслуги:
- выдача заключения о возможности гражданина быть усыновителем;
- выдача заключения о возможности гражданина быть опекуном (попечителем) недееспособных или не полностью дееспособных граждан.
1.2. Круг заявителей
1.2.1. В качестве заявителей для получения заключения о возможности быть усыновителем могут выступать:
совершеннолетние граждане Российской Федерации, место жительства (место пребывания) которых находится на территории Ивановской области;
иностранные граждане, проживающие на территории Ивановской области (за исключением случаев усыновления отчимом (мачехой) при условии, что совместно с отчимом (мачехой) и ребенком проживает один из родителей ребенка);
лица без гражданства, проживающие на территории Ивановской области,
за исключением:
а) лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
б) супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
в) лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
г) лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
д) бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
е) лиц, которые по состоянию здоровья не могут усыновить ребенка;
ж) лиц, которые на момент усыновление не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают такие лица;
з) лиц, не имеющих постоянного места жительства, кроме лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, ведущих кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющих места, где они постоянно или преимущественно проживают, в случае усыновления ими ребенка из числа лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации;
и) лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), против семьи и несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, мира и безопасности человечества, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "к" настоящего пункта;
к) лиц из числа лиц, указанных в подпункте "и" настоящего пункта, имевших судимость либо подвергавшихся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), против семьи и несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, мира и безопасности человечества, относящиеся к преступлениям небольшой или средней тяжести, в случае признания судом таких лиц представляющими опасность для жизни, здоровья и нравственности усыновляемого ребенка. При вынесении решения об усыновлении ребенка таким лицом суд учитывает обстоятельства деяния, за которое такое лицо подвергалось уголовному преследованию, срок, прошедший с момента совершения деяния, форму вины, обстоятельства, характеризующие личность, в том числе поведение такого лица после совершения деяния, и иные обстоятельства в целях определения возможности обеспечить усыновляемому ребенку полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие без риска для жизни ребенка и его здоровья;
л) лиц, имеющих судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, не относящиеся к преступлениям, указанным в подпункте "и" настоящего пункта;
м) лиц, не прошедших подготовки в порядке, установленном пунктом 6 статьи 127 Семейного кодекса РФ (за исключением близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);
н) лиц, состоящих в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лиц, являющихся гражданами указанного государства и не состоящих в браке.
1.2.2. В качестве заявителей для получения заключения о возможности быть опекуном (попечителем) недееспособных или не полностью дееспособных совершеннолетних граждан могут выступать совершеннолетние дееспособные граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, место жительства (место пребывания) которых находится на территории Ивановской области, за исключением:
а) лиц, лишенных родительских прав;
б) лиц, имеющих на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.
1.2.3. В качестве заявителей для получения заключения о возможности быть опекуном (попечителем) не полностью дееспособных несовершеннолетних граждан могут выступать совершеннолетние дееспособные граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, место жительства (место пребывания) которых находится на территории Ивановской области, за исключением:
а) лиц, лишенных родительских прав;
б) лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности, мира и безопасности человечества;
в) лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;
г) лиц, не прошедших подготовки в порядке, установленном пунктом 6 статьи 127 Семейного кодекса РФ (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);
д) лиц, состоящих в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами указанного государства и не состоящие в браке.
1.3. Требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги
1.3.1. Информация о предоставлении государственной услуги и услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, предоставляется гражданам:
а) непосредственно специалистами территориальных органов социальной защиты населения, Департамента при личном обращении граждан;
б) с использованием средств почтовой, телефонной связи, электронной почты;
в) посредством средств массовой информации, издания информационных материалов (брошюр, буклетов и т.д.), размещения на информационных стендах территориальных органов социальной защиты населения;
г) путем проведения встреч с населением (сходов граждан);
д) путем размещения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, в том числе на сайте Департамента (www.szn.ivanovoobl.ru), в областной государственной информационной системе "Региональный портал государственных и муниципальных услуг (функций) Ивановской области" (www.pgu.ivanovoobl.ru), и федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru)" (далее - Порталы услуг).
1.3.2. На сайте Департамента размещаются следующие документы и информация:
а) полное наименование и почтовые адреса территориальных органов социальной защиты населения;
б) номера телефонов структурных подразделений территориальных органов социальной защиты населения;
в) режим работы территориальных органов социальной защиты населения;
г) текст Административного регламента с приложениями.
1.3.3. На информационных стендах, в памятках, размещаемых в свободном доступе для посетителей в помещениях территориальных органов социальной защиты населения, многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ), отражается следующая информация:
а) извлечения из законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие деятельность по оказанию государственной услуги;
б) извлечения из текста Административного регламента с приложениями;
в) перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги;
г) образцы оформления документов, необходимых для предоставления государственной услуги и требования к ним;
д) схема размещения специалистов и режим приема ими граждан;
е) сведения о сроках предоставления государственной услуги в целом и максимальных сроках выполнения отдельных административных процедур, в том числе времени нахождения в очереди (ожидания), времени приема документов и т.д.;
ж) порядок получения консультаций по вопросам получения государственной услуги в территориальных органах социальной защиты населения;
з) порядок обжалования решений, действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего, МФЦ, работника МФЦ, а также организаций, осуществляющих функции по предоставлению государственных услуг, и их работников.
Информационные стенды должны быть хорошо освещены, а представленная информация структурирована на тематическую и организационную.
Тексты информационных материалов печатаются удобным для чтения шрифтом, без исправлений, наиболее важные места выделяются полужирным начертанием либо подчеркиваются.
1.3.4. Изменения в информацию о порядке предоставления государственной услуги, размещенную в соответствии с пунктом 1.3.3 Административного регламента, должны своевременно, не позднее 3 дней со дня изменения, вноситься специалистами, ответственными за ее обновление.
1.3.5. Получение заявителем сведений о ходе предоставления государственной услуги способами, предусмотренными подпунктами "а", "б" пункта 1.3.1 Административного регламента, осуществляется в порядке, установленном подразделом 3.2 Административного регламента.
1.3.6. Сведения о графике (режиме) работы территориальных органов социальной защиты населения, Департамента сообщаются по телефонам, а также размещаются на вывесках при входе в здание, на информационных стендах.
Контактная информация МФЦ размещается на Портале центров предоставления услуг Ивановской области (mfc.ivanovoobl.ru), официальном сайте Департамента развития информационного общества Ивановской области (it.ivanovoobl.ru) и в областной государственной информационной системе "Региональный портал государственных и муниципальных услуг (функций) Ивановской области" (www.pgu.ivanovoobl.ru).
2. Стандарт предоставления государственной услуги
2.1. Наименование государственной услуги
Выдача заключения о возможности гражданина быть опекуном (попечителем) недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а также возможности быть усыновителем.
2.2. Наименование органов и учреждений, предоставляющих государственную услугу
2.2.1. Государственную услугу предоставляют территориальные органы социальной защиты населения.
2.2.2. При предоставлении государственной услуги заявитель взаимодействует с территориальными органами социальной защиты населения и МФЦ.
2.2.3. В предоставлении государственной услуги участвуют территориальные органы социальной защиты населения и МФЦ.
2.2.4. При предоставлении государственной услуги осуществляется взаимодействие с территориальными органами:
- ПФР в части представления сведений о размере пенсии застрахованного лица;
- Минобороны России в части представления сведений о размере получаемой пенсии военнослужащих;
- Центра по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ Российской Федерации в части представления сведений о размере получаемой пенсии и других выплат, учитываемых при расчете совокупного дохода семьи (одиноко проживающего гражданина);
- МВД России в части представления сведений о получении, назначении, неполучении пенсии и о прекращении выплат; сведений о гражданах, зарегистрированных по месту жительства заявителя; а также сведений о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования, либо о прекращении уголовного преследования;
- ФСИН России в части представления сведений о размере пенсии;
- ФТС России в части представления сведений о размере пенсии застрахованного лица;
- ФСО России в части представления сведений о размере пенсии;
- Роспотребнадзора в части представления сведений о соответствии жилых помещений санитарным правилам и нормам;
- Росреестра в части представления сведений из ЕГРН о правах отдельного лица;
а также:
органами местного самоуправления в части представления сведений о гражданах, зарегистрированных по месту жительства заявителя, а также сведений о соответствии жилых помещений техническим нормам;
органами опеки и попечительства в части представления заключения органов опеки и попечительства об отсутствии фактов ненадлежащего обращения близкого родственника, выразившего желание стать опекуном, с совершеннолетним подопечным в период до достижения им возраста 18 лет в случае, если опека или попечительство устанавливаются в связи с достижением совершеннолетия.
2.2.5. Специалисты, участвующие в предоставлении государственной услуги, не вправе требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг, утвержденный Правительством Ивановской области (1).
2.2.5.1. Специалисты, участвующие в предоставлении государственной услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением следующих случаев:
а) изменение требований нормативных правовых актов, касающихся предоставления государственной услуги, после первоначальной подачи заявления о предоставлении государственной услуги;
б) наличие ошибок в заявлении о предоставлении государственной услуги и документах, поданных заявителем после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги и не включенных в представленный ранее комплект документов;
в) истечение срока действия документов или изменение информации после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги;
г) выявление документально подтвержденного факта (признаков) ошибочного или противоправного действия (бездействия) должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или государственного служащего, работника МФЦ, работника организации, предусмотренной частью 1.1 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ), при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, о чем в письменном виде за подписью руководителя органа, предоставляющего государственную услугу, или руководителя МФЦ при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо руководителя организации, предусмотренной частью 1.1 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ, уведомляется заявитель, а также приносятся извинения за доставленные неудобства.
2.3. Результат предоставления государственной услуги
Результатом предоставления государственной услуги является:
- выдача заключения о возможности гражданина быть опекуном (попечителем) недееспособных или не полностью дееспособных граждан;
- выдача заключения о невозможности гражданина быть опекуном (попечителем) недееспособных или не полностью дееспособных граждан;
- выдача заключения о возможности гражданина быть усыновителем;
- выдача заключения о невозможности гражданина быть усыновителем;
- решение о прекращении предоставления государственной услуги;
- решение об отказе в предоставлении государственной услуги.
2.4. Сроки предоставления государственной услуги
|
Действие |
Максимальный срок |
1 |
Прием, регистрация заявления о предоставлении государственной услуги |
в день поступления заявления |
2 |
Направление запросов о предоставлении документов в соответствующие уполномоченные органы (если данные документы не представлены заявителем по собственной инициативе), предусмотренных: |
|
2.1 |
подпунктами 4, 9, 12 пункта 2.6.1 Административного регламента |
2 рабочих дня со дня получения от гражданина документов, предусмотренных подпунктами 1, 3, 5-8, 10, 11 пункта 2.6.1 Административного регламента |
2.2 |
подпунктами 4, 5, 10, 12 пункта 2.6.2 Административного регламента |
2 рабочих дня со дня получения от гражданина документов, предусмотренных подпунктами 1, 3, 6-9, 11 пункта 2.6.2 Административного регламента |
2.3 |
подпунктами 3, 4, 8-10 пункта 2.6.3 Административного регламента |
2 рабочих дня со дня получения от гражданина документов, предусмотренных подпунктами 1, 5-7 пункта 2.6.3 Административного регламента |
2.4 |
подпунктами 4, 5, 11 пункта 2.6.4 Административного регламента |
2 рабочих дня со дня получения от гражданина документов, предусмотренных подпунктами 1, 3, 6-10 пункта 2.6.4 Административного регламента |
3 |
Проведение обследования условий жизни: |
|
3.1 |
лиц, желающих усыновить ребенка |
3 рабочих дня со дня получения документов, указанных в пункте 2.6.1 Административного регламента |
3.2 |
гражданина, выразившего желание быть опекуном (попечителем) совершеннолетнего подопечного, (за исключением близких родственников) |
7 дней со дня представления документов, указанных в подпунктах 1, 3, 6-9, 11 пункта 2.6.2 Административного регламента |
3.3 |
гражданина, выразившего желание быть опекуном (попечителем) совершеннолетнего подопечного, (близкие родственники) |
7 дней со дня представления документов, указанных в подпунктах 1, 5-7 пункта 2.6.3 Административного регламента |
3.4 |
гражданина, выразившего желание быть опекуном (попечителем) несовершеннолетнего подопечного |
3 рабочих дня со дня получения документов, указанных в пункте 2.6.4 Административного регламента |
4 |
Оформление: |
|
4.1 |
акта обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка |
3 дня со дня проведения обследования |
4.2 |
акта обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина |
3 дня со дня проведения обследования |
4.3 |
акта обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем несовершеннолетнего гражданина |
3 дня со дня проведения обследования |
5 |
Направление гражданину акта обследования условий жизни гражданина |
3 дня со дня утверждения акта обследования условий жизни гражданина |
6 |
Рассмотрение заявления о предоставлении государственной услуги: |
|
6.1 |
принятие решения о возможности (невозможности) гражданина быть усыновителем |
10 рабочих дней со дня получения документов, указанных в пункте 2.6.1 Административного регламента |
6.2 |
принятие решения о возможности (невозможности) гражданина быть опекуном (попечителем) совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина |
15 дней со дня получения документов, указанных в подпунктах 1-3, 6-9, 11 пункта 2.6.2, подпунктах 1, 5-7 пункта 2.6.3 Административного регламента, и акта обследования условий жизни гражданина, предусмотренного пунктом 4.2 раздела 2.4 Административного регламента |
6.3 |
принятие решения о возможности (невозможности) гражданина быть опекуном (попечителем) несовершеннолетнего гражданина |
10 рабочих дней со дня получения документов, указанных в пункте 2.6.4 Административного регламента |
7 |
Принятие решения о прекращении предоставления государственной услуги и его фиксация |
3 рабочих дня со дня получения территориальным органом социальной защиты населения документов (информации) о возникновении обстоятельств, указанных в пункте 2.9.2 Административного регламента |
8 |
Приостановление предоставления государственной услуги |
До получения документов, указанных в пункте 2.9.1, но не более чем на 30 рабочих дней со дня со дня направления уведомления о проведении дополнительной проверки |
9 |
Информирование заявителя о результате предоставления государственной услуги, о прекращении предоставления государственной услуги |
3 рабочих дня со дня вынесения решения о предоставлении (отказе в предоставлении, прекращении предоставления) государственной услуги |
2.5. Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление государственной услуги
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной услуги (с указанием их реквизитов и источников официального опубликования), размещен на официальном сайте Департамента и на Порталах услуг.
Департамент обеспечивает размещение и актуализацию перечня нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной услуги, на своем официальном сайте.
2.6. Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги
2.6.1. Документы, необходимые для выдачи заключения о возможности гражданина быть усыновителем:
N п/п |
Наименование документа |
Порядок представления документа (представляется заявителем или запрашивается в порядке межведомственного взаимодействия, если не представлен заявителем по собственной инициативе) |
1 |
заявление гражданина, выразившего желание стать усыновителем (приложение 4 к Административному регламенту) |
представляется заявителем |
2 |
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя |
представляется заявителем в случае личного обращения в территориальный орган социальной защиты населения |
3 |
краткая автобиография |
представляется заявителем |
4 |
сведения, подтверждающие отсутствие у гражданина, выразившего желание стать усыновителем, обстоятельств, указанных в подпунктах "и - л" пункта 1.2.1 Административного регламента |
запрашиваются в порядке межведомственного взаимодействия, если не представлены заявителем по собственной инициативе. Данные сведения действительны в течение года со дня выдачи |
5 |
заключение о результатах медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации |
представляется заявителем. Данный документ принимается территориальным органом социальной защиты населения в течение шести месяцев со дня выдачи |
6 |
копия свидетельства о браке (если состоит в браке) |
представляется заявителем |
7 |
справка с места работы лица, желающего усыновить ребенка, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход указанного лица, или справка с места работы супруга (супруги) лица, желающего усыновить ребенка, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход супруга(супруги) |
представляется заявителем. Данный документ действителен в течение года со дня выдачи |
8 |
копия свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 6 статьи 127 Семейного кодекса РФ (за исключением близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей) (приложение 12 к Административному регламенту) |
представляется заявителем |
9 |
сведения о получаемой гражданином, выразившим желание стать усыновителем, пенсии, ее виде и размере (для лиц, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты) |
запрашиваются в порядке межведомственного взаимодействия, если не представлены заявителем по собственной инициативе |
10 |
документ компетентного органа государства, гражданином которого является кандидат в усыновители, подтверждающий отсутствие в законодательстве государства, гражданином которого он является, признания браком союза, заключенного между лицами одного пола (представляется в случае обращения иностранного гражданина, не состоящего в браке) |
представляется заявителем |
11 |
документ, подтверждающий отсутствие у гражданина обстоятельств, указанных в подпунктах "и - л" пункта 1.2.1 Административного регламента, выданный на территории государства, гражданином которого является кандидат в усыновители (представляется в случае обращения иностранного гражданина) |
представляется заявителем |
12 |
сведения о гражданах, зарегистрированных по месту жительства гражданина, желающего усыновить ребенка |
запрашиваются в порядке межведомственного взаимодействия, если не представлены заявителем по собственной инициативе. Данные сведения действительны в течение года со дня выдачи |
2.6.2. Документы, необходимые для выдачи заключения о возможности гражданина быть опекуном (попечителем) совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан (за исключением близких родственников):
N п/п |
Наименование документа |
Порядок представления документа (представляется заявителем или запрашивается в порядке межведомственного взаимодействия, если не представлен заявителем по собственной инициативе) |
1 |
заявление гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина (приложение 5 к Административному регламенту) |
представляется заявителем |
2 |
документ, удостоверяющий личность заявителя |
представляется заявителем |
3 |
автобиография |
представляется заявителем |
4 |
справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у гражданина судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан |
запрашивается в порядке межведомственного взаимодействия, если не представлена заявителем по собственной инициативе |
5 |
выписка из домовой (поквартирной) книги или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства гражданина, выразившего желание стать опекуном (попечителем) |
запрашиваются в порядке межведомственного взаимодействия, если не представлены заявителем по собственной инициативе |
6 |
медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам медицинского освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном (попечителем), выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации |
представляется заявителем. Данный документ принимается территориальным органом социальной защиты населения в течение 3 месяцев со дня его выдачи |
7 |
копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном (попечителем) состоит в браке) |
представляется заявителем |
8 |
письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10- летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном (попечителем), на совместное проживание совершеннолетнего подопечного с опекуном (попечителем) (в случае принятия решения опекуном (попечителем) о совместном проживании совершеннолетнего подопечного с семьей опекуна (попечителя)) |
представляется заявителем |
9 |
справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, - иной документ, подтверждающий доходы (для пенсионеров - копии пенсионного удостоверения) |
представляется заявителем. Данный документ принимается территориальным органом социальной защиты населения в течение года со дня выдачи |
10 |
справка о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, выданные соответствующими уполномоченными органами |
запрашивается в порядке межведомственного взаимодействия, если не представлена заявителем по собственной инициативе |
11 |
документ о прохождении гражданином, выразившим желание стать опекуном, (попечителем) подготовки в порядке, установленном Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 N 927 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан" (при наличии) |
представляется заявителем |
12 |
справка, подтверждающая получение пенсии, выдаваемая территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации или иными органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, - в отношении гражданина, выразившего желание стать опекуном (попечителем), являющегося пенсионером |
запрашивается в порядке межведомственного взаимодействия, если не представлена заявителем по собственной инициативе |
2.6.3. Документы, необходимые для выдачи заключения о возможности гражданина быть опекуном (попечителем) совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан (родители, бабушки, дедушки, братья, сестры, дети и внуки, выразившие желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних подопечных, с которыми указанные граждане постоянно совместно проживали не менее 10 лет на день подачи заявления о назначении опекуном (попечителем)):
N п/п |
Наименование документа |
Порядок представления документа (представляется заявителем или запрашивается в порядке межведомственного взаимодействия, если не представлен заявителем по собственной инициативе) |
1 |
заявление гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина (приложение 5 к Административному регламенту) |
представляется заявителем |
2 |
документ, удостоверяющий личность заявителя |
представляется заявителем |
3 |
справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у гражданина судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан |
запрашивается в порядке межведомственного взаимодействия, если не представлена заявителем по собственной инициативе |
4 |
выписка из домовой (поквартирной) книги или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства гражданина, выразившего желание стать опекуном (попечителем) |
запрашиваются в порядке межведомственного взаимодействия, если не представлены заявителем по собственной инициативе |
5 |
медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам медицинского освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном (попечителем), выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации |
представляется заявителем. Данный документ принимается территориальным органом социальной защиты населения в течение 3 месяцев со дня его выдачи |
6 |
копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном (попечителем) состоит в браке) |
представляется заявителем |
7 |
документы, подтверждающие родство с совершеннолетним недееспособным или не полностью дееспособным гражданином: свидетельство о рождении совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина, свидетельство о рождении заявителя, свидетельство о рождении одного из родителей совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина, родственником которого является заявитель |
представляются заявителем |
8 |
справка о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, выданные соответствующими уполномоченными органами |
запрашивается в порядке межведомственного взаимодействия, если не представлена заявителем по собственной инициативе |
9 |
заключение органов опеки и попечительства об отсутствии фактов ненадлежащего обращения близкого родственника, выразившего желание стать опекуном, с совершеннолетним подопечным в период до достижения им возраста 18 лет в случае, если опека или попечительство устанавливаются в связи с достижением совершеннолетия |
запрашивается в порядке межведомственного взаимодействия, если не представлена заявителем по собственной инициативе. Межведомственный запрос не направляется в случае, если территориальный орган социальной защиты населения располагает указанными сведениями |
10 |
справка, подтверждающая получение пенсии, выдаваемая территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации или иными органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, - в отношении гражданина, выразившего желание стать опекуном (попечителем), являющегося пенсионером |
запрашивается в порядке межведомственного взаимодействия, если не представлена заявителем по собственной инициативе |
2.6.4. Документы, необходимые для выдачи заключения о возможности гражданина быть опекуном (попечителем) несовершеннолетних граждан:
N п/п |
Наименование документа |
Порядок представления документа (представляется заявителем или запрашивается в порядке межведомственного взаимодействия, если не представлен заявителем по собственной инициативе) |
1 |
заявление гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (приложение 6 к Административному регламенту) |
представляется заявителем |
2 |
документ, удостоверяющий личность заявителя |
представляется заявителем |
3 |
краткая автобиография |
представляется заявителем |
4 |
сведения, подтверждающие отсутствие у гражданина обстоятельств, указанных в подпунктах "б", "в" пункта 1.2.3 Административного регламента |
запрашиваются в порядке межведомственного взаимодействия, если не представлены заявителем по собственной инициативе. Данные сведения действительны в течение года со дня выдачи |
5 |
сведения о гражданах, зарегистрированных по месту жительства гражданина, выразившего желание стать опекуном (попечителем) |
запрашиваются в порядке межведомственного взаимодействия, если не представлены заявителем по собственной инициативе. Данные сведения действительны в течение года со дня выдачи |
6 |
заключение о результатах медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации |
представляется заявителем. Данный документ принимается территориальным органом социальной защиты населения в течение шести месяцев со дня выдачи |
7 |
копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном (попечителем) состоит в браке) |
представляется заявителем |
8 |
письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном (попечителем), на прием ребенка (детей) в семью |
представляется заявителем |
9 |
справка с места работы лица, выразившего желание стать опекуном (попечителем), с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход указанного лица, или справка с места работы супруга (супруги) лица, выразившего желание стать опекуном (попечителем), с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход супруга (супруги) |
представляется заявителем. Данный документ принимается территориальным органом социальной защиты населения в течение года со дня выдачи |
10 |
копия свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 6 статьи 127 Семейного кодекса РФ (за исключением близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей) (приложение 12 к Административному регламенту) |
представляется заявителем |
11 |
сведения о получаемой гражданином, выразившим желание стать опекуном (попечителем), пенсии, ее виде и размере (для лиц, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты) |
запрашиваются в порядке межведомственного взаимодействия, если не представлены заявителем по собственной инициативе |
2.6.5. Заявитель несет ответственность за достоверность и полноту представленных им сведений и документов, обязанность по представлению которых на него возложена.
Документы, необходимые для выдачи заключения о возможности гражданина быть опекуном (попечителем) недееспособных и не полностью дееспособных граждан, а также возможности быть усыновителем, могут быть представлены как в подлинниках, так и в копиях, заверенных в установленном порядке.
Необходимые копии документов изготавливаются специалистами, ответственными за прием документов, если заявитель не представил указанные копии самостоятельно. При представлении копий документов заявителем представляются их оригиналы. Указанные специалисты заверяют в установленном порядке копии представленных документов, оригиналы которых возвращаются заявителю.
2.6.6. Специалисты, участвующие в предоставлении государственной услуги, не вправе требовать от заявителя:
представления документов и информации, не предусмотренных пунктами 2.6.1 - 2.6.4 Административного регламента, или осуществления действий, не предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;
представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ.
2.6.7. Заявление и документы, необходимые для предоставления государственной услуги, представляются заявителем в территориальный орган социальной защиты населения или в МФЦ (в отношении выдачи заключения о возможности гражданина быть опекуном (попечителем) несовершеннолетнего гражданина и выдачи заключения о возможности гражданина быть усыновителем) по месту жительства (по месту пребывания, если место жительства находится на территории Ивановской области) путем подачи специалисту, ведущему прием заявлений и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, обязанность по представлению которых возложена на заявителя. Документы, указанные в подпунктах 1, 3 пункта 2.6.1, подпунктах 1, 3, 8 пунктов 2.6.2 и 2.6.4, подпункте 1 пункта 2.6.3 Административного регламента, составляются либо подписываются соответственно заявителем, членами его семьи в присутствии данного специалиста.
Документы, предусмотренные пунктами 2.6.1 - 2.6.4 Административного регламента, также могут быть поданы заявителем с использованием Порталов услуг или официального сайта территориального органа социальной защиты населения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
2.6.8. Требования, предъявляемые к представляемым документам:
- документы должны поддаваться прочтению;
- фамилии, имена и отчества должны быть написаны полностью и соответствовать документам, удостоверяющим личность;
- в документах не должно быть приписок, неоговоренных исправлений, документы не должны быть исполнены карандашом, иметь повреждения, не позволяющие однозначно истолковать их содержание.
2.7. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги
Основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются:
- заявление не содержит подписи и указания фамилии, имени, отчества заявителя и его почтового адреса;
- место жительства (место пребывания) гражданина находится не на территории Ивановской области либо не на территории, обслуживаемой территориальным органом социальной защиты населения, в который заявитель представил документы;
- непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктами 2.6.1 - 2.6.4 Административного регламента, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
- несоответствие представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации.
2.8. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги
Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги заявителю являются:
- несоответствие статуса заявителя, обратившегося за предоставлением государственной услуги, категориям заявителей, указанных в пунктах 1.2.1 - 1.2.3 Административного регламента;
- несоответствие содержания или оформления представленных документов, требованиям, установленным пунктами 2.6.7, 2.6.8 Административного регламента;
- представление заявителем заведомо недостоверных сведений, сокрытие данных, влияющих на выдачу заключения о возможности гражданина быть опекуном (попечителем) недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а также возможности быть усыновителем;
- отсутствие в территориальном органе социальной защиты населения оригиналов документов, предусмотренных пунктами 2.6.1 - 2.6.4 Административного регламента, на момент оформления заключения о возможности гражданина быть опекуном (попечителем) недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а также возможности быть усыновителем (в случае представления заявления и необходимых документов с использованием Порталов услуг или официального сайта территориального органа социальной защиты населения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").
2.9. Исчерпывающий перечень оснований для приостановления, прекращения предоставления государственной услуги
2.9.1. Основанием для приостановления предоставления государственной услуги является предоставление заявителем документов, достоверность которых вызывает сомнение. В данном случае проверка подлинности представленных заявителем документов, полнота и достоверность содержащихся в них сведений осуществляется путем направления запросов в течение 1 рабочего дня со дня приема документов.
Специалист, ответственный за подготовку проектов решений, готовит уведомление заявителю о проведении дополнительной проверки с указанием причин проведения дополнительной проверки и срока приостановления предоставления государственной услуги, согласовывает решение о проведении дополнительной проверки с должностным лицом территориального органа социальной защиты населения, ответственным за принятие решения по предоставлению государственной услуги (далее - должностное лицо, ответственное за приятие решений), направляет заявителю указанное уведомление, подписанное должностным лицом, ответственным за принятие решения, в течение 3 рабочих дней со дня его подписания.
Уведомление направляется почтовым отправлением или посредством электронной почты, либо по желанию заявителя он может быть уведомлен по телефону о дате и месте, где он может получить уведомление.
2.9.2. Основаниями для прекращения предоставления государственной услуги являются:
- смерть заявителя, а также признание его в судебном порядке безвестно отсутствующим, объявление умершим;
- выезд заявителя на постоянное место жительства (на место пребывания) за пределы территории Ивановской области;
- изменение законодательства, установившего государственную услугу.
2.10. Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, в том числе сведения о документе (документах), выдаваемом (выдаваемых) организациями, участвующими в предоставлении государственной услуги
Необходимые и обязательные услуги для получения государственной услуги отсутствуют.
2.11. Порядок, размер и основания взимания государственной пошлины или иной платы, взимаемой за предоставление государственной услуги
За предоставление государственной услуги государственная пошлина или иная плата не взимается.
2.12. Максимальное время ожидания в очереди при подаче заявления и документов на предоставление государственной услуги и при получении результата ее предоставления
2.12.1. Максимальное время ожидания заявителями очереди при подаче документов не должно превышать 15 минут.
2.12.2. В целях исключения очередей в местах приема документов используется предварительная запись на прием.
2.12.3. При подаче документов по предварительной записи время ожидания не должно превышать 5 минут с момента времени, на который была осуществлена запись.
2.12.4. Максимальное время ожидания в очереди при получении результата предоставления услуги не должно превышать 15 минут.
2.13. Сроки и порядок регистрации заявления о предоставлении государственной услуги
2.13.1. Заявления граждан, выразивших желание стать усыновителями, поступившие в территориальные органы социальной защиты населения, регистрируются в журнале заявлений граждан РФ о выдаче заключений о возможности быть усыновителем (приложение 1 к Административному регламенту) в течение дня поступления.
Заявления граждан, выразивших желание стать опекунами (попечителями) совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, поступившие в территориальный орган социальной защиты населения, регистрируются в журнале учета граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, (приложение 2 к Административному регламенту) в течение дня поступления.
Заявления граждан, выразивших желание стать опекунами (попечителями) несовершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, поступившие в территориальный орган социальной защиты населения, регистрируются в журнале приема граждан (приложение 3 к Административному регламенту) в течение дня поступления.
2.13.2. Журналы, указанные в пункте 2.13.1 Административного регламента, ведутся на бумажном носителе.
2.13.3. Регистрация заявления о предоставлении государственной услуги, принятом в МФЦ, осуществляется в день поступления заявления в журнале регистрации заявлений граждан, который заполняется специалистом, ведущим прием в МФЦ, в соответствии с установленными правилами делопроизводства.
2.14. Требования к помещениям, в которых предоставляется государственная услуга
2.14.1. Помещения, в которых предоставляется государственная услуга, должны размещаться преимущественно на нижних, предпочтительнее на первых этажах зданий с отдельным входом (по возможности).
Вход в помещение должен обеспечивать свободный доступ граждан, а также должен быть оборудован удобной лестницей с поручнями, широкими проходами, специальными ограждениями и перилами, пандусами для передвижения кресел-колясок.
Передвижение по помещению не должно создавать затруднений для лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая тех, кто использует кресла-коляски. Помещение должно быть достаточно освещено.
2.14.2. Центральный вход в здание органа, предоставляющего государственную услугу, оборудуется информационной табличкой (вывеской), содержащей следующую информацию:
а) наименование органа, осуществляющего предоставление государственной услуги;
б) адрес (местонахождение);
в) график приема граждан.
2.14.3. Помещения, предназначенные для приема граждан, оборудуются:
а) электронной системой управления очередью (по возможности);
б) световым информационным табло (по возможности);
в) системой кондиционирования воздуха (по возможности);
г) противопожарной системой и средствами пожаротушения.
2.14.4. В целях организации беспрепятственного доступа инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) к месту предоставления государственной услуги им обеспечиваются:
а) условия для беспрепятственного доступа к объекту (зданию, помещению), в котором предоставляется государственная услуга;
б) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты (здания, помещения), в которых предоставляется государственная услуга, а также входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
в) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения;
г) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам (зданиям, помещениям), в которых предоставляется государственная услуга, с учетом ограничений их жизнедеятельности;
д) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля;
е) допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
ж) допуск собаки-проводника на объекты (здания, помещения), в которых предоставляется государственная услуга, при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые установлены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.06.2015 N 386н "Об утверждении формы документа, подтверждающего специальное обучение собаки-проводника, и порядка его выдачи";
з) оказание инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению ими государственной услуги наравне с другими лицами.
В случае невозможности полностью приспособить помещение с учетом потребности инвалида собственник помещения обеспечивает инвалиду доступ к месту предоставления государственной услуги, либо когда это возможно, ее предоставление обеспечивается по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи утвержден приказом Минтруда России от 30.07.2015 N 527н.
2.14.5. Помещения, в которых осуществляется прием заявителей, включают зал ожидания и места для приема граждан.
Зал ожидания должен быть оснащен стульями, столами (стойками) для возможности оформления документов. Количество мест ожидания определяется исходя из фактической нагрузки и возможностей для их размещения в здании. В зале ожидания должен быть установлен компьютер со справочно-правовыми системами и программными продуктами. Правила работы с ним, а также фамилия, имя, отчество (при наличии), номер телефона, номер кабинета должностного лица, отвечающего за работу компьютера, размещаются на информационном стенде, расположенном рядом с компьютером.
2.14.6. Прием граждан осуществляется в кабинках (кабинетах), специально оборудованных для приема граждан, которые оборудуются информационными табличками с указанием:
а) номера кабинки (кабинета);
б) фамилии, имени, отчества (при наличии) должностного лица.
Рабочее место должностного лица должно быть оборудовано персональным компьютером с возможностью доступа к необходимым информационным базам данных уполномоченного органа, принтером и сканером.
2.15. Показатели доступности и качества государственной услуги
2.15.1. Показателями доступности и качества оказания государственной услуги являются:
а) удовлетворенность получателей государственной услуги качеством предоставления государственной услуги;
б) возможность получения полной, актуальной и доступной информации о порядке и ходе предоставления государственной услуги, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;
в) возможность получения государственной услуги в МФЦ;
г) соблюдение сроков предоставления государственной услуги;
д) невозможность получения государственной услуги в любом территориальном органе социальной защиты населения по выбору заявителя;
е) отсутствие обоснованных жалоб со стороны получателей государственной услуги на действия (бездействие) специалистов или должностных лиц, на несоблюдение сроков предоставления государственной услуги, на отсутствие доступности государственной услуги и информации.
2.15.2. При предоставлении государственной услуги получатель государственной услуги осуществляет одно взаимодействие со специалистом при подаче документов, при условии представления заявителем полного комплекта документов, обязанность по представлению которых на него возложена, и соответствия представленных документов требованиям, предусмотренным пунктом 2.6.8 Административного регламента, и одно взаимодействие со специалистом, ответственным за подготовку проектов решений, при проведении им обследования условий жизни заявителя и его семьи.
2.16. Государственная услуга по экстерриториальному принципу и в электронной форме не предоставляется.
3. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения
3.1. Перечень административных процедур
3.1.1. Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
- информирование и консультирование граждан по вопросам предоставления государственной услуги;
- прием и регистрация заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги;
- предоставление сведений о ходе оказания государственной услуги;
- взаимодействие территориального органа социальной защиты населения с иными органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг;
- рассмотрение заявления и документов, принятие решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении государственной услуги и его фиксация;
- принятие решения о прекращении предоставления государственной услуги и его фиксация;
- ведение и хранение персональных дел;
- исправление допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах.
3.1.2. При предоставлении государственной услуги (в отношении выдачи заключения о возможности гражданина быть опекуном (попечителем) несовершеннолетнего гражданина и выдачи заключения о возможности гражданина быть усыновителем) МФЦ выполняют следующие административные действия:
информирование граждан по вопросам предоставления государственной услуги;
прием документов, необходимых для предоставления государственной услуги;
формирование и направление в порядке межведомственного информационного взаимодействия запросов на предоставление документов, указанных в пунктах 2.6.1, 2.6.4 Административного регламента, которые могут быть собраны без участия заявителя в электронном виде и обеспечивают их получение из соответствующих органов, организаций.
3.2. Информирование и консультирование граждан по вопросам предоставления государственной услуги
3.2.1. Основанием для начала административной процедуры является обращение гражданина в территориальный орган социальной защиты населения либо в МФЦ.
3.2.2. Информирование МФЦ заявителей о порядке предоставления государственной услуги осуществляется:
- при личном, письменном обращении заявителя или при поступлении обращений в МФЦ с использованием ресурсов телефонной сети общего пользования или информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- с использованием инфоматов или иных программно-аппаратных комплексов, обеспечивающих доступ к информации о государственных и (или) муниципальных услугах, предоставляемых в МФЦ;
- с использованием иных способов информирования, доступных в МФЦ.
3.2.3. При информировании заявителя работник МФЦ доводит до его сведения:
- необходимые действия заявителя (порядок получения и предоставления необходимых документов, в том числе перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, информация справочного характера);
- перечень результатов государственной услуги.
3.2.4. При информировании граждан по телефону или при личном приеме специалисты, осуществляющие информирование граждан, должны:
а) корректно и внимательно относиться к гражданам, не унижая их чести и достоинства;
б) проводить консультацию без больших пауз, лишних слов, оборотов и эмоций, комментариев ситуации;
в) задавать только уточняющие вопросы в интересах дела.
3.2.5. При ответе на телефонные звонки специалист, осуществляющий консультирование, сняв трубку, должен представиться, назвав:
- наименование органа;
- фамилию, должность.
Во время разговора произносить слова четко, не допускать "параллельных" разговоров с окружающими людьми и по другим телефонам.
Специалист, осуществляющий консультирование, грамотно, в пределах своей компетенции дает ответ самостоятельно.
В конце консультирования необходимо кратко подвести итог и перечислить гражданину меры, которые надо принять.
Время разговора не должно превышать 15 минут.
Если специалист не может дать ответ самостоятельно, либо подготовка ответа требует продолжительного времени, заявителю предлагается оставить контактный телефон или адрес, по которому ему будет предоставлена консультация.
При желании заявителя получить консультацию по телефону консультирование осуществляется не позднее дня, следующего за днем обращения за консультацией. При желании заявителя получить консультацию в письменном виде консультирование осуществляется в порядке, установленном пунктом 3.2.8 Административного регламента.
3.2.6. При личном обращении граждан в рамках информирования и консультирования по предоставлению государственной услуги:
а) время ожидания в очереди не должно превышать 15 минут;
б) продолжительность личного приема не должна превышать 15 минут;
в) специалисты, осуществляющие личный прием, должны принять необходимые меры для полного и оперативного ответа на поставленные вопросы, в том числе с привлечением других специалистов. Специалист при необходимости выдает заявителю форму заявления и список документов, необходимых для принятия решения о предоставлении государственной услуги, на бумажном носителе, поясняет порядок получения необходимых документов и требования, предъявляемые к ним. По желанию заявителя данная информация может быть также представлена на бумажном носителе в виде памятки;
г) ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства не являются очевидными и требуют дополнительной проверки, а также при несогласии гражданина на получение устного ответа, дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
3.2.7. Требование письменного ответа при устном обращении гражданина и письменные обращения граждан подлежат регистрации в соответствии с правилами делопроизводства в срок не позднее следующего дня после их поступления.
3.2.8. Ответы на письменные обращения даются в установленном порядке в течение 30 дней со дня регистрации обращения заявителя. Специалисты грамотно готовят разъяснения в пределах установленной компетенции.
В случае если подготовка ответа требует направления запросов в сторонние организации либо дополнительных консультаций, по решению руководителя территориального органа социальной защиты населения, срок рассмотрения письменных обращений может быть продлен дополнительно до 30 календарных дней. В таком случае заявителю направляется промежуточный ответ с описанием действий, совершаемых по его обращению, и уведомлением о продлении срока его рассмотрения.
3.2.9. Письменный ответ подписывается руководителем территориального органа социальной защиты населения либо лицом его замещающим, а также содержит фамилию, инициалы, телефон исполнителя.
Ответ направляется письмом, факсом, в зависимости от способа обращения гражданина за консультацией или способа доставки, указанного в письменном обращении гражданина.
3.2.10. Если гражданина не удовлетворяет полученная консультация, он может обратиться (устно или письменно) к руководителю территориального органа социальной защиты населения. Если гражданина не устраивают полученные консультации, он обращается к начальнику Департамента.
3.2.11. Результатом административной процедуры является предоставление гражданам информации о государственной услуге, порядке получения и результатах ее предоставления.
Максимальный срок выполнения административной процедуры - 60 дней (в случае продления срока рассмотрения обращения) со дня обращения гражданина.
3.3. Прием и регистрация заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги
3.3.1. Основанием для начала административной процедуры по приему и регистрации заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является обращение заявителя в территориальный орган социальной защиты населения либо в МФЦ. Заявления подаются по формам, определенным приложениями 4 - 6 к Административному регламенту.
3.3.2. Заявителям должна быть предоставлена возможность осуществить предварительную запись по телефону либо при личном обращении к специалисту.
Заявителю по телефону либо при личном обращении лично сообщается дата и время представления документов и номер кабинета, в который следует обратиться.
3.3.3. Личный прием заявителей в целях подачи документов, необходимых для предоставления государственной услуги, осуществляется специалистом, ответственным за прием документов, в рабочее время согласно графику работы территориального органа социальной защиты населения либо МФЦ, в порядке очереди с учетом предварительной записи. При личном приеме заявитель предъявляет специалисту документы, удостоверяющие его личность, место жительства.
Заявление в электронной форме подается посредством Порталов услуг. При подаче заявления в электронной форме к нему прикрепляются скан-образы документов, предусмотренных пунктами 2.6.1 - 2.6.4 Административного регламента, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, при этом заявление, документы заверяются электронной подписью заявителя, допускаемой в соответствии с действующими нормативными правовыми актами для получения государственных и муниципальных услуг.
3.3.4. В ходе приема документов, необходимых для предоставления государственной услуги, специалист, ответственный за прием документов:
а) регистрирует заявления в соответствии с пунктом 2.13.1 Административного регламента (в случае приема документов в территориальном органе социальной защиты населения);
б) устанавливает личность обратившегося гражданина путем проверки документа, удостоверяющего его личность;
в) информирует при личном приеме заявителя о порядке и сроках предоставления государственной услуги;
г) проверяет правильность заполнения заявления, в том числе полноту внесенных данных, наличие и актуальность документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя. Проверяет документы на соответствие требованиям, указанным в пунктах 2.6.1 - 2.6.5, 2.6.7, 2.6.8 Административного регламента.
При отсутствии у заявителя заполненного заявления или неправильном его заполнении, специалист, ответственный за прием документов, помогает заявителю оформить заявление;
д) осуществляет проверку представленных документов на соответствие оригиналам и заверение их копий путем проставления заверительной надписи с указанием фамилии, инициалов, должности специалиста и даты заверения.
Если копии необходимых документов не представлены, осуществляет копирование документов, проставляет на них надпись об их соответствии подлинным экземплярам, заверяет своей подписью с указанием должности, фамилии, инициалов, даты, возвращает заявителю оригиналы документов, с которых были сняты копии;
е) выдает заявителю расписку о приеме заявления и документов при отсутствии оснований для отказа в приеме документов, предусмотренных подразделом 2.7 Административного регламента.
В расписке о приеме документов указываются:
- фамилия, имя, отчество заявителя;
- дата приема заявления и документов;
- фамилия и инициалы специалиста, принявшего документы, а также его подпись;
- телефон, фамилия и инициалы специалиста, у которого заявитель может узнать о стадии рассмотрения документов и времени, оставшемся до ее завершения.
В ходе личного приема расписка выдается заявителю под подпись.
На бланке заявления ставится подпись заявителя о получении расписки, проставляется подпись специалиста, выдавшего расписку.
3.3.5. При выявлении оснований для отказа в приеме документов, установленных в подразделе 2.7 Административного регламента, специалист, ответственный за прием документов, уведомляет заявителя о наличии препятствий для предоставления государственной услуги, объясняет заявителю содержание выявленных недостатков в представленных документах и предлагает заявителю устранить их в ходе личного приема. При устранении выявленных недостатков в ходе личного приема заявителю выдается расписка о приеме документов согласно подпункту "е" пункта 3.3.4 Административного регламента. В случае не устранения заявителем выявленных недостатков в ходе личного приема, возвращает документы заявителю в ходе данного личного приема.
В случае подачи заявления и документов с использованием Порталов услуг или официального сайта территориального органа социальной защиты населения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" гражданину в течение 1 рабочего дня со дня поступления заявления направляется информация об отказе в приеме документов с указанием причин отказа в приеме документов с приложением представленных документов. Информация направляется с использованием вида связи, указанного гражданином при обращении.
3.3.6. В случае разделения должностных обязанностей по приему документов и подготовке по ним проекта решения или в случае приема документов в МФЦ, специалист, ответственный за прием документов, формирует комплект принятых документов - скрепляет заявление, документы, предоставленные гражданином, и документы, полученные в результате межведомственного взаимодействия (далее - комплект документов), и передает специалисту, ответственному за передачу документов специалисту, ответственному за рассмотрение заявления и документов и подготовку проектов решений о предоставлении государственной услуги (далее - специалист, ответственный за подготовку проектов решений).
3.3.7. Специалист, ответственный за передачу документов, формирует и передает комплект документов (с сопроводительной описью в случае, если это предусмотрено соглашением или должностными регламентами) специалистам, ответственным за подготовку проектов решений.
3.3.8. Результатом данной административной процедуры является прием заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, формирование комплекта документов, принятых от заявителя, и выдача ему расписки о приеме документов либо отказ заявителю в приеме документов.
Максимальный срок выполнения административной процедуры указан в подразделе 2.4 Административного регламента.
3.4. Предоставление сведений о ходе оказания государственной услуги
3.4.1. Основанием для начала административной процедуры по предоставлению сведений о ходе оказания государственной услуги является обращение заявителя:
а) по справочным телефонам территориального органа социальной защиты населения;
б) в письменной форме (по почте);
в) в ходе личного приема граждан.
3.4.2. Ответ на телефонный звонок должен начинаться с информации о наименовании органа, фамилии лица, принявшего телефонный звонок. В рамках предоставления сведений заявителю сообщается о специалистах, которым поручено рассмотрение заявления, об административной процедуре, на которой находится предоставление государственной услуги, о сроках предоставления государственной услуги, способе уведомления заявителя, о результате предоставления государственной услуги (при его наличии).
Время разговора по телефону не должно превышать 5 минут.
3.4.3. Информирование граждан о ходе предоставления государственной услуги при обращении лично или в письменной форме, осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 3.2.4 - 3.2.8 Административного регламента.
3.4.4. Результатом административной процедуры является предоставление заявителю сведений о ходе оказания государственной услуги.
Максимальный срок выполнения административной процедуры по представлению сведений о ходе оказания государственной услуги: при обращении заявителя лично или по телефону - 30 минут, при обращении заявителя в письменной форме - 5 рабочих дней с момента поступления обращения заявителя.
3.5. Взаимодействие территориального органа социальной защиты населения с иными органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг
3.5.1. Основанием для начала административной процедуры по межведомственному взаимодействию является поступление заявления без приложения документов, которые в соответствии с пунктами 2.6.1 - 2.6.4 Административного регламента могут быть запрошены в порядке межведомственного взаимодействия.
В этом случае в зависимости от представленных заявителем документов специалист, принявший документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в течение 2 рабочих дней со дня принятия документов осуществляет подготовку и направление в соответствии с пунктами 2.6.1 - 2.6.4 Административного регламента следующих запросов в территориальные органы:
- ПФР в части представления сведений о размере пенсии застрахованного лица;
- Минобороны России в части представления сведений о размере получаемой пенсии военнослужащих;
- Центра по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ Российской Федерации в части представления сведений о размере получаемой пенсии и других выплат, учитываемых при расчете совокупного дохода семьи (одиноко проживающего гражданина);
- МВД России в части представления сведений о получении, назначении, неполучении пенсии и о прекращении выплат; сведений о гражданах, зарегистрированных по месту жительства заявителя, а также сведений о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования, либо о прекращении уголовного преследования;
- ФСИН России в части представления сведений о размере пенсии;
- ФТС России в части представления сведений о размере пенсии застрахованного лица;
- ФСО России в части представления сведений о размере пенсии;
- Роспотребнадзора в части представления сведений о соответствии жилых помещений санитарным правилам и нормам;
- Росреестра в части представления сведений из ЕГРН о правах отдельного лица;
а также:
в органы местного самоуправления в части представления сведений о гражданах, зарегистрированных по месту жительства заявителя, а также сведений о соответствии жилых помещений техническим нормам;
в органы опеки и попечительства в части представления заключения органов опеки и попечительства об отсутствии фактов ненадлежащего обращения близкого родственника, выразившего желание стать опекуном, с совершеннолетним подопечным в период до достижения им возраста 18 лет в случае, если опека или попечительство устанавливаются в связи с достижением совершеннолетия.
3.5.2. Процедуры межведомственного взаимодействия, предусмотренного пунктом 3.5.1 Административного регламента, осуществляются специалистами в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Ивановской области и соответствующими соглашениями.
Направление межведомственного запроса и представление документов и информации допускаются только в целях, связанных с предоставлением государственной услуги.
Направление межведомственных запросов территориальными органами социальной защиты населения, МФЦ о представлении документов и информации для осуществления деятельности, не связанной с предоставлением государственных услуг, не допускается, а специалисты, направившие необоснованные межведомственные запросы, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Непредставление (несвоевременное представление) органом или организацией по межведомственному запросу документов и информации не может являться основанием для отказа в предоставлении заявителю государственной услуги. Должностное лицо (и) или работник, не предст
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.