Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Ивановской области
от 03.04.2019 N 119-п
Региональная программа
"Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Ивановской области на 2019 - 2024 годы"
1. Паспорт Программы
Наименование Программы |
Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Ивановской области на 2019 - 2024 годы |
|||||||||||||
Цель Программы |
Создание экономически обоснованной и экологически безопасной комплексной региональной системы обращения с отходами на территории Ивановской области |
|||||||||||||
Администратор и ответственный исполнитель Программы |
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области (далее - Департамент ЖКХ) |
|||||||||||||
Соисполнители Программы |
Департамент энергетики и тарифов Ивановской области; Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области; органы местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области (по согласованию) (далее - ОМС); общество с ограниченной ответственностью "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами"; операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) |
|||||||||||||
Срок реализации Программы |
2019 - 2024 годы |
|||||||||||||
Задачи Программы * |
1. Провести инвентаризацию инфраструктурных элементов, задействованных в сфере ТКО. 2. Разработать нормативные правовые акты и методические рекомендации в сфере обращения с ТКО на территории Ивановской области. 3. Ввести в эксплуатацию программно-технический комплекс "Электронная модель территориальной схемы обращения с отходами". 4. Оборудовать контейнерные площадки для раздельного накопления ТКО. 5. Создать объекты обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО. |
|||||||||||||
Ожидаемые результаты реализации Программы |
1. Создание электронной модели территориальной схемы обращения с отходами. 2. Разработка нормативных правовых актов и методических рекомендаций в сфере обращения с ТКО. 3. Введение дополнительных очередей строительства на действующих объектах размещения отходов, отвечающих экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям. 4. Обеспечение условий для строительства новых объектов, предназначенных для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО. 5. Оборудование контейнерных площадок, в том числе раздельного накопления ТКО, на основе разработанных методических рекомендаций и санитарно-эпидемиологических требований. 6. Формирование экономически обоснованных и экологически безопасных методов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО. 7. Повышение экологической культуры и степени вовлеченности населения в вопросы обращения с отходами, в том числе с ТКО. 8. Создание условий для поэтапного внедрения раздельного накопления ТКО в местах их накопления. 9. Повышение экологической безопасности в Ивановской области. 10. Создание дополнительных рабочих мест в отрасли обращения ТКО. 11. Увеличение налоговых поступлений в бюджет Ивановской области от организаций, участвующих в развитии отрасли ТКО |
|||||||||||||
Перечень подпрограмм Программы ** |
1. Программно-технический комплекс "Электронная модель территориальной схемы обращения с отходами". 2. Оборудование контейнерных площадок, в том числе для раздельного накопления ТКО. 3. Создание и увеличение мощностей объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО. |
|||||||||||||
Целевые индикаторы и показатели Программы *** |
Наименование целевого показателя |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
|||||||
1. Доля ТКО, направленных на обработку, от общего объема образованных твердых коммунальных отходов, % |
0 |
16,2 |
22,8 |
24 |
33 |
36 |
||||||||
2. Доля утилизированных ТКО в общем объеме твердых коммунальных отходов, % |
20 |
25 |
30 |
35 |
40 |
45 |
||||||||
3. Доля ТКО, направленных на обезвреживание, в общем объеме образованных ТКО, % |
0 |
0 |
0 |
25 |
25 |
25 |
||||||||
4. Создание электронной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами, % |
50 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
||||||||
5. Доля контейнерных площадок, в том числе с раздельным сбором ТКО, обустроенных в соответствии с санитарными правилами и методическими рекомендациями, от общего количества контейнерных площадок, включенных в реестр контейнерных площадок, % |
0,1 |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
||||||||
6. Доля мест накопления отходов III - I класса опасности, от общего количества необходимых мест накопления отходов III - I класса опасности, %. |
0,1 |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
||||||||
7. Количество эксплуатируемых объектов обработки ТКО, ед. |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
||||||||
8. Количество эксплуатируемых объектов обезвреживания ТКО, ед. |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||||||||
9. Количество эксплуатируемых объектов размещения ТКО, ед. |
13 |
11 |
9 |
7 |
5 |
3 |
||||||||
Объемы ресурсного обеспечения Программы |
Источник обеспечения (руб.) |
Итого за весь период действия Программы (руб.) |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
||||||
всего |
1 331 435 989 |
133 267 000 |
695 558 444 |
431 568 545 |
20 514 000 |
25 514 000 |
25 514 000 |
|||||||
федеральный бюджет 1) |
74 298 500 |
0 |
4 400 000 |
69 898 500 |
0 |
0 |
0 |
|||||||
областной бюджет 2) |
750 489 |
0 |
44 444 |
706 045 |
0 |
0 |
0 |
|||||||
бюджеты муниципальных образований 3) |
3 813 000 |
2 513 000 |
550 000 |
550 000 |
100 |
100 |
100 |
|||||||
внебюджетные средства 4) |
1 252 974 000 |
130 754 000 |
690 564 000 |
360 414 000 |
20 414 000 |
25 414 000 |
25 414 000 |
1, 2, 3, 4 В процессе реализации Программы перечень источников и объем ресурсного обеспечения может корректироваться в зависимости от реализации инвестиционных программ, обеспечения бюджетов муниципальных образований Ивановской области, областного бюджета, федерального бюджета, принятых федеральных программ и/или национальных проектов, действующих на территории Российской Федерации.
* В процессе реализации Программы перечень основных мероприятий и ответственных исполнителей может корректироваться.
** В процессе реализации Программы перечень подпрограмм может корректироваться.
*** В процессе реализации Программы перечень целевых индикаторов и показателей может корректироваться.
2. Характеристика текущей ситуации в сфере обращения с отходами, в том числе с ТКО на территории Ивановской области
По состоянию на 01.01.2018 на территории Ивановской области проживает 1 014 646 человек и действуют около 6000 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые при утвержденных нормативах образования отходов ежегодно образуют около 2,6 млн. кубических метров ТКО.
На территории Ивановской области по результатам конкурсного отбора действует региональный оператор по обращению с ТКО - общество с ограниченной ответственностью "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами" (далее - Региональный оператор). Статус Регионального оператора по обращению с ТКО региональному оператору присвоен на период с 01.01.2017 по 31.12.2031 и заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО.
Приказом Департамента ЖКХ от 22.09.2016 N 140 утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в которую включены 255 населенных пунктов Ивановской области как источники образования отходов.
В настоящее время в Ивановской области только начинает создаваться система раздельного накопления ТКО. Количество отбираемого вторичного сырья остается низким и не превышает 5% от общего объема ТКО. Полноценных исследований о морфологическом составе ТКО на территории Ивановской области не проводилось.
В Ивановской области отсутствуют либо функционируют в минимальных мощностях собственные мощности по переработке бумаги, картона, скрапа черных, скрапа цветных металлов, алюминиевого скрапа, отходов резинотехнических изделий, стеклобоя, также отсутствуют мощности по переработке полиэтилена, ПЭТ-бутылок, текстиля, отсутствуют мощности по энергетической утилизации отходов (сжигание с целью получения энергии).
В то же время на территории Ивановской области действует общество с ограниченной ответственностью "ЭкоМир", специализированное предприятие по сбору, транспортированию и обезвреживанию отходов III - I класса опасности, таких как лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминисцентные, утратившие потребительские свойства, мощностью 2,4 млн. ламп в год, а также в 2019 году общество с ограниченной ответственностью "Ивановский завод по переработке РТИ" планирует запустить линию по переработке изношенных шин и других резинотехнических изделий.
Содержащиеся в отходах вторичные ресурсы выбираются не полностью, нанося ущерб окружающей среде. На территории Ивановской области слабо развит рынок вторичного сырья и материалов, в результате чего использование ценных компонентов отходов в хозяйственной деятельности сводится к минимуму.
Неиспользуемая часть отходов санкционированно и несанкционированно размещается в окружающей среде на свалках и полигонах. В Ивановской области насчитывается 13 объектов размещения ТКО, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО), подлежащих рекультивации - 20 объектов. Проектная вместимость объектов размещения отходов, внесенных в ГРОРО, составляет 5 899 835 тонн, остаточная вместимость составляет 1 573 689 тонн при соблюдении ежегодной проектной мощности.
Причинами сложившихся проблем в области обращения с ТКО являются:
отсутствие единой региональной политики управления отходами на территории Ивановской области;
отсутствие комплексного подхода в развитии отрасли и ориентированность на решение локальных проблем;
отсутствие использования эффективных механизмов экономического управления отраслью;
значительный физический износ, моральное устаревание техники и технологий, применяемых для накопления, вывоза, обработки, утилизации и размещения отходов.
Низкая эколого-экономическая эффективность отрасли приводит к нарастанию социальной напряженности, нерациональному использованию финансовых средств, снижению инвестиционной привлекательности и нанесению экологического ущерба. Отсутствие в Ивановской области политики в области обращения с отходами, согласованных настоящей Программой действий исполнительных органов государственной власти Ивановской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области, операторов по обращению с ТКО, разобщенность финансовых ресурсов всех компонентов (государственной власти, организаций и бизнес-сообществ) затрудняют решение проблемы обращения с отходами.
Выходом из сложившейся ситуации является кардинальное изменение сложившейся системы в области обращения с отходами.
Целесообразность решения проблемы обращения с ТКО программно-целевым методом определяется следующими факторами:
наличие социально-экономических задач, решение которых прямо или косвенно связано с эффективным развитием отрасли обращения с ТКО (обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности населения и сохранение окружающей среды и природных ресурсов);
необходимость системного подхода к решению проблемы и формирование комплексной системы управления отраслью обращения с ТКО на территории Ивановской области в целом;
возможность привлечения средств федерального бюджета, внебюджетных источников для решения проблемы, а также повышения инвестиционной привлекательности отрасли обращения с ТКО;
необходимость совершенствования нормативной базы, проведения единой технической политики, направленной на внедрение в отрасли обращения с ТКО наиболее прогрессивных производственных и информационных технологий и оборудования;
возможность значительного сокращения сроков решения проблемы за счет использования государственной поддержки, так как большая часть мероприятий по развитию отрасли обращения с ТКО не может быть реализована в пределах даже 5 финансовых лет, а без государственной поддержки для решения проблемы могут потребоваться десятилетия;
долговременный результат реализации Программы, связанный с обеспечением доступа населения к информации в области обращения с ТКО при реализации системных мероприятий, со строительством объектов обращения с отходами с длительным периодом эксплуатации.
Программа предусматривает:
внедрение эффективных систем накопления и транспортировки ТКО с извлечением и утилизацией вторичного сырья;
создание сети межмуниципальных объектов обработки и размещения ТКО;
создание контейнерных площадок для накопления ТКО, в том числе раздельного;
систему информационного обеспечения в сфере обращения с ТКО.
Обязательным условием эффективности реализуемых мероприятий является формирование единой комплексной системы обращения с ТКО, заключающееся в создании подсистем: мониторинга и контроля, управления, экономического и нормативного регулирования, информационного обеспечения отрасли обращения с ТКО.
3. Перечень мероприятий Программы
Основным мероприятием Программы является участие в федеральном проекте "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" в рамках национального проекта "Экология".
В рамках основного мероприятия реализуются следующие мероприятия:
Наименование мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Источник финансирования |
Объем финансирования (тыс. рублей) |
Результата мероприятий |
||||||
всего |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
|
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1. Провести инвентаризацию инфраструктурных элементов, задействованных в сфере ТКО | ||||||||||
Формирование электронного реестра инфраструктурных элементов, задействованных в сфере ТКО на территории Ивановской области |
Департамент ЖКХ, ОМС; Региональный оператор; операторы по обращению с ТКО |
всего |
300 |
150 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
Получение данных для создания электронной модели территориальной схемы обращения с отходами. Мероприятие связано с федеральным проектом "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" в рамках национального проекта "Экология" |
федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
бюджеты муниципальных образований |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
внебюджетные средства |
300 |
150 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
|||
2. Разработать нормативные правовые акты и методические рекомендации в сфере обращения с ТКО на территории Ивановской области | ||||||||||
Разработка нормативных правовых актов и методических рекомендации в сфере обращения с ТКО на территории Ивановской области |
Департамент ЖКХ; Департамент энергетики и тарифов Ивановской области; Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области |
Мероприятие проводится собственными силами ответственного исполнителя |
Приведение действующей нормативно-правовой базы Ивановской области в соответствие с действующим федеральным законодательством. Мероприятие связано с федеральным проектом "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" в рамках национального проекта "Экология" |
|||||||
3. Ввести в эксплуатацию программно-технический комплекс "Электронная модель территориальной схемы обращения с отходами" | ||||||||||
3.1. Обеспечить доступ исполнительных органов государственной власти Ивановской области к информационным данным для формирования, прогнозирования и контроля тарифов и нормативов накопления в сфере ТКО Ивановской области | ||||||||||
3.2. Повысить целостность, достоверность и доступность информации в области обращения с отходами участникам Программы, в том числе гражданам Российской Федерации, владеющим на праве собственности жилыми и нежилыми зданиями, строениями и сооружениями, зарегистрированными на территории Ивановской области. | ||||||||||
Ввод в эксплуатацию программно-технического комплекса "Электронная модель территориальной схемы обращения с отходами". |
Департамент ЖКХ; Департамент энергетики и тарифов Ивановской области |
всего |
150 |
0 |
150 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Обеспечение доступа к информации в сфере обращения с отходами. Выявление мест несанкционированного размещения отходов. Мероприятие связано с федеральным проектом "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" в рамках национального проекта "Экология". Мероприятие реализуется в рамках подпрограммы "Программно-технический комплекс "Электронная модель территориальной схемы обращения с отходами" |
федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
бюджеты муниципальных образований |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
внебюджетные средства |
150 |
0 |
150 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
4. Оборудовать контейнерные площадки для раздельного накопления ТКО, согласно санитарным правилам и нормативным актам | ||||||||||
4.1. Сформировать перечень мест накопления отходов III - I класса опасности на территории Ивановской области | ||||||||||
4.2. Разработать и утвердить типовую проектную документацию оборудования контейнерных площадок в соответствии с санитарными правилами и разработанными нормативными правовыми актами. | ||||||||||
4.3. Выявление, предупреждение и ликвидация последствий причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе ТКО | ||||||||||
Формирование электронного реестра перечня мест накопления отходов III - I класса опасности на территории Ивановской области |
Департамент ЖКХ; Департамент энергетики и тарифов Ивановской области; ОМС |
Мероприятие проводится собственными силами ответственного исполнителя |
Предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидация его последствий |
|||||||
Выявление мест несанкционированного размещения отходов |
Департамент экологии и природных ресурсов Ивановской области; ОМС; Региональный оператор |
Мероприятие проводится собственными силами ответственного исполнителя |
||||||||
Ликвидация последствий причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов |
ОМС; собственники земельных участков; Региональный оператор |
Мероприятие проводится собственными силами ответственного исполнителя |
||||||||
5. Строительство объектов, предназначенных для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, захоронения отходов, в том числе ТКО | ||||||||||
Введение дополнительных очередей строительства на действующих объектах размещения отходов, отвечающих экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям |
Департамент ЖКХ; Департамент энергетики и тарифов Ивановской области; ОМС |
всего |
100 000 |
0 |
100 000 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Софинансирование строительства объектов по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов от использования товаров. Мероприятие связано с федеральным проектом "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" в рамках национального проекта "Экология". Мероприятие реализуется в рамках подпрограммы "Создание и увеличение мощностей объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО" |
||
областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
бюджеты муниципальных образований |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
внебюджетные средства |
100 000 |
0 |
100 000 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
Строительство объектов, предназначенных для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, захоронения отходов, в том числе ТКО |
Департамент ЖКХ; Департамент энергетики и тарифов Ивановской области; ОМС |
всего |
1 000 000 |
100 000 |
600 000 |
300 000 |
0 |
0 |
0 |
|
федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
бюджеты муниципальных образований |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
внебюджетные средства |
1 000 000 |
100 000 |
600 000 |
300 000 |
0 |
0 |
0 |
Стимулирование строительства объектов, предназначенных для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, захоронения отходов, в том числе ТКО; софинансирование строительства объектов по сбору, транспортированию, обработке и утилизации от использования товаров планируется осуществлять:
с привлечением средств федерального бюджета в рамках федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология";
с оказанием содействия и предоставления государственной поддержки при реализации инвестиционных проектов на территории Ивановской области.
Меры экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами планируется осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Стимулирование утилизации отходов планируется осуществлять:
созданием благоприятных условий юридическим лицам, осуществляющим свою деятельность в области обращения с отходами на территории региона;
увеличением объемов утилизации отходов путем создания в рамках территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО, оптимальной системы перемещения отходов от источников их образования до объектов, используемых для их обработки и утилизации.
4. Описание мер государственного регулирования и управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей Программы
Риски реализации настоящей Программы делятся на внутренние, которые относятся к сфере компетенции ответственного исполнителя (соисполнителей) Программы, и внешние, наступление или ненаступление которых не зависит от действий ответственного исполнителя Программы.
При реализации Программы на достижение ее целей и задач могут повлиять риски, обусловленные:
изменением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами;
снижением темпов роста экономики;
снижением уровня инвестиционной активности;
ростом уровня инфляции;
ростом стоимости сырья и строительных материалов;
невыполнением или неполным выполнением концессионером обязательств по договорам в части несоблюдения сроков реализации инвестиционных программ;
недостаточностью финансирования из бюджетных и внебюджетных источников всех уровней при уменьшении доходов бюджетов.
В целях снижения неблагоприятного воздействия рисков при реализации Программы предусматриваются:
создание эффективной системы управления на основе планирования и определения механизмов реализации Программы;
координация деятельности исполнителей Программы;
осуществление мониторинга и контроля хода реализации Программы, а в случае необходимости корректировка (актуализация) мероприятий Программы.
В целях минимизации рисков при реализации Программы ответственный исполнитель Программы:
определяет формы и методы управления реализацией Программы;
обеспечивает своевременность мониторинга реализации Программы;
обеспечивает внесение изменений в Программу в части дополнения либо исключения мероприятий Программы и их показателей, задач Программы и их показателей, целей подпрограмм и их показателей на текущий финансовый год или на оставшийся срок реализации Программы;
обеспечивает внесение изменений в Программу в части изменения объемов бюджетных ассигнований на текущий финансовый год или на оставшийся срок реализации Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.