Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Постановлению
администрации Приволжского
муниципального района
от 15.01.2019 N 13-п
Порядок
межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, и ведомственного учета семей (несовершеннолетних), находящихся в трудной жизненной ситуации
Общие положения
Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, Федеральным законом от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее ФЗ N 120-ФЗ от 24.06.1999), Законом Ивановской области от 09.01.2007 N 1-ОЗ "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ивановской области" и определяет последовательность действий муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДН), органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - субъекты профилактики) и подведомственных им организаций, осуществляющих отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - организации, подведомственные субъектам профилактики), при выявлении, учете и организации межведомственной индивидуальной профилактической работы с семьями (несовершеннолетними), находящимися в социально опасном положении (далее - СОП), и ведомственной индивидуальной профилактической работы с семьями (несовершеннолетними), находящимися в трудной жизненной ситуации.
Субъекты профилактики и организации, подведомственные субъектам профилактики, указанные в ст. 4 ФЗ N 120-ФЗ от 24.06.1999, осуществляют выявление, учет и индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними и семьями в рамках компетенции, определенной ФЗ N 120-ФЗ от 24.06.1999, нормативными правовыми актами, регулирующими сферу деятельности субъектов профилактики и организаций, подведомственных субъектам профилактики.
Основные понятия
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающий требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;
Семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации, - семья, воспитывающая детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
Межведомственная индивидуальная профилактическая работа (МИПР) - комплекс мероприятий, отражающих согласованные действия органов и учреждений системы профилактики, направленные на своевременное выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, их социально-педагогическую реабилитацию и (или) предупреждение совершения ими правонарушений и антиобщественных действий, которая реализуется на основании постановления (решения) КДН.
Ведомственная индивидуальная профилактическая работа (ВИПР) - деятельность по своевременному выявлению, социальной реабилитации и предупреждению правонарушений и антиобщественных действий семей (несовершеннолетних), находящихся в трудной жизненной ситуации, проводимая отдельно взятым субъектом профилактики или организацией, подведомственной субъекту профилактики в рамках его компетенции.
Организация работы по Порядку
МИПР осуществляется с целью профилактики детского и семейного неблагополучия с семьями (несовершеннолетними), находящимися в СОП.
ВИПР осуществляется с семьями (несовершеннолетними), находящимися в трудной жизненной ситуации.
1. Выявление семей (несовершеннолетних) в рамках МИПР осуществляют в рамках своей компетенции все субъекты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органы местного самоуправления, общественные и иные организации, физические лица (граждане).
Для координации работы в рамках МИПР/ВИПР в каждом субъекте профилактики приказом руководителя (приложение 1) назначается ответственный специалист (далее - координатор).
В обязанности координатора входит:
- ведение журнала выявления и учета работы с семьями (несовершеннолетними) (приложение 2);
- организация оперативной работы по проверке поступившей информации, в случае необходимости - обеспечение организации первичного обследования условий жизни семьи (несовершеннолетнего);
- подготовка заключения по результатам проверки информации по семье (несовершеннолетнему),
- представление пакета материалов по семьям (несовершеннолетним) в КДН для решения вопроса о признании семьи (несовершеннолетнего), находящейся в социально-опасном положении, либо о постановке на ведомственный учет;
- назначение куратора или передача материалов для организации МИПР или ВИПР на ведение в организацию, подведомственную субъекту профилактики;
- разработка совместно с куратором и утверждение перспективного плана индивидуальной профилактической работы с семьей (несовершеннолетним) (приложение 3) (далее - перспективный план);
- проведение по мере необходимости, но не реже 1 раза в 3 месяца, рабочих совещаний с руководителем субъекта профилактики, куратором, специалистами организаций, являющихся соисполнителями индивидуальной профилактической работы;
- ведение регистра семей (несовершеннолетних), находящихся в трудной жизненной ситуации, в отношении которых проводится ВИПР (приложение 4);
- направление ежеквартального отчета о проведении ВИПР в соответствии с формой (приложение 5) в КДН в срок до 3 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Кроме того, в каждом субъекте профилактики приказом руководителя органа (организации) назначается специалист, ответственный за непосредственную организацию работы с семьями (несовершеннолетними) - куратор.
В обязанности куратора входит:
- формирование и ведение личного дела семьи (несовершеннолетнего) при проведении МИПР или ВИПР (приложение 6);
- разработка перспективного плана, обеспечение его реализации, контроль за выполнением мероприятий и своевременная его корректировка;
- ведение рабочей карты (приложение 7);
- подготовка и направление субъектам - исполнителям информационных писем с извещением о мероприятиях перспективного плана, в проведении которых они задействованы (приложения 8, 9);
- направление запроса в подразделения по делам несовершеннолетних о проведенной профилактической работы с семьей (несовершеннолетним);
- посещение семьи (несовершеннолетнего) по месту жительства и заполнение Текущего акта обследования жилищно-бытовых условий семьи (несовершеннолетнего) (приложение 10);
- подготовка Итогового заключения (промежуточных заключений) по результатам МИПР или ВИПР с семьей (несовершеннолетним) (приложение 11).
2. Информация о фактах неблагополучия (письменная или устная, телефонные звонки, и иная информация) поступает в один из субъектов профилактики. Факт поступления информации фиксируется координатором субъекта в журнале выявления и учета работы с семьями (несовершеннолетними), который ведется в электронном и бумажном виде.
В течение 1 рабочего дня с момента получения информации о факте неблагополучия в отношении семьи (несовершеннолетнего), в случае непосредственной угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего - незамедлительно, координатор осуществляет проверку информации и направляет специалистов для обследования условий жизни семьи (несовершеннолетнего). К обследованию по мере необходимости по устному запросу координатора привлекаются представители других субъектов профилактики, а также администраций городских округов и поселений, входящих в состав территорий муниципальных районов Ивановской области.
В ходе обследования проводится:
- объективная оценка поступившей информации;
- установление (не установление) факта нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, неблагополучия в семье, жестокого обращения с детьми.
По итогам обследования координатором или иным специалистом, определяемым координатором, оформляется первичный акт обследования условий жизни семьи (несовершеннолетнего) (приложение 12). Первичные акты утверждаются руководителем субъекта профилактики либо организации, подведомственной субъекту профилактики. Подписи всех лиц, принимавших участие в обследовании, обязательны.
Если в ходе объективной оценки ситуации в семье не установлены факты нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних либо в рамках установленной компетенции координатором приняты меры по устранению причин и условий, способствовавших нарушению прав и законных интересов, в первичном акте обследования условий жизни семьи (несовершеннолетнего) в графе "Общие выводы" делаются соответствующие отметки: "Факты неблагополучия в семье не выявлены" либо "Ситуация неблагополучия в отношении ребенка в семье оперативно устранена". Данный первичный акт хранится у координатора.
При наличии факта семейного неблагополучия координатор в течение одного рабочего дня готовит заключение по результатам проверки информации по семье (несовершеннолетнему) (приложение 13), представляет на утверждение руководителя субъекта профилактики, формирует первичный пакет материалов по семье (несовершеннолетнему): заключение, первичный акт обследования условий жизни семьи (несовершеннолетнего), иные материалы - при наличии, который передает в КДН.
3. Ответственный секретарь КДН в целях оперативного реагирования в течение трех рабочих дней изучает поступившие материалы на соответствие критериям постановки семей (несовершеннолетних), находящихся в СОП, (приложение 14) и выносит вопрос о постановке на межведомственный учет семей (несовершеннолетних) на заседание КДН.
На очередном заседании, в исключительных случаях - на внеочередном заседании, КДН рассматривает предварительное решение, принятое ответственным секретарем КДН и коллегиально принимает окончательное решение о проведении индивидуальной профилактической работы с семьей (несовершеннолетним) и постановке на межведомственный учет.
Решение о постановке семьи (несовершеннолетнего) на межведомственный учет оформляется постановлением (решением) КДН (приложение 15).
Работа с семьей (несовершеннолетним) до момента принятия комиссией решения о постановке на межведомственный учет проводится субъектом профилактики безнадзорности и правонарушений, выявившим факт неблагополучия.
Если КДН не находит достаточных оснований для признания семьи (несовершеннолетнего), находящимся в социально опасном положении, но данная семья (несовершеннолетний) требует организации профилактической работы в их отношении в соответствии с критериями постановки семей (несовершеннолетних), находящихся в трудной жизненной ситуации, на ведомственный учет (приложение 16), КДН направляет постановление в субъект профилактики о необходимости проведения ведомственной индивидуальной профилактической работы
Копия постановления (информационного письма) КДН о направлении семьи (несовершеннолетнего) на ведомственный учет (приложение 17) направляется в субъект профилактики для принятия им решения о постановке семьи (несовершеннолетнего) на внутриведомственный учет.
Оригиналы постановлений и информационного письма хранятся в КДН.
Информация о принятом решении заносится ответственным секретарем в журнал регистрации семей (несовершеннолетних), поставленных на межведомственный или ведомственный учет, переданных для организации МИПР или ВИПР координаторам субъектов профилактики (приложение 18).
4. В соответствии с индивидуальными особенностями семьи (несовершеннолетнего) КДН может назначать соисполнителей из числа субъектов профилактики для организации и проведения МИПР с учетом положений ФЗ N 120-ФЗ от 24.06.1999.
В целях оценки результативности профилактической работы с семьей КДН направляет запрос оперативной справки в подразделения по делам несовершеннолетних о проведенной профилактической работы с семьей (несовершеннолетним).
5. Копия постановления (решения) КДН либо копии информационных писем КДН о направлении семьи (несовершеннолетнего) на ведомственный учет, а также первичный пакет материалов по семье (несовершеннолетнему), в течение трех рабочих дней направляется координатору субъекта профилактики.
6. Решение о постановке / отказе в постановке на внутриведомственный учет принимается руководителем субъекта профилактики на основании представленных документов и фиксируется в соответствующем приказе (приложение 19). Руководитель субъекта профилактики несет ответственность за непринятие мер по профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при отказе в постановке на внутриведомственный учет.
7. Порядок взаимодействия координатора и кураторов, а также организации работы по МИПР и ВИПР внутри субъекта профилактики определяется субъектом профилактики.
8. Куратор в течение пяти рабочих дней со дня передачи материалов по семье (несовершеннолетнему) разрабатывает с учетом критериев перспективный план. Перспективный план разрабатывается куратором на определенный срок, но не более чем на 4 - 6 месяцев, согласовывается координатором субъекта профилактики. Перспективный план утверждается постановление КДН и в течение трех рабочих дней направляется для исполнения в соответствующие органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Конкретные сроки, наименование мероприятий перспективного плана, учет их исполнения и результативность указываются в рабочей карте. Рабочая карта ведется куратором в электронном виде.
При формировании рабочей карты куратор руководствуется примерным перечнем мероприятий по сопровождению и социальной реабилитации семьи (несовершеннолетнего) в рамках проведения МИПР или ВИПР в отношении семьи (несовершеннолетнего) (приложение 20).
9. Текущие обследования условий жизни семьи (несовершеннолетнего) во время проведения МИПР или ВИПР проводятся ежемесячно или по необходимости, результаты посещения фиксируются в текущем акте обследования жилищно-бытовых условий семьи (несовершеннолетнего). Подписи всех лиц, принимавших участие в обследовании, обязательны.
10. При завершении МИПР куратор готовит итоговое заключение, которое утверждается координатором. Заключение координатор представляет в КДН. Оценка результативности профилактической работы проводится КДН не реже 1 раза в квартал на заседаниях комиссии. Итоги работы по МИПР фиксируются в протоколе КДН. Промежуточные заключения представляются в КДН по запросу ответственного секретаря КДН.
КДН по итогам МИПР принимает одно из следующих решений и фиксирует его в постановлении КДН (приложение 21):
- о продолжении индивидуальной профилактической работы по утвержденной рабочей карте;
- о внесении изменений и (или) дополнений в рабочую карту сопровождения в рамках межведомственной индивидуальной профилактической работы с семьей (несовершеннолетним);
- о смене субъекта, ответственного за межведомственную индивидуальную профилактическую работу с семьей (несовершеннолетним);
- об изменении критерия учета;
- о завершении межведомственной индивидуальной профилактической работы с семьей (несовершеннолетним).
Постановление КДН, предусматривающее решение о завершении межведомственной индивидуальной профилактической работы с семьей (несовершеннолетним), принимается в связи:
- с устранением причин и условий нарушения прав законных интересов несовершеннолетних;
- с достижением ребенком (детьми) 18 летнего возраста;
- с лишением родителей родительских прав;
- с изменением места жительства семьи (несовершеннолетнего);
- со смертью родителей или иных законных представителей либо ребенка (детей);
- с наличием другим мотивированных оснований по решению КДН;
- вынесение судом решения об отмене постановления комиссии о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении;
- с наступлением других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В случае изменения места жительства семьи, с которой проводится мероприятия по оказанию помощи несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям председателем (заместителем председателя) КДН в течение не более трех рабочих дней с момента вынесения постановления, предусматривающего решение о завершении межведомственной индивидуальной профилактической работы с семьей (несовершеннолетним) направляется информация о принятом решении в КДН по новому месту жительства семьи.
11. В случае решения о прекращении проведения мероприятий по оказанию помощи несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям, ответственный секретарь КДН заносит сведения в журнал регистрации семей (несовершеннолетних), переданных для организации МИПР или ВИПР координаторам субъекта профилактики и в течение 3 рабочих дней направляет копию постановления КДН, предусматривающего решение о прекращении проведения мероприятий по оказанию помощи несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям, в субъекты профилактики, принимавшие участие в МИПР.
12. При завершении ВИПР куратор готовит итоговое заключение, которое утверждается координатором. Заключение координатор представляет руководителю субъекта профилактики. Решение о завершении ВИПР принимается руководителем субъекта профилактики и фиксируется в протоколе совместного совещания кураторов и координатора.
По итогам ВИПР принимается одно из следующих решений:
- о продолжении ведомственной индивидуальной профилактической работы;
- об изменении критерия учета;
- о завершении ведомственной индивидуальной профилактической работы с семьей (несовершеннолетним).
Координатор ежеквартально направляет в КДН отчет о проведении ВИПР в соответствии с формой.
13. По итогам МИПР и ВИПР координаторы субъектов профилактики заносят информацию о семье (несовершеннолетнем) в журнал выявления и учета работы с семьями (несовершеннолетними).
14. Закрытые личные дела по МИПР координатор субъекта профилактики передает на хранение в территориальный орган социальной защиты населения, который формирует архив личных дел семей (несовершеннолетних).
15. Закрытые личные дела по ВИПР хранятся в субъекте профилактики, ответственном за проведение ведомственной индивидуальной профилактической работы с семьей (несовершеннолетним), который формирует архив личных дел семей (несовершеннолетних).
Личные дела хранятся в течение 3 лет.
16. Ответственный секретарь или иной специалист КДН, ответственный за ведение муниципального банка семей (несовершеннолетних), находящихся в социально опасном положении, ежемесячно в срок до 05 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Департамент социальной защиты населения Ивановской области в электронном виде актуализированную базу данных семей (несовершеннолетних), находящихся в социально опасном положении, по состоянию на 01 число календарного месяца (приложение 22).
17. Ведение регионального банка семей (несовершеннолетних), находящихся в социально опасном положении, осуществляет Департамент социальной защиты населения Ивановской области.
18. Должностные лица, отвечающие за ведение муниципальных и региональных баз данных о семьях (несовершеннолетних), различной категории учетности, члены КДН обеспечивают конфиденциальность указанной информации при ее хранении и использовании, несут ответственность за нераспространение сведений, имеющих отношение к персональным данным лиц, состоящих на учете в базе данных муниципальных и региональных банков в соответствии с федеральным и региональным законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.