Решение Тверского областного суда от 16 марта 2016 г. N 3А-8/2016
(извлечение)
Тверской областной суд в составе: председательствующего судьи Гришиной С.А., при секретаре судебного заседания Коршуновой Е.А., с участием прокурора Мироновой М.С., представителя административного истца Кулик Т.М., представителя Правительства и Губернатора Тверской области Травкиной О.Н., представителя Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области Луньковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Белоусовой Е.А. об оспаривании нормативного правового акта, установил:
Администрацией Тверской области 12 августа 2008 года принято Постановление N 228-па "Об утверждении границ зон охраны и режимов использования земель объектов культурного наследия города Твери:"Дом жилой, 1-ая пол. - сер. XIX в.", Пожарная площадь, 3/10;"Дом жилой, кон. XVIII в.", Затверецкая набережная, 32;"Дом жилой, кон. XVIII - нач. XIX вв.", Затверецкая набережная, 36;"Дом жилой, кон. XVIII - 2-ая пол. XIX вв." с оградой и воротами,улица Розы Люксембург, 15-17", опубликованное в печатном издании газета "Тверская жизнь" 15 августа 2008 года, N 151 (далее - Постановление от 12 августа 2008 года N 228-па).
Белоусова Е.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании Постановления от 12 августа 2008 года N 228-па в отношении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес> недействующим с момента издания, ссылаясь на его не соответствие части 3 статьи 15 Конституции РФ, Федеральному закону N 73-ФЗ от 25.06.2001 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Федеральному закону N 315-ФЗ от 22.10.2014 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; закону Тверской области от 23.12.2009 N 112-ЗО "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Тверской области".
В обоснование заявленных требований указала, что Постановление от 12 августа 2008 года N 228-па нарушает ее права, как собственника земельного участка по ул<адрес>, подпадающего под его действие, ограничивает возможность распоряжения принадлежащим имуществом в своих интересах.
Указанные в Постановлении от 12 августа 2008 года N 228-па памятники не отнесены к объектам культурного наследия федерального, регионального или местного (муниципального) значения, а являются лишь выявленными объектами культурного наследия, для которых не предусматривается установление охранных зон.
В отношении объектов, перечисленных в Постановлении от 12 августа 2008 года N 228-па, государственной историко-культурной экспертизы не проводилось, сведения о них не внесены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия.
Нарушен порядок официального опубликования оспариваемого нормативного правового акта, поскольку его текст был опубликован в газете "Тверская жизнь" без графического приложения режимов использования земель квартала N 35 в городе Твери. Нормативный правовой акт не зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации по Тверской области.
Постановление от 12 августа 2008 года N 228-па фактически утратило силу, поскольку выявленный объект культурного наследия города Твери "Дом жилой, 1-ая пол. - сер. XIX в.", Пожарная площадь, 3/10 прекратил свое существование в 2009 году, в непосредственной близости построены многоквартирные многоэтажные дома, постройки по <адрес> снесены.
Федеральным законом N 315-ФЗ от 22.10.2014 года "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" пункт 1 статьи 34 дополнен абзацем 3 из которого следует, что требование об установлении зон охраны объекта культурного наследия к выявленному объекту культурного наследия не предъявляется.
В судебном заседании представитель административного истца Кулик Т.М. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что не опубликование графического приложения режимов использования квартала N 35 города Твери лишило истца при приобретении земельного участка, не поставленного в известность о нахождении указанного земельного участка в границах охранной зоны и зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности выявленного объекта культурного наследия, на распоряжение имуществом по своему усмотрению. Графическое приложение не содержит даты своего утверждения.
В задании на разработку проекта зон охраны объектов культурного наследия исторического квартала N 35 Затверечья, выполненного в 2007 году ГУП <данные изъяты> отсутствует указание на объект "Дом жилой, кон. XVIII - 2-я пол. XIX вв." с оградой и воротами, улица Розы Люксембург, 15-17, в связи с чем, данный объект включен в Постановление от 12 августа 2008 года N 228-па без оснований.
Постановлением Администрации города Твери от 19.01.2016 года N 54 земельному участку истца изменен вид разрешенного использования с "под индивидуальный жилой дом" на "под блокированный жилой дом", что подтверждает фактическую утрату силы Постановления от 12 августа 2008 года N 228-па.
Представитель административного ответчика Правительства Тверской области и заинтересованного лица Губернатора Тверской области Травкина О.Н. возражала против удовлетворения административного иска по основаниям, приведенным в письменном отзыве, где указано, что на момент принятия оспариваемого Постановления от 12 августа 2008 года N 228 указанные в нем жилые дома уже имели статус выявленных объектов культурного наследия, в отношении них были проведены соответствующие исследования. Придание статуса выявленных объектов культурного наследия проводилось в соответствии с действовавшим законодательством - Законом РСФСР от 15.12.1978 "Об охране и использовании памятников истории и культуры" и Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 N 865.
Отсутствие публикации графического приложения (карты) к обжалуемому нормативному акту не имеет правового значения, поскольку его текстовая часть содержит подробное описание координат и границ зон охраны каждого из выявленных объектов культурного наследия.
Согласно статье 34 Федерального закона N 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия. Изменения в указанную статью, в соответствии с которыми требования об установлении зон охраны объекта культурного наследия к выявленному объекту культурного наследия не предъявляются, вступили в законную силу лишь 22.01.2015 года.
Представитель заинтересованного лица Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области Лунькова Е.В. возражала против удовлетворения требований Белоусовой Е.А. по основаниям, приведенным в письменном отзыве, из которого следует, что согласно п. 8 ст. 18 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в редакции, действовавшей на дату принятия Постановления от 12 августа 2008 года N 228-па, выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр, подлежат государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом. Указанная статья не содержала исключений по объему мер государственной охраны в отношении выявленных объектов культурного наследия.
Положение о государственной историко-культурной экспертизе утверждено Постановлением Правительства РФ N 569 от 15.07.2009 года и применимо лишь к отношениям, возникшим после введения в его действие.
Выявленный объект культурного наследия "Дом жилой, 1-я пол. - сер. XIX вв.", Пожарная площадь. 3/10 до настоящего времени своего статуса не утратил, органом охраны объектов культурного наследия Тверской области согласовалась проектная документация на его воссоздание.
Представитель заинтересованного лица Комитета по делам культуры Тверской области, извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав участников судебного разбирательства, заключение прокурора Мироновой М.С. об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, принадлежит Белоусовой Е.А. на праве долевой собственности (доля в праве <данные изъяты>) на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, государственная регистрация права произведена ДД.ММ.ГГГГ.
Главным управлением по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области в адрес Белоусовой Е.А. вынесены предписания от ДД.ММ.ГГГГ N и ДД.ММ.ГГГГ N об остановке не согласованных и не разрешенных земляных и строительных работ на земельном участке по адресу: <адрес>. Таким образом, оспариваемое Белоусовой Е.А. Постановление от 12 августа 2008 года N 228-па было применено в отношении административного истца и повлекло наступление определенных правовых последствий.
В соответствии с п. "д" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Специальным федеральным законом, регулирующим отношения в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, является Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Согласно абзацу третьему преамбулы Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 названного Федерального Закона к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В соответствии с пунктом 3 статьи 34 названного Федерального Закона границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и строительные регламенты в границах данных зон в отношении объектов культурного наследия и объектов культурного наследия регионального и местного значения утверждаются в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Придание статуса выявленных объектов культурного наследия в отношении объектов, указанных в оспариваемом нормативном правовом акте проводилось в соответствии с законодательством, действовавшим на тот период времени, а именно Законом РСФСР от 15 декабря 1978 г. "Об охране и использовании памятников истории и культуры" и Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. N 865.
В соответствии с пунктом 13 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года N 865, государственный учет памятников истории и культуры включает выявление и обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учетных документов, ведение государственных списков недвижимых памятников.
Вновь выявляемые объекты при установлении государственными органами охраны памятников их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры регистрируются государственными органами охраны памятников в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, в порядке, устанавливаемом Министерством культуры СССР или Главным архивным управлением при Совете Министров СССР в зависимости от вида памятников (пункт 18 Положения).
Порядок государственного учета памятников истории и культуры установлен Инструкцией о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 года N 203.
В частности, государственный учет памятников истории и культуры включает в себя выявление, обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учетных документов, ведение государственных списков недвижимых памятников (пункт 9 Инструкции).
Пункт 12 Инструкции предусматривает, что при получении сведений об обнаружении объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, государственные органы охраны памятников организуют проведение экспертизы. В случае установления их культурной ценности указанные объекты регистрируются в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Для проведения экспертизы государственные органы охраны памятников привлекают специалистов научно-исследовательских и проектных организаций, обществ охраны памятников истории и культуры и других специализированных организаций. Список вновь выявленных объектов содержит краткую характеристику каждого регистрируемого объекта, а также заключение экспертизы о возможности признания данного объекта памятником истории и культуры.
На каждый недвижимый памятник и вновь выявленный объект, представляющий историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, составляется учетная карточка, содержащая сведения о местонахождении, датировке, характере современного использования, степени сохранности памятника или вновь выявленного объекта, наличии научной документации, месте её хранения, краткое описание и иллюстративный материал (пункт 15 Инструкции), а также составляется паспорт, который является учётным документом, содержащим сумму научных сведений и фактических данных, характеризующих историю памятника и его современное состояние, местонахождение в окружающей среде, оценку исторического, научного, художественного или иного культурного значения, сведения о его территории, связанных с ним сооружениях, садах, парках, находящихся в нём произведениях искусства, предметах, представляющих культурную ценность, о зонах охраны, а также об основных историко-архитектурных и библиографических материалах. В паспорте указывается категория охраны и вид памятника со ссылкой на утверждающий документ (пункт 16 Инструкции).
Вновь выявленный объект, представляющий историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, признаётся памятником истории и культуры путём включения его в соответствующий государственный список недвижимых памятников истории и культуры в зависимости от вида и категории охраны памятника. Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры являются основным документом государственного учёта и охраны памятников. Включённые в них объекты признаются памятниками истории и культуры определённого вида и категории охраны (пункты 20 и 21 Инструкции).
Пунктом 1 статьи 4 Закона Тверской области от 13 апреля 2004 г. N 22-ЗО "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Тверской области" обеспечение сохранения, использования и государственной охраны культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения и выявленных объектов культурного наследия, утверждение границ зон охраны объектов, режимов использования земель и градостроительных регламентов отнесено к полномочиям Администрации Тверской области.
Границы зон охраны объектов культурного наследия утверждаются Администрацией Тверской области на основании специально выполненных проектов, согласованных федеральным органом охраны объектов культурного наследия (в отношении объектов культурного наследия федерального значения) и областным органом охраны объектов культурного наследия (в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения) по представлению областного органа охраны объектов культурного наследия (статья 12).
На момент принятия оспариваемого Постановления от 12 августа 2008 года N 228-па функции по организации и выполнению работ по выявлению, обследованию и научному документированию памятников истории и культуры, а также по разработке, согласованию и утверждению в установленном порядке списков памятников были возложены на Комитет по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, правопреемником которого является Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области.
Главным управлением по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области суду представлены документы относительно объектов культурного наследия города Твери:"Дом жилой, 1-ая пол. - сер. XIX в.", Пожарная площадь, 3/10;"Дом жилой, кон. XVIII в.", Затверецкая набережная, 32;"Дом жилой, кон. XVIII - нач. XIX вв.", Затверецкая набережная, 36;"Дом жилой, кон. XVIII - 2-ая пол. XIX вв." с оградой и воротами,улица Розы Люксембург, 15-17".
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ была составлена учетная карточка памятника жилой архитектуры N, поименованный как "Дом жилой, 1-ая пол. - сер. XIX в.", расположенный по адресу: город Тверь, Пожарная площадь, 3/10. Учетная карточка, утвержденная Министерством культуры РСФСР, содержит заключение архитектора ФИО, устанавливающего архитектурную ценность объекта, являющегося "Одним из наиболее крупных сохранившихся зданий перв. пол. - сер. XIX в. с поздней классицистической декоративной системой фасадов. Дом находится в зоне композиционного влияния ц. Никиты Мученика, ц.Св. Екатерины, ц. Сергиевской (Воскресенской), а также комплексов жилых зданий застройки набережных р. Волги и р. Тверцы".
Отсутствие в материалах дела паспорта указанного объекта культурного наследия само по себе не отменяет историко-архитектурную ценность объекта и не является обстоятельством, свидетельствующим о несоблюдении процедуры постановки памятника на учёт, поскольку информация, подлежащая включению в паспорт в соответствии с Инструкцией о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 года N 203, содержится в учётной карточке на вновь выявленный памятник с фотоиллюстрациями, описаниях вновь выявленного памятника архитектуры и градостроительства, выполненного в 1996 году, Списке вновь выявленных объектов.
ДД.ММ.ГГГГ был составлен паспорт памятника жилой архитектуры N, поименованный как "Дом жилой, кон. XVIII в.", расположенный по адресу: город Тверь, Затверецкая набережная, 32. Паспорт, утвержденный Министерством культуры РСФСР, содержит заключение архитектора ФИО1, устанавливающего архитектурную ценность объекта, являющегося "Образцом жилого дома кон. XVIII в., характерного для периода регулярной перепланировки Твери в переходных формах от барокко к классицизму".
ДД.ММ.ГГГГ был составлен паспорт памятника жилой архитектуры N, поименованный как "Дом жилой, кон. XVIII - нач. XIX вв.", расположенный по адресу: город Тверь, Затверецкая набережная, 36. Паспорт, утвержденный Министерством культуры РСФСР, содержит заключение архитектора ФИО1 устанавливающего архитектурную ценность объекта, являющегося "Интересным примером жилого дома регулярной застройки города Твери кон. XVIII - нач. XIX вв., выстроенный в формах раннего классицизма".
ДД.ММ.ГГГГ был составлен паспорт памятника жилой архитектуры N, поименованный как "Дом жилой, кон. XVIII - 2-ая пол. XIX вв.", расположенный по адресу: город Тверь, улица Розы Люксембург, 15-17. Паспорт, утвержденный Министерством культуры РСФСР, содержит заключение архитектора ФИО1, устанавливающего архитектурную ценность объекта, являющегося "Примером жилой застройки города Твери кон. XVIII в. в переходных формах от барокко к классицизму. Угловое расположение делает здание важным звеном в застройке квартала".
Данные документы являются учетными, содержащими сведения и фактические данные, характеризующие историю каждого выявленного памятника и его современное состояние, местонахождение, оценку исторического, научного, художественного или иного культурного значения, сведения о его территории, связанных с ним сооружениях, представляющих культурную ценность, краткое описание и иллюстрированный материал.
Указанные объекты до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры на основании заключения специалистов архитектурно-реставрационного совета были зарегистрированы государственным органом охраны памятников в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.
В соответствии с Приказом Комитета по охране историко-культурного наследия Тверской области от 30 декабря 1999 года N 68 - дом жилой, кон. XVIII в.", Затверецкая набережная, 32; Дом жилой, кон. XVIII - нач. XIX вв.", Затверецкая набережная, 36; дом жилой, 1-ая пол. - сер. XIX в.", Пожарная площадь, 3/10 включены в Список вновь выявленных объектов историко-культурного наследия Тверской области.
В соответствии с Приказом Комитета по охране историко-культурного наследия Тверской области от 26 апреля 2001 года N 20 - Дом жилой, кон. XVIII - 2-ая пол. XIX вв." с оградой и воротами, улица Розы Люксембург, 15-17 также включен в Список вновь выявленных объектов историко-культурного наследия Тверской области.
В 2006 - 2007 гг. в рамках разработки проекта зон охраны объектов культурного наследия г. Твери, входящих в исторический квартал N 35 Затверечья, специалистами проектной организации <данные изъяты>, имеющей лицензию Министерства культуры Российской Федерации, было проведено обследование указанных зданий, проведена научно-исследовательская работа по изучению региональных особенностей архитектурно-планировочной и историко-градостроительной среды, и разработке историко-культурного опорного плана, определению охранных зон объектов культурного наследия.
Задание на разработку научно-проектной документации - проекта зон охраны объектов культурного наследия исторического квартала N 35 Затверечья в г. Твери было согласовано заказчиком <данные изъяты> с Комитетом по охране культурного наследия администрации Тверской области.
В соответствии с пунктом 4 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 года N 315, не исключается проведение разработки проектов зон охраны культурного наследия по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков или по решению суда в равной мере, а также по инициативе юридических лиц, общественных и религиозных объединений, уставная деятельность которых направлена на сохранение объектов культурного наследия.
По результатам данных исследований специалистами научно-реставрационного центра был подготовлен проект границ зон охраны и режимы использования земель выявленных объектов культурного наследия от 01 июня 2007 года, который представляет собой документацию в текстовой форме (пояснительная записка) и в виде карты (схемы), содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.
Границы охранной зоны, установленные оспариваемым Постановлением от 12 августа 2008 года N 228-па, совпадают с границами охранной зоны объектов культурного наследия, разработанные указанным проектом.
Проект зоны охраны выявленных объектов культурного наследия исторического квартала N 35 Затверечья содержит описание современного положения объектов, карта (схема) историко-культурного опорного плана, подготовленного на основе историко-культурных, архивных, ландшафтно-композиционных, архитектурно - художественных исследований, и данные по всему комплексу историко-культурного наследия.
Отсутствие в задании на разработку проекта - объекта "Дом жилой, кон. XVIII - 2-я пол. XIX вв." с оградой и воротами, улица Розы Люксембург, 15-17 не имеет правового значения, поскольку данное обстоятельство не препятствует включению в исследования во время разработки проекта дополнительного объекта, что и имело место в данном случае.
Действующее на тот момент законодательство не устанавливало специального регламента для согласования проекта зоны охраны выявленных объектов культурного наследия, который разработчиками проекта был направлен в областной орган охраны объектов культурного наследия.
Законодательство, действовавшее во время признания выявленных объектов памятником архитектуры, не предъявляло также каких-либо требований по форме заключения экспертизы, а нормативные акты, устанавливающие порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы, вступили в силу позднее.
На основании вышеприведённых доказательств, суд приходит к выводу, что заключение соответствующих специалистов и наличие штампа Главного управления по охране памятников истории Министерства культуры РСФСР необходимо расценивать как заключение эксперта ввиду отсутствия правового регулирования порядка проведения экспертизы в тот период времени.
При этом судом учитывается, что вопрос о включении выявленных объектов в Список вновь выявленных объектов историко-культурного наследия Тверской области был решен задолго до принятия Постановления от 12 августа 2008 года N 228-па.
Принимая во внимание, что объект культурного наследия, в соответствии с пунктами 6, 8 статьи 18 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, считается выявленным со дня его обнаружения и до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе включить в реестр подлежит государственной охране, невнесение выявленного памятника в реестр объектов культурного наследия само по себе не может отменить историко-культурную ценность этого объекта, не является основанием для лишения объекта соответствующего статуса, не влияет на законность обжалуемого нормативного правового акта, на чём фактически настаивает заявитель.
Внесение изменений Федеральным законом N 315-ФЗ от 22.10.2014 года в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", касающихся отмены требований об установлении зон охраны объекта культурного наследия к выявленному объекту культурного наследия, не являются основанием для признания обжалуемого нормативного правового акта недействующим, поскольку указанные изменения не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Выявленные памятники истории и культуры до принятия окончательного решения (о включении их в реестр или об отказе включения) фактически приравнивается к уже включенным в реестр памятникам со всеми вытекающими отсюда последствиями. При этом действующим законодательством не ограничен срок проведения работ по постановке на государственный учёт вновь выявленных памятников истории и культуры.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы, а также любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Таким образом, обязательным условием вступления в силу нормативных правовых актов является их официальное опубликование.
Согласно статье 14 Закона Тверской области от 16 марта 2004 года N 13-ЗО "О нормативных правовых актах Тверской области" в Тверской области источниками официального опубликования являются газеты "Тверские ведомости", "Тверская жизнь" и периодическое печатное издание "Ведомости Законодательного Собрания Тверской области".
Доказательством того, что оспариваемое Постановление от 12 августа 2008 года N 228-па обнародовано, доведено до сведения заинтересованных лиц, является официальная публикация его в газете "Тверская жизнь" N 151, 15 августа 2008 года, а также размещение в информационно телекоммуникационной сети "Интернет", информационно-правовых системах "Гарант" и "Консультант-Плюс". Таким образом, порядок опубликования нормативного правового акта соблюден.
Согласно представленной суду Министерством юстиции Российской Федерации по Тверской области информации, оспариваемый нормативно-правовой акт прошел государственную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ за N.
Сам по себе факт отсутствия публикации графического приложения режимов использования земель квартала N 35 в городе Твери, с учетом оспаривания правового акта в той части, которая была официально опубликована, не может являться основанием для признания его противоречащим федеральному законодательству и недействующим, поскольку в тексте официально опубликованного приложения к Постановлению от 12 августа 2008 года N 228-па подробно приведено описание границ зон охраны каждого из выявленных объектов культурного наследия с указанием координат.
Доводы административного истца о фактической утрате объектом "Дом жилой, 1-ая пол. - сер. XIX в.", расположенного по адресу: город Тверь, Пожарная площадь, 3/10, своего статуса в связи со сносом и строительством нового здания, а также строительством в непосредственной близости от него многоэтажного дома, что нарушает права и свободы Белоусовой Е.А., поскольку накладывает на нее необоснованные обязанности, не состоятельны.
В силу статьи 39 Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" от 15 декабря 1978 года жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, с момента составления на него учетной документации как вновь выявленный объект, представляющий историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, впредь до решения вопроса о принятии его на государственный учет как памятника архитектуры подлежит охране в соответствии с требованиями настоящего Закона.
При этом законодательство Российской Федерации не допускает уничтожение памятников истории и культуры или их снос независимо от их технического состояния или износа.
Указанный объект в соответствии с разрешениями на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, а также разрешением на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, выданными Главным управлением по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, является сохраненным путем проведения комплекса ремонтно-реставрационных и восстановительных работ, направленных на его воссоздание методом реставрации. Охранным обязательством был определен перечень работ, направленных на сохранение объекта культурного наследия.
Полная физическая утрата жилого дома и отсутствие у него архитектурной ценности на момент объявления памятником в судебном заседании подтверждения не нашли.
Главным управлением по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области представлены фотоматериалы, подтверждающие фактическое наличие всех выявленных объектов культурного наследия, указанных в Постановлении Администрации Тверской области от 12 августа 2008 года N 228-па.
Доводы административного истца, не поставленного при приобретении земельного участка в известность о нахождении данного земельного участка в границах охранной зоны и зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности выявленного объекта культурного наследия, в отношении которых установлены особые режимы использования земель и градостроительные регламенты, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку подлежат защите в другом, в том числе судебном порядке о состоятельности договора в части существенных характеристик предмета договора.
Изменение границ зон охраны объектов культурного наследия также не входит в круг обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела в рамках абстрактного нормоконтроля, а доводы административного истца в этой части не означают, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному закону или иному акту, имеющим большую юридическую силу.
Иное означало бы нарушение принципов защиты публичного интереса сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и защиты конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также права народа Российской Федерации на восстановление, сохранение и развитие историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
Постановлением Администрации города Твери от 19.01.2016 года N 54 земельному участку истца изменен вид разрешенного использования с "под индивидуальный жилой дом" на "под блокированный жилой дом", что не имеет правового значения для соблюдения предписания соответствующего режима зоны охраны, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт утверждает не вид разрешенного использования земельных участков, а режимы застройки.
Несостоятельно утверждение административного истца о том, что оспариваемое Постановление от 12 августа 2008 года N 228-па не является нормативным правовым актом, так как издано в установленном порядке уполномоченным органом, направлено на урегулирование общественных отношений, рассчитано на неоднократное применение, затрагивает права, свободы и законные интересы граждан.
Поскольку по настоящему делу не установлены обстоятельства, свидетельствующие о противоречии оспариваемого административного правового акта федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также о нарушении прав и законных интересов административного истца, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования о признании его недействующим, в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, (участок N 2), входящего в зону строгого регулирования застройки и хозяйственной деятельности Р-3 (режим Р-З-Л), надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
В удовлетворении административного искового заявления Белоусовой Е.А. о признании недействующим постановления Администрацией Тверской области от 12 августа 2008 года N 228-па "Об утверждении границ зон охраны и режимов использования земель объектов культурного наследия города Твери:"Дом жилой, 1-ая пол. - сер. XIX в.", Пожарная площадь, 3/10;"Дом жилой, кон. XVIII в.", Затверецкая набережная, 32;"Дом жилой, кон. XVIII - нач. XIX вв.", Затверецкая набережная, 36;"Дом жилой, кон. XVIII - 2-ая пол. XIX вв." с оградой и воротами,улица Розы Люксембург, 15-17", в отношении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Тверской областной суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий |
С.А. Гришина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Тверского областного суда от 16 марта 2016 г. N 3А-8/2016 (извлечение)
Текст решения официально опубликован не был
Текст решения размещен на сайте Тверского областного суда (http://oblsud.twr.sudrf.ru)
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника