Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел I.
Общая характеристика сферы реализации Программы, в том числе основные проблемы и приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы и прогноз ее развития
1. Государственная программа Тверской области "Содействие занятости населения Тверской области" на 2017 - 2022 годы направлена на развитие гибкого эффективно функционирующего рынка труда и трудовых ресурсов, позволяющего в определенной степени преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу.
2. Ситуация на рынке труда Тверской области в 2016 году развивается в соответствии с процессами, происходящими в экономике и социально-экономической сфере тверского региона.
3. Среднегодовая численность постоянного населения за 2015 год снизилась на 0,8 % и на 1 января 2016 года составила 1304,7 тыс. человек.
4. Финансовый кризис оказал негативное влияние на развитие регионального рынка труда.
5. По данным Федеральной службы государственной статистики в 2015 году общая численность безработных в Тверской области увеличилась по сравнению с 2014 годом на 2,8 % и достигла 39,1 тыс. человек. Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) составил 5,6 % к численности экономически активного населения, что на 0,3 процентного пункта больше, чем в 2014 году, а за второй квартал 2016 года увеличился до 6,5 %.
6. По итогам обследований населения по проблемам занятости, проводимых территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Тверской области (далее - Тверьстат) среднегодовая численность занятых в экономике в 2015 году составила 665,1 тыс. человек, что на 1,4 % меньше, чем в 2014 году. К концу первого полугодия 2016 года численность занятых в экономике снизилась до 636,3 тыс. человек.
7. Наблюдается снижение спроса на рабочую силу. Число заявленных работодателями в органы службы занятости вакансий составило в январе - июне 2016 года 45,6 тыс. единиц, что на 1,2% меньше, чем в аналогичном периоде 2015 года. В профессионально-должностной структуре вакансий преобладают рабочие профессии - свыше 65,0 %.
8. Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в среднем за 2015 год составила 7,9 тыс. человек, что на 18,8 % больше, чем в 2014 году. Данная тенденция продолжилась в 2016 году: в среднем за январь - июнь 2016 года численность безработных граждан составила 8,7 тыс. человек, что на 11,0 % больше, чем в соответствующем периоде 2015 года.
9. Сложившаяся ситуация на рынке труда Тверской области характеризуется значительной дифференциацией муниципальных образований Тверской области по показателям уровня безработицы, ее продолжительности, территориальной диспропорцией спроса и предложения рабочей силы и наличием отдельных территорий с высокой напряженностью на рынке труда.
10. Вместе с тем, снизились параметры использования режимов неполной занятости и массового увольнения работников. Если в начале 2016 года на 61 предприятии был зафиксирован режим неполной занятости работников, то к середине 2016 года - на 52 предприятиях.
11. Численность не занятых трудовой деятельностью в расчете на одну вакансию снизилась с 1,3 незанятого гражданина в расчете на одну вакансию на 1 января 2016 года до 0,8 - на 1 июля 2016 года.
12. Уровень регистрируемой безработицы в январе - июне 2016 года изменялся в пределах 1,2 - 1,3 % от численности экономически активного населения.
13. Основные показатели, характеризующие ситуации на рынке труда субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Наименование территории |
Уровень регистрируемой |
Число не занятых трудовой деятельностью в расчете на одну вакансию, единиц |
||
01.01.2016 |
01.07.2016 |
01.01.2016 |
01.07.2016 |
|
Российская Федерация |
1,3 |
1,3 |
1,0 |
0,8 |
Центральный федеральный округ |
0,9 |
0,9 |
0,7 |
0,7 |
Белгородская область |
0,9 |
0,8 |
0,4 |
0,4 |
Брянская область |
1,3 |
1,4 |
1,2 |
1,0 |
Владимирская область |
1,4 |
1,3 |
1,5 |
0,7 |
Воронежская область |
1,1 |
1,1 |
0,3 |
0,5 |
Ивановская область |
1,3 |
1,4 |
1,3 |
1,2 |
Калужская область |
0,7 |
0,7 |
0,9 |
0,5 |
Костромская область |
0,8 |
0,9 |
0,8 |
0,6 |
Курская область |
1,2 |
1,2 |
1,6 |
1,1 |
Липецкая область |
0,7 |
0,6 |
0,7 |
0,5 |
Московская область |
0,8 |
0,8 |
1,1 |
0,9 |
Орловская область |
1,2 |
1,2 |
1,7 |
1,2 |
Рязанская область |
0,9 |
0,9 |
0,8 |
0,7 |
Смоленская область |
1,4 |
1,5 |
2,1 |
1,7 |
Тамбовская область |
0,9 |
0,9 |
0,3 |
0,6 |
Тверская область |
1,2 |
1,2 |
1,3 |
0,8 |
Тульская область |
0,8 |
0,8 |
0,6 |
0,5 |
Ярославская область |
1,6 |
1,7 |
1,5 |
1,2 |
г. Москва |
0,6 |
0,6 |
0,4 |
0,5 |
14. Основные проблемы на рынке труда Тверской области:
а) несоответствие спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационному составу и территориальному признаку;
б) нестабильная ситуация на рынке труда в отдельных муниципальных образованиях Тверской области;
в) отток рабочей силы из тверского региона;
г) низкий уровень мобильности населения внутри тверского региона;
д) ограниченные возможности для трудоустройства безработных граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности при трудоустройстве;
е) несоответствие качества рабочих мест и условий труда запросам работников;
ж) дефицит рабочей силы в отдельных видах экономической деятельности;
з) несоблюдение в полном объеме нормативов охраны труда отдельными работодателями, наличие случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
15. Сложившаяся ситуация на рынке труда характеризуется значительной дифференциацией муниципальных образований Тверской области по показателям уровня регистрируемой безработицы, ее продолжительности, территориальной диспропорцией спроса и предложения рабочей силы и наличием отдельных территорий с высокой напряженностью на рынке труда.
16. Сохраняется значительное количество неэффективных рабочих мест с вредными условиями труда, низкой производительностью труда и уровнем заработной платы.
17. Не в полном объеме реализованы меры, направленные на повышение гибкости рынка труда, в том числе по отношению к привлечению и использованию иностранной рабочей силы.
18. Переход к инновационной экономике (реструктуризация и диверсификация отраслей экономики) приведет к изменению сложившейся структуры занятости населения в Тверской области, что будет сопровождаться сокращением неэффективных рабочих мест, развитием инновационных направлений деятельности и возникновением новых направлений занятости. В этих условиях рынок труда будет стимулировать создание новых эффективных рабочих мест, включая гибкие формы занятости, способствовать соответствующему перераспределению рабочей силы между секторами экономики и видами экономической деятельности.
19. Рынок труда в ближайшей перспективе столкнется с сокращением предложения рабочей силы в связи с продолжающейся тенденцией снижения численности населения трудоспособного возраста за счет низкого притока молодежи в трудовые ресурсы.
20. Сокращение численности населения в трудоспособном возрасте и, как следствие, снижение численности экономически активного населения, приведет к сокращению трудовых ресурсов.
21. Данная ситуация может быть частично компенсирована ростом производительности труда при переходе к инновационной экономике, мерами по вовлечению в трудовую деятельность лиц старшего возраста, женщин, имеющих малолетних детей, созданием условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями, а также повышением уровня трудовой мобильности населения при оптимизации привлечения иностранной рабочей силы в соответствии с потребностями экономики.
22. Решению указанных проблем во многом будет способствовать реализация Программы.
23. Программа является одним из инструментов в реализации мер и действий на региональном рынке труда, важным элементом механизма государственного регулирования занятости населения и воздействия на рынок труда Тверской области на основе программно-целевого подхода.
24. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы сформированы, исходя из положений:
а) Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;
б) Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года";
в) Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.09.2011 N 1540-р;
г) государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 298 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения";
д) послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 03.12.2015;
е) послания Губернатора Тверской области Законодательному Собранию Тверской области от 20.10.2015.
25. Основными приоритетами государственной политики в сфере реализации Программы являются:
а) регулирование процессов на рынке труда;
б) осуществление мероприятий активной политики занятости населения;
в) повышение качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения на основе развития государственной службы занятости населения с использованием современных информационных технологий;
г) создание условий для расширения участия в трудовой деятельности инвалидов;
д) реализация мероприятий, направленных на предотвращение роста напряженности на рынке труда Тверской области;
е) регулирование процессов привлечения и использования иностранных работников на основе принципа приоритетного использования национальных кадров;
ж) государственное управление охраной труда на территории Тверской области;
з) развитие системы социального партнерства в сфере труда и занятости населения.
26. Общий вклад Программы в экономическое развитие Тверской области заключается в обеспечении эффективного использования бюджетных средств, предоставляемых для осуществления мероприятий по содействию занятости населения, и создании условий для достижения гибкого, эффективно функционирующего рынка труда.
27. Разработка Программы обусловлена Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон "О занятости населения в Российской Федерации"), полномочиями Главного управления по труду и занятости населения Тверской области (далее - Главное управление).
28. Объем бюджетных ассигнований, выделяемый на реализацию Программы, по годам его реализации указан по каждой подпрограмме, по каждой задаче подпрограммы, по каждому мероприятию подпрограммы, по обеспечивающей подпрограмме в разрезе кодов бюджетной классификации и дополнительных аналитических кодов в характеристике Программы.
29. Характеристика Программы приведена в приложении 1 к настоящей Программе.
30. Перечень показателей носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в случаях изменения приоритетов государственной политики, появления новых социально-экономических обстоятельств, оказывающих существенное влияние на рынок труда.
31. Состав целевых показателей (индикаторов) Программы сформирован на основе следующих принципов:
а) максимальная информативность при минимальном количестве показателей;
б) наблюдаемость и неизменность методологии расчета значений показателей в течение всего срока реализации Программы;
в) регулярность формирования отчетных данных (не реже 1 раза в год);
г) применение общепринятых определений, методик расчета и единиц измерения;
д) наличие объективных источников информации;
е) возможность получения отчетных данных с минимально возможными затратами.
32. В состав показателей Программы включены показатели, характеризующие результативность решения задач Программы, реализуемых на постоянной основе и имеющих количественное выражение.
33. Характеристика основных показателей государственной программы приведена в приложении 2 к настоящей Программе.
34. Сведения о рисках реализации Программы представлены в приложении 3 "Анализ рисков реализации государственной программы Тверской области "Содействие занятости населения Тверской области" на 2017 - 2022 годы и меры по их управлению" к настоящей Программе.
35. Модернизация экономики и ее дальнейшее развитие будет сопровождаться увеличением спроса на труд в целом, а также изменением его профессионально-квалификационной структуры, которые не в полной мере смогут удовлетворяться за счет национальных трудовых ресурсов.
36. В прогнозном периоде продолжится сокращение численности постоянного населения при уменьшении населения трудоспособного возраста. Соответственно, произойдет снижение численности экономически активного населения и, как следствие, сокращение предложения рабочей силы, что может стать существенным инфраструктурным ограничением для реализации инновационного сценария развития экономики тверского региона.
37. Прогнозируется, что в 2017 - 2022 годах при наметившихся положительных тенденциях в экономике и повышении спроса на рабочую силу численность безработных граждан, уровень регистрируемой безработицы будут оставаться относительно стабильными. Снижению безработицы может способствовать изменение демографической структуры: значительно сократится численность молодежи, в наибольшей степени подверженной риску безработицы.
38. По мере повышения качества предоставляемых услуг в области содействия занятости населения численность граждан, обращающихся в органы службы занятости, не будет снижаться. Уровень регистрируемой безработицы стабилизируется и не превысит 1,2 % от численности экономически активного населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.