Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел I.
Общая характеристика отрасли "Образование"
Основными документами, определяющими стратегию развития муниципальной системы образования, являются Программа социально-экономического развития Тверской области на 2012 - 2020 годы, Государственная программа Тверской области "Развитие образования Тверской области на 2015-2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Тверской области от 20.10.2015 N 491-пп "О государственной программе Тверской области "Развитие образования Тверской области на 2015-2020 годы", региональные программы и проекты в области образования, национальные образовательные инициативы.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "от 14.10.2014 N 515-пп"
Приоритетным направлением деятельности системы образования города Вышний Волочек остается обеспечение государственных гарантий, доступности и равных возможностей обучающихся и воспитанников в получении полноценного образования на всех его уровнях.
В муниципальной системе образования города Вышний Волочек в последние годы осуществлялись мероприятия по созданию условий: финансово-экономических, материально-технических, кадровых, обеспечивающих потребителям качество и доступность образовательных услуг.
В настоящее время в городе Вышний Волочек функционируют 35 муниципальных бюджетных образовательных организаций:
- гимназия;
- лицей;
- 8 средних общеобразовательных школ;
- вечерняя (сменная) общеобразовательная школа;
- общеобразовательная школа для детей с ОВЗ;
- 20 дошкольных образовательных организаций;
- 3 организации дополнительного образования.
Кроме того, на территории города работают:
- 2 государственных образовательных организации;
- вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при ИУ-5;
- православная средняя общеобразовательная школа во имя Сергия Радонежского при храме Пресвятой Богородицы.
- 1 частное дошкольное образовательное учреждение;
- 2 учреждения среднего профессионального образования;
- 2 детских юношеских спортивных школы;
- школа искусств.
Также, в городе работают другие учреждения культуры и спорта: ФОК "Волочанин", стадионы "Спартак" и "Авангард", бассейн "Аквамарин". Для юных вышневолочан свои услуги предоставляют краеведческий музей, драматический театр. Образовательные организации города тесно взаимодействуют с комплексным центром социального обслуживания населения, Советом ветеранов, Центром занятости населения. Все это обеспечивает системный подход к воспитанию, приобщению детей к культурным ценностям, социализацию подростков, формирование коммуникативных навыков с целью обеспечения преемственности образовательных программ дошкольного, общего и дополнительного образования. Таким образом, сеть образовательных организаций позволяет удовлетворить образовательные запросы различных групп населения.
Основные достижения муниципальной системы образования города Вышний Волочек за последние годы:
- во всех муниципальных образовательных организациях введена система оплаты труда, стимулирующая достижение качественных результатов профессиональной деятельности, распределение стимулирующих выплат педагогическим и руководящим работникам осуществляется с участием органов государственно-общественного управления;
- все общеобразовательные и дошкольные организации получают бюджетные средства на основе принципов нормативного подушевого финансирования, что способствует формированию их финансовой самостоятельности;
- в городе удалось решить проблему предоставления дошкольного образования всем детям в возрасте от 3 до 7 лет, практически нет в очереди и детей в возрасте до 3-х лет;
- обучающиеся 1-6-х классов всех общеобразовательных организаций, 5-8-х классов Лицея N 15 и МБОУ "Гимназия N 2", 9-х классов Лицея N 15 обучаются в 2016/2017 учебном году по новым ФГОС;
- осуществляется модернизация системы повышения квалификации педагогических работников; обучение и переподготовка руководящих работников и учителей проводится в соответствии с вводимой в практику персонифицированной модульно- накопительной системой;
- реализация принципа открытости образования осуществляется путем создания постоянного обновления сайтов образовательных организаций, отдела образования, ежегодного издания публичных докладов о результатах деятельности на всех уровнях образования;
- поводится работа по независимой оценке качества образования;
- проводится большая работа по созданию комфортных и безопасных условий обучения и воспитания (ремонт помещений, ремонт кровли, изготовление ограждений и т.д.).
Для удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования на территории города Вышний Волочек функционируют 21 дошкольная образовательная организация (из них одна частная). Кроме того, дошкольные группы работают на базе 4 общеобразовательных организаций. Таким образом, 25 образовательных организаций реализуют основную образовательную программу дошкольного образования, в которых педагоги предоставляют широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Для обеспечения высокого качества услуг дошкольного образования в городе Вышний Волочек реализуется федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; повышается уровень компетентности педагогов, педагогического мастерства и качества труда педагогических и других работников дошкольных образовательных организаций, внедрена система оценки качества дошкольного образования, расширяется сфера и перечень дополнительных образовательных услуг, в т.ч. платных.
В рамках выполнения Плана мероприятий Комплекса мер по модернизации дошкольного образования, реализации мероприятий, направленных на ликвидацию очередности на зачисление детей до 3-х летнего возраста в дошкольные образовательные организации за счет создания дополнительных мест в муниципальных образовательных организациях различных типов, а также развитие вариативных форм организации дошкольного образования, обновление требований к условиям предоставления услуг дошкольного образования и мониторинг их выполнения, осуществляется ряд мероприятий, который включают в себя:
- создание дополнительных мест в муниципальных образовательных организациях;
- обновление требований к условиям предоставления услуг дошкольного образования и мониторинг их выполнения.
Так, в 2016 году в МБДОУ "Детский сад N6" было проведено перепрофилирование одной из невостребованных групп для детей от 5 до 8 лет для удовлетворения потребности населения в устройстве детей ясельного возраста в микрорайоне. В МБДОУ "Детский сад N5" проведено перепрофилирование разновозрастной группы для детей от 3 до 5 лет в 1 младшую группу от 2 до 3 лет с набором 23-х детей. В МБДОУ "Детский сад N31" открыта дополнительная 1 ранняя группа от 1 года до 1,5 лет (охват 22 ребенка), выделены денежные средства на оснащение необходимым оборудованием и инвентарем. В МБДОУ "Детский сад N24" перепрофилирована 2 ранняя группа для детей от 1,5 до 2 лет в группу раннего возраста от 1 до 2 лет с увеличением возрастного диапазона планового набора (охват 22 ребенка). В МБДОУ "Детский сад N7" перепрофилирована 2 младшая группа для детей от 3 до 4 лет на невостребованные и вакантные места в младшую группу от 2 до 4 лет с дополнительным набором 24 детей.
Используя дополнительные резервы, проведено распределение детей одной подготовительной группы МБДОУ "Детский сад N11" в силу своей неукомплектованности (12 человек из 26 предельной наполняемости) по другим возрастным группам дошкольных образовательных организаций и перепрофилирование ее в 1 младшую группу для детей от 2 до 3 летнего возраста (охват 24 ребенка).
На 01.09.2016 года сеть дошкольного образования города Вышний Волочек согласно данным электронной очереди представлена:
1. Традиционными формами:
- 20 дошкольных образовательных организаций с общим охватом 2118 детей;
- 1 ЧДОУ "Детский сад N 2" ОАО " Метровагонмаш" с охватом 48 детей (предел 95 мест).
- 4 общеобразовательные организации (10 дошкольных групп) с общим охватом 208 детей.
Всего: 2374 ребенка.
2. Вариативными формами организации дошкольного образования:
- на базе организаций дополнительно образования и учреждений культуры (малозатратные формы) работают объединения:
- на базе МБУ ДО "Дом детского творчества" - Центр развития дошкольников "Филиппок", Детская академия развития "Дар"
- на базе МБУ ДО "Детская школа искусств им. С.А. Кусевицкого"- отделение раннего эстетического развития "Малышкина школа;
- на базе ИП и объединений, не имеющих лицензии на образовательную деятельность:
- присмотр и уход за ребенком у индивидуального предпринимателя Латышевой Е.В. в детском клубе "Знайка";
- присмотр и уход за детьми от 8 месяцев до 3 лет по системе "Монтессори" в Объединении "Наши дети.
Всего охват - 244 ребенка, не посещающих детские сады.
Таким образом, услугами дошкольного образования города Вышний Волочек, с учетом этих малозатратных форм охвачено 2618 детей, что составляет 75,3% от числа детей от одного года до 8 лет (от 3475 человек по статистическим сведениям Территориальной службы).
На 01.09. 2016 года на территории города Вышний Волочек нет очереди для детей от 1 года до 8 лет.
Два последних года в системе образования применяется электронная очередь (АС "Е-услуги. Образование"), с 01.01.2015 года к ней добавлен модуль "Сетевой город" с целью создания единых подходов к учету численности детей, нуждающихся в предоставлении места в дошкольные образовательные организации и распределенных в ДОО, а также определение единых сроков формирования соответствующего реестра заявлений в текущем учебном году.
В качестве проблемы при обеспечении доступности дошкольного образования является: желание родителей получить место в детские сады только рядом с домом, что не всегда возможно в условиях большой плотности в центральной и привокзальной части города, хотя принцип территориальной закрепленности образовательных организаций к месту проживания детей весьма актуален.
В 2015-2016 учебном году численность обучающихся в общеобразовательных организациях, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, увеличилась на 2,9%.
2012-2013 На конец учебного года |
2013-2014 На конец учебного года |
2014-2015 На конец учебного года |
2015-2016 На конец учебного года |
4862 чел. |
4967 чел. |
5099 чел. |
5249 чел. |
По состоянию на 01.09.2016 в общеобразовательных организациях города обучаются 5309 человек, что свидетельствует о продолжающейся тенденции к постепенному увеличению контингента обучающихся в школах города, а значит, появлению проблемы нехватки помещений в общеобразовательных организациях для обеспечения обучения в одну смену.
Анализ итогов успеваемости (2015-2016 учебный год)
Показатели образовательного процесса:
Общеобразовательные организации |
2015-2016 учебный год |
|
Уровень обученности |
Качество знаний |
|
Дневные школы |
99,2% |
41,2% |
МБОУ ВСОШ N1 |
94,6% |
10,6% |
МБОУ " Школа N4" |
97,6% |
26,1% |
Всего |
99,0% |
39,8% |
Показатели |
2013-2014 |
2014-2015 |
2015-2016 |
Количество обучающихся |
4967 чел. |
5099 чел. |
5249 чел. |
Уровень обученности |
99,0% |
98,4% |
99,0% |
Качество знаний |
1827 чел. (36,8%) |
2027 чел. (39,8%) |
2089 чел. (39,8%) |
Закончили на "5" |
275 чел. (5,5%) |
307 чел.(6,0%) |
340 чел. (6,5%) |
Неуспевающие |
48 чел.(0,97%) |
80 чел. (1,6%) |
50 чел. (1%) |
Анализ качества знаний
По ступеням обучения:
|
2013-2014 учебный год |
2014-2015 учебный год |
2015-2016 учебный год |
|||
Начальная школа |
924 чел. |
42,8% |
1048 чел. |
47,2% |
1003 чел. |
44,8% |
Основная школа |
742 чел. |
31,6% |
825 чел. |
34,7% |
917 чел. |
36,5% |
Средняя школа |
161 чел. |
36,1% |
154 чел. |
30,7% |
169 чел. |
33,9% |
Всего: |
1827 чел. |
36,8% |
2027 чел. |
39,8% |
2089 чел. |
39,8% |
(% от числа обучающихся на каждой ступени)
Показатель качества знаний наибольший в начальной школе, он превышает средний городской показатель, далее при переходе к основной и старшей школе он значительно уменьшается. Показатель качества знаний обучающихся по сравнению с 2014-2015 учебным годом снизился в начальной школе на 2,4%, вырос на ступени основной школы на 1,8% и на ступени старшей школы на 3,2%.
Система дополнительного образования муниципального образования "Город Вышний Волочек" представлена тремя образовательными организациями:
- МБУ ДО "Дом детского творчества";
- МБУ ДО "Центр дополнительного образования детей";
- МБУ ДО "Станция юных натуралистов".
В 2015-2016 учебном году муниципальные образовательные организации дополнительного образования детей продолжили работу по достижению главной цели:
- создание условий и механизма устойчивого развития системы дополнительного образования;
- обеспечение современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования по различным направлениям образовательной деятельности.
На достижение цели направлено решение следующих взаимосвязанных задач:
- сохранение сети муниципальных образовательных организаций дополнительного образования детей, укрепление их материально- технической базы;
- обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения обучающимися дополнительного образования, достижение эффективности и качества дополнительного образования детей;
- сохранение единого образовательного пространства на основе преемственности содержания основного и дополнительного образования детей;
- совершенствование содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей;
- внедрение и развитие новых информационных технологий.
В городе Вышний Волочек за многие годы на базе организаций дополнительного образования сформировалась система дополнительного образования с различными направленностями реализуемых образовательных программ, которые позволяют дополнить базовое образование в соответствии с образовательными запросами развивающейся личности. Каждое образовательная организация дополнительного образования стала центром, организующим работу всех образовательных организаций города в определенном направлении воспитательной работы. Муниципальные образовательные организации дополнительного образования координируют проведение городских мероприятий и конкурсов, проводят отбор работ на региональный и всероссийский этапы, т.е. выполняют методические и координационные функции.
В школах города созданы современные условия для оказания качественных образовательных услуг. Федеральные государственные образовательные стандарты определяют содержание и организацию образовательного процесса и направлены на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся. Сегодня новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования уже легли в основу образовательного процесса первой ступени в десяти общеобразовательных организациях города Вышний Волочек. В двух общеобразовательных организациях (МБОУ "Гимназия N2" и Лицее N15) осуществляется опережающее введение ФГОС основного общего образования.
С 1 сентября 2016 года для детей с ОВЗ введен ФГОС начального общего образования, преподавание по которому начато в МБОУ "Школа N4". В школе был составлен и реализован план методической работы по введению ФГОС. Школа получила статус муниципальной экспериментальной площадки для выполнения совместно с Кингисеппским филиалом АОУ ВПО "Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина" экспериментальной работы по теме "Психолого-педагогическое сопровождение при организации образовательной деятельности в условиях внедрения ФГОС для детей с ОВЗ".
Особого интереса заслуживает начавшаяся работа по сетевому взаимодействию между МБОУ "Гимназия N2" и МБОУ СОШ N3". Как показала практика, сетевое взаимодействие оказалось плодотворным как для педагогического коллектива МБОУ "Гимназия N2", так и для педагогического коллектива МБОУ СОШ N3. В ходе сетевого взаимодействия приоритетными направлениями стали:
- урочная и внеурочная деятельность;
- повышение квалификации учителей.
Руководители общеобразовательных организаций проводят работу по улучшению материально-технического оснащения введения ФГОС нового поколения. Большое внимание уделяется процессу информатизации образования. Информатизация делает школу открытой, понятной, прозрачной, привлекательной для детей и родителей через сайты школ, знакомство с публичными докладами. В образовательных организациях города активно внедряются инновационные программы, новые технологии: информационно-коммуникационные, проектные. Во всех школах ведутся электронные журналы и дневники. Все общеобразовательные организации работают в новой информационной системе ИС "Сетевой город. Образование", которая обеспечивает доступ к электронным журналам и дневникам, процедуру подачи заявления в образовательную организацию, формирование портфолио обучающихся.
Одновременно с реализацией стандарта общего образования выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Обучающиеся школ города активно участвуют в конкурсах муниципального, регионального и федерального уровня. Всероссийская олимпиада школьников является "творческой лабораторией" молодых талантов, она позволяет испытать на прочность силы и проявить способности. Наряду с участием во Всероссийской олимпиаде школьников, обучающиеся имеют возможность попробовать свои силы в различных заочных олимпиадах: Всероссийской олимпиаде "Олимпиус", дистанционной олимпиаде "Инфоурок.ru", Международной математической игре-конкурсе "Кенгуру", Международной игре-конкурсе по русскому языку "Русский медвежонок".
На протяжении последних пяти лет возрастает количество участников муниципального этапа олимпиады. Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает у обучающихся стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно - исследовательской деятельности. Такой подход к учебно-воспитательному процессу ежегодно позволяет добиваться высоких результатов педагогическим коллективам МБОУ "Гимназия N2" и Лицея N15.
Потенциал развития муниципальной системы образования во многом определяется теми педагогическими кадрами, которые работают в образовательных организациях. Всего в системе образования работают 731 педагог, из них
- в общеобразовательных организациях - 387 человек
- в дошкольных образовательных организациях -279
- в организациях дополнительного образования - 65 человек.
Курсы повышения квалификации в прошлом учебном году прошли 159 педагогов (все по ФГОС).
На создание благоприятной, комфортной среды для пребывания детей направлены ежегодные мероприятия, проводимые при подготовке к новому учебному году. Так, в 2016 году в рамках мероприятий по ликвидации второй смены в муниципальных общеобразовательных организациях в пристройке здания МБОУ СОШ N 5 проведен капитальный ремонт двух кабинетов, ранее не используемых, что позволит ввести 50 дополнительных мест и решить проблему второй смены в этой школе. Оборудованы и новые туалетные комнаты для этих классов. Классы оснащены мебелью, мультимедийным оборудованием. Из средств регионального бюджета на это выделено 2 млн. 797 тыс. рублей.
За счет средств местного бюджета в 2016 году в МБОУ СОШ N 3 выполнен капитальный ремонт кровли, завершены работы по ремонту цехов на пищеблоке. Завершены работы установке ограждения объекта в МБОУ СОШ N 12. В этой же школе проведен полный ремонт мастерских для мальчиков, оборудован дополнительный класс. В Лицее N 15 за счет внебюджетных средств выполнены работы по ремонту туалетных комнат, кабинета обслуживающего труда. Всего на ремонтные работы образовательных организаций в 2016 году за счет средств местного бюджета было направлено 2 млн. 700 тыс. руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.