Решение Тверского областного суда
от 7 июня 2016 г. N 3а-81/2016
(извлечение)
Тверской областной суд в составе:
председательствующего судьи Гришиной С.А.,
при секретаре судебного заседания Коршуновой Е.А.,
прокурора Полещук Р.С.,
с участием представителей:
административного истца Гунбатова И.М.о. - Лебедева М.С.,
административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области - Дьякончук Н.А., заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - Шириной И.А., заинтересованного лица Администрации города Твери - Ивановой Е.А., заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области - Бородулиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гунбатова И.М.о. о признании частично недействующим приказа Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 25 декабря 2014 года N 13-нп "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тверской области", установил:
25 декабря 2014 года Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области издан приказ N 13-нп "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тверской области", который вступил в силу с 1 января 2015 года (пункт 7).
Гунбатов И.М.о обратился в Тверской областной суд с заявлением о признании недействующим пункта 40167 приложения к указанному Приказу. В обоснование требований указал, что оспариваемые положения противоречат статье 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", поскольку земельный участок с кадастровым номером N был включен в перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке без учета того обстоятельства, что его кадастровая стоимость определена решением Арбитражного суда Тверской области 03 февраля 2014 года и не подлежала пересмотру в течение трех лет, что свидетельствует о нарушении периодичности пересмотра кадастровой оценки земель.
В судебном заседании представитель Гунбатова И.М.о. - Лебедев М.С. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Дьякончук Н.А. возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала поданные возражения на заявление Гунбатова И.М.о., пояснила, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, не противоречит правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов заявителя, который не лишен права заявлять требования о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости арендованного им земельного участка. В период проведения массовой кадастровой оценки на территории Тверской области в 2013-2014 годах, Гунбатов И.М.о. обратился в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, результаты которой утверждены постановлением Администрации Тверской области от 30 декабря 2008 года N 503-па по состоянию на 01 января 2007 года. При таких обстоятельствах доводы административного истца о нарушении периодичности пересмотра кадастровой оценки земель не состоятельны.
Представитель заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Ширина И.А. поддержала поданные возражения на заявление Гунбатова И.М.о., пояснила, что вступление в законную силу 1 января 2015 года приказа Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области N 13-нп не свидетельствует о нарушении периодичности пересмотра кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области, поскольку кадастровая стоимость земельного участка в размере рыночной, установленная решением суда, не является государственной кадастровой оценкой, проводимой по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области Бородулина Е.А. просила суд отказать в заявленных требованиях, полагая, что административным истцом не представлено доказательств нарушения оспариваемым нормативным правовым актом его прав.
Представитель заинтересованного лица Администрации города Твери Иванова Е.А. возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что утверждение административного истца о нарушении периодичности пересмотра кадастровой оценки земель на территории Тверской области не состоятельны, поскольку с момента предыдущей государственной оценки прошло более пяти лет.
Выслушав объяснения сторон, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Полещук Р.С. об отклонении заявления, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что Гунбатову И.М.о. передан в аренду земельный участок государственная собственность на который не разграничена с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, относящийся к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под кафе в составе торгово-бытового комплекса, на основании договора аренды от 25 октября 2007 года N 0451-з/07, заключенного между Комитетом по управлению имуществом Тверской области и ФИО, а также дополнительных соглашений к нему, согласно которым права и обязанности арендатора указанного земельного участка были переданы административному истцу на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Расчет арендной платы в отношении указанного земельного участка производится на основании его кадастровой стоимости.
Таким образом, оспариваемые положения нормативного правового акта распространяются на административного истца, затрагивают его права, касающиеся размера арендной платы, следовательно, он вправе обратиться в суд с настоящим исковым заявлением.
В силу пунктов "в" и "к" части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года N 316 были утверждены Правила проведения кадастровой оценки земель, в соответствии с пунктом 10 которых органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Вопросы полномочий органов государственной власти в части принятия решений по проведению государственной кадастровой оценки объектов недвижимого имущества урегулированы Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Согласно статье 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В Перечень исполнительных органов государственной власти Тверской области, утвержденный Постановлением Губернатора Тверской области от 31 августа 2011 г. N 31-пг входит Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области.
Постановлением Правительства Тверской области от 18 октября 2011 г. N 73-пп утверждено Положение о Министерстве имущественных и земельных отношений Тверской области, согласно которому Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области является областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Тверской области в сфере имущественных и земельных отношений, принимает решения о проведении государственной кадастровой оценки, а также осуществляет функции заказчика работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Согласно Постановлению Правительства Тверской области от 18 октября 2012 г. N 623-пп о государственной программе Тверской области на 2013-2018 годы, одной из целей программы является актуализация кадастровой стоимости объектов недвижимости посредством определения кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Закон об оценочной деятельности (статья 24.11) устанавливает, что под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости (далее - исполнитель работ) и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области 28 июня 2013 г. в рамках полномочий издано распоряжение N 1580 "О проведении государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Тверской области".
На основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ N по итогам открытого конкурса между Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области (заказчиком) и обществом с ограниченной ответственностью <данные изъяты> (исполнителем) последним проведены работы по определению государственной кадастровой оценки земель.
Перечень объектов оценки сформирован по состоянию на 01 января 2013 года (пункт 2.2 Технического задания к Государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ N).
Исполнителем работ ДД.ММ.ГГГГ составлен отчёт об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Тверской области по состоянию на 01 января 2013 года.
На указанный отчёт некоммерческим партнерством "<данные изъяты> дано положительное экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ N
Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области и обществом с ограниченной ответственностью <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ подписан акт сдачи-приёмки выполненных работ по Государственному контракту, замечаний к выполненным работам не представлено, результаты работ приняты.
25 декабря 2014 года приказом Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от N 13-нп утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тверской области.
Таким образом, все этапы государственной кадастровой оценки осуществлены уполномоченными на то лицами в соответствии с требованиями действующего законодательства и с соблюдением установленной процедуры.
Отношения по государственной кадастровой оценке наряду с Законом об оценочной деятельности регулируются также Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости" (ФСО N 4), утверждённым приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. N 508, который является обязательным к применению при определении кадастровой стоимости и содержит требования к определению кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Как указано в пункте 3 ФСО N 4, кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учёта иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости.
При кадастровой оценке объектов недвижимости учитывается информация о рынке объектов оценки, определяются ценообразующие факторы объектов оценки и собираются сведения о значениях ценообразующих факторов объектов оценки.
Выводы, полученные в результате анализа сведений, характеризующих состояние рынка объектов оценки, в том числе в пределах территории, на которой расположены объекты оценки, с описанием процесса, способов определения состава ценообразующих факторов объектов оценки с обоснованием суждения о существенности влияния ценообразующих факторов на кадастровую стоимость объектов оценки, а также описание процесса расчёта и результаты расчёта средних уровней кадастровых стоимостей объектов оценки - земельных участков по муниципальным районам (городским округам), указываются в отчёте об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития России от 29 июля 2011 г. N 382 "Об утверждении требований к отчёту об определении кадастровой стоимости").
В данном случае отчёт об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ N соответствует указанным требованиям.
Оспаривая приказ Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от N 13-нп Гунбатов И.М.о сослался на то обстоятельство, что при проведении государственной кадастровой оценки не учтено, что кадастровая стоимость арендованного им земельного участка была установлена на основании решения суда, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости 07 марта 2014 года, что свидетельствует о нарушении периодичности пересмотра кадастровой оценки земель.
Таким образом, по мнению административного истца, нарушены его права и законные интересы на установление действительной кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, определённой по решению арбитражного суда, и уплату экономически обоснованного налога на землю.
Суд не соглашается с указанными доводами заявителя, поскольку установление кадастровой стоимости равной рыночной не опровергает предполагаемую достоверность вновь установленных результатов кадастровой оценки, в том числе среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в строке 40167 приложения к Приказу.
Как следует из решения Арбитражного суда Тверской области от 03 февраля 2014 года (дело N) по заявлению Гунбатова И.М. была пересмотрена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, утвержденная постановлением Администрации Тверской области от 30 декабря 2008 года N 503-па по состоянию на 01 января 2007 года. Согласно кадастровой справке от 28 апреля 2016 года данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости 07 марта 2014 года.
В соответствии с правилами Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Согласно пункту 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, оснований рассматривать применительно к требованиям о периодичности государственной кадастровой оценки, проводимой по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, рыночную стоимость объекта недвижимого имущества, не имеется.
Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области N 13-нп опубликован в печатном издании "Тверская жизнь" N 237 от 26.12.2014 года, размещен на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области (mizo.tver.ru), прошел государственную регистрацию, что свидетельствует об установленном порядке его введения в действие в соответствии с полномочиями и компетенцией органа его издавшего.
Оспариваемые Гунбатовым И.М.о положения Приказа не лишают его права на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.
Поскольку по настоящему делу не установлены обстоятельства, свидетельствующие о противоречии оспариваемого нормативного правового акта федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также о нарушении прав и законных интересов административного истца, то в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административного искового заявления Гунбатова И.М.о. о признании недействующим в части приказа Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 25 декабря 2014 года N 13-нп "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тверской области" - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Тверской областной суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий |
С.А. Гришина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Тверского областного суда от 7 июня 2016 г. N 3а-81/2016 (извлечение)
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника