Решение Тверского областного суда
от 24 июня 2016 г. N 2а-2209/2016
(извлечение)
Центральный районный суд г. Твери в составе
председательствующего судьи Булыгиной Н.В.,
при секретаре Даниловой Е.А.,
с участием прокурора Чунина А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Центрального района г. Твери в защиту прав и законных интересов неопределенного круга граждан к администрации г. Твери о признании недействующим пункта 6.4 постановления администрации г. Твери от 26.06.2015 N 913 "Об определении минимального значения расстояния от некоторых организаций и (или) объектов до границ прилегающих к ним территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" со дня его принятия (то есть с 19.02.2016), установил:
Прокурор Центрального района г. Твери обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга граждан к администрации г. Твери с требованиями о признании недействующим пункта 6.4 постановления администрации г. Твери от 26.06.2015 N 913 "Об определении минимального значения расстояния от некоторых организаций и (или) объектов до границ прилегающих к ним территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" со дня его принятия (то есть с 19.02.2016).
В обоснование заявления указано, что 26.06.2015 администрацией города Твери издано постановление N 913 "Об определении минимального значения расстояния от некоторых организаций и (или) объектов до границ прилегающих к ним территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" (далее постановление N 913 от 26.06.2015).
Постановление N 913 от 26.06.2015 изменялось и дополнялось постановлениями администрации города Твери от 05.08.2015 N 1273, от 19.02.2016 N 288.
Первоначальный текст документа опубликован в издании "Вся Тверь" N 65 от 29.06.2015. Постановления о внесении изменений также опубликованы в издании "Вся Тверь" N 82 от 07.08.2015 и N 21 от 26.02.2016.
Согласно пункту 6.4 постановления N 913 от 26.06.2015 на Департамент потребительского рынка и рекламы администрации города Твери возлагается обязанность по утверждению границ (схем границ) прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
Данный пункт противоречит требованиям действующего законодательства и подлежит признанию недействующим по следующим основаниям.
В соответствии с п. 4 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" к прилегающим территориям, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1425 утверждены Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (далее - Правила).
В силу п. 8 Правил границы прилегающих территорий определяются в решениях органа местного самоуправления, к которым прилагаются схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта, указанных в пункте 2 настоящих Правил.
Из содержания указанных норм следует, что схемы границ прилегающих территорий являются приложением к решениям органа местного самоуправления, которым определяются границы прилегающих территорий.
Таким образом, как сами границы прилегающих территорий, так и их схемы, должны утверждаться решением органа местного самоуправления, который по своей природе является нормативным правовым актом, поскольку устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга граждан, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений.
Вместе с тем пункт 6.4 постановления от 26.06.2015 N 913 предусматривает утверждение таких схем: во-первых, отдельным правовым актом; во-вторых, неуполномоченным лицом - Департаментом потребительского рынка и рекламы администрации г.Твери.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
В силу ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят: 1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Статьей 28 Устава города Твери, принятого решением Тверской городской Думы от 23.06.2005 N 68, предусмотрено, что структуру органов местного самоуправления города Твери составляют: 1) Тверская городская Дума - представительный орган муниципального образования; 2) Глава города Твери -высшее должностное лицо муниципального образования; 3) администрация города Твери - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования; 4) Контрольно-счетная палата города Твери - контрольно-счетный орган муниципального образования.
Таким образом, местная администрация является самостоятельным юридическим лицом (исполнительно-распорядительным органом муниципального образования) и наделена полномочиями по изданию муниципальных правовых актов, носящих нормативный характер.
При этом ни Устав города Твери, ни Положение о департаменте потребительского рынка и рекламы администрации города Твери, утвержденное постановлением администрации города Твери от 08.08.2014 N 905, ни Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1425, не наделяют Департамент потребительского рынка и рекламы администрации города Твери полномочиями по изданию нормативных правовых актов.
При таких обстоятельствах издание Департаментом потребительского рынка и рекламы нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере реализации алкогольной продукции, является превышением компетенции и свидетельствует об уклонении администрации города Твери от самостоятельного принятия такого решения.
Таким образом, оспариваемый пункт содержит нормы, противоречащие федеральному законодательству, и возлагает обязанность по утверждению схем границ прилегающих территорий на неуполномоченное лицо.
Постановление N 913 от 26.06.2015, не имеющее приложений в виде схем, не может применяться для регулирования рассматриваемых отношений.
Так отсутствие в составе решения органа местного самоуправления, которым определяются границы прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, соответствующих схем, влечет невозможность принятия уполномоченным органом государственной власти объективного, соответствующего закону решения о выдаче лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, тем самым создает административные ограничения для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере реализации алкогольной продукции.
Оспариваемой нормой нарушаются права неопределенного круга граждан на снижение объемов потребления населением алкогольной продукции, улучшение демографической ситуации в стране, увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, формирование стимулов к здоровому образу жизни. Указанные обстоятельства не отвечают государственной политике по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации, одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 2128-р.
Кроме того, оспариваемая норма образует коррупциогенный фактор, устанавливающий для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, а именно чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявших первоначальный нормативный правовой акт (подпункт "г" пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96).
На практике должностными лицами департамента потребительского рынка и рекламы администрации города Твери на основании пункта 6.4 постановления администрации г.Твери 26.06.2015 N 913 могут быть утверждены Схемы границ прилегающих территорий, не соответствующие первоначальному правовому акту.
Таким образом, пункт 6.4 постановления администрации г. Твери 26.06.2015 N 913 "Об определении минимального значения расстояния от некоторых организаций и (или) объектов до границ прилегающих к ним территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции", противоречит требованиям Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и нарушает права неопределенного круга граждан, в связи с чем подлежит признанию недействующим.
В судебном заседании административный истец - представитель прокуратуры Центрального района г. Твери по доверенности Чунин А.С. поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представители административного ответчика Вуймина И.М., Воронцова А.А., действующие на основании доверенностей, возражали против удовлетворения заявленных административным истцом требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, которые приобщены к материалам дела. При этом указали, что обжалуемый акт соответствует Федеральному закону от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и постановлению Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1425 "Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции", в связи с чем просили отказать прокурору Центрального района города Твери в удовлетворении заявленных требований.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент Потребительского рынка и рекламы администрации г. Твери, чьим представителем в судебном заседании по доверенности также являлась Вуймина И.М., которая полностью поддержала позицию административного ответчика и просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица - Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций не явился, судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица. При этом в материалы дела представлен отзыв Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций, из содержания которого усматривается, что Министерство считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Полагает, что как сами границы прилегающих территорий, так и их схемы должны утверждаться решением органа местного самоуправления, который по своей природе является нормативным правовым актом, поскольку устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга граждан, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений. Обжалуемым постановлением администрации города Твери от 26.06.2015 N определены минимальные значения расстояния от некоторых организаций и (или) объектов до границ прилегающих к ним территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции. По данному постановлению не предоставляется возможным определить места, где запрещена розничная продажа алкогольной продукции. Запреты и иные установления, закрепляемые правовой нормой, должны быть определенными, ясными, недвусмысленными. Неопределенность содержания правовой нормы допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и тем самым - нарушения принципа равенства, а также принципа верховенства закона.
Выслушав административного истца, представителей административного ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, могут быть признаны судом недействительными.
Из положений ст. 4 КАС РФ следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также вправе обратиться в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Буквальное толкование указанных норм права определяет, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.
С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Порядок реализации данного права предусмотрен главой 21 КАС РФ.
Таким образом, уполномоченное лицо вправе обратиться в суд в том случае, если принятым правовым актом или конкретным действием нарушены права и свободы конкретного лица.
Административный истец - прокурор Центрального района г. Твери, считая, что пункт 6.4 постановления администрации г. Твери от 26.06.2015 N 913 "Об определении минимального значения расстояния от некоторых организаций и (или) объектов до границ прилегающих к ним территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" не соответствует закону, обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга граждан к администрации г. Твери с заявлением, в котором просит пункт оспариваемого постановления признать недействующим.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Главой администрации города Твери издано Постановление N 913, а также изменяющее его постановление администрации города Твери от 19.02.2016 N 288 "О внесении изменений в постановление администрации города Твери от 26.06.2015 N 913 "Об определении минимального значения расстояния от некоторых организаций и (или) объектов до границ прилегающих к ним территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" (далее - постановление N 288).
Полномочия администрации города Твери на принятие правовых актов урегулированы Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом города Твери.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Устава города Твери правовые акты местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования, входят в систему муниципальных правовых актов.
В силу части 1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и подпункта 6 пункта 1 статьи 59 Устава города Твери Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты (часть 2 статьи 46 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов, порядок их рассмотрения и принятия для правовых актов администрации города Твери, должностных лиц администрации города Твери устанавливаются распоряжением администрации города Твери (подпункт 3 пункта 3 статьи 61 Устава города Твери).
В соответствии с пунктом 2.1.6 Инструкции по делопроизводству в администрации города Твери, утвержденной распоряжением администрации города Твери от 23.07.2010 N 209, правовые акты оформляются на бланках установленной формы и имеют следующие реквизиты: Герб города Твери, наименование органа, издавшего правовой акт, наименование вида документа, дата и номер. Постановление N 913 имеет все установленные реквизиты.
Согласно статье 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 7 Постановления N 913 оно вступило в силу с даты опубликования. Изменения, внесенные Постановлением N 288, также вступили в силу со дня опубликования (пункт 2 Постановления N 288).
Пунктом 7 статьи 62 Устава города Твери установлено, что официальным опубликованием считается первая публикация полного текста муниципального правового акта в официальных периодических изданиях, определенных соответствующими органами местного самоуправления. Постановлением администрации города Твери от 24.12.2013 N 1605 "Об официальном печатном органе (издании) администрации города Твери" в качестве официального печатного органа (издания) для официального опубликования муниципальных правовых актов администрации города Твери, ее отраслевых (функциональных) подразделений определена газета "Вся Тверь".
Постановление N 913 опубликовано в газете "Вся Тверь", N 65 (29 июня), 2015, Постановление N 288 опубликовано в газете "Вся Тверь", N 21 (26 февраля), 2016.
Таким образом, Постановление N 913, содержащее оспариваемый пункт 6.4 (в редакции Постановления N 288), издано компетентным органом в надлежащей форме, порядок его принятия и вступления в силу соблюден.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона N 171-ФЗ границы прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение статьи 16 Закона N 171-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 27.12.2012 N 1425 "Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" (далее - Постановление Правительства РФ N 1425).
Постановлением Правительства РФ N 1425 утверждены Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (далее - Правила).
Пунктом 6 Правил установлены максимальные значения устанавливаемых органами местного самоуправления расстояний от объектов (организаций) до границ прилегающих территорий.
Пунктом 7 Правил установлено, что способ расчета расстояния определяется органами местного самоуправления.
Пунктом 8 Правил установлено, что границы прилегающих территорий определяются в решениях органа местного самоуправления, к которым прилагаются схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта, указанных в пункте 2 Правил. Орган местного самоуправления не позднее 1 месяца со дня принятия решения об определении границ прилегающих территорий направляет информацию о принятых решениях в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий лицензирование розничной продажи алкогольной продукции.
В целях реализации пунктов 6 и 7 Правил издано Постановление N 913, которым установлены минимальные значения расстояний, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определен способ расчета расстояния от организаций и (или) объектов до границ прилегающих территорий.
В целях реализации пункта 8 Правил пунктом 6 Постановления N 913 департаменту потребительского рынка и рекламы администрации города Твери поручено:
- определить перечень организаций и (или) объектов, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, на прилегающих территориях к которым не допускается розничная продажа алкогольной продукции в стационарных торговых объектах и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (далее - перечень), в срок до 20.08.2015;
- разместить перечень на официальном сайте администрации города Твери в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
- организовать выполнение работ по оформлению и изготовлению схем границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, в соответствии с действующим законодательством;
- утвердить границы (схемы границ) прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
Оспариваемый пункт Постановления N 913 не носит нормативного характера, так как содержит поручение структурному подразделению администрации города Твери выполнить определенные действия, а именно: утвердить границы (схемы границ) прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в соответствии со значениями и способом, определенными Постановлением N 913.
При этом границы (схемы границ) прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утверждаются муниципальным правовым актом Департамента, также не являющимся нормативным правовым актом в силу следующего.
Признаки нормативного правового акта приведены в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", согласно которому данный акт характеризуется его изданием в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличием в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Согласно требованиям п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суд, проверяя содержание оспариваемого акта или его части, должен также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Изготовление границ (схем границ) прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта осуществляется подрядной организацией, определяемой посредством проведения конкурсных процедур по заключению муниципального контракта в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Муниципальным правовым актом Департамента утверждаются исключительно изготовленные подрядной организацией границы (схемы границ) прилегающих территорий к организациям (объектам), указанным в пункте 1 Постановления N 913, при этом правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, не устанавливаются.
Запрет на розничную продажу алкогольной продукции на прилегающих территориях определенных организаций (объектов) установлен пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", а правила определения границ (схем границ) прилегающих территорий установлены Постановлением N 913.
Таким образом, указанный муниципальный правовой акт Департамента не отвечает признакам нормативности.
Указанная позиция соотносится с позицией, изложенной в абзаце 2 пункта 1.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58, согласно которой акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении проектов планировки и проектов межевания территории, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории (охранных, защитных зон), о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд не содержат норм права и не устанавливают правил поведения, а представляют собой акты применения к земельным участкам (землям) в границах определяемой соответствующим актом территории специального правового режима, предусмотренного законом или иным нормативным правовым актом. По своей юридической природе такие акты не являются нормативными правовыми актами.
Пунктом 6 части 1 статьи 59 Устава города Твери предусмотрено, что в систему муниципальных правовых актов города Твери входят наряду с постановлениями администрации города Твери также и приказы руководителей структурных подразделений администрации города Твери по вопросам, отнесенным к их компетенции федеральным законодательством, законами Тверской области, настоящим Уставом, иными муниципальными правовыми актами города Твери.
В соответствии с пунктом 5 раздела I Регламента администрации города Твери, утвержденного постановлением Главы администрации города Твери от 24.03.2010 N 672, руководители структурных подразделений администрации города издают приказы по вопросам, отнесенным к их компетенции Уставом города Твери и иными муниципальными правовыми актами города Твери.
Таким образом, начальник Департамента вправе издавать приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента правовыми актами города Твери, в том числе касающиеся утверждения границ (схем границ) прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
В соответствии с указанными правовыми актами пунктом 1.2 Постановления N 288 в Постановление N 913 были внесены изменения и Департаменту поручено утвердить границы (схемы границ) прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
При этом сами схемы (схемы границ) прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, прокурором Центрального района города Твери не оспорены.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что доводы, изложенные в административном исковом заявлении прокурора Центрального района г. Твери, являются необоснованными, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. Вопреки доводам административного истца доказательств обратного в ходе рассмотрения дела суду не представлено, пункт 6.4 соответствует Федеральному закону от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и постановлению Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1425 "Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции", в связи с чем суд считает правильным отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 174-180, 208-216, 295-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Прокурору Центрального района г. Твери в удовлетворении заявленных требований в защиту прав и законных интересов неопределенного круга граждан к администрации г. Твери о признании недействующим пункта 6.4 постановления администрации г. Твери от 26.06.2015 N 913 "Об определении минимального значения расстояния от некоторых организаций и (или) объектов до границ прилегающих к ним территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" со дня его принятия (то есть с 19.02.2016) - отказать.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 30 июня 2016 года
Председательствующий |
Н.В. Булыгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Тверского областного суда от 24 июня 2016 г. N 2а-2209/2016 (извлечение)
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника